ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
АНАЛИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РОССИИ
Содержание
1 ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ВВЕДЕНИЕ
В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.
Такое бурное развитие предпринимательства в нашей стране связано, прежде всего, с перестройкой нашей экономики, преодолением структурных диспропорций и сверхконцентрации производства, возникших в период существования административно-командной экономики. В действительности речь здесь идет о реализации общеэкономических закономерностей, присущих современному всемирному хозяйству: переходе к интенсивному типу воспроизводства при возрастающем значении его качественных параметров, развитии разделения труда и резком расширении номенклатуры и ассортимента продукции и услуг, все более настоятельной необходимости ресурсосбережения и экономии. Как показывает зарубежный опыт, предпринимательство, действующее в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качества продукции.
Таким образом, для сегодняшней России, становление предпринимательства, развитие инфраструктуры предпринимательства приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России.
В странах с рыночно ориентированной экономикой встречается огромное разнообразие организационно-правовых форм предпринимательства. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус, отрасль деятельности, выпускаемая продукция, или размер.
Организационно-правовая форма предпринимательства представляет собой тип субъекта предпринимательского бизнеса, обладающий сущностными экономическими, правовыми, организационными и функциональными признаками, отличающими его от любого иного типа субъекта предпринимательского бизнеса.
Организационно-правовые формы предпринимательства различаются между собой в соответствии с определяющими признаками. К числу этих признаков относятся:
♦ имущественные признаки;
♦ финансовые признаки;
♦ учредительские признаки;
♦ функциональные признаки;
♦ организационные признаки;
♦ управленческие признаки;
♦ правовые признаки.
В основе разграничения организационно-правовых форм предпринимательства лежат некоторые критерии качественного разграничения субъектов предпринимательского бизнеса.
Разграничение организационно-правовых форм предпринимательства по имущественным признакам обусловлено
♦ неодинаковым характером формирования имущества различных субъектов предпринимательского бизнеса и, соответственно объемами их прав на данное имущество; главным является вопрос о том, является ли данный субъект бизнеса собственником имущества, или же данное имущество находится у него на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
♦ границами имущественной ответственности субъектов бизнеса по своим обязательствам; главным здесь является вопрос о том, отвечает ли рассматриваемый субъект предпринимательского бизнеса по своим обязательствам всем своим имуществом и только ли данным имуществом, не привлекается ли для выполнения обязательств фирмы наряду с имуществом самой фирмы также имущества ее учредителей (участников);
♦ различиями во внутренних имущественных отношениях субъектов предпринимательского бизнеса, прежде всего, в характере отношения к имуществу субъекта бизнеса со стороны его учредителей (участников), объеме прав учредителей (участников) на распоряжение имуществом субъекта бизнеса или его долями.
Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.
Целью данной работы будет рассмотрение существующих форм организации бизнеса в России, выявление преимуществ и недостатков тех или иных форм предпринимательства, а также раскрытие сущности приватизации и ее влияния на предпринимательскую деятельность.
1 ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3.7.1991 г. понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
Приватизация сама по себе не является механизмом, безусловно повышающим эффективность рыночной экономики. В условиях перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике она может оказывать позитивное воздействие лишь при условии проведения общеэкономических реформ. Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова.
Основным принципом, из которого вытекает концепция приватизации, служит положение о существовании пределов возможностей правительства в части повышения эффективности производства, о том, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором. Этот принцип обоснован, главным образом, эмпирически, исходя из того, что некоторые страны, полагавшиеся на частный сектор как источник экономического роста, добились лучших результатов, чем некоторые другие страны, которые делали ставку на государственный сектор. Теоретически этот принцип исходил из того, что государственный сектор, как правило, защищен от конкуренции либо посредством специальных актов, либо субсидий, дотаций и фискальных, таможенных и прочих мер. Кроме того, государственные предприятия, как правило, лишены базового свойства рыночной экономики — стимула к максимизации прибыли.
В сочетании с централизованным планированием государственный сектор экономики создает ряд новых проблем — снижение регулирующей функции цен, избыточную занятость и отсутствие связи доходов работников с результатами их труда, утяжеление промышленности за счет поддержания морально, но не физически устаревшего оборудования, что, между прочим, ведет и к увеличению доли тяжелого физического и неквалифицированного труда за счет работы на устаревшем оборудовании.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
предпринимательство бизнес организация
В Российской Федерации предпринимательская деятельность может осуществляться в двух предусмотренных ГК РФ организационных видах:
индивидуальное предпринимательство, осуществляемое гражданином без образования юридического лица;
предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами (предприятиями различных организационно-правовых форм).
Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Следовательно, индивидуальное предпринимательство — это такой вид предпринимательской деятельности, которая организуется и реализуется отдельным гражданином (физическим лицом). К данному виду предпринимательства применимы все правила и требования ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц. Это касается как использования предоставляемых правовым статусом прав и гарантий (например, право индивидуального предпринимателя использовать наемную рабочую силу), так и безусловного выполнения всех обязанностей в полной мере (например, имущественная ответственность индивидуального предпринимателя, в случае его банкротства, перед кредиторами).
Предпринимательская деятельность может осуществляться в рамках предприятия (организации), приобретающего ту или иную организационно-правовую форму и именуемого юридическим лицом.
Пунктом 1 ст. 48 ГК РФ определено: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».
В случае участия в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь «обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество» (п. 2 ст. 48 ГК РФ).
В случае, когда учредители предприятия (юридического лица) имеют обязательственные права, то такие предприятия относятся к хозяйственным товариществам или обществам, производственным кооперативам. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия. Если учредители юридического лица не имеют имущественных прав, то они относятся к общественным организациям: благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц и т.д.
Все юридические лица согласно ст. 50 ГК РФ подразделяются на: коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» (п. 1 ст. 50 ГК РФ); некоммерческие организации, «не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности».
Выбор конкретной организационно-правовой формы предприятия, имеющего статус коммерческой организации, определяется рядом следующих факторов и обстоятельств:
порядком и мерой участия учредителей и собственников имущества в распределении прибыли;
принципами формирования имущества предприятия;
мерой ответственности учредителей по обязательствам предприятия;
особыми требованиями, устанавливаемыми ГК РФ и другими законодательными актами и предъявляемыми к той или иной организационно-правовой форме;
формой собственности имущества предприятия.
Поскольку именно последний фактор во многом является решающим при определении организационно-правовой формы предприятия, необходимо хотя бы кратко остановиться на такой юридической норме, каковой является «право собственности».
В соответствии с ГК РФ собственником имущества является лицо (физическое или юридическое), которому принадлежит право собственности, т.е. право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Пунктом 2 ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что «собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и другим правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц...».
Субъектами права собственности в РФ являются граждане, юридические лица, государство (Российская Федерация), субъекты Федерации (республики, края, области), муниципальные образования. Таким образом, ГК РФ признается частная собственность (в том числе общая, долевая собственность), государственная собственность (в том числе федеральная или общегосударственная собственность и собственность субъектов Федерации) и муниципальная собственность.
Используя свою (частную) собственность, группа граждан самостоятельно или совместно с юридическими лицами могут организовывать такие коммерческие организации с долевой формой собственности, как:
хозяйственные товарищества;
хозяйственные общества;
производственные кооперативы. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление другому лицу. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществить управление имуществом в интересах собственника. Различают две формы права доверительного управления: право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
Рисунок 1 – Организационно-правовые формы предпринимательства в РФ
Хозяйственные товарищества — это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества в соответствии с ГК РФ подразделяются на полное товарищество и товарищество на вере.
Полное товарищество — это один из двух видов хозяйствующих товариществ, между участниками (полными товарищами) которого поделен на доли (вклады) его уставной капитал. В соответствии с заключенными между участниками такого товарищества договором они занимаются предпринимательской деятельностью от его имени и несут совместную ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом. Учредительный договор, заключенный для образования полного товарищества, является единственным учредительным документом и подписывается всеми его участниками.
Наиболее характерными особенностями полного товарищества являются, во-первых, право любого лица быть участником только одного полного товарищества, во-вторых, высокая, практически неограниченная солидарная субсидиарная имущественная ответственность каждого участника по обязательствам товарищества, в-третьих, отсутствие необходимости обязательного принятия устава товарищества.
В российской практике промышленного предпринимательства эта организационно-правовая форма практически не нашла своего применения ввиду ряда обстоятельств, основными из которых являются:
в условиях, когда каждый участник такого товарищества имеет право заниматься наравне с другими своей предпринимательской деятельностью, что может привести к возникновению нежелательной конкуренции и как результат — к распаду организации;
полная и неограниченная имущественная ответственность участников данного вида товарищества в случае банкротства не только своим вкладом, но и личным имуществом.
Товарищество на вере. Данная форма хозяйствующего товарищества, называемая еще коммандитным товариществом, предполагает, что «наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности» (п. 1, ст. 82 ГК РФ). К товариществу на вере применяются те же положения ГК РФ, что и к полному товариществу постольку, поскольку это не противоречит правилам данного Кодекса о товариществе на вере. Товарищество на вере мало чем отличается от полного товарищества за исключением того, что последнее включает в себя две группы участников: полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). При этом вкладчик крайне ограничен в правах по управлению делами товарищества на вере, но имеет право: получать часть прибыли, пропорциональную его доле в складочном капитале; свободно выходить из такого товарищества со своей долей вклада; передавать свою долю или ее часть другому вкладчику или третьему лицу. В отличие от полных товарищей коммандитист имеет преимущественное право получения своих вкладов из имущества этого товарищества. Так же, как и полные товарищества, товарищества на вере не получили широкого распространения в Российской Федерации.
Хозяйственные общества — это коммерческие организации с разделенным, как и в хозяйственных товариществах, на доли учредителей капиталом, которые могут создаваться в следующих формах:
общество с ограниченной ответственностью (ООО);
общество с дополнительной ответственностью (ОДО);
акционерное общество (АО).
Указанные три организационно-правовые формы получили в России наибольшее распространение, чему способствовали предусмотренные ГК РФ и другими законодательными актами особенности и преимущества в сравнении с другими формами.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это хозяйствующий субъект, учрежденный одним или несколькими лицами, в том числе и юридическими, и имеющий уставный капитал, минимальный размер которого должен составлять в соответствии с законодательством РФ не менее стократной величины минимального размера оплаты труда. Формирование уставного капитала осуществляется вкладами учредителей ООО и разделяется на доли между ними в соответствии с учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, т.е. имущественная ответственность вкладчиков является ограниченной. Общее число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать 50 учредителей. Учредительными документами ООО являются его устав и договор.
«Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников» (п. 1, ст. 91 ГК РФ). Для Оперативного управления деятельностью ООО создается исполнительный коллегиальный или (и) единоличный орган, который подотчетен общему собранию учредителей.
Эта организационно-правовая форма предприятия является весьма распространенной в Российской Федерации, поскольку обладает рядом преимуществ, обусловленных присущим ООО особенностями. Наиболее важными из них являются:
отсутствие ответственности всем своим имуществом по обязательствам общества;
любой участник общества может быть исключен из числа его учредителей только по собственному желанию или по решению суда, что является достаточно весомой гарантией для предпринимателя;
возможность свободного выхода каждого участника из состава общества с причитающейся ему долей в уставном капитале и стоимости части имущества ООО, пропорционально этой доле, включая долю прибыли, причитающейся ему по итогам работы этого общества;
наличие реальной возможности выпускать облигации на сумму, не превышающую стоимость уставного капитала и величину обеспечения, предоставленного ООО для этих целей третьим лицом;
прием новых членов такого общества возможен только с согласия всех его действующих членов, что обеспечивает гарантию появления среди членов общества нежелательных участников.
Ликвидация (реорганизация) ООО возможна по единогласному решению его участников. Статьей 91 ГК РФ такое решение отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Ликвидация такого общества, как и любого другого юридического лица, может быть осуществлена по решению суда, в том числе и по причине банкротства.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) — представляет собой разновидность общества с ограниченной ответственностью. Основное различие между ними заключается в том, что участники ОДО принимают на себя дополнительную ответственность по обязательствам общества не только в размерах внесенных в его уставный капитал вкладов, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вклада. Размер этого вклада определяется учредительными документами общества. Кредиторы ОДО обращают взыскание прежде всего на его имущество, а при недостаточности этого имущества для погашения оставшейся задолженности для участников такого общества наступает субсидиарная ответственность, которую они несут солидарно.
Таким образом, несмотря на то, что интересы кредиторов ОДО, казалось бы, защищены лучше, чем кредиторов ООО, тем не менее имущественная ответственность участников ОДО все же остается ограниченной, так как взыскание по долгам не может быть обращено на все их имущество. Дополнительная ответственность, устанавливаемая учредительными документами, может составлять, например, трехкратный по отношению к величине вклада каждого участника ОДО размер. И в случае неполного взыскания с общества по кредиторской задолженности, с каждого участника будет дополнительно взыскана стоимость его имущества в указанном размере. По этой причине ОДО более привлекательны для кредиторов, в сравнении с ООО. Во всех остальных аспектах организационно-правовой формы общество с дополнительной ответственностью соответствует нормам ГК РФ и других законодательных актов, регламентирующих деятельность общества с ограниченной ответственностью. В силу присущих обществам с ограниченной (ООО) и дополнительной ответственностью (ОДО) особенностям и установленным законодательными актами ограничений, эти организационно-правовые формы используются предприятиями так называемого малого бизнеса.
Акционерное общество (АО). Пунктом 1 ст. 96 ГК РФ определено: «Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих ему акций». Данная организационно-правовая форма используется в РФ достаточно широко и в первую очередь крупными промышленными предприятиями. Это обусловлено рядом присущих АО особенностям в сравнении с ООО или ОДО:
участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости их акций;
АО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не отвечает по обязательствам своих акционеров.
Правовое положение АО определяется ГК РФ и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и другими правовыми актами о приватизации этих предприятий.
В соответствии с действующим законодательством и в частности с ГК РФ могут образовываться открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО).
Открытое акционерное общество — это такое общество, участники которого могут отчуждать (продавать, дарить, передавать) свои акции без согласия других акционеров. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, установленных законом и другими правовыми актами. Количество акционеров такого общества не ограничивается. Его открытость проявляется еще и в том, что ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Закрытое акционерное общество — представляет собой такое акционерное общество, акции которого (в отличие от ОАО) распределяются только среди учредителей; такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц; акционеры такого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого ЗАО; число участников такого акционерного общества ограничено законом об акционерных обществах и не должно превышать 50 акционеров. В случае превышения этого норматива ЗАО в соответствии с законодательством должно в течение года довести численность акционеров до установленного законом об акционерных обществах предела, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество или ликвидации в судебном порядке.
Во всех остальных аспектах формирования уставного капитала, эмиссии акций и управления акционерным обществом и ОАО, и ЗАО руководствуются общими для них правовыми нормами, определенными ГК РФ и законом об акционерных обществах.
Производственный кооператив — это такая коммерческая организация, которая представляет собой «добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов» (п. 1, ст. 107 ГК РФ). В соответствии с законодательством члены производственного кооператива в отличие, например, от ООО или АО, несут обязательную дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам кооператива. Статьей 107 (п. 3) ГК РФ предусмотрено тождественное «производственному кооперативу» понятие «артель». Обычно на практике такой термин («артель») применяют в случаях, когда организация создается для выполнения определенного вида работ или промысла (например, золотодобывающие артели, рыболовецкие артели и т.д.), а под понятием «производственный кооператив» подразумевается хозяйствующая организация с более широким кругом деятельности.
Унитарные предприятия. Таким предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за этой организацией его собственником, которым выступает, например, государство. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество таких предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с ГК РФ имущество, передаваемое такому предприятию, может принадлежать ему на праве, во-первых, хозяйственного ведения, а во-вторых, оперативного управления. Непосредственным собственником имущества унитарных предприятий являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.
В соответствии с этим «Закон о государственных и муниципальных предприятиях» устанавливает следующие виды унитарных предприятий:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственно го ведения: федеральное государственное предприятие; государственное предприятие (государственное предприятие субъекта РФ); муниципальное предприятие;
2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие; казенное предприятие (казенное предприятие субъекта РФ); муниципальное казенное предприятие.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета его деятельности, назначает директора предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Унитарные предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Учредительным документом такого унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной соответствующим законом. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов такого предприятия окажется меньше уставного фонда, орган, уполномоченный создавать эти предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, создаются по решению Правительства РФ, правительств субъектов РФ или органом самоуправления. Учредительным документом казенных предприятий является устав, утверждаемый соответствующим органом управления. Собственник имущества унитарного казенного предприятия несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие в отношении закрепленного за ними имущества осуществляет права владения, использования и распоряжения им в пределах, установленных соответствующим законом, а также в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника.
Содержание права оперативного управления имуществом значительно уже права хозяйственного ведения. Права же собственника этого имущества, переданного в оперативное управление, существенно шире. Поэтому собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом только лишь с согласия собственника этого имущества. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит фирмам (предприятиям) и их объединениям. Фирма обособленная целостная система технологических и социально-экономических отношений, выступающая как организационно-хозяйственная единица. Существует следующая классификация фирм:
По виду хозяйственной деятельности: промышленные, торговые, оказывающие различные услуги (сфера связи, страхования, инжиниринговые, банковские и финансовые, инвестиционные, операции с недвижимостью и ценными бумагами), научно-исследовательские, инновационные.
По отраслевой принадлежности (степени диверсификации):
- моноотраслевые (специализированные фирмы и их объединения синдикат, картель);
- диверсифицированные с сохранением профилирующего производства (концерн); без сохранения профилирующего производства (конгломерат);
- многоотраслевые, включающие в свою деятельность финансовые операции (холдинги, ФПГ)
По территориальной принадлежности национальные и транснациональные компании;
По величине: крупные, средние, малые;
По организационной форме:
- единоличное владение;
- партнерства;
- акционерные общества или корпорации.
Любой объект и действие с ним в экономической системе должен обладать денежным выражением. Для того, что бы быть успешным, бизнес должен иметь четко определенные цели, стратегии и системы измерения. Прежде всего, необходимо четко и ясно сформулировать суть бизнес - идеи, ее "изюминку", зафиксировать, что явилось источником ее появления и что ее "навеяло".
Также необходимо по свежим следам попытаться понять, что может явиться подтверждением реальности, верности самой идеи. Необходимо оценить эффект от реализации бизнес - идеи, а также определить будущих партнеров и инвесторов, заинтересованных в вашем успехе.
Каждый предприниматель должен найти свою хозяйственную нишу. Он должен найти время, место и средства для организации своего предприятия.
Прежде чем начать свою рисковую деятельность, предпринимателю необходимо определить себя, иметь достаточное представление об “окружающей среде” предпринимательства.
Необходимо узнать условия и возможности вложения денег в различные сферы и отрасли хозяйства в различных же регионах, изучить состояния, т.е. предложения и спроса в интересующей области. Нельзя проходить мимо предоставленных льгот и привилегий, например, льгот по налогам, получения займов на льготных условиях, (под более низкий процент), скидки за аренду помещений или зданий, землю. Иными словами, необходимо представить себе общие условия инвестирования денег в данное время, в данном месте, в конкретный бизнес.
Поиск рыночной ниши поможет предпринимателю определить направленность и специализацию предприятия.
Очень полезен будет предварительный всесторонний анализ. Во-первых, необходимо определить потребителя – т.е. кому необходим данный продукт. Не осознав возможного потребителя нельзя рисковать и пускаться в финансовые операции.
В потребителях также заинтересованы и другие предприниматели – конкуренты – и о них необходимо узнать все возможное и невозможное.
Определив продукт, необходимо определиться и с технологией, производства продукта (услуги). Также необходимо помнить, что продукт обязательно устареет, т.к. у потребителей возникнут новые потребности, технологию будет невыгодно совершенствовать. И тогда необходимо будет изменить выбранный курс.
Важный выбор – быть предпринимателем индивидуальным или коллективным. Самый свободный путь – индивидуальный предприниматель, но тогда в случае неудачи придется расплачиваться собственным имуществом.
У каждой формы есть свои плюсы и минусы. Но при создании крупного дела, с возможным изменением состава участников, возможно, придется создавать акционерное общество. В акционерных обществах управление часто оторвано от собственников.
Рыночная стратегия предприятия определяется, исходя из выбранного товара и рынка, для которого он предназначен. Она строится с учетом имеющихся возможностей. Захват рынка начинается с привлечения своих первых потребителей, с хорошо продуманной и достаточно дорогой рекламной стратеги. Завоевав долю рынка, возможно даже значительную необходимо будет ее удерживать. Для этого придется защищать конкурентные преимущества своего товара. Конкуренты не должны дублировать характеристики продукта, качество, снизить затраты и цену.
Для любого производства необходимы материалы, сырье, станки и инструменты, помещение, электроэнергия и самое главное, рабочие руки. Для обретения всех этих ресурсов необходимы средства – деньги, на которые надо все приобрести.
При различных способах обретения источника финансирования главное – хорошо представлять себе задачу, все тщательно просчитать, и суметь правильно преподнести распорядителям внешних денег замысел предприятия.
Создав дело необходимо его вести, и предприятие, какая бы форма собственности не была выбрана (индивидуальный предприниматель или ООО – экономические законы, процессы и правила управления для всех хозяйствующих субъектов едины), нуждается в оперативном управлении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан с установлением и развитием предпринимательства. Успех в предпринимательской деятельности достигается знаниями, практикой, необходимыми материальными средствами и психологическими качествами личности.
Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые им функции:
предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;
предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;
предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;
предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.
Действующие на территории нашего государства организационно-правовые формы предпринимательства должны быть направлены на упрощение достижения главной цели предпринимательской деятельности – извлечение прибыли. Они должны быть понятны и доступны для воплощения. Человек, решивший вступить в мир предпринимательства, решивший проявить свою активность, не должен сталкиваться на пути с огромным административным барьером. И основная задача государства, на мой взгляд, заключается в правильной организации самого процесса формирования субъектов предпринимательства. Помощь и поддержка предпринимательства – вот основные направления, по которым должно идти государство, желающее провозгласить рыночную экономику.
Проведя анализ основных особенностей организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, а также прав и обязанностей отдельных субъектов предпринимательства и их учредителей, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее удобными формами предпринимательской деятельности, направленными на получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются: индивидуальное предпринимательство и хозяйственные общества. Это объясняется тем, что эти формы могут наиболее гибко реагировать на изменение внешних факторов, таких как конъюнктура рынка, изменения законодательства, отношения с партнерами и т.п.
Не случайно, при создании в России рыночной инфраструктуры, начиная с 1991 года, наибольшее распространение и развитие получили именно такие формы предпринимательской деятельности. Они начали наиболее интенсивно развиваться с 1992 года, в основном, в виде малого предпринимательства в сферах торговли и посреднических услуг. Именно малые предприятия стали залогом продвижения России по пути построения рыночных отношений.
В настоящее время деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. 23 сентября 2009 года на заседании форума «Опоры России» премьер-министр РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России:
сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011 г.).
освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет.
отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА
Гражданский кодекс РФ (с изменениями и дополнениями). – Гросс-Медия, 2010
Агеев А. И. «Предпринимательство: проблемы собственности и культуры». – М.: Наука, 1991.
Бусыгин А.В.: «Предпринимательство: Учебник». – М.: Бусыгин, 2003
Волков О.И. «Экономика предприятия. Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2001
Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник – 3-е изд., перер. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.
Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А.: «Экономика организации (предприятия)». – М.: КноРус, 2007
Корниенко В.И. Основы менеджмента устойчивого развития: Курс лекций. – М.: Ступени, 2002.
Менеджмент: Учеб. пособие/ Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Управление организацией. Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999.
Хоскинг А. «Курс предпринимательства. Практическое пособие». – М.: Международные отношения, 1993