Модели и методы анализа эффективных инвестиций
в инновационную деятельность
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические аспекты анализа эффективности инвестиций в инновационную деятельность
1.1 Сущность инвестиций и их формы
1.2 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта
1.3 Расчет основных показателей эффективности инвестиций
2. Анализ эффективности инвестиций в инновационную деятельность на примере ООО СП «Аклеон»
2.1 Характеристика производственно-коммерческой деятельности ООО СП «Аклеон»
2.2 Инвестиционный план развития ООО СП «Аклеон»
3. Оценка инновационного плана развития ООО СП «Аклеон» и разработка путей повышения эффективности инвестиций в инновационную деятельность предприятия
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночной экономики и перестройки народного хозяйства требует разработки и реализации эффективной государственной инвестиционной политики. Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из-за границы.
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Она представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.
Значение экономического анализа для планирования и осуществления инвестиционной деятельности трудно переоценить. При этом особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений.
Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, расчеты, с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения.
Целью курсовой работы является поиск путей повышения эффективности инвестиционной деятельности.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- раскрыть теоретические аспекты анализа эффективности инвестиций в инновационную деятельность;
- провести анализ эффективности инвестиций в инновационную деятельность на примере ООО СП «Аклеон»;
- выявить пути повышения эффективности инвестиционной деятельности.
Объектом исследования курсовой работы является ООО СП «Аклеон».
Предметом исследования является обоснование инвестиционного плана по освоению производства комплектующих изделий, входящих в состав шаровых опор.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Сущность инвестиций и их формы
Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде.
В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:
- инвестиции в физические активы;
- инвестиции в денежные активы;
- инвестиции в нематериальные (незримые) активы.
Под физическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года. Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т. п. Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т. д.
Инвестиции в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями, а инвестиции в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы. Эти оба типа инвестиций имеют большое значение в экономике.
Все разновидности инвестиций в реальные активы можно свести к следующим основным группам.
1. Инвестиции в повышение эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства.
2. Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств.
3. Инвестиции в новые производства. Такие инвестиции обеспечивают создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволят, например, фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки.
4. Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворять требования властей в части либо экономических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента.
Причиной, заставляющей вводить такого рода классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которыми они сопряжены. Зависимость между типом инвестиций и уровнем риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменения результатов работы фирмы после завершения инвестиций. Ясно, что организация нового производства, имеющего своей целью выпуск не знакомого рынку продукта, сопряжена с наибольшей степенью неопределенности, тогда как, например, повышение эффективности (снижение затрат) производства уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования.
В условиях рыночной экономики осуществление инвестиций нельзя рассматривать как “произвольную” форму деятельности фирмы в том смысле, что фирма может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществление инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций. Поэтому все возможные инвестиции можно разбить на две группы:
- пассивные инвестиции, то есть такие, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений в операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.
- активные инвестиции, то есть такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров, захвата новых рынков, или поглощения конкурирующих фирм.
Инвестиции, осуществляемые при основании или покупке предприятия, принято называть начальными инвестициями или нетто-инвестициями. В свою очередь брутто-инвестиции состоят из нетто-инвестиций и реинвестиций, причем последние представляют собой связывание вновь свободных инвестиционных средств посредством направления их на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия (инвестиции на замену, рационализацию, диверсификацию и т.д.).
Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах. В связи с этим для анализа и планирования инвестиций важной представляется классификация инвестиций по признакам:
1. В зависимости от объектов вложений средств различают реальные и финансовые инвестиции.
2. По характеру участия в инвестировании выделяют прямые и непрямые инвестиции.
Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование осуществляют в основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования.
Под непрямыми инвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками). Не все инвесторы имеют достаточную квалификацию для эффективного выбора объектов инвестирования и последующего управления ими. В этом случае они приобретают ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными и другими финансовыми посредниками, которые собранные таким образом инвестиционные средства размещают по своему усмотрению, выбирая наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуя в управлении ими, распределяя полученные доходы среди своих клиентов.
3. По периоду инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции.
Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года.
4. По формам собственности инвесторов выделяют частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.
Частные инвестиции - это вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной.
Государственные инвестиции осуществляют центральные и местные органы власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственные предприятия и учреждения за счет собственных и заемных средств.
Под иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.
Совместные инвестиции - это вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.
5. По региональному признаку различают инвестиции внутри страны и за рубежом.
Под инвестициями внутри страны (внутренними инвестициями) подразумевают вложения средств в объекты инвестирования, размещенные в территориальных границах данной страны.
Под инвестициями за рубежом (зарубежными инвестициями) понимают вложения средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами территориальных границ данной страны (к этим инвестициям относятся также приобретения различных финансовых инструментов других стран - акций зарубежных компаний, облигаций других государств и т.п.).
1.2 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т. п.
Особенностью оценки эффективности инвестиций, вкладываемых в проекты в условиях рыночной экономики, является большая степень неопределенности и непостоянства применительно к перспективным результатам из-за частых и достаточно быстрых изменений в целях, стоимости, технологии и конкуренции. В нынешних условиях дополнительным переменным фактором, влияющим на конечный результат, является инфляция, обусловившая непрерывное изменение процентных ставок, обменного курса национальной валюты, изменение спроса, неустойчивость законодательства и другие. Большие колебания экономической ситуации ведут к повышенному риску долгосрочного планирования, поэтому в западной экономике при оценке эффективности вложений большое значение придается краткосрочным, но определенным возможностям. Вторая особенность оценки эффективности инвестиций в методиках стран с рыночной экономикой - обязательный учет фактора времени путем дисконтирования затрат и выгод.
Третья особенность - повышенная роль процентной ставки. В условиях социалистической экономики, в оценке эффективности капиталовложений предпочтение отдавалось методам, не учитывающим процентную ставку, либо рекомендующим пониженный норматив, что обеспечивало преимущество долгосрочным проектам в тяжелой промышленности. Применение для дисконтирования не индивидуальной нормы доходности, а фиксированного норматива эффективности капиталовложений не было связано с интересами отдельных инвесторов. Недостаточно точная оценка эффективности инвестиций приводила к тому, что для реализации принимались неэффективные долгосрочные проекты, возникали ситуации дефицита и нехваток, увеличивалось незавершенное строительство, происходило омертвление вложенных средств.
Методы анализа, используемые в странах с рыночной экономикой, основываются на предпосылке, что удачные инвестиционные решения ведут к улучшению качества жизни и к экономическому росту. Следовательно, цель анализа эффективности инвестиций состоит в максимизации общественного или частного благосостояния с учетом ряда ограничений. Каждое инвестиционное решение целесообразно оценивать с двух точек зрения: финансовый анализ - для оценки выгод конкретного инвестора, экономический анализ - для определения эффективности инвестиций для общества. Если в ходе финансового анализа все затраты и выгоды определяются в рыночных ценах, инвестиции распределяются на весь срок службы проекта или срок займа и используется частная ставка дисконтирования, то задачей экономического анализа является максимизация выигрыша в общественном благосостоянии при условии выполнения ряда социальных целей.
По мнению большинства зарубежных экономистов наиболее достоверная оценка эффективности инвестиций достигается с помощью показателей NPV, IRR и PI . Причем, практика использования различных методов показала, что и для частных инвесторов и для государства наиболее обобщающим критерием является чистая текущая стоимость, а показатель внутренней нормы прибыли предпочтительнее и точнее, чем срок окупаемости.
В целом можно констатировать, что разные показатели с разных сторон характеризуют целесообразность инвестиционных проектов и ни одной из характеристик не следует пренебрегать, так как каждая из них несет свой объем информации, и только все они в совокупности могут дать реальное представление о приемлемости инвестиционного проекта.
1.3 Расчет основных показателей эффективности инвестиций
Инвестиционные проекты, анализируемые в процессе составления бюджета капитальных вложений, имеют определенную логику:
1) с каждым инвестиционным проектом принято связывать денежный поток (Cash Flow), элементы которого представляют собой либо чистые оттоки (Net Cash Outflow), либо чистые притоки денежных средств (Net Cash Inflow). Под чистым оттоком в k-м году понимается превышение текущих денежных расходов по проекту над текущими денежными поступлениями (при обратном соотношении имеет место чистый приток). Денежный поток, в котором притоки следуют за оттоками, называется ординарным. Если притоки и оттоки чередуются, денежный поток называется неординарным;
2) чаще всего анализ ведется по годам, хотя это ограничение не является обязательным. Анализ можно проводить по равным периодам любой продолжительности (месяц, квартал, год и др.). При этом, однако, необходимо помнить о сопоставимости величин элементов денежного потока, процентной ставки и длины периода;
3) предполагается, что все вложения осуществляются в конце года, предшествующего первому году реализации проекта, хотя в принципе они могут осуществляться в течение ряда последующих лет;
4) приток (отток) денежных средств относится к концу очередного года;
5) коэффициент дисконтирования, используемый для оценки проектов с помощью методов, основанных на дисконтированных оценках, должен соответствовать длине периода, заложенного в основу инвестиционного проекта (например, годовая ставка берется только в том случае, если длина периода - год).
Необходимо особо подчеркнуть, что применение методов оценки и анализа проектов предполагает множественность используемых прогнозных оценок и расчетов. Множественность определяется как возможность применения ряда критериев, так и безусловной целесообразностью варьирования основными параметрами. Это достигается использованием имитационных моделей в среде электронных таблиц.
Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр:
1) основанные на дисконтированных оценках (“динамические” методы):
а) чистая приведенная стоимость - NPV (Net Present Value);
б) индекс рентабельности инвестиций - PI (Profitability Index);
в) внутренняя норма прибыли - IRR (Internal Rate of Return);
г) модифицированная внутренняя норма прибыли- MIRR (Modified Internal Rate of Return);
д) дисконтированный срок окупаемости инвестиций - DPP (Discounted Payback Period).
2) основанные на учетных оценках («статистические» методы):
а) срок окупаемости инвестиций - PP (Payback Period);
б) коэффициент эффективности инвестиций - ARR (Accounted Rate of Return).
Рассмотрим подробнее приведенные выше методы.
Чистая приведенная стоимость (NPV). [9, с. 98]
Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.
Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2, ..., Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:
, (1)
. (2)
Очевидно, что если:
1) NPV > 0, то проект следует принять;
2) NPV < 0, то проект следует отвергнуть;
3) NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
При прогнозировании доходов по годам необходимо по возможности учитывать все виды поступлений как производственного, так и непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Так, если по окончании периода реализации проекта планируется поступление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.
Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение m лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:
, (3)
где i - прогнозируемый средний уровень инфляции.
Расчет с помощью приведенных формул вручную достаточно трудоемок, поэтому для удобства применения этого и других методов, основанных на дисконтированных оценках, разработаны специальные статистические таблицы, в которых табулированы значения сложных процентов, дисконтирующих множителей, дисконтированного значения денежной единицы и т. п. в зависимости от временного интервала и значения коэффициента дисконтирования.
Необходимо отметить, что показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта. Этот показатель аддитивен во временном аспекте, то есть NPV различных проектов можно суммировать. Это очень важное свойство, выделяющее этот критерий из всех остальных и позволяющее использовать его в качестве основного при анализе оптимальности инвестиционного портфеля.
Индекс рентабельности инвестиций (PI).
Этот метод является, по сути, следствием метода чистой теперешней стоимости. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле:
. (4)
Очевидно, что если:
1) РI > 1, то проект следует принять;
2) РI < 1, то проект следует отвергнуть;
3) РI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
Логика критерия PI такова: он характеризует доход на единицу затрат; именно этот критерий наиболее предпочтителен, когда необходимо упорядочить независимые проекты для создания оптимального портфеля в случае ограниченность сверху общего объема инвестиций.
В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем. Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV, либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV.
Внутренняя норма прибыли инвестиций (IRR).
Вторым стандартным методом оценки эффективности инвестиционных проектов является метод определения внутренней нормы рентабельности проекта (internal rate of return, IRR), то есть такой ставки дисконта, при которой значение чистого приведенного дохода равно нулю.
IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0.
Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.
На практике любое предприятие финансирует свою деятельность, в том числе и инвестиционную, из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т.п., то есть несет некоторые обоснованные расходы па поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий относительный уровень этих расходов, можно назвать "ценой" авансированного капитала (CC). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной.
Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя CC (или цены источника средств для данного проекта, если он имеет целевой источник). Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова.
Если:
1) IRR > CC. то проект следует принять;
2) IRR < CC, то проект следует отвергнуть;
3) IRR = CC, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
Практическое
применение
данного метода
осложнено, если
в распоряжении
аналитика нет
специализированного
финансового
калькулятора.
В этом случае
применяется
метод последовательных
итераций с
использованием
табулированных
значений
дисконтирующих
множителей.
Для этого с
помощью таблиц
выбираются
два значения
коэффициента
дисконтирования
r1 < r2 таким
образом, чтобы
в интервале
(r1, r2) функция
NPV
= f(r) меняла свое
значение с “+”
на “-“ или с “-“
на “+”. Далее
применяют
формулу:
, (5)
где r1 - значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором f(r1) > 0 (f(r1) < 0);
r2 - значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором f(r2) < 0 (f(r2) > 0).
Точность вычислений обратно пропорциональна длине интервала (r1, r2), а наилучшая аппроксимация с использованием табулированных значений достигается в случае, когда длина интервала минимальна (равна 1%), то есть r1 и r2 - ближайшие друг к другу значения коэффициента дисконтирования, удовлетворяющие условиям (в случае изменения знака функции с «+» на«-»):
r1 - значение табулированного коэффициента дисконтирования, минимизирующее положительное значение показателя NPV, то есть f(r1) = minr{f(r) > 0};
r2 - значение табулированного коэффициента дисконтирования, максимизирующее отрицательное значение показателя NPV, то есть f(r2) = maxr{f(r) < 0}.
Путем взаимной замены коэффициентов r1 и r2 аналогичные условия выписываются для ситуации, когда функция меняет знак с «-» на «+»
Срок окупаемости инвестиций (PP).
Этот метод - один из самых простых и широко распространен в мировой практике, не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений. Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиции. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими. При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид:
РР = n, при котором Рк > IC. (6)
Показатель срока окупаемости инвестиций очень прост в расчетах, вместе с тем он имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать в анализе.
Во-первых, он не учитывает влияние доходов последних периодов.
Во- вторых, поскольку этот метод основан на не дисконтированных оценках, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различным распределением их по годам.
Существует ряд ситуаций, при которых применение метода, основанного на расчете срока окупаемости затрат, может быть целесообразным. В частности, это ситуация, когда руководство предприятия в большей степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не прибыльности проекта - главное, чтобы инвестиции окупились как можно скорее. Метод также хорош в ситуации, когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска, поэтому, чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект. Такая ситуация характерна для отраслей или видов деятельности, которым присуща большая вероятность достаточно быстрых технологических изменений.
Коэффициент эффективности инвестиций (ARR).
Этот метод имеет две характерные черты: он не предполагает дисконтирования показателей дохода; доход характеризуется показателем чистой прибыли PN (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Алгоритм расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое использование этого показателя на практике: коэффициент эффективности инвестиции (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах). Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы капитальных вложений на два, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной стоимости (RV), то ее оценка должна быть исключена.
. (7)
Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчитываемого делением общей чистой прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность (итог среднего баланса нетто).
Специальные методы оценки инвестиционных проектов.
Описанные выше IRR- и NPV-методы принадлежат к числу традиционных методов оценки инвестиций и используются уже в течение более чем трех десятилетий. В абсолютном большинстве случаев определением чистого приведенного дохода и внутренней нормы рентабельности проекта и исчерпывается анализ эффективности. Такое положение вещей имеет под собой объективную основу: эти методы достаточно просты, не связаны с громоздкими вычислениями и могут применяться для оценки практически любых инвестиционных проектов, то есть универсальны.
Однако обратной стороной этой универсальности является невозможность учета специфики реализации некоторых инвестиционных проектов, что в определенной степени снижает точность и корректность анализа. Специальные методы позволяют акцентировать внимание на отдельных моментах, могущих иметь серьезное значение для финансового инвестора и более детально исследовать инвестиционный проект в целом. Если показатели внутренней нормы рентабельности и чистого приведенного дохода дают лишь общее представление о том, что из себя представляет проект, то применение специальных методов позволяет составить представление об отдельных его аспектах и тем самым повысить общий уровень инвестиционного анализа.
Основные специальные методы оценки эффективности можно разделить на две группы: методы, основанные на определении конечной стоимости инвестиционного проекта, то есть приведенной не на начало, а на конец планового периода, что позволяет рассматривать отдельно ставки процента на привлеченный и вложенный капитал. Таким образом, они основаны на принципиально ином подходе, чем традиционные методы; методы, представляющие собой модификацию традиционных схем расчетов.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ООО СП «АКЛЕОН»
2.1 Характеристика
производственно-коммерческой
деятельности
ООО
СП «Аклеон»
ООО СП «Аклеон» входит в состав корпорации «Фенокс» и основным видом деятельности его является производство автомобильных компонентов.
ООО СП «Аклеон» является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на дальнейший рост объемов производства конкурентоспособной продукции (автомобильные компоненты), расширение ее номенклатуры на территории свободной экономической зоны «Минск», с целью получения максимальной прибыли, удовлетворения растущих потребностей населения в запасных частях к легковым автомобилям и дальнейшего наращивания производственного потенциала предприятия.
Юридический адрес:
Республика Беларусь, 220075, г. Минск, пр. Партизанский, 174, к 6.
Дата регистрации: 05.09.2000 г. № 800005297 Министерством иностранных дел Республики Беларусь.
Размер Уставного фонда: 400000 (Четыреста тысяч) долларов США, сформирован в полном объеме. Учредители предприятия: с белорусской стороны - Арбузов Виталий Иванович; с германской стороны - фирма «Фенокс Автомотиве ГмБХ», город Швангау. Распределение уставного фонда в долях: Арбузов Виталий Иванович - 0,5 % Уставного фонда; фирма «Фенокс Автомотиве ГмБХ» - 99,5 % Уставного фонда. Вклад в Уставный фонд: в денежной форме 250000 (Двести пятьдесят тысяч) долларов США; в имущественной форме 150000 (Сто пятьдесят тысяч) долларов США.
ООО СП «Аклеон» зарегистрирован решением Администрации свободной экономической зоны «Минск» №38-р от 25.07.2001 года в качестве резидента СЭЗ «Минск» за № 56. В соответствии с договором № 56 от 25.07.2001 г. об условиях предпринимательской деятельности на территории СЭЗ «Минск», заключенным с Администрацией зоны, СП «Аклеон» ООО создало за период своей деятельности 2003-2007 года высокотехнологическое производство запасных частей к легковым автомобилям на базе арендуемых площадей ОАО «Белметалл», оснастило его современным высокопроизводительным оборудованием и создало более 200 рабочих мест (на 01.01.2010 г. списочная численность - 223 человека).
Вся выпускаемая на предприятии продукция (автогидроцилиндры тормоза и сцепления, диски тормозных механизмов, суппорта дискового тормоза в сборе, тормозные шланги, водяные насосы, амортизаторы) предназначена для продажи в качестве запчастей для легковых автомобилей на рынках СНГ и Европы.
Вся выпускаемая предприятием продукция сертифицирована и продается под торговой маркой «Фенокс».
За 2009 г. объем производства в количественном выражении составил 1801568 штук автомобильных компонентов, в том числе: автогидроцилиндры тормоза и сцепления - 514390 штук; тормозные шланги - 265997 штук; водяные насосы - 697300 штук; диски тормозных механизмов -323881 штук. Доля экспорта в общем объеме реализации составляет - 75,4 % (по договору с СЭЗ «Минск» необходимо более 50 %). Основной рынок сбыта - Россия (70,5 %), Украина - 0,9 %, Дальнее Зарубежье - 4,0 %.
Создание современного производства автомобильных компонентов потребовало значительных инвестиций. Так, только прямые инвестиции от учредителя «Fenox Automotive GmbH» на эту цель составили - 398020 долларов США. Кроме того, предприятием приобретено дорогостоящее специализированное оборудование - линия «Мinganti» в комплекте с обрабатывающими центрами (стоимостью 1233 тыс. долларов США), автоматизированная линия для сборки элементов дискового тормоза «Сogis» (стоимостью 2000 тыс. долларов США), оборудование для производства амортизаторов (стоимостью более 800 тыс. долларов США) другое сборочное и испытательное оборудование стоимостью более 500 тыс. долларов США. На эти цели были израсходованы как собственные средства предприятия, так и кредитные ресурсы банков Республики Беларусь.
В настоящее время, в рамках производственной кооперации предприятий, входящих в состав корпорации «Фенокс», перед СП «Аклеон» ООО поставлена задача о расширении ассортимента выпускаемых изделий, дополнив его производством шаровых опор (шарниров) для легковых автомобилей.
Согласно Устава предприятия, органами управления СП «Аклеон» ООО являются: Общее собрание Участников; Директор. Общее собрание Участников - высший орган управления СП «Аклеон» ООО. Директор является исполнительным органом предприятия. Контроль за хозяйственной деятельностью предприятия осуществляет ревизионная комиссия, состоящая из трех человек. По решению общего собрания Участников, полномочия ревизионной комиссии могут быть возложены на независимого аудитора.
Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определяются Уставом СП «Аклеон» ООО. К исключительной компетенции Общего собрания Участников относятся: изменение Устава, в том числе изменения размера Уставного фонда предприятия; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов предприятия и распределение его прибыли и убытков; решение о реорганизации или ликвидации предприятия; избрание ревизионной комиссии (ревизора); ежегодное избрание и отзыв членов выборных органов предприятия; установление размера, формы и порядка внесения Участниками дополнительных взносов; принятие решения о приобретении предприятием доли Участника, исключение Участников из состава учредителей.
Руководство текущей деятельностью СП «Аклеон» ООО осуществляет директор. Директор осуществляет общее руководство, решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, предусмотренные Уставом. Директор пользуется правом распоряжения имуществом и средствами предприятия в пределах установленных уставом предприятия, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках счета, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия, решает другие вопросы не отнесенные законодательством или Уставом предприятия к исключительной компетенции Общего собрания Участников.
В таблице 1 представлены основные покупатели шаровых опор ООО СП «Аклеон», предполагаемые объемы продаж в количественном и стоимостном выражении.
Таблица 1. Основные покупатели шаровых опор ООО СП «Аклеон», предполагаемые объемы продаж в количественном и стоимостном выражении на 2010 г
Наименование клиента | Месторасположение | Планируемый годовой объем продаж в тыс. шт. | Планируемый годовой объем продаж в тыс. долларах США | ||
ВАЗ | ГАЗ, Москвич | ВАЗ | ГАЗ, Москвич | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ООО «Пакскер» | г. Москва | 600 | 250 | 1200 | 750 |
ООО «Восход-К-Авто» | г. Москва | 450 | 150 | 900 | 450 |
ООО «Дождь» | г. Москва | 150 | 50 | 300 | 150 |
ООО «Росавтопром» | г. Ростов | 700 | 250 | 1400 | 750 |
ТД «Пигма» | г. Нижний Новгород | 400 | 300 | 800 | 900 |
ООО «ИнтеркомЛада» | г. Челяинск | 600 | 200 | 1200 | 600 |
ООО «ОЛМИ» | г. Екатеринбург | 400 | 100 | 800 | 300 |
ООО «Авто-Лада» | г. Санкт-Петербург | 300 | 100 | 600 | 300 |
ООО «Автостандарт» | г. Новосибирск | 450 | 150 | 900 | 450 |
Прочие (20 фирм) | РФ, Украина | 1450 | 450 | 2900 | 1350 |
Итого | 5500 | 2000 | 11000 | 6000 |
В настоящее время, в рамках производственной кооперации предприятий, входящих в состав корпорации «Фенокс», перед СП «Аклеон» ООО поставлена задача о расширении ассортимента выпускаемых изделий, дополнив его производством шаровых опор (шарниров) для легковых автомобилей.
Цены на продукцию формируются исходя из сложившейся на рынке конъюнктуры, соотношения спроса и предложения, уровня цен на продукцию конкурентов. В каждом конкретном случае при поступлении заказа производится корректировка цены в зависимости от порядка, формы расчетов, объема сделки.
Стратегия сбыта предприятия нацелена на удержание уже имеющихся рынков сбыта и проникновение на новые рынки.
Маркетинговая стратегия СП «Аклеон» ООО направлена на развитие деятельности по наращиванию объемов продаж продукции, повышения ее качества и оперативности поставок посредством внедрения передовых и перспективных технологий. При выборе стратегии маркетинга были учтены потенциал предприятия, особенности внутреннего рынка, текущее состояние рынка. Данная стратегия маркетинга, а также содействие Учредителей в осуществлении целей и функций предприятия, позволит ООО СП «Аклеон» закрепиться и занять значительную долю на рынке шаровых опор и в дальнейшем наращивать ее.
Организация и разработка научно-исследовательских работ проводится на предприятии для повышения качества оказываемых услуг и сокращения затрачиваемого времени работников ООО СП «Аклеон» на оказание услуг.
В основном меры, принимаемые, для улучшения технического обеспечения работы предприятия связаны с модернизацией и обновлением оргтехники и средств связи отдела по продажам.
В начале 2006 г. для офиса ООО СП «Аклеон» была установлена локальная сеть для всех пользователей через центральный сервер с коммутаторами (пользователи подключены по принципу звезда).
Имеется выход в Интернет и доступ к электронной почте. Во всех офисах предприятия установлена специальная программа электронной почты, которая обеспечивает очень высокую скорость доставки почты внутри общей системы.
Так же в 2006 г. была установлена новая телефонная сеть на основе мини-АТС. Ее преимуществом является то, что эта связь цифровая и позволяет соединять друг с другом всех абонентов простым нажатием клавиши.
Постепенно идет переоснащение рабочих мест более современной офисной техникой. На всех рабочих местах установили новые персональные компьютеры на базе процессора Pentium - 4, что позволяет ускорить обработку: информации и установить более современные версии; операционных систем.
Кроме этого все рабочие места оснащены мониторами последнего поколения - LCD. Они намного компактнее обычных мониторов, что обеспечивает более рациональное использование всей площади рабочего стола.
Принтеры везде установлены струйные и постепенно заменяются на лазерные, для того чтобы обеспечить высокий уровень печати различных документов, а так же прайс-листов, предназначенных для клиентов ООО СП «Аклеон».
Для оптимизации использования рабочего времени и удобства сотрудников предприятия в каждом офисе установлены такие дополнительные виды оргтехники, как сканеры, ксероксы.
Что касается станций технического обслуживания автомобилей, то здесь компания постоянно обновляет ряд оборудования и инструментов, предназначенного для диагностики и различного вида ремонтов транспортных средств.
Своевременная замена оборудования на образцы оборудования более нового поколения обеспечивается благодаря регулярным посещениям научно-технических выставок представителями компании и ознакомлением их с новейшими образцами этого вида продукции, а так же последующее приобретение нового оборудования для станций предприятия.
На эти цели в 2007 г. было направлено 12 млн. руб.
Анализ технико-экономических показателей деятельности ООО СП «Аклеон» приведен в таблице 2. На основании проведенного анализа технико-экономических показателей деятельности ООО СП «Аклеон» за 2008-2009 гг. можно сделать вывод, что за анализируемый период финансовое положение предприятия значительно ухудшилось. Так, например, себестоимость увеличилась в 4,7 раза, в то время как выручка только в 4,1, соответственно и прибыль от реализации выросла только в 1,6 раза. Рентабельность существенно снизилась с 18,16% в 2008 г. до 8,67% в 2009 г.
Таблица 2.
Основные
технико-экономические
показатели
деятельности
ООО
СП «Аклеон»
Наименование показателя | 2008 год, млн. руб. | 2009 год, млн. руб. | Отклонение | Темп роста, % | Прогноз на 2010 год, млн. руб. |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 2308081 | 9642428 | 7334347 | 417,8 | 20000000 |
Себестоимость реализации продукции, товаров, работ, услуг | 1917833 | 9012773 | 7094940 | 469,9 | 18000000 |
Прибыль (убыток) от реализации | 390248 | 629655 | 239407 | 161,3 | 2000000 |
Прибыль (убыток) отчетного периода | 348301 | 781823 | 433522 | 224,5 | 2200000 |
Налог на прибыль и иные обязательные платежи | 447 | 215 | -232 | 48,1 | 600000 |
Использовано прибыли | 343198 | 2961 | -340237 | 0,9 | 100000 |
Нераспределенная прибыль | 4656 | 778647 | 773991 | 16723,5 | 1300000 |
Рентабельность, % (строка4/строка2Ч100%) | 18,16 | 8,67 | -9,49 | 47,7 | 11,57 |
По прогнозу на 2010 г. планируется, что рост выручки будет опережать рост себестоимости, что отразится на уровне рентабельности, которая вырастет по сравнению с 2009 г., в то же время абсолютная величина прибыли вырастет более, чем в 3 раза.
Для улучшения финансового состояния предприятия, освоения новых рынков сбыта, ООО СП «Аклеон» необходимо разработать бизнес-план на производство и реализацию нового вида продукции, что позволит повысить эффективность деятельности предприятия в будущем.
2.2 Инвестиционный план развития ООО СП «Аклеон»
Основное содержание инвестиционного плана заключается в организации производства шаровых опор (шарниров) для легковых автомобилей.
В сборочную единицу «шаровая опора» входят следующие «основные детали»: палец шаровой опоры; корпус; вкладыш антифрикционный; защитный чехол (пыльник).
Время реализации инвестиционного плана 2010-2015 гг.
В 2009-2010 гг. СП «Аклеон» ООО планирует организовать производство пальца шаровой опоры и сборочное производство шаровых опор. В 2010 г. планируется освоить и производство вкладыша антифрикционного.
Для организации производства пальца шаровой опоры СП «Аклеон» ООО необходимо приобрести специализированное оборудование общей стоимостью около 5830 тыс. долларов США:
- пресс холодной высадки NH 518 (оборудование новое, пр-во Бельгия) ориентировочной стоимостью 2780 тыс. долларов США;
- станок для обработки сферы «Audremo CNC 90» - 5 шт. (оборудование новое, пр-во Германия) ориентировочной стоимостью 230 тыс. долларов США каждый;
- станок для обработки сферы «Puma - 160» - 2 шт. (оборудование новое, пр-во Корея) ориентировочной стоимостью 75 тыс. долларов США каждый;
- многошпиндельный автомат «AS - 42» - 2 шт. (оборудование бывшее в употреблении, пр-во Италия) ориентировочной стоимостью 50 тыс. долларов США каждый;
- линия термообработки «TG -10» (оборудование новое, пр-во Германия) ориентировочной стоимостью 1500 тыс. долларов США;
- станок резьбонакатной «D-15» - 2 шт. (оборудование новое, пр-во Корея) ориентировочной стоимостью 75 тыс. долларов США каждый.
Для организации сборки и обеспечения выпуска около 7,5 млн. штук в год шаровых опор необходимы 2 сборочные линии, которые предприятие планирует изготовить собственными силами. Инвестиционные затраты на эту цель составят около 640 тыс. долларов США.
Для проверки контроля качества выпускаемых изделий необходимы испытательные стенды:
- стенд для циклической долговечности шаровых опор, ориентировочной стоимостью около 160 тыс. долларов США;
- стенд для циклической долговечности резиновых чехлов, ориентировочной стоимостью около 125 тыс. долларов США;
- стенд для статических и динаметрических нагрузок, ориентировочной стоимостью около 45 тыс. долларов США.
Таким образом, для реализации инвестиционного плана, то есть для организации производства шаровых опор необходимы инвестиции в оборудование в размере около 6800 тыс. долларов США. Кроме того, инвестиции в прирост оборотного капитала составят 3943 тыс. долларов США.
Таким образом, общие инвестиционные затраты на реализацию бизнес проекта «Создание производства шаровых опор для легковых автомобилей» составят - 10743 тыс. долларов США.
Планируемые источники инвестиций:
- кредитные ресурсы банка в размере 4081 тыс. долларов США, что составляет 38% от общей стоимости проекта;
- собственные средства предприятия 6662 тыс. долларов США, что оставляет 62% от общей стоимости проекта, нарабатываемые в процессе деятельности предприятия.
Срок кредита - 4 года. Предполагается мараторий на выплату основного долга - 12 месяцев. Погашение кредита производится равными частями в течение 3-х лет, ежеквартально по 374 тыс. долларов США.
Выплата процентов за кредит начинается с первого месяца его получения. При разработке бизнес-плана, процентная ставка за пользование кредитом принята в размере - 10,65% годовых (2,12%-ЗМ EURIBOR + 8% ставка «RZB» + 0,53%-налог на доход иностранного юридического лица(5% от дохода)).
В настоящее время, предприятие находится на стадии выбора поставщиков оборудования, согласования цен, поэтому при разработке бизнес-плана был составлен предполагаемый график закупки оборудования и использования кредитных ресурсов банка на оплату оборудования. Финансирование оборотных средств будет осуществляться за счет собственных источников. Сборочные линии и испытательные стенды СП «Аклеон» ООО будет приобретать за счет собственных средств.
Поступление оборудования - январь - февраль 2010 года.
Ввод в эксплуатацию оборудования - март 2010 года.
Таблица 3. Предполагаемый график закупки оборудования и использования кредитных ресурсов банка
№п/п | Наименование оборудования | кол-во, шт | Общая сумма, тыс. USD | Оплата за счет собственных средств, тыс. USD | Оплата за счет кредитных средств, тыс. USD | ||||||||
07 2010 |
10 2010 |
12 2010 |
01 2011 |
07 2010 |
10 2010 |
12 2010 |
01 2011 |
||||||
1. | Пресс холодной высадки NH 518 | 1 | 2780 | 445 | 389 | 1946 | |||||||
2. | Станок для обработки сферы «Audremo CNC» | 5 | 1150 | 172 | 172 | 403 | 403 | ||||||
3. | Станок для обработки сферы «Puma-160» | 2 | 150 | 22 | 23 | 53 | 52 | ||||||
4. | Многошпиндельный автомат «AS-42» | 2 | 100 | 15 | 15 | 3 | 35 | ||||||
5. | Линия термообработки «TG-10» | 1 | 1500 | 225 | 225 | 525 | 525 | ||||||
6. | Cтанок резьбонакатной «D-15» | 2 | 150 | 23 | 23 | 52 | 52 | ||||||
Итого | 13 | 5830 | 445 | 457 | 389 | 458 | 1068 | 1946 | 1067 |
Выпуск шаровых опор предприятие планирует начать с апреля 2010 года.
Производственная программа на 2010-2015 гг. (таблица 4) разработана с учетом производственного потенциала предприятия и на основе анализа рынков сбыта.
Таблица 4. Программа производства на 2010-2015 гг., тыс. штук
Наименование продукции | Годы выпуска | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Шаровые опоры к автомобилям «ВАЗ» | 1000 | 3000 | 5500 | 5500 | 5500 | 5500 |
Шаровые опоры к автомобилям «ГАЗ», «Москвич» | - | 500 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 |
ИТОГО: | 1000 | 3500 | 7500 | 7500 | 7500 | 7500 |
Производственный процесс изготовления шаровых опор строится по следующему принципу:
- получение комплектующих от поставщиков и их входной контроль;
- производство пальца шаровой опоры;
- сборка шаровых опор и упаковка;
- контроль качества выпускаемых изделий.
Получение комплектующих изделий от поставщиков:
Предполагаемые поставщики:
- корпус - фирма «Changhal Jiaoda Chukyo» (Китай), ООО «Автон» (Россия, г. Воронеж);
- защитный чехол (пыльник) - фирма «Ningbo Pelyuan Automobile Parts Co.» (Китай), ОАО «Вымпел» (Россия);
- вкладыш антифрикционный - ООО «Автон» (Россия, г. Воронеж).
При организации производства вкладыша антифрикционного будет использоваться полиамит с добавкой углепластика. Предполагаемый поставщик - «Пластмассовый завод», г. Светлогорск.
Материалы будут поставляться на СП «Аклеон» ООО автомобильным транспортом.
Производство пальца шаровой опоры.
Используемый материал - пруток 41CrS4. Предполагаемые поставщики: «Trefileurope» (Франция), «Saarstahl Groupe» (Германия), «Carrington Wire Ltd» (Великобритания).
Технологический процесс изготовления пальца шаровой опоры строится по следующему принципу:
- входной контроль;
- высадка заготовки пальца в автоматическом режиме на пресс-автомате для холодной высадки NH 518 (производительность станка около 3600 шт/час);
- термообработка на автоматической линии TG-10 (мойка, закалка, отпуск, производительность линии около 3600 шт/час);
- обработка сферы в окончательный размер на автомате модели «Audremo CNC 90» (производительность станка около 240 шт/час);
- подрезка и обработка шейки сферы на автомате «AS-42» (производительность станка около 605 шт/час);
- накатка резьбы на автомате «D-15» (производительность станка около 1300 шт/час);
- контроль готового изделия.
Характерной особенностью каждого технологического цикла является высокая степень автоматизации, включая как загрузку- выгрузку изделия, так и оперативный контроль параметров.
Сборка шаровых опор.
Сборка шаровых опор будет осуществляться на специальных сборочных линиях (2 штуки).
Такт выпуска шаровой опоры на линии - 5 секунд.
Контроль качества выпускаемых изделий.
Собранная продукция будет проходить испытания на специальных испытательных стендах.
Производство шаровых опор будет размещено на производственных площадях СП «Аклеон» ООО, пр-т Партизанский 174.
Предполагается задействовать около 3800 кв. метров.
Для обеспечения запланированного объема производства шаровых опор - 7,5 млн. штук в год, необходима численность основных рабочих - 48 человек
(с учетом 3-х сменной работы).
В таблице 5 отражены объемы продаж на весь срок реализации инвестиционного плана в разрезе по годам с учетом необходимого накопления готовой продукции на складе (2-х месячный запас, необходимый для обеспечения нормальной, бесперебойной работы предприятия).
Таблица 5. Объем продаж на 2010-2015 гг.
Показатель | Года | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Объем продаж (тыс. шт.) в том числе: | 800 | 3120 | 6850 | 7500 | 7500 | 7500 |
- шаровые опоры к автомобилям «ВАЗ» | 800 | 2700 | 5100 | 5500 | 5500 | 5500 |
- шаровые опоры к автомобилям «ГАЗ», «Москвич» | - | 420 | 1750 | 2000 | 2000 | 2000 |
Цена (в долларах США): | ||||||
- шаровые опоры к автомобилям «ВАЗ» | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
- шаровые опоры к автомобилям «ГАЗ», «Москвич» | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Продажная стоимость (тыс. долларов США): | 1600 | 6660 | 15450 | 17000 | 17000 | 17000 |
- шаровые опоры к автомобилям «ВАЗ» | 1600 | 5400 | 10200 | 11000 | 11000 | 11000 |
- шаровые опоры к автомобилям «ГАЗ», «Москвич» | - | 1260 | 5250 | 6000 | 6000 | 6000 |
3. ОЦЕНКА
ИННОВАЦИОННОГО
ПЛАНА РАЗВИТИЯ
ООО
СП «АКЛЕОН»
И РАЗРАБОТКА
ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНВЕСТИЦИЙ
В ИННОВАЦИОННУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Показатели, характеризующие поток денежной наличности, свидетельствуют о том, что предприятие на протяжении семи анализируемых лет будет располагать необходимыми ресурсами для возврата кредита, процентов по нему и погашения займов корпорации «Фенокс».
Предполагаемое движение денежных средств по инвестиционному плану представлено в таблице 6.
Таблица 6. Предполагаемое движение денежных средств по инвестиционному плану, тыс. долл. США
Показатель | Годы | |||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Всего | |
Остаток на начало года | 0 | 163 | 233 | 16 | 22 | 2654 | 8345 | |
Поступило: | 4514 | 3987 | 2907 | 6285 | 6758 | 6697 | 6613 | 37761 |
- чистая прибыль; | - | -22 | 1063 | 2832 | 3010 | 2945 | 2910 | 12738 |
- амортизация; | - | 454 | 645 | 672 | 688 | 692 | 643 | 3794 |
- НДС полученный; | 288 | 1199 | 2781 | 3060 | 3060 | 3060 | 13448 | |
- займы системы; | 1500 | 2200 | - | - | - | - | - | 3700 |
- кредит банка; | 3014 | 1067 | - | - | - | - | - | 4081 |
Направлено: | 4351 | 3917 | 3124 | 6279 | 4126 | 1006 | 996 | 23799 |
- инвестиции; | 4305 | 2495 | 6800 | |||||
- прирост оборотного капитала; | - | 608 | 1197 | 2089 | 26 | 14 | 9 | 3943 |
- возврат кредита; | - | 314 | 1256 | 1256 | 1255 | - | - | 4081 |
- возврат займов системы; | - | - | - | 1900 | 1800 | - | - | 3700 |
- погашение процентов по кредиту; | 46 | 426 | 318 | 184 | 50 | - | - | 1024 |
- НДС уплаченный | - | 74 | 353 | 850 | 995 | 992 | 987 | 4251 |
Остаток на конец года | 163 | 233 | 16 | 22 | 2654 | 8345 | 13962 |
В таблице 7 представлены показатели, характеризующие эффективность инвестиционного проекта. Ставка дисконтирования в размере 10,65 % начинает учитываться с момента начала реализации бизнес-плана.
Внутренняя норма доходности проекта (IRR) имеет положительное значение и составляет - 29,0 %.
Таблица 7. Расчет инвестиционного проекта, тыс. долл. США
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Итого |
Результат кэш-фло за год от текущей деятельности предприятия | - | 432 | 1708 | 3504 | 3698 | 3637 | 3553 | 16532 |
Прочие расходы в прирост - капвложений - оборотного капитала |
- - - |
395 - 395 |
352 - 352 |
158 - 158 |
-2039 - -2039 |
-2054 - -2054 |
-2064 - -2064 |
-5252 - -5252 |
Чистый поток денежных средств (стр.1 - стр.2) | - | 37 | 1356 | 3346 | 5737 | 5691 | 5617 | 21784 |
Коэффициент дисконтирования при ставке дисконта 10,65 % | 1,000 | 0,904 | 0,817 | 0,738 | 0,667 | 0,603 | 0,545 | - |
Дисконтированный чистый поток средств (А inv) (стр.3 Ч стр.4) | 0 | 34 | 1108 | 2469 | 3827 | 3432 | 3061 | 13931 |
Размер инвестиций (К) | 4305 | 2495 | - | - | - | - | - | 6800 |
Нарастающий чистый простой доход проекта (стр.3 - стр.6) | -4305 | -6763 | -5407 | -2061 | 3676 | 9367 | 14984 | 14984 |
Нарастающий чистый дисконтированный доход (NPV) (стр.5-стр.6) | -4305 | -6766 | -5658 | -3189 | 638 | 4070 | 7131 | 7131 |
Простой срок окупаемости (РР) | - | - | - | - | 4,36 | - | - | 4года 4 месяца |
Дисконтированный срок окупаемости (РР) | - | - | - | - | 4,83 | - | - | 4года 10 месяцев |
Рентабельность инвестиций (PI = A inv. / K Ч 100%) | - | - | - | - | - | - | - | 204,9 |
Внутренняя норма доходности проекта (IRR), % | - | - | - | - | - | - | - | 29,0 |
Доход в расчете на один год осуществления проекта (R - NVP Ч i / (1 - (1 + i)7) ) | - | - | - | - | - | - | - | 1496,05 |
Коэффициент покрытия задолженности (DSC) (по чистым денежным поступлениям) | - | - | - | - | 1,83 | - | - | 3,24 |
15. Коэффициент покрытия задолженности (DSC) (по прибыли) | - | - | - | - | 1,55 | - | - | 2,70 |
Срок окупаемости проекта без учета дисконтирования 4,36 года (4 года, 4 месяца), дисконтированный срок окупаемости проекта - 4,83 года (4 года 10 месяцев).
Кроме того, предприятием принято, что для обеспечения ритмичной и бесперебойной работы, необходимы - 2-х месячный норматив производственных запасов и 2-х месячные остатки готовой продукции на складе.
В таблице 8 приведен расчет прироста оборотного капитала.
Таблица 8. Расчет прироста оборотного капитала
Показатель | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
Месячный норматив производственных запасов (тыс. долл.) | - | 104 | 388 | 879 | 880 | 881 | 881 |
2-х месячный норматив производственных запасов (тыс. долл.) | - | 208 | 776 | 1757 | 1760 | 1761 | 1763 |
2-х месячный норматив готовой продукции (тыс. штук) |
- | 200 | 580 | 1230 | 1230 | 1230 | 1230 |
2-х месячный норматив готовой продукции (тыс. долл.) | - | 400 | 1029 | 2137 | 2160 | 2173 | 2180 |
Прирост склада (тыс. штук) | - | 200 | 380 | 650 | - | - | - |
Итого норматив оборотного капитала (тыс. долл.) | - | 608 | 1805 | 3894 | 3920 | 3934 | 3943 |
Прирост оборотного капитала (тыс. долл.) | - | 608 | 1197 | 2089 | 26 | 14 | 9 |
Положительными чертами инвестиционного плана, кроме его окупаемости и эффективности являются:
Конкурентоспособность. Минимизация издержек позволяют предприятию вести ценовую конкуренцию, что привлекает не очень обеспеченных покупателей, а они то и являются основными клиентами.
Увеличение спроса на рынке запчастей в ближайшее 2 года (более чем в два раза). Этот спрос носит сезонный характер - летом падает.
Привлечение большего количества клиентов путем формирования собственного имиджа, так как внешне привлекательные фирмы ориентируются на состоятельных клиентов при таком же качестве продукции.
Можно работать под одной известной маркой товара (в том числе как способ формирования имиджа). Этому способствует то, что рынок не структурирован. Новых товаров продается относительно не много и торговля ими требует отвлечения значительных денежных средств, поэтому можно продавать только определенную группу товара, делая акцент на одну марку, но не отказываясь от других.
Низкое качество товара у конкурентов. Таким образом, если предприятие улучшит качество своей продукции, это позволит ему значительно увеличить объемы продаж своей продукции.
Для обеспечения полного и своевременного прогнозирования потенциального спроса, издержек и цен необходимо использовать программы для автоматизации бухгалтерского учета, например 1С: Бухгалтерию, а также различные программы для анализа и прогнозирования, среди таких программы выделяют, например Пакет анализа MS Excel который обеспечивает не только простой ввод данных для анализа и прогнозирования, но и самым процесс анализа и прогнозирования, таким образом, обеспечивая формирование прогнозируемых показателей в наиболее приемлемой форме, обеспечивающей быстроту и правильность расчетов, поскольку широкое применение автоматизированных средств управления позволяет решать множество задач и тем самым облегчает работу всех служб предприятия, а автоматизированный вариант методики оценки, прогнозирования и планирования прибыли и рентабельности на предприятии является эффективным инструментом оперативного контроля за динамикой финансовых результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации.
Для планирования и осуществления инвестиционной деятельности особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений. Главным направлением предварительного анализа является определение показателей возможной экономической эффективности инвестиций, то есть отдачи от капитальных вложений, которые предусматриваются проектом. Как правило, в расчетах принимается во внимание временной аспект стоимости денег.
При анализе инвестиционных проектов исходят из определенных допущений. Во-первых, с каждым инвестиционным проектом принято связывать денежный поток. Чаще всего анализ ведется по годам. Предполагается, что все вложения осуществляются в конце года, предшествующего первому году реализации проекта, хотя в принципе они могут осуществляться в течение ряда последующих лет. Приток (отток) денежных средств относится к концу очередного года.
Показатели, используемые при анализе эффективности инвестиций, можно подразделить на основанные на дисконтированных оценках и основанные на учетных оценках.
Показатель чистого приведенного дохода характеризует современную величину эффекта от будущей реализации инвестиционного проекта.
В отличие от показателя NPV индекс рентабельности является относительным показателем. Он характеризует уровень доходов на единицу затрат, то есть эффективность вложений.
Экономический смысл критерия IRR заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов по проекту.
При оценке эффективности капитальных вложений следует обязательно учитывать влияние инфляции. Это достигается путем корректировки элементов денежного потока или коэффициента дисконтирования на индекс инфляции. Точно такой же принцип положен в основу методики учета риска.
Как показали результаты многочисленных обследований практики принятия решений в области инвестиционной политики в условиях рынка, в анализе эффективности инвестиционных проектов наиболее часто применяются критерии NPV и IRR. Однако возможны ситуации, когда эти критерии противоречат друг другу, например, при оценке альтернативных проектов.
Довольно часто в инвестиционной практике возникает потребность в сравнении проектов различной продолжительности.
При составлении бюджета капитальных вложений приходится учитывать ряд ограничений. Например, имеется несколько привлекательных инвестиционных проектов, однако предприятие из-за ограниченности в финансовых ресурсах не может осуществить их все одновременно. В этом случае необходимо отобрать для реализации проекты так, чтобы получить максимальную выгоду от инвестирования. Как правило, основной целевой установкой в подобных случаях является максимизация суммарного NPV.
В реальной ситуации проблема анализа капитальных вложений может быть весьма непростой. Не случайно исследования западной практики принятия инвестиционных решений показали, что подавляющее большинство компаний, во-первых, рассчитывает несколько критериев и, во-вторых, использует полученные количественные оценки не как руководство к действию, а как информацию к размышлению.
В курсовой работе предложен инвестиционный план по производству комплектующих изделий, входящих в состав шаровых опор на базе предприятия ООО СП «Аклеон», которое входит в состав корпорации «Фенокс» и основным видом деятельности его является производство автомобильных компонентов. ООО СП «Аклеон» является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на дальнейший рост объемов производства конкурентоспособной продукции (автомобильные компоненты), расширение ее номенклатуры на территории свободной экономической зоны «Минск», с целью получения максимальной прибыли, удовлетворения растущих потребностей населения в запасных частях к легковым автомобилям и дальнейшего наращивания производственного потенциала предприятия. Согласно данным разработанного инвестиционного плана, показатели, характеризующие поток денежной наличности, свидетельствуют о том, что предприятие на протяжении семи прогнозируемых лет будет располагать необходимыми ресурсами для возврата кредита, процентов по нему и погашения займов корпорации «Фенокс». Ставка дисконтирования в размере 10,65 % начинает учитываться с момента начала реализации инвестиционного плана. Расчеты показывают, что внутренняя норма доходности проекта (IRR) имеет положительное значение и составляет - 29,0 %. Простой срок окупаемости проекта - 4,36 года (4 года, 4 месяца), дисконтированный срок окупаемости проекта - 4,83 года (4 года 10 месяцев). Положительными чертами данного инвестиционного плана, кроме его окупаемости и эффективности являются: конкурентоспособность, увеличение спроса на рынке запчастей в ближайшее 2 года (более чем в два раза), привлечение большего количества клиентов путем формирования собственного имиджа, так как внешне привлекательные фирмы ориентируются на состоятельных клиентов при таком же качестве продукции, можно работать под одной известной маркой товара (в том числе как способ формирования имиджа), низкое качество товара у конкурентов (если предприятие улучшит качество своей продукции, это позволит ему значительно увеличить объемы продаж своей продукции).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Афитов Э. А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. - Мн.: Выш. шк., 2001. - 285с.
Бизнес-планирование: Учебник для вузов по экон. спец. / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова; РЭА. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 670 с.
Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник для вузов по экон. напр. и спец. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - 400с.
Гавриленко В.Г. Бизнес-план / В. Г. Гавриленко, П. Г. Никитенко, Н. И. Ядевич. - Мн.: Право и экономика, 2001. - 146 с.
Гончаров В. И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием. - Мн.: НИУ, 2000. - 160 с.
Иванов Г. И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.
Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. - Мн.: Новое знание, 2004. - 635 с.
Инвестиционное проектирование: Учеб. пособие / Е. И. Велесько, А.А. Илюкович. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 225 с.
Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие / Т. К. Савчук, В. И. Шевчук, А. А. Бевзелюк и др.; Под ред. Т. К. Савчук. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 196 с.
Риск-менеджмент: Учебник / В. Н. Вяткин, И. В. Вяткин, В. А. Гамза, Ю. Ю. Екатернославский, Дж. Дж. Хэмптон под ред. И. Юргенса. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 512 с.
Суша Г.З. Экономика предприятий: Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2003. - 384с.
Турецкий Б. Планирование на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. - 2002. - № 1.-С.18-22.
Управление проектами: Учеб. пособие / П. С. Гейзлер. О. В. Завьялова.- Мн.: БГЭУ, 2005. - 255 с.
Финансирование и кредитование инвестиций: Учеб. пособие / И. И. Кикоть. - Мн. Вышэйшая школа, 2003. - 255 с.
Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. - Минск: Юнити-Дана, 2002.