В условиях перехода к рыночной экономике повышение качества продукции как наиболее важной составляющей конкурентоспособности – одна из самых острых и наиболее сложных проблем для отечественных предприятий, в первую очередь промышленных. Сталкиваясь с жесткой конкуренцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, предприятия зачастую вынуждены формировать новые системы качества, совершенствовать или реконструировать ранее созданные.
Согласно ГОСТ 15467–79, качество продукции определяется как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
По международному стандарту ИСО 8402–86, качество продукции (услуги) – совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия.
Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:
Эффективность = ;
Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.
Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:
1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;
2) экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у ее потребителя;
3) необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
4) предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.
В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:
,
где ∆П – общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;
∆Пv – дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции;
∆Пу – дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;
Сд – дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции;
Cбр – величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.
Дополнительные текущие затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции, можно определить из выражения:
,
где Ззп – возможные дополнительные расходы на заработную плату рабочих и Единый социальный налог, связанные с повышением уровня их квалификации;
Зм – возможные дополнительные расходы предприятия, связанные с приобретением сырья и материалов более высокого качества;
Зук – возможные дополнительные расходы предприятия, связанные с необходимостью создания и функционирования системы управления качеством;
Зотк – возможные дополнительные расходы ОТК, связанные с увеличением объема работ в этом подразделении;
А – возможное увеличение или снижение амортизационных отчислений вследствие внедрения новой техники.
Величину снижения затрат на производство продукции в связи
с сокращением брака можно определить из выражения:
,
где d1, d2 – доля бракованной продукции в производственной себестоимости до и после улучшения качества;
С2 – производственная себестоимость выпускаемой продукции после улучшения качества.
Для упрощения расчетов величину ∆П можно определить по формуле:
,
где Цн, Цст – новая и старая продажная цена;
Сст, Сн – себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции;
Vст, Vн – объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.
Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:
,
где Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К – дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.
Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной величиной (Ен) или с рентабельностью активов предприятия (Rа):
,
Если Е > Ен, или Е > Rа, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.
На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:
• повышение технического уровня производства;
• повышение уровня квалификации персонала;
• совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;
• внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
• повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;
• повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;
• воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;
• материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;
• создание службы маркетинга;
• внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;
• снижение издержек на производство и реализацию продукции;
• изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;
• проведение действенной рекламы;
• установление оптимальной продажной цены и др. Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход к решению этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.
Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом – позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.
Таким образом, достижение высокого и стабильного качества продукции на предприятии позволяет:
• увеличить объем реализации, а следовательно, и прибыли;
• обеспечить конкурентоспособность продукции;
• повысить имидж предприятия;
• снизить риск банкротства и обеспечить устойчивое финансовое положение предприятия.
Задача 1
Определите стоимость высвобождения оборотных средств в отчетном году, если стоимость производственных фондов составила 2000 тыс. руб., доля основных производственных фондов – 0,6, себестоимость реализованной продукции – 14 000 тыс. руб., прибыль – 2000 тыс. руб. Длительность одного оборота оборотных средств сократилась в отчетном году на 6 дней.
Решение
1. Определим среднегодовой остаток оборотных средств:
2. Определим объем реализованной продукции:
3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в отчетном году:
4. Длительность одного оборота в днях:
5. Длительность одного оборота в днях в предыдущем году:
6. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в предыдущем году:
7. Абсолютное высвобождение оборотных средств:
Задача 2
За отчетный год на предприятии объем товарной продукции составил 15 млн. руб., ее себестоимость – 12 млн. руб., в том числе заработная плата с отчислениями на социальные нужды – 4,8 млн. руб., материальные ресурсы – 6,0 млн. руб. Условно-постоянные расходы в себестоимости продукции составили 50%.
В плановом периоде предусматривается за счет реализации плана организационно – технических мероприятий увеличить объем товарной продукции на 15%, повысить производительность труда на 10% и среднюю заработную плату на 8%. Нормы расхода материальных ресурсов в среднем снизятся на 5%, а цены на них возрастут на 6%.
Определите плановую себестоимость товарной продукции и плановые затраты на 1 руб. товарной продукции.
Решение
1. Определим удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции:
ДЗП = (ЗПО /СО) ґ100% = (4,8/12) ґ100% = 40%.
2. Снижение себестоимости продукции за счёт роста производительности труда и роста заработной платы:
DСў = (1 – IЗП/IПТ) ґ ДЗП = (1 – 1,08/1,1)ґ 40% = 0,727%,
где IЗП = (100+DЗП) /100 = 1,08 – индекс заработной платы;
IПТ = (100+DПТ) /100 = 1,1 – индекс производительности труда;
3. Процент изменения уровня себестоимости в зависимости от уровня постоянных расходов и объёма производства:
DСўў = (1 – IПОСТ/IОП) ґ ДПО = (1 – 1/1,15)ґ50% = 6,52%,
где IПОСТ = 1 – индекс постоянных расходов;
IОП = (100+DVТ) /100 = 1,15% – индекс объёма производства;
4. Определяем долю материальных затрат в себестоимости продукции:
ДМ = (МРО / СО) ґ100% = (6/12) ґ100% = 50%.
5. Процент изменения уровня себестоимости за счёт экономии материалов и роста цен на них:
DСўўў = (1 – IНґIЦ) ґ ДМ = (1 – 0,95ґ1,06)ґ50% = -0,35%,
где IН = (100 – DНМР) /100 = 0,95% – индекс снижения нормы расхода материалов;
IЦ = (100+DМР) /100 = 1,06% – индекс повышения цен на материалы;
6. Суммарное снижение себестоимости в плановом периоде:
DСS = DСў + DСўў+ DСўўў = 0,73+ 6,52 – 0,35 = 6,897%.
7. Плановая себестоимость товарной продукции:
СП = СОґ(1 + DСS /100) = 12ґ(1 + 6,9/100) = 12,828 млн. руб.
8. Объем товарной продукции в плановом периоде:
VT.П = VT.Оґ(1 + DVT /100) = 15ґ(1 + 15 /100) = 17,25 млн. руб.
9. Плановые затраты на 1 руб. товарной продукции:
ЗП = СП / VT.П = 12,828/17,25 = 0,74 руб.
Список литературы
Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006;
Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005;
Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003;
Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. – 3-е изд. – Мн.: Выш.шк., 2005.