Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГОУ СПО «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж»
Кабинет экономики организации (предприятия)
Отделение «Программное обеспечение ВТ и АС»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Экономика отрасли
тема:
Влияние качества продукции на финансовый результат предприятия
Работу выполнила:
студентка группы Пр-41
Преподаватель:
Суворова Вера Сергеевна
г. Орлов 2010 г.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы темы
1.1 Значение прибыли для развития предприятия
1.2 Факторы, влияющие на финансовый результат предприятия
1.3 Взаимосвязь между качеством продукции и ценой
2. Влияние качества продукции на финансовый результат предприятия
2.1 Понятие качества продукции
2.2 Стандартизация и сертификация продукции
2.3 Показатели качества продукции по видам (молоко, зерно, картофель)
2.4 Качество продукции и торговая марка (торговый знак)
2.5 Пути повышения качества продукции
Заключение
Литература
Введение
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследования и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками.
Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях.
Таким образом, тема достаточно актуальна на современном этапе развития экономики нашей страны.
Целью работы является рассмотрение, анализ и оценка системы управления качеством продукции и разработка мероприятий, повышающих эффективность работы данной системы.
1. Теоретические основы темы
1.1 Значение прибыли для развития предприятия
В условиях рыночной экономики значение прибыли для предприятия огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует предприятие на увеличение объема реализации продукции, нужной потребителю, снижение затрат на реализацию. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль выполняют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств и сбыта продукции.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по техническому и социально-экономическому развитию предприятий торговли, увеличение фонда оплаты труда его работников.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На стадии продажи товара выявляется его стоимость, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда.
На уровне предприятий в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятие, установив цену, реализует продукцию, потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает, однако получения прибыли.
Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна затратам, то удалось лишь возместить затраты на продукцию. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник технического и социального развития. При затратах превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Рис. 1. Планирование прибыли
Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства, конкурентоспособность продукции, применение прогрессивных форм торговли. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо а через объем реализуемой продукции затраты, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в процессе реализации.
Содержание прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
Доля чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения деятельности, технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Основными направлениями использования прибыли являются:
•выполнение обязательств перед бюджетами (республиканскими, местными);
• расчеты с банками предприятиями и организации;
• инвестиции в развитие предприятия;
• выплаты дивидендов по акциям;
• удовлетворение материальных и социальных потребностей работников.
Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно- технических и социальных программ.
1.2 Факторы, влияющие на финансовый результат предприятия
Изменения социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводят к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности.
На изменение прибыли влияют две группы факторов внешние и внутренние.
Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.
К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.
Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.
Основной источник денежных накоплений предприятий - доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.
В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.
Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.
Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.
Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.
Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.
Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины - объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.
Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию. Важнейшим из них является величина валовых расходов.
В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:
Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.
Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.
Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.
Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.
Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.
Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т.д.).
Рис. 2. Условная шкала степени влияния факторов на прибыль
1.3 Взаимосвязь между качеством продукции и ценой
Цены влияют на конечные финансовые результаты и рыночное положение предприятия, при этом выступают одним из главнейших факторов конкурентной борьбы. Цена - это денежное выражение стоимости товара. Цена - соответствующее количество денег, которое отдаётся за право приобретения конкретного вида продукции. Цена - это экономическая категория, означающая суму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
В основе цены лежит стоимость товара, т. е. общественно необходимые затраты на его производство. Однако это не означает, что цена каждого отдельного товара должна обязательно равняться его стоимости. Цена может отклоняться от стоимости.
Цена в широком, макро понимании является основой всех экономических измерений, она оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности как хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, так и домашних хозяйств и народного хозяйства в целом. А в узком, микро понимании - это главный инструмент и решающий фактор экономической деятельности предприятия, фирмы, ведь коммерческий успех напрямую зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги.
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы.
К показателям качества продукции относятся следующие:
1. Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.
2. Надежность товара - сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.
3. Экологичность и безопасность применения товара
4. Показатели эргономичности товара
Эргономические показатели качества используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к размерам, форме, цвету изделия и элементам его конкуренции.
5. Показатели технологичности товара
Технологичность - свойство, показывающее насколько близко конструкция учитывает требования существующей технологии и организации освоения, производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта.
6. Эстетичность товара
Эстетичность - комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида. Эстетичность обуславливается рядом простых свойств, как, например, форма, гармония, композиция, стиль и т.д.
7. Показатели стандартизации и совместимости объекта
Стандартизация предусматривает рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей в проектируемых и изготавливаемых объектах.
8. Патентно-правовые показатели объекта
Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии.
9. Показатели качества сервиса товара
Качество сервиса товара является одним из факторов конкурентного преимущества. Необходимо не только создать качественный товар с оптимальными затратами, но и обеспечить простоту, надежность и экономичность его испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, обслуживания и утилизации.
10. Наличие сертификата соответствия и знака соответствия на товар.
2. Влияние качества продукции на финансовый результат предприятия
2.1 Понятие качества продукции
Продукция – это результат процесса.
Продукция классифицируется по следующим 4 обобщенным категориям:
Услуги.
Интеллектуальная продукция.
Технические средства.
Переработанные средства
Качество – степень, до которой совокупность собственных характеристик (свойств) продукции удовлетворяет требованиям. Под требованиями понимают сформулированные, общепонятные и обязательные потребности и ожидания потребителя. Характеристика продукции – отличительная особенность продукции, которая может быть собственной или присвоенной, качественной или количественной.
Классы характеристик продукции:
физические (механические, электрические, химические, биологические);
органолептические (запах, вкус, цвет, мягкость);
эргономические (связанные с безопасностью человека);
функциональные (скорость, производительность, сила резания);
временные (пунктуальность, доступность, безотказность);
этические (вежливость, правдивость, честность).
По количеству отражаемых свойств различают такие показатели качества продукции:
единичные;
комплексные;
интегральные.
По стадиям определения продукции выделяют следующие показатели качества:
проектные;
производственные;
эксплуатационные;
прогнозируемые.
По методам определения выделяют следующие показатели качества продукции:
органолептические;
инструментальные;
расчетные;
экспертные;
статистические;
социологические;
комбинированные.
Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
Показатели качества классифицируются по следующим признакам:
По стадии определения
Прогнозируемые
Проектные
Производственные
Эксплуатационные
По характерным свойствам для промышленных изделий
Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции. Примерами единичных показателей могут быть мощность (двигателя), калорийность (топлива), наработка на отказ.
2.2 Стандартизация и сертификация продукции
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции или услуги и свойственного ей практического опыта.
Общей целью развития и внедрения стандартизации можно считать:
определение приоритетных направлений исследований и создание научно-технических программ в рамках межгосударственного и международного сотрудничества;
разработку проектов законодательных актов и стандартов;
создание оптимальной структуры фонда стандартов;
создание оптимального состава мероприятий и методов обеспечения единства измерений;
обеспечение единства перспективного и текущего планирования;
формирование системы управляющих и исполнительных органов, служб стандартизации и сертификации;
установление рациональной формы и содержания стандартов как носителей нормативно-технической информации;
широкое внедрение методов обработки информации с помощью современного информационно вычислительного оборудования.
Система стандартизации должна базироваться на таких принципах:
соблюдение уровня развития науки и техники, экономической целостности и эффективности производства для производителя, пользы и безопасности для потребителя и общества в целом;
создание комплекса нормативно-технических документов, которые имеют общехозяйственный характер и касаются жизненного окружения, продукции и услуг;
доступность и открытость информации о действующих стандартах и программах работ по стандартизации;
взаимосвязь и соответствие документов всех уровней.
В динамичных условиях переходного периода в развивающейся экономике и отношений в обществе система стандартизации должна не только гармонично адаптироваться, но и усиленно влиять на формирование и функционирование хозяйственного механизма, качество и конкурентоспособность продукции.
В настоящее время проявляется стремление следовать таким важным ориентирам, как экология, безопасность, надежность, совместимость и взаимозаменяемость продукции, ресурсосбережение и внедрение информационных технологий.
Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:
государственные стандарты;
отраслевые стандарты;
стандарты научно-технических и инженерных объединений;
технические условия;
стандарты предприятий.
Государственные стандарты содержат обязательные и рекомендационные требования.
К обязательным относятся:
требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;
требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.
Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.
Рекомендационные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению, если:
это предусмотрено соответствующими законодательными актами;
эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.
Цель государственной системы сертификации продукции – введение необходимых организационных, технических и экономических мероприятий для обеспечения гарантий, связанных с приобретением и использованием потребителем продукции для собственных потребностей.
Основными принципами построения системы сертификации должны быть:
создание национальной нормативно-методической базы на основе международных норм и правил сертификации;
использование действующих государственных стандартов и другой нормативно-технической документации, принятой в системах сертификации конкретных видов продукции;
проведение независимой оценки характеристик и свойств продукции (работ, услуг) и систем качества третьей стороной, которая не входит в организационную структуру производителя и потребителя;
установление правил сертификации конкретных видов продукции с учетом их характеристик, особенностей производства и поставок, требований международных систем и соглашений по сертификации;
внедрение систем сертификации, установленных Комитетом Совета Международной организации по стандартизации (ISO);
открытость государственной системы сертификации продукции для присоединения систем сертификации других государств и международных систем сертификации продукции.
Государственная система сертификации предусматривает обязательную и добровольную сертификацию. Сертификация продукции совершается уполномоченными на это органами сертификации – предприятиями, учреждениями и организациями с целью:
предотвращение реализации продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей природной среды;
помощи потребителю в компетентном выборе продукции;
создания условий для участия субъектов предпринимательской деятельности в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Государственную систему сертификации продукции составляет Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации – национальный орган по сертификации, который проводит и координирует работу по обеспечению ее функционирования, а именно:
определяет основные принципы, структуру и правила системы сертификации;
утверждает перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, и определяет сроки ее выполнения;
назначает органы сертификации;
аккредитирует органы сертификации и испытательные лаборатории, аттестует экспертов-аудиторов;
устанавливает правила признания сертификатов других стран.
Обязательная сертификация во всех случаях должна включать проверку и испытание продукции для определения ее характеристик и дальнейший надзор за сертифицированной продукцией. В результате позитивного решения органа сертификации заказчику выдается сертификат и право маркировать продукцию специальным знаком соответствия.
Государственная система сертификации включает в себя несколько разновидностей сертификатов:
сертификат аудитора в отрасли сертификации;
сертификат на систему качества;
сертификат соответствия продукции требованиям различных нормативных документов;
сертификат качества продукции;
сертификат о происхождении товара.
Сертификат на систему качества выдается Госстандартом и подтверждает соответствие системы качества производства продукции (работ, услуг) предприятия, учреждения, организации требованиям государственных стандартов. Контроль соответствия системы качества требованиям стандарта осуществляется путем технического надзора, периодичность и процедуры которого регламентируются программой.
Сертификат соответствия продукции требованиям различных нормативных документов свидетельствует, что идентифицированная надлежащим образом продукция опробована и отвечает всем требованиям, установленным в нормативных актах. Сертификат распространяется на завод, партию продукции или период выпуска продукции на определенном оборудовании.
Сертификат качества продукции включает точное наименование продукции, стандарт или технические условия, по которым она производится, и, для наглядности, качественные показатели и характеристики. Вся ответственность по сертификации качества продукции на предприятии ложится на органы сертификации на предприятии.
2.3 Показатели качества продукции по видам (молоко, зерно, картофель)
Продукция сельского хозяйства - молоко
Молоко, как и хлеб, человечество начало использовать в пищу более пяти тысячелетий назад. Молоко - единственный продукт питания в -первые месяцы жизни человека. Исключительно важное значение оно имеет и в питании взрослого. 'Молоко,- писал академик И. П. Павлов,- это изумительная пища, приготовленная самой природой'. Установлено, что этот продукт содержит свыше ста ценнейших компонентов. В него входят все необходимые для жизнедеятельности организма вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. С давних времен молоко используется и как лечебное средство от многих болезней: при лечении сердца, почек и других органов. Состав молока изменяется в зависимости от времени года, возраста коровы, ее индивидуальных особенностей и многих других факторов. Сравнивая составные вещества крови и молока, ученые сделали вывод, что для образования молока имеет значение не только химический состав и содержание питательных веществ в кормах, но и синтез составных веществ молока в самом вымени. Следовательно, хотя молоко образуется в вымени, в синтезе его принимают участие кровеносная, пищеварительная, нервная системы, железы внутренней секреции, а точнее - весь организм животного. Корова со средним удоем 2500 кг за лактацию выделяет с молоком около 100 кг жира, 85 - белков, 125 - молочного сахара, 17 кг минеральных солей; всего около 320 кг сухих веществ. Часто, особенно у высокопродуктивных животных, масса сухих веществ молока, выделенных за лактацию, превышает массу самой коровы. Ясно, что все эти вещества корова должна получить из кормов, и если их недостаточно, то снижается удой и ухудшается состав молока. Лактация начинается после отела, а поэтому необходимо знать, когда он произойдет. Период стельности у коров продолжается 9 месяцев - 280-285 дней. Зная время плодотворной случки или искусственного осеменения, по календарю стельности определяют время (число, месяц) отела.
Качество молока определяется в соответствии с ГОСТ 13264-70, в котором указаны параметры данной сельхозпродукции. К ним относятся такие показатели, как чистота молока, кислотность молока, бактериальная обсемененность молока, плотность, содержание жиров и белков. Проверка качество молока производится в лабораторных условиях с применением специальных приборов, определяющих физические (плотность), химические (содержание жира, белков) и биохимические (кислотность, редуктазная проба) показатели молока. Согласно ГОСТ 13264-70 молоко, доставленное поставщиком, относят к 1 группе, если осадок на фильтре незаметен, ко II - слегка заметен и к III группе, если осадок ясно заметен. Кислотность молока при приеме на заводе определяется из каждого сосуда, фляги, ведра и др. По кислотности судят, свежее молоко или с повышенной кислотностью. Под кислотностью в соответствии с ГОСТ 13264-70 понимают число миллилитров 0,1 н. раствора щелочи, которое надо внести в 10 мл молока, чтобы получить нейтральную реакцию при индикаторе фенолфталеине. Количество щелочи нужно умножить на 10, чтобы выразить фильтруемую кислотность условными градусами (°Т). Обычная средняя кислотность свежего молока 16-17°Т.
Молочной промышленностью выпускаются следующие виды питьевого молока (ГОСТ 13264-70): молоко цельное, нормализованное, содержащее 3,2% жира; молоко восстановленное, содержащее 3,2% жира, выработанное полностью или частично из сухого молока; молоко, содержащее 6% жира, полученное с добавлением сливок и последующей гомогенизацией (измельчение жировых шариков); молоко топленое, содержащее 6% жира, гомогенизированное, подвергшееся длительной выдержке при высокой температуре. Внешний вид и консистенция - однородная жидкость без осадка; для топленого молока и молока повышенной жирности - без отстоя сливок. Вкус и запах - чистые, без посторонних, не свойственных свежему молоку привкусов и запахов; для топленого молока - выраженный привкус высокотемпературной пастеризации. Цвет белый со слегка желтоватым оттенком; для топленого - кремоватый; для нежирного молока - с синеватым оттенком. Как уже было сказано, пастеризованное молоко - нагретое от 72°С до 95°С, стерилизованное - до температуры свыше 100°С и выдержанное под давлением.
Эффективное, надежное управление качеством молока предполагает постоянный контроль качества с учетом мнений потребителей и их претензий, а также требований заказчиков. По своей природе показатели содержат фиксированные требования с целью достижения унификации и единообразия. Обеспечение качества означает гарантирование такого уровня качества продукции, который позволяет потребителю с уверенностью покупать ее в течение длительного времени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя.
Продукция сельского хозяйства - зерно
Прогрессивные в технологическом и экономическом отношениях способы приемки, обработки, хранения и переработки зерна обеспечивают снижение потерь, способствуют сохранности и улучшению его качества и позволяют эффективнее использовать этот важнейший продукт питания.
Качество зерна, принимаемого хлебопекарными пунктами, а также поступающего на предприятия мукомольной промышленности, должно отвечать определенным требованиям. Под качеством обычно понимают сумму или совокупность свойств и признаков, определяющих возможность использования зерна по целевому назначению и для длительного хранения.
Качество каждой партии зерна устанавливают по небольшим образцам весом всего в 2 кг; отдельные показатели качества – исследованием совсем маленьких навесок.
Все методы определения качества зерна можно разделить на две группы – органолептические и лабораторные.
К органолептическим методам относятся такие, при которых качество зерна оценивают с помощью органов чувств. При этом определяют в основном те показатели, которые другими методами не всегда могут быть определены. Это цвет, запах, вкус зерна. Их еще называют показателями свежести зерна.
Цвет является важнейшим и обязательным показателем при оценке качества зерна. По цвету определяют вид, сорт и однородность партии зерна. Нормальное зерно пшеницы имеет свой специфический цвет, а иногда и блеск.
Запах. Свежему зерну присущ свой специфический запах. Посторонний запах свидетельствует об ухудшении качества зерна. Зерно, имеющий солодовый, затхлый и другие запахи разложения, считается дефектным и не принимается на хлебоприемные пункты.
Вкус. Нормальное зерно имеет специфический вкус, свойственный пшеницы, чаще всего пресный или слегка сладковатый.
К лабораторным методам относится определение качества зерна при помощи приборов. При этом показатели качества (засоренность, влажность, зараженность зерна амбарными вредителями, натурный вес, стекловидность, качество и количество сырой клейковины и др.) даются в числовом выражении.
Влажностью зерна называется содержащие в нем свободной или связанной гигроскопической воды, выраженное в процентах к весу взятой навески (вместе с примесями).
Под зараженностью зерна амбарными вредителями понимают наличие в зерновой массе живых вредителей хлебных запахов. К амбарным вредителям относятся клещи насекомые, повреждающие зерно во время хранения. Зараженность является обязательным показателем при оценке качества партий зерна. Зараженность зерна вредителями может быть явная и скрытая. Ее определяют путем просеивания среднего образца.
Клейковиной называют комплекс белковых веществ зерна, способных при набухании в воде образовывать связную эластичную массу. Ее выделяют из теста отмыванием водорастворимых веществ, крахмала и клетчатки.
На количество и качество клейковины в зерне пшеницы влияет очень много факторов. Важнейшие из них: сортовые особенности, условия выращивания и уборки урожая, неблагоприятные воздействия, которые испытывает зерно при хранении и обработке. [7.]
Отмытая клейковина содержит до 70 % воды и поэтому носит название сырой. Она обладает упругостью и растяжимостью. Клейковина состоит преимущественно из белков глиадина и глютенина, на долю которых приходится 82-85 % сухого веса клейковины. Другими постоянными компонентами клейковины являются крахмал, сахар, жиры, клетчатка и зола.
Содержание сырой клейковины в зерне пшеницы колеблется от 16 до 58 %, сухой от 5 до 28 %.
Таблица 1
Определение свойств клейковины по показателям прибора ПЭК-3
Показания прибора в единицах шкалы | Характеристика клейковины | Группа качества |
0-15 | Неудовлетворительная, крепкая | III |
15-50 | Удовлетворительная, крепкая | II |
50-70 | Хорошая | I |
70-105 | Удовлетворительная, слабая | II |
от 105 | Неудовлетворительная, слабая | III |
Пшеницы подразделяют на три группы:
Сильные пшеницы. Сорта мягкой пшеницы или смеси сортов, из муки которых при соответствующем технологическом процессе приготовления теста получают формоустойчивый хлеб большого объема, с хорошим пористым мякишем. Добавка таких пшениц к партиям с низкими хлебопекарными свойствами обеспечивает получение муки хорошей в хлебопекарном отношении.
Средние пшеницы. Сорта или смесь сортов, дают муку и хлеб нормального и хорошего качества. В них часто содержится много клейковины, относимой к первой группе. Однако такие пшеницы не обладают большой смесительной ценностью, поэтому в них добавляют небольшое количество пшениц, слабых в хлебопекарном отношении.
Слабые пшеницы. У этих пшениц генетически слабая клейковина, не имеющая хороших исходных качеств и еще менее устойчивая при изготовлении теста. Слабые пшеницы дают хлеб с малым объемным выходом и небольшой пористостью.
Продукция сельского хозяйства - картофель
Картофель - клубнеплод. Клубнеплоды - это видоизмененные побеги, в которых растения запасают питательные вещества, преимущественно крахмал. Из клубнеплодов используют в пищу картофель, батат (в тропических странах), а на корм скоту - топинамбур (земляная груша).
Форма клубня картофеля определяется отношением его ширины к длине. Если оно находится в пределах 1 - 1,5, клубни считаются округло-овальной формы. У клубней удлиненной формы длина превышает ширину (наибольший поперечный диаметр) более чем в 1,5 раза.
Различают основание клубня с пуповиной (местом его прикрепления к столону) и вершину, где сосредоточено большинство глазков. Наружная покровная ткань клубня называется кожицей. У молодых клубней она очень тонкая, состоит из одного слоя клеток. После завершения формирования клубня первичная кожица заменяется вторичной многослойной покровной тканью - перидермой. Клетки перидермы мертвые, с толстыми опробковевшими стенками. В перидерме имеются мелкие отверстия - чечевички, через которые осуществляется газообмен внутренних тканей клубня с внешней средой. Перидерма выполняет важные защитные функции: предохраняет внутренние ткани от поражения болезнями, регулирует газообмен и испарение влаги. Под перидермой находится слой плотных паренхимных клеток, образующих кору клубня. Кора отделена от мякоти клубня камбиальным кольцом. Сердцевина (мякоть) состоит из крупных округлых паренхимных клеток, в которых запасается крахмал. Различают внешнюю и внутреннюю сердцевины.
1. Химический состав и питательная ценность
Главным показателем качества и ценности картофеля является его химический состав, т.е. содержание в нем основных питательных веществ. Химический состав клубней колеблется в довольно широких пределах и зависит от ряда факторов: сорта, степени зрелости, почвенных и климатических условий, количества и качества удобрений и т.д. Так, содержание воды в клубнях колеблется от 64 до 86%, соответственно содержание сухих веществ равно 14-36%. Такие же колебания наблюдаются и в отношении отдельных компонентов. Поэтому ниже приведены средние и округленные данные - их вполне достаточно для суждения о пищевой ценности картофеля.
Клубни содержат в среднем:
воды - 75,3%
сухого вещества - 24,7%, в том числе
крахмала - 17,5%
сахаров - 0,5%
белка - 1-2%
минеральных солей - около 1%
азотистых веществ (сырой протеин) - 2%;
клетчатки - 1%;
жиров - 0,1%;
титруемых кислот - 0,2%;
веществ фенольной природы - 0,1%;
пектиновых веществ - 0,6%;
прочих органических соединений (нуклеиновых кислот, гликоалкалоидов, гемицеллюлоз и др.) - 1,6%;
Максимальное содержание сухого вещества в клубнях 36,8%, крахмала 29,4%, белка 4,6%, витаминов С, B1, B2, B6, PP, К и каротиноидов.
Свежие клубни неочищенного картофеля
Энергетическая ценность 73 ккал, 305 кДж
Пищевая ценность на 100 г. продукта
Вода 80 г.
Белки 1.9 г.
Жиры 0.1 г.
Углеводы 16.6 г.
Крахмал 14,2 г
балластное вещество 1,8 г
Тиамин (B1) 0.08 мг
Рибофлавин (B2) 0.03 мг
Ниацин (B3) 1.1 мг
Пиридоксин (B6) 0.24 мг
Фолацин (B9) 16,5 мкг
Аскорбиновая кислота (вит. С) 11 мг
Витамин K 2.1 мкг
Кальций 11 мг
Железо 0.7 мг
Магний 22 мг
Фосфор 59 мг
Калий 426 мг
Натрий 6 мг
Холин 13 мг
Лютеин + Зеаксантин 13 мкг
Селен 0,4 мкг
2.4 Качество продукции и торговая марка (торговый знак)
Товарный знак, торговая марка или Бренд — это обозначение для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц (согласно Законодательству Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров).
Исключительное право на товарный знак возникает на основании его государственной регистрации.
Торговая марка и бренд являются общеупотребительными понятиями обозначения - товарного знака.
На начальном этапе построения любого современного бренда первостепенное значение имеет юридическое обеспечение и охрана прав на лежащее в его основе обозначение, под которым выпускаются на рынок товары или услуги - товарный знак.
Для максимально эффективного использования названия или бренда и защиты от недобросовестной конкуренции необходимо юридически грамотно и своевременно обеспечить права на использование товарного знака, что достигается государственной регистрацией прав и получением Свидетельства.
Свидетельство на товарный знак закрепляет эксклюзивные права, дает возможность получать прибыль от продажи лицензий, и в конечном итоге повышает инвестиционную привлекательность.
Право на товарный знак и регистрация товарных знаков регулируется Гражданским кодексом Российской федерации часть четвертая.
Товарный знак (торговая марка) является частью фирменного стиля бренда и дает правообладателю следующие преимущества:
товарный знак дает возможность отличить Ваши товары или услуги от аналогичных, распространяемых на потребительском рынке.
товарный знак является самостоятельным объектом рекламы и маркетинговой кампании товаров и услуг. Это удобно для рекламы групп товаров выпускаемых под единым обозначением;
товарный знак гарантирует качество продукции, которую выпускает производитель.
Государственное Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право в отношении указанных в нем товаров.
Когда осуществилась регистрация товарного знака, его полноправный владелец - правообладатель вправе:
Использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами.
Никто не может использовать товарный знак без разрешения правообладателя.
Требовать от правонарушителя возмещения материального ущерба за несанкционированное использование товарного знака.
Нарушения могут выражаться не только в производстве, но даже в продаже и хранении продукции, выпуск которой не был санкционирован правообладателем на товарный знак.
Требовать заключить лицензионный договор на использование товарного знака.
Извлекать прибыль из лицензионного договора, договора уступки.
Важно отметить, что регистрация товарных знаков сложна и специфична, поэтому ее осуществление целесообразно доверить патентному поверенному.
В качестве товарных знаков применяют самые разнообразные названия и обозначения:
словесные имена и названия, имеющие смысл, например, «Звезда», «Корона», и словесные, не имеющие смысла, т.е. словоподобные наборы букв, например, Вим-Биль-Дан;
изобразительные, например логотип фирмы т.е. изображающие что-то конкретное, например, солнце, лужайку и корову, или представляющие собой абстрактную композицию из шаров и полосок;
объемные, т.е. представляющие собой некоторую объемную форму, которая может быть стилизованным изображением реальных предметов, например, бутылки, или абстракцией;
комбинированные, т.е. включающие изобразительные и словесные элементы, а иногда и объемные элементы;
обонятельные, звуковые и цветовые, т.е. состоящий из одного или нескольких цветов товарный знак. Такие разновидности встречаются очень редко.
Регистрация торговой марки, бренда, имени или названия как товарного знака на территории России осуществляет в Федеральном патентном ведомстве - РОСПАТЕНТ обычно, через специалистов по патентованию патентных поверенных или патентное бюро.
Для регистрации товарного знака необходимо подать заявку, оформленную в соответствии с нормативными требованиями.
Основанием для передачи права использовать товарный знак другому юридическому лицу является Лицензионный договор.
2.5 Пути повышения качества продукции
Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг. Качество продукции – совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Качество продукции в условиях современного производства – важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все участники производственного процесса – от директора предприятия – до конкретного исполнителя любой операции. Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства. Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны.
Повышение качества продукции имеет большое значение для потребителя, изготовителя и экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Если продукция является общепризнанной по качеству, то фирме не обязательно затрачивать большие средства на рекламу или делать дорогую упаковку, привлекающую покупателей. Интересы изготовителя в повышении качества продукции заключается в следующем: в продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рынка; в повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, снижения уровня дефектности; в снижение риска потерь в период гарантийного обслуживания в получение более высокой прибыли.
Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При решении этой задачи изготовителю необходимо выполнить следующее: - выявить потребителей и определить их требования к продукции; - преобразовать требования потребителя в технические условия; - определить этапы технологического процесса изготовления продукции, выработать критерии процесса; - оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя. Потребителю важно получить : в пригодное к применению и надежное изделие в качественный и своевременный технический сервис v Соответствие цены характеристикам изделия Обычно повышение качества продукции сопровождается увеличением затрат на ее создание, но эта тенденция может быть уменьшена использованием достижений научно-технического прогресса, повышением уровня организации производства и производительности труда. Моральное старение продукции также приведет к относительному падению его качества, хотя стоимость продукции остается неизменной.
В современной экономике на первое место выдвигаются проблемы качества продукции, которая изготовляется и реализуется.
Качество, которое соответствует требованиям потребителей и достижениям научно-технического прогресса, определяет конкурентоспособность продукции. Конкуренция заставляет всех субъектов экономики постоянно усовершенствовать качественные показатели товаров и услуг, нарабатывать оперативную и стратегическую политику в сфере качества. Качество продукции как экономическая категория в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность. Экономический эффект от улучшения качества может быть выражен формулой: Е=Р-З=Р - (Зд+Зе), где Е – экономический эффект, З – затраты, Зд – затраты на достижение экономического эффекта, Зе – затраты на эксплуатацию. Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объемов реализации, но это возможно, только если качество продукции растет быстрее, чем темпы снижения объемов производства и реализации.
Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.
Для оценки уровня качества продукции используют показатели качества. Целью оценки является определение того, какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами, и с какой точностью определяют их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме следует представить результаты оценки. При определении целесообразности повышения качества продукции важное значение имеет учет показателей качества. От повышения качества по его отдельным показателям зависит объем затрат предприятия, поэтому необходимо учитывать финансовые и производственные возможности предприятия при планировании повышения качества. Одни и те же показатели могут иметь разную степень значимости для предприятия в зависимости от выпускаемой продукции.
Рис. 3. Управление качеством продукции
Заключение
В настоящее время роль и важность качества для формирования экономики страны является определяющей, качество – главный показатель оценки продукции, работ и услуг, определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Качество – это «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, а также ориентированные на устранение причин неудовлетворительного функционирования. Важнейшей задачей управления качеством продукции и услуг является обеспечение оптимального уровня качества через определение экономического эффекта от его повышения как на стадии производства и реализации, так и на стадии потребления и эксплуатации.
Концепция также предусматривает определение необходимого уровня качества, позволяющего в наибольшей мере удовлетворить потребности покупателей с учетом внутренних затрат общественного труда на его достижение, и совместную работу по качеству с поставщиками и потребителями. Важной составной частью всеобщего управления качеством служит управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на предприятии, проведение мер по формированию культуры качества.
Контроль качества продукции осуществляется на всех стадиях производства, начиная с входного контроля, сырья, материалов и комплектующих изделий, контроля испытаний в процессе производства и заканчивая контролем за упаковкой и отправкой потребителям.
Основным направлением в области качества должна явится международная сертификация основных видов выпускаемых изделий и выполнение комплекса работ по сертификации вновь осваиваемой продукции, подлежащей обязательной сертификации. Это позволит совершенствовать взаимоотношения предприятия с потребителями комплектующих изделий и материалов, повышать имидж предприятия, завоевать доверие вышеуказанных партнёров, что непосредственно скажется на заключении большего количества договоров на закупку наших изделий.
Выполнение вышеуказанных мероприятий и предложений повысит уровень качества продукции предприятия и принесёт финансовую эффективность.
Литература
1. ГОСТ 13264-70 молоко. М., 1970.
2. ГОСТ Р 51808-2001 Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети. Технические условия.
3. ГОСТ 13586, 1-68 Зерно, Методы определения количества и качества клейковины в пшенице.
4. ГОСТ 13586, 2-81 Зерно. Методы определения содержания сорной, зерновой, особо учитываемой примесей, мелких зерен и крупности.
5. Берзинь И.Э. "Экономика предприятия" М.: Дрофа, 2003 - 367 с.
6. Волкова О.И. Экономика предприятий. 1997.
7. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А.Экономика организаций. М: Юнити, 2003.-608с
8. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. «Экономика предприятия» М.: ЮНИТИ, 2002.
9. Кургенев П.В. Молоко и молочные продукты. М.,1994.
10. Пелих А.С. "Экономика предприятия", Феникс, 2002 - 416 с.
11. Интернет-сайт www.wikipedia.org/wiki/Картофель