Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности

Содержание


Введение

1. Методы комплексных оценок, используемые в экономическом анализе

1.1 Характеристика используемой системы показателей

1.2 Характеристика применяемых методов, способов, приемов

1.2. 1Абсолютные и относительные величины

1.2.2 Методы сравнения

1.2.3 Табличный метод

1.2.4 Метод суммы мест

1.2.5 Факторный анализ

2. Управленческий анализ: понятие цели

2.1 Анализ объема производства и реализации продукции

2.2 Анализ и оценка на объем продукции использования производственных ресурсов

2.3 Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции

2.4 Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.

Проблемы неопределенности в экономических рассуждениях решаются путем использования методов бизнес статистики. С ее помощью бухгалтер может предвидеть будущие экономические выигрыши хозяйственного субъекта, что позволит избежать сокращение капитала, непредвиденных затрат. На оценках получаемых с помощью бизнес – статистики, основываются при таких экономических сделках: потребительский и коммерческий кредит, хеджирование, опционные и фьючерские контракты, операции по ценным бумагам, диверсификация в различные сферы производства, создание портфеля из активов различных видов (денежные средства из разных валют, ценные бумаги различных видов и компаний, запасы средств производства) и прочее. Заинтересованный в успешном исходе дела бухгалтер не может игнорировать прошлый опыт, который с определенной степенью точности позволяет перейти от состояния неопределенности к вероятной оценки возможного будущего события. Именно такого рода оценки позволяют предпринимателю формировать разнообразные оценочные резервные фонды, планировать затраты капитала, совершать биржевые операции и т. д.

Комплексный анализ финансового состояния позволяет дать оценку текущей платежеспособности предприятия и ее деятельности в долгосрочном аспекте. Это позволяет собственникам, кредиторам и инвесторам, а также другим пользователям бухгалтерской информации правильно оценить имеющийся потенциал предприятия.

Информационной базой для проведения анализа служит бухгалтерская отчетность предприятия и данные внутрипроизводственного учета и анализа.

1. Методы комплексных оценок, используемые в экономическом анализе


1.1 Характеристика используемой системы показателей


Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой ее характеристику, полученную в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты хозяйственных процессов, и содержащую обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития).

Комплексная оценка деятельности предприятия на основе финансового анализа – это конечно более существенная составляющая стоимостной оценки бизнеса. Если говорить о купле-продаже предприятия, то оно, получает цену продавца и цену покупателя. В определении цен важную роль играет финансовый анализ как внутрихозяйственный (для продавца), и внешний по данным бухгалтерской отчетности (для покупателя). Способы и методы оценки должны базироваться на комплексном анализе его финансово-хозяйственной деятельности.

Комплексная оценка служит инструментом учета, анализа и планирования; индикатором научно-технического состояния хозяйственного объекта в изучаемой совокупности; критерием сравнительного оценивания коммерческой деятельности предприятий и их подразделений; показателем эффективности принятых ранее управленческих решений и полноты их реализации; основой выбора возможных вариантов развития производства и показателей ожидаемых результатов в будущем: стимулятором производства.

Рентабельность – относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной).

Показатели рентабельности рассчитываются как отношение показателей прибыли к показателям средних за отчетный год активов предприятия. В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль.

В качестве показателей активов могут использоваться величины всех активов предприятия, внеоборотных активов, оборотных активов, чистых активов.

Пятифакторная модель рентабельности активов является одним из методов факторного анализа. Она позволяет выявить влияние на рентабельность: оплатоемкости, материалоемкости, амортизациеемкости, фондоемкости, и оборачиваемости оборотных средств.


1.2 Характеристика применяемых методов, способов, приемов


Существует две группы методов комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности: 1) без расчета интегрального единого показателя и 2) с расчетом единого интегрального показателя.


1.2.1 Абсолютные и относительные величины

Абсолютные показатели – величины, которые имеют размер в натуральной форме: масса, площадь, объем, и т.д.

Абсолютные величины - именованные числа, которые выражаются в натуральных, стоимостных, трудовых, условно-натуральных величинах. Также получаются расчетным путем (естественный прирост населения, товарооборот и т.д.).

Относительные величины - это обобщающие показатели, которые дают числовую меру соотношения двух сопоставимых статистических величин.

Выражаются:

- в коэффициентах (если основание 1);

- в процентах % (если основание 100);

- в промилле ‰ (если основание 1000).

- виды относительных величин:

Относительная величина структуры - относительная доля (удельный вес) части в целом, выраженная в процентах.

Относительная величина динамики используется для характеристики изменения явления во времени. Вычисляются путем отношения величины текущего периода к величине одного из прошлых периодов. Расчет показателей с постоянной и переменной базой.

Относительная величина интенсивности - степень развития данного явления по отношению к другому тесно с ним связанному.

Относительная величина координации - это отношение части к части. ППП - промышленно-производственный персонал, ППП - рабочие. Одна из разновидностей показателей сравнения.

Относительная величина сравнения используется для характеристики соотношения одноименных показателей, относящихся к разным объектам, территориям, взятых за одни и те же периоды времени или на один и тот же момент.

Относительная величина выполнения задания - отношение фактических данных к заданному заданию.


1.2.2 Методы сравнения

Сущность способа сравнения состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними.

В анализе применяются следующие типы сравнений.

Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Здесь сравниваются результаты сегодняшнего дня (месяца, периода, года) с прошедшим.

Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, определения неиспользованных резервов предприятия.

Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов (материалов, сырья, топлива) и т.д.

Горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом. Заключается в построении 1-й или нескольких аналитических таблиц, в которой абсолютные бальные показатели дополняются относительными темпами роста или снижения.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

При вертикальном анализе рассматривают структуру актива и пассива баланса. Его основная цель - расчет удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценка его изменений.


1.2.3 Табличный метод

Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц.

Таблица – наиболее радикальная форма изложения результатов сводки и группировки.

Внешне аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Каждая таблица состоит из подлежащего и сказуемого.

Подлежащее показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей, характеризующих явление. Оно расположено слева и представляет собой содержание строк. Сказуемое расположено сверху и представляет собой содержание граф. Указывает, какими признаками характеризуется подлежащее.


1.2.4 Метод суммы мест

По любому показателю совокупность анализируемых значений упорядочивается от лучшего к худшему таким образом, что лучшему значению присваивается первое место, следующему – второе и т.д. полученные места суммируются, причем чем меньше оказался результат, тем лучше.


1.2.5 Факторный анализ

Факторный анализ является одним из основных видов финансового анализа.

Факторный анализ – метод исследования экономики и производства, основанный на анализе воздействия разнообразных факторов на результаты экономической деятельности, ее эффективность.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

В зависимости от типа факторной модели различают один из двух основных видов факторного анализа - детерминированный.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства.

Существуют следующие модели детерминированного анализа: аддитивная модель, мультипликативная модель, кратная модель и смешанная.

Жестко детерминированная модель, имеющая более двух факторов, называется многофакторной.

В детерминированном факторном анализе для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей используются следующие способы: выявления изолированного влияния факторов, цепной подстановки и др.

Первые способы основываются на методе элиминирования. Элиминировать - значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т. д., при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.


2. Управленческий анализ: понятие, цели


Развитие рыночных отношений требует от предприятий эффективных форм хозяйствования и управления производством, конкурентоспособности продукции и услуг, активизации предпринимательства, инициативы и т. д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу основных показателей производственно- хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью обосновываются управленческие решения, оцениваются результаты деятельности предприятия.

Управленческий анализ - анализ сложения фактических технико-организационных параметров хозяйственного субъекта которые соответствуют проектным параметрам. Очевидно, что когда фактические технико-организационные параметры хозяйственного субъекта соответствуют проектным параметрам, то себестоимость продукции (работ, услуг), им которая выпускается, тоже находиться на проектном уровне; ее динамика целиком контролируется хозяйственным субъектом.

В соответствия с фундаментальными основами природы цены управленческий анализ хозяйственного субъекта основывается на теории рабочей цены.

Управленческий анализ хозяйственного субъекта включает и анализ технико-организационного состояния хозяйственного субъекта. По своей сути этот анализ представляет собой исследование рабочего капитала хозяйственного субъекта.

Цель управленческого анализа хозяйственного субъекта - определение вероятности эффективной технико-организационной деятельности хозяйственного субъекта в грядущего. Ведь субъективно понимается, что вероятность эффективной технико-организационной деятельности хозяйственного субъекта находиться целиком в его власти, т.е. зависит от его способности работать.

Хозяйственный субъект как технико-организационная система, располагавшая своей идеей экономное производство продукции (товаров, услуг), должен только эксплуатироваться. Причем эта система должно эксплуатироваться в соответствия с параметрами, заложенными проектировщиками (инженерами) при ей проектирования, например, в бизнес-плане. На этой основе управленческий анализ может иметь измеряемую цель.

В самом деле, нецелесообразно отыскивать какие-нибудь резервы к повышения производительности хозяйственного субъекта путям эксплуатации его оснащения в предельных режимах работы двигателей и агрегатов, авральных условиях работы персонала, а тоже учено необоснованного упрощения бухгалтерского учета. В мирное время полагается, что хозяйственная деятельность должно вестись спокойно (хотя и интенсивно), без резких хлопков и спадов.

Знание и умение применять анализ хозяйственной деятельности - залог успеха плодотворной работы и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Анализ хозяйственной деятельности состоит из двух частей: управленческого анализа и финансового анализа. Управленческий анализ в свою очередь подразделяется на анализ объема производства и реализации продукции, анализа использования производственных ресурсов и анализа взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли.


2.1 Анализ объема производства и реализации продукции


Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:

- оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.

Объем производства может выражаться в натуральных, условно- натуральных, в единицах трудоемкости и стоимостных показателях. Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость). В на-стоящее время на многих предприятиях, если нет внутрихозяйственного оборота и остатков незавершенного производства, валовая продукция совпадает с товарной.


2.2 Анализ и оценка на объем продукции использования производственных ресурсов


На современном этапе развития экономики повышение экономической эффективности и качества продукции требует всестороннего анализа использования элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Качественные показатели использования производственных ресурсов являются показателями экономической эффективности повышения технико-организационного уровня.


2.3 Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции


Выявление роли себестоимости продукции в условиях применения свободных (договорных) цен имеет существенное практическое значение для всех производственных структур. Предприятия должны самостоятельно планировать свою деятельность, руководствуясь заключенными договорами с поставщиками и покупателями продукции. Они сами с учетом конъюнктуры спроса и предложения должны устанавливать цены на производимую продукцию.

В себестоимости находят свое выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукцией. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы как производства в целом, так и отдельных его служб.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение, потому что позволяет определить тенденции изменения затрат производства, выполнение плана по уровню себестоимости, влияние факторов изменения издержек производства и на этой основе дать оценку работы предприятия и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе производства и выполнения работ.


2.4 Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия


В условиях рыночных отношений целью деятельности любого хозяйственного субъекта является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются бюджетные доходы. Поэтому одна из важнейших составных частей экономического анализа - это анализ формирования прибыли. Прибыль- часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения только после продажи продукции доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

-оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции и получение прибыли;

-определение влияния факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

-выявление резервов увеличения объема реализации рентабельной продукции и суммы прибыли.

Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

Заключение


Специфика современной жизни все больше требует от субъектов хозяйственной деятельности эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предпринимательства и инициативы, проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, дабы обеспечить эффективное использование редких наличных ресурсов, получение при этом прибыли и качественное удовлетворение спроса конкретных потребителей

Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.

Анализ финансовой деятельности предприятия проводится по различным направлениям. К ним относится выявление финансовой устойчивости предприятия, определение показателей кредитоспособности и инвестиционной привлекательности и др. В ходе финансового анализа определяется, насколько эффективно – используются средства предприятия.

Основой для проведения анализа служат бухгалтерские документы, в том числе бухгалтерский баланс.

Очевидно, что финансовый анализ является одним из основных методов, определяющих работу предприятия, поэтому его разработка особенно актуальна.

Список используемой литературы


1. Александров О.А. Методика бюджетирования в торговых организациях // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. «Теория экономического анализа» М. -2003.

3. Барингольц С. Б. «Анализ финансового состояния промышленных предприятий» Деньги и кредит, 1998, № 11.

4. А. К. Шишкин, С. С. Вартанян, В. А. Микрюков «Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях» «Инфра –М» - 1999.

5. В. Ф. Палий, Л. П. Суздальцева «Технико - экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий» - 2004.

6. Е. П. Козлова, Н. В. Парашутин, Т. Н. Бабченко «Бухгалтерский учет в промышленности» Москва «Финансы и статистика» 2003.

7. М. Н. Крейнина «Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве торговле», М., 2005.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. – 3-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2003.

9. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. / Г.В.Савицкая. – 9-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004.

10. Финансовый анализ деятельности фирм, М., «Ист-Сервис», 1999.

11. Шеремет А. Д. «Теория экономического анализа» 2002.

12. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. «Методика финансового анализа» Москва «Инфра-М» 1995.

Похожие работы:

  1. • Методика комплексного анализа деятельности ...
  2. • Оценка эффективности хозяйственной деятельности
  3. • Комплексный экономический анализ хозяйственной ...
  4. • Анализ финансового состояния коммерческого ...
  5. • Методика проведения анализа финансовых ...
  6. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ...
  7. • Комплексный анализ хозяйственной деятельности
  8. • Повышение эффективности хозяйственной деятельности ...
  9. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  10. • Анализ хозяйственной деятельности предприятия
  11. • Финансово-хозяйственный анализ сельскохозяйственного ...
  12. • Основы финансового менеджмента
  13. • Анализ хозяйственной деятельности
  14. • Бизнес-план. Создание мини-пекарни
  15. • Экономический анализ предприятия
  16. • Экономический анализ производства продукции
  17. • Особенности инвестиционного анализа
  18. • Анализ ликвидности предприятия
  19. • Человеческий фактор как элемент организации ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com