Поволжский кооперативный институт
Российского университета кооперации
Реферат
по дисциплине: «Основы предпринимательской деятельности»
на тему: «Исследование процесса современного предпринимательства в единстве его основных компонентов: личностного, экономического, организационного»
Энгельс – 2007 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Предпринимательская деятельность предприятия: основные понятия
Глава 2. Условия развития предпринимательской деятельности
Глава 3. Факторы развития предпринимательской деятельности
Заключение
Используемая литература
Введение
На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей и получения прибыли.
Отсюда можно сделать вывод, что цель предпринимательства – получение прибыли, т.е. предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.
Целью данного реферата является исследование процесса современного предпринимательства в единстве его основных компонентов: личностного, экономического, организационного.
Исходя из поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
* изучить основные понятия предпринимательской деятельности предприятия;
* проанализировать условия развития предпринимательской деятельности;
* изучить факторы развития предпринимательской деятельности.
Глава 1. Предпринимательская деятельность предприятия: основные понятия
В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимающееся производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем.
Предпринимателями называют хозяйственных субъектов, функцией которых является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает и понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.
Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица выступают в качестве субъектов предпринимательства, как правило, путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.
Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, различных товариществ и др.
Хозяйственная ассоциация – это договорное объединение предприятий, созданное в целях координации производственно-хозяйственной деятельности для решения определенных задач. Ее участники объединяют лишь часть своих финансовых и материальных ресурсов. Они могут входить и в другие хозяйственные объединения предприятий без согласования с другими членами ассоциации.
К важным чертам предпринимательства следует отнести:
самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.
Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.
Глава 2. Условия развития предпринимательской деятельности
Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.
Экономические условия — это предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также сумма заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения. Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции: банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к размеру заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и т.д. Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма;
совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств. Примером может служить складывающаяся в течение многих лет система законов, действующих в сфере предпринимательства в США. Некоторые из них приведены в таблице 1. Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, Ф. Котлер указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:
1. Необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее» 2.
Это дало основание принять законы, предотвращающие проявления «недобросовестной конкуренции».
2. Необходимость зашиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Отсюда направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение надписями на упаковке и уровнем цен.
3. Необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей. Как осторожно замечает Ф. Котлер: «ведь предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни» 3.
В условиях перехода к рыночным отношениям в России «разнузданность предпринимателей» проявляется нередко в очень жестоких формах. В предпринимательской сфере России система законов только складывается.
Глава 3. Факторы развития предпринимательской деятельности
Для того чтобы оценить перспективы развития предпринимательства в России, целесообразно рассмотреть факторы такого развития.
Г.Б. Кочетков приводит пять факторов, которые обеспечивают положение США как признанного лидера в развитии предпринимательства в мире 4.
1. Половозрастная структура населения и ее динамика в ближайшем будущем. Именно от демографической ситуации зависят изменения в потребностях в товарах и услугах, а также реакция населения на эти изменения.
Наиболее перспективным для бизнеса считается население в возрасте 25—44 лет. Страны с наивысшим развитием предпринимательства имеют более четверти населения в этом возрастном интервале. В США в эту возрастную группу попадает 30% всего населения. Помимо этого, надо учитывать соотношение женщин и мужчин среди предпринимателей. В США это соотношение составляет 0,53, т.е. 47% предпринимателей — женщины, а 53% — мужчины. В то же время женщины составляют мощный резерв развития предпринимательства, который пока еще недостаточно используется, в том числе и в США.
В России численность населения в возрасте 25—44 лет на начало 2004 г. составляла 42650 тыс., или 29,6% 5.Это свидетельствует о том, что наша страна имеет достаточно большие резервы и перспективы для развития предпринимательства. Что же касается соотношения женщин и мужчин среди предпринимателей России, то статистические данные об этом, к сожалению, отсутствуют. Между тем, количество женщин в России, занимающихся бизнесом, непрерывно возрастает.
2. Уровень общего и специального предпринимательского образования. В этой области США обладают существенным конкурентным преимуществом, так как более 80% населения в положенном возрасте получают специальное среднее и высшее образование. По этому показателю США занимают второе место в мире, уступая лишь Канаде (90%). Предприниматели имеют более высокий уровень образования, чем в среднем по стране.
Интересно отметить, что среди предпринимателей в США — около трети лиц с неоконченным высшим образованием. Начиная с 90-х годов прошлого столетия лучшие американские университеты и колледжи начали предлагать специальные курсы по предпринимательству. Самым красноречивым примером стала замена классического курса общего менеджмента в Гарвардской школе бизнеса на новый, обязательный для всех обучающихся по программе магистра делового администрирования курс «Предпринимательское управление». Лучшие студенты не стремятся в крупные компании, на Уоллстрит или в ведущие консультативные фирмы, а предпочитают перспективные стартовые компании.
В России по данным переписи населения 2002 г. число лиц в возрасте от 15 лет и выше, имеющих среднее профессиональное, неполное высшее профессиональное, а также высшее профессиональное образование составило 463 на 1000 человек населения (в 1989 г. - 322), что следует признать достаточно высоким показателем 6. Что же касается выпуска специалистов, то лишь с 1990 по 2003 г. государственные средние специальные заведения по специальностям «экономика и управление», «информатика и вычислительная техника» закончили 1707,3 тыс. человек, а государственные высшие учебные заведения по этим же специальностям — 1314 4 тыс., всего — 3021,7 тыс. человек 7.
В России на начало 2003/2004 учебного года из общего числа 2809 средних специальных учебных заведений 182, или 6,5%, были негосударственными, а из 1046 высших учебных заведений — 392, или 37,3%. В подавляющем большинстве этих негосударственных средних и высших учебных заведений студентов обучали экономическим, информационным и юридическим наукам.
3. Возможность значительно повысить своп личный доход. Разброс доходов граждан измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения. Интересно отметить, что если в большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5—10, то в США он достигает 17, что приближает Россию к показателю США. Объясняется это тем, что группы населения с высоким уровнем доходов обеспечивают необходимые накопления для первоначального инвестирования в стартовые компании. Кроме того, эти группы населения служат хорошим примером для тех предпринимателей, которые имеют большое желание повысить свой уровень доходов. К сожалению, в России слабо обеспечиваются накопления в первоначальные инвестирования этой группы населения. Что же касается примера, то здесь нередко возникает зависть, доходящая до ненависти и криминального посягательства. Поэтому такая высокая разница в доходах не приемлема для большинства населения не только России, но и многих стран Европы, а также Японии.
4. Политика государства в сфере экономики, в частности общий уровень налогообложения и размер так называемого социального налога. В США, а также в других странах, где предпринимательство хорошо развито, доход государства от налогов превышает 21% ВВП. Если же налоги превышают 39—40% ВВП, то предприниматели теряют всякий стимул к своей деятельности. Кроме того, в странах с высоким уровнем предпринимательства размер так называемого социального налога не превышает 12% ВВП. В США он составляет всего 7,5%. В большинстве промышленно развитых стран он достигает 22%, в то время как при уровне в 37% и выше предпринимательство замирает.
В России в 2003 г. доход от налогов составил 2394,2 млрд руб., или 14,9% ВВП, составившего в 2003 г. 13 285 млрд руб.8
Таким образом, мы можем констатировать, что в России общий уровень налогообложения и размер социального налога (из него делаются отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования) не мешают, а способствуют развитию предпринимательства.
5. Отношение общества к предпринимательству. В этом смысле США выгодно отличаются от большинства других промышленно развитых стран. Именно предприниматели заложили фундамент процветания этой страны в XVIII—XIX вв., когда за океан из самых разных стран Европы устремились бесстрашные и предприимчивые люди. Американское общество всегда придавало и придает сегодня большое значение индивидуализму, личной инициативе, самообеспечению граждан. Граждане США не ждут от государства, что оно создаст режим всеобщего равенства и благополучия. У каждого американца существует сильная мотивация, моральная поддержка общества для проявления деловой инициативы, развития своего дела, для улучшения условий своей жизни.
Интересно отметить, что американское общество не осуждает предпринимателя, потерпевшего неудачу. Наоборот, считается что такой «неудачник» после тщательного анализа причин своих неудач будет лучше подготовлен к новому бизнесу. Поэтому нередко венчурные капиталисты предпочитают выделять инвестиции в проекты предпринимателей, ранее потерпевших определенный провал, неудачу. Провал одного из предпринимателей рассматривается как нормальные издержки бизнеса.
Высокому уровню развития предпринимательства в США способствует хорошо развитая деловая инфраструктура услуг — юридических, бухгалтерских, других консультативных, специализирующихся на предпринимательстве.
В России отношение общества, отдельных лиц к успешным предпринимателям нередко — негативное, зачастую — завистливое. Надо полагать, что с развитием предпринимательства в нашей стране, особенно малого и среднего, вовлечения в этот процесс все большего числа трудоспособного населения, отношение общества к успешным предпринимателям будет меняться.
Опрос, проведенный в рамках исследования «Стиль жизни среднего класса» показал, что в ближайшее время как минимум 6% населения России займутся предпринимательством 9. В Германии, стране со значительно более развитым рынком, доля предпринимателей составляет 9%, а в Чехии — примерно 10—11% жителей страны. Исследование показало, что среди молодежи абсолютно постсоветского поколения (до 24 лет) 25% мужчин и 18,4% женщин собираются открыть собственный бизнес.
Интересно отметить, что главным фактором для участвовавших в опросе, побуждающим к занятию предпринимательством оказалось наличие надежных связей и клиентов. На втором месте — наличие партнера, затем — возможность получить кредит. И лишь на последнем месте — надежная защита от криминалитета.
Заключение
Предприниматели – это хозяйственные субъекты, функцией которых является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций.
Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.
Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.
Хозяйственная ассоциация – это договорное объединение предприятий, созданное в целях координации производственно-хозяйственной деятельности для решения определенных задач.
Экономические условия — это предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
Социальные условия – это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде.
Правовые условия – это наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства
Используемая литература
1. Горфинкель В.Я. и др. «Предпринимательство». М.: 2005.
2. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. – М.: Ось-89, 1998.
3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: Инфра-М, 1997.
4. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. «Экономика предприятия». М.: Юнити, 2001.
1 Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1990. С. 169-171.
2 Котлер Ф. Там же. С. 168.
3 Котлер Ф. Указ соч. С. 168.
4 Кочетков Г.Б. Предпринимательство как фактор развития // США-Канада: Экономика, политика, культура. 2003. № 6. С. 46—65.
5 Российский статистический ежегодник. 2004. С. 81.
6 Рассчитано по: Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. М., 2003, с. 17.
7 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2004. С. 247, 256.
8 Российский статистический ежегодник, 2004. С. 33, 563.
9 См.: Хотим ли мы предпринимать // Эксперт. 2003. № 23. С. 5.