Содержание
Введение
1. Специфика спроса и предложения на рынке земли
1.1 Специфика рынка земли
1.2 Цена земли и факторы, определяющие цену на землю
2. Характеристика видов ренты
2.1 Понятие ренты в различных экономических учениях
2.2 Виды рент
3. Состояние и перспективы рентных отношений в России
3.1 Теория ренты и налогообложение
3.2 Проблема рентных отношений
3.3 Рынок земли в г. Кургане и перспективы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Повсюду, где силы природы могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему их промышленнику добавочную прибыль, – будет ли то водопад, или богатый рудник, или богатая рыбой вода, или хорошо расположенное строительственное место, – лицо, признаваемое в силу своего титула на часть земли собственником этих предметов природы, улавливает у функционирующего капитала эту добавочную прибыль в форме ренты. Экономисты по разному определяют сущность ренты. Одни рассматривают ренту как один из видов доходов на собственность, плата собственников за использование природного ресурса. Другие рассматривают ренту как регулярный доход с капитала или земельного участка, получаемый их владельцами без предпринимательской деятельности. Ренту определяют и как особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью.
Анализ образования ренты и позволяет выяснить источники доходов этих двух субъектов арендных отношений, раскрыть влияние природного фактора и юридической формы собственности на механизм возникновения ренты.
Определение ренты неразрывно связано с понятием земли. Внешне рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора. Очевидно, что она – часть стоимости продукта, полученного предпринимателем. Но природу ее, источники и обстоятельства возникновения покажет теоретический анализ. Прежде всего, он предполагает выяснение двух главных обстоятельств, определяющих ее возникновение: это, во-первых, особенности ценообразования на продукцию сельского хозяйства, в котором природный ресурс имеет определяющее влияние на производительность труда, во-вторых, специфику получения в этой отрасли сверхприбылей и причин устойчивости их воспроизводства. Указанные обстоятельства порождены следующими особенностями, присущими природному фактору производства: 1) земля и многие другие природные ресурсы не являются свободно воспроизводимыми условиями труда, подобно промышленным орудиям труда и материалам; 2) ограниченности земель сельскохозяйственного назначения вообще, а земель лучшего и среднего качества тем более, обуславливает мизерную эластичность предложения земель.
Но также следует иметь ввиду, что термин «рента» имеет два значения: правовое и экономическое. В юриспруденции рента – самостоятельное правоотношение, касающееся прямого взаимоотношения между субъектами договора ренты, никак не связано с арендой имущества. Экономическое же отношение между получателем ренты и ее плательщиком непосредственно связано с использованием кредитных средств или арендой имущества.
Целью этой работы является изучение земельной ренты как экономической категории. В связи с этим и задачи, преследуемые курсовой работой следующие: во-первых, проследить процесс образования земельной ренты; во-вторых, дать характеристику разным формам земельной ренты; в-третьих, проанализировать особенности рентных отношений.
1 Специфика спроса и предложения на рынке земли
1.1 Специфика рынка земли
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля – важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей.
Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.
Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.
В-третьих, в следствие фиксированности площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.
Земельный рынок формирует условия стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка если он не функционирует эффективно.
Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков рынка – важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре – это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора.
Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю.
1.2 Цена земли и факторы, определяющие цену на землю
В определении цены на земли, несомненно, последнее слово за спросом и предложением. Однако субъект, желающий приобрести земельный участок, рассматривает альтернативные варианты. В самом деле, цена земли – это покупная цена не земли, а той земельной ренты, которую она приносит. В этом экономическом ее содержании ренту можно рассматривать как процент на капитал.
Земле в России никак не удается стать полноценным товаром. У одной земли есть цена, а для другой существует только арендная ставка. Например, землю в городском пригороде можно легко продать или купить. А любая операция с землей сельскохозяйственной обставлена огромным количеством законодательных «если» и «но», рассыпанных по множеству документов.
Сегодня, по данным Аграрного института Российской академии сельскохозяйственных наук, в собственности граждан находится более 60% сельхозугодий России. Конституция гарантирует этим гражданам все права настоящих собственников. Но если вы спросите у собственника, сколько стоит его земля, он вряд ли сможет вам ответить.
Цена рождается на рынке. «Открытие» цены, как говорят биржевые торговцы, происходит тогда, когда сходятся покупатель и продавец, спрос и предложение. Чтобы узнать, сколько стоит земля, ее нужно вытолкнуть из экономического небытия на свободный рынок. В России этот процесс идет, но крайне неравномерно. В нескольких, очень небольших, секторах уже давно идет бойкая торговля, и цена определяется рынком. Это в основном дачные участки, участки под жилищное строительство, отдельные типы земельных участков в городах (например, земля под зданиями приватизированных предприятий).
Но большая часть потенциального земельного рынка у нас – именно сельскохозяйственные угодья, суммарная ценность которых, по оценке директора американского Института сельского развития Роя Простермана, составляет 5 триллионов долларов. И эта земля практически находится вне рынка и, следовательно, рыночной цены не имеет.
Федеральный закон «О плате за землю» 1991 года вводил понятие «нормативной цены», которой должны были оперировать при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности, при передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита. Нормативную цену следовало рассчитывать, исходя из ставки налога на землю. Средние ставки налога по областям указывались в самом законе, а уточнять их в зависимости от качества земли, удаленности участков от областных центров и прочих показателей должны были уже местные налоговые службы. Мартовское постановление 1997 года «О порядке определения нормативной цены земли» отменило обязательную привязку к налоговой ставке. Теперь местные власти могут повышать или понижать цену «по мере развития рынка земли» с условием, чтобы она «не превышала 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения». Получается, что ориентиром для нормативной цены, которая по идее должна служить трамплином в рынок, в свою очередь является цена рыночная, но откуда ей взяться, если рынка на фермерскую землю как не было, так и нет?
Однако трудности начинаются гораздо раньше. Подавляющая часть сельскохозяйственных угодий находится в так называемой долевой собственности, то есть люди имеют не конкретный участок, а долю в общем массиве земель бывшего колхоза (совхоза). Чтобы продать или подарить ее, участок должны выделить «в натуре» с согласия всего коллектива собственников. Но и потом собственнику земельной доли не так-то просто ею распорядиться. Земля согласно Земельному кодексу должна использоваться только по целевому назначению, поэтому ее нельзя продать какой-нибудь фирме, скажем, под строительство завода. Вот и выходит, что сделки с долями заключаются пока, как правило, между родственниками в рамках села, да и то потому, что куплю-продажу оформить выгоднее с налоговой точки зрения, чем дарение.
В случае непосредственной продажи земли ее цена находится в прямой зависимости от величины ренты, получаемой с продаваемого участка, и в обратной зависимости от процентной ставки.
В развитом рыночном хозяйстве земля является предметом купли и продажи. Однако невозделанная земля не имеет стоимости, но цену имеет. Что же лежит в основе «цены земли?» Земля продается как носительница дохода. Продается ее способность приносить ренту своему владельцу. Поэтому цена земли есть капитализированная рента. При продаже участка его собственник заботится о том, чтобы не потерять рентный доход. Он соглашается продать землю за такую сумму, которая будучи положена в банк или в ценные бумаги, принесет ему доход, равный ренте. Покупатель земли, прежде чем стать ее собственником, тоже сравнивает приносимую участком ренту с процентом, который он может получить, если деньги положит в банк. У каждой стороны свой расчет. Сравнение с банковским доходом происходит потому, что это наиболее гарантированное и спокойное помещение своего капитала, своей собственности.
2 Характеристика видов ренты
2.1 Понятие ренты в различных экономических учениях
С точки зрения марксистской экономической теории рента является превращенной формой прибавочной стоимости наряду с прибылью, зарплатой и процентом. К. Маркс писал: «Какова бы ни была специфическая форма ренты, всем ее типам общее то обстоятельство, что присвоение ренты есть экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность, и что земельная рента, в свою очередь, предполагает земельную собственность…». На поверхности явления рента выступает как плата за землю, что создает впечатление, будто бы сама земля порождает эту ренту. Однако трудовая теория стоимости это отрицает, так как стоимость может создаваться только живым трудом. Источником ренты является неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих в сельском хозяйстве. Эта часть прибавочной стоимости, которую получают предприниматели – арендаторы земельных участков, уплачивается ими земельным собственникам.
В трактовке теории факторов производства и теории предельной производительности рента является вознаграждением, которое получает владелец природных ресурсов, в частности земли, в соответствии с предельной производительностью этих факторов.
Суть одной из трактовок заключается в том, что рента не является самостоятельной формой дохода, а представляет собой ссудный процент на тот капитал, который вложен в землю.
В соответствии с теорией физиократов рента – это чистый продукт природы, единственный доход, который реально получает общество.
Существует еще одна трактовка, которая считает ренту несправедливым паразитическим доходом. В Соединенных Штатах критика в адрес рентных платежей приняла форму движения за единый налог, которое получило значительную поддержку в конце XIX века. Оно было порождено нашумевшей книгой Генри Джорджа «Прогресс и бедность». Джордж считал, что существование ренты не справедливо, и что этот доход должно получать общество в целом, а не собственники земли. Поэтому он предлагал обложить земельную ренту полным (100%) налогом и использовать на общественные нужды, а все другие налоги отменить
2.2 Виды рент
Экономическая рента
Экономическая рента определяется как любой доход, отнесенный к производственным затратам, который превосходит его альтернативную стоимость. Классическая теория экономической ренты восходит к трудам экономистов XVIII века. Сторонники классической школы рассматривали землю в рамках производственных возможностей и преимуществ расположения конкретных участков земли. Они считали, что предложение земли в этом смысле совершенно неэластично. Однако нельзя не согласиться со следующим тезисом: как бы ни была высока цена земельной ренты, количество земли строго определено. С другой стороны, даже наинизшая рента не способна изменить физическое количество земли, находящейся в распоряжении общества.
В общеэкономическом смысле экономическая рента есть разница между реальной ценой ресурса и той минимальной ценой, которую необходимо уплатить, чтобы побудить владельца этого ресурса его продавать. Минимальную цену предложения какого-либо ресурса на данном отраслевом рынке определяют альтернативные издержки продавцов ресурса. Если цена падает ниже минимальной цены, то владельцы ресурса предпочтут либо предлагать его на других рынках, либо вообще воздержаться от продажи. Таким образом, превышение получаемого дохода над альтернативными доходами образует экономическую ренту владельцев ресурсов.
Экономическую ренту можно рассмотреть на примере заработной платы работников. Квалифицированные работники могут получать устойчивый избыточный доход, то есть экономическую ренту, которая аналогична понятию избытка производителя на рынке продукта.
Абсолютная рента
Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества. В самом деле, собственник земли именно в этом своем качестве, зная, что земля необходима всем – для сельскохозяйственного и промышленного производства, – заставит желающего пользоваться землей, платить за нее арендную плату. И действительно, в английском языке слово «рента» означало первоначально аренду или арендную плату, и эта категория проявляется со всей ясностью и определенностью одновременно с возникновением капиталистического общества. В этой арендной плате заключены две части: одна соответствует проценту на капитал, уже вложенный в землю и неотделимый от нее (мелиорация, ирригация, постройки и т.д.); другая существует всегда и соответствует передаче права пользования землей, или, как говорил Риккардо, пользования исходными и неразрушимыми свойствами земли.
Образование абсолютной ренты связано с тем фактом, что по причине отсталости сельского хозяйства по сравнению с промышленностью органическое строение капитала, вложенного в сельское хозяйство, ниже органического строения капитала, вложенного в промышленность, и, следовательно, в сельском хозяйстве доля переменного капитала (идущего на заработную плату) пропорционально выше, чем в промышленности. Отсюда следует, что прибавочная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, выше средней прибыли, и стоимость продуктов выше капиталистической цены производства. Пропорциональному распределению прибавочной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, препятствует земельная собственность, которая, представляя монополию, сама претендует постоянно на часть этой прибавочной стоимости и присваивает разницу между стоимостью и ценой производства. Земельная собственность, таким образом, завышает цену сельскохозяйственных продуктов на сумму, которую она взимает в качестве абсолютной ренты, и которая представляет, следовательно, род налога, накладываемого на общество.
Следует подчеркнуть, что историческая отсталость сельского хозяйства по сравнению с промышленностью, представляющая собой одно из главных проявлений закона неравномерности капиталистического развития, проистекает не из природы земли, а из общественных отношений. Частная земельная собственность, препятствующая вложению капиталов в землю и присваивающая себе все возрастающую часть прибавочной стоимости, является одной из главных причин этой отсталости. Объяснение возникновения абсолютной ренты следует из факта более низкого органического состава капитала в сельском хозяйстве по сравнению с промышленностью.
Дифференциальная рента
Анализируя такое понятие, как чистая экономическая рента, мы рассматривали землю и земельные угодья, полностью абстрагируясь от способов их использования в практической хозяйственной жизни. Естественно, что различные участки земли различаются по плодородности, климатическим особенностям, местоположению, и далеко не все из них пригодны к универсальному использованию. Земля в Краснодарском крае имеет массу преимуществ для возделывания зерновых культур, а в Калининградской области – для строительства лыжных курортов. По этой причине (здесь наблюдалось поразительное единодушие абсолютно всех экономистов начиная с Давида Риккардо) не все земельные угодья приносят равные доходы в виде земельной ренты на рынках конкурирующих продавцов.
Дифференциальная рента является наиболее распространенной формой земельной ренты. Это разница между общественной и индивидуальной стоимостью сельскохозяйственной продукции. Дифференциальная рента – это понятие, фигурирующее не только на рынках земельных угодий и производства сельскохозяйственной продукции; она возникает как экономическая категория в случае использования любого рода ресурсов, не являющихся полностью однородными в каждом их классе. Так, адвокаты в среднем зарабатывают больше, чем водители грузового автотранспорта, что сопрягается с соответствующими в этих случаях вложениями в человеческий капитал. Конечно, в каждом конкретном случае существуют свои тонкости. Например, адвокат, обладающий особым даром убеждать присяжных заседателей и смягчать судейские сердца, получает дифференциальную ренту, намного превосходящую альтернативную стоимость полученного им образования.
Монопольная рента
В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты – монопольная рента. Исключительные природные условия порой создают возможности для производства редких сельскохозяйственных продуктов – особых сортов винограда, некоторых видов цитрусовых, чая и т.д. Такие товары продаются по монопольным ценам, верхний предел которых нередко определяется лишь уровнем платежеспособного спроса. В результате монопольные цены могут значительно превышать индивидуальную стоимость таких продуктов. Это и позволяет землевладельцам получать монопольную ренту.
Итак, монопольная рента – эта особая форма земляной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые.
Таким образом, в сельском хозяйстве, как и в других отраслях, капиталисты-предприниматели получают равную прибыль на равновеликий капитал. Выплата ренты землевладельцам осуществляется не в нарушение закона стоимости, а в соответствии с ним. Однако поскольку конкуренции не удается преодолеть барьер частной собственности на землю, землевладельцы «перехватывают» у промышленных капиталистов значительную часть прибавочной стоимости в виде ренты.
Земельная рента
Особой формой ренты является земельная рента, связанная с аграрными отношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями, хозяйствующими на земле. Земельная рента – это определенная сумма, которую земельный собственник получает от арендатора – предпринимателя, взявшего земельный участок во временное пользование за арендную плату.
Земельная рента образуется не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется предпринимателями для постройки зданий и сооружений, разработки ее недр. Земельная рента выступает в двух основных формах – абсолютной и дифференциальной, что обусловлено существованием двух видов монополий на землю: монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объект хозяйствования.
Строительная рента
Что касается земли, предназначаемой для строительственных целей, то А. Смит показал, каким образом рента с этой земли, как и с других неземлевладельческих участков, регулируется в своей основе собственно землевладельческой рентой. Эта рента характеризуется, во-первых, тем преобладающим влиянием, которое здесь на дифференциальную ренту оказывает местоположение (оно очень важно, например, при возделывании винограда и для строительных участков в больших городах); во-вторых, очевидной и полнейшей пассивностью собственника, активность которого заключается (в особенности по отношению к рудникам) просто в эксплуатации общественного прогресса, в который собственник ничего не привносит и в котором он ничем не рискует; и, наконец, преобладанием монопольной цены во многих случаях. Строительную ренту необходимо повышает не только рост населения и возрастающая вместе с ним потребность в жилищах, но и рост основного капитала, который или присоединяется к земле или размещен на ней, как все промышленные строения, железные дороги, товарные склады, доки и т.д. Смешение платы за наем, поскольку она представляет процент и амортизацию капитала, вложенного в дом, с рентой просто за землю невозможно здесь, в особенности в тех случаях, когда в Англии, земельный собственник и строительный спекулянт суть совершенно разные лица. В этом случае следует принимать во внимание два момента: с одной стороны, эксплуатация земли в целях производства или добывающей промышленности, с другой – земля представляет собой пространство, которое необходимо как условие всякого производства и всякой человеческой деятельности. И в том и в другом случае земельная собственность требует своей дани. Спрос на строительные участки повышает стоимость земли как пространства и основы, в то же время благодаря этому возрастает спрос на элементы земли, которые служат строительным материалом.
Лесная рента
Земельная рента в лесопользовании специфична. Лесные земли как объект лесопользования в экономическом смысле ценны не сами по себе, а коммерческими ресурсами – древесиной на корню, продуктами побочного пользования, рекреацией. В этом принципиальное отличие между сельским и лесным хозяйствами и обусловлено оно единственной причиной – чрезвычайной продолжительностью воспроизводственного цикла лесных экосистем. Не случайно в российском лесном законодательстве земля и ресурсы рассматриваются в единстве, как нечто целое, объединяются общим понятием – лесной фонд. Платежи за лесопользование зависят от плодородия почв опосредовано. Рентообразующими факторами являются показатели качества и запаса лесных ресурсов. Поэтому земельную ренту в лесопользовании правомерно называть лесной рентой. Лесная рента принадлежит собственнику лесного фонда. При государственной собственности на лесной фонд лесная рента, как правило, облагается налогом. Любые платежи за лесопользование есть рентный налог. Рентный налог может быть меньше, равен или больше ренты. Рентный налог устанавливается меньше ренты или не берется совсем в случаях:
1) на арендатора-лесопользователя возлагаются расходы по лесовосстановлению и воспроизводству лесных ресурсов;
2) помимо воспроизводства лесных ресурсов арендатору-лесопользвателю доверяется инвестировать рентный доход как общественный ресурс в развитие лесопромышленного производства (из расчета, что предприниматели это сделают успешнее, чем госслужащие).
Рентный налог устанавливается равным ренте, если:
1) воспроизводство лесных ресурсов осуществляется государственными органами управления лесами за счет бюджетных средств;
2) часть лесной ренты, превышающая расходы на ведение лесного хозяйства, используется на социальные и иные общегосударственные цели.
Лесной налог превышает ренту, когда он устанавливается без обоснований и расчетов. Превышение лесного налога над рентой может иметь только негативные последствия: снижение рентабельности лесозаготовок и заработной платы рабочих.
3 Состояние и перспективы рентных отношений в России
3.1 Теория ренты и налогообложение
В условиях глобализации экономики теория ренты приобретает новое звучание и с точки зрения появления новых объектов для рентного налогообложения. Известно, что одной из причин возникновения избыточного рентного дохода является ограниченность земли и запасов природного сырья. На заре промышленной революции Риккардо предупреждал о том, что если бы такие общераспространенные естественные факторы, как «воздух, вода, упругость пара и давление атмосферы, были неоднородны по своим качествам, если бы они могли быть обращены в собственность и каждый разряд имелся в ограниченном количестве, то и они, подобно земле, давали бы ренту по мере использования низших разрядов». Жизнь подтвердила правильность прогнозов Риккардо. Сегодня, по сравнению с его временем, число природных факторов и ресурсов, приносящих ренту, выросло.
Страны Запада, исчерпав ренту от сырых продуктов природы, переходят к наполнению бюджета за счет изъятия ренты от нетрадиционных ресурсов. Интересные сведения на этот счет приводятся английским экономистом Ф. Харрисоном, который пишет о том, что в последние годы правительства некоторых европейских стран пришли к выводу, что они могут получить значительные бюджетные поступления от платы за ресурсы, которые еще не приватизированы. К таким ресурсам относятся, например, диапазоны радиоволн для третьего поколения мобильных телефонов, позволяющие выходить в Интернет. От аукциона по продаже права использовать эти диапазоны в Германии в 2000 году были получены доходы бюджета в расчете 615 евро на 1 жителя, а в Великобритании 630 евро.
Правительства Индии, Великобритании и др. стран активно изучают возможности прокладки кабеля для телекоммуникаций по полосам отчуждения вдоль железных дорог (учитывая дополнительные ограничения в использовании этих земель – сервитуты). Это создает колоссальный рентный поток для решения социальных нужд.
Аналогичные возможности подталкивают к инвестированию в инфраструктурное обновление полос британских каналов (общая протяженность 3160 миль), обремененных сервитутами (например, право прохода), для прокладки оптико-волоконных кабелей. К 2000 году было проложено примерно 800 км кабеля, что будет давать ежегодно рентный доход в размере 6–7 млн. фунтов стерлингов в год. Наличие аналогичных возможностей по взиманию рентных платежей связываются со скоростными автомобильными дорогами и аэропортами, где сходятся многие авиалинии. Правительство рассматривает возможность взимать полную рентную стоимость за использование ограниченных пространственно-временных «щелей». Сейчас авиалинии, которые не полностью используют имеющиеся временные возможности, стремятся их скрыть или, уподобляясь земельным спекулянтам, продать на черном рынке другим авиакомпаниям.
Все это свидетельствует о том, что все капиталовложения в государственную инфраструктуру признаются рентообразующими, т.е. должны оплачиваться при пользовании и приносить государству рентный доход за счет более эффективного функционирования. Неплохо бы, чтобы власти в России заимствовали именно эти примеры для подражания.
Кроме того, они обязаны учитывать в защите национальных интересов, что в условиях глобализации в основе формирования цен на некоторые природные ресурсы (в частности, нефть) лежит не рыночная конкуренция, а сговор транснациональных нефтяных корпораций и всемирных банковских структур, тайные сделки сырьевых спекулянтов и политические мотивы.
Подобные действия вносят большие «возмущения» в определение предельной производительности земельных участков и мест добычи иного сырья, что так важно для правильного исчисления рентных доходов.
Начав реформы, правительство России взяло на вооружение тезис, что рынок сам установит справедливый паритет цен. Оно не позаботилось об обеспечении равных стартовых возможностей для эволюционного становления рыночных отношений во всех сырьевых отраслях. Однако стихийное сближение цен внутреннего и мирового рынка с помощью эквивалентного выравнивания цен на все товары через цены на энергоносители и топливо привело к неоправданному росту цен в других сырьевых отраслях (рыболовство, лесозаготовки, сельское хозяйство), снижению их конкурентоспособности и свертыванию объемов производства. Получение явных финансовых преимуществ одних за счет других сократило внутренние ресурсы для перестройки экономики на принципах устойчивого развития. Такие принципы формирования цен вошли в противоречие и с задачами охраны природы, поскольку цены на товары сегодня не включают полновесную экологическую компоненту.
Одной из важнейших задач защиты национальных интересов и восстановления российской экономики должно стать исключение межотраслевого диспаритета цен на природное сырье внутри страны.
По этому поводу имеет смысл напомнить, что экономисты классической школы для определения рентных доходов в качестве универсального измерителя принимали цены на зерно. Риккардо вел исчисление ренты с ориентацией на цены хлебного рынка. Вопрос о едином измерителе для расчета природно-ресурсной ренты в теории возникал и возникает с завидным постоянством. Представляется, что в решении этой проблемы в мире, где не устранена угроза смерти от голода, нельзя равнодушно созерцать то, как судьбу голодных людей и живой природы решают нефтяные короли.
Так почему бы сырьевым странам с разнообразным природно-ресурсным потенциалом не поменять вектор рыночных приоритетов и не принять взамен энергоносителей другие ориентиры для выравнивания цен на товары? Иными словами, почему бы не сделать хлеб, лес, ресурсы флоры и фауны, генетические ресурсы, запасы пресной воды и, наконец, саму землю существительными, а газ и нефть прилагательными? Такой подход более всего соответствует формуле финансового обеспечения проблемы наполнения продовольственной, социальной и экологической «корзин» в устойчивой экономике, поиском которой занято мировое сообщество.
3.2 Проблема рентных отношений
Спецификой Российской Федерации является наличие на ее территории регионов, богатых природными ресурсами федеральной и мировой значимости («сырьевых регионов»). Все эти регионы имеют, как правило, большую протяженность и расположены в северной части страны. Сочетание факторов исключительной ценности и народнохозяйственной значимости добываемых в них ресурсов и сложных условий их добычи и эксплуатации, а также условий жизни населения ставят неординарную задачу государственного регулирования развития сырьевых территорий и формирования адекватной системы недропользования с учетом особенностей федеративного государственного устройства России. А также существует проблема государственной поддержки коренных народов Севера, на территории компактного проживания которых организуется крупномасштабная добыча природных ресурсов.
Наличие в России крупных месторождений полезных ископаемых, с одной стороны, «спровоцировало» кризисные явления в экономике, «посадив страну на иглу нефтедолларов» и сформировав «уродливую» отраслевую структуру экономики, с другой – позволило все-таки выстоять в исключительно сложных кризисных условиях.
Новые российские сырьевые компании, ориентируясь на мировую конъюнктуру цен, сумели существенно нарастить производство и стать реальными инвесторами, что было уже недостижимо в условиях плановой централизованной экономики. В то же время этот рост сопровождался формированием беспрецедентных финансовых потоков и личного состояния новых российских олигархов, проходящих вне государственной казны, в результате чего российский бюджет в огромной мере стал зависеть от успехов развития сырьевого сектора экономики.
После прихода к власти В.В. Путина произошли серьезные изменения в восстановлении функций государственного регулирования экономики при декларируемом соблюдении интересов и прав частного бизнеса. Эти реформы не могли не затронуть важнейший сегмент Российской Федерации и ее экономики – сырьевой сектор и сырьевые регионы, и имеющиеся здесь изменения были весьма существенны. Эти изменения коснулись как процедур контроля за добычей природных ресурсов, так и четко обозначенных стремлений федерального Центра к централизации сверхприбылей («ренты»), возникающих в нефтегазовом секторе.
До сих пор в соответствие с Конституцией Российской Федерации и с федеральным законодательством в контроле за недрами действовало правило «двойного ключа», когда при выдаче лицензий на разработку полезных ископаемых решение должно быть одобрено как Министерством природных ресурсов Российской Федерации, так и руководством соответствующего субъекта Федерации. Рекомендации Комиссии Д. Козака и очередная редакция нового закона о недрах фактически ликвидируют эту практику и предполагается, что в ближайшее время весь контроль за лицензированием и налогообложением ценных полезных ископаемых целиком перейдет в руки федерального Центра. В ведении регионов останутся лишь природные ресурсы местного значения (песок, щебень и т.д.). Вместо совместного с федеральным Центром пользования и контроля за природными ресурсами, регионам делегируется лишь процедурное право «согласования» фактически принятых решений.
Тем самым регионы и их население фактически исключаются не только из участия в реальном процессе совместного владения государственным фондом недр, но также в формировании путей и направлений решения принципиальных проблем социально-экономического развития данных регионов».
Существует еще одна важная проблема в сфере управления недропользованием, связанная с изъятием сверхприбылей у крупных компаний, эксплуатирующих топливно-энергетические и другие природные ресурсы на основе тезиса «справедливого перераспределения природной ренты».
Крупные ресурсодобывающие компании действительно сосредоточили в своих руках колоссальные «сверхдоходы», которые систематически выводятся из налогообложения и уходят, как правило, за рубеж. Поэтому для решения важных народнохозяйственных задач, целесообразно часть этих сверхдоходов изъять в пользу государства.
Во-первых, наиболее важным представляется не вопрос, «изымать или не изымать доходы рентного характера», а то, каков будет механизм этого изъятия: или эти доходы напрямую будут поступать в федеральный бюджет и будут «растворены» в нем, создавая определенный «запас прочности» федеральному правительству, или эти доходы должны иметь строго целевой характер их использования с ориентацией, в том числе, на поддержку сырьевых, северных и восточных регионов страны.
Во-вторых, с одной стороны, действительно, учет рентной составляющей в цене на продукцию топливно-энергетических и других сырьевых отраслей нуждается в серьезном совершенствовании, с другой, целесообразно увеличить долю рентных доходов, остающихся на территории. Исходя из практики федеративных государств, рентный доход должен делиться между федеральным Центром, субъектами Федерации и компаниями – недропользователями, причем, как правило, почти в равной пропорции.
3.3 Рынок земли в г. Кургане и перспективы
В Кургане рынок земли в основном представлен землей предоставляемой под строительство. Отвод земельных участков под строительство жилья сегодня осуществляется в городе по двум направлениям: строительство многоквартирных домов и индивидуальное жилищное строительство.
Так в 2006 г. в Кургане возникла необходимость провести аукционы по продаже права аренды на земельные участки под строительство в городе многоквартирных жилых домов общей площадью не менее 300 тыс. кв. м и отвода на территории города не менее 200 земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
По информации Департамента развития городского хозяйства к настоящему времени проведены торги на право аренды земельного участка под комплексную застройку 4 микрорайона поселке Заозерный. Площадь жилья, которое там планируется построить, составляет примерно 200 тыс. кв. м. Подготовлены к аукционам по продаже права аренды под строительство земельные участки в районе улиц Кирова-Станционная, Гагарина-Парижской коммуны, ул. 9 Мая. На этих площадках будет возведено 10,3 тыс. кв. м жилья. Готовятся документы для проведения аукционов по продаже права аренды на земельные участки в 3 и 5 микрорайонах поселке Заозерный и на бульваре Солнечный общей площадью 106 тыс. кв. м. На очереди, как сообщил директор ДРГХ Александр Якушев, проработка вопроса застройки 7 микрорайона поселке Заозерный.
В 2007 году в Кургане было проведено 50 аукционов по продаже земельных под индивидуальную жилую застройку.
В 33 случаях площадки были переданы в собственность покупателя, в 17 – на землю заключен договор аренды. Финансовая «отдача» от торгов составила 7 миллионов 199,2 тысячи рублей. В ходе аукционов участники значительно увеличивали стартовую стоимость лотов. Например, цена квадратного метра участка в поселке Теплый Стан с 76 рублей подскочила до 256, а в Рябково – с 84 до 335 рублей. Стоит отметить, что в 2006 году в столице Зауралья прошло 26 аукционов, принесших организаторам 2,1 миллиона рублей.
Данные представим в виде таблицы и построим график, по которому сможем визуально судить о варьировании цены на участки.
Таблица 1 – Стоимость земли на проведенных торгах в Кургане (2007 г.)
Наименование района | Цена за квадратный метр, р. | |
начальная | конечная | |
Теплый Стан | 76,0 | 256,0 |
Рябково | 84,0 | 335,0 |
Рисунок 1 – Гистограмма стартовой и конечной цены на участки
Благодаря представленному рисунку, мы видим, что в результате проведенных аукционов цена на землю увеличилась в 3–4 раза от начальной стоимости лота. Исходя из этого, можно сделать вывод, что цену на землю очень тяжело определить теоретически, в основном только на практике выявляется ее истинная стоимость.
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, доля малоэтажного (индивидуального) строительства в Российской Федерации лишь в первом квартале 2007 года достигла 49%. По словам заместителя министра регионального развития России Юрия Тыртышова, в 1990е годы доля малоэтажного строительства составляла от 4 до 6% общего объема вводимого в стране жилья, тогда как за весь 2006 год эта доля составила 40%.
Активное развитие малоэтажного строительства в регионах Уральского федерального округа обусловлено растущим спросом на коттеджное жилье. В 2006 году в УрФО было построено 4 млн. 177 тыс. м2 жилья, в том числе 1 млн. 375 тыс. м2 индивидуальных домов. Развитию индивидуального и малоэтажного домостроения в регионах УрФО уделяется особое внимание. Правительством РФ и властями регионов УрФО индивидуальная застройка отнесена к приоритетам жилищного строительства. В первом квартале 2007 года в регионах округа введено в эксплуатацию 1009,9 тыс. м2 жилья, что на 30,6% больше, чем за тот же период 2006 года. За четыре месяца текущего года построено 11437 квартир, что на 22,8% превышает прошлогодний показатель. Причем, индивидуальные застройщики возвели 527,1 тыс. м2 жилых площадей – по отношению к аналогичному периоду 2006 года рост составил 68,6%.
В Курганской области в 2006 году был разработан проект долгосрочной программы развития пригородной зоны Кургана до 2015 года, где предполагается строительство большого количества малоэтажных домов. В администрации Кургана создано муниципальное учреждение «Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды», которое занимается оформлением и согласованием разрешительной документации для малоэтажного строительства.
В настоящее время малоэтажное строительство в Кургане осуществляется на территориях поселков Керамзитовый (площадь 20 га; 180 участков), Чистое Поле (площадь 70 га, 500 участков), Левашово (площадь 54 га. 365 участков), Радужный (13 га, 86 участков), «Теплый Стан» (площадь 130 га, 520 участков). При средней площади одного коттеджа 150 м2 ожидаемый ввод индивидуального жилья составит более 247 тыс. м2.
Данные по участкам сведем в таблицу 2 и построим круговую гистограмму.
Таблица 2 – Участки под малоэтажное строительство в Кургане
Наименование района | Площадь, га | Количество участков |
Теплый Стан | 130 | 520 |
Чистое Поле | 70 | 500 |
Левашово | 54 | 365 |
Керамзитовый | 20 | 180 |
Радужный | 13 | 86 |
Рисунок 2 – Участки под малоэтажное строительство в Кургане
По данным таблицы и рисунку хорошо видно, что наибольшим спросом под малоэтажное строительство пользуются участки поселка Теплый Стан 45%, а так же участки поселков Чистое поле (24%) и Левашово (19%).
В Министерство регионального развития РФ направлены материалы для участия Курганской области в реализации «пилотного» проекта массового строительства быстровозводимого малоэтажного жилья в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
В качестве «пилотных» предложены три земельных участка: Заозерный планировочный район, микрорайон по ул. Галкинская города Кургана и микрорайон в пос. КГСХА Кетовского района. Планируемый ввод жилья может составить примерно 200 тыс. м2. Только в Заозерном планировочном районе на площади 122 га можно разместить до одной тысячи жилых домов коттеджного типа. При себестоимости одного кв. м жилья 18 тыс. руб. ориентировочная стоимость строительства в Заозерном планировочном районе составит 2700 тыс. руб. Для обеспечения данного района инженерной инфраструктурой необходимо около 800 млн. руб. (30% от общей стоимости строительства).
Отсутствие инженернотехнического обеспечения земельных участков и социальной инфраструктуры власти Зауралья считают основной причиной, сдерживающей развитие малоэтажного строительства в регионе. В рамках Областной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования на территории Курганской области в 2004–2010 годах и на перспективу» предоставляются льготные ипотечные кредиты на строительство индивидуальных жилых домов и приобретение квартир в строящихся домах. Согласно программе, преимущественным правом на получение кредита пользуются граждане, нуждающиеся в жилье в соответствии с действующим законодательством. На 1 января 2007 года в районах области было выдано 105 жилищных кредитов, из них 57 кредитов – на строительство индивидуальных жилых домов. В бюджете региона предусмотрены расходы на обеспечение жильем молодых семей в размере 8 млн. руб. и на строительство жилья в сельской местности в рамках программы «Социальное развитие села до 2010 года». В первоочередном порядке ипотечные кредиты предоставляются на завершение строительства жилых домов.
Строительных мощностей для того, чтобы увеличить объемы жилищного строительства в ближайшие годы, в Курганской области достаточно. Однако без солидных финансовых вливаний область с большим трудом может справиться с программой увеличения ввода жилья в семь раз.
Челябинский строительный холдинг «Монолит» инвестирует до 2011 года более 4 млрд. рублей в реализацию проектов комплексной жилищной застройки в Кургане.
Проекты будут реализованы в рамках заключенного с губернатором Курганской области Олегом Богомоловым договора «О социально-экономическом развитии Курганской области на период с 2008 по 2010 год», который предусматривает строительство компаниями группы «Монолит» 150 тыс. кв. метров жилья в Кургане, сооружение объектов социального назначения, реконструкцию дорог и других объектов инфраструктуры.
По данным эксперта Шалагинова, стоимость таких земельных участков за последний месяц текущего года увеличилась примерно на 5%. «Это связано с небольшим сокращением спроса, а также с тем, что теперь жители Зауралья получили возможность прописаться на этих участках. Кроме того к участкам были проведены коммуникации».
В Кургане коттеджное строительство не очень развито. Есть всего четыре-пять поселков с типовой застройкой. В поселке Увал стоимость сотки земли составляет от 60 тыс. руб., рядом есть газопровод, электроэнергия. В Теплом стане – 50–70 тыс. руб. за сотку, в Лесном – от 80 тыс. Дома в поселке Увал стоят от 500 тыс. руб. – это бревенчатый дом, построенный около 40 лет назад, но пригодный для жилья. Самый дорогой дом, выставленный на продажу в Кургане, стоит 24 млн руб. В нем четыре этажа, общая площадь 600 кв. м. с баней и гаражом.
О перспективе продажи земли на ближайшее будущее в настоящее время говорить тяжело. Это связано с возникновением мирового экономического кризиса. Многое будет решать финансовая поддержка государства как строительных компаний, так и физических лиц решившихся на застройку земельного участка, а так же на приобретение готового жилья.
Заключение
Главная особенность экономических отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату – ренту.
Рента, которая возникает вследствие разности плодородия земельных участков (или разности местоположения участков по отношению к рынку), называется дифференциальной рентой первой формы.
Вторая форма дифференциальной ренты проистекает из различной производительности последовательных вложений капитала на одном и том же участке ввиду ограниченности фактора земли.
Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества.
В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты – монопольная рента: это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые.
Земля является предметом не только аренды, но и купли – продажи, и она имеет иррациональную цену, основанную не на стоимости, а на доходе, который приносит использование земли владельцу. Цена земли – это капитализированная рента.
Крестьяне, являющиеся собственниками своего участка, в качестве хозяйствующих субъектов получат дифференциальную ренту, а в качестве собственников земли они ее присваивают. Абсолютной ренты в крестьянском хозяйстве нет.
Повсюду, где силы природы могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему их промышленнику добавочную прибыль, – будет ли то водопад, или богатый рудник, или богатая рыбой вода, или хорошо расположенное строительное место, – лицо, признаваемое собственником этих предметов природы, улавливает у функционирующего капитала эту добавочную прибыль в форме ренты.
Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Целью введения рентных платежей не должно быть аккумулирование в бюджете дополнительных средств, они должны выступать в роли эффективного экономического инструмента развития ТЭК России.
Список использованных источников
1. Курс экономической теории / под ред. Е.А. Киселевой, М.Н. Чепурина. – Киров: «АСА», 2006. – 832 с.
2. Основы экономической теории / под ред. С.И. Иванова. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Вита Пресс, 1999. – 336 с.
3. Основы экономической теории / под ред. С.И. Иванова. – В 2-х книгах. Книга 2. – М.: Вита Пресс, 2005. – 352 с.
4. Основы экономической теории / под ред. Т.Г. Тальнишних. – М.: «Академия», 2003. – 288 с.
5. Практикум по основам экономической теории /под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита Пресс, 1999. – 272 с.
6. Попов, Н.А. Экономика сельского хозяйства / Н.А. Попов. - М.: Дело и сервис, 2003. – 402 с.
7. Серяков С.Г. Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Юристъ, 2001. – 318 с.
8. Сидорович, А.В. Курс экономической теории / А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 2001. – 398 с.
9. Современная экономика / под ред. О.Ю. Мамедова. – Р/нД., 2004.
10. Экономическая теория / под ред. С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 520 с.
http://www.paulsyard.ru/market/? uid=348
http://www.uralstroyinfo.ru/? id=62&doc=244
http://region45.1rre.ru/news/doc/12422/
http://www.kvartira45.ru/news/ceni_na_zemlu_v_kurgane.html