В 332 до н.э., одержав ряд побед в Передней Азии, Александр Македонский приступил к завоеванию Египта. Согласно укоренившимся среди египтян того времени традиционным представлениям о священном государстве, его царь не имел права управлять страной из-за рубежа и придерживаться чуждой религии. Политику Александра по отношению к населению завоеванного Египта можно определить как примирительную. Прежде всего он направился в Мемфис на поклонение египетским богам. Заложив в западной части дельты Нила новый город Александрию, полководец предпринял экспедицию в оазис Сива, чтобы встретиться с египетским оракулом бога Амона, которого греки отождествляли с Зевсом. Результатом этого визита стало провозглашение Александра сыном бога Амона. После этого он продолжил свои завоевания в других странах и никогда не возвращался в Египет. В отсутствие Александра страной управляли главным образом греческие правители, но многие важные государственные посты занимали и египтяне.
Эллинизация Египта. После смерти Александра Македонского в 323 до н.э. его империя была разделена между его полководцами. Египет отошел к одному из них, Птолемею Лагу. Основанная Птолемеем царская династия управляла Египтом на протяжении трех столетий. Создав систему привилегий для македонских и греческих воинов и чиновников, составивших аппарат управления страной, а также для переселенцев из эллинизированного мира, хлынувших в Египет, Птолемей I тем не менее не отказался от политики дружественного отношения к местному населению, заложенной еще Александром Великим. Из сохранившейся египетской надписи следует, что Птолемей принял одного из последних царей Египта, досаждавшего персидской администрации в предшествовавший период. Греческие папирусы, один из основных источников информации о Египте, рисуют картину жизни эллинистического государства, в котором на традиции более древней египетской культуры наложились многие элементы греческой цивилизации. Птолемей I приказал перенести столицу из древнего египетского города Мемфис в Александрию.
Новый город воспринял греческую систему управления. Более того, вынашивались планы превращения Александрии в центр всего эллинистического мира. Александрия имела огромный порт, великолепные постройки. Многие образованные люди и ученые, привлеченные великолепными музеем и библиотекой, переехали в Александрию. Литературные вкусы и интересы интеллектуальной элиты Александрии соответствовали греческим культурным традициям. В это время в Египте жил и творил известный жрец и ученый Манефон.
Пользовавшемуся влиянием при царском дворе Манефону удалось убедить Птолемея I провозгласить египетского бога Сераписа покровителем Александрии и ввести его в пантеон богов, общих для греков и египтян. Что касается греков, то они с легкостью отождествляли египетские божества со своими собственными. См. также ПТОЛЕМЕИ.
При Птолемеях, как и в Древнем Египте, территория страны была разделена на провинции (номы). Как правило, каждый ном во главе с назначенным чиновником, стратегом, состоял из города и примыкавшей к нему территории. Существовали различные формы землевладения. Все земли принадлежали царю, часть их он уступал военным поселенцам, клерухам и храмам, но тем не менее сохранял над ними контроль. Воины-клерухи, составляющие резерв армии, могли рассчитывать лишь на пожизненное владение своим земельным участком, хотя на деле подобная форма землевладения постепенно превращалась в наследственную. Условное владение распространялось и на земли, переданные в порядке дарения. Система государственного контроля над земельными угодьями допускала их изъятие для проведения ирригационных работ. Регулярный сбор налогов осуществлялся как в денежном выражении (при Птолемеях началась чеканка египетских монет), так и в натуральной форме. Кроме того, государство увеличивало объем поступлений в казну, установив монополию на ряд товаров.
В стране действовали две системы судопроизводства – для греческого и местного населения. Первоначально все высшие гражданские и военные должности занимали греки, однако позднее вакансии стали заполняться представителями местного населения; при этом некоторым египтянам удалось сделать блестящую карьеру и достичь весьма высоких постов.
Первоначально царям из династии Птолемеев принадлежали значительные территории за пределами Египта – Киренаика, Кипр, часть Сирии, Палестина, часть южного побережья Малой Азии, часть Северной Нубии. Но постепенно в результате распрей внутри царствующего дома власть и влияние династии стали ослабевать. Великого победителя в войнах с Сирией Птолемея III Евергета (247–221 до н.э.) сменил его сын Птолемей IV Филопатор, который, хотя и одержал победу при Рафии в 217 до н.э., описан в египетских хрониках как слабый правитель. В результате династических распрей государство еще более утратило свою мощь во 2 в. до н.э. Начиная с жены Птолемея II царицы Арсинои II женщины этой династии отличались властолюбием и жестокостью. Последней и, вероятно, самой великой в их череде была царица Клеопатра VII (ок. 51–30 до н. э.), дочь Птолемея XII Неоса Диониса (Авлета) и любовница Юлия Цезаря, а затем Марка Антония. Ее отчаянная попытка сохранить царство надолго осталась в памяти потомков. Тем не менее в 31 до н.э. римский император Октавиан Август разгромил войска царицы Клеопатры и Марка Антония в битве у мыса Акций у западных берегов Греции. После гибели Марка Антония и Птолемея XVI (предположительно сына Клеопатры от Юлия Цезаря), а также самоубийства самой царицы Египет вошел в состав Римской империи на правах провинции.
Первоначально на территории Египта было размещено не меньше трех римских легионов; вся военная и гражданская власть была сосредоточена в руках префекта, который назначался императором Рима и подчинялся лично ему. В подчинении префекта находились чиновники со специальными судейскими и финансовыми полномочиями и верховный жрец Александрии и всего Египта (римский гражданский чиновник, ведающий делами храмов и жрецов), который осуществлял строгий надзор за традиционными привилегиями местных священнослужителей. Другие должности египетской бюрократической системы были заимствованы из административного устройства государства Птолемеев.
К моменту захвата Египта римскими войсками население страны было готово к созданию единого в этническом и культурном отношении общества. Римские правители делали все возможное, чтобы остановить этот процесс. Во-первых, Рим подозрительно относился к восточным обществам с присущими им культурой и религией, а во-вторых, опыт римских завоеваний подсказывал, что управлять раздробленной страной гораздо легче. Исторические документы, относящиеся к периоду римского господства, свидетельствуют о том, что сельское население Египта было разделено римлянами на социальные и этнические категории, общественный статус которых зависел от размера и частоты выплат подушного налога, установленного еще при Птолемеях и заимствованного новыми правителями Египта. От уплаты этого налога были освобождены проживавшие в Египте граждане Рима, граждане Александрии и других греческих городов, а также некоторые египетские жрецы. Полугреки (эллинизированное население столиц номов) имели налоговые льготы, а египетские крестьяне были обязаны выплачивать налоги в полном объеме.
Казалось бы, такая политика подразумевала социальное возвышение греческого и эллинизированного населения Египта, но вскоре «привилегированная» часть жителей страны обнаружила, что государственные и другие почетные посты в системе управления стоят очень дорого. Случалось даже, что власти силой навязывали эти почетные посты отдельным гражданам. Налоговый пресс становился все тяжелее; и крестьяне-единоличники, и сельские общины порой вынуждены были обрабатывать землю себе в убыток и не могли рассчитывать на послабления – размер налога не сокращался даже в неурожайные годы. Когда же, как нередко случалось, отчаявшиеся крестьяне бросали свой участок, их долг распределялся между теми, кто оставался и продолжал работать. Порой население целых деревень покидало свои земли.
Рим осуществлял эффективный военный контроль над Египтом, и до 172 н.э. в стране не происходило серьезных восстаний местного населения, кроме единичных восстаний в Александрии. Вскоре после прихода римлян греки Александрии обратились к римскому императору за разрешением создать в городе совет по самоуправлению (буле). Недовольство александрийских греков отказом Рима обострилось из-за ряда уступок, предоставленных римлянами еврейской общине. Евреи появились в эллинизированном Египте еще при первых Птолемеях, которые приглашали еврейских военачальников на военную службу. В последние годы правления династии евреи нередко командовали египетскими армиями. Численность еврейского населения в Египте была значительной, особенно в Александрии, где на момент захвата страны римлянами два городских квартала из пяти были заселены евреями. Когда евреи обратились с просьбой о предоставлении им александрийского гражданства (что являлось предпосылкой получения римского гражданства), местные греки с негодованием восприняли эту инициативу. Кроме того, греческая сторона была недовольна влиянием, которым евреи пользовались в римском императорском суде. Противоборство между греками и евреями выплеснулось в насильственные действия, и обе стороны направили в Рим свои депутации. Взгляд евреев на это противоборство отражен в работах Филона, а мнение греческой стороны – в памфлете Acta Alexandrinorum и в письме римского императора Клавдия, датируемого 41 н.э. В 115 недовольство евреев вылилось в восстание, охватившее Египет и Киренаику. Спустя два года, когда восстание было подавлено, численность еврейского населения в Египте существенно сократилась.
Информация о раннем этапе христианства в Египте практически отсутствует, поскольку его сторонникам приходилось скрывать приверженность религии, отрицающей обожествление императора и государства. Таким образом, сведения о распространении христианства до его окончательного утверждения в 4 в. крайне скудны. Однако в письменных документах об языческих жертвоприношениях, относящихся ко времени правления императора Деция (249–251), упоминаются лица, добровольно выразившие свою лояльность римскому императору и его богам, и христиане, которых убедили отказаться от своей веры.
Судя по всему, процесс распространения христианства в Египте происходил быстро, охватывая население разных районов вне зависимости от их этнической принадлежности или социального положения. Церковная организация, обосновавшаяся в Александрии, затем распространила свое влияние и в центры номов. Ко 2 в. у египетских христиан уже появились свои ученые-богословы. Наиболее известные из них – основатель александрийской школы Климент (ок. 150–215) и Ориген (ок. 185–253 или 254).
Когда при императоре Септимии Севере в 202 в столицах номов были созданы местные сенаты, показная система самоуправления стала дополнительным бременем для эллинизированной верхушки страны, поскольку именно на нее теперь было возложено управление Египтом. Любой зажиточный человек, отклонивший предложение занять место в сенате или иной почетный государственный пост, мог быть лишен имущества. Пожалование в 212 императором Каракаллой прав римского гражданства всем подданным империи означало, что теперь помимо подушного египтянам предстоит выплачивать и ряд других налогов. Египетские документы, относящиеся к 3 в., свидетельствуют о царившей в стране экономической разрухе.
Основа налоговой системы претерпела изменение в 3 в., когда подушный налог стал постепенно заменяться натуральным налогом. Введение натурального налога заложило основу для радикальной реорганизации фискальной системы при императоре Диоклетиане (284–305); теперь объемы взимания натуральных налогов в некоторых провинциях Римской империи должны были определяться в ходе периодического учета (ценза) облагаемых налогами людей и земель. В соответствии с административными реформами Диоклетиана была изменена система управления в римских провинциях. Так, Египет был разделен на три административные единицы, при этом военная власть находилась в руках одного чиновника. При преемниках Диоклетиана был осуществлен ряд других реформ, в соответствии с которыми номы были заменены системой самоуправляемых округов.
Годы правления императоров Диоклетиана и Галерия стали эпохой жестоких притеснений христиан. Твердый национальный характер египтян проявился по окончании религиозных преследований в организации монашеского движения, прославившегося своей суровой дисциплиной. Монастырская организация, созданная в Египте такими иерархами церкви, как Антоний и Пахомий на протяжении веков служила примером для европейского монашества.
Христианство в Египте формировалось в условиях давления со стороны сохранявшейся древней языческой культуры, гонений Рима и возникновения ряда новых соперничавших религиозных и философских течений, которые, по убеждению христиан, представляли собой ереси. Одно из них, гностицизм, возникло одновременно с христианством. Гностики пользовались христианскими священными рукописями и создавали собственные работы духовного содержания, многие из которых были обнаружены впоследствии в Египте. На протяжении 3–4 вв. особой популярностью в Египте пользовалось манихейство, дуалистическое философское направление, утверждавшее деление мира на добро и зло. Сохранилось несколько манихейских рукописей на коптском языке, написанных с использованием греческого алфавита с добавлением ряда букв, заимствованных из египетского демотического письма. С распространением коптской письменности из употребления практически вышли три древнеегипетских шрифта: иероглифический (на котором с незапамятных времен оставляли надписи на храмах и памятниках), иератический (на котором в греко-римский период создавалась религиозная литература) и демотический (использовавшийся в делопроизводстве и светской литературе). Эти шрифты были преданы забвению и были расшифрованы только в начале 19 в. французским египтологом Шампольоном.
Использование коптского языка знаменательно также с точки зрения возникновения местного религиозного направления в египетской христианской церкви. Это был язык монахов, многочисленность и религиозное рвение которых превращало их в серьезную силу в ходе теологических диспутов, которые будоражили церковь в 4–5 вв. Правда, самые известные из них – епископ Александрийский Афанасий (328–373), противник арианской ереси, и епископ Александрийский Кирилл (412–444), способствовавший падению несторианства, – писали свои труды на греческом языке. Дух упорства и твердой веры в свои убеждения, характерный для египетских христиан, особенно проявился на Халкидонском соборе, на котором преемник Кирилла патриарх Александрийский Диоскор выступил в поддержку монофизитского учения. По решению этого собора монофизитство было объявлено ересью, а сам патриарх был низложен. Египетская церковь отказалась подчиниться решению собора, решив пойти на раскол. В 5 в. почти по всему Египту распространилось христианство монофизитского толка.
В самом конце 4 в. Египет стал провинцией Восточной Римской провинции (Византии). Хотя 5 в. не богат письменными свидетельствами, до нас дошли работы одного из столпов коптского монашества Шенуте, из которых следует, что языческая религия все еще пользовалась популярностью среди некоторых землевладельцев и высоких должностных лиц. Более многочисленные документы, относящиеся к 6 в., свидетельствуют о том, что окончательная победа христианства не повлияла на искоренение насилия и войн. В византийский период произошло увеличение числа крупных земельных поместий за счет присвоения земельных участков обедневших крестьян. Сформировалась система взаимоотношений землевладельца и земледельца, носящая название колонат. Землевладельцы-колоны, в свою очередь, расплачивались с хозяевами земли своим трудом или частью собранного урожая.
В 554 византийский император Юстиниан разделил Египет на четыре провинции, поставив во главе каждой из них губернатора, наделенного всей полнотой гражданской и военной власти. Египетская (Коптская) церковь с тем же упорством, с каким противилась попыткам правительства Византийской империи силой навязать Египту духовное управление ортодоксального (мелькитского) патриарха, сопротивлялась идее примирения с другими христианскими церквями.
В 619 при персидском царе Хосрове II Египет был подчинен Персии и находился под ее властью ок. 10 лет. В 628 войска византийского императора Ираклия отвоевали прежние владения в Египте. В период греко-римского господства происходили упадок древнеегипетской культуры и искусства и забвение позднеегипетского языка. Литература, в основном религиозного содержания, издавалась по-коптски.
Несмотря на социально-экономические и политические неурядицы поздневизантийского периода, египетские рукописи свидетельствуют о богатстве разнообразной литературы на греческом языке, произведения которой создавались в одном из центров эллинизма или же в самом Египте.
Тем временем на Востоке зарождалось мощное арабо-мусульманское движение. Первой жертвой арабов стал сасанидский Иран. В 639 арабы вторглись в Египет, который в результате религиозных распрей и недовольства египтян византийским правлением оказался настолько ослабленным, что небольшого контингента арабских воинов оказалось достаточно для захвата значительной части долины Нила.
Греческим языком продолжали пользоваться еще некоторое время после прихода арабов, еще дольше сохранялся коптский язык. Однако с усилением в Египте позиций арабского языка и ислама страна радикально изменила свою этнокультурную ориентацию.
В декабре 639 Амр ибн аль-Ас, военачальник халифа арабского государства Омара во главе четырехтысячного отряда двинулся из Палестины в Египет. В ходе боевых действий выяснилось, что имевшихся у Амра сил было недостаточно для штурма укрепленных позиций и обнесенных крепостными стенами городов. Весной 640 из Аравии подоспела подмога численностью 10 тыс. человек. Теперь уже ничто не мешало начать осаду Вавилона, располагавшегося неподалеку от современного Каира. Император Византии Ираклий отверг совет своего представителя в правительстве Египта патриарха Кира сдать город без боя, и Вавилон был захвачен штурмом 6 апреля 641.
Еще шесть тысяч добровольцев-мусульман прибыли из Аравии, но арабам не удалось преодолеть крепостных стен Александрии. Кир пошел на мирное соглашение с завоевателями, и в сентябре 642 город перешел к арабам. Заключенный между византийским патриархом и мусульманским военачальником договор предусматривал, что поземельный налог будет поступать к арабам и каждый не исповедующий ислам взрослый житель Александрии должен будет выплачивать завоевателям подушный налог. Согласно договору, любая попытка византийской армии снова захватить город или его гавань должна была быть отражена. Сохранялись имущественные права христиан и евреев на их храмы, они могли совершать богослужения и жить так же, как и до прихода арабов. Копты, которые на протяжении долгого времени подвергались притеснениям со стороны византийских императоров, не оказывали сопротивления завоевателям.
Не теряя времени, арабы приступили к эксплуатации древнего, построенного еще при фараонах канала, соединявшего Нил с Красным морем, и уже в 644 двадцать кораблей стали на разгрузку в аравийских портах. На начальном этапе арабского правления Египет представлял собой важную провинцию Арабского халифата. При халифских династиях Омейядов (661–750) и Аббасидов (Багдадский халифат, 750–868) Египтом управляли талантливые губернаторы (начиная с Амра ибн аль-Аса). Александрия служила стратегической морской базой. Таким образом прекратилась гегемония Византии на Средиземном море. Хотя исторически Александрия была главным городом Египта, арабские войска избрали постоянной резиденцией местечко Фустат (в переводе «Шатер»), расположенное на Ниле (совр. пригород Каира – Мыср эль-Кадима). Основанная арабами новая египетская столица стала колыбелью современного Каира.
По мере ослабления в 9 в. Аббасидского халифата губернаторы Египта все чаще стали игнорировать требования Багдада о выплате налогов. Назначенный в 868 губернатором Египта военачальник тюркского происхождения Ахмед ибн Тулун вскоре перестал подчиняться аббасидским халифам. Поскольку теперь налоги перестали вывозиться из Египта, страна вступила в период относительного процветания. Во главе огромной армии в 877 ибн Тулун захватил Сирию и создал в Акке морскую базу. Уделяя большое внимание развитию столицы Фустат, он построил там великолепную мечеть, до сих пор являющуюся одним из архитектурных шедевров старого Каира. В результате многочисленных недостатков системы управления в 905 власть Тулунидов над Египтом закончилась, и на следующие 30 лет вновь перешла к Аббасидам. В 935 Мухаммед ибн Тугдж, основатель династии Ихшидидов, тюрк по этнической принадлежности и самаркандец по месту рождения, стал независимым правителем Египта. Позднее он распространил свою власть на Сирию, Палестину и Хиджаз. Но уже в 969 его сыновья вынуждены были уступить власть над Ихшидидским государством более могущественной мусульманской североафриканской династии Фатимидов.
Династия арабских халифов, считавших себя потомками дочери пророка Мухаммеда – Фатимы, была основана Саидом ибн Хусейном из Сирии. В 909 он сверг правителей Ифрикии (на территории совр. Туниса) – эмиров династии Аглабидов, принял имя Убейдаллах Махди и возглавил халифат Фатимидов. Сам Убейдаллах принадлежал к секте шиизма – исмаилитам, врагам суннитских аббасидских халифов. В течение нескольких лет Фатимиды установили контроль над большей частью Северной Африки, в 914 ими была захвачена Александрия, откуда начались набеги в район дельты Нила. Фатимиды захватили бóльшую часть островов в западном Средиземноморье и грабили города на побережье Италии, Франции и Испании. В 969 по приказу фатимидского халифа аль-Муизза был оккупирован Египет. В 973 халиф перенес столицу в недавно отстроенный Каир. Годом раньше была сооружена мечеть аль-Азхар. Это был период наивысшего расцвета халифата Фатимидов, простиравшегося от современного Марокко на западе до Сирии на востоке и от Йемена на юге до Турции на севере (до хребта Тавр). Несмотря на то, что после эпохи правления аль-Хакима (996–1021) начался упадок династии Фатимидов, экономическое процветание Египта продолжалось благодаря тому, что через Каир проходило множество торговых путей, связывавших Средиземноморье и Восточную Азию. Фатимиды теряли свою военную мощь и не могли воспрепятствовать захватам Сирии и Палестины тюрками-сельджуками и выходу из-под их контроля Северной Африки. Правда, Палестину удалось вернуть, но лишь на время. Она была вновь утрачена во время первого похода крестоносцев в 1099.
После того как сирийские и палестинские мусульмане добились ряда побед над крестоносцами, в 1167 для подготовки оборонительных рубежей в Египет прибыл Саладин (Салах-ад-дин). В 1171 воины Саладина низложили слабого фатимидского халифа аль-Адида. При Саладине в качестве государственной религии Египта был восстановлен ислам суннитского толка.
Саладин, став в 1171 правителем Египта, формально подчинялся эмиру Сирии Нур-ад-дину. После смерти последнего в 1174 присоединил его сирийские владения. Заветной мечтой Саладина было уничтожение государств крестоносцев на территории Леванта. В 1187 в битве под Хиттином у Тивериадского озера в Палестине войска Саладина разбили крестоносцев и захватили Иерусалим. Во время третьего крестового похода христиане возвратили себе Акку, но потерпели неудачу при штурме Иерусалима. В 1192 между крестоносцами и Саладином было достигнуто мирное соглашение, в соответствии с которым над побережьем устанавливался контроль крестоносцев, а над внутренними районами – Саладина. Его преемники правили Египтом до 1250. Последний представитель династии Айюбидов Муаззам Туран-шах был свергнут командирами гвардии мамлюков – белых рабов, находившихся на привилегированном положении, которые установили в стране режим, известный под названием мамлюкского султаната. В целом и при Фатимидах, и при Айюбидах в Египте развивались промышленность и торговля, ученые пользовались поддержкой со стороны государства, открывались школы, строились новые мечети и дворцы. Большое внимание уделялось совершенствованию ирригационной системы, включая строительство дамб и каналов.
С 1250 по 1517 Египет управлялся потомками гвардейцев последних султанов династии Аюбидов – мамлюками. За этот период сменилось 47 султанов. Некоторые из них были неграмотны, с трудом изъяснялись по-арабски и смутно представляли, что такое ислам, однако большинство обладало недюжинными военными и организаторскими способностями. Один из наиболее ярких представителей мамлюкских правителей султан Захир Рукн-ад-дин-Бейбарс (1260–1277). В 1260 в битве при Айн-Джалуте (район Наблуса в Палестине) войска под его руководством разгромили монгольскую армию, предотвратив ее вторжение в Египет. В то время как большая часть мусульманской империи Ближнего Востока, начиная со времен Чингисхана (начало 13 в.) и до Тамерлана (конец 14 в.), подвергалась периодическим опустошительным набегам кочевников из Азии, в Египте процветали наука, архитектура и торговля. В частности, во второй половине 15 в. по приказу султана Ашрафа Сейф-ад-дин Каит-бея (1468–1496) был сооружен мемориальный комплекс, сохранившийся минарет которого до сих пор является украшением Каира.
После того как португальские корабли в конце 15 в. с юга обогнули Африку и открыли путь в Индию, они блокировали вход и выход из Красного моря и монополизировали торговлю пряностями. Масштабы международных торговых операций через территорию Египта стали сокращаться. К 1510 мамлюкские султаны потеряли контроль над своей державой, и в 1517 Египет попал под власть турецкого султана Селима I Явуза, который включил в состав Османской империи Сирию, Аравийский п-ов и бóльшую часть Северной Африки.
В конце 16 в. треть всех собираемых в Османской империи налогов поступала из Египта. В 17 в. Каир вновь стал центром международной торговли. Египетские торговцы закупали в Йемене кофе мокко и вывозили его в страны Ближнего Востока и в Европу. Формально Египет считался одной из провинций Османской империи, которая управлялась губернатором – пашой, имевшим резиденцию в Каире. Пока из Египта в Стамбул поступали значительные налоговые платежи, султаны Османской империи предпочитали не вносить каких-либо радикальных изменений в систему управления провинцией, сохранившуюся со времен господства мамлюков. Подобная политика дала возможность мамлюкским высшим чиновникам – беям установить к концу 17 в. эффективный контроль над страной. К середине 18 в. с ослаблением власти Османской империи над Египтом мамлюкские беи почувствовали себя независимыми. В своем противостоянии центральному османскому правительству они порой искали поддержку у европейских коммерсантов и их правительств, которые были заинтересованы в Египте как источнике дешевой пшеницы. В конце 18 в. в результате распрей среди мамлюков в стране воцарилась анархия. В 1798 французские войска во главе с Наполеоном I захватили Египет. В основе этой акции лежали планы создания стратегического плацдарма для дальнейшей борьбы с Великобританией за обладание Индией, обеспечения поставок египетской пшеницы во Францию и основания колонии на арабском Востоке. Однако в 1801 английские и турецкие войска изгнали французов из Египта.
Одним из командиров подразделения османских войск, введенных в Египет для борьбы с французской оккупацией, был Мухаммед Али (1769–1849), уроженец фракийского города Кавалла, в прошлом торговец табаком. При поддержке боснийских и албанских частей Мухаммед Али объединился с мамлюками в борьбе с османским губернатором Египта и вынудил его бежать из Каира. Затем ему удалось разобщить вооруженные силы мамлюков и вытеснить их в пустыню. В 1805 правительство Османской империи назначило Мухаммеда Али пашой Египта, который в 1811 стал абсолютным правителем страны. Правда, он по-прежнему признавал себя вассалом Османов и ежегодно отправлял в Стамбул собранные налоги.
Эпоха правления Мухаммеда Али, продолжавшаяся до 1849, – один из важнейших периодов в истории Египта. Мухаммед Али, яркая политическая фигура 19 в., почитается египтянами как основатель современного Египта. С помощью европейских военных экспертов и технических специалистов Али реорганизовал египетскую армию по европейскому образцу, национализировал бóльшую часть земель, принадлежавших мамлюкам, ввел государственную монополию на производимые в стране основные продукты и товары и начал кампанию по выращиванию хлопка в дельте Нила. По его приказу были расчищены старые и построены новые оросительные каналы. Была введена система летнего орошения, что позволило египетским крестьянам (феллахам) выращивать 2–3 урожая в год.
Благодаря успешной борьбе с эпидемическими болезнями и улучшению условий труда в сельском хозяйстве население страны к середине 19 в. увеличилось до 4,5 млн. человек. С введением в строй крупного канала Эль-Махмудия транспортные потоки по Нилу пошли через Александрию, стимулировав быстрый рост города, число жителей которого удесятерилось по сравнению с 1805 и достигло 150 тыс. человек в 1847.
Со временем правления Мухаммеда Али связано становление национальной промышленности: были построены текстильные и маслобойные фабрики, металлургические, стекольные, сахарные заводы, судоверфи, предприятия по производству холодного и огнестрельного оружия. Был расширен торговый и военный флот. Правда, позднее производство было приостановлено из-за нехватки сырья и топлива в Египте. Кроме того, правительство Великобритании не допустило введения тарифов, которые могли бы помочь египетским товаропроизводителям выстоять в конкурентной борьбе с английским импортом. Мухаммед Али внедрял в Египте достижения европейского научно-технического прогресса и открыл ряд технических школ европейского образца. В то же время он стремился не попасть в полную зависимость от Европы и остерегался делать крупные займы.
Завоевательная политика Мухаммеда Али наложила отпечаток на развитие всего мусульманского мира. В период с 1811 по 1819 его армия предприняла ряд успешных походов против движения ваххабитов в Аравии. В 1821 им была завоевана территория Восточного Судана, в 1824 египетские вооруженные части принимали участие в подавлении антиосманского восстания в Греции, а в 1832 прославленный сын правителя Египта Ибрахим-паша (1789–1848) разбил в Сирии войска Османской империи, вторгся в Малую Азию и вынудил османского султана отдать Сирию. К 1833 под властью Мухаммеда Али находилась огромная территория, простиравшаяся от современного Судана до Тавра (в Турции). Вместе с тем процесс создания в Египте мощного и действительно независимого государства вызывал озабоченность не только Османской империи, но и некоторых европейских держав, опасавшихся нарушения баланса сил на Ближнем Востоке. Планы создания в этом регионе зоны своего влияния вынашивала Франция, не скрывала своей заинтересованности и Великобритания, озабоченная сохранением безопасности жизненно важных коммуникаций на пути в Индию. Предпринятая в 1841 совместная вооруженная акция европейских держав и Османской империи вынудила Мухаммеда Али вывести египетские войска из Сирии и принять такие условия капитуляции, которые фактически означали его отказ от претензий на создание сильного египетского государства с мощной армией и развитой промышленностью. Со своей стороны османский султан подтвердил наследственное право династии Мухаммеда Али на управление Египтом.
После смерти в 1849 Мухаммеда Али губернатором Египта стал его внук Аббас I, который занимал этот пост до 1854. Аббаса тревожил рост влияния европейских держав в его владениях, и он не помышлял о продолжении начатой дедом политики индустриализации и модернизации страны. Правда он сделал одно исключение, предоставив английской компании концессию на строительство железной дороги между Каиром и Александрией. Англичане были заинтересованы в строительстве железнодорожной сети в Египте, поскольку это значительно облегчало вывоз такой важной экспортной культуры, как хлопок; из района дельты Нила он транспортировался в порт Александрии и оттуда на кораблях перевозился в Великобританию. Кроме того, железнодорожное сообщение должно было улучшить систему коммуникаций вдоль жизненно важного для англичан пути в Индию. Железнодорожная линия Каир – Александрия вступила в строй в 1852, а к концу 19 в. сеть железных дорог в Египте была более развита, чем в некоторых европейских странах.
После убийства Аббаса I в 1854 последующие девять лет во главе Египта находился Саид-паша (Мухаммед Саид), любимый четвертый сын Мухаммеда Али. Новый вице-король Египта окружил себя французами и спустя четыре месяца после прихода к власти выдал своему старому другу Фердинанду Лессепсу концессию на строительство Суэцкого канала. Этот проект не устраивал Великобританию, которая опасалась, что тем самым будут нарушены британские торговые интересы на Востоке. Тем не менее была основана «Всеобщая компания морского Суэцкого канала» и выделены пакеты акций для наиболее развитых государств мира. Правда, акции, зарезервированные за Великобританией, Россией, Австрией, а также США, остались невыкупленными. Строительство канала началось в апреле 1859, но когда в 1863 Саид-шах умер, работы по строительству канала были далеки от завершения.
Когда внук Мухаммеда Али Исмаил-паша стал вице-королем Египта, ему было 33 года. Он мечтал сделать Египет частью Европы и много сделал для интеграции египетской и европейской экономики. При Исмаиле-паше сооружались доки, гавани, железные дороги, телеграфные линии и новые ирригационные каналы. Продолжая политику своего деда, Исмаил-паша направлял молодых египтян на учебу в высшие учебные заведения Европы, способствуя созданию в стране европейски образованного среднего класса. Исмаил принял на себя обязательства Саида по строительству Суэцкого канала и вложил немалые средства в это предприятие. На церемонию открытия в 1869 Суэцкого канала собрались многие коронованные особы из-за рубежа. Исмаил обратился к Джузеппе Верди с просьбой написать оперу по случаю открытия канала, однако созданная композитором Аида впервые прозвучала лишь в 1871. После вручения щедрых даров султану Османской империи Исмаилу был пожалован наследственный титул хедива (принца), а на территории Египта был введен закон о праве первородства при наследовании поста вице-короля.
Когда Исмаил только начинал свою деятельность в качестве вице-короля Египта, сумма внешнего долга составляла 3 млн. английских фунтов стерлингов, а внутреннего – 4 млн. фунтов стерлингов. Спустя 13 лет долг увеличился соответственно до 68 и 30 млн. фунтов. Успокоенный выгодными условиями предоставления займов со стороны международных финансовых кругов и твердо веря в способность расплатиться благодаря возросшим в годы гражданской войны в США ценам на хлопок-сырец, Исмаил довел государство до состояния банкротства. В 1875 принадлежавшие хедиву акции Суэцкого канала были выкуплены Великобританией за 4 млн. фунтов стерлингов. Исмаил был вынужден согласиться и на установление контроля Франции и Великобритании над финансами страны, а в 1878 передал управление страной «европейскому кабинету», в котором наряду с египетскими министрами должности получили и министры-иностранцы (англичанин и француз) с правом наложения вето на любое решение вице-короля. Когда Исмаил в знак протеста против иностранного засилья распустил кабинет министров, Великобритания, Франция и Германия обратились с протестом в Стамбул. В 1879 хедив был смещен османским правительством, вместо Исмаила был назначен его сын Тевфик.
Правительство хедива Тевфика (1879–1892) по-прежнему контролировалось представителями Великобритании и Франции. Подобный «двойной контроль» сохранялся в течение двух лет, пока национально-освободительное движение, возглавляемое полковником Ахмедом Ораби-пашой, не переросло в революцию (1881). Англо-французская морская эскадра прибыла к берегам Египта, однако французы не поддержали идею интервенции. В результате лишь английские войска 11 июля 1882 атаковали с моря Александрию, а 15 июля вошли в город. Таким образом началась т.н. англо-египетская война 1882. 13 сентября англичане в сражении при Эль-Кебире разгромили силы Ораби-паши, а 14 сентября вошли в Каир. Ораби-паша был взят в плен и сослан на о.Цейлон, а Египет превращен в колонию Великобритании.
На протяжении последующих 50 лет хедив был вынужден следовать рекомендациям английского генерального консула, в руках которого была сосредоточена вся власть. Под командованием англичан находилась египетская армия. На территории Египта были расквартированы на постоянной основе крупные гарнизоны британских войск. Для осуществления контроля за действиями египетского правительства и обеспечения выплат по внешней задолженности англичане начали распоряжаться финансами страны. Правда, сумма долга не уменьшалась и по-прежнему служила постоянным препятствием на пути экономического развития Египта. Первым генеральным консулом Великобритании в Египте был Эвелин Беринг (будущий лорд Кромер) (1841–1917), занимавший этот пост с 1883 по 1907. В результате его деятельности была подготовлена база для создания современного египетского государства.
Установление английского контроля привело к стабилизации финансов, улучшению работы администрации. Заметные успехи были достигнуты в области здравоохранения, сельского хозяйства и торговли.
В 1898 англо-египетские вооруженные силы под командованием Герберта Китченера подавили восстание в Судане, продолжавшееся с 1881. Поскольку Судан был завоеван армией паши Мухаммеда Али в 1820-е годы, Египет заявил о своем праве на суданскую территорию. Однако англичане вынудили правительство Египта подписать в 1899 англо-египетское соглашение о кондоминиуме над Суданом, что в теории означало установление совместного управления Англии и Египта. На практике Судан был отделен от Египта, а контроль над страной перешел к англичанам. Вторая острая проблема во взаимоотношениях Египта и Великобритании касалась статуса английских войск на территории Египта. Позиция Великобритании сводилась к тому, что, поскольку Суэцкий канал играет жизненно важную роль в обеспечении безопасности торговых интересов Великобритании в этой части земного шара, английские войска должны оставаться на территории Египта для поддержания порядка.
При английской администрации была реконструирована дамба в районе дельты Нила и сооружена Асуанская плотина. Объем внешней торговли Египта в это время утроился, произошло увеличение государственных доходов. Численность населения страны выросла с 6,8 млн. человек в 1883 до 12,3 млн. в 1914. В 1907 кресло генерального губернатора занял Элдон Горст, в 1911 его сменил Китченер. В 1906–1907 в Египте образовались две политические организации – Партия Отечества (Хизб аль-Ватан) во главе с Мустафой Камилем и Партия народа (Хизб аль-Умма) во главе с Ахмедом Лутфи ас-Сейидом. Обе партии стали выразителями идей египетского национализма. В новой ситуации и Горст, и Китченер прилагали усилия по созданию более представительного правительства. Их реформы получили одобрение со стороны проанглийской партии Хизб аль-Умма, но были отвергнуты партией Хизб аль-Ватан.
В ноябре 1914 Великобритания объявила войну Турции как союзнику Германии, а 18 декабря Египту был придан статус британского протектората под управлением верховного комиссара Артура Генри Макмагона. Многие египетские политические деятели, занимавшие в прошлом пробританские позиции, в частности Саад Заглюль, влились в ряды национально-освободительного движения. В конце Первой мировой войны надежды египтян на независимость были полностью проигнорированы. Кроме того, англичане не позволили делегации от партии «Вафд» во главе с Заглюль-пашой принять участие в Парижской мирной конференции 1919–1920. Заглюль и некоторые его сторонники в марте 1919 были арестованы и отправлены на Мальту, что послужило причиной антибританских выступлений во многих районах Египта. Английские власти с помощью оружия подавили все выступления. Новым верховным комиссаром Египта был назначен генерал Алленби, который настаивал на урегулировании англо-египетских отношений. В апреле Заглюль был освобожден, а партия «Вафд» распространила свое влияние по всей стране. Однако в декабре 1921 последовали новый арест и ссылка Заглюля, из которой он вернулся лишь в сентябре 1923.
По результатам доклада комиссии во главе с министром колоний Великобритании Милнером (т.н. Миссии Милнера, декабрь 1919 – март 1920), которая должна была на месте ознакомиться с внутриполитической обстановкой, официальный Лондон объявил о своем намерении предоставить Египту независимость в 1922. Декларацией английского правительства от 22 февраля 1922 был отменен протекторат Великобритании над Египтом. Однако англичане оставили за собой право вмешиваться во внутренние дела Египта по вопросам обеспечения безопасности Суэцкого канала и коммуникаций, принадлежащих Британской империи, защиты иностранцев и национальных меньшинств, а также совместного управления Суданом. 15 марта 1922 королем Египта был объявлен султан Ахмед Фуад I.
В 1923 была обнародована конституция, отменено военное положение и проведены выборы депутатов в египетский парламент. Англичане признали право Ахмеда Фуада на королевский престол, но отвергли его притязания на власть над Суданом. По конституции 1923, король наделялся значительными властными полномочиями. Он мог объявлять перерыв в работе парламента и даже распускать его, а также накладывать вето на его решения. Хотя министры были подотчетны парламенту, их назначение и отставка являлись прерогативой короля. Кроме того, две пятых от общего числа парламентариев назначались лично королем. Английские консультанты работали во всех государственных учреждениях, главнокомандующим египетских вооруженных сил был назначен англичанин. Возвратившийся из ссылки Заглюль-паша в январе 1924 принял участие в парламентских выборах. Его партия «Вафд» одержала убедительную победу, завоевав 188 мест из 215, а сам Заглюль был назначен премьер-министром.
В ноябре 1924 главнокомандующим египетской армией и генерал-губернатором Судана был назначен Ли Стэк. Египет был полностью отстранен от участия в делах Судана. Заглюль-паша под давлением англичан и из-за напряженных отношений с королем был вынужден уйти в отставку. Было назначено правительство, покорное воле короля и англичан. К конституционному правлению страна вернулась лишь в 1935. Все это время партия «Вафд», которую после смерти в 1927 Заглюля возглавил Мустафа Наххас-паша, продолжала борьбу за независимость Египта.
После итальянской агрессии против Эфиопии правительство Великобритании пришло к выводу о необходимости заключения договора с Египтом, который способствовал бы сотрудничеству англичан с националистически настроенным населением страны. Лидеры разных политических партий объединились вокруг Наххас-паши и в марте 1936 встретились с верховным комиссаром Великобритании в Египте Майлсом Лэмпсоном. 26 августа в Лондоне был подписан договор, в соответствии с которым военная оккупация Египта сменилась англо-египетским военным сотрудничеством, рассчитанным на 20 лет. Были узаконены неограниченная эмиграция египтян в Судан и право Египта использовать свои войска на территории Судана. Кроме того, предусматривалась отмена в ближайшем будущем установленного еще во времена османского господства в Египте режима капитуляций (неравноправных договоров), предоставлявшего иностранцам ряд льгот и привилегий, а также смешанных международных судов с тем, чтобы иностранцы и иностранные компании подчинялись египетскому законодательству, особенно в сфере налоговой и финансовой политики. Несмотря на то, что прямое вмешательство Великобритании несколько ослабло, Египет получил лишь ограниченную независимость.
В 1936 на королевский трон взошел сын Фуада Фарук, который, как в свое время и его отец, с целью усиления собственной власти развернул политические интриги против партии «Вафд» и в 1937 отправил в отставку избранное демократическим путем правительство Наххас-паши.
Когда в 1939 разразилась Вторая мировая война, Египет разорвал дипломатические отношения с Германией. Многие египетские политические деятели, как из оппозиции, так и из окружения короля Фарука, питали надежду, что в ходе войны мощь Великобритании ослабеет и шансы Египта на обретение независимости возрастут. Партия «Вафд» последовательно выступала против нацизма и установления сотрудничества с Германией и Италией. Будучи единственной политической организацией в Египте, пользовавшейся авторитетом в широких слоях населения, партия «Вафд» даже в трудных условиях военного времени поддерживала в стране внутреннюю стабильность. 4 февраля 1942, когда германские войска вели наступление в Северной Африке в направлении Египта, английские танки окружили королевский дворец и посол Великобритании Киллерн вручил королю Фаруку ультиматум: поручить лидеру вафдистов Наххас-паше сформировать правительство либо отречься от престола. Созданное «Вафдом» правительство, тесно сотрудничавшее с англичанами, находилось у власти до 1944, а затем по указу короля было распущено.
Военные операции США и Великобритании в Северной Африке способствовали развитию промышленности в Египте: было построено много новых и расширены старые предприятия. Ближневосточный центр по обеспечению союзных войск предоставлял техническую помощь и направлял индустриальное развитие Египта.
Англо-египетский договор 1936 так и не привел страну к подлинной независимости. Английские войска по-прежнему базировались в центре Каира и вдоль Суэцкого канала. Начавшиеся из-за прекращения военных заказов увольнения персонала на промышленных предприятиях привели к росту безработицы, что создало серьезные социальные проблемы в городах. Безработными оказались и многие выпускники высших специальных учебных заведений и университетов. Проведение земельной и других назревших социальных реформ было приостановлено политически влиятельными крупными землевладельцами, главным среди которых был сам король Фарук.
Партия «Вафд», с 1919 возглавлявшая национально-освободительное движение, в значительной степени утратила свой авторитет. Одновременно несколько новых политических организаций оспаривали право на руководство национально-освободительным движением: Ассоциация «Братьев-мусульман» – движение мусульманского возрождения, основанное в 1928 проповедником Хасаном аль-Банной; движение «Молодой Египет», основанное в 1933 Ахмедом Хусейном, и возродившееся, но состоявшее из многих фракций коммунистическое движение, крупнейшую группировку в котором составляло Демократическое движение за национальное освобождение во главе с Анри Кюриелем. Внутри самого «Вафда» под влиянием марксизма находилась группа молодых радикалов Вафдистский авангард.
Поскольку социальные и политические требования населения остались невыполненными, 21 февраля 1946 по призыву Национального комитета рабочих и учащихся по всей стране прошла массовая забастовка, которой руководили коммунисты и Вафдистский авангард. Стремясь сбить накал национально-освободительного движения и уменьшить влияние левых сил, король Фарук назначил премьер-министром Исмаила Сидки-пашу. К июлю Сидки удалось подавить рабочее и студенческое движение.
Попытки премьер-министра разрешить противоречия между Египтом и Великобританией путем переговоров закончились неудачей. С началом 14 мая 1948 арабо-израильской войны на территории Египта было введено военное положение.
К 1950 правящий режим оказался в столь непрочном положении, что королю Фаруку пришлось разрешить проведение свободных парламентских выборов, по итогам которых к власти вновь пришла партия «Вафд». Наххас-паша и его партия требовали немедленного ухода англичан и объединения Египта и Судана под властью короля. Были отвергнуты встречные предложения английской стороны – эвакуация британских войск через пять лет, в 1956, как предусматривалось в договоре 1936, и создание совместной англо-египетской системы противовоздушной обороны. В качестве замены условий договора 1936, который был уже в одностороннем порядке аннулирован правительством Наххаса, в октябре 1951 США, Великобритания, Франция и Турция выступили с предложением создать Средневосточное командование, в которое Египет входил как равноправный партнер. Египет отверг это предложение и заявил о своей решимости положить конец режиму кондоминиума в Судане. Последовало резкое заявление Великобритании, что, невзирая на позицию Египта, британские войска останутся на территории Судана и в зоне Суэцкого канала. Три месяца партизанской войны в зоне канала завершились 25 января 1952 ожесточенным вооруженным столкновением в Исмаилии, в ходе которого англичане бросили против египетских партизан 1,5 тыс. солдат. 26 января в Каире начались выступления против иностранцев, в ходе которых был нанесен значительный ущерб собственности иностранных подданных.
На протяжении последующих шести месяцев в Египте сохранялась крайне напряженная обстановка. 23 июля организация «Свободные офицеры», состоявшая из молодых офицеров, номинально возглавляемых генералом Мухаммедом Нагибом, совершила государственный переворот. По их требованию было сформировано новое правительство во главе с Али Махир-пашой. 26 июля король Фарук был вынужден отречься от престола в пользу своего малолетнего сына принца Ахмеда Фуада II. В сентябре премьер-министром стал Мухаммед Нагиб, а политические партии Египта получили распоряжение реорганизовать свою деятельность. Многие высшие офицеры были уволены, а люди из окружения короля арестованы. Был принят закон об аграрной реформе.
Подлинным руководителем египетской революции стал подполковник Гамаль Абдель Насер. Следует отметить, что генерал Нагиб не входил в число членов организации и был объявлен ее руководителем исходя из тактических соображений – во-первых, он имел высокое военное звание, а во-вторых, благодаря личной храбрости во время арабо-израильской войны 1948–1949 стал весьма популярным человеком. Высшим органом политической власти в Египте стал Совет руководства революцией во главе с Абдель Насером.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/