Одним из древнейших русских произведений, посвященных разработке этой традиционной в политической мысли темы, является «Слово о полку Игореве». Вероятно, оно написано светским человеком, и современные исследователи полагают, что автор был черниговцем по своему происхождению, а по социальному положению дружинником княжеского дома Оль-говичей и даже скорее всего — самого князя Святослава Черниговского. Родился он предположительно в Путивле (ок 1139-1140). Автор «Слова» занял независимую патриотическую позицию, которая выражала интересы всего народа3. В своем произведении он практически рассмотрел все основные политические идеи эпохи.
Причиной и поводом создания «Слова» послужила гибель дружины Новгород-Северского князя Игоря в 1185 году в легендарной битве на реке Каяле. Автор осуждает князя Игоря за несовместные и несвоевременные действия, приведшие к гибели его дружины Новгород-Северский князь вступил на границу «поля половецкого», когда на него никто не нападал, без нужды ее пересек, оставив свою землю далеко «за холмом» и в результате погубил свое войско (погрузил силу русскую «на дно Каялы»). Князь Игорь действовал неосмотрительно, поэтому его действия осуждают не только соотечественники, но «охудшают» их даже и иноземные гости. Сравнивая успешные антиполовецкие походы XI-XII вв с поражением 1185г., автор «Слова» призывает князей прекратить раздоры и совместно выступить «за обиду сего времени», наглядно показывая, сколь тяжелы последствия крамолы: «Возстенал, братцы, Киев от печали, а Чернигов от напасти; разлилась тоска по всей русской земли; тяжкая печаль постигла русских людей Князья между собой враждовали, а нечестивые рыскали по русской земле и брали дань...»1. Прежние князья воспринимаются как образец для подражания современным Автор не раз подчеркивает, что княжеские усобицы несут гибель простым людям Русская земля становится добычей «поганых», лежит в разорении и запустении, и на ней лишь каркают вороны, деля трупы убитых.
Историческим идеалом автора «Слова» является наиболее хронологически близкое время княжения Владимира Мономаха, а сам князь Владимир рассматривается как образ традиционного идеального правителя.
Современный Черниговский князь Святослав также представлен традиционно. Он грозен и «страшен всем», обладает сильным войском, которого боятся все («от мечей его все трепетали»); известен во многих других странах («Во дворце Свя-тославовом.. и немцы, и венециане.. и греки и моравы...»). В этом собирательном типе, составленном из наиболее привлекательных характеристик, показано, какие большие силы могут быть сосредоточены в руках Великого князя, он может и Волгу веслами «раскрошить», и Дон «шеломами вычерпать», и стрелами преградить дорогу, и железными воротами закрыть путь на Русь. У Великого князя большое и могучее войско («он многовоий»), но сила эта необходима ему только для того, чтобы отражать врагов Мирная ориентация «Слова о полку Игореве» очевидна Его автор призывает лишь к оборонительным действиям и, напротив, не сочувствует завоевательным походам, как это было в случае с князем Игорем, который без нужды оказался «за холмом» (Здесь в смысле за рубежом своего отечества — Н.3.).
Однако автор понимает, что время полного единодержавия миновало, поэтому он ограничивается призывами к подчинению Киевскому князю, которому он приписывает функции общерусского руководства. В соответствии с традициями автор «Слова» законной считает только такую власть, которая приобретается «не победными жребии» и не военными успехами, а законным путем. Также традиционно он утверждает обязанность правителей заботиться о подданных, что прежде всего означает обеспечение безопасности пахарю, возделывателю земли, мирной жизни.
Однако утверждаемый автором политический идеал исторически был уже исчерпан. Страна стояла на пороге больших потрясений.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/