Реферат
32 с., 1схема, 9 рисунков
Рынок, совершенная конкуренция, монополия, потолок цены, черный рынок, пол цены, излишек производителя, излишек потребителя, естественная монополия
Объектом исследования являются рынок совершенной конкуренции и монополистический рынок.
Предмет исследования – формы государственного контроля над ценами на рынках совершенной конкуренции и монополистическом рынке.
Цель работы - определение роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.
Основными задачами являются:
рассмотрение рынка совершенной конкуренции и форм ценового контроля государства, их последствия;
рассмотрение монополистического рынка и определение места государства на данном рынке.
Основные результаты работы:
формы государственного контроля над ценами и их эффективность зависят от структуры рынка;
сказать об однозначной роли государства на рынке не возможно.
Содержание
Введение
1. Особенности государственного регулирования цен на рынке совершенной конкуренции
1.1 Структура рынка
1.2 Особенности совершенно конкурентного рынка
1.3 Ценовое регулирование совершенно конкурентного рынка
1.3.1 Нерегулируемый рынок совершенной конкуренции
1.3.2 Установление верхнего предела цены
1.3.3 Установление нижнего предела цены
2. Особенности государственного регулирования цен на монополистическом рынке
2.1 Особенности монополистического рынка
2.2 Установление потолка цены
2.3 Регулирование естественной монополии
3. Государственное регулирование цен в естественной монополии ОАО «Газпром»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.
Но нет таких стран, где бы государство никаким образом не вмешивалось на рынок. Проблема изучения государственного вмешательства будет актуальной, пока существует сам рынок.
Цель данной курсовой работы заключается в определении роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть рынок совершенной конкуренции и формы ценового контроля государства, их последствия;
рассмотреть монополистический рынок и определить место государства на данном рынке;
сравнить последствия государственного регулирования обоих рынков и определить, существуют ли закономерности государственной политики в отношении структуры рынка.
1. Особенности государственного регулирования цен на рынке совершенной конкуренции
1.1 Структура рынка
Рынок – это объективное явление экономики, известное любому человеку, и все же рынку до сих пор трудно дать исчерпывающее определение. Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике. Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг. Рынок сегодня рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами экономических отношений.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка; это условия протекания рыночной конкуренции.
Необходимым и важнейшим элементом рынка является конкуренция, имеющая различный характер и формы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических параметров соревнующихся.
По условиям протекания рыночной конкуренции выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.
Несовершенную конкуренцию принято разделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
1.2 Особенности совершенно конкурентного рынка
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Мы говорим, что преобладает совершенная конкуренция, если на рынке выполняются следующие условия:
Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную продукцию многим покупателям.
Каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемого на рынке, менее 1% общих продаж за любой данный период времени.
Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж. Фирмы, таким образом, не интересуются производственными решениями своих конкурентов.
Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободнодоступна, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов.
Вход на рынок и выход с него для продавцов стандартизированных товаров свободны. Это означает, что не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, нет и трудностей с прекращением операций на рынке.
Рынок с совершенной конкуренцией – это рынок, где удовлетворяются условия совершенной конкуренции. На совершенно конкурентном рынке покупателям стандартных продуктов или услуг безразлично, продукцию какой фирмы выбрать. Например, рынок яиц, весьма вероятно, конкурентный. Много продавцов продает яйца каждый день. Ни один из фермеров не насчитывает более 1% от объема продаж на рынке за день. Первые два из выше приведенных условий совершенно конкурентного рынка гарантируют, что ни один из продавцов не может влиять на цену продукта. Индивидуальный продавец имеет очень малую долю общего выпуска, он не в состоянии изменить предложение на рынке так, чтобы изменилась цена. Соответственно продавцы на совершенно конкурентном рынке принимают цены как заданные извне, то есть являются «прайс–тайкерами».
Это значит, что цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, определяется силами, которые неподвластны фирме. Речь идет об условиях спроса и предложения на рынке в целом. Условия спроса при совершенной конкуренции как для отдельной фирмы так и для всего рынка демонстрирует рисунок 1.
Допустим, что равновесная цена PE равна 0,4$ за фунт бройлера, тогда равновесное количество QE составляет 2 млрд. фунтов ежегодно. В части (б) рисунка показано, как выглядит рынок с точки зрения индивидуального производителя. Диапазон возможных вариантов объема выпуска с точки зрения фирмы имеет размерность, выраженную не в миллиардах фунтов, а в тысячах. Этот диапазон настолько невелик, что вне зависимости от того, произведет ли фирма 10000, 20000 или 40000 фунтов куриного мяса в год, это практически не повлияет на величину совокупного спроса. Изменение на 10000 фунтов настолько мало, что его невозможно заметить на графиках рыночного спроса и предложения, имеющих куда более крупный масштаб. Что касается отдельно взятой фирмы, то очевидно, что кривая спроса на ее продукцию является при рыночной цене совершенно эластичной (горизонтальной), хотя, с точки зрения рынка в целом, кривая спроса имеет вполне обычный отрицательный наклон.
1.3 Ценовое регулирование совершенно конкурентного рынка
Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.
В США и большинстве других промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Формы государственного вмешательства в ценообразование делятся на прямые и косвенные. К косвенным формам относят введение налогов и предоставление субсидий; к прямым – ценовое регулирование или государственный контроль над ценами.
Если в целом рассматривать государство в экономике, то мы можем отметить, что роль его велика. Государство ставит перед собой задачи:
минимизировать отрицательные последствия рыночного механизма хозяйства;
обеспечить социальную защиту отдельным группам населения;
создать предпосылки для эффективного развития рыночной экономики.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что установление государственного контроля над ценами является частью социальной политики государства.
Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.
Такие фиксированные цены могут быть двух типов:
когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими, государство устанавливает цены ниже равновесных (максимальные цены, или потолок цены);
когда равновесная цена предоставляется слишком низкой, тогда законодательно устанавливаются цены выше равновесной (минимальные цены, или пол цены).
1.3.1 Нерегулируемый рынок совершенной конкуренции
Для того чтобы оценить эффективность государственного регулирования, следует применить метод, позволяющий измерять выигрыши и потери от изменений рыночной цены и объемов продаж, вызванных государственным регулированием.
На рисунке 2 представлена ситуация на нерегулируемом конкурентном рынке, где потребители и производители покупают и продают по текущей рыночной цене.
Потребительский излишек — это совокупная чистая выгода, которую получают все потребители от приобретения товара. Для потребителей в совокупности это площадь фигуры между кривой спроса и линией рыночной цены (т.е. верхний треугольник на рис. 2). А так как потребительский излишек измеряет совокупную чистую выгоду всех потребителей, мы можем определить эффект от государственного регулирования путем измерения итоговых изменений излишка потребителя.
Для рынка в целом излишек производителя является площадью фигуры над кривой предложения вплоть до линии рыночной цены; он отражает ту выгоду, которую получают производители, имеющие более низкие издержки, от продажи продукции по рыночной цене. На рисунке 2 это нижний треугольник. А так как излишек производителя измеряет совокупную чистую выгоду производителей, мы можем определить выигрыш или потери производителей от государственного вмешательства, измеряя итоговые изменения излишка производителя.
1.3.2 Установление верхнего предела цены
Рассмотрим ситуацию, когда государство устанавливает верхний предел цены (потолок цены). Целью такой политики государства является установление низкой цены ради блага населения. На рисунке 3 показано воздействие контроля над ценами: P0 и Q0 представляют собой равновесные цену и количество (т. е. цену и объем продаж, которые установились бы без правительственного вмешательства). Правительство, однако, находит цену P0 слишком высокой и устанавливает, что цена не должна быть выше максимальной цены, которую мы обозначаем как PMAX. Каков будет результат? Из-за того, что цена ниже равновесной, производители (особенно те, у кого высокие издержки) будут производить меньше и предложение будет равно Q1. С другой стороны, потребители увеличат спрос при этой низкой цене — они захотят приобретать количество Q2. Поэтому спрос превышает предложение, и вскоре возникнет дефицит, или избыточный спрос. Объем этого избыточного спроса составит Q2 – Q1.
Из-за возникшего дефицита ряд потребителей оказываются вытесненными с рынка, они уже не могут приобрести товар, уменьшение их излишка потребителя равно площади треугольника B. Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного блага. Те потребители, которые продолжают покупать товар, платят за него меньше, и их потребительский излишек увеличивается — это изображено прямоугольником А. Следовательно, чистое изменение излишка потребителя составляет A – B.
Производители явно терпят убытки от такого контроля над ценами. Они потеряли излишек производителя в объеме, показанном прямоугольником A, а также терпят дополнительные потери в связи со снижением валового производства, обозначенные треугольником C. Следовательно, общее изменение излишка производителя равно: - A – C.
Общее изменение излишков равно: (A - B) + (- A - C) = - B – C. Таким образом, получаем безвозвратные потери, которые показаны треугольниками B и C. Эти потери являются следствием возникшей в результате контроля над ценами неэффективности; уменьшение излишка производителя превышает увеличение излишка потребителя.
Если политики оценивают излишек потребителя выше, чем излишек производителя, то возникающие вследствие контроля над ценами безвозвратные потери могут не иметь большого политического значения. Даже если не брать во внимание потери производителя при государственном контроле над ценами, негативные последствия, связанные с потребителями будут тоже велики. Это связано с установлением дефицита на рынке, который ведет к образованию черного рынка продукта.
Дефицит товара принимает форму очередей, как это происходило зимой 1974 г. и летом 1975 г., когда водители выстраивались в колонну, чтобы купить бензин (в обоих случаях очереди за бензином были результатом контроля над ценами. Правительство не допустило, чтобы на внутреннем рынке цены на масло и бензин поднялись вместе с мировыми ценами на нефть).
Причины существования черного рынка понятны – часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут толкнуть разные обстоятельства – от высоких доходов, когда реальностью становится жизнь по принципу «время - деньги», до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники), когда люди с относительно небольшими доходами готовы платить за дефицитный товар большие деньги.
Кривая предложения S1 на рисунке 4 отражает поведение продавцов, обеспечивающих «добывание» дефицитного товара, а ее пересечение с кривой спроса – цену и количество, характеризующие равновесие на черном рынке. Хорошо видно, что кривая S1 идет выше исходной кривой S – сказываются трудности «доставания» и оплата услуг посредника. Поэтому итоговая точка равновесия на черном рынке достигается при еще больших ценах, чем не устраивавшая государство именно своей завышенностью равновесная цена свободного рынка (PЧ > P0).
Из сказанного может сложиться неверное впечатление, что любое вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования абсолютно недопустимо. В действительности существует несколько типичных ситуаций, когда это вмешательство используется как экстренная мера.
При существовании прямой угрозы жизни человека. Принципы гуманности не позволяют отказывать в неотложной медицинской помощи человеку лишь потому, что он неплатежеспособен. По этой же причине тяжелобольным бесплатно или с огромными скидками отпускаются жизненно важные лекарства.
В случае природных или социальных катаклизмов, принявших размах общенационального бедствия. Здесь идет речь о введении карточек во время войн или катастрофических неурожаев. В подобных ситуациях только эта мера способна принудительно ограничить спрос всех социальных слоев на уровне необходимого минимума и, таким образом, сохранить жизнь максимальному числу людей.
1.3.3 Установление нижнего предела цены
Рассмотрим ситуацию, когда государство устанавливает нижний предел цены (пол цены). Допустим, правительство потребовало, чтобы цена была выше равновесной (PMIN > P0). Как показывает рисунок 5 производители захотят производить больше при повышении цены (Q2 вместо Q0), но потребители будут покупать меньше (Q3 вместо Q0). В связи с этим на рынке появится излишек продукта. Объем этого излишка составит Q2 – Q3.
Те потребители, которые по-прежнему покупают товар, должны теперь платить более высокую цену, и благодаря этому излишек потребителя уменьшится на величину, равную площади прямоугольника А на рисунке 5. Некоторые потребители вообще покидают рынок из-за более высокой цены и теряют соответствующий излишек. Эти потери изображены треугольником В. Следовательно, общие изменения в излишке потребителей составят: - А - В.
Производитель может выпускать такой объем продукта, который может быть полностью продан (Q3). Тогда возникают лишь безвозвратные потери излишка потребителя и производителя, площади фигур В и C соответственно. Производители получают более высокую цену за проданные ими товары, что приводит к росту их излишка, представленного площадью прямоугольника А. Но производители, соблазненные ценой PMIN, будут стремиться произвести Q2. Так как они сбывают только объем Q3, они не получают доходов на возмещение издержек производства Q2 - Q3. Данные издержки представлены трапецией D. Таким образом, пока производители не отреагируют на избыточное предложение сокращением производства, общее изменение излишка производителя будет равно: A – C – D. Если площадь трапеции D достаточно велика, установление минимальной цены может даже привести к чистому сокращению излишка производителя. В итоге данная форма государственного вмешательства может вызвать снижение прибыли производителей из-за издержек перепроизводства.
Итак, мы изучили два способа государственного регулирования цены в условиях совершенной конкуренции и пришли к выводу о том, что государственный контроль над ценами на совершенно конкурентном рынке неэффективен. При установлении пола цены покупатели явно терпят убытки, а производители не могут продать избыточный объем продукции. При установлении потолка цены производители терпят явные убытки, а покупатели из-за установившегося дефицита товара вынуждены приобретать его на черном рынке, где платят цену на много большую равновесной. Такая политика государственного контроля над ценами эффективна лишь в случае природных или социальных катаклизмов; введение карточной системы способно принудительно ограничить спрос всех социальных слоев на уровне необходимого минимума и, таким образом, сохранить жизнь максимальному числу людей.
Возникает вопрос: всегда ли государственное вмешательство в ценообразование неэффективно в мирное время? Для ответа на этот вопрос нам следует рассмотреть другую рыночную структуру – монополию.
2. Особенности государственного регулирования цен на монополистическом рынке
2.1 Особенности монополистического рынка
Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.
Мы говорим, что преобладает монополия, если на рынке выполняются следующие условия:
В отрасли функционирует одна крупная фирма-гигант, она обеспечивает весь объем отраслевого предложения при отсутствии близких заменителей продукта.
Информация на рынке практически не доступна, и информацией о ценах, технологиях и вероятной прибыли в полном объеме владеет лишь сама фирма-монополист.
Существуют жесткие барьеры для входа в отрасль.
Фирма может влиять на цену своей продукции.
Существует несколько типов монополий. Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Это наиболее устойчивая форма монопольной власти, которая, однако, чаще всего не обуславливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли. Примером закрытой монополии является производство опасных товаров и веществ.
Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этой монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер. Тем не менее, в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.
Естественная монополия – ситуация на рынке, когда единственность производителя определяется положительной отдачей от масштаба (означает, что в отрасли наименьший уровень издержек достигается в случае производства всего объема продукции одной фирмой). Такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.
Определяющая особенность чистой монополии как модели рынка состоит в том, что одна фирма олицетворяет собою отрасль. В силу этого кривая спроса на продукцию монополиста есть ни что иное как кривая рыночного спроса. Спрос на продукцию монополиста не является абсолютно эластичным – это главное отличие фирмы-монополиста от совершенно конкурентной фирмы.
Как уже было сказано, что фирма может влиять на цену своей продукции, то при изменении объема спроса фирма не обязательно отреагирует изменением объема предложения, она может отреагировать изменением рыночной цены. Следовательно, не возможно установить прямую зависимость между объемом предложения и рыночной ценой. Это означает, что кривой предложения фирмы-монополиста не существует.
Главной целью любой фирмы является максимизация прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить особенности рыночного спроса, а также свои издержки. Монополист установит рыночную цену, по которой он будет продавать продукцию, и тогда объем продаж определится из кривой рыночного спроса.
Кривая среднего дохода монополиста совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в условиях монополии предельный доход не равен цене.
Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна производить количество товара, соответствующее точке, в которой предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Это критерий выбора и для монополиста. В данном случае QE – объем производства, максимизирующий прибыль. Фирма-монополист назначает цену выше, чем предельные издержки (монопольная надбавка к цене) и получает избыточную прибыль. Эта монопольная надбавка к цене обратно пропорциональна эластичности спроса на товар.
Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, она способствует снижению благосостояния потребителей и росту благосостояния фирм.
На рисунке 7 Pm и Qm – монопольные цена и объем; Pс и Qс – конкурентные цена и объем. При монополии на рынке, из-за высокой цены некоторые покупатели перестают покупать товар (площадь треугольника B); а те кто остается, платят высокую цену, теряя часть потребительского излишка (прямоугольник A). Совокупное сокращение излишка потребителя равно A+B. Общая прибыль производителя составит A-C. Безвозвратные потери от монопольной власти, таким образом, составляют: B+C.
Отсюда следует, что монополия, производя меньше оптимального объема и реализуя по ценам, превышающим предельные издержки производства, приводит к чистым потерям общественного благосостояния.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, монополия сопряжена с отрицательными последствиями для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство - лишь малая часть монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя.
Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.
Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.
2.2 Установление потолка цены
Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение ее рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера, что и является антимонопольным регулированием.
В рамах темы нашей работы мы рассмотрим ценовое регулирование монополии.
На конкурентном рынке государственное регулирование цен всегда вызывает безвозвратные потери. Однако регулирование цен государством может устранить безвозвратные потери, связанные с существованием монопольной власти.
Рисунок 8 иллюстрирует регулирование цены. Pm и Qm – цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Допустим, что государственное регулирование определяет максимальную цену P1. Так как теперь фирма может устанавливать цену не выше P1, то новая кривая среднего дохода фирмы до точки с объемом производства Q1 представляет собой горизонтальную линию на уровне P1. Для уровней объема производства выше, чем Q1, новая кривая среднего дохода совпадает со старой кривой среднего дохода, потому что при этих объемах производства фирма назначит цену ниже P1 и на нее никак не повлияет регулирование.
Новая кривая предельного дохода фирмы соответствует ее новой кривой среднего дохода, и она показана жирной линией. Для объемов производства до Q1 предельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q1, новая кривая предельного дохода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать количество продукции Q1, потому что именно в этой точке кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. Исходя из этого, при цене P1 и количестве продукции Q1 безвозвратные потери от монопольной власти сокращаются.
По мере дальнейшего снижения цены количество производимой продукции продолжает расти, а безвозвратные потери снижаются. При цене PC, — а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, — объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и безвозвратные потери от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до P3, мы сокращаем объем производства. Это аналогично установлению границы максимальной цены в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Q’3-Q3), и одновременно растут безвозвратные потери от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижается ниже P4 — ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из отрасли.
2.3 Регулирование естественной монополии
Регулирование цены зачастую применяется по отношению к естественным монополиям
Заметим, что, так как в случае естественной монополии мы находимся на участке убывания средних издержек, то в этом случае средние издержки всегда больше предельных издержек. Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qm по цене Pm. В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение цены фирмы до уровня Pc, соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из отрасли. Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены на уровне Рr, при которой пересекаются кривые средних издержек и среднего дохода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в отрасли. К сожалению, зачастую трудно точно определить эти цены на практике, так как кривые спроса и издержек фирмы могут смещаться по мере развития рынка.
Таким образом, существуют другие методы государственного регулирования монополии. Это регулирование доходности естественной монополии и внедрение конкуренции на рынок естественной монополии.
Прямое регулирование цен на продукцию естественной монополии государством из-за трудностей определения этих цен может быть заменено контролем над уровнем доходности. В итоге регулирование цен монополии основывается на норме прибыли, получаемой ею на вложенный капитал. В этом заключается регулирование нормой прибыли: максимальная допустимая цена основывается на ожидаемой норме прибыли, которую получит фирма. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния.
Однако регулирование доходности естественной монополии приводит к изменению пропорций использования ресурсов: фирма делает выбор в пользу более капиталоемкого метода производства. Фирмы выбирают технологию, не обеспечивающую эффективное размещение ресурсов.
Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит стимулирование конкуренции на рынке естественной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема определения оптимальной остроты конкуренции. Полное отсутствие конкуренции ведет к злоупотреблению монопольной властью и неэффективности производства. Избыточная конкуренция снижает стимулы инвестирования и в долгосрочной перспективе также наносит ущерб эффективности производства. Государственная политика по внедрению конкуренции на рынок естественной монополии состоит из методов:
Стимулирование входа новых фирм и снижение барьеров входа на рынок.
Реорганизация отрасли естественной монополии.
Развитие конкуренции за право доступа в отрасль.
Таким образом, мы рассмотрели государственное регулирование монополии и пришли к выводу о том, что регулирование цен государством может устранить безвозвратные потери, связанные с существованием монопольной власти, в отличие от регулирования совершенно конкурентного рынка, где государство наоборот способствует возникновению этих безвозвратных потерь. Следовательно, можно сделать вывод о том, формы государственного вмешательства и их эффективность зависят от структуры рынка.
3. Государственное регулирование цен в естественной монополии ОАО «Газпром»
ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» – 50,002%.
«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа «Газпрома» оцениваются в 29,1 трлн. куб. м, а их текущая стоимость – в 138,6 млрд. долларов.
«Газпрому» принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 155 тыс. км. Предприятия Группы «Газпром» обслуживают также 463,4 тыс. км (77%) распределительных газопроводов страны. «Газпром» экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках.
Так как газовая промышленность является естественной монополией, то она находится под контролем государства. Основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Федерального закона о газоснабжении в Российской Федерации:
государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;
государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение;
повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации;
определение основ ценовой политики в отношении газа;
создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации;
обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;
обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
Одним из принципов государственной ценовой политики в области газоснабжения является контроль за соблюдением регулируемых государством цен и тарифов в области газоснабжения.
Рынок природного газа традиционно относится к естественной монополии. В действительности естественной монополией в полном смысле этого слова является лишь газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа потенциально могут быть рынками с достаточно высоким уровнем конкуренции.
Таким образом, именно на уровне транспортировки газа приемлемо государственное регулирование цен на газ. Это прописано в Федеральном законе о газоснабжении в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
Статья 23. Регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций
Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.
Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, выше перечисленные статьи Федерального закона о газоснабжении в Российской Федерации разрешают проблему определения оптовой цены на газ в зависимости от территориального расположения газораспределительных станций (ГРС) системы магистрального газопроводного транспорта.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, «регулируемая оптовая цена на газ» - утвержденная в установленном порядке цена на газ, по которой он должен реализовываться на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям.
Государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется исходя из учета разницы в стоимости услуг по транспортировке газа в различные районы.
Исходя из этого принципа оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, устанавливаются дифференцированно по ценовым поясам с учетом протяженности и, соответственно, стоимости транспортировки газа от мест добычи до ценовых поясов.
Протяженность транспортировки, в свою очередь, рассчитывается исходя из расположения точек входа газа в систему магистрального трубопроводного транспорта, подземных хранилищ газа, схемы потоков газа, а также точек выхода газа из системы магистрального трубопроводного транспорта (ГРС).
Учитывая изложенное, уровень регулируемой оптовой цены газа определяется тем, на территории какого субъекта Российской Федерации находится данная ГРС, от которой осуществляется газоснабжение конечного потребителя.
Заключение
Итак, мы изучили государственное вмешательство в ценообразование, государственный контроль над ценами. Поставленные в ходе создания курсовой работы задачи были выполнены.
Мы рассмотрели формы государственного контроля над ценами в условиях совершенной конкуренции и монополии, выявили последствия установления такого контроля и пришли к выводу, что формы государственного контроля над ценами и их эффективность зависят от структуры рынка.
Если на совершенно конкурентном рынке государственный контроль над ценами во многих случаях не эффективен и приводит к возникновению безвозвратных потерь, то на монопольном рынке такой же государственный контроль над ценами устраняет безвозвратные потери, что повышает благосостояние общества. Таким образом, государственный контроль не только эффективен, но и необходим при монополии.
Поэтому сказать о роли государства на рынке однозначно не возможно, последствия его вмешательства противоречивы.
Государственное вмешательство – это данность, без которой не существует современный рынок. Задача общества – не устранять вмешательство государства, а сводить к минимуму негативные его последствия.
Список использованной литературы
Авдашева, С.Б. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 320 с.
Гальперин, В.М. Микроэкономика. В 2 т. / Общая редакция В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1997. Т. 2. 503 с.
Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под редакцией А.Г. Грязновой. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 544 с., илл.
Пиндайк Р. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.
Слепов В. Ценообразование и менеджмент. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 192 с.
Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 304 с.
Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.1. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 384 с.
Цены и ценообразование. 4 изд. / Под ред. д.э.н., проф В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.
Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – 896 с.