МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО
Курская государственная сельскохозяйственная академия
им. проф. И.И. Иванова
Контрольная работа
по курсу «Экономика организаций»
на тему «Внешняя среда для предприятия и ее социально-экономическое воздействие на результативность его действия»
Факультет: специальный
Специальность «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит»
Студентки 4 курса 1 группы
Красниковой Е. А.
КУРСК - 2009
План
Типология и характеристики внешней среды
Факторы микросреды
Факторы макросреды
Список литературы
Типология и характеристики внешней среды
Промышленное предприятие и любая организация могут быть представлены как социально-экономическая система, где человек или группа людей ставит и преследует определенные цели. Важнейшим свойством системы является ее целостность, что вытекает из определения: Система — совокупность естественных (объективно существующих) или искусственных (абстрактных) элементов или явлений, находящихся в определенных взаимосвязях и образующих качественно новую целостность по сравнению с разрозненной совокупностью.
С позиций системного подхода предприятие вовлечено в три процесса:
• получение ресурсов из внешней среды (вход);
• превращение ресурсов в продукт (процесс);
• передача продукта во внешнюю среду (выход).
Управление призвано обеспечить баланс входа и выхода системы. В противном случае предприятие может стать банкротом. Поэтому руководители при принятии решений как Стратегического, так и тактического плана обязаны отслеживать факторы внешней среды, относимые к числу слабоконтролируемых, а иногда - неконтролируемых.
По мнению Ф. Котлера - одного из самых авторитетных ученых в области маркетинга, производители и потребители все в большей степени подвергаются воздействию следующих глобальных сил.
• Значительное ускорение международных перевозок, коммуникаций и финансовых операций, что ведет к резкому росту мировой торговли и инвестиций капитала, особенно в трехполюсной торговле (между Северной Америкой, Западной Европой и Дальним Востоком).
• Постепенное снижение экономического и политического влияния США, экономический подъем Японии и некоторых дальневосточных стран.
• Стремление участников торговых блоков, таких, как ЕС и NAFTA, к экономической кооперации.
• Серьезные проблемы с внешней задолженностью некоторых стран Латинской Америки и Восточной Европы, рост нестабильности международной финансовой системы.
• Повышение значения бартерных и контрторговых операций в международной торговле (контр-торговля - форма бартера, при которой страна требует, чтобы зарубежные компании покупали ее продукцию в обмен на право продавать свои товары на ее территории).
• Переход к рыночной экономике в бывших социалистических странах, сопровождающийся крупномасштабной приватизацией.
• Быстрая унификация стилей жизни, вызванная ростом глобальных коммуникации.
• Постепенное открытие новых крупных рынков, а именно Китая, Индии, Восточной Европы и арабских стран.
• Глобализация транснациональных корпораций.
• Рост числа международных стратегических союзов крупных корпораций (MCI и British Telecom, Texas Instrumentes и Hitachi, Соса-Со1а и Сadburi Schweppes).
• Усиление региональных конфликтов в связи с окончанием холодной войны.
Учет внешних факторов не носит для предприятий односторонний характер: они должны не только приспосабливаться к изменениям в международном мире, но и осуществлять изменения внутри себя, что иллюстрирует рис. 2.1.
Основными характеристиками внешней среды являются: взаимосвязь и взаимообусловленность ее факторов, сложность, подвижность и неопределенность. В связи с этим руководители не могут рассматривать внешние факторы изолированно. Согласно этой характеристике, изменение одного параметра влечет за собой изменение других.
Сложность внешней среды организации определяется числом факторов, на которое она должно реагировать. С учетом этого параметра в более сложных условиях будет находиться предприятие, использующее различные технологии, имеющее многочисленных конкурентов, высокие темпы обновления продукции, что предопределяет и более сложную его организационную и производственную структуру.
Скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде предприятия, определяет ее подвижность. Отечественные и зарубежные специалисты отмечают нарастающие скорости изменения среды современных промышленных предприятий. Однако можно назвать отрасли, вокруг которых она особенно подвижна: авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнология и сфера телекоммуникаций, а также фармацевтическая, химическая и электронная.
Неопределенность внешней среды является функцией от количества информации, характеризующей тот или иной ее фактор, а также функцией уверенности в точности поступившей информации. В условиях глобализации экономики и бизнеса, применения в маркетинге компьютерных технологий происходит увеличение объема информации с одновременным уменьшением вероятности ее достоверности. Чем неопределеннее внешняя среда, тем сложней руководителям и менеджерам применять эффективные решения.
В сегодняшнем сложном мире учесть все факторы окружающей среды, влияющие на эффективное предпринимательство, практически невозможно. В маркетинговой практике принято выделять (рис. 2.2) факторы прямого воздействия (микросреда) и косвенного (макросреда).
Микросреда непосредственно влияет на производственно-финансовую деятельность предприятия — потребители, поставщики, конкуренты, посредники. Однако надо иметь в виду, что и предприятие может существенно воздействовать на это влияние и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз его дальнейшего функционирования.
Под макросредой - факторами косвенного воздействия понимают такие, как: состояние экономики, политико-правовые, демографические, природно-климатические, научно-технические и социально-культурные. Сложнее учитывать факторы макросреды, чем прямого воздействия, поскольку появляется необходимость использовать неполную информацию и проводить прогнозирование возможных последствий для предприятия.
Факторы микросреды
Важнейшей составляющей микросреды с позиции маркетинга как философии бизнеса являются потребители. Конкретными потребителями могут быть физические лица; домашние хозяйства; предприятия-производители; сбытовые или торговые предприятия, выступающие посредниками; государственные учреждения.
Индивидуальные покупатели (физические лица) и организации по-разному подходят к приобретению товаров и получению услуг. Отсюда вытекает необходимость применения различных методов и путей внедрения товара на рынок и увеличение объемов продаж.
Физических лиц обычно для большего их привлечения разбивают на группы потребителей, более или менее однородных по запросам, т. е. по интересующим их характеристикам товаров.
В экономической литературе имеет место целый ряд теорий и моделей, объясняющих выбор товара при покупке. На наш взгляд, предпочтительно выглядит точка зрения, по которой на поведение покупателей влияют:
• коммерческие стимулы (продукт, реклама);
• стимулы социального происхождения (семья, принадлежность к определенной социальной группе);
• социально-демографические особенности (возраст, пол);
• психологические особенности (мнения, впечатления).
Под действием названных факторов массовый рынок разделяется на множество микрорынков, представители которых различаются по социальному положению, этнической принадлежности, полу, возрасту, месту жительства и т. п. Современные предприятия на Западе и все чаще в России отказываются в своих планах от «среднего потребителя» и создают товары (услуги) под конкретный микрорынок. Такие микрорынки в маркетинговой терминологии принято называть сегментами рынка потребителей. Одним из возможных вариантов нахождения предприятиями-производителями «своих» групп потребителей (сегментов рынка), характеризующихся определенной однородностью, может быть изучение потребителя с применением материалов (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Потребители как предмет анализа
№ п/п | Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа | Характеристика и оценка фактического состояния дел | Прогноз положения дел, его оценка показателями и действия по его улучшению |
1 | Какие конкретно предприятия (фирмы) покупают товары вашего предприятия? | ||
2 | Какие из них наиболее предпочтительны для вас? | ||
3 | Как эти «предпочтительные» относятся к вашим товарам? | ||
4 | Что влияет на их решение о покупке? | ||
5 | Каковы потребности, заставляющие покупать ваш товар, у каждого вашего контрагента (предприятия, фирмы)? | ||
6 | Каковы перспективы изменения этих возможностей? | ||
7 | Кто ваши потенциальные покупатели? | ||
8 | Сформировали ли вы на каждом рынке группу покупателей, которых можно считать постоянными и которые обеспечивают вашу экономическую безопасность и развитие коммерческих операций в будущем? | ||
9 | Сколько типов потенциальных покупателей вашего нового товара вы выделили? | ||
10 |
Кто является лицами: • инициирующими покупку • влияющими на решение о покупке • принимающими решение • непосредственно приобретающими • непосредственно использующими • испытывающими и формулирующими мнение о потребительских свойствах товара? |
Посредством сегментирования рынка предприятие организует производственный процесс на сочетании собственных интересов с интересами рынка и достигает своих целей через удовлетворение его требований.
Поведение юридических лиц (организаций) при закупке товаров существенно отличается от поведения отдельных индивидуумов и домашних хозяйств. Это отличие объясняется тем, что решение приобрести товар принимают руководители и менеджеры на профессиональном уровне с учетом социально-экономических факторов, присущих организации.
Для изготовления продукта (товара, услуги), пользующегося спросом, предприятие обязано взаимодействовать с поставщиками сырья, материалов, комплектующих, рабочей силы, энергии, оборудования и т. п. С позиции системного подхода последние являются входами, которые предприятие должно преобразовать в выходы - желаемый результат.
Поставщики могут оказать прямое воздействие на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия через цены на материальные и энергетические ресурсы, качество поставляемых продуктов, условия договоров на поставки и сроки их реализации.
Объем и структура поставок определяются различными факторами, как то: производственной программой, отраслевой специализацией, состоянием рынка и уровнем его монополизации, текущими перспективными потребностями.
Стратегия и тактика выбора поставщиков предполагают анализ и оценку альтернативных вариантов сотрудничества на основе изучения базовых показателей деятельности поставщика. Каждое предприятие самостоятельно устанавливает систему таких показателей исходя из соображения выпуска конкурентоспособной продукции и завоевания рынка. Вместе с тем практика выработала обобщенные требования с позиций маркетинга к поставщикам:
• поставки осуществлять по согласованному графику в соответствии с договором или контрактом;
• продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества;
• поставки осуществлять в соответствии с требуемыми объемами;
• строго выдерживать согласованные цены;
• при необходимости предоставлять услуги технического и сервисного обслуживания;
• оперативно реагировать на запрашиваемую сопроводительную документацию и новые требования предприятия-заказчика.
Научно-технические достижения последних лет вносят коренные изменения в технологию взаимоотношений предприятий-заказчиков и поставщиков на основе использования Электронного Обмена Данными (ЕDI).
Посредством ЕDI покупающая и продающая стороны могут использовать документацию (заказы на требуемую продукцию и условия поставки) без личных контактов. Это позволяет предприятиям более оперативно получать и сравнивать информацию, в том числе текущий уровень цен, повысить своевременность и точность данных, снизить почтово-бумажную документацию. Преимущества и недостатки, связанные с применением ЕDI, представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Преимущества и недостатки, связанные с применением ЕDI, с точки зрения покупателя
Преимущества | Недостатки |
Меньше бумажной документации | Плата за сеть |
Снижает почтовые затраты | Стоимость аппаратного обеспечения |
Меньше места для архивов | Стоимость эксплуатации системы |
Уменьшает запасы | Плата за линию |
Снижает стоимость заказа на покупку | Стоимость файлов (стоимость хранения данных) |
Снижает телефонные затраты | Стоимость лицензии и переводов |
Повышает своевременность и точность данных | Ошибки при вводе данных |
Повышает дисциплину в системе обработки заказов | Требуется поддержка МIS |
Способствует отношениям покупатель — продавец | Стоимость обучения и тренировок |
Снижает потребность в ускорении заказов | Требуется поддержка со стороны поставщика |
Уменьшает время, затрачиваемое на работу с неправильными или утерянными заказами | У продавца нет копии заказа |
Способствует разделению информации | |
Позволяет покупателю проверять статус заказа | |
Уменьшает время взаимодействия с людьми, имеющими отношение к заказу |
Заметно повысить эффективность сделок по закупкам материальных ценностей позволяет использование всемирной компьютерной сети Интернет.
Российским предприятиям, работающим теперь в условиях рыночной экономики, необходимо учитывать конкурентную среду, определяющая роль которой очевидна. Конкуренты как фактор микросреды воздействуют не только на предприятие, но и на потребителей и поставщиков. Во многих случаях именно конкуренты определяют решение предприятий по определению цены на продукцию или услугу, оплату труда, организацию труда и управление персоналом. Отсюда необходимость оценивать конкурентную среду предприятия.
В любой отрасли экономики, по мнению американского ученого М. Портера, суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления новых товаров или услуг-заменителей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой (рис. 2.3).
Изменения каждой из пяти сил и предопределяют, в конечном счете, прибыльность предприятий и отраслей. В тех областях, где действия этих сил оказываются благоприятными (например, в торговле программным обеспечением, лекарственными средствами, производстве косметики), возможно достижение высокой рентабельности вложенного капитала.
В отраслях, где действия нескольких или одной сил неблагоприятны (например, в производстве машиностроительной продукции, резины, персональных компьютеров), предприятиям очень нелегко долгое время сохранять высокие прибыли.
Пять сил конкуренции определяют не только цены продукта (товара, услуги), но и расходы, которые им приходится нести, а также размеры инвестиций, необходимые для поддержания своей конкурентоспособности.
Конкуренты вынуждают предприятие платить за организацию сбыта, опытно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, за рекламу, или же прибыль может перейти к покупателю за счет снижения цен.
Наличие товаров-заменителей ограничивает цену: более высокие цены побудят покупателей обратиться к продуктам-заменителям и снизят объем продаж и прибыли.
Характер конкуренции между предприятиями отрасли определяется различными факторами: целями и намерениями конкурентов, особенностям и проводимой ими товарной и ценовой политики, методами стимулирования сбыта продукции, финансовым состоянием предприятия. Все это формирует рыночную позицию конкурентов, анализ которой можно провести, ответив на вопросы табл. 2.3.
На принятие решений в микросреде оказывают влияние и посредники, под которыми следует понимать организации в системе «производитель — торговля», способствующие прохождению продукта до потребителя: рекламные агентства, перевалочные базы, банки, инвестиционные организации, брокерские конторы и др.
Таблица 2.3.
Анализ конкуренции и конкурентов
№ п/п |
Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа |
Характеристика и оценка фактического состояния дел |
Прогноз положения дел, его оценка показателями и действия по его улучшению |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Кто основные конкуренты вашего предприятия в каждой стране по каждому рынку и каждому сегменту? | ||
2 | Какие методы конкурентной борьбы они используют? | ||
3 | Какую долю рынка занимает каждый конкурент? | ||
4 | Каковы перспективы развития конкуренции? | ||
5 |
Каковы у конкурентов: • цены? • ценовая политика? • качество товаров? • упаковка? |
||
6 | Каковы сильные и слабые стороны каждого конкурента? | ||
7 | По отношению к каким конкурентам и в каких странах вы действуете успешнее и почему? | ||
8 | Способы распространения этого опыта на другие страны | ||
9 |
Отвечают ли товары конкурентов таким требованиям покупателей, как: • потребительские свойства? • типоразмеры? • вес? • расфасовка? • удобство пользования? • цвет? • вкус? • запах? • надежность? |
||
10 |
Какова возможная реакция конкурентов на: • введение нового товара на рынок? • изменение вами цены вашего товара? • увеличение доли рынка вашего предприятия? |
||
11 | Какие стратегии стимулирования сбыта применяют ваши конкуренты? | ||
12 | Что вам известно относительно НИОКР ваших конкурентов? | ||
13 | Что вы знаете об их технологии производства? | ||
14 | Какова патентная защита товаров ваших конкурентов? | ||
15 | Каковы их официальные данные о прибылях и убытках? | ||
16 | Число работающих у каждого конкурента? | ||
17 | Как они рекламируют новые товары? | ||
18 | Как они подбирают себе управляющих (менеджеров)? | ||
19 | Каковы результаты выступлений ваших конкурентов на торгах? | ||
20 | Какова у них обстановка со снабжением сырьем и комплектующими изделиями? | ||
21 | Каковы их коммерческие результаты на выставках и ярмарках? |
Факторы макросреды
Предприятия, потребители их продукции и услуг, рыночные поставщики, конкуренты - все они работают в макросреде, под влиянием сил и тенденций которой и осуществляется их деятельность.
Если факторы микросреды в определенной степени поддаются контролю со стороны предприятия, то факторы макросреды являются неконтролируемыми. Однако их необходимо выявить и соответствующим образом реагировать на них при принятии стратегических и тактических управленческих решений.
На рисунке 2.2. был приведен перечень основных факторов макросреды: демографические, экономические, природно-климатические, политико-правовые, научно-технические и социально-культурные.
Демографическая среда названа в числе первых макрофакторов, поскольку население и формирует различные рынки. Управленческий аппарат предприятия должен отслеживать: население различных городов, регионов и стран; возрастную структуру и этический состав; рождаемость, смертность и миграционные процессы; уровень образования; региональные особенности и структуру домашнего хозяйства.
Увеличение количества людей означает рост потребностей. Отсюда необходимость учитывать при разработке товарной политики предприятия показатели рождаемости на уровне регионов (число родившихся на 1 тыс. чел.), смертности (число умерших на 1 тыс. чел.), естественного роста населения, а также показатель миграционного сальдо.
Население регионов и стран различается по возрастной структуре, которая в значительной мере определяет объемы и структуру спроса на товары первой необходимости и длительного пользования.
Для анализа демографической среды обычно рекомендуют подразделять население на шесть возрастных групп: дети дошкольного возраста; дети, которые ходят в школу; подростки; молодые люди (25-40 лет), люди среднего возраста (40-65 лет) и пожилые (65 и старше).
В каждой возрастной группе населения выделяются другие подгруппы:
• учащиеся школ, имеющие собственные доходы;
• женщины, рожающие детей в зрелом возрасте;
• семья из двух работающих, без детей;
• работающие родители, без детей;
• городские жители с низкими доходами;
• состоятельные пенсионеры.
Проводя исследования потребностей в товарах и услугах названных групп и подгрупп, можно обоснованно подать рыночные предложения.
Размер и состав семьи, структура домашнего хозяйства существенно влияют на выбор потребностей и формирование покупательских привычек. Так, в странах с развитой рыночной экономикой, а также в России растет группа одиноких, разведенных и овдовевших людей, которым требуются небольшие квартиры, недорогие и компактные предметы мебели и бытовой техники, а также продукты питания небольшого развеса.
Потребности людей, во многом определяющие спрос на товары и услуги, зависят от уровня их образования. При исследовании влияния его на величину спроса рекомендуется разделять общество любой страны на пять групп: неграмотные, люди с полным средним образованием, со средним образованием, со средним техническим и с высшим образованием. Обычно большое число образованных людей предъявляют высокий спрос на газеты, журналы, научные издания и услуги туристических организаций.
Специалисты, определяющие товарную политику предприятия, должны учитывать региональные различия, структуру домашнего хозяйства, а также темпы роста городов, регионов и стран.
Состояние экономического макроокружения предприятия влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и покупательную способность населения, позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Изучение экономического развития предполагает анализ ряда показателей: валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП), реальных доходов населения, уровня инфляции и безработицы, процентной ставки, платежного баланса и норм накопления.
Для принятия эффективных управленческих решений при анализе названных показателей представляет интерес не количественная величина и даже не динамика их, а, прежде всего, то, какие возможности для предприятия они дают.
Так, отмена с 1 января 2004 г. пятипроцентного налога с продаж и снижение налога на добавленную стоимость с 20 до 18% может улучшить микросреду организаций за счет повышения покупательной способности населения.
Политико-правовые факторы определяют многие стороны производственно-финансовой деятельности предприятия. Это: законодательная деятельность государства и местных органов, принципы и методы налогообложения, системы государственной стандартизации и сертификации, контроль качества товаров и услуг, трудовое законодательство, правовая защищенность предпринимательства и потребителей, лицензирование деятельности.
Особенно большое влияние на экономику предприятия оказывает государство. В последние годы произошли большие изменения в понимании роли государства. Проблема государства стала восприниматься не только с позиции преодоления «провалов рынка», но и с позиции эффективных форм и методов воздействия на экономику.
В современных условиях эффективное использование ресурсов государства и его власти, способность координировать и направлять субъекты рыночной экономики являются ключевыми факторами экономического роста.
Различные формы и методы воздействия государства на экономику представлены на рис. 2.4.
Государственное законодательство призвано защитить: предприятия от нечестной конкуренции, потребителей от нечестных методов торговли и малообеспеченные и социально незащищенные слои населения от нищенского образа жизни.
Современный этап формирования рыночных отношений в нашей огромной по территории стране при наличии разнообразных природно-климатических условий и национальных автономий обуславливает необходимость соответствующей государственной региональной политики как со стороны федерального центра, так и властей регионального и муниципального уровня.
В странах с развитой рыночной экономикой соотношения функций в сфере региональной политики федеральных, региональных и местных властей различны.
Так, в США, Канаде, Австралии в большей степени региональная политика отнесена на уровень субъектов федерации (штатов). Конституции этих стран резко ограничивают права центра в вопросах вмешательства в жизнь штатов.
В США наиболее общей формой реализации региональной политики являются различного рода региональные программы. Основными чертами таких программ являются:
• целевая ориентация на достижение определенных конечных результатов;
• системное использование предусмотренных программой рычагов воздействия на экономические процессы (инвестиции, субсидии, законодательные акты, налоговые и кредитные льготы, тарифная политика);
• согласованная проработка всех видов ресурсного обеспечения и вопросов функционирования организационных структур, ответственных за реализацию программных мероприятий.
В Австралии, известной на мировом рынке как поставщик сырьевых ресурсов, много неосвоенных территорий. Ввиду слабости центральной власти проблемой освоения новых территорий занимаются власти штатов.
Штаты Австралии контролируют и планируют использование земли, проводят активную экономическую политику поощрения экономической деятельности в своих пределах и оказывают разнообразные виды помощи различным секторам экономики. В ведении центральных властей находится формирование доходной части бюджетов. Федеральное правительство принимает налоговое законодательство, но не в праве устанавливать льготы в налогах отдельных штатов.
В нашей стране сложилась федеративная система управления, где существует 89 равноправных субъектов федерации: 21 республика, 11 автономий, 6 краев, 49 областей, 2 города.
Региональная политика в нашей стране должна строиться как политика государства с федеральным устройством, но с учетом специфики потребительского стиля регионов, уровня дохода населения, свойств национального характера, общего развития экономики. Поэтому прямое перенесение опыта той или иной страны мира на условия России вряд ли правомерно.
На сегодняшнем этапе экономических реформ в России наиболее актуальны проблемы местного самоуправления, во многом определяющие уровень жизни населения регионов. Центральной из таких проблем является система межбюджетных отношений.
С начала 90-х гг. муниципалитеты находятся в полной зависимости от решений федерального центра и региональных правительств, причем за последние годы эта зависимость возросла. Вместе с тем имеет место наличие большого количества «федеральных мандатов», т. е. расходных полномочий. Они передавались местной власти без предоставления требуемых финансовых ресурсов в необходимом объеме.
Названная проблема может быть решена в сфере реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который после полутора лет широкого обсуждения 06.10.2003 г. был подписан Президентом.
Основные цели нового закона:
• четкое разграничение полномочий и ответственности между всеми уровнями власти;
• получение местными властями финансовых, материальных и законодательных возможностей решать насущные проблемы населения и отвечать перед ним за качество своей деятельности;
• обеспечение более широкого участия граждан в решении социально-экономических проблем своего города, села, дома.
Развитие науки и техники имеет решающее значение для появления технологических нововведений в области процессов производства, материалов, товаров и услуг.
Прогресс науки и техники таит в себе как новые возможности, так и новые угрозы. Любая новая технология, по выражению Ф. Котлера, представляет собой «созидательное разрушение». Так, транзисторы закрыли производство вакуумных ламп, изобретение ксерокса нанесли ущерб производству копировальной бумаги, телевидение — газетам и журналам.
Каждая новая технология чревата трудно прогнозируемыми последствиями. Если предприятия не в силах предвидеть новые технологические перспективы, особенно если они создаются вне отрасли, в которой они функционируют, то это чаще всего приводит их к негативным для них последствиям.
Мониторинг процесса развития науки и техники, прежде всего технологических процессов, важен не только с позиций качества использования новых технологий, но и с окончанием действующих. Поэтому управленческие решения должны позволить не опоздать с началом технологического обновления, с использованием когда-то передовой технологии и с производством когда-то нового товара или услуги.
При принятии решений должны учитываться и природно-климатические условия, в которых осуществляется деятельность предприятия. Речь идет о доступности сырья и энергоресурсов, воды, наличии и состоянии транспортных артерий, климатических условий. Названные факторы оказывают прямое воздействие на размещение предприятий и, следовательно, на расходы по доставке сырья и комплектующих, распределение продукции и цену рабочей силы.
Производственная деятельность предприятий неизбежно приводит к ухудшению экологической обстановки. Отсюда ужесточение экологических требований со стороны государственных органов к технологических процессам и использованию выпускаемой продукции, направленных на уменьшение воздействия на окружающую среду.
К социально-культурным факторам внешней среды относятся: организационная и потребительская культура, нравственные и религиозные нормы, культурные показатели потребителей, профессиональные и личностные качества работников, уровень здравоохранения и криминогенное, исторически сложившиеся традиции.
Социально-культурная среда определяет товары (услуги), которые покупает население, в частности отвечающие определенным вкусам и моде. Нравственные и религиозные нормы часто оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителя и посредством этого на его спрос на товары.
Список литературы
Баев И.А., Варламова З.Н., Васильева О.Е. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд./ Под ред. Акад. В.М. Семенова – СПб.: Питер, 2005.- 384 с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»).
Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. 304 с.: ил.
Экономика сельского хозяйства/И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; под ред. И.А. Минакова. – М.: Колос, 2000. – 328 с.: ил.-(Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).