Наименование учебного заведния
Курсовая работа по
экономике предприятия
Тема: Анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Автор: А.В. Бухаров
Минск
1. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В качестве примера выбрано предприятие “Швейник”
Динамика изменения прибыли от реализацииТаблица 1.1 Анализ динамики изменения прибыли от реализации (в тыс.рублей)
Показатель |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонение |
||||
План (в сопоставимых ценах) |
Факт |
от предыдущего года |
от плана | ||||
абс. | % | абс. | % | ||||
1. Объем реализации |
37 300 | 37 980 | 38 350 | + 1 050 | + 2,82 | + 370 | + 0,97 |
2. Себестоимость продукции |
26 300 | 26 800 | 27 100 | + 800 | + 3,04 | + 300 | + 1,12 |
3. Прибыль от реализации |
11 000 | 11 180 | 11 250 | + 250 | + 2,27 | + 70 | + 0,63 |
Как видно из таблицы 1.1 прибыль от реализации по сравнению с прошлым годом увеличилась на 250 тысяч рублей или 2,27%, несмотря на то что, себестоимость увеличилась на 800 тысяч рублей или 3,04%. Этому сопутствовало увеличение объемов реализации на 1 050 или 2,82%.
По сравнению с плановыми показателями прибыль от реализации также возросла на 0,63% (на 70 в абсолютных единицах). Рост себестоимости на 300 тысяч рублей не повлиял на снижение прибыли за счет того, что план по объему реализации был перевыполнен на 370тысяч рублей.
1.2. Динамика изменения доли себестоимости продукции в выручке
Таблица 1.2
Анализ динамики изменения доли себестоимости продукции в выручке (тысяч рублей)
Показатель | Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонение |
||
план | факт | от прошлого года | от плана | ||
1. Объем реализации |
37 300 | 37 980 | 38 350 | + 1 050 | + 370 |
2. Себестоимость продукции |
26 300 | 26 800 | 27 100 | + 800 | + 300 |
3. Доля себестоимости в выручке, % | 70,5 | 70,6 | 70,7 | + 0,2 | + 0,1 |
Данные таблицы позволяют выяснить, что доля себестоимости в выручке по сравнению с прошлым годом осталась почти на прежнем уровне. Её незначительное увеличение объясняется тем, что и объем реализации и себестоимость продукции, хотя и увеличили свои показатели, но по сравнению друг с другом остались почти в равных пропорциях.
Аналогичный вывод можно сделать и в отношении изменения доли себестоимости в выручке по сравнению с планом на 0,1%.
1.3. Динамика изменения доли прибыли от реализации в выручке
Таблица 1.3 Анализ динамики изменения доли прибыли от реализации в выручке (в тысячах рублей)
Показатель | Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонение |
||
план | факт | от прошлого года | от плана | ||
1. Объем реализации |
37 300 | 37 980 | 38 350 | + 1 050 | + 370 |
2. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг |
11 000 | 11 180 | 11 250 | + 250 | + 70 |
3. Доля прибыли от реализации продукции, работ, услуг в выручке, % |
29,5 | 29,4 | 29,3 | - 0,2 | - 0,1 |
Показатели доли прибыли от реализации по сравнению с предыдущим годом, и по сравнению с плановыми, остались почти на прежнем уровне с незначительным уменьшением. На это повлияло незначительное по сравнению с объёмом реализации увеличение прибыли от реализации. Если объем по сравнению с прошлым годом увеличился на 2,8%, то прибыль только на 2,2%. Также план по объемам перевыполнен на 0,97%, а по прибыли на 0,62%.
1.4. Динамика изменения балансовой прибыли
Таблица 1.4 Анализ динамики балансовой прибыли за отчетный год (в тысячах рублей)
Состав балансовой прибыли | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | Относительное отклонение, % | |||
Сумма | %к итогу | сумма | %к итогу | абсолютное | по удельному весу | ||
Прибыль от реализации продукции |
11 000 | 100,10 | 11 250 | 101,55 | + 250 | + 1,45 | + 2,27 |
Прибыль от прочей реализации |
85 | 0,77 | 93 | 0,84 | + 8 | + 0,07 | + 9,41 |
Внереализационные доходы |
215 | 1,96 | 185 | 1,67 | - 30 | - 0,29 | - 13,95 |
Внереализационные расходы | 311 | 2,83 | 450 | 4,06 | + 139 | + 1,23 | + 44,69 |
Балансовая прибыль | 10 989 | - | 11 078 | - | + 89 | - | + 0,81 |
Балансовая прибыль в отчетном году увеличилась на 89000 рублей, или на 0,81%. Ее рост мог быть больше, если бы не значительное увеличение внереализационных расходов (44,69%) и уменьшение внереализационных доходов (13,95%). Если бы не увеличение прибыли от реализации на 258000р. (250000+8000), балансовая прибыль могла бы “превратиться” в убыток.
1.5. Баланс товарной продукции и анализ напряженности плана
Таблица 1.5 Баланс товарной продукции (в тыс. рублей)
Слагаемые баланса товарной продукции |
План |
Факт |
Изменения прибыли |
||||
себестоимость |
по оптовым ценам |
прибыль | Себестоимость | по оптовым ценам | прибыль | ||
1. Остатки нереализованной продукции на начало периода | 8 890 | 16 480 | 7 590 | 9 250 | 11 200 | 1 950 | - 5 640 |
2. Выпуск товарной продукции за период | 26 150 | 33 700 | 7 550 | 28 300 | 34 920 | 6 620 | - 930 |
3. Реализация товарной продукции за период | 26 700 | 37 880 | 11 180 | 27 100 | 38 350 | 11 250 | + 70 |
4. Остатки нереализованной продукции на конец периода | 8 340 | 12 300 | 3 960 | 10 450 | 7 770 | - 2 680 | - 6 640 |
Проанализировав полученные результаты, видно, что план прибыли по реализации товарной продукции выполнен с небольшим перевыполнением на 0,6 % (70000р./11180000р.*100). На это повлияло увеличение уровня оптовых цен по показателям произведенной и реализованной товарной продукции.
Повышение себестоимости неблагоприятно сказалось на сокращении прибыли. Также повлияло на снижение уровня прибыли от реализации недовыполнение плана по выпуску товарной продукции на 930000р. или на 12,32%
(-930000р./7550000р.*100).
Прибыль по остаткам нереализованной продукции на начало периода ниже планового показателя на 5640000р. в связи со снижением уровня оптовых цен на 5280 и увеличением себестоимости на 360000р.. Отсюда ниже и фактический показатель прибыли по остаткам нереализованной продукции на конец периода.
1.6. Выводы
Общий анализ хозяйственной деятельности предприятия показывает, что по сравнению с предыдущим годом предприятие увеличило свою прибыль от реализации на 2,27%, несмотря на увеличение себестоимости продукции. Это связано с повышением объемов на 1050000р., в то время как себестоимость увеличилась на 800000 рублей.
Балансовая прибыль также возросла на 0,81%, но ее рост “притормозило” увеличение внереализационных расходов на 1,23% и уменьшение внереализационных доходов на 0,29%. Благоприятно же сказалось увеличение прибыли от реализации продукции на 1,52%.
План по получению прибыли о реализации мог быть перевыполнен в большем процентном отношении, если бы не значительное снижение показателя прибыли по остаткам нереализованной продукции, что связано с большим снижением уровня оптовых цен и увеличением себестоимости.
2.1.1. Влияние изменения объема реализации
Чтобы определить влияние объема реализации на прибыль, рассчитаем коэффициент прироста базового значения объема продаж.
Rпр =
ПQ= Rпр * Пб
Rпр = 38350000р. / 37980000р. - 1,0 = 0,0097
П(Q) = 0,0097 * 11180000р. = 109000р.
Таким образом, изменение объема продаж позволило увеличить прибыль на 109000р.
2.1.2. Влияние изменения оптовых цен
Влияние изменения оптовых цен на прибыль от реализации проводится путем вычитания фактического объема реализации из условного.
П(Р) = Vу – Vф
П(Р) = 38350000р. – 37980000р. = 370
Изменение оптовых цен обеспечило рост прибыли на 370000р..
2.1.3. Влияние изменения себестоимости
Влияние изменение себестоимости на прибыль от реализации проводится следующим образом.
П(АС) = - (ТСф – Тсу )
П(АС) = - (27100000р. – 26800000р.) = - 300
Рост себестоимости привел к уменьшению прибыли на 300000р.
2.1.4. Влияние изменения структуры продукции
Чтобы определить влияние изменения структурного фактора на прибыль от реализации необходимо рассчитать.
П(стр) = Пу - Пб (Rпр + 1)
П(стр) = 11180000р. - 11078 000р.(0,0026 + 1) = 730200р.
Структурные сдвиги в товарной продукции увеличили прибыль от реализации на 73200р.
2.1.5. Выводы
Факторный анализ прибыли от реализации показывает, что несмотря на рост себестоимости, который привел к уменьшению прибыли на 300000р., общий показатель увеличился за счет увеличения объема продаж, что увеличило прибыль на 109000р.; увеличение оптовых цен увеличило показатель прибыли на 370000р.; и структурные сдвиги также повлияли на увеличение прибыли на 73200р..
2.2. Факторный анализ балансовой прибыли
2.2.1. Влияние изменения прибыли от реализации
Балансовая прибыль вычисляется следующим образом.
БП = Пр + Ппр.р.+ ВД - ВР
Факторная модель аддитивная, следовательно, влияние факторов определяется путем вычитания базисного показателя из фактического.
Влияние прибыли от реализации является отклонение фактической суммы от базисной.
БП(Пр) = 11250000 - 11000000 = 250000р.
Таким образом, увеличение прибыли от реализации увеличило балансовую прибыль на 250000р. или на 2,27% (250000 / 10989000 * 100%).
2.2.2. Влияние изменения прибыли от прочей реализации
Рассчитаем влияние изменения прибыли от прочей реализации на балансовую прибыль.
БП(Ппр.р.) = 93000- 85000 = 8000р.
Увеличение прибыли от прочей реализации обеспечило рост балансовой прибыли на 8000р. или на 0,07%.
2.2.3. Влияние изменения внереализационных доходов
Рассчитаем влияние изменения внереализационных доходов на балансовую прибыль.
БП(ВД) = 185000- 215000 = - 30000р.
Снижение внереализационных доходов на 30000р. повлияло на уменьшение балансовой прибыли на 0,27%.
2.2.4. Влияние изменения внереализационных расходов
Рассчитаем влияние изменения внереализационных расходов на балансовую прибыль.
БП(ВР) = 450000р. – 311000р. = 139000р.
Таким образом, рост внереализационных расходов на 139000р. снизил балансовую прибыль 1,26%
2.2.5 Выводы
На увеличение балансовой прибыли на 0,81% повлияло, главным образом, увеличение прибыли от реализации, что увеличило балансовую прибыль на 2,27%, а также увеличение прибыли от прочей реализации, что увеличило БП на 0,07%. Рост балансовой прибыли мог быть больше, если бы не значительное увеличение внереализационных расходов, которые снизили балансовую прибыль на 1,26%; и уменьшение внереализационных доходов, которые снизили БП на 0,27%.
3.1. Факторный анализ изменения рентабельности оборота
3.1.1. Влияние изменения объема фактической реализации
Рентабельность оборота рассчитывается как отношение балансовой прибыли к объему фактической реализации:
R= (3.1.), где
R - рентабельность продаж
БП - балансовая прибыль
V - объем реализации
Рассчитаем рентабельность прошлого года (Rб) и рентабельность отчетного года (Rо).
Rб = 10989000 / 37300000 = 0,295
Rо = 11078000 / 38350000 = 0,289
По сравнению с прошлым годом рентабельность уменьшилась на 0,006 или на 0,6 %.
Рассчитаем влияние изменения объема реализации на рентабельность методом цепных подстановок.
Rб = 10989000/ 37300000 = 0,295
R1= 10989000 / 38350000 = 0,287
R(V) = 0,287 - 0,295 = - 0,008
Таким образом, увеличение объема реализации уменьшило рентабельность на 0,008 или на 0,8%
3.1.2. Влияние изменения балансовой прибыли
Влияние изменения балансовой прибыли на рентабельность продолжаем рассчитывать методом цепных подстановок (выше).
R1= 10989 / 38350 = 0,287
Rо = 11078000р. / 38350000р. = 0,289
R(БП) == 0,289 - 0,287 = 0,002
Увеличение балансовой прибыли увеличило рентабельность на 0,002 или на 0,2%.
3.1.3. Выводы
Факторный анализ изменения общей рентабельности показывает, что рентабельность уменьшилась на 0,6%. Это изменение связано с увеличением объема реализации, что уменьшило рентабельность на 0,8%. Увеличение балансовой прибыли увеличило рентабельность на 0,2%, но изменить общий показатель рентабельности в положительную сторону не дало увеличение объема реализации.
3.2. Факторный анализ общей рентабельности
3.2.1. Влияние изменения капиталоемкости основного капитала
Общая рентабельность рассчитывается по формуле
R0= (3.2.)
где Rо - общая рентабельность,
Кос - капиталоемкость основного капитала
Коб - капиталоемкость оборотного капитала
Rп - рентабельность продаж
Капиталоемкость основного капитала равна 0,794 (29600000/37300000) в базисном году и 0,726 (27850000/38350000) в отчетном году. Капиталоемкость оборотного капитала равна 0,303 (11300000/37300000) в базисном году и 0,263 (10100000/38350000) в отчетном году.
Рассчитаем общую рентабельность в предыдущем и отчетном году.
Rбаз = 1 / (0,794 + 0,303) * 0,295 = 0,269
Rотч = 1 / (0,726 + 0,263) * 0,289 = 0,292
Rобщ = 0,292 – 0,269 = 0,023
Общая рентабельность увеличилась на 0,023 или 2,3% по сравнению с предыдущим годом.
Влияние изменения факторов на общую рентабельность рассчитываем методом цепных подстановок.
Rбаз = 1 / (0,794 + 0,303) * 0,295 = 0,269
R1 = 1 / (0,726 + 0,303) * 0,295 = 0,287
Rобщ(Кос) = 0,287 - 0,269 = 0,018
Уменьшение капиталоемкости основных активов увеличило общую рентабельность на 0,018 или 1,8%.
3.2.2. Влияние изменения капиталоемкости оборотного капитала
Влияние изменения капиталоемкости оборотного капитала на общую рентабельность продолжаем рассчитывать методом цепных подстановок.
R1 = 1 / (0,726 + 0,303) * 0,295 = 0,287
R2 = 1 / (0,726 + 0,263) * 0,295 = 0,298
Rобщ(Коб) = 0,298 - 0,287 = 0,011
Таким образом, уменьшение капиталоемкости оборотных средств увеличило общую рентабельность на 0,011 или на 1,1%.
3.2.3. Влияние изменения рентабельности оборота
Рассчитаем влияние изменения рентабельности оборота на общую рентабельность.
R2 = 1 / (0,726 + 0,263) * 0,295 = 0,298
Rотч = 1 / (0,726 + 0,263) * 0,289 = 0,292
Rобщ(Rпр) = 0,292 - 0,298 = -0,006
Уменьшение рентабельности продаж снизило общую рентабельность на 0,006 или 0,6%.
3.2.4. Выводы
Анализ показывает, что общая рентабельность по сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,023 или на 2,3%.
На это повлияло уменьшение капиталоемкости основного капитала, что увеличило общую рентабельность на 1,8%, и уменьшение капиталоемкости оборотного капитала, что увеличило общую рентабельность на 1,1%. Однако уменьшение рентабельности оборота снизило общую рентабельность на 0,6%.
4.1.1. Динамика изменения показателей” характеризующих эффективность использования основного капитала
Для оценки динамики изменения показателей, характеризующих эффективность использования основного капитала, построена аналитическая таблица.
Таблица 4.1.
Анализ динамики показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов
Показатель |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменение |
1. Выручка от реализации продукции, тыс, руб. |
37 300 | 38 350 | + 1 050 |
2. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. |
11 000 | 11 250 | + 250 |
3. Среднегодовая стоимость, тыс. руб.: а) основных производственных фондов б) активной части |
29 600 24 100 |
27 850 22 200 |
- 1750 - 1900 |
4. Удельный вес активной части фондов |
0,814 | 0,797 | - 0,017 |
5. Фондорентабельность, % (стр.2 / стр. За) ррррррррррррррр |
37,16 | 40,39 | + 3,23 |
6. Фондоотдача, тыс. руб.: а) основных производственных фондов (стр.1 /стр. За) б) активной части (стр. 1 / стр. 36) |
1,260 1,548 |
1,377 1,727 |
+ 0,117 + 0,179 |
7. Среднегодовое количество технологического оборудования, штук |
598 | 656 | + 58 |
8. Стоимость единицы установленного оборудования, тыс. руб. (стр.Зб / стр.7) |
40,30 | 33,84 | - 6,46 |
9. Производительность единицы установленного оборудования (стр. 1 / стр.7) тыс. руб. |
62,37 | 58,46 | - 3,91 |
4.1.2. Выводы
Анализ динамики изменения показателей, характеризующих эффективность использования основного капитала, показывает, что фондоотдача основного капитала увеличилась на 0,117 тысяч рублей, что характеризует политику в отношении основных производственных фондов как эффективную. Фондоотдача активной части основного капитала увеличилась на 0,179 тысяч рублей.
Производительность единицы установленного оборудования уменьшилась на 3,91 тыс. руб., что связано с увеличением количества технологического оборудования. Это говорит о том, что активная часть основного капитала используется неэффективно, так как увеличение оборудования не позволило значительно увеличить прибыль.
4.2. Факторный анализ использования основного капитала
4.2.1. Влияние изменения стоимости основного капитала на объем производства
Анализ влияния изменения стоимости основного капитала и его капиталоотдачи на объем производства проводится по формуле:
Vпр = КО * ОПФ, (4.1.)
где Vпр - объем производства
КО – капиталоотдача
ОПФ - средняя стоимость основных производственных фондов
Так как объем производства за прошлый год неизвестен, то вместо него берется объем реализации.
Влияние изменения стоимости основного капитала на объем реализации проводится по формуле:
Vр (ОПФ) = (ОПФо - ОПФб) * КОб
Vр (ОПФ) = (27850000 - 29600000) * 1,26014 = - 2 205000
Таким образом, уменьшение стоимости основного капитала снизило объем реализации на 2205000р.
4.2.2. Влияние изменения капиталоотдачи основного капитала на объем производства
Расчет влияния изменения капиталоотдачи основного капитала на объем производства проводится по формуле:
Vр (КО) = ОПФо * (КОо - КОб)
Vр (КО) = 27850000 * (1,37702 - 1,26014) = 3255000р.
Увеличение капиталоотдачи основного капитала увеличило объем реализации на 3255000р.
4.2.3. Влияние изменения доли материалоемкой продукции на капиталоотдачу основного капитала
Влияние изменения доли материалоемкой продукции и активной части в основном капитале на его капиталоотдачу рассчитывается по формуле:
КО = КОакт * УДакт, где
КО - капиталоотдача основного капитала
КОакт - доля материалоемкой продукции или капиталоотдача активной части в основном капитале
УДакт - удельный вес активной части в основном капитале
Влияние изменения доли материалоемкой продукции на капиталоотдачу основного капитала рассчитывается по формуле:
КО(КОАКТ) = (КОАКТО – КОАКТБ) * УДАКТБ
КО(КОАКТ) = (1,7275 - 1,5477) * 0,8142 = 0,146
Увеличение доли материалоемкой продукции увеличило показатель капиталоотдачи основного капитала на 0,146.
4.2.4. Влияние изменения доли активной части в основном капитале на его капиталоотдачу
Влияние изменения доли активной части в основном капитале на его капиталоотдачу рассчитываем по следующей формуле:
КО(УДАКТ)= КОАКТО * (УДАКТО – УДАКТБ) КО(УДАКТ) = 1,7275 * (0,7971 - 0,8142) = - 0,03
Уменьшение доли активной части в основном капитала уменьшило показатель капиталоотдачи основного капитала на 0,03.
4.3. Анализ капиталоотдачи активной части основного капитала
4.3.1. Влияние изменения стоимости единицы установленного оборудования
Расчет влияния изменения стоимости единицы установленного оборудования и его производительности на капиталоотдачу активной части основного капитала производится по формуле
КОАКТ=, где
КОакт - капиталоотдача активной части основного капитала
ПО - производительность единицы установленного оборудования СО - стоимость единицы установленного оборудования
Расчет производится методом цепных подстановок.
КОакт = 60,375 / 33,841 = 1,843
КОакт(СО) = 1,843 – 1,548 = 0,295
Таким образом, уменьшение стоимости единицы установленного оборудования увеличило на 0,295 капиталоотдачу активной части основного капитала.
4.3.2. Влияние изменения производительности единицы установленного оборудования
Расчет влияния изменения производительности единицы установленного оборудования продолжаем методом цепных подстановок.
КОАКТ1 = 62,375 / 33,841 = 1,843
КОАКТО = 58,460 / 33,841 = 1,727
КОАКТ(ПО) = 1,727 - 1,843 = - 0,116
Уменьшение производительности единицы установленного оборудования снизило капиталоотдачу на 0,116.
4.4. Выводы
Увеличение объема реализации было связано с увеличением капиталоотдачи, что позволило увеличить объем реализации на 3255000р. или на 8,73% (3255000 / 37300000 * 100%). Отрицательным фактором в росте объема реализации было уменьшение стоимости основного капитала. Это снизило объем реализации на 5,91% (-2205 000/ 37300 000* 100%).
Анализ влияния факторов на капиталоотдачу основного капитала показывает, что увеличение доли материалоемкой продукции и активной части в основном капитала положительно сказалось на итоговых результатах. Увеличение капиталоотдачи активной части основных средств позволило увеличить капиталоотдачу основного капитала на 0,146 тыс. руб.. Уменьшение доли активной части в основном капитале уменьшило капиталоотдачу основного капитала на 0,03. Общий рост капиталоотдачи основного капитала составил 0,116 тыс. руб. Это говорит о том, что предприятию не мешало бы увеличить долю активной части в основном капитале.
Улучшение показателя капиталоотдачи в свою очередь связано с уменьшением стоимости единицы установленного оборудования, что увеличило капиталоотдачу активной части основного капитала на 0,295 тыс. руб. Отрицательное воздействие оказал снижение производительности единицы оборудования. Это снизило капиталоотдачу активной части основных средств на 0,116.
5.1.1. Динамика изменения основных показателей, характеризующих эффективность использования оборотного капитала
Динамика изменения основных показателей, характеризующих эффективность использования оборотного капитала, представлена в таблице 1.5.
Таблица 5.1.
Анализ динамики показателей, характеризующих эффективность использования оборотного капитала
Показатель |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменение |
1. Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
37 300 | 38 350 | + 1 050 |
2. Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. |
11 000 | 11 250 | + 252 |
3. Среднегодовая стоимость оборотного капитала, руб. |
11 300 | 10 100 | - 1 200 |
4. Рентабельность оборотных фондов, % (стр.2 / стр.3) | 97,35 | 111,39 | + 14,04 |
5. Оборачиваемость оборотного капитала, раз (стр.1 /стр. 3) |
3,301 | 3,7970 | + 0,496 |
6. Продолжительность оборота текущих активов, дней (360/стр.5) |
109,06 | 94,81 | - 14,25 |
5.1.2. Выводы
Данные таблицы 5.1 свидетельствую об улучшении финансового положения предприятия. По сравнению с предыдущим годом продолжительность оборота уменьшилась на 14,25 дней, что привело к увеличению притока денежных средств.
Оборачиваемость оборотных средств увеличилась на 0,496. Это связано с увеличением объема реализации на 1050000р. и с уменьшением стоимости оборотного капитала на 1200000р.
Факторный анализ использования оборотного капитала5.2.1. Влияние изменения стоимости оборотного капитала на изменения объема реализации
Влияние изменения стоимости оборотного капитала и его оборачиваемости на изменение объем реализации рассчитывается по формуле:
V=ООБ * ОК, где
V - объем реализации
ООБ - оборачиваемость оборотного капитала
ОК - среднегодовая стоимость оборотного капитала
Влияние изменения стоимости оборотного капитала рассчитываем по формуле:
V(ОК) = (ОКо – ОКБ) * ООББ
V(ОК) = (10100000 - 11300000) * 3,3009 = - 3961000р.
Таким образом, уменьшение стоимости оборотного капитала снизило объем реализации на 3961000 руб.
5.2.2. Влияние изменения оборачиваемости оборотного капитала на изменения объема реализации
Расчет влияния изменения оборачиваемости оборотного капитала на изменение объема реализации производится по следующей формуле:
V(ООБ) = ОКо * (ООБО- ООББ)
V(ООБ) = 10100000 * (3,7970 – 3,3009) = 5011000
Быстрота оборачиваемости оборотного капитала увеличила объем реализации на 5011000 руб.
5.2.3. Выводы
Анализ показывает, что предприятие в анализируемом периоде увеличило оборотные фонды. Это положительно сказалось на увеличение объема реализации на 5011000р., однако это снизило стоимость оборотного капитала, что снизило объем реализации на 3961000р. В целом политику предприятия можно назвать эффективной, так как увеличение стоимости оборотных средств позволило увеличить прибыль.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИАнализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет сделать следующие выводы:
Выручка от реализации по сравнению с прошлым годом увеличилась на 250000р. Несмотря на увеличение себестоимости на 800000р., увеличение объема реализации на 1050000р. помогло увеличить показатель прибыли.
Рост прибыли от реализации (на 250000) в свою очередь благоприятно сказался на увеличении балансовой прибыли. Также помогло увеличить БП (балансовую прибыль) небольшое увеличение прибыли от прочей реализации. Увеличение внереализационных расходов и уменьшение внереализационных доходов снизило показатель балансовой прибыли.
Общая рентабельность в отчетном году увеличилась на 2,3%. Хотя уменьшение рентабельности оборота и снизило общую рентабельность на 0,6%, уменьшение капиталоемкости основного и оборотного капитала увеличило ее на 2,9%.
Анализ использования основного капитала показал, что увеличение объема реализации было связано с увеличением капиталоотдачи, что позволило увеличить объем реализации на 8,73%, а уменьшение стоимости основного капитала снизило объем реализации на 5,91%.
Рост капиталоотдачи был связан с увеличения капиталоотдачи активной части основных средств на 0,146.
Увеличение капиталоотдачи активной части основных средств на 0,295, в свою очередь связано с уменьшением стоимости единицы установленного оборудования.
Увеличение оборотных фондов увеличило объем реализации на 5011, однако снижение их оборачиваемости снизило выручку на 3961.
Анализ фактических данных по сравнению с плановыми позволяет сделать следующие выводы:
На увеличение выручки от реализации на 70000р. сказалось увеличение объема реализации (на 370000р.). Показатель мог быть выше, если не увеличение себестоимости на 300000р.
Показатели доли себестоимости продукции в выручке и доли прибыли от реализации в выручке остались на прежнем уровне. Это говорит о том, что себестоимость продукции, прибыль от реализации и объем реализации, хотя и увеличили свои показатели, но по сравнению друг с другом почти в равном процентном отношении.
Проанализировав данные анализа хозяйственной деятельности можно дать следующие рекомендации, а именно необходимо:
Уменьшить себестоимость продукции, что благоприятно скажется на увеличении прибыли.
Увеличить внереализационные доходы и сократить внереализационные расходы, что приведет к увеличению показателя балансовой прибыли.
Проанализировать структуру продукции, ее рентабельность и рыночный спрос для выявления видов продукции, позволяющих получить максимальную прибыль.
Сбыть остатки нереализованной продукции (рекламная деятельность, система скидок и т.д.).
Проанализировать эффективность работы оборудования. Снижение стоимости основного капитала и активной его части положительно сказалось на капиталоотдаче, однако по результатам анализа производительность единицы установленного оборудования снизилась. Причиной этого может служить большой износ оборудования, недостаточная загруженность и т.д. Для улучшения производительности необходимо провести анализ активной части основных средств, который позволит сделать вывод о необходимости замены оборудования, повышения загрузки и т.д.
Заключение
В данной работе был осуществлен анализ хозяйственной деятельности предприятия “Швейник”. На основе финансовых и хозяйственных показателей были сделаны выводы об эффективности работы предприятия и даны рекомендации по ее улучшению.
Проведенный анализ позволяет выявить лишь общие тенденции в деятельности предприятия. Для выяснения причин нужен более детальный анализ многих факторов, таких как структура продукции, производительность оборудования, оборотные средства.
Несмотря на это, проведенный анализ позволил выявить общие тенденции в развитии предприятия, а также проблемы, которые необходимо решить для увеличения прибыли и рентабельности предприятия.
Библиографический список
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд./ Минск: ООО “Новое знание”, 2001.
Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. -М.: Финансы и статистика, 1997.
Балабанов И.Г. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финасирование и статистика, 1994.
Жак Ришар. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 1997.
20