ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет
Филиал в г. Нижний новгород
Научно-практический
центр “Эвристика”
Ермолаева Оксана Игоревна
Контрольная работа по ПСИХОГЕНЕТИКЕ
Научный руководитель
_____________________
(ученая степень, ученое звание)
_____________________
( ФИО преподавателя)
Москва 200_
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЛИЗНЕЦОВ
2. СЕКРЕТЫ РАЗНОПОЛЫХ БЛИЗНЕЦОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
На земле живет не меньше 60 миллионов близнецов, из которых приблизительно одна треть похожа друг на друга, как две капли воды. Это так называемые монозиготные близнецы, у которых набор генов абсолютно одинаков. У близнецов другого типа — дизиготных - совпадает приблизительно половина генов.
Разнояйцовые близнецы могут быть разного пола, и часто они похожи друг на друга не больше, чем обыкновенные братья и сестры; их обычно называют “двойняшками”.
Появление на свет одновременно двух или более младенцев всегда вызывало особенный интерес у окружающих, а в некоторых древних культурах рождение близнецов воспринималось как событие, имеющее религиозный, мистический смысл, иногда — как дурное предзнаменование, грозящее бедой всему роду. Случалось, близнецов вместе с матерью даже убивали.
Мы уже далеко ушли от тех времен, но близнецы и сегодня воспринимаются обыденным сознанием как нечто необыкновенное, и не без оснований. Наукой до сих пор точно не установлено, под влиянием каких факторов развивается многоплодная беременность, почему количество рождений близнецов разное у разных народностей, в разных странах, почему их рождается больше или меньше в зависимости от некоторых социальных условий (так, во время войн частота близнецовых родов снижается). В нашей стране близняшки рождаются примерно один раз на 80-100 родов. Все семьи, имеющие детей, сталкиваются с некоторыми общими трудностями, хотя, конечно, в близнецовых семьях они выражены ярче, и их разрешение требует от родителей гораздо больших усилий. Некоторые проблемы типичны только для близнецовых семей, и дело здесь не только в том, что близнецов появляется на свет сразу двое, а проблемы умножаются на два. В чем же истоки специфически “близнецовых” трудностей развития? Мы рассмотрим особенности взаимоотношений между всеми членами близнецовой семьи. Знание этих особенностей и проблем, возникающих в процессе воспитания близнецов, необходимо не только родителям, но и учителям и всем, кто работает с детьми.
1. Особенности формирования личности близнецов
Из-за особенного отношения к близнецам они с раннего детства растут в несколько необычной атмосфере. Многие окружающие воспринимают близнецовую пару как единое неразделимое целое, игнорируют различия детей, зовут их по фамилии или одним именем, не придают значения отношению детей к тому, что их путают и т.п. Как отмечается в литературе (S.Scarr, 1968), семейная обстановка, обращение родителей обычно бывают более похожими для монозиготных (МЗ) близнецов, чем для дизиготных (ДЗ) близнецов. Близнецы в раннем возрасте, а иногда и позже, почти никогда не разлучаются, часто носят одинаковую одежду, играют в одинаковые игры, читают одни и те же книги и т.д. Это способствует возникновению так называемой “реакции”, или “эффекта близнецовости” — полного отождествления себя с близнецовым партнером, стремления ничем не отличаться от него. Выраженность этой реакции различается для членов монозиготных и дизиготных пар: между партнерами МЗ пар устанавливаются, как правило, более тесные связи, чем между членами ДЗ пар.
С самого рождения между близнецами складываются определенные отношения, отличающиеся от обычных отношений между братьями и сестрами, — “близнецовая ситуация” (R.Zazzo, 1960), которая накладывает неизгладимый отпечаток на развитие близнецов и их отношения с родителями и другими людьми. R.Zazzo показал, что близнецовая пара часто образует свой особенный микромир (“микрокосм”), характеризующийся рядом особенностей как внутри себя, так и во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром. Особая близнецовая среда приводит к тому, что между со - близнецами устанавливаются более близкие, интимные отношения, чем между обычными братьями и сестрами. Эти связи настолько сильны, что даже на временную разлуку с со - близнецом (например, если один из близнецов попадает в больницу), они реагируют так же остро, как на разлуку с матерью.
Ценность близнецового партнера для со-близнеца с самого рождения так высока, что отношения в близнецовой паре можно охарактеризовать как симбиотические (D.Ortmeyer, 1970). Если у одиночнорожденного ребенка основной проблемой является преодоление симбиотических связей с матерью, то близнецы должны решить еще одну не менее серьезную проблему — “отграничить” себя от своего партнера по близнецовой паре, причем, чем больше сходство, тем более сложной задачей это становится. Даже крохотный младенец, еще не научившийся передвигаться, каким-то удивительным образом умудряется повернуться в кроватке так, чтобы быть как можно ближе к своему близнецу, он тянет к нему ручки, прислушивается к его дыханию, может сосать его пальчики и др. Характерным явлением для близнецов бывает употребление местоимения “мы” вместо “я”, они позже узнают себя на фотографии (а МЗ близнецы — еще на 3 месяца позже, чем ДЗ) и в зеркале, они позже одиночнорожденных начинают употреблять собственное имя, откликаются не только на свое, но и на имя близнеца.
“Реакция близнецовости” может приводить к замедлению развития личности детей. Желание во всем походить друг на друга, отождествление себя с близнецовым партнером (взаимная идентификация) влияют на формирование самосознания и приводят к затруднению процесса индивидуализации у близнецов. В процессе становления личности ребенка одним из центральных образований является система “я”. В психологии термин “самосознание” обычно обозначает деятельность субъекта, направленную на осознание своих поступков, переживаний, своего места в жизни. Результаты такого осознания закрепляются в самооценку. В период до 3 лет самооценка ребенка формируется стихийно как результат принятого на веру отношения взрослого. Важным моментом здесь является осознание себя как субъекта индивидуализации. Большая взаимная идентификация близнецовых партнеров приводит к тому, что этот процесс формирования самосознания существенно отличается у близнецов по сравнению с одиночнорожденными. Развитие личности близнецов, обретение ими чувства собственной идентичности, характеризующиеся отделением себя от других, овладением схемой тела во многом зависят от характера взаимоотношений в одной близнецовой паре, от того, как они воспринимают себя и друг друга.
H. von Bracken выделяет три момента, важных в отношении близнецовых партнеров: 1) время, которое близнецы проводят вместе (обычно МЗ близнецы чаще и дольше бывают вместе, чем ДЗ), 2) стремление однополых ДЗ близнецов к различиям и стремление МЗ близнецов к единообразию, 3) распределение социальных ролей в паре, которое оказывает поляризующий характер на индивидуализацию партнеров.
Близнецы определенным образом распределяют между собой различные функции, навыки. Например, один может отвечать за общение с внешним миром, беря на себя полностью функцию представителя пары при общении с другими людьми. Другой близнец при этом может вообще не развивать у себя навыки общения, так как близнецы, воспринимающие себя как единое и неразделимое целое, считают, что достаточно хотя бы одному из них овладеть соответствующими навыками.
Устойчивое распределение ролей в близнецовой паре может сохраняться на всю жизнь и приводить к нарушению социальной адаптации во взрослом возрасте: нередки случаи, когда близнецы отказываются учиться, работать или служить в армии в разных местах, они не готовы к созданию собственной семьи, их контакты с окружающими ограничены — от других людей они ждут того же уровня взаимопонимания, что и от со-близнеца.
Неоднократно описаны случаи полной взаимозависимости близнецов, когда каждый из них по отдельности чувствует себя совершенно беспомощным, поскольку они обладают взаимодополняющими свойствами личности. Например, один умеет считать, а другой — писать (такая пара проходила психологическое обследование в лаборатории возрастной психогенетики ПИ РАО).
Первоначальным источником распределения ролей в паре служат различия при рождении (вес, рост, порядок рождения и др.), разное отношение к ним матери. Родители, сами того не осознавая, поощряют ожидаемые от каждого ребенка действия (например, считая перворожденного близнеца старшим, формируют у него установку на лидерство в паре). Ребенок начинает вести себя в соответствии с приписываемой ему ролью, и это служит основной причиной первичной дифференциации близнецов. Исследователи выделяют чаще всего следующие роли: представитель в окружающем мире, лидер, внутренняя совесть пары и др. (H.von Bracken, 1978, A.Anastasi, 1958).
Для понимания особенностей развития близнецов необходимо рассматривать взаимодействие между “реакцией близнецовости” и стремлением членов близнецовой пары к индивидуализации. A.Heigl-Evers (1971) выделяет две противоположных тенденции в стиле взаимоотношения МЗ близнецов — конвергентную (сближение с партнером) и дивергентную (отделение от партнера по паре, стремление к независимости, борьба за самоутверждение), которые часто проявляются одновременно. Можно выделить 4 формы взаимоотношений между членами близнецовых пар — 1) соперничество, ведущее к дивергенции близнецов, 2) взаимодополняющее (комплиментарное) соподчинение, ведущее к сближению близнецов и их взаимозависимости, 3) равноправие и 4) конформность, приводящая к полному сходству установок близнецовых партнеров.
Тесная привязанность близнецов друг к другу, стремление всегда быть вместе иногда приводят к тому, что дети взаимодействуют только между собой, исключая из круга общения сверстников, а то и всех других людей. Мамы близнецов обычно имеют больше забот, сильнее устают, поэтому, в среднем, они меньше разговаривают с близнецами, чем матери одиночнорожденных детей, и дети часто бывают предоставлены самим себе. Это приводит к замедленному формированию речевых навыков, так как, разговаривая только друг с другом, они имеют меньше возможностей для усвоения новых речевых навыков, а существующие недостатки их речи усугубляются. В такой ситуации возможно появление у детей так называемой “автономной” речи — непонятной для посторонних. Плохого в этом ничего нет, но, если вовремя не обратить на это внимания, правильная речь не формируется (ведь друг друга дети понимают, а другие люди их не интересуют), а это уже небезразлично и для умственного развития детей в целом.
Чтобы избежать всех этих нежелательных последствий, родителям лучше с самого раннего возраста стараться вести себя таким образом, чтобы поощрять в детях независимость, осознание своего “я”, придавать значение их различиям, стараться называть каждого собственным именем, т.е. именно относиться к детям как к двум отдельным и разным индивидам, а не как к “одному человеческому существу в двух экземплярах”. Желательно, чтобы у детей были разные игрушки, разная одежда, разные кроватки и т.д. Самый легкий способ подчеркнуть индивидуальность детей — сделать им разные прически. Иногда довольно трудно приобрести разные вещи для детей, а иногда они сами этого не хотят, но какие-то небольшие различия, например, хотя бы бантик, разный цвет одежды, всегда можно использовать.
Родители должны постараться узнать каждого близнеца по отдельности, для этого могут использоваться некоторые специальные приемы — например, можно детей водить в детский сад по очереди (в понедельник и среду — одного, во вторник и четверг — второго, а в пятницу — обоих вместе), чтоб близнецы имели возможность и быть с родителями наедине, и общаться в другими детьми самостоятельно. Также мать или отец могут брать с собой каждого по очереди, если идут, например, в магазин. В дни рождения необходим индивидуальный подход — у близнецов должны быть отдельные именинные пироги, подарки, поздравления. Хорошо, если у каждого есть свои игрушки, которые хранятся в его собственном ящике.
Для нормального речевого развития близнецов родители должны говорить с каждым по отдельности, и стимулировать к этому других людей. Хорошо, если у каждого близнеца есть свое время, когда он может наедине поговорить с мамой и папой. Если появляется автономная речь, необходимо расширить круг общения детей, возможно, поместить их в разные группы детского сада, чтобы у них возникла потребность в понимании их окружающими людьми. При этом желательно посоветоваться с психологом, так как ранняя разлука с близнецом может оказать неблагоприятное воздействие на все дальнейшее развитие.
Однако, замечая и поощряя различия детей, следует соблюдать осторожность, так как близнецы могут ревностно и даже болезненно относиться к успехам и достижениям партнера. Иногда это порождает обостренную соревновательность и конкурентность в их отношениях, вплоть до развития не утихающего конфликта, особенно это свойственно подростковому возрасту, когда близнецы начинают отдаляться друг от друга.
Близнецов всегда двое. Никогда не имея возможности полностью владеть вниманием матери, один из них меньше желает получить это внимание, если его близнец рядом с ним. И не только потому, что близнецы обеспечивают друг другу чувство безопасности и комфорта, но и потому, что тогда ребенок уверен, что мать не уделяет его партнеру больше внимания, чем ему. Конечно, подобное ревнивое чувство к матери может возникнуть и в семье с одиночно рожденными детьми — братьями и сестрами, но в близнецовых семьях ревность появляется раньше и проявляется сильнее. Близнецы обычно стараются избегать ситуаций, провоцирующих ревность. Для этого они иногда привязываются к разным родителям — один становится ближе к матери, другой — к отцу. Другой способ избежать ревности — всегда стремиться иметь то же самое, что имеет со - близнец — игрушки, внимание родителей и др.
Некоторые близнецы, даже став взрослыми, так никогда и не становятся самодостаточными и независимыми личностями. Если родители хотят помочь своим детям в обретении собственного “я”, нужно относиться к близнецам так, чтобы каждый из них ощущал свою особенность, осознавал свои отличия от брата или сестры.
2. Секреты разнополых близнецов
Разнополые близнецы - мальчики и девочки, родившиеся у мамы в результате многоплодной беременности. Чаще всего это близнецовые пары, состоящие из мальчика и девочки, иногда же бывают и более сложные сочетания. К примеру, на свет могут появиться одновременно трое близнецов, из которых двое - однояйцевые девочки, а третий - их брат - развился из другой яйцеклетки. Сегодня мы поговорим о разнополых близнецовых парах. Эти дети, хотя и похожи на обыкновенных брата и сестру, растущих в одной семье, все же имеют свои специфические особенности, вызванные тем, что они - члены близнецовой пары.
Разнополые близнецы - это всегда близнецы разнояйцовые, ведь если бы они развивались из одной материнской яйцеклетки, то их гены были бы одинаковыми, а значит, они были бы одного пола. У разнояйцовых близнецов от 40 до 60% общих генов, как у обычных братьев и сестер. Внешнее сходство разнополых близняшек может быть поразительным ("как две капли воды"), это вызывает интерес и даже восторг у окружающих. Бывает и так, что близнецы совсем не похожи друг на друга - как иногда не похожи друг на друга обыкновенные дети из одной семьи. Конечно, разнополые близнецы растут в тех же уникальных условиях, что и все близнецовые пары. Они вместе развиваются внутриутробно, рождаются в один день, вместе растут после рождения, проводят друг с другом много времени и оказывают сильное влияние друг на друга.
Интересно, что иногда разнополые близнецы оказываются даже более похожими друг на друга по характеру, чертам личности, чем однополые разнояйцовые близнецы. Причина этого может быть в том, что однополые близняшки, как правило, стремятся подчеркивать и свои различия, и свое сходство, дополнять друг друга. Разнополым же близнецам нет смысла специально подчеркивать различия - они и так очевидны. Разнополые близнецы как бы учатся друг у друга - мальчик от девочки перенимает способность быть более мягким и нежным, а девочка учится у мальчика быть более смелой, решительной, сильной. Общая семейная атмосфера, общие интересы, занятия, одни и те же друзья, - все то, что обычно сопровождает развитие и формирование личности близнецов - все это сближает, объединяет партнеров по близнецовой паре, делает их похожими друг на друга.
Когда в семье рождаются разнополые близнецы, все поздравляют родителей с необыкновенным, счастливым событием, потому что у них сразу - одновременно! - появились сын и дочь. Но сразу возникают и бытовые проблемы - требуются две кроватки, два разных комплекта одежды - для мальчика и девочки, разные игрушки. Кроме того, мальчик и девочка могут больше, чем однополые близнецы, различаться по режиму сна, предпочитать разную еду. Родители должны хорошо понимать, что с самого первого дня близняшки требуют к себе разного подхода, ведь это существа разного пола - мальчик и девочка. Нужно знать особенности развития мальчиков и девочек, не беспокоиться, если один близнец отстает от другого, и не стремиться "подгонять" их друг под друга.
Родители должны обязательно учитывать, что разнополые близнецы развиваются не синхронно, их физическое и психическое развитие протекает по-разному, в разном темпе. Так, например, разнополые близнецы начинают говорить раньше однополых, но при этом мальчики овладевают сложностями и тонкостями человеческой речи немного позже девочек. Не следует из-за этого думать, что мальчик отстает в развитии, и, тем более, попрекать его этим. Более раннее речевое развитие девочек - общая закономерность, до подросткового возраста девочки вообще могут дать мальчикам "фору" по многим пунктам. Так, и социальные умения, навыки общения с другими людьми, освоение разнообразных социальных ролей, связанное с умением подчиняться и выполнять правила - все это раньше становится доступно девочкам. Причина - как опережающее формирование речи, так и стремление подражать маме, другим взрослым, играть их роли и выполнять их функции.
Помимо прочего, разнополые близнецы - мальчики и девочки, - в сравнении с однополыми, больше различаются по успеваемости в школе, по интересам (мальчикам присущи более "мужские" интересы, девочкам - "женские"), они чаще имеют разный круг общения, разных друзей. Особенно сильно различия в физиологии и психологии разнополых близнецов дают себя знать в подростковом возрасте. У мальчиков и девочек пубертатный период и период взросления, связанный с мощной гормональной перестройкой и психологическими изменениями личности, наступает в разное время. В это время близнецы могут отдалиться друг от друга, тлеющие конфликты могут разгореться. Как правило, хорошие отношения восстанавливаются, нужно лишь поддерживать подростков в это трудное переходное время.
Близнецы много времени проводят друг с другом, и, конечно, это сказывается на формировании их личности. В результате может случиться так, что мальчик становится чересчур мягким и нежным, играет с сестрой в куклы и дочки-матери, а девочка, наоборот, становится слишком грубой, задиристой и играет в машинки и пистолеты. Родителям следует обратить внимание на подобное поведение детей. Все хорошо знакомы с такими стереотипными портретами - сильный, решительный, скрывающий свои чувства мужчина и слабая, нежная, готовая к подчинению женщина. Мы не будем обсуждать, "правильные" это стереотипы или нет, они просто есть и определяют социальное поведение и восприятие людьми друг друга. Вы можете позволить своему ребенку вести себя так, как ему нравится, но не забывайте о том, что поведение, не соответствующее традиционной социальной половой роли (мужчина, который часто плачет, например), может стать возможным источником проблем для ребенка как в детстве, при общении со сверстниками, так и в будущем, когда он станет взрослым. Желательно все же придерживаться традиционных правил воспитания мальчиков и девочек, поощряя соответственные занятия и интересы. Не нужно только чересчур в этом усердствовать. Следует приветствовать и взаимное обогащение, когда дети овладевают некоторыми навыками "противоположного" пола (так, в развитых странах, к примеру, давно изжито привычное для нас разделение домашней работы на мужскую и женскую).
Внутри разнополой близнецовой пары складываются своеобразные взаимоотношения. Обычно это довольно теплые, гармоничные отношения привязанности и любви, которые удовлетворяют и самих близнецов, и их родителей. Но иногда могут возникать проблемы, которые вызывают у родителей беспокойство. К примеру, бывает так, что девочка настолько привязана к своему брату-близнецу, что, когда он уходит играть с другими мальчиками, она скучает и сидит, глядя в окно, пока он не придет. Может сложиться и обратная ситуация: общительная, более развитая девочка дружит с одноклассниками и играет, например, в волейбол, лучше, чем ее брат-близнец. Все мальчики хотят с ней играть, а брата не берут. Он расстраивается и обижается, чувствует себя несчастным и никому не нужным. Такие отношения зависимости могут мешать становлению автономной, самодостаточной личности.
Поскольку девочки созревают раньше, они раньше вступают в подростковый возраст, когда на первое место выдвигается потребность в общении, и приходит первая влюбленность. Девочка начинает дружить с мальчиками более старшего возраста, а брат, как младший, еще ребенок, со своими детскими интересами, остается один. Девочка стремится изолироваться от брата, она хочет иметь свою комнату, свои вещи, которые брату не разрешается трогать, свои тайны. В результате брат-близнец начинает болезненно переживать такое изменение отношений с сестрой. Он чувствует себя неуверенным, маленьким, отверженным, не таким мужественным, как мальчики, с которыми дружит его сестра.
Если в семье есть старшие дети, это тоже может стать источником некоторых сложностей. Иногда один из членов разнополой близнецовой пары больше дружит со старшим братом или сестрой, чем со своим со - близнецом. Чаще всего дети объединяются по половому признаку - девочка с девочкой, мальчик с мальчиком. В такой ситуации второй близнец может стать ближе родителям или, что хуже, почувствовать себя одиноким и изолированным. Если вы заметили, что ребенок часто один, мало общается с другими детьми, постарайтесь побольше с ним разговаривать, лишний раз приласкайте, дайте понять, что любите его. Очень хорошо, если вы поможете ему создать иной постоянный круг общения, завести новых друзей. Лучшее же, что объединяет детей внутри семьи - это общие заботы, общая работа. Давайте им поручения, наделяйте такими обязанностями, которые всем детям придется выполнять вместе - это упрочит их отношения, поможет им лучше узнать и полюбить друг друга.
В разнополых близнецовых парах порядок рождения (кто первым родился, тот и старше) не играет решающей роли. Чаще всего в этих парах доминирует девочка. Это объясняется разными причинами. Девочки быстрее развиваются, раньше становятся самостоятельными. У них почти всегда складываются хорошие, дружеские отношения с отцом и матерью. Кроме того, они сами стремятся выступать в отношении своего брата-близнеца в качестве старшей сестры - опекать его, помогать ему во всем. Это приводит к усилению позиции девочки в семье. А мальчику обычно сложнее самому установить семейные связи, проще полагаться на сестру как своего "социального секретаря". Хотя в ряде случаев такие факторы, как рост, вес, темп развития близнецов изменяют ситуацию, и девочка может утратить свою лидирующую позицию. Тогда мальчик становится доминирующим в близнецовой паре.
Если родителей беспокоят отношения лидерства-подчинения, складывающиеся между близнецами (например, один из близнецов подавляет другого), то лучше разделить близнецов. Разнополые близнецы переносят разлуку друг с другом гораздо легче, чем однополые, объединенные глубокой зависимостью, поэтому не будут очень сильно переживать. Если есть такая возможность, пусть дети ходят в разные детские сады (группы), школы (классы). Можно использовать и другие возможности разделить близнецов - отправлять их в гости к родственникам поодиночке, постараться, чтобы они ходили в разные кружки, спортивные секции, посещали разные факультативы в школе. Главное и самое важное правило - родители должны воспринимать близнецов как самостоятельных и разных индивидов, у которых есть свои интересы, свои дела, свои секреты, свои поручения.
Лучше, если в семье объединятся папа и сын, мама и дочь. Дети, как правило, проводят большую часть времени с матерью. Для гармоничного развития личности детей хорошо, если папа тоже много бывает с детьми. Отцу желательно особенное внимание уделить общению с сыном, помогая ему приобрести необходимые "мужские" навыки. Пусть папа подарит ребенку свою дружбу, поможет ему стать уверенным в себе, оказывает мальчику поддержку в трудных ситуациях.
Если мальчик занимает подчиненное положение в паре, во всем уступает сестре, специально развивайте у него навыки самостоятельного поведения, независимости от сестры. Хорошо, если ребенок будет посещать какую-нибудь секцию, предназначенную только для мальчиков. Важно, чтобы у него были свои собственные, "отдельные" друзья. Хорошо, если у мальчика появится какая-то деятельность, в которой сестра не превосходила бы его (хотя бы лазание по канату или заточка кухонных ножей).
Если в семье нет папы, матери стоит особенно озаботиться развитием личности своего сына-близнеца. В неполной семье мальчик оказывается один с двумя более сильными женщинами, так как девочка в такой семье обычно объединяется с матерью, стараясь помочь ей, и опекает брата как старшая сестра. А мальчик может привязаться к сестре очень сильно, он может бояться потерять ее так же, как он потерял отца. Прекрасно, если есть дедушка, дядя, друг семьи, который поможет мальчику выработать уверенность в себе, которому мальчик мог и хотел бы подражать, воспринимая от него образцы "мужского" поведения. Важно расширить круг общения такого мальчика, чтобы у него было больше друзей, знакомых.
Если девочка не может жить без своего брата, то, наоборот, старайтесь развивать ее самодостаточность. Здесь уже мама должна уделить дочери особое внимание. Мама и дочка могут вместе ходить за покупками, обсуждать и разрешать проблемы, касающиеся домашнего хозяйства. Очень хорошо, если они будут вместе обсуждать "женские" темы, советоваться друг с другом, даже, возможно, чуть-чуть "сплетничать", беседуя о людях и причинах их поведения (не переоценивайте только уровень психологической зрелости своей дочери).
Заключение
Существует много позитивных аспектов близнецов. Многие получают удовольствие, будучи близнецами, и находят в этом гораздо больше преимуществ, чем недостатков. Многие находят свою личность и индивидуальность. Однако, вопрос индивидуальности является болезненным для многих близнецов. Для некоторых поиск своей индивидуальности превращается в настоящую борьбу.
Чем раньше мы обращаем внимание на сложные ситуации у близнецов, тем вернее мы ограничиваем их перерастание в серьезные проблемы в будущем. Так отец идентичных близнецов консультировался у психолога по поводу того, что дети могут едва сказать два связных слова. Мальчикам вскоре должно было исполниться по 5 лет, и они должны были начать посещать школу. Психолог посоветовал отцу не торопиться со школой и привести детей в клинику. Психолог не просил приводить всю семью, что однако случилось – пришли родители, близнецы и четверо старших братьев и сестер. Тогда и стало очевидно, почему близнецы не стремятся говорить, за них говорила семья. Близнецы имели свои сложный личный язык, мало понятный окружающим. После двух лет интенсивной речевой терапии в различных классах, мальчики стали одеваться по-другому и стало легче различать их. Интересно отметить, что уровень умственных способностей близнецов был выше среднего, даже, когда они еще не начали говорить.
Каким же образом жизнь близнецов отлична от жизни других детей, и какие аспекты могут влиять на развитие близнецов, затрудняя их разделение. Во–первых, это обстановка, в которой они выросли. Они вынуждены делить маму, а мама, в свою очередь, должна делить свою любовь между двумя или более детьми. Даже если мама уделяет внимание обоим близнецам, реально сконцентрироваться она может только на одном ребенке. Другой же малыш может чувствовать себя забытым. Это является одной из причин, по которой развитие речи у близнецов часто запаздывает – во время общения ребенок может оказаться кем-то третьим.
Характерная особенность, присущая близнецам,- практическое отсутствие одиночества. Близнецы могут провести всю свою жизнь, включая и период внутриутробного развития, в тесной близости друг к другу. Это необычный жизненный опыт, который один ребенок никогда не испытает. Когда мама гуляет с одним ребенком, малыш находится в одиночестве. Близнецы же будут слышать дыхание друг друга, если они делят одну комнату. Даже позже, они редко расстаются на долгое время. Все-таки одиночество является важной частью развития ребенка, средством раскрытия самого себя, самопознания и, без сомнений, путем развития уверенности быть самим собой.
Процесс поиска своей индивидуальности схож с процессом отделения от матери. Сначала вы отождествляете себя с ней, а затем находите свой особый путь. Но для этого нужно пройти через идентификацию. Разделение – это достаточно сложный и болезненный процесс. Здесь нет простых и легких ответов, каждый должен найти себя.
Возможно, будет полезнее говорить о разделении как об изменении отношений и изменении взгляда на эти отношения. Многие больше всего боятся разрыва, разрушения чего-либо. Поэтому, говоря об изменении отношений, мы можем быть менее пугающими, чем, говоря о разделении как о разрыве.
Близнецы всегда остаются близнецами. Это часть их индивидуальности. Разделение не дает полностью осознания своей индивидуальности, это лишь только начало. Осознание вопроса «Кто Я?» - это другой, в чем-то более сложный процесс.
Список литературы
Зырянова Н., Пьянкова С. Близнецовая семья. Социальная работа. 1993 г. №7.
Зырянова Н., Пьянкова С. Нужно время, чтобы их полюбить. Семья и школа, 1993 г., № 7.
Зырянова Н., Пьянкова С. Двое и другие. Семья и школа, 1993 г., № 8.
Зырянова Н., Пьянкова С. Близнецы идут в школу. Семья и школа, 1993 г., №9.
Зырянова Н., Пьянкова С. У вас родились близнецы. Материнство, №. 2. 1996
Канаев И. Близнецы: Очерки по теории многоплодия. М., Л.: Медицина, 1959. 104 с.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. /Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика. 1988. 329 с.
Семенов В. К проблеме применения близнецового метода в психологии. //Вопросы психологии. 1980. Т. 2, с.166-171.
Семенов В.., Кочубей Б. Близнецы: проблемы воспитания и развития. М.:Знание, 1985. Т 6.
Ушаков Г. Особенности развития близнецов. М.:Медицина, 1977.
Фридрих В. Близнецы. М., Прогресс, 1985