Введение
Современный мир динамичен и непредсказуем. Он требует от человека мобильности, скорости в принятии решений, что предполагает стойкую, четко сформированную систему взглядов, интересов, ценностей. Очень важно обратить внимание на систему ценностных ориентаций в подростковом возрасте и ранней юности, ведь именно тогда молодые люди начинают «примерять» ценности общества и референтного окружения на себя и осознанно формировать собственную систему личностно значимых взглядов, идеалов, интересов, ценностей.
Ценностные ориентации подростков
Основой отношения человека ко всем аспектам жизни является направленность его личности. И, по мнению многих авторов, системообразующим фактором направленности личности является структура ценностных ориентаций. Причем компоненты направленности становятся свойствами личности.
Разные авторы в своих работах по-разному классифицируют ценности.
В частности, Шварц говорит о том, что целесообразно различать ценности двух типов:
1) ценности общества и социальных групп (социальные ценности);
2) ценности личности (индивидуальные ценности).
Популярным в психологии является подход к дифференциации ценностей, предложенный М. Рокичем, разделяющим ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) ценности.
В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентации. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях.
Поскольку ценность является центральным, системообразующим фактором, она характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе.
Наиболее интересны, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, старший подростковый и юношеский возраст. Особое значение для формирования ценностной структуры личности определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.
Согласно взглядам Выготского Л.С., подростковый возраст – это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто «едва приметную полоску» между окончанием полового созревания и наступления окончательной зрелости.
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от этого совершенно по-разному формируется личность.
К. Левин поднял ряд важных проблем для психологии подросткового возраста. Проблема ориентации подростка в мире взрослых, проблема выбора мировоззренческих образцов и ценностей, проблема конструирования своих жизненных планов.
В подростковом возрасте психические процессы впервые приобретают личный характер. Формирование личности – одно из самых последних изменений в подростковом возрасте связано с развитием рефлексии и самосознания. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей.
Ценностные ориентации являются педагогическим ядром социализации подростка. Система ценностей формируется поэтапно и приобретается через процессы идентификации, интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, учащийся формирует собственную иерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему, укрепляется в сознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формирует зрелое отношение к окружающим и себе. Задержка на определенном уровне делает систему костной, сложно поддающейся коррекции. Сформированная на определенном этапе структура ценностных ориентаций помогает подросткам адаптироваться к системе общественных требований.
Структура ценностных ориентаций включает в себя три важных аспекта: формирование многосторонней ценностной ориентации; формирование опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе мировоззренческих принципов; формирование социально-ценностных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видов деятельности.
Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием истины. Поэтому возникает задача сделать круг его общения шире, разнообразнее и содержательней. «Объектами», призванными войти в систему его ценностей, могут стать выдающиеся личности, сведения о которых содержатся в учебных программах.
Высокая степень нестабильности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие подростки, в большинстве своем не имеют представлений об истинно человеческих ценностях, не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни, поэтому можно утверждать о значительном влиянии роли взрослых на формирование ценностных ориентаций подростка.
Поэтому изучение подростков, как особой социальной группы со своими установками, системой ценностных ориентаций, становится неотложной задачей сейчас и неотъемлемым фактором рассмотрения их жизни в будущем в аспекте педагогического взаимодействия.
Нами было проведено исследование системы ценностей у студентов колледжа и вуза. Целью работы было выявление различий в сформированных ценностных ориентациях у студентов среднего и высшего учебных заведений.
Особенности психологического развития подростков
Подростки-близнецы как особая группа требуют специального психологического внимания, поскольку их психическое развитие во многом отличается от развития одиночно рожденных детей. Эти отличия таковы, что без профилактической работы они могут привести к отставанию близнецов в интеллектуальном развитии и к формированию у них личностных черт, мешающих социальной адаптации.
«Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Ее специфика, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями.
Одним из частых и основных проявлений близнецовой ситуации является задержка речевого развития и различные речевые аномалии, к которым относится и, так называемая, криптофазия – собственный интимный язык близнецов. Слова автономной речи не совпадают по своему значению со словами «взрослых», и она связана с эмоциональным состоянием ребенка относительно конкретной ситуации. Однако у близнецов подобная речь сопровождается эмоциональными реакциями по отношению к определенной ситуации, но понятной только им. Такое появление и развитие автономной речи при отсутствии правильного воспитания со стороны родителей, по словам Семенова В.В. и Кочубея Б.И., связано с крайней «самодостаточностью» и замкнутостью близнецов. Однако, в дошкольном возрасте случаи автономной речи редки. К этому периоду близнецы, как правило, уже овладевают полноценной социализированной речью. Тем не менее, близнецы с трудом привыкают к изменению обстановки и к коллективу. Чаще они довольствуются общением с братом (или сестрой) и не стремятся к сближению с другими детьми, а иногда - активно противятся контакту.
Задержка в речевом развитии может сочетаться с социальной незрелостью, затрудненным общением со сверстниками и воспитателями, а в школе - и с учителями. К тому же у близнецов бывают проблемы в личностном развитии. Им очень трудно отделить себя от своего соблизнеца. Это приводит к тому, что один из них рассматривает другого как часть себя. Некоторые черты личности, развитые у одного, не развиваются в достаточной мере у другого. При этом близнецы не ощущают своих недостатков. Подчеркивая сходство таких пар, окружающие тем самым формируют у них еще большую психологическую идентичность.
Проблемы, связанные с самоидентичностью близнецов могут быть вызваны особенным отношением к близнецам. Родители, которые не могут найти никакой достаточно очевидной морфологической разницы, начинают наделять. близнецов разными психологическими особенностями: один улыбается чаще, другой чаще злится, один ест с большим аппетитом, другой легче засыпает. Все становится предлогом для выявления различий, реальных или воображаемых. Подобные типологии влекут за собой не одинаковое отношение к близнецам: каждого из них будут по-разному держать на руках, кормить их будут с разной скоростью, и укачивать их будут по-разному, и менять им пеленки тоже. Все это развивает у близнецов реальные или придуманные родителями черты характера, личность каждого из них будет выстраиваться тем отличнее одна от другой, чем более разное воспитание они будут получать.
Особое внимание следует уделить близнецовым парам, которые состоят из мальчика и девочки. Разнополые близнецы имеют свои специфические особенности, вызванные близнецовостью: внешне они могут быть как похожи, так и различаться. Есть мнение, что у женского плода в период внутриутробного развития отмечается повышенный уровень тестостерона в крови и амиатической жидкости. Отсюда следует, что у девочек будет наблюдаться более маскулизированное поведение. У мужского эмбриона в этом случае повышенный уровень экстрадиола и, следовательно, происходит феминизация мальчика.
Однако это мнение не имеет твердого подтверждения, поскольку очень часто наблюдаются и противоположные тенденции.
Необходимо заметить, что по характеру разнополые близнецы бывают даже более похожими друг на друга, чем однополые дизиготные близнецы. Причиной может служить то, что однополые близнецы, как правило, стремятся подчеркивать и свои различия, и свое сходство, тогда как разнополым близнецам нет смысла специально подчеркивать различия. Кроме того, разнополые близнецы развиваются не синхронно, их физическое и психическое развитие протекает по-разному. Разнополые близнецы начинают говорить раньше однополых, так же они больше различаются по успеваемости в школе, по интересам, чаще имеют разный круг общения, разных друзей. Особенно сильно различия в физиологии и психологии разнополых близнецов дают себя знать в подростковом возрасте. У мальчиков и девочек пубертатный период и период взросления, связанный с мощной гормональной перестройкой и психологическими изменениями личности, наступает в разное время. В это время близнецы могут отдалиться друг от друга, могут разгореться конфликты. Еще одним источником сложностей, по мнению Н.М.Зыряновой и С.Д.Пьянковой, могут быть старшие дети в семье близнецов. Иногда один из членов разнополой близнецовой пары больше дружит со старшим братом или сестрой, чем со своим соблизнецом. В такой ситуации второй близнец может стать ближе родителям или почувствовать себя одиноким и изолированным. Но в целом, именно от родителей зависит, какие отношения складываются между членами разнополой близнецовой пары.
Проблемы, которые может принести близнецовость детям и их родителям, по мнению большинства близнецов, зависит не от их генетического сходства, а от среды. Особенно они подчеркивают влияние семейного окружения. У разлученных близнецов может и появляется с возрастом много общего, что заложено в их генотипе, но они самостоятельные личности, которые всю жизнь существовали отдельно от своего соблизнеца, и у них нет той взаимосвязи, свойственной близнецовым парам, растущим вместе. Близнецы, воспитывающиеся в одной семье, наоборот, имеют все те особенности, которые исследователи называют «близнецовой ситуацией» и которые оказывают огромное влияние на формирование их личности.
Таким образом можно сделать вывод, что «близнецовая ситуация» может быть сама психологической особенностью такого явления как близнецовость, но не смешивается с ним.
Социальный интеллект подростков
Концепция эмоционального интеллекта (ЭмИн) получила свое развитие из представлений об эмоциях, как об информации определенного рода, с помощью которой люди составляют суждения об окружающем мире.
Понятие «эмоциональный интеллект» включил в структуру социального интеллекта Д. Гоулман и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей.
Проведя теоретический анализ, можно увидеть частичное отождествление понятий эмоциональный и социальный интеллект, что связано с выделением в структуре эмоционального интеллекта ряда способностей социально-коммуникативной направленности: социальные навыки, осознание социальных взаимодействий (Д.Гоулман), способность к перцептивно-интерпретативному распознаванию эмоций в межличностном контексте (Дж.Майер, П. Салоуэй, Д.Карузо). Вместе с тем, выделенные способности также соответствуют традиционному пониманию социального интеллекта как совокупности ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации и способствующих успешности межличностного взаимодействия (Э.Торндайк, Г.Олпорт).
Нам показалось интересным выявить характер взаимосвязи между эмоциональным и социальным интеллектом и определить выраженность эмоционального интеллекта у представителей разных профессий типа «человек-человек». Изучение ЭмИн проводилось в рамках исследовательского подхода Д.В.Люсина, который рассматривает внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) и межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ), и считает, что ЭмИн формируется в ходе всей жизни человека. Для этого мы использовали следующие методики: методика оценки эмоционального интеллекта Н.Холла; опросник «ЭмИн» Д.В.Люсина; 4 субтест теста Гилфорда «Социальный интеллект» - «Истории с дополнением»; СPI – Калифорнийский личностный опросник – 4 шкалы (общительность, социальное присутствие, самоприятие, самоконтроль). В проведенном нами исследовании принимали участие 242 испытуемых - государственные служащие, психологи и менеджеры, а также студенты, обучающиеся по названным специальностям.
На основании анализа полученных результатов мы выявили, что уровень развития ЭмИн определяется развитием социального интеллекта, при этом последний влияет на МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект) и его компоненты (понимание и управление чужими эмоциями, управление эмоциями), но не определяет уровень развития ВЭИ (внутриличностного эмоционального интеллекта). Данная закономерность, выявленная в проведенном нами исследовании, подтверждает нашу гипотезу о том, что межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект являются составляющими эмоционального и, в свою очередь, социального интеллекта, влияя на их развитие специфическим образом. При равных показателях межличностного или внутриличностного эмоционального интеллекта, удельный вес их составляющих может достаточно сильно различаться, что необходимо учитывать во время оценки персонала, при разработке тренинговых программ, в индивидуальном консультировании.
Изучив соотношение социального и эмоционального интеллекта, можно сделать вывод о том, что категорией, объединяющей эмоциональный и социальный интеллект, является общение, в процессе осуществления которого происходит распознавание и интерпретация эмоциональных состояний других людей. Что касается социального интеллекта, то он направлен на сферу межличностного общения в целом, в то время как ЭмИн направлен исключительно на сферу эмоционального общения.
Также нами были выявлены следующие закономерности:
- у мужчин, более выражены способности контролировать внешние проявления своих эмоций, по сравнению с женщинами;
- показатели по шкале «понимание чужих эмоций» (опросник Люсина «ЭмИн») - с возрастом понимание чужих эмоций становится менее эффективным. Указанную закономерность, как нам кажется, можно объяснить эмоциональным выгоранием, так как испытуемые, принимавшие участие в исследовании, - представители профессий «человек-человек», наиболее часто подвергающиеся интенсивным межличностным взаимодействиям, негативным психическим переживаниям. Эмоциональным выгоранием социальных работников, как нам представляется, можно объяснить также результаты, указывающие на то обстоятельство, что социальные работники менее эффективно управляют своими эмоциями, чем студенты и хуже понимают свои эмоции, чем государственные служащие. У них, в целом, показатели внутриличностного интеллекта ниже, чем у представителей других групп, принимавших участие в исследовании;
- результаты, полученные по тесту Гилфорда «Социальный интеллект», свидетельствуют о том, что показатель социального интеллекта выше у молодых сотрудников и у студентов, то есть эти группы испытуемых лучше ориентируются в невербальном общении, путем логических рассуждений грамотнее достраивают недостающие звенья в цепи взаимодействий, предсказывают, как человек поведет себя в дальнейшем. Более зрелые испытуемые затрудняются с анализом ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к различным системам взаимоотношений между людьми;
- результаты, полученные по тесту CPI свидетельствуют о том, что молодые люди, как студенты, так и молодые специалисты, по сравнению с более зрелыми работниками, обладают умениями «подать» себя, могут более успешно манипулировать другими, чтобы завладеть их вниманием. Они более адаптивны, любят привлекать к себе внимание, испытывают потребность в самоутверждении, неконфликтны и менее склонны к дистрессу.
Заключение
Исследование показало, что ценностные ориентации студентов вуза и колледжа различны. Студенты колледжа больше ориентированы на общественную значимость их поступков, достижений, мнений, а студенты вуза, напротив, больше задумываются о том, насколько их действия и мысли значимы для них самих.
Еще одним аспектом целесообразности воспитания, обучения и формирования ценностных ориентаций может стать само построение педагогического процесса. Педагог, правильно выстраивающий свое взаимодействие с учащимися, одновременно способствует формированию их системы ценностей.
Список литературы
Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
Канаев И.И., «Близнецы и генетика», Л. – 2008.
Канаев И.И. Близнецы. Очерки по вопросам многоплодия. - М.-Л., 2009.
Кочубей Б.И., Семенов В.В. «Близнецы: проблема воспитания и развития», М. – 2007.
Психология индивидуальных различий (Хрестоматия), М. – 2007.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., «Психогенетика», М. – 2009.
Сергиенко Е.А. и др. «Развитие близнецов и особенности их воспитания», М: РАН, 2006.
Ricardo C. Ainslie, Ph.D The psychology of twinship, London – 2008.
Секреты разнополых близнецов // Проект лаборатории возрастной психогенетики Психологического Института РАО Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова http://twins.popular.ru.