Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
Экономики труда и управления персоналом
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности
Тема: « Угрозы чрезвычайных ситуаций, обусловленные изменением климата, на территории Российской Федерации»
Студент: Зайнитдинова Л. Р.
Курс: 3 № группы: 329
Личное дело № 07убд 10216
Преподаватель:
к.э.н., профессор В. М. Маслова
Москва – 2009
Угрозы чрезвычайных ситуаций, обусловленные изменением климата, на территории Российской Федерации
Фактами, подтверждающими изменение климата, являются рост температуры поверхности Земли и океана, повышение уровня Мирового океана, таяние арктических, антарктических льдов и деградация горного оледенения.
Угрозы ЧС, обусловленные климатическими гидротермическими трендами, сохранятся и в последующие годы, несмотря на заметное временное снижение в 2008 году количества ЧС природного характера.
Расчеты по моделям климата при различных сценариях развития глобальной экономики (различные объемы выбросов парниковых газов в атмосферу) и расчеты по статистическим моделям на ближайшие 10-15лет дают близкие результаты, согласующиеся с оценками Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).
Прогнозируется дальнейший рост среднегодового количества осадков преимущественно за счет их увеличения в холодный период. На преобладающей части территории России зимой будет выпадать осадков на 4-6% больше, чем в настоящее время. Самое существенное увеличение количества осадков зимой ожидается на севере Восточной Сибири (прирост до 7-9%).
Результаты анализа наблюдавшихся за последние десятилетия и предполагаемых изменений климата территории Российской Федерации указывают на возрастание вероятности опасных гидрометеорологических явлений. Ежегодный прирост таких явлений составлял 6%. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Ежегодный прирост таких явлений составлял 6%. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
Изменение климата для территории России приведет к проблемам, связанным с наводнениями и паводками.
К 2015 г. в связи с прогнозируемым увеличением максимальных запасов воды в снежном покрове мощность весенних паводков может возрасти на реках Архангельской области, Республики Коми, субъектов Российской Федерации Уральского региона, на реках водосбора Енисея и Лены. В районах, подверженных опасности катастрофических и опасных наводнений в период весеннего половодья, где максимальные расходы усложняются заторами льда (центральные и северные районы европейской территории России, Восточной Сибири, северо-восток азиатской части России и Камчатка), максимальная продолжительность затопления пойменных участков может возрасти до 24 суток (в настоящее время она составляет до 12 суток). К 2015 г. примерно в два раза ожидается повышение частоты заторных наводнений на реке Лена (Республика Саха (Якутия).
На плотно заселенных территориях Северного Кавказа, бассейна реки Дон и его междуречья с Волгой (Краснодарский и Ставропольский края. Ростовская, Астраханская и Волгоградская области), где в настоящее время интенсивный выход воды на пойму отмечается один раз в 5 лет, а один раз в 100 лет происходит наводнение (аналогичное июньскому 2002 г.) с семикратным превышением среднемноголетних максимальных расходов воды, в период до 2015 г. прогнозируется увеличение частоты возникновения катастрофических наводнений в период весеннего и весенне-летнего половодья с нанесением большого ущерба. В нижнем течении р. Терек (Республика Дагестан) в ближайшие годы также следует ожидать увеличения опасности катастрофических паводков. Угрозы масштабных ЧС будут расти в связи с тем, что русло реки в этих регионах находится выше окружающей местности и активно развиты русловые процессы.
Прогнозируется повышение в 2-3 раза частоты паводков, обусловленных сильными дождями, на Дальнем Востоке, Приморье, в Западных и Восточных Саянах.
Сокращение продолжительности устойчивого ледостава и снижение несущей способности ледяного покрова на реках и водоемах приведет к увеличению ЧС, обусловленных отрывом прибрежных льдов, провалом под лед людей и техники. Эта ситуация повлияет и на снижение объемов перевозки товаров, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения.
Практически на всей территории Российской Федерации в период до 2015 г. следует ожидать в летние периоды рост числа дней с высокими значениями температуры воздуха. При этом значительно увеличатся вероятности экстремально продолжительных периодов с критическими значениями температуры воздуха. В связи с этим к 2015 г. по сравнению с текущими значениями прогнозируется увеличение числа дней с пожароопасной обстановкой. Продолжительность пожароопасного сезона увеличится на юге Ханты-Мансийского АО, в Курганской, Омской, Новосибирской, Кемеровской и Томской областях, в Красноярском и Алтайском краях, в Республике Саха (Якутия).
Теоретические расчеты показывают, что длительность пожароопасного сезона в среднем широтном поясе России может увеличиться на 50-60 дней, т.е. на 30–40% в сравнении с существующими среднемноголетними значениями. Это значительно повысит угрозы возникновения масштабных ЧС, связанных с поражением и длительным задымлением населенных пунктов и объектов техносферы.
Глобальное потепление и таяние многолетней мерзлоты
В России общая площадь районов распространения многолетней мерзлоты составляет около 10,7 миллионов квадратных километров, или порядка 63% территории страны. В то же время именно районы многолетней мерзлоты развивающееся глобальное потепление затрагивает опережающими темпами.
Средняя годовая температура воздуха в XX столетии в среднем по Земле увеличилась приблизительно на 0,6 градуса, что в области распространения многолетней мерзлоты привело к повышению температуры до 5 градусов.
На ближайшие 10-20 лет остро встанет вопрос добычи и транспортировки углеводородного сырья в области деградации многолетней мерзлоты, поскольку в этих районах распространения многолетней мерзлоты сосредоточено более 80% разведанных запасов нефти, около 70% − природного газа, залежи каменного угля, создана разветвленная инфраструктура объектов ТЭК (буровые вышки, скважины, трубопроводы, резервуары, здания, дороги). Рост температуры мерзлых грунтов и уменьшение их несущей способности приведет к повреждениям и разрушениям объектов инфраструктуры ТЭК и затруднит освоение новых месторождений.
Для оценки последствий повышения температуры для районов многолетней мерзлоты были проведены расчеты с использованием различных долгосрочных прогнозов изменения климата.
В ближайшие 25-30 лет площадь многолетней мерзлоты на территории России может сократиться на 10%-18% и граница многолетней мерзлоты сместится к северо-востоку на 150-200 километров.
Будут усиливаться оползневые процессы на оттаивающих склонах, медленное течение талого грунта (солифлюкция), просадки поверхности грунта и его вынос талыми водами (термокарст).
Статистические данные подтверждают, что воздействие процессов, связанных с деградации многолетней мерзлоты, на объекты инфраструктуры в последние десятилетия усиливается. Так, в Западной Сибири ежегодно происходит до 35 тыс. отказов и аварий на нефте- и газопроводах. Порядка 21% аварий вызвано механическими воздействиями, связанными с потерей устойчивости фундаментов и деформацией опор.
Негативное влияние оказывают при этом технологические особенности добычи нефти и газа. Обследования объектов нефтегазового комплекса в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах показали, что вокруг добывающих и разведочных скважин на фоне общего таяния часто возникают дополнительные зоны еще большего локального растепления.
Процессы деградации многолетней мерзлоты оказывают негативное влияние на все наземные транспортные коммуникации. Так, по многолетней мерзлоте проходит 80% Амурской железной дороги.
Проблема деградации многолетней мерзлоты непосредственно затрагивает объекты ЖКХ. Число зданий, получивших различного рода повреждения из-за неравномерных просадок фундаментов вследствие увеличения сезонного протаивания, в 2000-2008 гг. возросло по сравнению с двумя предшествующими десятилетиями на 42% в Норильске, на 61% в Якутске и на 90% в Амдерме.
Наибольшей опасности будут подвержены сооружения на Чукотке, в бассейнах верхнего течения Индигирки и Колымы, на юго-востоке Якутии и на значительной части Западно-Сибирской равнины, на побережье Карского моря, на Новой Земле, а также на Крайнем Севере Европейской территории России. В этих районах имеется развитая инфраструктура, в частности, газо- и нефтедобывающие комплексы, система трубопроводов Надым-Пур-Таз на северо-западе Сибири, Билибинская атомная станция и связанные с ней линии электропередач от Черского до Певека.
На рубеже ХХ и ХХI вв. наблюдаемое глобальное потепление вышло за пределы, позволяющие рассматривать проблему антропогенного изменения климата как умозрительную. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) предоставляет все новые веские основания в подтверждение того, что антропогенные парниковые газы (ПГ), накопленные в атмосфере, уже оказывают заметное влияние на климат, а вероятность усугубления антропогенных изменений климата в течение XXI века очень высока.
Глобальное потепление создает для Российской Федерации (РФ) - с учетом ее географического положения, особенностей экономического потенциала, демографических проблем и геополитических интересов - новую ситуацию, когда необходимы осознание национальных интересов в отношении изменения климата и связанных с этим угроз национальной безопасности, а также выработка соответствующей внутренней и внешней политики. Игнорирование проблемы глобального изменения климата; бездействие, оправдываемое ссылками на ее недостаточную изученность, неблагоразумно и чревато серьезными рисками для устойчивого развития и безопасности страны.
Существуют значительные неопределенности в количественных оценках того, как ожидаемые климатические изменения будут протекать и какое влияние они окажут на экосистемы, экономическую деятельность и социальные процессы в разных странах и регионах, а также на деятельность государственных институтов. Возможны как положительные, так и негативные последствия, особенно в условиях развитой экономики и большой численности населения, когда вследствие экономического роста и накопления национального богатства потенциал ущерба от экстремальных климатических явлений и стихийных бедствий возрастает даже в отсутствие климатических изменений.
Следует различать прямые и опосредованные воздействия климатических изменений на природную среду, экономику, различные социальные группы и население различных регионов РФ. К опосредованным относится, например, воздействие на миграционные процессы в результате глобального перераспределения природных ресурсов и изменения относительной комфортности проживания человека в отдельных регионах РФ, а также за ее пределами.
В этой ситуации чрезвычайно возрастает роль науки о климате, призванной обеспечивать государственные органы управления обоснованной информацией об ожидаемых изменениях климата и их возможных последствиях.
За последние десятилетия число научных организаций РФ, участвующих в исследованиях климата, заметно выросло. Может создаться впечатление, что исследования климата ведутся в РФ широким фронтом. Однако в действительности картина оказывается менее обнадеживающей, и причиной тому является, в первую очередь, кризисное состояние российской науки, которое сохраняется до настоящего времени. Начиная с 1990-х гг., российская климатическая наука в основном жила достижениями предшествующих десятилетий. На сегодняшний день этот ресурс практически исчерпан, а перспективы его восполнения, мягко говоря, скромны. Можно констатировать, что к началу XXI века РФ утратила лидирующие позиции в мировой науке о климате. К сожалению, это происходит именно тогда, когда интерес мирового сообщества к климатическим проблемам находится на подъеме.
Не преувеличено ли значение климатического фактора для РФ, в том числе в системе ее национальной безопасности? Нужно ли развивать науку о климате в России или, подобно многим другим странам мира, интересы безопасности страны в климатическом аспекте полностью обеспечиваются усилиями мирового научного сообщества? Есть ли выход из кризисной ситуации, в которой оказалась российская наука о климате? Что необходимо предпринять в первую очередь? Настоящая статья является попыткой ответить на эти вопросы.
Сферы ответственности различных ведомств РФ в связи с ожидаемыми изменениями климата
Значительная часть территории РФ находится в области максимального (как наблюдаемого, так и прогнозируемого) потепления. Смягчение климатических условий может отодвинуть к северу границу зоны комфортного проживания, сократить расходы электроэнергии в отопительный сезон, улучшить ледовую обстановку и, соответственно, транспортировку грузов в арктических морях, облегчить освоение арктических шельфов и т.д. С другой стороны, потепление чревато вытеснением одних биологических видов другими; учащением засух в одних регионах и наводнений - в других; протаиванием вечномерзлых грунтов, которое может нанести серьезный ущерб строениям и коммуникациям в северных регионах РФ, и т.п. При этом неопределенность влияния возможного изменения климата на сельское хозяйство РФ, ее водные ресурсы, энергетику, растительный и животный мир, демографическую ситуацию - весьма велика. Снижение существующего уровня неопределенности оценок будущих изменений климата и их последствий для РФ с целью своевременного принятия надлежащих адаптационных мер может иметь очень большой экономический и социальный эффект.
Какие ранние предупредительные меры необходимо предпринять, чтобы ослабить долговременные негативные последствия изменения климата? Этот вопрос заслуживает особого внимания, и правильный ответ на него требует дальнейшего детального изучения. Вместе с тем происходящие в настоящее время изменения некоторых наиболее важных характеристик климата в ряде регионов РФ, качественно совпадающие с теоретическими оценками, дают основания считать, что время для принятия адаптационных мер уже наступило. Чем позднее будут сформулированы и приняты надлежащие меры по адаптации хозяйственной деятельности и социальных структур к меняющемуся климату, тем большими будут затраты.
Климатические изменения и их последствия характеризуются сложным взаимодействием экологических, экономических, политических, социальных и технологических процессов. В результате, принятие государственных решений, направленных на адаптацию к воздействиям и смягчение последствий изменения климата, должно осуществляться в условиях значительных неопределенностей. Несмотря на это, на сегодняшний день можно констатировать, что наиболее крупные экономики мира уже приняли, по-видимому, главное решение по национальной климатической политике. В частности, США и ЕС со стороны развитых стран, Китай и Индия - со стороны самых крупных развивающихся стран, форсируют свои усилия в области энергоэффективности.
Ожидаемые изменения климата способны затронуть сферу интересов (и ответственности) практически любого ведомства РФ. Определение круга «чувствительных» к климатическим изменениям функций федеральных ведомств выходит далеко за пределы настоящей статьи. В таблице приведены некоторые, не претендующие на полноту и нуждающиеся в дальнейшей проработке примеры климатически обусловленных проблем, которые создают почву для интеграции усилий различных ведомств.
Примеры возможных климатически обусловленных проблем, входящих в сферу ответственности федеральных ведомств РФ (По материалам сборника "Результаты исследований изменений климата для стратегий устойчивого развития Российской Федерации", © Росгидромет, 2005) |
|
Федеральное ведомство | Примеры ведомственных интересов, связанных с изменением климата |
МВД | Миграционные процессы, связанные с изменением климата и соответствующими воздействиями на экономику, социальную сферу, комфортность проживания, здоровье населения в различных регионах РФ и за рубежом |
МЧС | Обусловленные изменениями климата изменения характера, повторяемости, масштабов стихийных бедствий |
Министерство иностранных дел РФ | Международные соглашения по проблемам окружающей среды и климата. Соблюдение национальных интересов РФ при разграничении морских пространств и дна Северного Ледовитого Океана с приарктическими государствами |
Министерство обороны | Оборона границ РФ в связи с климатически обусловленными зменениями геополитической обстановки и , в частности, обеспечение защиты суверенитета и международных прав РФ в Арктике, контролирование иностранной военно-морской деятельности в районах, согласованных с ведущими морскими державами на основе двухсторонних и многосторонних соглашений |
Министерство здравохранения и социального развития | Климатически обусловленные угрозы здоровью и занятности населения |
Министерство образования и науки | Подготовка квалифицированных научных кадров. |
Министерство природных ресурсов | Климатические воздействия на природные ресурсы РФ: возникновение недостатка питьевой воды в некоторых регионах РФ, изменение пожароопасности в лесах, вытеснение одних биологических видов другими, возникновение ранее не свойственных заболеваний деревьев. Облегчение доступа к новым ресурсам в Арктике и связанные с ним проблемы загрязнения окружающей среды. |
Министерство промышленности и энергетики | Проблемы энергосбережения, использование альтернативных углеводородам видов топлива. Переход на чистые технологии. Изменение продолжительности отопительного периода. Мониторинг эмиссии парниковых газов. |
Министерство регионального развития | Стратегии устойчивого развития регионов. Влияние изменений климата на региональную экономику. Воздействие изменений климата (например, таяние мерзлоты) на инфраструктуры. Новые СНИПы. |
Министерство сельского хозяйства | Изменение урожайности различных культур в новых климатических условиях. Изменения пригодности земель для использования в сельском хозяйстве. Изменения промысловых районов в морях и океанах. Новые инфекции и паразиты. вытеснение одних биологических видов другими. |
Министерство транспорта | Освоение Северного морского пути и связанная с ним потребность в обновлении и безопасной эксплуатации судов ледокольного класса, включая атомный ледокольный флот. Воздействие таяния мерзлоты на авто- и железные дороги. Изменения ландшафтов, например, в результате таяния вечномерзлых грунтов. Изменение береговой черты в результате подъёма уровня океана. Воздействие климатических изменений на морские и речные порты и судоходство: наводнения, усиление штормовой активности в арктических морях. |
Министерство информационных технологий и связи | Участие в технологическом обеспечении климатических исследований и мониторинга климата и парниковых газов, проводимых в РФ |
Министерство финансов | Финансирование приоритетных научных исследований в области климата и адаптационных мероприятий. Особенности финансирования регионов Крайнего Севера РФ в условиях сдвига климатических зон |
Министерство экономического развития и торговли | Экономическое обоснование принятия политических и экономических решений, связанных с изменением климата, например, оценка экономических рисков, прогноз и учёт выгод и потерь РФ при заключении международных соглашений |
Росгидромет | Организация исследований климата и последствий его изменения - глобальных и на территории РФ. Мониторинг климата и эмиссии парниковых газов. Подготовка Национальных докладов о климатических воздействиях на территории РФ. Межведомственная интеграция работ в области климата. |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору | Экологические последствия климатических изменений: например, загрязнение Арктики в результате интенсификации хозяйственной деятельности. Изменения в ТЭК в связи с переходом на альтернативные углеводородам виды топлива |
Федеральное агенство по атомной энергии | Возможное увеличение сектора атомной энергетики в ТЭК РФ. Обновление и эксплуатация атомного ледокольного флота |
Федеральное космическое агенство | Участие в решении приоритетных научных задач. Мониторинг климата |
Федеральное агенство по туризму | Новые возможности для туристического бизнеса в результате смягчения климата высоких широт в РФ |