Содержание
Вопрос № 1. Метод статистического исследования
Список использованной литературы
Вопрос № 1. Метод статистического исследования
Между наукой-статистикой и практикой существует тесная взаимосвязь: статистика использует данные практики, обобщает и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач. Знание статистики необходимо современному специалисту для принятия решений в условиях стохастики (когда анализируемые явления подвержены влиянию случайностей), для анализа элементов рыночной экономики, в сборе информации, в связи с увеличением числа хозяйственных единиц и их типов, аудите, финансовом менеджменте, прогнозировании.
Для изучения предмета статистики разработаны и применяются специфические приемы, совокупность которых образует методологию статистики (методы массовых наблюдений, группировок, обобщающих показателей, динамических рядов, индексный метод и др.). Применение в статистике конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от характера исходной информации. При этом статистика опирается на такие диалектические категории, как количество и качество, необходимость и случайность, причинность, закономерность, единичное и массовое, индивидуальное и общее. Статистические методы используются комплексно (системно). Это обусловлено сложностью процесса экономико-статистического исследования, состоящего из трех основных стадий: • первая - сбор первичной статистической информации; • вторая - статистическая сводка и обработка первичной информации; • третья - обобщение и интерпретация статистической информации.
Общей методологией изучения статистических совокупностей является использование основных принципов которыми руководствуются в любой науке. К этим принципам, как к своего рода началам относятся следующие:
1. объективность изучаемых явлений и процессов;
2. выявление взаимосвязи и системности в которых проявляется содержание изучаемых факторов;
3. целеполагание, т.е. достижение поставленных целей со стороны исследователя, изучающего соответствующие статистические данные.
Это выражается в получении сведений о тенденциях, закономерностях и возможных последствиях развития изучаемых процессов. Знание закономерностей развития социально-экономических процессов, интересующих общество, имеет важное практическое значение.
К числу особенностей статистического анализа данных следует отнести метод массового наблюдения, научной обоснованности качественного содержания группировок и его результатов, вычисление и анализ обобщенных и обобщающих показателей изучаемых объектов.
Что касается конкретных методов экономической, промышленной или статистики культуры, населения, национального богатства и т.п., то здесь могут быть свои специфические методы сбора, группировки и анализа соответствующих совокупностей (суммы фактов).
В экономической статистике, например, широко применяется балансовый метод как наиболее распространенный метод взаимной увязки отдельных показателей в единой системе экономических связей в общественном производстве. К методам применяемым в экономической статистике также относятся составление группировок, исчисление относительных показателей (процентное соотношение), сравнения, исчисление различных видов средних величин, индексов и т.п.
Метод связующих звеньев состоит в том, что два объемных, т.е. количественных показателя сопоставляются на основе существующего между ними отношения. Например, производительность труда в натуральных показателях и отработанного времени, или объем перевозок в тоннах и средней дальности перевозок в км.
При анализе динамики развития народного хозяйства основным методом выявления этой динамики (движения) является индексный метод, методы анализа временных рядов.
При статистическом анализе основных экономических закономерностей развития народного хозяйства важным методом статистики является вычисление тесноты связей между показателями с помощью корреляционного и дисперсионного анализа и др.
Кроме названных методов широкое распространение получили математико-статистические методы исследования которые расширяются по мере движения масштабов применения ЭВМ и создания автоматизированных систем.
Задание №1
Имеются данные
Группа рабочих по размеру зарплаты (грн) | Число рабочих (чел), n | Середина интервала, x | Xn |
До 100 | 30 | - | 3000 |
100-110 | 130 | 105 | 13650 |
110-120 | 190 | 115 | 21850 |
120-130 | 100 | 125 | 12500 |
130 и более | 50 | - | 6500 |
Итого | 500 | 57500 |
Рассчитать среднюю заработную плату одного рабочего, моду и медиану.
Решение.
Средняя величина - это обобщающие показатели, в которых находят выражение действия общих условий, закономерностей изучаемого явления.
Статистические средние рассчитываются на основе массовых данных правильно статистически организованного массового наблюдения (сплошного и выборочного). Однако статистическая средняя будет объективна и типична, если она рассчитывается по массовым данным для качественно однородной совокупности (массовых явлений).
При помощи средней происходит как бы сглаживание различий в величине признака.
= 57500: 500 = 115 (грн)
Мода - это величина признака (варианта), наиболее часто повторяющаяся в изучаемой совокупности. Для дискретных рядов распределения модой будет значение варианта с наибольшей частотой.
В данном случае мода= 190.
Медиана - это варианта, расположенная в середине вариационного ряда. Если ряд распределения дискретный и имеет нечетное число членов, то медианой будет варианта, находящаяся в середине упорядоченного ряда (упорядоченный ряд - это расположение единиц совокупности в возрастающем или убывающем порядке).
Чтобы определить медиану, необходимо найти один из центральных вариантов рассматриваемой совокупности. В нашем примере центральным вариантом будет находиться в центре совокупности состоящей из 500 членов, т.е.500: 2 = 250. Затем по накопленным частотам определяем величину 250-го члена ряда. В нашем примере он будет находиться между 41 и 69 накопленной частности, 250-ый член ряда имеет величину 110-120, т.е. Ме = 110-120 грн. заработной платы.
Задание № 2
Определить индивидуальные индексы физического объема продукции, цен и стоимости, индексы товарооборота.
Товар |
Ед. изм. |
Базисный период | Отчетный период | Индивидуальные индексы | ||||
Объем продаж,q | Цена ед., грн. p. | Объем продаж,q | Цена ед., грн. p |
цен |
физич-го объёма |
|||
Огурцы (А) | Кг | 300 | 1.8 | 450 | 1.7 | 0.94 | 1.5 | |
Помидоры (Б) | Кг | 560 | 2.5 | 600 | 2.5 | 1 | 1.07 | |
Капуста (В) | Кг | 740 | 1.5 | 1000 | 1.3 | 0.86 | 1.35 |
Индивидуальные индексы показывают, что в текущем периоде по сравнению с базисным цена на товар А снизилась на 6%, на товар Б осталась без изменения, а на товар В увеличилась на 30%.
Товар |
Ед. изм. |
Базисный период |
Отчетный период |
Индекс товаро-оборота | ||||
Объем продаж,q | Цена ед., грн. p | Товарооборот, грн | Объем продаж,q | Цена ед., грн. p | Товарооборот, грн | |||
Огурцы | Кг | 300 | 1.8 | 540 | 450 | 1.7 | 765 | 1.4 |
Помидоры | Кг | 560 | 2.5 | 1400 | 600 | 2.5 | 1500 | 1.07 |
Капуста | Кг | 740 | 1.5 | 1110 | 1000 | 1.3 | 1300 | 1.17 |
Итого | 3050 | 3565 | 1.16 |
Индекс цен
=
= 300 *1.8 + 560*2.5+740*1.5 = 3050
=450*1.7+600*2.5+1000*1.3= 3565
I = 3565/3050 * 100% = 116%
Цены выросли на 16%.
Количество реализации товара А возросло на 50%, товара Б - на 7%, а товара В - на 35%.
Задание № 3
Определить относительную величину динамики производства
Базисный год | Отчетный год | Индекс | Темп прироста | Темп роста,% | |
Произведено товарной продукции, млн. грн | 398,7 | 540,1 | 1,35 | +141,4 | 135 |
Список использованной литературы
1. Общая теория статистики. Под ред.А.Я. Боярского, Г.А. Громыко. - 2е изд. - М.: Издательство Моск. ун-та. 1985г.
2. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник /А.И. Харламов, О.З. Башина, В.Т. Бабурин и др.; Под ред. А.А. Спирина, О.З. Башиной. - М.: Финансы и статистика, 1994г.
3. Статистический словарь / Гл. ред. М.А. Королев. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1989г.