МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Калининградский филиал
Курсовая работа
Тема:
Транспортно-экспедиционные операции
Дисциплина:Торговый менеджмент
Выполнил:
студент группы Мз-07-3,5-1 (СМз-16)
Н.А.Танцуева
Проверил к.э.н., доцент
к.э.н. Т.В.Дюканова
«Допустить к защите»
к.э.н., доц. Т.В.Дюканова
«____»_________________200__г.
Дата защиты «___»______________200__г.
Оценка_________________
2009г.
Содержание:
Введение
1. Теоретические основы транспортно-экспедиционных операций
1.1 Понятие транспортно-экспедиционных операций
1.2 Виды и характеристика транспортных средств
1.3 Основные виды моделей транспортировки грузов
1.4 Выбор способа транспортировки, видов транспорта, транспортных средств и перевозчика
2. Анализ деятельности торгово-логистической компании ООО «ЮРИНАТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Организационная структура
2.3 Анализ компании
2.3.1 Анализ продуктово-рыночных комбинаций фирмы
2.3.2 Анализ клиентов компании
2.3.3 Анализ поставщиков компании
2.3.4 Анализ основных показателей компании
3. Транспортно-экспедиторские операции торгово-логистической компании «ЮРИНАТ»
Заключение
Список использованной литературы
Список приложений
Введение
Тема данной курсовой работы – «Транспортно–экспедиционные операции». Эта тема является актуальной, так как в условиях глобализации современной экономики повышение эффективности доставки грузов входит в приоритетные направления сокращения издержек промышленных предприятий, торговли и сферы услуг.
В связи с этим в последнее время явно наметилась тенденция выделения транспортно-экспедиционного обслуживания в самостоятельную отрасль транспортного комплекса.
Определим цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель данной работы – рассмотреть транспортно-экспедиционные операции.
Объектом исследования являются транспортно-экспедиционные операции.
Предмет исследования – особенности транспортно-экспедиционных операций в торгово-логистической компании «ЮРИНАТ» (ООО «ЮРИНАТ»).
Задачи исследования:
Рассмотреть основные виды транспортных средств и дать им характеристику
Рассмотреть основные виды моделей транспортировки грузов
Описать выбор способа транспортировки, видов транспорта, транспортных средств и перевозчика
Провести анализ деятельности торгово-логистической компании «ЮРИНАТ»
Проанализировать транспортно-экспедиционные операции на данном предприятии
Разработать рекомендации по совершенствованию транспортно-экспедиционных операций
Наша курсовая работа состоит из трех частей – из одной теоретической и двух практических.
В первой части работы мы рассмотрим теоретические основы транспортно-экспедиционных операций. Опишем виды транспортных средств, дадим им характеристику, выделим основные виды моделей транспортировки грузов, и рассмотрим, на чем основывается выбор способа транспортировки и видов транспорта.
Вторая практическая часть включает анализ деятельности предприятия на примере торгово-логистической компании «ЮРИНАТ».
Втретей практической части мы рассмотрим особенности транспортно-экспедиционных операций на примере торгово-логистической компании «ЮРИНАТ» и в заключение дадим рекомендации по совершенствованию транспортно-экспедиционных операций на данном предприятии.
1. Теоретические основы транспортно-экспедиционных операций
1.1 Понятие транспортно-экспедиционных операций
Транспортно-экспедиционное обслуживание – это деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю.1
Понятие транспортно-экспедиционного обслуживания существенно шире понятия «перевозка».
Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перегрузку грузов от поставщика потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.д. Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок.
Необходимость транспортной экспедиции обусловлена тем, что процесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием различных видов транспорта.
При этом возникает потребность как в организации и координации этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному процессу вспомогательных работ, которые могут выполняться непосредственно грузовладельцами (грузоотправителями и грузополучателями) и специализированными организациями (посредниками).
Одна из основных задач транспортно-экспедиционного обслуживания в современных условиях – поиск наиболее эффективного для заказчика варианта доставки грузов на одном или нескольких видах транспорта.2
1.2 Виды и характеристика транспортных средств
Для начала, дадим определение понятию «транспорт». Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.1
Транспорт в зави симости от масштаба его использования подразделяется на две са мостоятельные группы - магистральный и промышленный. Маги стральный транспорт (транспорт общего пользования) применя ется на путях сообщения, связывающих крупные города, промыш ленные центры и экономические районы.2 На рис. 1 представлена классификация видов транспорта:3
Рис. 1. Общая классификация видов транспорта
Магистральный транспорт может быть сгруппирован следующим образом: универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный (трубопроводный); внутренний (перевозки внутри страны) и внешний (международные перевозки); круглогодичный (железнодорожный, автомобильный) и сезонный (внутренний водный). Ведомственный транспорт предприятий и организаций принято называть промышленным транспортом. Магистральный и промышленный транспорт (за исключением трубопроводного) может осуществлять как грузовые, так и пассажирские перевозки. Каждый из приведенных видов транспорта имеет свои специфические особенности и преимущества, имеющие определенное значение для производственно-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования - участников макрологистичес кой цепи. (Сводная таблица «Характеристика видов транспорта» представлена в Приложении №1)
Для перевозки тяжёлых и крупногабаритных грузов на большие расстояния, чаще всего выбирают железнодорожный транспорт. Поезда могут передвигаться с постоянной и достаточно высокой скоростью, а так же могут работать в комбинации с другими видами транспорта.1
Железнодорожный транспорт является одним из важнейших видов современного транспорта. В настоящее время железнодорожный транспорт воплотил в себе результаты длительного процесса развития сети железных дорог и постоянного совершенствования отдельных их элементов - рельсовых путей, станционных построек, средств тяги, вагонов, средств связи, сигнализации и без опасности. Особенности и преимущества железнодорожного транс порта состоят в следующем:
во-первых, более низкая себестоимость перевозки грузов по сравнению с другими видами транспорта и возможность их регулярно транспортировать независимо от метеорологических условий и времени года;
во-вторых, возможность сооружения железнодорожных путей практически на любой сухопутной территории и организации массовых перевозок с высокой провозной способностью, а также со значительной скоростью; в-третьих, возможность создания прямой связи между крупными промышленными предприятиями с использованием подъездных железнодорожных путей и обеспечение доставки грузов без дорогостоящих перевалок; в-четвертых, железнодорожный транспорт отличает универсальность подвижного состава, предназначенного для перевозок целого спектра различных грузов - нефти и нефтепродуктов, угля, лесных и строительных материалов. 1
Железнодорожный транспорт имеет еще ряд специфических особенностей экономико-организационного характера, отличающих его от других видов транспорта, которые заключаются в следующем:
высокая капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленная отдача авансируемого капитала. При этом окупаемость капитальных затрат в железнодорожном строительстве в значительной мере зависит от мощности осваиваемых грузопотоков на новых линиях;
техническое оснащение железнодорожного транспорта включает в себя разнообразные и многочисленные сооружения и устройства - рельсовые пути с искусственными сооружениями, станции с соответствующими обустройствами, подвижной состав, устройства электроснабжения, специальные средства регулирования и обеспечения безопасности движения;
преобладание в структуре фондов железнодорожного транспорта стоимости постоянных, стационарных устройств. Поэтому спады объемов перевозок грузов влекут за собой снижение доходных поступлений, что негативно отражается на финансовом состоянии железнодорожного транспорта;
существование сформированной достаточно крупной промышленности, обслуживающей основную деятельность железных до рог, которая подразделяется на предприятия, выполняющие текущий ремонт и техническое обслуживание подвижного состава - локомотивные и вагонные дело, и ремонтные предприятия, осуществляющие капитальный ремонт и модернизацию подвижного состава, а также производящие запасные части для проведения текущего ремонта.
В организации, планировании, управлении, регулировании и координации функционирования железнодорожного транспорта выделяются два самостоятельных, но тесно связанных между со бой направления производственно-хозяйственной деятельности: перевозка грузов (транспортировка грузов по заданным маршрутам в конкретное место назначения, обеспечение контроля за движением грузов в реальном масштабе времени); техническое обслуживание (комплекс научно-технических, исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечение ремонта и обслуживания подвижного состава, сопровождающееся высокой трудоемкостью, материалоемкостью и энергоемкостью).
Автомобильный транспорт перевозит грузы по автодорогам и имеет значительную сферу применения как при доставке продукции на короткие и средние расстояния, так и на дальние расстояния, когда требуется перевезти специфичные виды грузов и при этом сократить время их доставки. Автомобильный транспорт имеет свои особенности, отличные от других видов транспорта, которые сводятся в основном к следующему:
во-первых, возможность пере возки практически всех видов грузов (от тарно-штучных до сыпучих и жидких), при этом партия груза при автомобильных перевозках в среднем в 5-10 раз меньше вагонной партии при железнодорожных перевозках, что вынуждает изымать из оборота значительные материальные ресурсы;
во-вторых, прямая доставка грузов без перевалок или сведения количества погрузочно-разгрузочных операций к минимуму; на пример, около четверти всех грузов железных дорог подвозится или вывозится со станций автомобильным транспортом (количество погрузочно-разгрузочных операций в этих случаях доходит до шести, а по мелким отправкам и более) против двух при пря мой автомобильной перевозке;
в-третьих, возможность доставки грузов потребителям транс портных услуг с высокой скоростью (по скоростным характеристикам автомобильный транспорт уступает только воздушному), что повышает вероятность доставки груза точно в срок; например, груз на расстояние перевозки в 100 км автомобильным транс портом доставляется в 20 раз быстрее, чем железнодорожным;
в-четвертых, значительная маневренность автомобильного транспорта, которая особенно важна при подвозе и вывозе продукции в пунктах грузоотправителей и грузополучателей, где отсутствуют подъездные железнодорожные пути, а также в некоторых случаях способность обеспечить более короткий маршрут движения, когда, например, расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным дорогам;
в-пятых, возможность доставки грузов с наибольшим эффектом на следующие расстояния: при подвозе и вывозе массовых навалочных грузов до 200 км; при перевозке промышленных и продовольственных грузов до 400 км.
Однако автомобильный транспорт является наиболее трудоемким и затратным видом транспорта в связи с относительно малой грузоподъемностью и вместительностью автомобилей. Себестоимость перевозки грузов на автомобильном транспорте значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. 1
Но в целом большая часть грузов перевозится по автомобильным дорогам. (Например, в Великобритании 60% всех грузов перевозится именно таким образом.)2
Внутренний водный транспорт занимает специфическое место в транспортном обслуживании. Он обеспечивает доставку грузов в отдельные территориальные образования, не имеющие развитых сухопутных путей сообщения, и пере возку рядов грузов, в основ ном массовых навалочных (уголь, строительные и лесные матери алы). Следует отметить, что речные бассейны полностью или частично изолированы и образуют самостоятельные транспортные рынки. Внутренний водный транспорт имеет ряд специфических особенностей:
во-первых, сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов (так, себестоимость перевозки на магистральных реках на 35 % ниже железнодорожных перевозок и в 3 - 5 раз ниже автомобильных), что объясняется прежде всего удельными затратами энергии, которые на речном транспорте значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта;
во-вторых, сезонность перевозки грузов и ограничение движения погодными условиями, что, естественно, влияет на продолжительность эксплуатации внутренних водных транспортных средств в течение года;
в-третьих, значительно меньше капитальные затраты посрав нению с сухопутным транспортом; так, первоначальные затраты на организацию с:9доходства по крупным магистральным рекам в 8 - 10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог и в 3 - 4 раза меньше затрат на строительство автомобильных дорог с твердым покрытием;
в-четвертых, высокая провозная способность внутреннего водного транспорта, которая обусловлена глубоководными внутренними водными магистральными путями, приспособленными для перевозки массовых грузов.
Морской транспорт широко применяется в международных перевозках и внутренних каботажных (судоходство между порта ми одной страны) перевозках. Наибольшая доля в объеме перевозок и грузообороте приходится на международные сообщения. Морской транспорт имеет ряд особенностей:
во-первых, наличие практически неограниченной линейной пропускной способности, которую могут сдерживать производительность переработки грузов в портах (причальные линии и погрузочно-разгрузочные механизмы) и пропускная способность каналов;
во-вторых, наличие, как и на речном транспорте, сравнительно невысоких капиталовложений, как первоначальных - строительство судов, портов, так и последующих - их эксплуатация, а также относительно невысоких топливно-энергетических затрат на перевозку грузов на дальние расстояния, следовательно, достаточно низкой себестоимости перевозочного процесса;
в-третьих, значительные объемы внешнеторговых грузов, которые ни один из других видов транспорта в настоящее время не может доставлять в международном и межконтинентальном масштабе. 1
Воздушный транспорт (самолеты и вертолеты) является самым скоростным, но при этом и самым дорогостоящим видом транс порта, осуществляющим грузовые перевозки, поэтому он играет значительную роль, в первую очередь в пассажирских перевозках на дальние расстояния и при недостаточной развитости сухопутной транспортной инфраструктуры в некоторых территориальных образованиях. Основные преимущества грузового воздушного транспорта:
во-первых, доставка срочных грузов, например медикаментов, гуманитарной помощи, скоропортящихся грузов в места, где за фиксировано чрезвычайное положение;
во-вторых, доставка промышленной и продовольственной продукции, наиболее ценных грузов, а также почты в труднодоступные для сухопутного и водного транспорта территориальные образования;
в-третьих, достаточная маневренность самолетов (вертолетов) при наличии значительной беспосадочной дальности полета и кратчайших расстояний воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта. 2
Трубопроводный транспорт. Достоинством данного вида транспорта является низкая себестоимость при высокой пропускной способности, а так же высокая степень сохранности грузов.
К недостаткам трубопроводного транспорта относятся низкая скорость перемещения (как правило, не более 10 километров в час) и негибкость (транспортировка осуществляется между фиксированными точками).3 А также узкая номенклатура подлежащих транспортировки грузов (жидкость, газы, эмульсия).
Промышленный транспорт представляет собой производственный транспорт промышленных предприятий, осуществляющий внутренние перевозки грузов (заготовки, детали, узлы, агрегаты, готовая продукция) и внешние кооперированные перевозки между предприятием и поставщиками или потребителями. Поэтому промышленный транспорт, с одной стороны, неотъемлемая часть производственного процесса, с другой - важнейшее звено транс порта общего пользования.
Рассмотренные виды транспорта (и их характеристики) в совокупности и при своем взаимодействии в смешанных перевозках образуют единую транспортную систему, которая представ лена разнообразным подвижным составом, путями сообщения (сухопутные, водные, воздушные), парком различных погрузочно-разгрузочных механизмов и другими вспомогательными устройствами и оборудованием, обеспечивающие процесс перевозки грузов.
1.3 Основные виды моделей транспортировки грузов
Транспортировка грузов предполагает различные варианты использования одного или нескольких видов транспорта в перевозочном процессе. В настоящее время существуют следующие модели перевозки грузов.
Унимодальная модель перевозки грузов предусматривает использование только одного вида транспорта при доставке грузов потребителю. Как правило, эта модель применяется в случаях, когда четко заданы начальный и конечный пункты транспортировки и при этом отсутствуют промежуточные операции по складированию и груза переработке. Эта модель используется при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки груза.1
Все остальные модели относятся или к системе смешанной перевозки грузов, осуществляющей процесс транспортировки двумя видами транспорта, (например, железнодорожный - автомобильный или морской - железнодорожный), или к системе комбинированной перевозки грузов, осуществляемой несколькими видами транспорта.
Интермодальная модель представляет собой последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при его перевалке на другой вид транспорта: трейлерныe перевозки - перемещение железнодорожного вагона на тележках-тяжеловозах автомобильного транспорта; контрейлерные перевозки - перемещение автотранспортных средств на вагоне - платформе; систем роудрейлеров - установка полуприцепа на железнодорожную тележку. 2
Мультимодальная модель перевозки грузов представляет собой модификацию интермодальной модели и отличается от нее тем, что в перевозках один вид транспорта (например, железнодорожный) выступает в роли основного перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта являются клиентами, оплачивающими его услуги.
К основным принципам функционирования рассмотренных моделей перевозок грузов следует отнести: единый коммерческо-правовой режим; комплексный подход к решению финансово - экономических вопросов организации перевозок; единый организационно-технологический подход к управлению перевозками; координация действия всех логистических посредников, участвующих в процессах транспортировки.
Наиболее прогрессивными моделями перевозки грузов на сегодняшний день, способными повысить конкурентоспособность транспортных услуг, являются: трансмодальная модель, основанная на технологии перевозок различными видами транспорта по единым транспортно-проездным документам; амодальная модель, предусматривающая организацию определенных маршрутов, реализуемых различными видами транспорта и контролируемых из одного диспетчерского пункта.
1.4 Выбор способа транспортировки, видов транспорта, транспортных средств и перевозчика
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.1
Выбор способа транспортировки грузов является одной из важных задач, решаемых грузовладельцами. При этом альтернативные варианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, но взаимосвязанных направления - выбор вида или видов транспорта, выбор определенных транспортных средств вида (видов) транспорта, выбор перевозчика, доставляющего груз. В целом на выбор способа транспор тировки грузов влияет ряд объективных и субъективных усло вий, которые можно свести к нескольким основным позициям (рис. 2). 1
Рис. 2. Основные условия выбора способа транспортировки
Возможность выбора способа доставки грузов определяется существующими в конкретном территориальном образовании видами транспорта, которые потребители транспортных услуг имеют возможность выбирать. Соответственно затраты на перемещение груза в текущей возможности при выборе транспортных каналов товародвижения учитываются по установленным в данном территориальном образовании тарифным платам за перевозки и другие услуги, включая сервисные. При перспективной (стратеги ческой) возможности выбора способа транспортировки - будущего развития транспортной сети в данном территориальном образовании учитываются приведенные эксплуатационно-строительные затраты.
Варианты по ограничению выбора способа транспортировки зависят от географических и производственных особенностей от дельных территориальных образований; например, массовая до ставка грузов в отдаленные районы возможна в основном речным транспортом только в период навигации, а уголь на тепловые электростанции или железорудное сырье на металлургические комбинаты доставляются, как правило, по железным дорогам с использованием подъездных железнодорожных путей. Поэтому в приведенных вариантах выбор способа перевозки грузов существенно ограничен. Что касается мелкопартионных грузов, доставляемых потребителям в территориальных образованиях с развитой сетью путей сообщения, то выбор видов транспорта весьма широк железнодорожный, автомобильный, внутренний водный (при наличии судоходных рек), воздушный.
Принципы выбора способа транспортировки включают прежде всего сопоставимость затрат на перевозку по различным видам транспорта, которые возмещает потребитель транспортных услуг, т. е. общие расходы по доставке грузов. При этом основные элементы транспортных затрат подразделяются на три группы: рас ходы, связанные с собственно перемещением грузов, в том числе расходы на выполнение начально-конечных и движенческих операций Тп.г; расходы, необходимые на осуществление погрузочно-разгрузочных или перегрузочных (перевалочных) операций Тп.р;
дополнительные расходы, связанные с потерями грузов, природоохранными мероприятиями, сервисным обслуживанием ТД' Тогда общие расходы по доставке грузов Тобщ можно определить по следующей формуле:
Тобщ = Тп.г + Тп.р + ТД'
Приведенные общие затраты определяются по единым расстояниям, установленным для всех видов транспорта. При этом, естественно, общие затраты по возможности минимизируются по видам транспорта, рассматриваемым как альтернативные при выборе способа транспортировки. Кроме перечисленных затрат у грузовладельцев могут возникнуть расходы, различающиеся по отдельным видам транспорта: стоимость тары, плата за временное хранение груза в начальных, промежуточных и конечных пунктах его перемещения, страховые взносы и другие расходы, сопутствующие процессу товародвижения.
При рассмотрении стоимостных и натуральных показателей сравниваемых вариантов сопоставляются элементы затрат на всем пути перемещения груза - от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, включая возможные промежуточные перевалки грузов. Одновременно приводятся в сопоставимый вид различия в структуре затрат по видам транспорта и операциям перевозочного про цесса, а расчеты по вариантам перевозок выполняются для одинакового объема грузов между одними и теми же пунктами перемещения. Принцип обеспечения достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг (качество и стоимость транспортных услуг, наличие экспедиторской службы) является важной позицией при принятии решения о выборе способа транспортировки. Объективная информация о транспортных услугах позволяет потребителям этих услуг проводить сравнительный анализ и оптимизацию затрат по различным вариантам перевозок.
Перечисленные принципы в значительной мере предопределяют методы выбора транспорта, которые различаются между собой способами или полнотой учета тех или иных сопоставляемых показателей - полный учет практически всех сопоставляемых показателей по различным видам транспорта или ограниченный учет обобщающих сопоставляемых показателей по видам транспортировки.
Показатели при выборе вида транспорта, участвующего в перевозочном процессе, подразделяются на количественные и качественные, которые, в свою очередь, классифицируются на общие для всех видов транспорта и частные (специфические), присущие отдельным видам транспорта.
Факторы выбора способа транспортировки включают учет: формы собственности перевозчиков; транспортных предприятий и транспортных средств; принятые системы страхования грузов - страхование груза на случай его физической утраты или повреждения, страхование ответственности перевозчика (экспедитора); различных вариантов банковского обслуживания.
Критерии выбора способа перевозки груза классифицируются: на экономические (стоимостные) показатели, включающие та рифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, себе стоимость перевозок, прибыль, рентабельность, удельные капитальные вложения, фондоёмкость, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, процентные ставки по кредитам, налоги, акцизы, таможенные сборы; на натуральные показатели - объем и дальность перевозок, величина спроса на транспортные услуги, грузооборот, грузонапряженность, потребность в рабочей силе, производительность труда, потребность в топливно-энергетических ресурсах и материалах; на технико-эксплуатационные характеристики видов транспорта - скорость подвижного состава, дальность перевозки, грузоподъемность транс портного средства, провозная способность транспорта, производительная сила транспортных средств.
Вид или виды транспорта выбираются по следующим критериям: экономичность перевозок грузов; способность доставки грузов в любую точку территориального образования; размещение сети путей сообщений; сезонность и ритмичность работы транс порта в различных метеорологических условиях; провозная способность транспорта; дальность перевозки; риски, возникающие при транспортировке грузов.
Вид или виды транспорта, транспортные средства и перевозчики выбираются по затратам на перевозку грузов и продолжительности их доставки потребителю, которые необходимо по возможности минимизировать.
2.Анализ деятельности торгово-логистической компании «ЮРИНАТ»
Данное предприятие было зарегистрировано, как юридическое лицо, в 1993 году и закрепило за собой название ООО «ЮРИНАТ». В течение двух лет со дня основания, по сведениям работников, данная фирма занималась различными видами деятельности, такими как: продажа некоторого ассортимента продуктов питания, продажа бытовых приборов, оказание фото-услуг, а также изготовление металлоизделий и строительство. Исходя из выше перечисленного, руководство в эти сроки занималось поиском необходимого сегмента рынка, в котором был бы возможен экономический рост фирмы с наименьшими затратами в будущих периодах и полное удовлетворение потребностей населения.
В ходе проведенных исследований рынка и на основе, созданной за два года финансовой базы в конце 1995 года было определено, что основной сферой деятельности ООО «ЮРИНАТ» будет являться оптовая продажа качественных кондитерских изделий известных производителей на рынке Калининградской области путем продажи их через торговых представителей на предприятия розничной торговой сети.
С этого момента на фирме происходит доработка и уточнение стратегических целей, переформирование организационной структуры, создание оптимальных каналов сбыта (на основе активных продаж), поиск надежных поставщиков, разработка ассортиментной политики, а также работа по поиску квалифицированных кадров.
К концу 1998 года основными клиентами ООО «ЮРИНАТ» являются оптовые предприятия и предприятия розничной торговой сети Калининграда и области, что свидетельствует о грамотно разработанной сбытовой политике и умелом подборе кадров. Основные фонды предприятия – это офис и торговый зал, склады находятся в аренде.
Следует отметить, что численность работников менялась с годами. Если у истоков стояло всего лишь 12 человек, то к началу 1999 года их было уже 20, а к концу этого же года – 35 человек. Именно это, а также расширение области деятельности предприятия потребовало изменений в организационной структуре: были выделены в отдельные структурные подразделения отдел логистики и коммерческий отдел, в котором торговые агенты делятся по кондитерскому и бакалейному направлению.
В дальнейшем происходят изменения в структуре основных фондов. В 2000 году компания приобретает территорию производственной базы, где находятся производственные и офисные помещения. На базе доступных производственных площадей создаются складские помещения, размещаются стеллажи, складское оборудование, а также создается цех фасовки продукции. В это же время происходит капитальный ремонт офисных помещений. В настоящее время, ООО «ЮРИНАТ» имеет комплекс современных офисных и складских помещений в одном месте, что помогает лучше осуществлять оперативные мероприятия по всем направлениям, но большинстве случаев по сбыту и поставке продукции.
С 2001 года компания начинает осваивать новый рынок – оптовую торговлю замороженными продуктами. Численность персонала фирмы увеличивается до 120 человек. Основными рынками сбыта являются крупные сети, предприятия розничной торговли, оптовые базы. Компания придерживается стратегии выбора поставщиков по принципу качества.
Современное положение - торгово-логистическая компания с основными направлениями деятельности:
- дистрибьюция и реклама разнообразных товаров (продукты питания, замороженные товары, ликероводочная продукция);
- логистические услуги по хранению и переработке грузов;
- производство новогодних подарков
- строительно-монтажные работы
- автосервис.
Предприятие расположено по адресу г.: Калининград, ул. Ялтинская, 44. Основным видом деятельности компании является оптовая торговля продуктами питания на рынке г. Калининграда и Калининградской области. Компания «Юринат» имеет репутацию мобильной, лояльной и динамично развивающейся фирмы.
Миссия компании: расширять возможности клиентов, совершенствуя продажи и логистику.
Стратегическая цель: создание лучшего в России торгово-логистического центра по продажам разнообразных товаров.
Девиз компании: качество, которому вы доверяете.
Принципы компании:
1. Клиенты - наше богатство.
2. Наши сотрудники - наша ценность.
3. Профессионализм и высокое качество.
4. Лояльность и престижность.
5. Честность и надёжность.
6. Единство целей.
7. Дисциплинированность и исполнительность.
8. Сотрудничество и товарищество.
9. Ответственность перед обществом.
10. Ответственность перед собственниками.
ООО "ЮРИНАТ" является официальным дистрибьютором более чем 50 российских и зарубежных производителей, занимается рекламой, предоставлением логистических услуг по хранению и переработке грузов, изготовлением новогодних подарков. Компания владеет несколькими десятками собственных разработок подарочной упаковки, обладает большим опытом продвижения новогодней продукции. Кроме того, в числе дополнительных направлений проведение строительно-монтажных работ и оказание услуг автосервиса.
На сегодняшний день в компании работает более 300 человек. Топ-менеджеры и руководители подразделений повышают свою квалификацию в российских и зарубежных высших учебных заведениях.
За последние годы оборот компании увеличился более чем в пять раз. ООО "ЮРИНАТ" поставляет товары практически во все торговые точки Калининградской области. Его постоянными клиентами являются кафе и бары, рестораны и магазины, крупные торговые сети: "Виктория", "Вестер", "Седьмой континент", "Семья" и автозаправочные станции: "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Роснефть”.
Складские помещения компании расположены в черте города Калининграда и Черняховска. Логистический центр в Калининграде это : более 9000 кв.м. отапливаемых, вентилируемых складских площадей, две холодильные камеры с диапазоном температурных режимов от -29°С до +10°С общим объёмом 6328 куб. м. На сегодняшний день компания предлагает разнообразные логистические услуги. Помещения склада отвечают всем санитарно-гигиеническим нормам хранения продуктов питания, оснащены высотным стеллажным оборудованием и современной подъемной техникой. Компания оказывает логистические услуги промышленным предприятиям и розничным сетям города и области.
В 1997 г. в г. Черняховске был создан филиал компании. Решение о его создании было принято из-за исключительного местоположения города, удачного с точки зрения затрат логистики - это центр восточной части области.
В ассортимент товаров, предлагаемых компанией своим покупателям, входит алкогольная продукция, бакалейные товары, кондитерские товары, мороженая продукция.
Распределение товаров по группам:
Кондитерские изделия – 30,8%
Бакалея – 43,39%
Замороженная продукция – 12,72%
Косметика и парфюмерия – 3,22%
Алкогольная продукция – 7,28%
Новогодние подарки – 2,52%
2.2 Организационная структура предприятия
На данном этапе развития организационная структура ООО «ЮРИНАТ» имеет следующий вид (см. приложение №3). По общим признакам структуры можно сказать, что она имеет функциональный характер, но также присутствуют элементы дивизионной структуры.
При рассмотрении деятельности всех подразделений компании выделяются следующие преимущества:
Используется реальная возможность контроля и координирования работы по линиям и функциям, что позволяет эффективно взаимодействовать всем отделам компании.
Взаимосвязанность отделов обеспечивает создание квалифицированного кадрового резерва для стратегического уровня организации.
Рациональное использование кадровых ресурсов, т.е. эффективность работы специалистов, находится на должном уровне и заслуживает высокой оценки.
Также имеются и перечисленные ниже недостатки:
При данном построении существует большая норма управляемости руководителя.
Неправильное распределение некоторых функций между отделами.
Наблюдается искажение целей организации.
В целом существующая организационная структура является эффективной, но не идеальной. Есть несколько моментов, которые требуют немедленного разбирательства на уровне подразделений, если компания планирует в будущем повышение своих позиций.
Но, несмотря на имеющиеся недостатки за последние пять лет работы, компания выросла в пять раз.
2.3 Анализ компании
2.3.1 Анализ продуктово-рыночных комбинаций фирмы:
Анализ продуктово-рыночных комбинаций фирмы:
1) Значимые продуктово-рыночные комбинации:
- продажа кондитерских и бакалейных продуктов через торговые сети. (Наибольший удельных вес, высокие темпы роста рынка, средняя прибыльность, постоянный доход).
- продажа кондитерских и бакалейных продуктов через розничные магазины (высокий удельный вес, рост рынка, высокая прибыльность)
Перспективные продуктово-рыночные комбинации:
- продажа бакалейных продуктов через предприятия общественного питания (рост рынка, средняя прибыльность).
- продажа замороженных продуктов через розничные магазины и предприятия общественного питания (рост рынка, высокая прибыльность)
Проблемные продуктово-рыночные комбинации:
- продажа кондитерских и бакалейных продуктов через оптовых покупателей (сокращающийся рынок, низкая доходность, высокая степень финансовых рисков)
Таблица №1 Матрица «Продукт-рынок»
рынок продукт |
Торговые сети | Розничные магазины | Оптовые покупатели | Фудсервис | ВСЕГО |
Кондитерские продукты |
++ 22% |
+++ 14 % |
+ 8 % |
++ 1% |
45% |
Бакалейные продукты |
++ 22 % |
+++ 11 % |
+ 6 % |
+++ 2 % |
42% |
Замороженные продукты |
++ 6 % |
++ 4 % |
+++ 3 % |
13% | |
ВСЕГО | 50% | 30% | 14% | 6% |
2.3.2 Анализ клиентов компании
Клиентами компании являются предприятия и организации известные на Калининградском рынке. Основными клиентами являются торговые сети, предприятия розничной торговой сети и оптовые торговые организации. Работники фирмы подразделяют их в зависимости от степени их влияния на величину выручки и в зависимости от объемов и одновременности закупок:
Ретейлеры – характеризуются высокими процентами закупок, стабильностью и большими объемами одновременной закупки. Степень влияния на выручку очень высока, порядка 50% дохода приносят именно ретейлеры, что характеризует их как самых значимых партнеров компании.
Предприятия розничной торговой сети – характеризуются также высокими процентами и стабильностью закупок, но небольшими объемами одновременной закупки. Степень влияния на выручку составляет около 30-32%.
Оптовые торговые компании - им свойственны низкие проценты закупок, но, как правило, они отличаются большими объемами одновременной закупки. Оказывают среднее влияние на выручку – в пределах 13-14%.
Предприятия общественного питания (Фудсервиса) – характеризуются средними процентами закупок, стабильностью и некрупными по объему партиями товара. Влияние на выручку низкое – около 5%.
2.3.3 Анализ поставщиков компании
Во избежание конфликтов возникающих в результате разглашения коммерческих тайн предприятия и его поставщиков названия фирм-поставщиков и реальные цифры, связанные с ними не называются, а лишь косвенно отражаются в процентном выражении. Нижеприведенный анализ поставщиков также представлен в процентах – таблица 2
Таблица №2 Анализ поставщиков фирмы.
Кто наши основные поставщики? |
Почему они значимы? |
Степень их влияния % в объеме закупок |
Производители Крупные - российские - зарубежные 1.2. Мелкие - российские - местные - зарубежные Дистрибьюторы |
- При поставке товара непосредственно от производителя, сокращается технологическая схема движения товара конкретному потребителю, т.е. существует возможность уменьшения стоимости товара. - Возможность предоставления дополнительных услуг в регионе продаж - Возможность сокращения цепочки обратной связи в вопросах решения проблем с качеством продукции. - Возможность получения партий товаров в объемах, меньших чем от производителя, сокращая при этом издержки, связанные с хранением товара |
95 % 5 % |
2.3.4 Анализ основных показателей компании
Для более детального представления о деятельности компании проведем анализ основных показателей ООО «ЮРИНАТ».
Данные для расчета взяты из «Отчета о прибылях и убытках» за 2006 и 2007 года. (Приложение №3 и №4)
Таблица №3 Анализ прибыли реализованной продукции за 2006 – 2007 гг.
№ п/п | Показатели | 2006 год | 2007 год, тыс. руб. | Отклонение | |||
тыс. руб. | доля в выручке, % | тыс. руб. | доля в выручке, % | абсолютное, тыс. руб. | относительное, % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Выручка от реализации | 59549 | 100 | 79083 | 100 | 19534 | 132,80 |
2 | Себестоимость | 48423 | 81 | 65643 | 83 | 17220 | 135,56 |
3 | Валовая прибыль | 11126 | 19 | 13440 | 17 | 2314 | 120,80 |
4 | Коммерческие расходы | 10109 | - | 10666 | - | 557 | 105,51 |
5 | Прибыль от продаж | 1017 | - | 2774 | - | 1757 | 272,76 |
6 | Прибыль до налогообложения | -3290 | - | 1904 | - | 5194 | |
7 | Чистая прибыль | -3290 | - | 1807 | - | 5097 |
Таким образом, проведя сравнительный анализ, мы видим, что выручка от реализации в 2007 году увеличилась на 19534 тысячи рублей или на 32,8% по сравнению с 2006 годом. Это произошло из-за увеличения объема продаж.
Прибыль от продаж увеличилась значительно – на 1757 тысяч рублей, то есть более, чем в полтора раза. Рост в процентном соотношении составляет 172,76% по сравнению с предыдущим годом.
Так как в 2006 году показатели «Прибыль до налогообложения» и «Чистая прибыль» были отрицательными, то относительное отклонение рассчитывать нецелесообразно.
Абсолютное отклонение по этим показателям показывает значительный их рост. Данное увеличение объясняется значительным ростом прочих доходов (со 112 тысяч рублей до 2082 тысяч рублей).
Оценив показатели ООО «ЮРИНАТ» за 2006 и 2007 года, опираясь на данные отчета «О прибылях и убытках», можем сделать вывод, что компания, получив, убыточные показатели в 2006 году, смогла достигнуть в последующем году положительных результатов.
Далее, рассмотрим товарооборот предприятия ООО «ЮРИНАТ» в динамике за 2005 - 2007 гг. При этом воспользуемся данными из Таблицы №3 и Отчетом о прибылях и убытках за 2005 – 2007 гг. (Приложение №3; №4 и №5). Значения 2006 г. и 2007 г. скорректируем на индекс инфляции (в 2006 г. I = 13,2%, а в 2007 г. I = 9,6%) путем деления действующих цен. То есть
59549 / 1,132 = 52605 тыс. руб.
79083 / 1,096 = 72156 тыс. руб.
Таблица №4 Динамика товарооборота компании ООО «ЮРИНАТ» за 2005-2007 гг.
Года | Фактический розничный товарооборот | Цепные темпы роста товарооборота | Базисные темпы роста товарооборота | |||
в действующих ценах | в сопоставимых ценах | в действующих ценах | в сопоставимых ценах | в действующих ценах | в сопоставимых ценах | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2005 | 224790 | 224790 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2006 | 59549 | 52605 | 26,5 | 23,4 | 26,5 | 23,4 |
2007 | 79083 | 72156 | 132,8 | 137,2 | 35,2 | 32,1 |
Таким образом, проанализировав данные таблицы №4, мы можем сделать следующие выводы:
- Наибольший объем товарооборота наблюдался в 2005 году.
- В 2006 году произошел резкий спад товарооборота, который по отношению к 2005 году составил 26,5% от объема товарооборота 2005 года в действующих ценах и 23,4% в сопоставимых.
- В 2007 году по сравнению с 2006 годом объем товарооборота значительно вырос, но по отношению к показателю 2005 года составляет 35,2 % в действующих и 32,1% в сопоставимых ценах.
- показатель инфляции в данной ситуации играет не значительную роль. Так как не наблюдалось слишком резких скачков инфляции, то и показатели товарооборота в действующих и сопоставимых ценах разняться лишь на несколько процентов.
3.Транспортно-экспедиционные операции торгово-логистической компании «ЮРИНАТ»
В данной главе рассмотрим транспортно-экспедиционные операции торгово-логистической компании «ЮРИНАТ».
Транспортно-экспедиционные операции данной компании можно условно разделить на два типа.
Первый тип – это операции по доставке товара от производителей на склад компании «ЮРИНАТ».
География поставщиков данной компании очень широка. Доставка товаров производится как от отечественных производителей, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья.
При этом используется три вида транспорта. А именно, железнодорожный, морской и автотранспорт.
Условия доставки оговариваются в заключаемых с поставщиками договорах.
Чаще всего доставка производится за счет и силами поставщика. Например, доставка железнодорожным транспортом – вся производится за счет поставщика. При этом товар приходит на станцию Кутузово-Новое Калининградской железной дороги. Откуда его компания «ЮРИНАТ» забирает собственным транспортом и доставляет на склад.
Если при заключении договора с поставщиками оговаривается, что доставка будет осуществляться компанией «ЮРИНАТ», то специалисты внешней логистики заключают договора с транспортными организациями, которые обеспечивают доставку грузов от поставщиков до склада компании «ЮРИНАТ». Таким образом , например, происходит доставка товаров от производителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Латвии и Литвы. Товары из Польши доставляются Калининградскими транспортными компаниями. А для доставки грузов из Венгрии «ЮРИНАТ» пользуется услугами польских транспортных компаний.
Так же доставка за счет поставщика осуществляется морским транспортом. В этом случае, груз в контейнерах доставляется в порты города Балтийска и города Калининграда. А затем местные перевозчики (транспортные компании) доставляют контейнеры из порта на склад компании «ЮРИНАТ».
Так же у компании существуют местные поставщики, находящиеся в пределах Калининградской области. Это Калининградские кондитерские и Черняховская фабрики. Товар с этих фабрик доставляется собственным транспортом предприятия «ЮРИНАТ».
Оформлением всех сопроводительных документов на грузы в зависимости от схемы доставки занимаются либо производители товаров, если доставка производится за счет производителей, либо посреднические транспортные компании с которыми ООО «ЮРИНАТ» заключает договора.
Второй тип – это операции по доставке товаров со склада ООО «ЮРИНАТ» клиентам компании. Этими операциями на данном предприятии занимается отдел доставки.
Компания уже много лет работает на Калининградском рынке и осуществляет свою деятельность на территории всей Калининградской области.
Транспортно-экспедиционные операции ООО «ЮРИНАТ» осуществляет с помощью автомобильного вида транспорта. Для доставки товара, используется унимодальная модель – то есть перевозка грузов предусматривает использование одного вида транспорта.
Компания «ЮРИНАТ» имеет свой собственный автопарк. Таким образом, от эффективность использования транспортных средств, правильность составления маршрутов на прямую зависит размер затрат на транспортировку товаров в целом, а через них и на финансовый результат компании.
Дадим определение понятию «подвижного состава» и рассмотрим подвижной состав компании «ЮРИНАТ».
Подвижной состав – это совокупность средств передвижения автомобильного (автомобили, прицепы, полуприцепы и др.) и железнодорожного (локомотивы, моторные и прицепные вагоны и др.) транспорта.
К автомобильному подвижному составу относятся легковые и грузовые автомобили, автобусы, автомобильные прицепы, автомобили специального назначения (например, пожарные). Автомобильный подвижной состав характеризуется количеством осей, в том числе ведущих, грузоподъёмностью, мощностью двигателя, пассажиров вместимостью.
Подвижной состав транспортных средств ООО «ЮРИНАТ»:
Рефрижератор
Автофургон
Легковой автомобиль
Автофургон комбинированного типа
Седельный тягач
Полуприцеп
(Характеристика и фотографии транспортных средств компании «ЮРИНАТ» представлены в приложении №7)
Обоснование организации маршрутов доставки грузов в ООО «ЮРИНАТ»
Основные критерии составления маршрутов доставки грузов:
а) Вид товара
Компания «ЮРИНАТ» осуществляет доставку товаров разных видов, такие как: продукты глубокой заморозки (-18\-22), охлажденная продукция(0\+4), бакалейная продукция, молочная продукция, бытовая химия, алкоголь и товары народного потребления. Компания «ЮРИНАТ» осуществляет перемещения грузов между крупными распределительными центрами и мелкооптовыми складами. В связи с этим маршруты формируются по принципу однородности груза:
- маршруты доставки замороженной продукции;
- маршруты доставки молочной продукции;
- доставка бакалеи;
- доставка алкоголя;
- перемещение грузов между складами (внутреннее перемещение, внешние перемещения).
б) Тип клиента.
Одним из преимуществ компании «ЮРИНАТ» на рынке логистических услуг является работа с клиентами различной величины и направленности деятельности от разовых поставок розничным клиентам до обеспечения бесперебойного снабжения крупных сетевых и оптовых клиентов. Компания работает с такими сетями, как «Виктория», «Седьмой Континент», «Вестер», ООО «Семья» и т.п. Компания также обслуживает предприятия общественного питания (кафе, столовые и т.п.). В соответствии с клиентом и объёмом товара, заказанным клиентом формируется маршрут:
- Сетевые маршруты;
- Мелкооптовые маршруты;
- Розничные маршруты;
- Маршруты фуд-сервис.
в) Территориальное расположение.
Компания «ЮРИНАТ» осуществляет доставку грузов по всей территории города Калининграда и Калининградской области. Поэтому маршруты формируются исходя из удаленности клиента и географическому расположению от распределительных центров компании «ЮРИНАТ». Таким образом, маршруты распределяются:
- городской маршрут
- областной маршрут.
Городские маршруты распределяются по территориальному принципу (Октябрьский район, Московский район и тому подобное).
г) Оптимальное количество клиентов.
В связи с сезонностью на некоторые виды товаров изменяется спрос, соответственно изменяется объём грузопотоков. Исходя из этого, формирование маршрутов происходит с учётом оптимального количества клиентов, которые будут доставлены в течение рабочего дня и согласованного графика доставки. Маршруты формируются:
- маршрут, учитывающий удаленность, то есть время переезда до первого клиента (область)
- оптимально - максимально возможное количество клиентов, которым способен доставить товар в сроки водитель, исходя из дня недели, сезона и профессиональных навыков.
д) Расписание доставки. График.
Для удобства клиентов создаётся сводное расписание доставки, которое формируется исходя из желания клиентов, возможности компании и нахождения компромиссов, удовлетворяющих обе стороны. В связи с этим процесс комплектации заказов происходит на основе созданного расписания и графика доставки:
- все заказы от мелкооптовых баз принимают ранним утром для последующей реализации в течении рабочего дня . Доставка осуществляется ранним утром.
- магазины оптово-розничной торговли имеют много поставщиков, поэтому необходимо соблюдать определённый график, согласованный с данным клиентом.
е) Особенности автотранспорта.
Иногда географическое расположение клиента не является определяющим фактором для составления маршрута. Это случаи, когда на первый план выходят такие факторы, как объём, тоннаж и наличие необходимого подъездного пути. В таких случаях критерием составления маршрута является возможности применяемого автотранспорта.
Служба планирования.
Организацией, планированием, маршрутизацией, оптимизацией, а так же контролем над всеми процессами, связанными с доставкой грузов до клиентов занимается отдел доставки, состоящий из менеджеров и диспетчеров.
Основной задачей отдела доставки является:
- Организация и контроль бесперебойной доставки товара клиентам компании «ЮРИНАТ».
- Своевременная доставка товара клиентам согласно утверждённому графику, с минимальными затратами.
Для осуществления поставленных задач отделом доставки компании «ЮРИНАТ» необходимо выполнять следующие функции:
- Заполнять, выдавать и принимать путевые листы, листы тахограмм и маршрутные листы.
- Регистрировать путевую документацию в регистрационных журналах.
- Вести табель учёта рабочего времени.
- Выдавать дневное задание водителям (накладные согласно разработанным маршрутам )
- Осуществлять оперативную связь с клиентурой.
- Создавать и планировать маршруты с учётом всех влияющих факторов.
- Контролировать и редактировать маршруты.
- Контролировать работу водителя в течение всего рабочего дня.
Описание процесса работы диспетчерской службы:
- Ежедневно отмечать в табеле прибытие водителей на работу в 8-00 автомашина должна стоять под погрузкой-ворота склада, а водитель – получить задание в виде погрузочной ведомости
- Ежедневно выдавать водителям заполненные путевые и маршрутные листы
- Ежедневно, при выдаче водителям документации, заполнять журналы учёта движения путевых листов и других журналов относящихся к деятельности отдела.
- Ежедневно выдать каждому водителю дневное задание (спланированный маршрут, заранее спланированный на конкретного водителя).
- По окончании рабочего дня водителей:
Проверить все путевые листы на предмет правильного заполнения (должны стоять подписи и штампы медработника, механика, время выезда, время возврата, показание спидометра, общий километраж, остаток топлива). Сданная документация архивируется.
В течение дня осуществляется:
- принятие от клиентов информации по доставке товара, проблемные вопросы, жалобы. При невозможности доставки товара по той или иной причине, поставить в известность клиента и согласовать другое время доставки.
- Контроль соответствия заявок утверждённым маршрутам, редактирование маршрутов.
- Диспетчерский отдел несёт дисциплинарную и материальную ответственность.
Пример составления маршрута и организации доставки грузов заказчикам.
Компанией «ЮРИНАТ» используется программа SSA WMS – программа складского учета, разработанная американской компанией. При внедрении данной программы, руководящие сотрудники прошли определенный курс обучения данной программе. И новые сотрудники, при поступлении на работу проходят обязательное обучение.
Данная программа, обеспечивает учет, приемку, хранение, сборку товаров по маршрутам, вплоть до отгрузки покупателю.
Рассмотрим схему формирования маршрутов с помощью данной программы.
Таблица. Программа SSA WMS.
По мере поступления новых заявок от клиентов, формируется маршрут. В данной таблице показано, как формируется маршрут согласно основным критериям указанным выше.
Имеется : имя клиента и вид клиента ( ЧП, ООО, сеть или оптовый склад), точный адрес доставки, вид и тип товара, дата доставки . Исходя из этих данных формируется номер маршрута, так как данные клиенты находятся в одном районе ( город Светлый) , имеют один и тот же вид товара ( бытовая химия ), то данным заявкам присваивается один номер маршрута ( М 124) , количество клиентов оптимально для того, чтобы данный маршрут был доставлен в срок в течение дня. Каждому клиенту присваивается номер остановки, который указывает водителю очерёдность поставки товара клиенту, учитывая согласованный с ними график поставки товара. Данная информация сохраняется и передается на склад, где происходит сборка.
После комплектовки заказов в маршрут, водитель получает задание от диспетчерского отдела в виде погрузочной ведомости.
Согласно погрузочной ведомости водитель получает данные заказы на складе, грузит их в автомобиль согласно заказам, указанным в погрузочной ведомости. После погрузки водитель получает комплект документов, который включает:
- пропуск на выезд с территории складского комплекса
- комплект накладных, сертификаты качества продукции и тому подобное
- путевую документацию (путевой, маршрутный и контрольный листы)
Описание процесса действия водителя на маршруте в течение рабочего дня.
Получив комплект документов на загруженную продукцию, водитель движется по маршруту, согласно заполненному маршрутному листу, в котором указан порядок приезда и очерёдность выгрузки заказов соответствующим клиентам по утверждённым остановкам. По приезду к клиенту водитель разгружает товар и сдает его ответственному лицу согласно правилам сдачи товара. Товар сдается согласно накладной по количеству и качеству. После сдачи товара ответственный по приёмке товара ставит в накладной отметку (печать, подпись с расшифровкой) и водитель продолжает следовать по маршруту до следующего клиента. В случаи возникновения непредвиденных ситуаций с клиентом или по пути следования, водитель звонит в диспетчерскую службу и сообщает обо всех случаях и происшествиях (поломка автотранспорта и т.п.). После того как водитель развезёт весь маршрут, он возвращается на базу, где сдаёт водительскую документацию (путевой, маршрутный лист, документы на автомобиль), отчитывается в отделе обработки накладных (сдает товарные накладные с отметками и пометками клиентов), и если не требуется повторная загрузка на очередной маршрут, то водитель находится на территории компании до конца рабочего дня.
Рекомендации по усовершенствованию транспортно-экспедиционных операций компании «ЮРИНАТ»:
1. Осуществление доставки от поставщиков – производителей, находящихся в непосредственной близости от Калининградской области собственным транспортом.
ООО «ЮРИНАТ» использует доставку товаров собственным транспортом только от производителей, находящихся на территории Калининградской области. Пи этом компания имеет в своем автопарке фуры с помощью, которых может осуществляться доставка грузов из России и Прибалтики.
2. Внедрение системы навигации на базе GPRS
Отсутствие информации о местоположении водителя в определенное время приводит к уменьшению возможности осуществлять план по доставки грузов до конкретных клиентов.
Внедрение данной системы приведет к:
сокращению времени доставки заказов до клиентов
сокращению времени работы водителя на конкретном маршруте
сокращению расходов на топливо
дополнительному контролю за работой водителя
возможности помощи водителю при нештатных ситуациях
получению дополнительных данные для анализа с целью оптимизации процесса доставки
3. Строительство собственной автозаправочной станции, для удовлетворения непосредственных нужд отдела доставки.
На территории компании созданы все условия для технической поддержки всего подвижного состава задействованного при осуществлении деятельности компании: есть боксы долгосрочного ремонта, срочного ремонта, покрасочные боксы; спецтехника и ремонтная бригада для быстрого ремонта автотранспорта находящегося на маршруте. Собственная АЗС, также может существенно повлиять на снижение затрат по содержанию автопарка и по осуществлению транспортно-экспедиционных операций в целом.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели тему «Транспортно-экспедиционные операции» на примере торгово-логистической компании «ЮРИНАТ».
Транспортно-экспедиционное обслуживание – это деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю.
Необходимость транспортной экспедиции обусловлена тем, что процесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием различных видов транспорта.
Одна из основных задач транспортно-экспедиционного обслуживания в современных условиях – поиск наиболее эффективного для заказчика варианта доставки грузов на одном или нескольких видах транспорта.
В первой теоретической части описали пять видов транспорта – автотранспорт, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный. Дали им характеристику и выделили их положительные и отрицательные стороны.
Далее рассмотрели основные виды моделей транспортировки грузов:
Унимодальная модель перевозки грузов предусматривает использование только одного вида транспорта при доставке грузов потребителю.
Интермодальная модель представляет собой последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при его перевалке на другой вид транспорта
Мультимодальная модель перевозки грузов представляет собой модификацию интермодальной модели и отличается от нее тем, что в перевозках один вид транспорта (например, железнодорожный) выступает в роли основного перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта являются клиентами, оплачивающими его услуги.
Далее, описали выбор способа транспортировки, видов транспорта, транспортных средств и перевозчика.
Во второй главе анализируется деятельность торгово – логистической компании «ЮРИНАТ», а точнее дается общая характеристика компании, описывается её организационная структура, производится анализ клиентов и поставщиков компании. И в заключении на основе отчетов «О прибылях и убытках», анализируются и делаются выводы по основным показателям деятельности компании, таким как прибыль и динамика товарооборота.
Третья глава рассматривает транспортно-экспедиционные операции компании «ЮРИНАТ». Данные операции мы условно разделили на два типа:
операции по доставке товара от производителей до склада компании
операции по доставке товара со склада до клиентов компании
В этой главе мы описали два вида этих операций, рассмотрели подвижной состав компании, основные критерии составления маршрутов доставки грузов, а также пример составления маршрута и организации доставки грузов заказчикам с помощью складской программы SSA WMS.
В завершении работы мы дали рекомендации по усовершенствованию транспортно-экспедиционных операций компании «ЮРИНАТ», среди которых выделили следующее:
Осуществление доставки от поставщиков – производителей, находящихся в непосредственной близости от Калининградской области собственным транспортом.
Внедрение системы навигации на базе GPRS
Строительство собственной автозаправочной станции, для удовлетворения непосредственных нужд отдела доставки.
Таким образом, исследование показало, что совершенствование грузовых перевозок является одной из актуальных проблем коммерческой деятельности, так как от качества транспортного обслуживания во многом зависит оперативность доставки товаров, их сохранность, а самое главное затраты по перевозке, являющихся составной часть издержек обращения.
Список используемой литературы:
Бланк И.А., Торговый менеджмент.- 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Эльга: Ника-Центр, 2006.- 780 с.
Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних спец. уч. заведений.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.- 408с.
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА.. 2000. – 471с.
Степанов В.И. Логистика в товароведении: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.И. Степанов. -М.: издат. центр «Академия». 2007.-272с.
Сханова С.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., - М.: издат. центр «Академия». 2008.-432с.
Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 503с.
1 Сханова С.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., - М.: издат. центр «Академия». 2008.- С.5
2Сханова С.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., - М.: издат. центр «Академия». 2008.- С.3
1 Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних спец. уч. заведений.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.- С.192
2 Сханова С.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., - М.: издат. центр «Академия». 2008.- С.7
3 Степанов В.И. Логистика в товароведении: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.И.Степанов.-М.: издат. центр «Академия». 2007.- С.106
1 Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – С.444
1 Степанов В.И. Логистика в товароведении: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.И.Степанов.-М.: издат. центр «Академия». 2007.- С.107
1 Степанов В.И. Логистика в товароведении: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.И.Степанов.-М.: издат. центр «Академия». 2007.- С.108
2 Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – С.443
1 Степанов В.И. Логистика в товароведении: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.И.Степанов.-М.: издат. центр «Академия». 2007.- С.109
2 Степанов В.И. Логистика в товароведении: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.И.Степанов.-М.: издат. центр «Академия». 2007.- С.110
3 Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – С.453
1 Степанов В.И. Логистика в товароведении: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.И.Степанов.-М.: издат. центр «Академия». 2007.- С.104
2 Степанов В.И. Логистика в товароведении: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.И.Степанов.-М.: издат. центр «Академия». 2007.- С.105
1 Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних спец. уч. заведений.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.- С.198
1 Степанов В.И. Логистика в товароведении: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.И.Степанов.-М.: издат. центр «Академия». 2007.- С.111