Рефетека.ру / Маркетинг

Лабораторная работа: Рынок и его виды

Лабораторная работа №1

"Рынок и его виды"


Понятие "рынок" можно рассматривать с двух позиций: основой первой позиции является выделение его политического, идеологического и философского содержания, вторая позиция основана на приоритете экономического содержания, согласно которому рынок - это одна из экономических категорий товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарного обмена. В этом случае рынок рассматривается как система, обеспечивающая сбалансированность спроса, отражающего объем и структуру общественных потребностей, и предложения, представляющего собой совокупность товаров, поступающих на рынок с целью реализации.

Основными субъектами рынка являются:

продавец;

покупатель (потребитель);

продукт или услуга.

Так как маркетинг рассматривается как управленческий процесс, целью которого является удовлетворение нужд (потребностей) потребителя, следует учитывать то обстоятельство, что не всегда покупатель является потребителем товара, поэтому в каждом конкретном случае следует это четко определить, что позволит установить обратную связь. Потребности в условиях рынка выступают в форме спроса, зависящего от цен товаров и покупательской способности населения.

Участниками рынка являются все потенциальные потребители с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене. В случае, когда одна из сторон ищет возможные варианты обмена активнее, чем другая, она называется активным субъектом рынка, а вторая сторона - предполагаемым покупателем.

Рынок является регулятором воспроизводства и зависит от политических, экономических, социальных и других условий.

Выбор перспективных рынков является одним из важнейших решений, принимаемых руководителями высшего звена предприятия. Эффективность маркетинговых решений повышается, если они опираются на результаты маркетингового анализа, проводимого в следующих направлениях: определение типа рынка и оценка его масштаба и конъюнктуры, определение уровня сбалансированности, конкуренции, степени влияний макросреды на маркетинг фирмы и рыночную ситуацию в целом.

Тип рынка определяется его территориальными характеристиками, сбалансированностью, маркетинговой деятельностью и т.д. В деловой практике существует множество специфических товарных рынков, которые отличаются друг от друга организационными формами, способами принятия решения о покупке и другими параметрами.

Многообразие товарных рынков классифицируют по ряду укрупненных признаков, связанных с характером товарного обмена, границ его охвата, страновой или региональной принадлежностью, назначением товаров и т.д. (табл.1).


Таблица 2. Классификация товарных рынков.

Признак

классификации

Тип рынка

По соотношению спроса

и предложения

Рынок продавца.

Рынок покупателя.

По объекту обмена

и границам охвата

Страновые товарные и региональные товарные

рынки.

По отношению к национа-

льным границам сферы

обмена

Внутренний (местный) и внешний (иностран-

ный) рынки.

По характеру использова-

ния товара

Рынок товаров и услуг потребительского наз-

начения.

Рынок товаров и услуг производственного наз-

начения.

Информационный рынок.

Рынок интеллектуального продукта.

Рынок труда и т.д.

По организационной

структуре

Открытый рынок.

Закрытый рынок.

По количеству потребите-

лей

Потенциальный рынок.

Доступный рынок.

Доступный целевой рынок.

Целевой рынок.

Рынок проникновения.

По содержанию и особен-

ности маркетинговой дея-

тельности

Целевой.

Бесплодный.

Основной.

Дополнительный.

По конъюнктурной оценке

рынка

Развивающийся рынок.

Сокращающийся рынок.

Стабильный рынок.

Нестабильный рынок.

Стагнирующий рынок.


Исходя из принадлежности товара к тому или иному типу рынка, маркетологи используют определенный набор коммерческих инструментов, соответствующих данному рынку.


Маркетинговый анализ рынка


Для оценки масштаба рынка определяются такие показатели, как потенциал, емкость, доля, темп роста рынка.

Следует отметить, что в силу того, что понятийный аппарат в области маркетинга еще не сформировался, в научной литературе некоторые из вышеуказанных показателей рассматриваются неоднозначно. Некоторые авторы делают четкое разграничение между понятиями потенциала и емкости рынка (В.Ф. Быстров, Г.Л. Багиев и др.), определяя потенциал рынка как его "вместимость", а емкость рынка - как фактический объем сбыта всех его участников в натуральном или денежном выражении. Другие (И.К. Беляевский) рассматривают производственный потенциал как емкость рынка с точки зрения предложения, т.е. предлагаемое за определенное время количество товара, а потребительский потенциал, емкость рынка со стороны спроса, как способность "поглотить" определенное количества товара.

Методические указания к работе.

Производственный потенциал (потенциал с позиции предложения) рассчитывается по следующей формуле:


Рынок и его виды,


гдеРынок и его виды - единица производства;

Рынок и его виды - удельная мощность производственной единицы;

Рынок и его виды - прочие факторы;

Рынок и его виды - число i-х единиц производства.

Потребительский потенциал рассчитывается обычно за год в денежном или натуральном выражении, он показывает состояние совокупного потенциального спроса:


Рынок и его виды,


гдеРынок и его виды - потребительский потенциал рынка;

Рынок и его виды - число покупателей конкретного товара на конкретном рынки при заданных условиях;

Рынок и его виды - среднее число покупок в год;

Рынок и его виды - средняя цена покупки.

Количественной характеристикой объема товарного рынка является такой показатель, как емкость рынка, отражающая фактический объем сбыта на рынке всех его участников в денежном или натуральном выражении. Емкость рынка характеризует потенциал с точки зрения предложения:


Рынок и его виды,


гдеРынок и его виды - емкость рынка;

Рынок и его виды - объем продаж i-го предприятия;

Рынок и его виды - количество предприятий.

Исследование емкости рынка связано с определением доли рынка, рассчитываемой как процентное соотношение объема сбыта конкретной фирмы к объему данного рынка:


Рынок и его виды,


гдеРынок и его виды - доля на рынке i-го предприятия;

Рынок и его виды - объем предложения i-го предприятия;

Рынок и его виды - емкость рынка.

Для определения динамики рынка рассчитывается показатель темпа роста рынка по формуле:


Рынок и его виды,


гдеРынок и его виды - темп роста рынка;

Рынок и его виды - объем рынка в конце базисного периода;

Рынок и его виды - объем рынка в конце анализируемого периода;

Рынок и его виды - длительность периода.

Если Рынок и его виды, то рынок находится в состоянии ускоренного роста, при изменении Рынок и его виды от 1.4 до 0.7 рынок находится в состоянии стагнации, если Рынок и его виды, то ожидается кризис рынка.

Анализ структуры рынка осуществляется с помощью количественных методов оценки уровня его концентрации, для чего используются следующие показатели.

1. Коэффициент рыночной концентрации (GR), который рассчитывается как процентное отношение реализации продукции определенным количеством крупнейших продавцов (3-25) к общему объему реализации на данном рынке.


Рынок и его виды, Рынок и его виды,


гдеРынок и его виды - объем поставки товара i-м продавцом;

Рынок и его виды - общий объем поставки товара на данном товарном рынке;

Рынок и его виды - количество продавцов, действующих в географических границах рынка.

2. Индекс рыночной концентрации Герфинделя-Гиршмана:


Рынок и его виды,


гдеРынок и его виды - доля хозяйствующего субъекта - продавца на рассматриваемом рынке;

Рынок и его виды - количество продавцов, действующих в географических границах рынка.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфинделя-Гиршмана выделяются три типа рынка:

1 тип - высококонцентрированные рынки:

при 70%<GR<100%; 2000<HHI<10000;

2 тип - умеренно концентрированные рынки:

при 45%<GR<70%; 1000<HHI<2000;

3 тип - низкоконцентрированные рынки:

при GR<45%; HHI<1000.


Таблица 2. Варианты заданий.

№ варианта

Величины

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
n - число покупателей конкретного товара 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

q - среднее число

покупок в год

3 5 2 4 6 7 10 3 8 12 1 2
p - цена средней единицы покупки 700000 750000 700000 750000 700000 700000 700000 700000 750000 750000 780000 740000

Рынок и его виды - объем продаж i-го предприятия

20 25 38 50 57 70 75 80 100 115 135 125

n - количество предприя-

тий

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Рынок и его виды - объем рынка в конце базисного пе-

риода

170 150 170 170 160 140 170 130 135 170 165 155

Рынок и его виды - объем рынка в конце аннализируе-

мого периода

120 100 150 105 125 130 125 99 110 135 120 108
t - длительность периода 12 5 8 4 6 5 3 2 9 10 11 7

Контрольные вопросы


Какие типы рынков вы знаете?

Какие рынки бывают по предложению и спросу?

Как определить динамику рынка?

Рефетека ру refoteka@gmail.com