Федеральное агентство по образованию
Уральский Государственный Лесотехнический Университет
Кафедра СКС и Т
Курсовой проект на тему:
Мое предложение на рынке услуг лечебно-диагностический центр «Эдельвейс»
Выполнила:
Шайхутдинова Альфия
ГФ-21
Проверила: Аносова Т.Г.
Екатеринбург 2008
Содержание
Введение
I раздел: реферативная часть
1.1. Понятие индустрии здоровья
1.2. Взаимосвязь и взаимодействие подсистем индустрии здоровья
1.3. Функции индустрии здоровья
1.4. Инфраструктура индустрии здоровья
1.5. Признаки услуг здравоохранения
1.6. Неосязаемость услуг здравоохранения
II раздел: практическая часть
2.1. Анализ потребителя
2.2. Технология процессов в контактной зоне
2.3. Разработка фирменного стиля
Заключение
Список литературы
Введение
На мой взгляд, эта услуга довольно востребована и актуальна на данный момент, так как люди всегда заботились о здоровье, и тем более о здоровье детей. Тем более что сейчас в связи с образом жизни все больше и больше детей страдают искривлением позвоночника. Также из-за неправильного развития среди детей все чаще и чаще наблюдается такая патология, как плоскостопие.
Цель моей работы: предложить услугу, востребованную на данный момент
Задачи:
Выбрать индустрию, в которой услуга будет представлена
Изучить литературу по данному материалу
Выбрать целевую аудиторию
4.Разработать проект предложения
I раздел: реферативная часть
1.1. Понятие индустрии здоровья
Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной рыночной экономике, поскольку именно здесь производятся медицинские услуги, создание которых является основным условием охраны и укрепления здоровья населения.
Современное здравоохранение невозможно представить обособленным, изолированным и функционирующим вне национальной экономики. В реальных условиях здравоохранение базируется на кооперации, связывающей его и сопряженные с ним сферы деятельности. На основе такого взаимодействия различных отраслей и сфер деятельности возникает особая подсистема национального хозяйства, которую авторы предлагают именовать «индустрия здоровья».
Индустрия здоровья — это функциональная многоотраслевая подсистема национального хозяйства, выражающая взаимосвязь, взаимодействие здравоохранения и сопряженных с ним отраслей и сфер деятельности по охране и укреплению здоровья людей.
Формирование индустрии здоровья связано с переходом здравоохранения на использование современных технологий, которое существенно расширило технологические и функциональные связи здравоохранения с другими отраслями национальной экономики. Более полному вовлечению здравоохранения в экономический кругооборот способствует функционирование последнего на основе рыночных отношений.
Множество отраслей национальной экономики прямо или косвенно участвуют в функционировании индустрии здоровья, структура которой представлена на рис. 1.1.
В индустрию здоровья входят лечебно-профилактические, медико-реабилитационные и аптечные организации, центры санэпид-надзора, предприятия медицинской промышленности, организации медицинского страхования. По нашему мнению, при выделении индустрии здоровья в самостоятельную подсистему национальной экономики не имеет значения, к какому ведомству относятся ee составные элементы. Главное, что позволяет рассматривать их в качестве единой подсистемы, — это их функциональное назначение в общественном производстве — охрана и укрепление здоровья населения.
Индустрия здоровья — это неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, который играет существенную роль в социально-экономическом развитии ведущих стран. Степень развития индустрии здоровья тесно связана с уровнем зрелости современного рыночного хозяйства.
Индустрия здоровья принимает непосредственное участие в создании валового внутреннего продукта, национального продукта, производя одновременно товары и услуги, направленные на охрану здоровья. Вместе с тем индустрия здоровья — не только производитель товаров и услуг, но и активный их покупатель, что усиливает экономическую деятельность в целом и экономику социальной сферы в частности, способствует развитию конкуренции между разными секторами национального хозяйства.
Функционирование индустрии здоровья способствует активному созданию дополнительных рабочих мест в рамках национальной экономики, получению доходов населением и государством.
В настоящее время из-за отсутствия необходимых статистических данных достаточно сложно представить микро- и макроэкономический анализ деятельности отечественной индустрии здоровья.
Отметим лишь, что только в системе Минздрава РФ находится 18 тыс. лечебно профилактических учреждений на 1,6 млн. коек, в том числе 8862 больницы, 1532 специализированных диспансера, 6306 самостоятельных поликлиник. В отрасли функционирует 210 самостоятельных станций переливания крови, 3172 станции скорой медицинской помощи, 43 362 фельдшерско-акушерских пункта, 54 специализированных яслей-садов на 3720 мест и 254 дома ребенка 22 030 мест. В учреждениях Минздрава России работают более 3 млн человек, в том числе 2 млн врачей, медицинских сестер и фармацевтов. В настоящее время в лечебно-профилактических организациях страны созданы и действуют 5447 дневных стационаров на 64 625 коек. Ежегодно в них получают помощь около 2,5 млн человек.
В условиях усиливающейся роли здоровья в современном обществе появляется необходимость всестороннего изучения механизма хозяйствования индустрии здоровья. Понятно, что каждая из сфер индустрии здоровья развивается сообразно своим закономерностям. Вместе с тем индустрии здоровья как подсистеме национальной экономики присущи общие черты и закономерности, вытекающие из ее функциональной роли в современном обществе — охрана и укрепление здоровья людей.
1.2 Взаимосвязь и взаимодействие подсистем индустрии здоровья
Необходимость объединения различных отраслей и сфер деятельности, направленных на укрепление и охрану здоровья в единый комплекс, обусловлена общностью целей их деятельности и тесными взаимоотношениями, существующими между ними.
Функционирование индустрии здоровья в новых условиях хозяйствования еще более способствует установлению взаимосвязей и взаимодействия между ее составными элементами. В первую очередь такие связи возникают между двумя взаимодополняющими друг друга сферами — сферой медицинского обслуживания населения и медицинской промышленностью.
Обеспечение охраны и укрепления здоровья нации в значительной степени зависит от того, насколько согласованно развиваются все сектора и службы индустрии здоровья. Любое противоречие в их функционировании грозит обществу дополнительными социальными и экономическими потерями. Поэтому при определении путей развития каждого элемента этой подсистемы нельзя не учитывать его взаимосвязь с другими службами и секторами индустрии здоровья.
Решение проблемы оптимальной стратегии функционирования индустрии здоровья как единого целого необходимо для создания концепции реформирования здравоохранения. Без интеграционного подхода к охране, поддержанию и укреплению здоровья не может быть разработана научно обоснованная концепция развития. Существующий же пока дезинтеграционный подход к развитию индустрии здоровья на государственном уровне приводит к снижению эффективности предлагаемых мер, направленных на укрепление и охрану здоровья.
Интеграционный подход к развитию индустрии здоровья крайне необходим для преодоления процессов разобщенности, фрагментарности и несогласованности действий структур, ответственных за решение вопросов охраны здоровья населения. Такой подход к охране здоровья необходим как на федеральном, так и на региональном уровне. Его внедрение, несомненно, будет способствовать более рациональному (с учетом потребностей населения в конкретных формах и видах медицинской помощи) распределению ресурсов между всеми службами индустрии здоровья и отдельными лечебно-профилактическими организациями, повышению точности оценки объемов лечебно-диагностических процедур в зависимости от функционального назначения объектов здравоохранения.
Службы и сектора индустрии здоровья, являясь ее структурными элементами, сами в то же время представляют собой системы, имеющие свою внутреннюю организацию и свои структурные подразделения. Объединенные межэлементными связями и механизмами отдельные подсистемы индустрии здоровья тесно взаимодействуют между собой. Любые существенные изменения в одной из них неизменно порождают соответствующие изменения в других подсистемах. По законам диалектики такое сотрудничество предполагает взаимодополнение, взаимоподдержку действующих подсистем, а неизбежно возникающие при этом противоречия между ними становятся источником развития индустрии здоровья в целом.
Подобного рода взаимодействие, с одной стороны, способствует укреплению каждой из подсистем и в конечном счете - укреплению всей системы, а с другой стороны, создает предпосылки для наиболее полного раскрытия способности индустрии здоровья к изменению и развитию. Например, расширение номенклатуры лекарственных средств, появление новых уникальных препаратов и образцов медицинского оборудования (а иногда и просто серьезное улучшение их параметров) всегда служит действенным стимулом к разработке более совершенных лечебно-диагностических и оздоровительно-реабилитационных технологий. При этом существенно повышается устойчивость индустрии здоровья к воздействию внешних негативных факторов: сокращение объема бюджетного финансирования, возникновение масштабных эпидемий и т. д.
Для единой индустрии здоровья характерно наличие определенных интегральных свойств, принадлежащих ей как системе, но не присущих ни одной из ее подсистем. Понятно, что качество здоровья населения хотя и непосредственно зависит от характеристик отдельных структурных элементов индустрии здоровья, однако полностью ими не определяется. При получении более точной оценки состояния здоровья населения нужно учитывать также воздействие на него условий и образа жизни, психострессовых, экологических и других разнообразных факторов.
Формирование и развитие индустрии здоровья требует рационализации единого подхода в рамках национальной экономики к ресурсам, организационно-правовым формам функционирования, реализации возможностей поиска и осуществления эффективных вариантов медико-социального развития общества. При таком подходе будет преодолена ведомственность управления здоровьем населения и достигнуто более эффективное развитие валеологически связанных между собой отраслей и сфер деятельности.
1.3 Функции индустрии здоровья
Деятельность индустрии здоровья как подсистемы национального хозяйства способствует охране и укреплению здоровья населения, национальной безопасности страны. Поступательное развитие индустрии здоровья относится к важнейшим условиям реализации социально ориентированной политики государства. На индустрию здоровья как подсистему национальной экономики возлагается выполнение следующих функций:
обеспечение членов общества медицинскими услугами и товарами медицинского назначения;
формирование медицинского сообщества с его профессиональными установками и обязанностями;
научное познание природы болезней, их лечение и профилактика.
1.4 Инфраструктура индустрии здоровья
Совокупность организаций, которые обеспечивают условия для функционирования и развития индустрии здоровья, называется инфраструктурой индустрии здоровья.
Инфраструктура индустрии здоровья включает основные фонды, транспорт, связь, материально-техническое снабжение, заготовку сырья, торговлю, информационное и ремонтно-техническое обслуживание, образование.
Основная функция инфраструктуры индустрии здоровья сводится к обеспечению необходимых условий для нормального осуществления медико-санитарных, лечебно-диагностических и оздоровительно-профилактических процессов путем реализации технологических, организационно-экономических,производственных), медико-правовых и других связей.
1.5 Признаки услуг здравоохранения
В самом общем случае услуги здравоохранения представляют собой результат полезной деятельности лечебно-профилактических и реабилитационных организаций, врачей, занимающихся частной практикой, и других субъектов индустрии здоровья, направленной на удовлетворение потребностей населения и общества в квалифицированной медицинской помощи. В теоретических работах по экономике здравоохранения, в практической деятельности организаций здравоохранения услуги здравоохранения часто именуются медицинскими услугами.
Как уже отмечалось, потребность в медицинской помощи непосредственно связана с состоянием здоровья (комфортностью, существования) и самой жизнью человека, и именно
это в первую очередь обусловливает специфические особенности формирования предложения и спроса на услуги здравоохранения. Для последних характерно сочетание высокой социальной приоритетности с относительно низкой эластичностью спроса на них, практической невозможностью взаимозаменяемости связанных с ними расходов.
Неопределенность в возникновении потребности в медицинской помощи и непредсказуемость ожидаемого эффекта способствуют формированию в сознании людей понимания необходимости и внеочередности расходования средств на поддержание и укрепление своего здоровья (особенно в периоды возникновения острых и обострения хронических заболеваний) за счет экономии на других статьях потребительского бюджета. А это означает, что другие потребности замещаются потребностями в здоровье. В то же время стремление к подобному замещению и его масштабы во многом зависят от психологических установок людей, их благосостояния представлениях о ценностях.
Изучение социально-экономической природы услуг здравоохранения и их классификация на основе системы признаков помогают лучше понять специфику и сущность отдельных видов услуг, уточнить их характерные особенности, оптимизировать стратегию развития здравоохранения.
Для услуг здравоохранения характерны следующие свойства:
неосязаемость;
неразрывность процессов предоставления и потребления;
неотделимость от источника;
неоднородность (изменчивость) качества;
недостаточная объективность оценки качества, результативности, эффективности и стоимости.
Разделяя в целом такие свойства услуг здравоохранения, считаем необходимым отметить, что научно-технический прогресс, в частности современные информационные технологии, в ряде случаев вносят в них определенные коррективы, которые будут отмечены ниже.
1.6 Неосязаемость услуг здравоохранения
Неосязаемость услуг здравоохранения проявляется, прежде всего в невозможности продемонстрировать их пациенту (для пациента — увидеть их) вплоть до предоставления (получения) в виде совокупности профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных и других мероприятий и процедур. Неосязаемость услуг здравоохранения связана с нематериальным характером их проявления. Ни одному пациенту (даже если таким пациентом окажется больной врач) никогда не удастся заранее узнать абсолютно все о полезных свойствах (полезном эффекте и побочном действии) оказываемых ему услуг. Оценка полезности услуг здравоохранения проводится, как правило, по аналогии — на уровне субъективного восприятия их результативности, ощущений и эмоциональных переживаний пациентов.
В то же время значительная часть услуг здравоохранения может иметь, помимо нематериального проявления, и материально-вещественное воплощение — в частности, установка пломб, коронок и зубных протезов, ортопедических приспособлений, кардиостимуляторов, удаление или замещение частей органов или тканей, изменение функций и формы отдельных органов за счет их перемещения или пересадки, протезирования и т.п. Соотношение различных видов медицинских услуг в зависимости от степени их осязаемости приведено на рис. 5.1
Таким образом, подавляющее большинство медицинских услуг содержит как функциональные (деятельностью), так и материально-вещественные компоненты. Степень осязаемости конкретной услуги определяется количественным соотношением ее функционального и материально-вещественного содержания. В качестве показателя степени осязаемости медицинской услуги в процентах можно использовать, например, следующую величину:
Ому = (Смвк/Сму)8100%,
где Ому — коэффициент осязаемости медицинской услуги;
Смвк – общая стоимость всех материально-вещественных компонентов;
Сму — цена (стоимость) услуги.
Разделение услуг здравоохранения по степени их можно использовать при построении научно обоснованных методов ценообразования. При этом следует иметь в виду, что значительная часть денежной оценки материально-вещественных компонентов медицинских услуг включает амортизацию (износ) факторов производства (помещений, оборудования и т. д.), нематериальные активы (ноу-хау, патенты и др.), стоимость постельных принадлежностей и спецодежды, предусмотренных технологией и фактически использованных лекарственных средств, специальных материалов, средств личной гигиены.
II раздел: практическая часть
2.1 Анализ потребителя
Мое предложение на рынке услуг лечебно-диагностический центр для детей, болеющих плоскостопием и искривлением позвоночника.
Мой основной потребитель – это дети любого возраста, имеющие заболевания, профилирующие в моем центре и, следовательно, нуждающиеся в лечении этих болезней. А также взрослые – их мамы, папы, бабушки, дедушки, которые, если понадобится, будут их сопровождать. Это могут быть люди социального класса hi и middle, потому что в центре предоставляются услуги материально доступные для этих классов. Эта услуга для индивидуального потребления, так как взрослый не может принимать процедуры вместе с ребенком.
2.2 Технология процессов в контактной зоне
Контактная зона начинается в холле центра, где клиенты могут получить информацию, интересующую их на стенде с информацией, или у администратора. Если клиенты уже ознакомлены с услугой и пришли целенаправленно ее получить, администратор объясняет, куда им обратиться. Он их отправляет в кабинет к специалисту по мануальной терапии. Далее клиент проходит в кабинет к специалисту, где тот осматривает ребенка и выписывает ему необходимые процедуры, которые ему окажут в центре. Это могут быть массаж, лечебные физкультурные упражнения и физиолечение.
В центре есть два массажных кабинета, зал для лечебной физкультуры, оборудованный необходимым инвентарем и зеркалами, кабинет для физиолечения, также оборудованный необходимыми приборами.
Далее клиент проходит в сам кабинет, где ребенок будет принимать процедуры и врач, если есть свободное место сейчас и клиенту удобно, принимает ребенка, иначе записывает клиента на другой день и договаривается о времени, подходящим для клиента.
Если ребенок принимает процедуры, взрослый может пройти в специальную комнату, где он может посидеть на диване, посмотреть телевизор, выпить чашку кофе и дождаться своего ребенка.
После того, как цикл процедур пройден, взрослым выдается квитанция об оплате услуг, которую они могут произвести в кассе центра.
Для клиентов, воспользовавшихся услугой центра в первую неделю после открытия, предусмотрена система скидок в виде дисконтных карт. Детям предусмотрены подарки в виде комплекса витамин.
2.3. Разработка фирменного стиля
Интерьер центра оформлен в палитре нежно-розовых и нежно-фиолетовых оттенков. Фирменной одежды как таковой не предполагается. Все сотрудники должны надевать медицинские халаты, на которых изображен логотип центра.
Слоган: «Здоров ребенок – счастлив родитель»
Логотип
Профессиональный кодекс сотрудников такой же, как и у медицинского персонала.
Заключение
На мой взгляд, я достигла своей цели. Я разработала и сделала предложение на рынке услуг.
И решила поставленные перед собой следующие задачи:
1. Выбрала индустрию, в которой услуга будет представлена
2. Изучила литературу по данному материалу
3. Выбрала целевую аудиторию
4. Разработала проект предложения
Я думаю, что мое предложение будет достаточно выгодным и прибыльным.
Список литературы
1. Индустрия здоровья: экономика и управление А.С. Акопян, Ю.В. Шиленко, Т.В. Юрьева Москва: Дрофа, 2003, 445 стр.