СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1
Задание 2
Список использованных источников
ЗАДАНИЕ 1
1 Выберите вид бизнеса (производство или реализация товара, оказание услуг). Дайте характеристику своему бизнесу
Вид бизнеса, выбранный мной, связан с производством обоев.
Современная технология изготовления бумажных обоев включает в себя несколько этапов. Весь процесс очень похож на газетную или журнальную полиграфию. Сначала готовятся краски. Этот процесс является одним из важнейших - краска должна быть определенной вязкости, иначе может быть нарушен технологический процесс. Следующий этап - подготовка бумаги. До 60-70% себестоимости обоев составляет бумага. Соответственно те обойные производства, которые размещены на целлюлозно-бумажных заводах, имеют огромное преимущество - им бумага достается дешевле. Перед нанесением краски бумагу иногда грунтуют. Делают это для того, чтобы подготовить фон для печати, если бумага низкого качества или если этого требует дизайн. Затем бумага поступает на обоепечатные машины, наносящие рисунок. Исторически существует три типа печати обоев - высокая, глубокая и трафаретная. Высокая печать и трафаретная уже почти нигде не применяется - это технологии прошлого века. Хотя до сих пор на многих предприятиях используется разновидность высокой печати - флексопечать. Формы для флексопечати изготавливают из эластичного материала. Печатные формы для глубокой печати имеют, так же как и в случае с высокой, форму вала, а изображение обойного рисунка вдавливается в глубь поверхности печатной формы. После печати бумажные обои иногда покрывают латексом - покрытая таким раствором бумага приобретает водоотталкивающие свойства. Наконец, обои проходят стадию тиснения (если того требуют соображения дизайна). Происходит тиснение уже покрашенных обоев на специальных тиснильно-раскатных автоматах. Печать обоев идет непрерывным потоком, поэтому, чтобы разрезать, их раскатывают и затем кроят.
Наше предприятие ОАО «Обойный мир» должно стать одним из крупнейших специализированных предприятий по выпуску обоев - универсального материала для жилых и общественных помещений.
Целью деятельности ОАО «Обойный мир» является выпуск конкурентоспособной, доступной по цене продукции (обоев), удовлетворяющей требованиям потребителя, гарантирующей устойчивую прибыль и расширение рынков сбыта.
Главным направлением деятельности предприятия должно быть техническое перевооружение с установкой нового современного оборудования и модернизацией существующего с организацией выпуска продукции, пользующейся повышенным потребительским спросом.
Внедрение мероприятий по развитию производства, повышению технического уровня, улучшению качества, совершенствованию технологии и модернизации производства, внедрению и освоению новых конкурентоспособных видов обоев позволит ОАО осуществлять выпуск практически всех видов обоев, соответствующих по качеству европейскому уровню, производимых в Германии, Англии, Голландии, Турции и др.
В организационной структуре предприятия можно выделить службу, выполняющую маркетинговые функции - это отдел реализации.
Отдел реализации (ОР) является самостоятельным структурным подразделением общества и подчиняется непосредственно заместителю генерального директора ОАО "Белорусские обои" по коммерческим вопросам.
В своей деятельности ОР руководствуется действующим законодательством, уставом, распоряжениями и приказами генерального директора ОАО, Политикой ОАО «Обойный мир» в области качества, стандартами предприятия системы менеджмента качества (СМК), положением об отделе реализации.
2 Проведите маркетинговые исследования по выбранному Вами виду бизнеса:
- охарактеризуйте внешнюю макросреду и микросреду
- оцените внутренний потенциал Вашего предприятия
Процесс маркетингового исследования можно представить в виде нескольких основных этапов: разработка концепции исследования, отбор источников информации, сбор информации, анализ и интерпретация информации, представление результатов исследования.
В Беларуси, России и других странах СНГ насчитывается более 25 предприятий, выпускающих обои:
- Минское предприятие «Белорусские обои»;
- Корюковская фабрика (под Черниговом);
- СП «Днепромайн» на Украине;
- «Саратовобои»;
- ОАО «Гомельобои»;
- Тульская фабрика;
- Фабрики по производству обоев, расположенные в Ленинградской, Свердловской и других областях Российской Федерации.
Постоянный рост выпуска обоев предприятиями заставляет друг друга обновлять ассортимент, налаживать выпуск новых видов обоев и т.д. Так, в России предприятие «Саратовобои» выпустило в 2009 г. обоев больше, чем в 2008 г. на 88,6 %, в Ленинградской области - на 99,6 %, в Свердловской обл. - на 7,5 %, в Тульской - на 7,2 %; на Украине - Корюковская фабрика - на 11,5 %, СП «Днепромайн» - в 2 раза больше.
Ввиду стабильности финансового рынка Российской Федерации и Украины стал заметен рост объемов выпуска готовой продукции производителями этих стран.
Наиболее динамично развивающимися предприятиями являются ОАО "Тулабумпром", АО "Саратовобои", Советский ЦБК, Выборгский ЦБК, Корюковская ФТБ. Цены на продукцию этих предприятий ниже или на уровне цен ОАО «Обойный мир».
Из белорусских предприятий серьезную конкуренцию составляют ОАО «Белорусские обои», ОАО «Гомельобои», ООО "Фокс", "Вуп Перталь".
Все выше перечисленные предприятия являются основными конкурентами ОАО «Обойный мир» на рынках Российской Федерации, Украины и Молдовы. Они в целом производят весь ассортимент обоев, выпускаемых ОАО «Обойный мир» , но при этом имеют возможность установления более низкого уровня цен.
Прежде чем начать анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Обойный мир», дадим краткую характеристику основным конкурентам ОАО «Обойный мир».
Краткая характеристика ОАО «Гомельобои».
ОАО «Гомельобои» - одно из крупнейших отечественных предприятий-производителей обоев, декоративной бумаги для мебельной промышленности и упаковки пищевых продуктов. Доля в уставном фонде распределена следующим образом: государство - 50,01 %, ОАО СИФ «ПРИФ-1» - 10,9 %, «Беларусбанк» - 1,01 %, ЗАО «Новая белица» - 5,2 %, физические лица - 23,89 %.
Основными видами деятельности являются: производство обоев - 90,6 %; производство упаковочных материалов для пищевой промышленности - 6,3 %; производство декоративной бумаги для мебельной промышленности - 2,0 %.
Сегодня ОАО «Гомельобои» предлагает потребителю более 550 рисунков и расцветок обоев, выполненных способом глубокой и высокой печати. Каждый месяц появляется 10-12 новых рисунков. Годовой выпуск обоев составляет свыше 30 миллионов рулонов обоев. Новинкой в производстве является настенное покрытие со вспененным рельефным рисунком, виниловые обои.
На сегодняшний день ОАО «Гомельобои» оснащено современными полиграфическими машинами глубокой печати ведущих фирм Германии, Франции, Италии. Применяя новейшие технологии они выпускают следующие виды обоев: пенообои, кашированные, гофрированные, влагостойкие, виниловые обои, покрытие настенное, дуплекс (с теснением в раппорт и асимметричным тиснением), обои вспененные (с применением акриловой пены).
ОАО «Гомельобои» признано в 2000 г. дипломантом "За качество выпускаемой продукции и постоянное обновление ассортимента" правительствами России, Украины, Молдовы, Казахстана, Польши и Беларуси, а в 2001 г. дипломантом конкурса "Обои и обойный клей - 2001 г." Российской ассоциации производителей обоев в номинациях:
- лучшие однослойные бумажные обои - 1-е место,
- лучшие обои с нанесением вспененной краски - 1-е место,
- лучшие дуплексные обои - 2-е место,
- смелое решение и высокое техническое исполнение дуплексных обоев,
- за новую технологию для настенных покрытий.
ОАО «Гомельобои» имеет ряд фирменных магазинов и домов торговли в Минске, Гомеле, Жлобине, С.-Петербурге, Москве, Белгороде, Вильнюсе. За организацию образцовой фирменной торговли в Беларуси предприятие было награждено призом "Бронзовый Меркурий" Министерства торговли республики.
За пределы Беларуси предприятие поставляет около 72% продукции, на внутренний рынок - 28%. Продукция предприятия поставляется в 25 регионов России (48% общего объема экспортных поставок), в Украину (30-35%), а также в Молдову, Казахстан, страны Балтии.
Для продвижения своей продукции «Гомельобои» в первую очередь использует такой инструмент, как участие в различных специализированных выставках-ярмарках.
Предприятие рекламируется на календарях различного формата, ручках, сувенирных ножах, блокнотах, зажигалках, полиэтиленовых мешках, при этом используется нанесение фирменного знака, а также размещение адреса и контактных телефонов фирменных магазинов предприятия, где это возможно.
ОАО «Гомельобои» является спонсором волейбольного клуба «Гомель», так, например, на майках спортсменов - реклама о предприятии, кроме этого предприятие иногда оказывает и спонсорскую помощь футбольному клубу «Гомель» (на билетах к матчу печатается реклама о предприятии).
Что касается фирменного стиля «Гомельобои» то к нему можно отнести, в первую очередь, наличие логотипа предприятия, который присутствует на вкладышах, закладываемых в рулоны готовой продукции, на вывесках фирменных магазинов, официальном почтовом бланке предприятия, официальном сайте.
Предприятие выпускает альбомы образцов обоев для дилеров, постоянных клиентов, торговых домов.Любой потенциальный покупатель может с ними познакомиться. Кроме этого, существуют стенды новой продукции внутри предприятия.
Для удобства использования продукции покупателями в каждую трубку обоев на этапе упаковки закладывается этикетка формата 210х180 мм, где на обратной стороне имеется инструкция по эксплуатации, что за частую отсутствует у других производителей обоев, поэтому, несомненно, приветствуется покупателями.
Краткая характеристика «Корюковской фабрики технических бумаг».
ОАО «Корюковская фабрика технических бумаг» производит свою продукцию под торговой маркой «Славянские обои», которая широко известна и пользуется заслуженным спросом на рынках СНГ, стран Прибалтики и Европы. Сегодня фабрика работает со многими известными мировыми поставщиками сырья, отгружая свою продукцию не только на Украину, но и во все части СНГ и многие страны Европы.
ОАО «Корюковская фабрика технических бумаг» имеет собственное полиграфическое производство, где на современном высококачественном полиграфическом оборудовании, осуществляется выпуск печатной продукции способом офсетной печати. В цехе производства полиграфической продукции выпускается широкий спектр различных видов полиграфической продукции это: этикетки, контрэтикетки, кольеретки; высококачественные бордюры к обоям разнообразных цветов и форм; плакаты полноцветные, обложки газет и журналов; календари настольные, карманные, настенные, перекидные; буклеты, каталоги, проспекты, листовки; дизайн, верстка и художественное оформление полиграфической продукции; офсетная печать полноцветной продукции любой сложности.
На сегодняшний день выпускаются следующие виды обоев: бумажные гофрированные, дуплексные, моющиеся, акриловые, виниловые.
В ассортименте более 500 дизайнов в различных колористиках, ассортимент которых постоянно обновляется. Каждый дизайн исполняется в 5-10 цветовых вариантах.
Краткая характеристика ОАО «Тульские бумажные промышленники».
ОАО "Тульские бумажные промышленники", входящие в структуру Ассоциации региональных промышленников "Группа Фокс", является одним из крупнейших российских предприятий - производителей обоев.
Ассортимент обоев представлен более 400 видами бумажных обоев различных стилей и фактур, в том числе гофрированные, тисненые, моющиеся и дуплекс. Постоянное обновление коллекций (ежемесячно 10-15 новых рисунков), использование экологически чистых материалов, строгий контроль качества и оптимальные цены - все это делает продукцию предприятия привлекательной как для строительных организаций, так и для частных лиц.
Ежегодно на английском и германском оборудовании производится более 36 миллионов рулонов. Отличительными чертами тульских обоев является:
- постоянно обновляемый ассортимент выпускаемой продукции;
- долговечность;
- хорошая светостойкость;
- наличие гигиенических сертификатов и сертификатов качества.
Упаковка рулонов обоев производится в мешки бумажные или гофро-ящики по 10,15 или 20 шт. в упаковочную единицу.
Кроме этого предприятие выпускает: бумажно-беловые изделия, картонную тару, флексографические формы.
Для анализа конкурентоспособности ОАО «Обойный мир» составим следующую таблицу и оценим показатели по пятибалльной шкале (1 - плохое, 5 - отличное).
Таблица 1. Оценка конкурентоспособности ОАО «Обойный мир»
Составляющая маркетингового комплекса | Оценка положения | |||
ОАО «Обойный мир» | ОАО «Гомельобои» | Корюковская ФТБ | Тульская фабрика | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Продукт: | ||||
- качество | 4 | 4 | 5 | 5 |
- разнообразие ассортимента | 5 | 5 | 3 | 3 |
- соответствие передовым технологиям | 4 | 5 | 5 | 4 |
- цена | 4 | 5 | 3 | 4 |
Коммуникационная политика: | ||||
- использование различных средств рекламирования | 5 | 3 | 3 | 2 |
- организация связей с общественностью | 4 | 4 | 3 | 3 |
- участие в выставках | 5 | 5 | 5 | 4 |
- наличие фирменного стиля | 5 | 3 | 3 | 3 |
Как видно ОАО «Обойный мир» по таким параметрам, как соответствие передовым технологиям и разнообразие цены получило максимальный бал. В свою очередь, «Гомельобои» выигрывает у конкурентов в соотношении цена-ассортимент, а Корюковская ФТБ - цена -качество. Худший результат показала Тульская фабрика. Следует отметить, что ОАО «Обойный мир» уступают своим зарубежным конкурентам по качеству обоев, что, как было сказано раньше, связано с используемым сырьем. Однако, что касается предлагаемого ассортимента, то тут белорусские предприятия значительно превосходят конкурентов.
Таким образом, можно сказать, что ОАО «Обойный мир» не уступает по основным параметрам своим основным конкурентам и по некоторым даже превосходит. Однако, имеющие недостатки следует отслеживать и совершенствовать.
Диагностика конкурентов имеет большое практическое значение, так как позволяет, с одной стороны, определить степень их удовлетворенности текущей позицией на рынке, с другой - предвидеть их возможные действия по изменению существующей расстановки сил.
3 Выберите и охарактеризуйте стратегию маркетинга для Вашего товара
Для развития и становления предприятия на рынке необходимо регулярно проводить диагностику целей конкурентов, так как она имеет большое практическое значение, а именно- позволяет, с одной стороны, определить степень их удовлетворенности текущей позицией на рынке, с другой - предвидеть их возможные действия по изменению существующей расстановки сил. В первую очередь необходимо выяснить:
- намеревается ли конкурент быть лидером или стремится следовать за лидером?
- имеет ли конкурент традиции в осуществлении каких-либо целей относительно качества товаров, системы реализации, ценовой стратегии?
- какова позиция конкурента относительно риска в финансовой сфере? Каковы темпы роста его доходов и чем они обеспечены?
- какова организационная структура управления предприятием?
- какими качествами отличается высший управленческий персонал предприятия?
Изучение самооценки исследуемого предприятия также имеет большое значение. При этом ищут ответы на следующие вопросы:
- в чем, по мнению конкурента, заключаются его сильные стороны и позиция в области себестоимости товаров, их качества, применяемых технологий?
- что думает конкурент о будущем спросе на товары и о тенденциях развития рынка?
- как конкурентом определяется иерархия целей, и оцениваются возможности его конкурентов?
- признает ли конкурент существование на рынке определенных правил бизнеса?
- насколько мнение конкурента о своей деятельности отражает используемую им стратегию конкуренции?
Точно определить, что конкретно собирается предпринять конкурент, часто бывает достаточно сложно из-за отсутствия необходимой для анализа информации. Поэтому при появлении первых признаков активизации конкурентов необходимо подготовиться к тому, что получаемые сведения первоначально будут неясными и лишь с течением времени станут пополняться и проясняться. Вместо того чтобы ожидать полной информации, необходимо уточнить возможные ответные действия при различных вариантах развития событий. Для этого прибегают к изучению внешних проявлений деятельности конкурентов, которые прямо или косвенно информируют о целях, задачах и мотивах его поведения. Умение правильно выделять из всей информационной среды данные о намерениях конкурента и адекватно диагностировать их дает дополнительную информацию для оценки предстоящих изменений на рынке.
Важным элементом анализа конкурентов является определение их текущих стратегий. Дело в том, что ни одно предприятие не может достичь конкурентных преимуществ по всем направлениям. Необходимы выбор приоритетов и выработка стратегии, максимально соответствующих тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующих сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических действий на рынке, стратегия направлена на обеспечение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Поэтому основной задачей исследований является определение базовой стратегии конкуренции, представляющей собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке.
Процесс оценки сильных и слабых сторон конкурентов может проходить как часть аудита маркетинга. При возможности следует собрать как можно больше информации о внутренней деятельности конкурента, его рынке и потребителях. К такой информации относятся, например, прибыльность, уровень сбыта и инвестиций, данные о рынке, уровень цен, доля рынка и используемые каналы сбыта.
Полезными могут оказаться и знания об осведомленности потребителей о предприятии и предлагаемых им товарах.
Оценку возможностей конкурентов целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
- выявление ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе на рынке;
- построение конкурентных профилей возможностей конкурентов;
- определение влияния ключевых факторов успеха на выбор стратегии предприятия.
Для обеспечения четкости анализа необходимо ограничиваться шестью - восемью ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе на рынке.
Анализ профилей конкурентов используется в дальнейшем для определения возможных конкурентных стратегий.
К числу изучаемых вопросов относится также вероятная реакция конкурентов на изменение рыночной ситуации.
Маркетинговый анализ конкурентов позволяет также выявить и перенять у них передовые методы управления производством и сбытом товаров.
4. Проведите товарную политику в отношении Вашего бизнеса:
- дайте характеристику товара или услуги
- выберите способ позиционирования товара
- выберите метод повышения качества продукции
- создайте брэнд для данного товара или услуги
- изобразите и охарактеризуйте жизненный цикл товара. Определите возможные способы продления жизненного цикла товара
Целью деятельности ОАО «Белорусские обои» является выпуск конкурентоспособной, доступной по цене продукции (обоев), удовлетворяющей требованиям потребителя, гарантирующей устойчивую прибыль и расширение рынков сбыта.
Главным направлением деятельности предприятия является техническое перевооружение с установкой нового современного оборудования и модернизацией существующего с организацией выпуска продукции, пользующейся повышенным потребительским спросом.
Внедрение мероприятий по развитию производства, повышению технического уровня, улучшению качества, совершенствованию технологии и модернизации производства, внедрению и освоению новых конкурентоспособных видов обоев позволяет ОАО осуществлять выпуск практически всех видов обоев, соответствующих по качеству европейскому уровню, производимых в Германии, Англии, Голландии, Турции и др. Также на предприятии постоянно проводятся работы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Основным видом хозяйственной деятельности является производство обоев. Кроме этого, ОАО будет осуществлять также следующие виды деятельности:
- ведение оптовой торговли;
- оптовая торговля;
- розничная торговля и торгово-производственная деятельность (по перечню);
- розничная торговля алкогольными и табачными изделиями;
- оказание бытовых услуг (ремонт и изготовление металлоизделий);
- эксплуатация грузоподъемных кранов;
- транспортировка опасных грузов (кислород в баллонах, спирт этиловый в заводской упаковке) автомобильным транспортом;
- междугородние и международные перевозки грузов автомобильным транспортом.
Девиз акционерного общества: "От качества обоев к качеству жизни!"
К краткосрочным целям ОАО «Обойный мир» относятся следующие:
- выполнение прогнозных показателей развития предприятия;
- осуществление постоянной связи с потребителем с целью изучения потребительского спроса, пожеланий и ожиданий потребителя;
- проведение работ с поставщиками сырья и химикатов с целью повышение качества поставляемой продукции;
- повышение квалификации и обучение персонала;
- улучшение социального обеспечения сотрудников;
- улучшение качества печати;
- расширение ассортимента конкурентоспособных обоев глубокой печати с тиснением в регистр;
- разработка и внедрение системы качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001, ее сертификация и дальнейшее совершенствование;
- увеличение выпуска конкурентоспособной продукции на 40%;
- установка компьютерной системы визуального контроля полотна обоев на определенных технологических линиях;
- модернизация системы автоматического управления тиснением в регистр;
- освоение технологии производства обоев глубокой и флексопечати с тиснением в регистр с применением для отделки специальных пигментов (интерференционных, металлоиммитационных, тонеров, флуоресцентных);
- повышение производительности труда;
- снижение себестоимости продукции;
- стабилизация технологического процесса;
- снижение сроков подготовки новых дизайнов;
- увеличение рабочей скорости линии на 15%;
- увеличение мощности станции.
К долгосрочным целям можно отнести следующие:
- повышение экономической эффективности производства обоев;
- техническое перевооружение с установкой нового современного и модернизацией существующего оборудования;
- организация выпуска нового в Республике Беларусь вида продукции;
- расширение и освоение новых рынков сбыта продукции;
- ввод в эксплуатацию новых технологических линий;
- освоение производства по изготовлению металлических тиснильных валов;
- снижение сроков подготовки новых дизайнов;
- снижение себестоимости;
- повышение производительности труда;
- улучшение качества печати.
Жизненный цикл товара (обоев) может быть представлен как определенная последовательность стадий существования его на рынке, имеющая определенные рамки. Динамика жизни товара показывает объем продаж в каждое определенное время существования спроса на него.
В жизненном цикле такого товара, как обоев, можно выделить пять стадий или фаз:
1. Внедрение или выход на рынок. Это фаза появления нового товара на рынке. Иногда в виде пробных продаж. Начинается с момента распространения товара и поступления его в продажу. На этой стадии товар еще является новинкой. Технология еще недостаточно освоена. Производитель не определился в выборе производственного процесса. Модификации товара отсутствуют. Цены на товар обычно несколько повышены. Объем реализации очень мал и увеличивается медленно. Сбытовые сети проявляют осторожность по отношению к товару. Темп роста продаж тоже невелик, торговля часто убыточна, а конкуренция - ограничена. Конкуренцию на этой фазе могут составить только товары-заменители. Целью всех маркетинговых мероприятий является создание рынка нового товара. Фирма несет большие расходы, так как на этой фазе большие издержки производства, а расходы на стимулирование сбыта достигают обычно наивысшего уровня. Потребителями здесь являются новаторы, готовые идти на риск в апробировании нового товара. На этой фазе очень высока степень неопределенности. Причем: чем революционнее инновация, тем выше неопределенность.
2. Фаза роста. Если товар требуется на рынке, то сбыт начнет существенно расти. На этом этапе обычно происходит признание товара покупателями и быстрое увеличение спроса на него. Охват рынка увеличивается. Информация о новом товаре передается новым покупателям. Увеличивается число модификаций продукта. Конкурирующие фирмы обращают внимание на этот товар и предлагают свои аналогичные. Прибыли довольно высоки, так как рынок приобретает значительное число продуктов, а конкуренция очень ограничена. Посредством интенсивных мероприятий по стимулированию сбыта емкость рынка значительно увеличивается. Цены слегка снижаются, так как производитель производит большой объем продукции по опробованной технологии. Маркетинговые расходы распределяются на возросший объем продукции. Потребителями на этом этапе являются люди, признающие новизну. Растет число повторных и многократных покупок.
3. Фаза зрелости. Характеризуется тем, что большинство покупателей уже приобрело товар. Темпы роста продаж падают. Товар переходит в разряд традиционных. Появляется большое количество модификаций и новых марок. Увеличивается качество товара и отлаженность производства. Совершенствуется сервис. Достигается максимум объема продаж. Снижается прибыль предприятия. Прибыль растет медленно. Появляются запасы товара на складе, обостряется конкуренция. Ценовая конкуренция. Продажи по сниженным ценам. Слабые конкуренты уходят с рынка. Мероприятия по стимулированию сбыта достигают максимума эффективности. Потребители здесь - медленно признающие люди и консерваторы. Этот этап является самым протяженным по времени.
4. Фаза насыщения. Рост продаж прекращается. Цена сильно снижается. Но, несмотря на снижение цены и использование других мер воздействия на покупателей, рост продаж прекращается. Охват рынка очень высок. Компании стремятся увеличить свой сектор на рынке. Сбытовая сеть тоже уже не увеличивается. Технология едина. На этом этапе высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.
5. Спад. Спад является периодом резкого снижения продаж и прибыли. Сбыт может упасть до нуля или оставаться на очень низком уровне. Основная причина: появление нового, более совершенного товара или изменение предпочтений потребителей. Многие фирмы уходят с рынка. Ассигнования на стимулирование сбыта уменьшаются или совсем прекращаются. Потребители теряют интерес к товару, а их число сокращается. Основная масса потребителей - консерваторы с низкой платежеспособностью. На этом этапе товар целесообразно снять с производства во избежание больших финансовых потерь.
Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков. Продолжительность цикла и отдельных его фаз зависит от самого товара и конкретного рынка. На жизненный цикл также влияют внешние факторы, такие, как экономика в целом, уровень инфляции, стиль жизни потребителей и т.д.
5 Рассчитайте базисную цену для выбранного Вами товара или услуги. Выберите ценовую стратегию
Реализация ценовой осуществляется в зависимости от того, на каком типе рынка продвигается товар.
Прежде всего, фирме необходимо определиться с целями ценовой политики. Обычно этих целей несколько. Среди них:
- обеспечение существования фирмы на рынках. Проблемы могут возникнуть из-за конкуренции или изменившихся запросов потребителей. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. При этом прибыль может терять свое первостепенное значение. Но пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться.
- максимизация прибыли. Многие предприниматели хотели бы установить на свой товар цену, которая обеспечивала бы максимум прибыли. Для этого определяют возможный спрос и предварительные издержки по каждому варианту цен. Из альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль. В реализации данной цели ориентируются на краткосрочные ожидания прибыли и не учитываются долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех Других элементов маркетинга, политикой конкурентов, регулирующей деятельностью государства;
- максимальное расширение оборота. Цену, направленную на максимизацию оборота, применяют тогда, когда продукт производится корпоративно и сложно определить всю структуру и функции издержек. Здесь же важно оценить спрос. Реализовать данную цель можно посредством установления процента комиссионных от объема сбыта.
- оптимальное увеличение сбыта. Предприниматели, считают, что увеличение объема сбыта приведет к снижению издержек на единицу продукции и к увеличению прибыли. Исходя из возможностей рынка устанавливают цену как можно ниже, что именуется “ценовая политика наступления на рынок''. Фирма снижает цены на свою продукцию до минимально допустимого уровня, повышая долю своего рынка, добивается снижения издержек единицы товара и на этой основе может и дальше снижать цены. Но такая политика приносит успех только если чувствительность рынка к ценам велика, если реально уменьшить издержки производства и распределения в результате расширения объемов производства и, наконец, если снижение цен отодвинет конкурентов в сторону;
- “снятие сливок'' благодаря установлению высоких цен. Фирма устанавливает на каждое свое производственное нововведение максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки. Когда сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, привлекая к себе следующий слой клиентов, достигая в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота;
- лидерство в качестве. Фирма, которая способна закрепить за собой такую репутацию, устанавливает высокую цену, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого затратами.
На мой взгляд, на каждом этапе деятельности моей фирмы можно применять каждую из данных стратегий ценообразования.
При выходе на рынок при установлении цены на товар, на мой взгляд, необходимо ориентироваться на конкурентов. Однако, не на крупные фирмы и предприятия, а на средние по размерам фирмы.
6 Коммуникационная политика. Создайте рекламу:
- для печати (текст, изображение)
Предложите способ стимулирования сбыта продукции.
Для рекламы в СМИ можно предложить следующий макет:
Для рекламы на радио можно предложить следующий текст:
Обойный мир - наш кумир!
От качества обоев к качеству жизни!
7 Выберите и опишите способ сбыта продукции
Современный маркетинг требует гораздо большего, чем создать товар, удовлетворяющий потребности клиента, назначить на него подходящую цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Фирмы должны осуществлять коммуникацию со своими клиентами. При этом в содержании коммуникаций не должно быть ничего случайного, в противном случае, у фирмы уменьшится прибыль из-за больших расходов на осуществление коммуникации и из-за нанесенного ущерба имиджу фирмы.
Комплекс маркетинговых коммуникаций для нашей фирмы должен состоять из четырех основных средств воздействия: реклама; пропаганда; стимулирование сбыта; личная продажа.
ЗАДАНИЕ 2
Дайте ответ на тестовые задания (в каждом вопросе есть только один ответ):
1. Укажите достоинства товарной организационной структуры управления маркетингом:
А. управляющий, занимающийся определенным товаром, имеет возможность координировать различные маркетинговые мероприятия по данному товару
Б. товар реализуется по наиболее низкой цене
Ответ: А.
2. Выберите неверное утверждение:
А. первичные данные получают непосредственно от респондентов
Б. для того чтобы собрать первичные данные, необходимо разработать или метод наблюдения за изучаемым явлением, или метод опроса респондентов
С. примером вторичных данных является отчет об объеме продаж компании
D. вторичные данные являются практически недоступными для большинства организаций
Ответ: А.
3. Вторичные данные не могут быть получены из:
А. торговых журналов
Б. правительственных источников
С. опросов потребителей
Ответ: С.
4. Расставьте в правильном порядке этапы процесса принятия решения потребителем о покупке. 1 - поиск информации; 2 - совершение покупки; 3 - появление проблемы; 4 - оценка альтернатив; 5 - послепокупочная оценка:
А. 1, 4, 3, 2, 5
Б. 1, 3, 4, 2, 5
С. 3, 1, 4, 2, 5
D. 3, 4, 1, 2, 5
Ответ: C.
5. Что такое рыночный сегмент:
А. часть рынка, на котором реализуется весь товар предприятия
Б. часть рынка, на котором реализуется определенная группа товаров
С. рынок, на котором предприятие имеет свою торговую сеть
D. группа потребителей с однотипной реакцией на предлагаемый товар маркетинговые действия
Ответ: D.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акулич И.Л. Маркетинг: учебник. - Мн.: Вышэйшая школа, 2002. - 447 с.
Амблер Т. Практический маркетинг: учеб. / Т. Амблер. - Спб.: Издательство Питер, 2005. - 400 с.
Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития предприятия: учеб. - М.: Издат. центр Книга, 2005. - 304 с.
Ковалев А.И. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. - 176 с.
Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2002. - 400 с.
Похабов В.И. Основы маркетинга: Учебное пособие - Мн.: Вышейшая школа. 2001. - 271 с.
Соловьев Б.А. Маркетинг. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 381 с.
Хлусов В.П. Основы маркетинга. - М.: Издательство ПРИОР, 2003. - 260 с.
Эрмашвили Н.Д. Маркетинг. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 623 с.