Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Искусство арабских народов

Реферат


по теме:

"Искусство арабских народов”


Написала: Жеребцова Л.В.


Вологда


СОДЕРЖАНИЕ


1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА

2.1. АРХИТЕКТУРА

2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

3. ПОСЛЕСЛОВИЕ

4. ЛИТЕРАТУРА



  1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па­лестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че­ловечества. Большая заслуга народов Арабского Восто­ка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе­ниям многие ценные достижения античности.

В исторической науке верное представление об араб­ской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VII—IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала единая “арабская” культура. Такое понимание арабской куль­туры, некритически следующее средневековой мусуль­манской традиции, ведет к отрицанию самостоятель­ности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опи­раясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в раз­витие средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.

Культура народов, населявших Аравийский полу­остров, известна с глубокой древности. Античные геогра­фы называли южную, земледельческую Аравию “счастливой”. Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позд­нее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в се­веро-западной части полуострова (так называемой “каменистой Аравии”) возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным эко­номическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Пе­редней Азией и Индией.

Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встре­чаются изображения людей, животных и орна­менты.

Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государ­ства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского го­сударства — пророка Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства — халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.

В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году Муавия — араб­ский наместник в Сирии — захватил власть и положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория, включав­шая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке.

Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуа­тировала крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом вылива­лась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже в IX—Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные государства.

Вместе с тем пробужденные освободительной и клас­совой борьбой творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не существовало.

В арабский халифат вошли страны, стоявшие на раз­ном уровне общественного развития, обладавшие раз­личными культурными и художественными традиция­ми. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не рас­пространение религии — ислама — лежат в основе един­ства, которое имеет место и в средневековой культуре арабских стран.

Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история лите­ратуры народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знамени­той поэме “Лейла и Маджнун”. Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты Востока, — родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэ­тов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии.

Важны, однако, не только взаимодействие и извест­ная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX—XIII веках арабские, а также иранские, азер­байджанские и среднеазиатские города были крупней­шими центрами учености, славились своими библиоте­ками, школами, университетами и другими просвети­тельными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: “Величайшее украшение че­ловека — знание” или “Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика”. Не удиви­тельно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор “Книги назидания”, оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось стал­киваться не только на военном поприще, но и в мир­ной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.

Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовав­ших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого бога. Му­сульманское представление о мире как о созданном бо­гом едином целом имело важное значение для форми­рования характерной в средневековую эпоху эстети­ческой идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. Од­нако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочета­лись идеалистические и материалистические тенден­ции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и фи­лософов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-фи­лософское знание существует независимо от религиоз­ной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители сред­невекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессив­ные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.

Когда речь идет о влиянии ислама на изобразитель­ное искусство, обычно указывают на запрещение изоб­ражать живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения учение исла­ма содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов) названы “наваждением сатаны”. Религиозная традиция решительно отвергала возможность изобра­жения божества. В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украша­лись только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было запрещения изображать живые суще­ства, сформулированного в качестве религиозного за­кона. Только позднее, вероятно в IX—Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. “Несчастье тому,— читаем мы в комментариях к Корану,— кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени”; “Берегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы”.

История показала, что эти ограничения, наложив­шие отпечаток на развитие отдельных видов искус­ства, имели значение не во всех мусульманских стра­нах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции.

Однако объяснение основных особенностей средне­векового искусства арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие. Содержание художественного творчества наро­дов Арабского Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими зада­чами, которые выдвинул поступательный ход раз­вития общества, вступившего в эпоху феодализ­ма.

Специфика средневекового искусства стран Арабско­го, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действи­тельности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоз­зрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык.

Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует об­ращение к духовному миру человека, создание нрав­ственных идеалов, имевших общечеловеческое значе­ние.

Большой образной силой проникнуто и изобразитель­ное искусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства.

Условность “языка” средневекового изобразительно­го искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство деко­ративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре со­ставляют неотъемлемое и ценное качество замечатель­ных произведений художников той эпохи.

В искусстве Арабского Востока декоративность при­обретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатей­шее искусство узора, обладающего сложным орнамен­тальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового миро­воззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его “ковровостью”, тонкой пластич­ностью орнаментальных форм, неповторимой гармо­нией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание.

Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в руко­писях и часто встречаются в узорах на предметах при­кладного искусства; известны также памятники мо­нументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя мно­гими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно, услов­но. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоя­тельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.

Орнамент — “музыка для глаз” — играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенси­рует изобразительную ограниченность некоторых ви­дов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орна­ментальной композиции, позволившей художнику за­полнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в ара­беске преобладали растительные мотивы. Позднее по­лучил распространение гирих — линейно-геометриче­ский орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изу­мительной виртуозности, создав бесчисленное множе­ство композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художествен­ной фантазии.

К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфи­ческого орнамента — текста надписей, органично вклю­ченных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.

Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитек­туры были связаны с природно-климатическими усло­виями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны прие­мы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрель­чатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выра­зительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период).

Средневековые архитекторы Арабского Востока со­здали новые типы монументальных культовых и свет­ских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты — башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе — здания мусульманских духов­ных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечав­шие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.

Арабские зодчие, авторы многих шедевров средне­векового искусства, большое внимание уделяли деко­ративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то моно­хромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий.

Широкое применение в архитектуре Арабского Вос­тока получили сталактиты (мукарны) — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призма­тических фигурок с нитеобразным вырезом, рас­положенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу ку­пола.

Исключительно важная роль в художественной куль­туре стран Арабского Востока принадлежала приклад­ному искусству. Экономической базой для этого слу­жило интенсивное развитие ремесла. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам — мастерам прикладного искусства — было свойственно высокое эстетическое “чувство вещи”, позволявшее, не нарушая практических функций пред­мета, придавать ему красивую форму и умело распо­лагать на его поверхности узор. В прикладном деко­ративном искусстве Арабского Востока особенно ярко проявилось значение культуры орнамента, раскрылись его огромные художественные возможности. Орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную ке­рамику, изделия из бронзы и стекла. Произведениям прикладного искусства Арабского Востока присуще еще одно важное качество: они обычно составляют очень целостный и выразительный декоративный ансамбль с архитектурным интерьером.

Основным видом живописи, получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Арабские мастера широко пользовались этой возмож­ностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красоч­ных миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения.

В XVI веке большинство стран Арабского Востока было захвачено Османской Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов, тормозивших развитие национальной культуры и искусства. Однако и в пору упадка, когда иноземные захватчики насаждали в архитектуре и изобразительном искусстве формы, чуждые народам Арабского Востока, не умирало подлинно националь­ное художественное творчество. Оно жило в произве­дениях арабских крестьян и ремесленников, которые, несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, стре­мились в узорах на одеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о прекрасном.

Рассмотрим более подробно культуру арабских стран на примере искусства средневекового Египта.

  1. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА

История средневекового искусства Египта начинает­ся коптским периодом. Искусство коптов — египтян, исповедующих христианство,— развивалось в IV—VII веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Византийской империи. От этого времени сохрани­лись базилики в Белом и Красном монастырях на краю Ливийской пустыни и многочисленные купольные гроб­ницы. С развитием архитектуры был связан расцвет скульптурного узора и настенных росписей, испол­ненных на религиозные сюжеты. Большим своеобра­зием отличались произведения прикладного искусства: резьба по кости и дереву и особенно ткани.

В искусстве коптов нашло выражение общее для всех областей Византии стремление подчинить поздне-античные художественные традиции требованиям но­вой средневековой религиозной идеологии. С другой стороны, в нем оказались сильны и чисто местные черты, уходившие своими корнями в древнеегипетскую культуру. Борьба этих тенденций определила свое­образие коптского искусства, выработавшего свой спе­цифический художественный язык и подготовившего почву для высокого подъема и расцвета искусства Египта в эпоху зрелого средневековья.

В середине VII века Египет вошел в состав араб­ского халифата, но уже в IX веке он фактически был самостоятельным феодальным государством. С середины Х века, став центром могущественного государства Фатимидов, Египет начал играть осо­бенно крупную роль в средневековой истории Ближ­него Востока. В XI—XII веках он вел обширную торговлю с Византией и Западной Европой; в руках египтян оказалась также транзитная торговля Среди­земноморья со странами Индийского океана. Позднее, в XIII веке, после разрушения Багдада монголами, главный город Египта — Каир — претендовал на роль общемусульманской столицы. Однако еще важнее было то, что Каир стал средоточием культуры, одним из крупнейших центров развития науки и искусства араб­ского мира. Наряду с точными науками в Каире про­цветало изучение истории; в XIV веке из Туниса в Египет переехал Ибн Халдун, которого называют пер­вым в мире социологом; в Каире писал свои труды и крупный историк средневековья Ахмед Макризи. Сред­невековый Египет дал миру превосходные литератур­ные произведения: цикл арабских рыцарских романов и окончательную редакцию народных сказок “Тысяча и одна ночь”.

    1. АРХИТЕКТУРА

Лучшие памятники средневековой архитектуры Егип­та сохранились в Каире. Город прожил большую исто­рию. В 641 году арабский полководец Амр ибн ал-Ас ос­новал Фустат, развалины которого находятся на юж­ной окраине современного Каира. Согласно легенде, пер­вой на месте Фустата была воздвигнута мечеть. Не­большая постройка уже в 673 году была расширена увеличением колоннады и двора. Несмотря на позд­нейшие переделки и ремонты, мечеть Амра заслу­женно считается одной из самых старых арабских колонных мечетей, сохранивших величие и простоту, свойственные раннеарабской монументальной архитек­туре. В большом зале мечети более ста мраморных колонн, увенчанных резными коринфскими капителями, которые поддерживают высокие полу­круглые арки. Красивая перспектива уходящих вдаль колонн и арок заставляет почувствовать грандиозность пространства зала.

Чрезвычайно ярко воплощено величие раннего арабского зодчества в архитектуре прекрасно сохранившей свой первоначальный облик большой мечети Ибн Тулуна, построенной в 876-879 годах в резиденции этого первого независимого от Багдадского халифата правителя средневекового Египта. Ог­ромный квадратный двор площадью почти в гектар (92х92м), окружен стрельчатой аркатурой, имеющей в отличие от мечети Амра, в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные столбы—пилоны с трех­четвертными колонками на углах. Широкие проходы между столбами объединяют зал перед михрабом и об­ходы с трех других сторон двора в единое простран­ственное целое. В мечети легко размещаются тысячи молящихся мусульман. В ритме столбов и арок, охва­тывающих двор по периметру, выражена строгая тек­тоника архитектуры мечети, которой подчинены и де­коративные мотивы.

Архивольты больших и малых арок, капители колонок и карнизы украшены резным по стуку стилизован­ным растительным узором. Софиты больших арок имеют более сложные орнаментальные композиции Декоративные детали, украшая и гармонично выделяя основные плоскости и линии постройки, своим распо­ложением подчеркивают тектонику целого. Таким об­разом, узор и архитектурные элементы, из которых слагается облик постройки, проникнуты единым орна­ментальным ритмом. Интересно отметить, что стрельчатый профиль больших и малых арок мечети как бы повторяется в заостренных изгибах стебля, образую­щего основу непрерывного орнамента, идущего по аб­рису арок и по пилонам.

Снаружи мечеть Ибн Тулупа имеет характерные для раннесредневековых монументальных сооружений Ближ­него Востока черты суровой крепостной архитектуры. Традиции крепостного зодчества, а может быть, и реальная потребность в случае нападения на город превращать мечеть в оплот защиты вызвали своеобразный прием окру­жения культового зда­ния внешней стеной, создававшей вокруг ме­чети свободный, ничем не застроенный широ­кий обход. Все же мону­ментальная гладь на­ружных стен мечети Ибн Тулуна не лишена декоративной обработ­ки: верхнюю часть стен расчленяет своеобраз­ный фриз из стрельча­тых окон и арочек, контрастно выделенных светотенью; кроме того, ажурный парапет увен­чивает стены. Близкое по характеру оформле­ние окнами и арками было сделано в IX веке и на фасадах мечети Амра. Таким образом, как и в Самарре, в ранних каирских постройках видна художественная пере­работка древнейших приемов монументального крепо­стного зодчества.

В архитектурном облике мечети важную роль играет минарет, возвышающийся рядом со зданием, между двойными стенами. Исследователи считают, что перво­начально он имел вид ступенчатой круглой башни, снаружи которой спиралью шла лестница. Своим расположением и формой минарет сильно напоминает Мальвию большой мечети в Самарре. Как и там, устремленное вверх тело Минарета было противопоставлено горизонтально растянутой аркатуре двора. О том, что наряду с местными художественными традициями при сооружении мечети играли известную роль и месопотамские строительные приемы, свидетельствует также применение кирпичной кладки, не свойственной зодчеству Египта.

В 1926 году в центре двора мечети был воздвигнут купольный павильон над бассейном для омовения и, по-видимому, одновременно нижнюю часть минарета заключили в кубической формы башню.

К середине IX века относится самый ранний из дошедших до нашего времени памятников гражданской архитектуры средневекового Египта — Нилометр, построенный на острове Рода близ Фустата. Сооружение представляет глубокий колодец с высокой колонной посередине, по которой измерялся уровень воды в Ниле. Стены колодца выложены камнем, украшены декоративными нишами и фризами с куфическими надписями.

    1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, свидетельствуют о развитии в средне­вековом Египте монументальной живописи, а также миниатюры, особенно в XI—XII столетиях. В каир­ском Музее исламского искусства хранится найденная при раскопках 1932 года замечательная стенная рос­пись с изображением человеческих фигур в крупных стрельчатых обрамленьях. В одной из таких ниш по­мещена фигура сидящего мужчины в пестром халате, с тюрбаном на голове и кубком в правой руке. Его округлое лицо не лишено живой выразительности. Живопись исполнена в плоскостной манере, в светлых тонах; контуры фигуры обозначены широкой свободной линией.

Значительное число миниатюр, относящихся к фати-мидской эпохе, собрано в Музее исламского искусства и в частных собраниях Каира. Эти миниатюры имеют ярко выраженное своеобразие, что позволяет говорить о существовании в Египте в этот период вполне само­стоятельной школы миниатюры—одной из наиболее ранних в истории средневекового искусства Ближнего Востока.

Прикладное искусство Египта издавна отличалось высоким художественным совершенством и разно­образием видов. Особенно выделялись богато орна­ментированные льняные и шелковые ткани, изделия из горного хрусталя, стекла и металла.

Художественное ткачество имеет в Египте древние традиции. Главные центры средневекового текстиль­ного производства — Александрия, Дамиетта, Тиннис — были знамениты своими изделиями еще в рим­ское и византийское время. Художественные традиции коптских тканей III—IV веков продолжают жить с некоторыми изменениями в египетском текстиле вплоть до конца фатимидского времени. Это и не уди­вительно: роскошные ткани в мастерских халифов по-прежнему вырабатывались в значительной части руками мастеров-коптов.

Для тканей конца VIII—IX веков характерен про­стой, строгий узор, состоящий обычно из нешироких полос, заполненных куфическими надписями, содержа­щими благопожелания и нередко имя правящего хали­фа, или несложным геометрическим орнаментом. При этом большая часть фона ткани оставалась свободной.

В тканях фатимидского времени (X—XII века) воз­рождается все богатство технических и художествен­ных приемов коптского ткачества, преломленных, однако, в духе требований новой эпохи: исчезают столь распространенные в коптском текстиле живописно ис­полненные композиции и отдельные фигуры на мифоло­гические сюжеты. Изображения различных птиц и животных приобретают стилизованно-орнаментальный характер. Большую роль в художественном строе де­кора играет полихромия.

Уже в раннефатимидских тканях рубежа Х—Х1 ве­ков с полной ясностью выявляются характерные для этого периода приемы композиции декора и орнамен­тации. Так, на одной из шелковых тканей узкие полосы с куфическими надписями (черно-белые буквы на кар­минно-красном фоне) выделяют широкую полосу, ук­рашенную овальными медальонами со стилизованными изображениями орла в середине и четырех уток по сторонам. Расцветка деталей меняется в каждом медальоне: поле одного из них красное с тон­кой зеленой каймой, фигуры птиц синие или светло-голубые на желтом фоне; внутри фигуры орла — обве­денный черным контуром красный щит с белым рисун­ком. В другом медальоне фон зеленый с красной каймой, утки красные на белом фоне, орел желтый на красном фоне со светло-голубым внутренним рисунком на черном щите. Такое чередование цветов при мелко­масштабном узоре усиливает впечатление разнообразия орнамента и создает богатую и тонкую игру цветовых пятен. Для тканей этого времени характерны также полосы с куфическими надписями по краям и изобра­жениями зверей и птиц (зайцев, собак, уток) в сред­ней полосе.

В художественном текстиле более позднего времени (XII век) наблюдаются известные перемены: надписи вместо угловатого куфи исполняются округлым по­черком насх, рисунок делается более схематичным, излюбленным становится золотой фон. В это время очень распространены широкие декоративные полосы, где между узких кайм со стилизованным буквенным орнаментом расположены овальные или ромбовидные медальоны, в которых чередуются изображения жи­вотных и птиц. В расцветке этих тканей доминирует мягкий желто-золотой цвет узора на карминно-красном фоне. Полосы с надписями нередко разделены тонкими светло-синими линиями. Орнаментальные полосы, зна­чительно более широкие, чем в изделиях предшест­вующего периода, располагаются близко друг к другу, оставляя мало свободного фона.

Наряду с узорными льняными и шелковыми тканями в египетском текстиле были очень распространены различные виды вышивок. Выделывались также драго­ценные, затканные тяжелыми золотыми и серебряными нитями ткани с очень тонкой основой, на которой рельефно выступали пышные узоры. С XIII—XIV ве­ков в египетском художественном текстиле преобладают ткани, сплошь покрытые узкими разноцветными полосами с мелким геометрическим узором, образо­ванным сочетаниями различных звезд, треугольников и других фигур.

В узоре резьбы по дереву наряду с развитием новых декоративных тенденций достаточно прочно держались старые местные традиции и технические приемы. Об этом свидетельствует, в частности, распространение фигурных изображений на многих резных панелях и досках.

Одним из выдающихся образцов раннефатимидского резного дерева является иконостас церкви Варвары в Каире; хотя это, несомненно, работа копт­ского мастера, она обнаруживает все характерные для этого времени черты и мотивы. Панели иконостаса украшены арабесковыми завитками, в которые вкомпонованы изображения птиц, животных и превосход­но исполненные охотничьи и жанровые сцены. Все эти сюжетные изображения трактованы чисто декора­тивно, а фигуры животных и птиц часто помещены в симметричной, геральдической композиции.

Другим интересным примером являются несколько панелей, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Композиция украшающего их узора, в общем одинаковая, состоит из округлых переплетений цветущих стеблей, трактованных в духе арабески; меняются лишь центральные изображения: в ряде случаев это стоящие друг перед другом в геральдической позе фигуры птиц и животных, на одной панели изображен сидящий музыкант. Благодаря зна­чительному углублению фона (примерно на 1,5 см) создается очень богатая и контрастная игра светотени, четко выявляющая рисунок. Подобными же чертами отличаются и панели с изображениями конских голов (Музей исламского искусства, Каир; Музей Метро­политен, Нью-Йорк), где глубоко выбранный фон еще сильнее подчеркивает контуры узора. На некоторых панелях встречается резьба в несколько планов.

Выдающиеся образцы художественной резьбы по дереву, украшавшей некогда Малый, пли Западный, дворец, фатимидских халифов (был закончен между 1058 и 1065 годами), обнаружены в комплексе мари-стана султана Калауна, где эти резные доски были вторично использованы в XIII веке. Первоначально они составляли фриз, украшенный многочисленными изображениями охотников, музыкантов, танцовщиц, торговцев с верблюдами, зверей и птиц. Все эти изображения размещены на фоне раститель­ных побегов, данных более низким рельефом, чем фигуры. Рисунок здесь свободнее и живее, чем в ран­них памятниках, но значительно менее детализи­рован.

В резном дереве XII века фигурные изображения приобретают все более обобщенную, силуэтную трак­товку, сравнительно редко встречавшуюся в произве­дениях Х—XI веков; само исполнение их становится менее тщательным. Зато совершенствуется и обога­щается орнаментальная резьба. Выдающимся памят­ником этого времени является михраб мечети Сайиды Нафисы, исполненный между 1138 и 1145 годами (Му­зей исламского искусства, Каир). Его узор состоит из прекрасно выполненных арабесок и плетений вино­градных лоз в сочетании с геометрическими полосами, образующими многоугольники. Другим примером слу­жит деревянное резное надгробие ал-Хусайни сере­дины XII века, вся поверхность которого покрыта арабеской, состоящей из геометрических полигональ­ных узоров и растительных мотивов.

Среди египетских художественных изделий из брон­зы Х—XII веков выделяются декоративные фигуры и сосуды в виде различных животных и птиц. Характерным примером является водолей в виде павлина (X—XI века, Лувр); его ручка заканчивает­ся стилизованной голо­вой сокола или кречета, вцепившегося клювом в шею павлина. Над ок­руглым туловищем пти­цы с объемно передан­ными крыльями подни­мается длинная, изящно изогнутая шея, несущая небольшую голову с полуоткрытым клювом. Оперение передано тон­ким чеканным орнамен­том. В более позднем памятнике этого рода — большом крылатом гри­фоне (XI—XII века, музей в Пизе) орнамен­тальное начало домини­рует над пластической формой — почти вся по­верхность фигуры покрыта орнаментом, имитирующим детали оперения, полосами куфических надписей, клеймами с изобра­жениями сиринов и различных фантастических живот­ных.

В XIII веке, когда установились тесные связи Египта с Сирией и Ираком, в Египте появилось значительное количество художественных изделий прославленных иракских, особенно мосульских мастеров. Надписи, выгравированные на некоторых предметах, сохранили нам имена мосульских мастеров, работавших в Каире и оказавших влияние на творчество египетских ремес­ленников. Интересным примером художественных брон­зовых изделий этого времени является датированная 1271 годом сферическая прорезная курильница с име­нем эмира Бейсари (Британский музей. Лондон). На поверхности курильницы между поясами надписей расположены круглые медальоны с ажурными изо­бражениями двуглавых орлов; поле вокруг медальонов заполнено растительной арабес­кой.

Прекрасный образец художе­ственной работы 113 металла — шестигранный инкрустированный столик султана Калауна, сделан­ный мастером Мухаммедом нон Сункуром 113 Багдада в 1327 году (Музей исламского искусства в Каире). Его ажурные боковые стенки и дверцы, а также верхняя плоскость украшены кал­лиграфическими надписями (вкомпонованными в медальоны или пояса), розетками и инкрустиро­ванными изображениями стайки летящих птиц. Прорезные столики, курильницы, шкатулки из металла и т. п. становятся очень распро­страненными изделиями в Египте, Сирии и Ираке в XIV — XV ве­ках.

Художественная обработка металла использовалась также в отделке монументальных зданий. Выдающимся примером этого рода являются бронзовые инкрусти­рованные двери мечети султана Хасана в Каире, украшенные виртуозно исполненным многоплановым геометрическим орнаментом, ажурной резьбой и поя­сами декоративных надписей.

Искусство обработки горного хрусталя было особенно развито в Х—XI веках. Из больших кристаллов ис­кусно вырезались кувшины, бокалы, кубки, флаконы, различные шахматные и иные фигуры, их поверхность часто гранилась или покрывалась гравиров­кой. Историк Макризи сообщает, что в сокро­вищнице фатимидских халифов хранилось око­ло двух тысяч драго­ценных хрустальных со­судов. Изделия еги­петских гранильщиков очень высоко ценились в средневековой Европе. Среди прекрасных про­изведений этого рода особенно выделяются два больших кувшина, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На одном из них рельефной грави­ровкой среди крупных вьющихся стеблей и по­лупальметт изображены большие хищные птицы, клюющие поверженную лань. Рисунок несколько схематичен и обобщен, но очень уве­рен и смел и прекрасно вкомпонован в отведен­ное ему пространство. Другой кувшин лишен какого бы то ни было орнаментального деко­ра; его главное досто­инство состоит в пора­зительной четкости и пропорциональности формы и безукоризнен­ном качестве грани, при­дававшей ему в лучах света сияние алмаза.

Художественное стек­ло, имевшее в Египте давние традиции, до­стигло своего наибольшего расцвета в XIII—XIV веках, когда к известным ранее приемам украшения — гранению, гравировке, рельефу, цветному и витому стеклу — присоединилась роспись золотом и цветными эмалями. Основными цен­трами производства художественного стекла были Фустат, Александрия, Фаюм. По своим формам и общему характеру декора художественное стекло Египта близко к сирийскому, но для него типичны крупные надпи­си с благопожеланиями, нередко покрывающие широкими поясами почти всю поверхность сосуда.

Египетские художественные керамические изделия — расписанные люстром и различными красками фаян­совые и глиняные вазы, чаши и блюда — часто наряду с различными растительными и геометрическими моти­вами украшены изображениями животных, рыб, птиц и человеческих фигур. Особенно красивы большие зеленовато-желтые люстровые блюда XI века с крупными фигурны­ми изображениями, исполненными в сво­бодной живописной манере. Среди изобра­жений встречаются фигуры музыканта, человека, наливаю­щего в кубок вино, всадника, двух- и трехфигурные жан­ровые и батальные сцены, а также реаль­ные и фантастиче­ские животные, моти­вы борьбы зверей. По стилю роспись на ке­рамике XI века очень близка упомянутой выше фатимидской стенной живописи.

В ХIII-ХV столе­тиях искусство кера­мики в Египте вновь пережило подъем: исполнялись сосуды с тонкой многоцветной росписью, изображавшей животных и птиц среди растительных мотивов. Традиции расписной керамики, как и других видов прикладного искусства, продолжали жить в Египте на протяжении всей эпохи средневековья и сейчас составляют основу народных художественных ремесел.

Развивавшееся на протяжении многих столетий ис­кусство средневекового Египта представляет большую, самобытную школу в истории искусства арабских стран, игравшую крупную роль в процессе взаимодей­ствия художественных культур Ближнего Востока и Западной Европы.

  1. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вклад арабских народов в историю мирового искус­ства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные свое­образным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художест­венными традициями, прошло свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники сред­невекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании.

Творчество средневековых арабских художников ока­зало плодотворнее воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы. Арабское или, как его чаще называли в Европе, “мавританское” художественное влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отрас­лях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много сто­летий спустя после их падения.

  1. ЛИТЕРАТУРА


  1. “Искусство арабских народов” Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский;

  2. “Красная книга культуры” под ред. В.Рабиновича.

Рефетека ру refoteka@gmail.com