Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Ирландия

Министерство образования РФ

Государственное образовательное учреждение

Воронежский Государственный Педагогический Университет


Реферат

По культурологи на тему

«Ирландия»


Выполнила студентка

3курса 1группы

факультета русского языка и литературы

Шишова О. А.


Проверил

Лалетин. Д. А.


Воронеж

2007

Содержание


Введение

Историко-экономический очерк

Население. Численность. Эмиграция

Краткая характеристика хозяйства

Религия

Язык

Праздники

Памятники архитектуры

  • Дольмены

  • Каменные идолы

  • Круглая башня

  • Каменные кресты

Живопись

Литература

  • Святой Патрик

Библиотека

Первый Университет Ирландии

Национальный музей. Национальная галерея

Театр

Музыка

История танца

Национальная одежда. Национальные виды спорта

Достопримечательности

  • Дублин

  • Корк

  • Уотерфорд

  • Голуэй

  • Аранские острова

Литература

Введение


В Богом забытом уголке Старого Света, вдали от шумной и беспокойной Европы еще сохранился край идиллической сельской пасторали, чарующей кельтской старины и спокойной размеренной жизни.

Благодаря своему уникальному географическому положению, Ирландия смогла сохранить огромное количество титанических усыпальниц времен неолита, которые не пощадило время на территории континентальной Европы.

Достопримечательностями более позднего времени являются бесчисленные музеи и соборы Дублина.

Ирландия была впервые заселена около 7500 лет до н. э. мезолитическими рыбаками-охотниками, вероятно, из Шотландии. Им пришли на смену неолитические люди, которые использовали кремневые орудия, и затем люди из Средиземноморья, известные в легендах как Фир Болг. Позже прибыли Пикты.

Ирландия была обращена в христианство Святым Патриком в V веке. Церкви и монастыри, основанные им и его преемниками стали каналом, по которым христианское искусство проникало в грубую и воинственную жизнь кельтов.

В наши дни Ирландская Республика занимает 70 280 кв. км, численностью населения 3 841 000 человек.

Историко-экономический очерк


Древнейшим коренным населением Ирландии считаются иберские племена, родственные аборигенам Пиренейского полуострова. В IV в. до н. э. в Ирландии появились раз­личные кельтские племена (гойделы, белги и бритты), получившие общее название гэлов. Таким образом, этниче­скую основу ирландского народа составили иберские и кельтские племена, к которым в дальнейшем присоедини­лись датские и особенно английские элементы. Гэльское название ирландской столицы «Бейл ата клот» означает «город на переправе с препятствиями».

Кельтские племена вплоть до английского завоевания в XII в. жили родовым строем. Право владения землей, а также вообще управление и уклад жизни гэлов опреде­лялись законами брегонов (брегоны—судьи в гэльском об­ществе). Законы брегонов являются одним из наиболее ценных памятников кельтской культуры, тем более что брегоны обязаны были вести запись событий — своеобраз­ное подобие летописи.

Начиная с VIII в. Ирландия подвергалась частым, но кратковременным вторжениям датчан. Последние основы­вали на берегах Ирландии небольшие морские форты и по­селения, из которых развились впоследствии важнейшие портовые города Ирландии — город Дублин, название которого — «черная заводь»,— видимо, пошло от темных вод реки Лиффи., Корк, Лимерик, Бантри, Уэксфорд и Уотерфорд. Датские города стали основными центрами торговли, в то время как Дублин был адми­нистративным центром норманнских владений в Ирландии и главным пунктом связи со Скандинавией.

Основное сражение, решившее исход дела, произошло 23 апреля 1014 г. при Клонтарфе, недалеко от Дублина. Датчане были разбиты и оставили остров. Битва при Клонтарфе считается симво­лом победы ирландского народа над иностранными за­хватчиками. Ирландский народ глубоко чтит память об этой битве. Она воспета в многочисленных сказаниях и поэмах. Впоследствии датчане неоднократно совершали набеги на Ирландию, но они уже не имели успеха.

После битвы при Клонтарфе, которая принесла освобо­ждение от ига датчан, в стране, несмотря на постоянные междоусобные войны, наступил период расцвета культуры, ремесел и торговли. Ирландия имела торговые связи со всей Европой. Ее порты, особенно Дублин, посещали ино­странные купеческие суда. Дублин, Уэксфорд, Голуэй и другие города Ирландии вели оживленную торговлю лесом, зерном, шкурами, шерстью и цветными сукнами, имели собственный торговый флот.

Междоусобные войны ирландских вождей значительно облегчили англичанам начальный этап завоевания, послу­жив поводом для первой их экспедиции и первого утвер­ждения в Ирландии.

К началу XI века норманны владели обширными районами в Ирландии, но их господство было сломлено в битве при Клонтарфе в 1014 году королем Манстера Брайаном Бору, именовавшим себя «императором Ирландии». Однако прошло более полутораста лет, и на Ирландию двинулись английские полчища, и на восемь долгих мучительных столетий она попадает под иностранное иго…

В 1153 г. Генрих II, договорившись с папой Адрианом IV, предпринял поход в Ирландию под предлогом реформации ирландской церкви. И в 1171 году на ирландскую землю вступили английские войска. Они захватили Дублин, Уэксфорд и Уотерфорд, продвигаясь от побережья вглубь стра­ны и строя на своем пути крепкие замки, многие из которых сохранились до наших дней: в Мейнуте, Триме, Карлингфорде и других местах. Немалую помощь иностранным поработите­лям оказала верхушка католической церкви Ирландии, всту­пившая в сговор с английским королем.

В1215 году по рас­поряжению английского короля в Дублине был построен замок.

Об этом замке, куда сейчас водят иностранных туристов любоваться картинами, коврами и канделябрами, ирландцы отзываются весьма сдержанно. В свое время там размещалась резиденция английских правителей, а рядом — штаб-квартира тайной полиции. Комнаты замка обагрены кровью вождей восстания 1916 года в Дублине.

В XIII веке сопротивление ирландцев возросло, и к 1500 году под властью англичан осталась лишь узкая полоса на вос­точном побережье. Через полвека король Генрих VIII разбил разрозненные силы ирландских кланов и провозгласил себя королем Ирландии, а его дочери Елизавете удалось установить контроль над всем островом. Известный английский поэт Эдмунд Спенсер так описывал увиденное им в Ирландии во времена правления Елизаветы: «Они (местные жители) выгля­дели как анатомия смерти, выползая из болот и лесов на чет­вереньках, потому что их не держали ноги».

С первых же шагов на ирландской земле колонизаторы взяли курс на лишение коренного населения всех прав. Когда в конце XIII века был сформирован первый ирландский парла­мент, право заседать в нем получили только выходцы из Анг­лии. В то же время в Лондоне опасались, что новые поселенцы могут попасть под влияние ирландцев, и в 1366 году были приняты так называемые законы Килкенни против англичан. Англичанам, посе­лившимся в Ирландии, запрещалось «перенимать манеры, моду и язык ирландских врагов», жениться на ирландских де­вушках, пускать в дом ирландских поэтов и музыкантов. Если становилось известно, что англичанин говорит по-ирландски, его лишали земли.

Центром сопротивления ирландцев иностранному владыче­ству был Ольстер, и только в 1603 году английские войска су­мели нанести поражение объединенным силам ирландцев под командованием Хью О'Доннелла и Хью О'Нейла в битве при Кинсейле.

С 1608 года английская корона начинает раз­давать земли в Ольстере англичанам и шотландцам, бравшим обязательство селить на этих участках крестьян-протестантов. Такая политика, получившая название «плантации», встрети­ла решительное сопротивление ирландцев и вызвала ряд вос­станий, крупнейшее из которых произошло в 1641 году. Оно было жестоко подавлено «железнобокими» Кромвеля, и их ка­рательные экспедиции сократили население Ирландии с полу­тора миллионов до 616 тысяч человек.

В 1689 году король Яков II Стюарт, изгнанный из Англии, высадился в Ирландии, где рассчитывал заручиться поддерж­кой единоверцев-католиков в борьбе за престол. Однако попыт­ка взять город Дерри после 105-дневной осады провалилась, и в битве при Бойне 12 июля 1690 года армия Якова II была разбита войсками герцога Вильгельма Оранского, «защитника протестантской веры».

НАСЕЛЕНИЕ. ЧИСЛЕННОСТЬ . ЭМИГРАЦИЯ.


ИРЛАНДЦЫ- эриннах (самоназвание на ирландском языке), айриш (самоназвание на английском языке), народ, основное население Ирландии (3,4 млн. человек).

Живут также в Великобритании (2,5 млн. человек), США (1,6 млн. человек), Канаде (свыше 200 тыс. человек), Австралии (72 тыс. человек).

Общая численность 7,8 млн. человек. Говорят на английском языке. Ирландский (гэльский) язык кельтской группы индоевропейской семьи бытует на западе и юге Ирландии.

Ирландская республика одна из самых малонаселен­ных стран Европы. По численности населения она значи­тельно уступает таким государствам, как Дания, Бельгия, Голландия и Швейцария, хотя по площади (88 тыс. км2) намного превосходит каждую из этих стран.

Наибольшей численности население Ирландии дости­гало в середине XIX в.; до картофельного голода в 1841 г. в стране насчитывалось 6,5 млн. человек. В последующие годы население страны непрерывно убывало и по послед­ней переписи (1946 г.) в Ирландской республике насчиты­валось только 2 953 тыс. человек (табл. 8).

Неурожаи в 1845-47 привели к сильному голоду, который явился толчком к развитию массовой эмиграции в Англию и за океан. С этих пор эмиграция характерна для Ирландии.

В XIX ив начале XX в. в Ирландии наблюдалась боль­шая смертность, обусловленная частыми голодовками сель­ского населения и исключительно тяжелыми условиями существования городской бедноты. Но в 1920-х годах смерт­ность несколько снизилась, что и привело к некоторому увеличению естественного прироста, который за период с 1936 по 1946 г. в среднем за год составил 5,8 на 1 000 человек.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА


Тип поселений хуторской, есть небольшие деревни кучевой планировки. На западе сохранились кельтские постройки - каменные дома с низкими стенами и покатыми тростниковыми или соломенными крышами. В других местах они давно вытеснены каменными или каркасными (со стенами из бетонных блоков) домами. Стены штукатурят внутри и снаружи и красят в яркие цвета. Обычный тип городских поселений - небольшие города с центральной площадью.

Ирландия представляет типичный пример страны с одно­сторонним развитием хозяйства.

В Ирландии ярко проявляются черты коло­ниальной структуры хозяйства: одностороннее его развитие, высокая зависимость от внешнего рынка, недостаточное ис­пользование собственных природных ресурсов, крайне слабое развитие промышленности, незначительность нацио­нального капитала, большая роль иностранного капитала.

Сельское хозяйство Ирландии, составляющее основу ее экономики, полностью приспособлено к потребностям и нуждам Великобритании и ориентировано на ее рынок.

Значительное большинство населения Ирландии живет за счет работы в сельском хозяйстве, основная часть про­мышленности занимается переработкой местного сельско­хозяйственного сырья.

Сельское хозяйство занимает ведущее место во всех районах Ирландии. Свыше половины населения проживает в сельских местностях, причем и среди городских жителей многие также занимаются сельским хозяйством.


Религия


Большинство жителей Республики Ирландия (95%) являются прихожанами римско-католической церкви, 2,8% принадлежат англиканской церкви, 0,4% - пресвитерианцы, 0,2% - методисты, 0,1% - иудеи. Незначительное количество верующих принадлежит другим концессиям.

Католики составляют до 95% населения, протестанты - 5%. Влияние церкви на жизнь ирландцев очень велико.

Правительство Ирландии после провозглашения независи­мости страны всячески поощряло изучение родного языка. В конституции 1937 года гэльский назван первым государст­венным языком, в школах и университетах было введено его обязательное обучение. Школьникам ставили повышенные от­метки, если их экзаменационные работы по истории и геогра­фии были написаны по-гэльски. При распределении мест в го­сударственных учреждениях, при найме на работу врачей и адвокатов предпочтение отдавалось владеющим родным язы­ком.

Тем не менее печатных изданий на гэльском языке чрезвычайно мало, и тираж их невелик.

Многие ирландцы горячо возражали против изучения гэль­ского языка в учебных заведениях в принудительном порядке, и в 1974 году правительство отменило это положение, несмот­ря на оппозицию части ирландской общественности. Молодежь признает, что знание гэльского языка непрактично и искать ему применение за пределами Ирландии бесполезно, но она и не хочет, чтобы родной язык был забыт вовсе.

Поэтический гэльский все еще распространен на западе Ирландии.


Праздники


В календарном цикле народных обрядов и обычаев, общих с другими европейскими народами, отмечаются и древние кельтские праздники, например самхейн - начало года по кельтскому календарю (1 ноября). В ночь под 1 ноября принято разжигать костры на возвышенностях, вокруг которых поют и танцуют, по улицам проходят шествия ряженых. 1 августа, в праздник лугназад, отмечается начало жатвы и других уборочных работ. Праздники сопровождаются спортивными соревнованиями.

День Святого Патрика, 17 марта, является наиболее важным национальным праздником Ирландии.


Памятники архитектуры


Во многих районах Ирландии — как внутри страны, так и на прибрежных островах — разбросаны остатки древних соору­жений. На востоке близ Дублина есть земляные насыпи, с внешней стороны окаймленные рвами. На западе крепостные валы строились из камня. В сооружениях обнаружены подземные ходы и туннели.


Дольмены


Дольмены – огромные плоские каменные плиты на стоящих камнях и скалах возле Дублина.

Верхняя плита дольмена, известного под на­званием «могила гиганта», достигает семи метров в длину и пяти — в ширину.

Каменные глыбы, оставшиеся в наследство от нового ка­менного века, покрыты спиралями, кругами, треугольниками, условными изображениями лодок и других предметов. Места­ми причудливые завитки, сплетаясь, образуют подобие чело­веческих лиц.


Каменные идолы


В Ирландии сохранились и памятники бронзо­вого века: например, в Ньюрэндже (графство Мит) у холма Слейн известны захоронения, насчитывающие более четырех тысяч лет.

Кельтская группа каменных идолов с острова Боа на озере Эрн, среди которых встречаются фигуры с тремя ли­цами (число три было священным у кельтов). Эти памятники относят к началу нашей эры.

С введением христианства в V столетии вновь отмечается возврат к реалистическим фигурам людей и зверей вместо старых кельтских тенденций к схематизации и стилизации.

В монументальной архитектуре VIII—IX веков отсутствовала строгая симметрия, на каменных стенах церквей произвольно разбросаны изображения людей и животных (новокельтский стиль).


Круглая башня


Один из замечательных памятников старины — собор XIII столетия и круглая башня X века на горе Кэшел, вздыбив­шейся над ровными полями графства Тилперери.

В 370 году нашей эры там жили ирландские короли Манстера, оставив­шие «Книгу прав» — свод законов на гэльском языке.

Круглые башни цилиндрической формы, сохранившиеся в разных уголках Ирландии, издавна вызывали споры среди историков. Одно время их создание упорно приписывалось иностранным пришельцам, поскольку, мол, «у ирландцев не было и не могло быть своей истории и культуры до прихода англичан с их цивилизацией». Только в середине прошлого века после тщательных исследований упрочилось мнение, что круглые башни имеют чисто ирландское происхождение.

Башни начали возводить в IX веке, а одна из последних, дошедшая до наших дней, была построена в 1200 году в Ард-мгоре (графство Уотерфорд). Все башни следовали единому образцу и удивительно похожи одна на другую. Башни строили из камня, без Фундаментов, в несколько этажей общей высотой до тридцати метров. На этажах выложено по одному или по нескольку окон с таким расчетом, чтобы обеспечить круговой обзор. На вер­хушке, под конической крышей из камня, расположены висит колокол, отбивавший время и по­дававший сигнал тревоги. Дверь башни обычно поднята на четыре с половиной метра над зем­лей.

Но круглые башни могли выдержать лишь кратковременный налет и чаще служили за­падней, чем убежищем: благодаря деревянным настилам внут­ри и своей высоте, создававшей тягу, башни представляли по сути дела идеальную печь, в которой осажденные сгорали за­живо.


Каменные кресты


На заре истории Ирландии искусство испытало воздейст­вие норманнов и кельтов, язычества и христианства, стран Средиземноморья и Ближнего Востока. В Монастербоше (граф­ство Лут) есть каменные кресты с изображениями «судного дня», в которых заметно влияние коптов: Христос предстает в позе Озириса, бога древних египтян.

«Высокие кресты» устанавливали на вновь обжитых местах задолго до сооружения церквей и мо­настырей. Кресты обвиты кольцами у пересечения перекладин и украшены изображениями святых без традиционных ним­бов, сценами из Библии и истории церкви, знаками зодиака, фигурами людей и всадников, зверей и кентавров.

Эти кресты изучаются с особым вниманием, поскольку на Европейском континенте мало сохранилось образцов декоративной скульп­туры VIII—X столетий.

В IX веке во время нашествия норманнов был разрушен до основания Клонмакноз — «город ста крестов», а все его оби­татели погибли при пожаре в круглой башне, где пытались укрыться от грозных пришельцев. В начале XI века на время прекратилось создание «высоких крестов». Эта традиция возродилась только в самом конце XI столетия, но каменные фигуры теперь утрачивают живость и динамичность, как бы готовясь слиться с другими элементами орнамента.

В ходе раскопок в одном из старых районов Дублина, ко­гда-то находившемся в пределах городских стен, обнаружили следы древнего поселения. Ниже уровня подвалов XVIII века были вскрыты остатки жилого дома с очажной ямой в центре.


Живопись


C V до IX столетия ирландские монастыри произвели всемирно известные художественные работы, прежде всего в форме рукописей, украшенных цветными рисунками. Наиболее знаменитой из подобных работ считается Книга из Келлса, в которой представлены наиболее красивые примеры чистописания средневековья.

Местное искусство почти исчезает в течение периода английского доминирования, но после XVII века множество ирландских живописцев и скульпторов достигают известности.

Ирландские живописцы Джордж Баррет, Джеймс Барри, и Натан Хоне вместе с сэром Джошуа Рейнолдсом были соучредителями Королевской Академии в 1768.

Джеймс Артур О’Коннор был видным художником-пейзажистом того периода, а Дэниел Маклис исполнил великолепные фрески в Королевской Галерее Палаты Лордов. Известны среди ирландских живописцев XIX века Натан Хоне младший, и Уолтер Ф. Осборн.

Художник Шон Китинг родился в 1889 году в бедной семье. Ему пришлось испытать нужду и лишения. В родном Лимерике он закончил техническое училище, затем поступил в художест­венную школу в Дублине.

В 1921 году в Дублине была организована первая выстав­ка картин Шона Китинга. Их главный герой — трудовой че­ловек.

Китинг — художник-реалист, который про­должал писать портреты живых, настоящих людей.

Другая тема творчества Шона Китинга — борющийся на­род Ирландии.

Слава к художнику пришла своим чередом, и его произведения экспони­руются в Национальной картинной галерее, а выставки картин проводились в Дублине, Лондоне, Нью-Йорке и других горо­дах.

Литература


Богато и своеобразно устное творчество Ирландцев как на гэльском, так и на английском языках (исторические песни, в которых отражена национально-освободительная борьба Ирландцев, и др.).

Ирландия известна своим вкладом в мировую литературу. Два больших мифологических цикла на ирландском языке — Ольстер и Фениан — рассказывают истории о таких легендарных героях как Cu Chulainn (Кухулин), Maeve (Медб), Fionn mac Cumhaill (Финн МакКул), и Deirdre (Дейрдре).

После долгой и жестокой английской колонизации Ирландия дала миру многих великих авторов, писавших на английском языке, включая Джонатана Свифта, Оливера Голдсмита, и Джорджа Бернарда Шоу.

Связанная с борьбой за независимость в XX веке ирландское литературное возрождение проявилось в работах Уильяма Батлера Йейтса и Шона О’Кейси. Джеймс Джойс оказал заметное влияние на европейскую литературу середины и конца XX века.

Ирландские легенды многолики и противоречивы. В одной из них говорится о Финне Макколе, бойце Фианны, который однажды вырвал ку­сок земли в Ольстере, где теперь находится крупнейшее в стра­не озеро Ней, швырнул его в море и там образовался остров Мэн. Правда, жители этого острова не соглашаются с такой версией.


Святой Патрик


В очередном морском походе короля Нейла, был захвачен в плен ничем не примечательный восемнадцатилетний юноша, Патрик. За моло­достью лет его приставили пасти овец. На первых порах он, казалось, этим довольствовался, но безмятеж­ная пасторальная жизнь ему наскучила. На несколько лет пленник исчезает из поля зрения современных исследователей его жизненного пути, и по сей день в «научных кругах» като­лической церкви не знают, что же побу­дило его вернуться.

Скорее всего за время своего отсутствия Патрик проникся миссионерским рвением, что передалось и его потомкам.

Борьбу с язычеством Патрик начинал с вождей и их при­ближенных, останавливая свой выбор на их младших братьях, которым семейное положение не сулило быстрого продвиже­ния по службе, и на женах, проявлявших повышенную вос­приимчивость к новым веяниям.

Наибольших успехов, гласит легенда, святой добился с «га­дами ползучими и ядовитыми», изгнав их на веки вечные с ирландской земли. Правда, еще в третьем столетии нашей эры историк Солинус отмечал отсутствие змей в Ирландии, и его мнение подтверждают труды других историков.

Святой Патрик научил ирландцев любить природу как на­глядное пособие при изучении богословских вопросов.

Святой Патрик скончался 17 марта 461 года, оставив по­сле крещеную Ирландию.

В Ирландии времен святого Патрика и столетиями позд­нее создавали красочно иллюстрированные рукописные книги, сочиняли эпические и исторические произведения. Это была первая страна в Западной Европе (к северу от Италии) с лите­ратурой на своем языке.


Библиотека


Наиболее важные ирландские библиотеки и музеи находятся в Дублине. Национальная Библиотека Ирландии, с больше чем 500 000 томов, является самой большой общественной библиотекой в стране.

Первая партия книг в библиотеку Ирландии поступила из Лондона в 1601—1608 годах. Редкие издания хранятся в за­стекленных шкафах. Среди них — «Бук оф Келлс», богато ил­люстрированное и написанное от руки Евангелие, вышедшее из стен монастыря Келлс в графстве Мит в VIII веке,— вы­дающийся памятник искусства древних ирландцев.

В библиотеке господствуют такие строгие порядки, что ей могли бы позавидовать государственные учреждения.


Первый университет Ирлан­дии


В 1591 году английская королева Елизавета Тюдор учредила первый университет в Ирлан­дии.

Городские власти отвели под застройку участок земли за стенами города с полуразрушенными строениями бывшего монастыря Всех святых. Монастырское происхождение колледжа проглядывает в названии «Тринити», которое переводится как «святая троица».

Католикам запрещалось пода­вать документы в Тринити-колледж. Для этого требовалось специальное разрешение епископа. Запрещение было снято только в конце 1970 года, когда к университету был прикреплен католический священник — наставник и пастырь.

С 1904 года в Тринити-колледж допускаются девушки, но долгое время им разрешалось показываться на университет­ской территории только в сопровождении особ мужского пола. С 1947 года Тринити-колледж ежегодно получает прави­тельственную субсидию, покрывающую почти две трети рас­ходов на его содержание, а остальное — за счет пожертвований от благотворителей и доброжелателей.


Учёные и лауреаты


Математик Гамильтон (1805—1865) открыл кватернионы.

Эдмонд Барк (1729—1797) известен своими работами по ис­тории французской революции.

Физик Эрнст Холтон первым открыл в 1932 году возможность расщепления атома искусст­венным путем совместно с англичанином Джоном Коккрофтом, разделившим с ним Нобелевскую премию 1951 года.


Национальный Музей


Национальный Музей размещает выдающиеся экземпляры замечательного искусства ковки по металлу раннего христианского периода в Ирландии.

На стендах музея выставлены разнообразные изделия из камня, золота, серебра и бронзы, охватывающие ранние этапы истории страны — от каменного века до средневековья. Среди них — самая богатая в Северной Европе коллекция браслетов, ожерелий, заколок, булавок и других золотых украшений бронзового века: Брош из Тары, Потир из Арды, и Раку для Колокольчика Св. Патрика (все датированы VIII веком), также как Лисморский Посох и Крест из Конга (оба XII века).


Национальная Галерея


Национальная Галерея в Дублине имеет замечательное собрание картин всех школ.Здесь находятся полотна ирландских мастеров и живописцев разных стран мира, а на верхнем этаже развешаны старинные русские иконы из коллекции Наташи Аллеи, супруги автора «Истории Украины» и «Истории грузинского народа» Уильяма Аллеиа.


Театр


Самый известный и старейший среди девяти столичных театров — «Эбби», расположенный на одной из центральных улиц — Эббистрит (улица Аббатства), которая передала театру своё название. До него в Ирландии не ставили пьес на гэль­ском языке.

Одной из первых постановок театра стала пьеса Дуг­ласа Хайда (в 1938 году он был избран президентом Ирлан­дии) «Витье веревки».

В годы анг­лийского правления Полиция стара­тельно навещала театр, и актеры проводили больше времени на допросах, чем на репетициях. Тем временем в Ирландии ширилось и крепло движение за национальную независимость, и театр с головой окунул­ся в пропаганду идей борьбы против колониального гнета.

С 1924 года, первым в англоязычных странах театр «Эбби» стал получать финансовую помощь от правительства. Для руководства театром в Дублине учреждено Национальное театральное общество.

За годы своего существования театр сыграл выдаю­щуюся роль в развитии самобытного театрального искусства. Основное внимание он уделяет ирландской тематике и рабо­там национальных авторов, следуя традициям, которые были заложены его основателями. Театр стимулировал рост ирланд­ской драматургии, пробудив интерес к театральному искус­ству.

«Эбби» ставил «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Предло­жение», «Вишневый сад» и «Чайку» Чехова.


Музыка


Традиционные музыкальные инструменты - арфа (считается национальной эмблемой ирландцев) и волынка.

Ирландские артисты были известны повсюду в Европе уже к XII веку.

Наиболее известным из них был слепой артист Торла O’Каролан (Теренс Каролан), который сочинил около 200 композиций, в основном, для своих покровителей, многие из которых были опубликованы в Дублине в 1720.

Примерно в тоже время был основан ежегодный народный фестиваль под названием Фейш, посвященный сохранению и поддержке искусства игры на флейте.

Ирландская народная музыка очень разнообразна: от колыбельных до застольных песен, от медленных инструментальных мелодий до быстрых зажигательных танцев. Огромную роль занимает использование вариаций и нюансов ритма и мелодии.

На Белфастском фестивале артистов в 1792 Эдвард Бантинг сделал первое собрание традиционных ирландских мелодий и песен, которые издал в 1796.

Томас Мур, великий ирландский поэт, широко использовал работы Бантинга в своем известном сборнике «Ирландские Мелодии», впервые изданном в 1807.

Классические формы музыки не были широко известны в Ирландии до XVIII века. Пианист Джон Филд был первым ирландским композитором, который добился международной славы со своими ноктюрнами.

Майкл Уильям Балф получил известность благодаря своей опере «Богемная Девушка».

Среди наиболее известных ирландских солистов был концертный и оперный тенор Джон МакКормак.


История ирландского Танца


Ранняя история ирландского танца показывает постоянную перемену населения через перемещение и вторжения. Есть только неопределенные ссылки на раннюю историю ирландского танца. Среди его первых практиков были Друиды, которые танцевали в религиозных ритуалах.

Кельты принесли собственные народные танцы.

Что жители Ирландии танцевали в древности, известно из документов ХI века. Чаще всего потомки кельтов веселились на крестьянских сборах. Называли их feis. Эти танцы обычно проводились по воскресеньям летом.

Через несколько веков англичане запретили ирландцам обучаться вообще чему-нибудь. Поэтому жителям зеленого острова несколько сотен лет пришлось тайно учиться плясать.

Бродячие учителя проводили мастер-классы в битком набитых пабах или больших кухнях. Руководить процессом приходилось стоя на столе либо на огромной бочке.

От села к селу бродили вместе с учениками народные хореографы, изобретавшие новые танцы и охотно делившиеся своим искусством с непосвященными.

Например, В основу танца «витье веревки» поло­жен старый обычай, когда вся деревня готовилась к сбору уро­жая, каждый стремился внести свою лепту, потому что витье веревки для снопа приносит удачу.

Костюмы же основаны на ирландском крестьянском платье, ношенном двести лет назад. Большинство платьев украшено ручной кельтской вышивкой. Мужская одежда менее украшена, но погружена в историю - простая клетчатая юбку и жакет, со свернутым плащом, драпированным от плеча.

Ругали танцы и католические священники, хотя сами тоже были под запретом. Но их уважали и слушались. Отцы церкви полагали распутным двигать руками и ногами во время танцев. Интересно, чем они дозволяли плясать — головой, что ли? Как бы то ни было, в старой школе танцоры держали руки неподвижно.

Новая жизнь у ирландских плясунов наступила в конце ХIХ века. Чтобы сохранить и развить национальные язык и культуру, была создана Гэльская Лига. В 1929 году Комиссия Ирландских танцев установила единые правила исполнения, проведения соревнований и судейства.


Национальная одежда


Национальная одежда - одноцветная (чаще оранжевая) юбочка (кильт), длинная куртка, светлая рубашка без воротника, большой суконный берет - почти полностью утрачена. Только музыканты оркестров волынщиков носят стилизованный народный костюм. В праздничной одежде преобладает зелёный цвет, который считается национальным.

Прослеживаются следы старого кланового устройства: большинство фамилий имеют приставку ""Мак"" - сын или ""О"" - внук. В сельских семьях сохраняются патриархальные устои: глава семьи - собственник фермы, дети экономически зависят от отца. Наследующий ферму сын обычно женится только после смерти отца; крошечные участки земли не могут прокормить две семьи, поэтому в ирландской деревне преобладают поздние браки; характерно также большое число холостяков.


Национальные виды спорта


Национальными видами спорта являются кёрлинг, напряженная игра, подобная хоккею на траве, и гэльский футбол, который похож на обычный футбол. Скачки — очень популярный спорт, заезды проходят повсюду в республике.


Достопримечательности Ирландии


Практически в каждом графстве сохранились старинные замки - немые свидетели ирландской истории. Многие из них переоборудованы в первоклассные гостиницы. Прекрасно сохранились и другие памятники - стоянки и замки викингов, а также соборы и монастыри, являющиеся настоящими архитектурными шедеврами.

Множество людей посещает знаменитые "клиффы" - отвесные скалы почти двухсотметровой высоты на атлантическом побережье страны, а также унылые, но оттого не менее очаровательные вересковые пустоши и холмы - место действия всех местных легенд и преданий.

Дублин - один из старейших городов Европы, предположительно основан в начале IX века. Город расположен в широкой долине реки Лиффи вокруг живописного Дублинского залива и изобилует фешенебельными кварталами с богатой архитектурой, прекрасными особняками, широкими улицами и просторными площадями. Великолепны его исторические площади и скверы, бульвары и террасы. Это деловой и торговый центр страны.

В выходной день любимое место отдыха жителей Дубли­на — Феникс-парк, превосходящий по размерам все парки Лондона. Пересекающее его прямое и широкое шоссе тянется почти на четыре километра, а в лес­ных дебрях живет стадо оленей. Название парка не имеет ни­какого отношения к птице, возрождающейся из пепла, и по­шло от близлежащего ручья. Неподалеку расположен зоосад, воспетый в народной балладе о парне, которому бедность не позволила отправиться в свадебное путешествие дальше зоо­парка.

Собор святого Патрика увешан внутри полковыми знаменами. Он используется и как кон­цертный зал: под его гулкими сводами звучали произведения Д. Д. Шостаковича, когда он приезжал в 1972 году в ирланд­скую столицу, чтобы получить диплом доктора музыки, при­сужденный ему столичным университетом Тринити-колледж. Настоятелем собора святого Патрика в 1713—1745 годах был Джонатан Свифт, уроженец Дублина, призывавший ирландцев в свое время «жечь все английское, кроме английского угля». В соборе бережно хранится кафедра, с которой Свифт читал свои проповеди

Корк, второй по величине город Ирландской Республики.

Здесь находятся Собор Святого Финбарра, Опера, Ратуша, Исторический музей и несколько картинных галерей.

Уотерфорд – этот город в юго-восточной части Ирландии обладает ярким средневековым обаянием - старинными городскими стенами, узкими дорожками. В городе много примечательных церквей. Среди достопримечательностей этого старинного города выделяются Ратуша, Дворец Епископа, Башня Реджинальда и Собор Святой Троицы.

Город Голуэй вызывает искреннее восхищение всех туристов. Это - самое яркое и наиболее густонаселенное поселение западного побережья и административная столица графства.. Среди достопримечательностей этого портового города можно выделить Церквь Святого Николаса и Замок Линч.

Аранские острова расположены у побережья Голуэя. Три острова - Инишмор, Инишман и Инишир, представляют собой длинные и низкие полоски "лунного ландшафта" с суровыми, но редкими по красоте пейзажами. Изоляция островов позволила сохраниться здесь старой ирландской культуре, в то время как в других местах она почти исчезла.

Национальные парки Гленея и Киллари с постоянно зеленеющими лугами, густой речной и озёрной сетью - уникальные островки нетронутой человеком природы островов Северной Атлантики.

Чувство глубокой любви ирландцев к лошадям широко известно далеко за пределами страны. Множество конюшен и специальных клубов могут считаться ещё одной достопримечательностью страны. Кроме любительской верховой езды, в Ирландии можно насладиться и зрелищем профессиональных конных скачек - одной из неотъемлемых составляющих спортивной и светской жизни страны.

Литература


  1. Устименко Ю. Познакомьтесь: Ирландия. – М.: Мысль, 1978.205с.

  2. Стрелецкая Л. Н. Ирландская республика. – М.: Государственное издательство Географической литературы. Академия наук. Институт Географии, 1953.261 с.

3.Тавадов Г. Т. Этнология.

  1. Ирландские саги. 1989г.

5. Иллюстрированный атлас Мира Reader’s Digest (раздел «Страны Мира»), 2004.

27


Рефетека ру refoteka@gmail.com