Микропроцессорная система охранной сигнализации автомобиля
ВВЕДЕНИЕ
С появлением частной собственности появились лица, которые захотели ее получить незаконным путем. Среди множества материальных ценностей изобретённых человеком автомобиль занимает особое место. Являясь средством передвижения, он обладает значительной стоимостью и при этом очень часто бывает вне пределов видимости своего хозяина. Благодаря этому тенденция к хищению и раскомплектации личных автотранспортных средств постоянно растет. Чтобы противостоять этому, необходимо устанавливать дополнительные устройства на автомобиль, которые затрудняют злоумышленнику его чёрную работу. Эффективным методом является использование систем охранной сигнализации. Как показывает статистика, автомашины, оборудованные системой сигнализации, менее подвергаются угону или раскомплектации. Существующие ныне системы охранной сигнализации обладают недостаточными функциональными возможностями или большой стоимостью. Следовательно, есть потребность в разработке дешевых, не сложных в производстве и установке систем охранной сигнализации которые в то же время обладают достаточной функциональной насыщенностью, надежностью чтобы без ущерба выполнять свои функции- предупредить хищение или раскомплектацию автотранспортного средства.
Для расширения функциональных возможностей и для снижения стоимости при разработке охранных систем необходимо использовать микропроцессоры, что позволит реализовать аппаратуру с улучшенными техническими и потребительскими характеристиками.
Цель и задача настоящей работы:
1. На основе использования современной элементной базы (PIC контроллеры) и современных принципов организации информационного обмена между разнесенными объектами, разработать систему передачи извещений о проникновении отличающуюся: гибкостью (легкость и простота разворачивания, возможность конфигурирования);
2. надежностью (автоматический контроль за состоянием системы, канала передачи информации о состоянии системы и объектов охраны);
3. расширенными функциональными возможностями и простотой в обращении (автоматическая постановка под охрану и снятие с охраны объектов);
4. низкой себестоимостью, высокой экономичностью.
1. ОБЗОР АНАЛОГИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Устройства и системы предотвращения угонов и посягательств на автомобиль
Проблема охраны автомобилей от посягательств в настоящее время весьма актуальна. В связи с этим производится большое число разнообразных защитных и охранных устройств. Наиболее простые из них представляют собой механические приспособления (например, специальные запорные устройства, блокирующие рычаг переключения передач, колесо рулевого управления, педаль газа и т.д.). Более сложные - электронные системы охраны.
Наиболее простой электронной системой охраны автомобиля от угона является иммобилайзер [1]. Иммобилайзер - средство пассивной защиты - дополнение к замку зажигания. Он может блокировать следующие цепи.
В автомобиле с бензиновым двигателем:
- питание системы зажигания;
- питание катушки зажигания;
- запуск стартера;
- запуск электрического топливного насоса;
- включение топливного электроклапана (если установлен);
- управление инжектором;
В автомобиле с дизельным двигателем:
- цепь включения калильных свечей;
- запуск стартера;
- запуск электрического топливного насоса;
- включение топливного электроклапана (если установлен);
Рассмотрим современные иммобилайзеры на примере иммобилайзера CYBORG (США). Управление этим иммобилайзером осуществляется плоским электронным ключом, выполненным по технологии фирмы DALLAS, который представляет собой энергонезависимую микросхему памяти с однопроводным протоколом обмена данными. Разрыв необходимых электрических цепей автомобиля производится с помощью специальных устройств – блокираторов. Управление ими осуществляется с помощью новой технологии Digital Code Communication Network (коммуникационная сеть с цифровым кодом), благодаря которой появилась возможность посылать кодовые сигналы по штатной проводке автомобиля. Цифровой код для деактивации блокираторов передается по всей сети. Это позволяет располагать их в любом месте автомобиля, не соединяя проводами с центральным блоком. Определить место расположения блокираторов для угонщика автомобиля крайне затруднительно. Максимальное количество блокираторов, и соответственно, цепей разрыва – восемь. Возможно программирование времени задержки активации каждого блокиратора.
Иммобилайзер CYBORG обеспечивает выполнение следующих функций:
- Активация устройства осуществляется автоматически через 1 минуту после выключения зажигания.
- Деактивация производится с помощью электронного ключа, который необходимо вставить в приемное гнездо считывателя. Загорается индикатор, и у водителя есть 1 минута для запуска двигателя.
Тем не менее при всех своих достоинствах, проблемы защиты от раскомплектации как механические устройства, так и эта система не решает. Проникнув в автомобиль, грабитель может применить весь арсенал техники (жидкий азот, дисковые пилы и т.д.) и в благоприятных условиях никто ему не будет мешать.
Следующим классом охранных устройств являются охранные сигнализации. Сигнализация в классическом исполнении (рис.1.1) состоит из:
- центрального блока;
- внешних датчиков;
- сирены;
- реле блокировок;
- кодового брелка.