ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Группа 3.4 (11 «Г»)
Тема: Внешняя политика России накануне I мировой войны
10.12.2009
Студент практикант V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
Учитель истории школы: Смурякова Е. Е. _______________
Групповой руководитель: Магсумов Т.А. _______________
Оценка за урок _______________
Набережные Челны, 2009 г.
Литература, использованная по теме:
1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.
2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)
10.12.2009
Урок № 8: Группа 3.4 (11 «Г»)
Раздел III. Накануне краха.
Тема: Внешняя политика России накануне I мировой войны.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Урок – Лекция.
Цель урока:
1. Познавательная, образовательная цель – сформировать основные представления у учащихся о положении дел в Европе, в частности на Балканском полуострове; рассказать о причинах конфликта и оформления военно-политических блоков, целей и задач стоящих перед странами-участниками конфликта.
2. Развивающая цель – содействовать учащимся в понимании сложной геополитической обстановки в Европе, при которых война не могла не начаться.
3. Воспитывающая цель – формирование у учащихся чувства долга, гражданственности и защиты Родины от врагов.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: политическая карта Европы, таблица геополитических интересов стран участников конфликта; классная доска, мел, указка.
Вид доски на уроке
10 декабря 2009 Тема Дом. Задание План политическая карта Европы таблица геополитических интересов стран участников конфликта |
Основные понятия:
Тройственный Союз, Антанта, концессии, аннексия.
Основные даты:
1904 – Франция и Англия подписали соглашение о разделе сфер влияния в Северной Африке.
1907 – Соглашение Англии и России, регулировавшее отношения по Ирану, Афганистану и Тибету, оформление Антанты.
1908 – аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины.
1912 – союз Болгарии, Сербии и Греции против Турции. I Балканская война.
1913 – II Балканская война. Сербия и Греция против Болгарии.
15 июня 1914 – убийство наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд.
15 июля 1914 – объявление войны Австро-Венгрией Сербии, начало первой мировой войны.
Основные персоналии: эрцгерцог Франц Фердинанд, Шлиффен.
План урока:
1. Европа накануне войны.
2. Международные конфликты.
3. Начало войны. Планы воюющих сторон.
План урока развернутый: 1. Европа накануне войны. В начале XX века в Европе завершилось формирование блоков – Тройственного Союза и Антанты. Агрессивность Германии – главный противник Англии в мировой экономике и на море. 1904 – Франция и Англия подписали соглашение о разделе сфер влияния в Северной Африке. 1907 – Соглашение Англии и России, регулировавшее отношения по Ирану, Афганистану и Тибету, оформление Антанты. 1908 – постоянные конфликты, которые трудно разрешить дипломатически.
2. Международные конфликты. 1908 – аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. Россия вынуждена была пойти на дипломатическую капитуляцию. 1912 – союз Болгарии, Сербии и Греции против Турции. I Балканская война. Турция потеряла все европейские владения за исключением узкой береговой полосы. 1913 – II Балканская война. Сербия и Греция против Болгарии, которая теряет свои владения и начинает ориентироваться на Тройственный союз. Сербия союзница России – центр притяжения южнославянских народов Австро-Венгрии. «Пороховой погреб» Европы.
3. Начало войны. Планы воюющих сторон. 15 июня 1914 – убийство наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд в Сараево, столице аннексированной Боснии. Ультиматум Австрии для Сербии, которая соглашается на все условия. 15 июля 1914 – объявление войны Австро-Венгрией Сербии, начало первой мировой войны. Остальные участники по цепной реакции вступили в войну (38 стран). План 2-х фронтов, и молниеносной войны разгромив врага по одиночке. Затяжной характер.
Домашнее задание: §19 прочитать ответить на вопросы, подготовить на пересказ. Письменно ответьте на вопрос 3, с 76.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I. Организационный момент |
Учитель приветствует учеников. |
Ученики приветствуют учителя. |
|
II. Этап проверки домашнего задания. |
На прошлом уроке мы с вами проходили тему: «Третьеиюньская монархия», пожалуйста ответьте мне на следующие вопросы? 1.Какова была расстановка политических сил в стране после революции и их отношение к правительству? 2. III Государственная Дума нарисуйте схему по новому избирательному закону? 3.Охарактеризуйте отношения правительства Столыпина с Государственной Думой и Государственным Советом? 4. Репрессивные меры правительства? 5.Нарисуйте схему аграрной реформы правительства? 8. Итоги столыпинской политики? |
Ученики выслушивают предисловие учителя о пройденном материале. Опрос проводиться фронтально с элементами индивидуального опроса, отвечают с места. Вопросы, требующие схематического изображения, учащиеся рисуют схемы на классной доске и после объясняют ее элементы. Для тех, кто не справляется или не готов к уроку, задаю дополнительные вопросы. Вместо двоек прошу подготовить рефераты и доклады. |
|
III. Изучение нового материала. |
Открываем тетради записываем число и тему нашего с вами урока. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы истории и внешней политики перед первой мировой войной: 1. Европа накануне войны. 2. Международные конфликты. 3. Начало войны. Планы воюющих сторон. |
Учащиеся записывают число и тему урока. Под запись с перерывами на вопросы и развития памяти и мышления их просят отвечать на вопросы связанные с предыдущими этапами развития внешней политики России, и данной темы тоже. |
|
IV. Закрепление изученного материала |
Балканский полуостров не случайно называют «Пороховым погребом» Европы, так как именно в этом регионе пересекались основные противоречия между империалистическими державами и национальными государствами Сербия, Греция, Болгария. |
Вывод записывается в тетради, за активность на уроке выставляются оценки в журнал. |
|
V. Подведение итогов урока. |
Открываем дневники и записываем домашнее задание. |
Ученики записывают домашнее задание в дневник. |
Студент практикант_______________________________
Учитель истории школы___________________________
Групповой руководитель___________________________