Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им Н.Ф.Катанова» Институт истории и права
Кафедра государственного права
Конституция Веймарской республики 1919 года
Курсовая работа
(по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»)
Исполнитель:
Ковалева Екатерина Сергеевна
Студентка гр. Ю-074
Научный руководитель: Тарасова О.Е.
к.ю.н.
Дата сдачи:__________
Дата защиты:___________
Оценка:_____________
Абакан - 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. История создания Веймарской конституции
1.1 Социально-экономическая ситуация в Германии накануне создания Веймарской конституции
1.2 Основные шаги правительства Германии по созданию конституции
Глава 2. Веймарская конституция и проблемы государственного устройства Германии
2.1 Организация государственного единства Германии
2.2. Государственный строй Германии по Веймарской конституции
Глава 3. Права и свободы граждан по Веймарской конституции.
3.1 Веймарская конституция о правах и свободах граждан Германии
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. История германского государства в период Веймарской республики - временное пространство между первой и второй мировыми войнами - до сих пор привлекает к себе внимание специалистов. Связано это с тем, что ряд постсоветских республик находится в состоянии, аналогичном Веймарской республике. Также как и Германия, СССР потерпел сокрушительное поражение в холодной войне. Также как и в Германии, произошёл слом старой государственной и правовой систем. Веймарский парламентарный строй существовал в условиях острого социально-политического кризиса. С подобными проблемами столкнулись Россия и Украина. Помимо решения внутренних проблем, этим странам, как и Германии в 1929-1933 гг., предстоит пережить приближающийся мировой экономический кризис. Для Германии Великая депрессия закончилась тоталитаризмом. Веймарская конституция, провозгласив широкие политические права граждан, расширив компетенцию представительного органа - рейхстага, оказалась неспособной обеспечить стабильность государственного развития и, используя правовые механизмы, защитить парламентарный строй германской республики от нацистов. Как продукт «революционного» общественного мнения, Веймарская конституция - так называемая «конституция без решения» - не несла в себе потенциала на продолжительное существование.
Трагедия Веймарской республики, уничтоженной гитлеровцами в 1933г., указывает на необходимость пристального изучения опыта функционирования законодательного органа в условиях переходного времени, его роли в создании прочного законодательного фундамента страны.
Степень научной разработанности темы исследования. Научная литература о Веймарской парламентарной системе обширна, но носит, преимущественно, исторический характер. Основы германского парламентаризма изложены в Конституции Веймарской республики, где, в частности, охарактеризованы общие вопросы состава и деятельности рейхстага и рейхсрата, порядок осуществления парламентского контроля над правительством и другие базисные сюжеты. Часть авторов считает, что Веймарская республика – это была либеральная система. Однако существуют и другие точки зрения на данный счет. Например, ряд исследователей указывают, что Веймарскую республику нельзя отнести к либеральным системам, поскольку она не отвечала ряду важных атрибутов, обязательных для либеральных систем, например, принципу разделения трех ветвей власти (полномочия президента были слишком большими: он мог распускать рейхстаг, формировать правительство, не обладающее большинством голосов в парламенте, издавать распоряжения в чрезвычайных ситуациях и принимать любые меры вплоть до приостановки действия гарантированных гражданских прав для восстановления общественной безопасности).
Мы здесь не будем обсуждать, насколько целесообразна была концентрация столь огромных полномочий в руках президента. Возможно, в раздираемой смутой республике, униженной поражением в войне и выплачивающая огромные контрибуции, это и был единственный выход.
Специальные историко-юридические исследования по проблемам Веймарского государства 1919-1933 гг. единичны: историки права и государства пристально изучают период бисмарковской Германии и нацистского «Третьего Рейха». Абсолютно не разработанной является проблема деятельности и роли рейхстага как органа, в законодательно-нормативном отношении регулировавшего экономическое и социально-политическое развитие Веймарской республики.
Источниковую базу исследования составила Веймарская конституция Германии.
Цель исследования - комплексное освещение основных направлений и проблем законотворческой деятельности германского рейхстага, возникающих и проявляющих свою сущность как на предварительной стадии, так и на уровне реального (парламентского) законотворческого процесса. Иными словами, целью проведённого исследования является изучение законотворческой деятельности Веймарского парламента в целом, а также непосредственного продукта его деятельности - нормативно-правовой базы Германии.
Достижению цели исследования соответствуют следующие задачи:
Выяснение предпосылок принятия Веймарской конституции, оценка её основных характеристик и объёма законодательных полномочий рейхстага.
Рассмотрение правовых основ организации и деятельности государственных институтов власти в Веймарской республике.
Изучение законодательной деятельности рейхстага в области экономического и социально-политического развития Веймарской республики, равно как и деятельности общественных организаций в политико-правовой системе Веймарской республики.
Хронологические рамки исследования определены временем существования Веймарской республики - возникшая в результате поражения в первой мировой войне, она потерпела крушение с назначением Гитлера рейхсканцлером Германии, которое последовало 30 января 1933 года.
Объектом исследования является Конституция Веймарской республики.
Предмет исследования:
история создания Конституции Веймарской республики;
организация государственного единства Германии по Веймарской Конституции,
права и свободы граждан, закрепленные в конституции Веймарской республики.
Методологическая база исследования. Для достижения поставленных в задач использованы общие методы: сравнительно-правовой, историко-сравнительный, а также анализа документов. Также методологическую базу составил принцип историзма, а также всеобщий диалектико-материалистический метод. Эффективность последнего заключается в том, что с его помощью определяется и теоретически отражается реальный исторический путь, который проходило и проходит развитие государства и права.
Теоретической основой исследования явились основополагающие труды по истории государства и права. В частности, произведения К. Поппера (Открытое общество и его враги. М, 1992), Хессе К. (Основы конституционного права ФРГ).
Глава 1. История создания Веймарской конституции
1.1 Социально-экономическая ситуация в Германии накануне создания Веймарской конституции
История создания Веймарской конституции связана с германскими событиями 20-х годов. К середине 1919 года в стране сложилась сложная политическая ситуация. Шедшая на убыль революционная волна периодически вспыхивала в разных местах, грозя слиться в единый поток. Тяжелы были для Германии и последствия Версальского мирного договора, которые неизбежно вели к обнищанию и эксплуатации трудящихся. В среде господствующих классов обострилось соперничество партий и групп за влияние и власть.
Октябрьские преобразования 1918г., провозгласившие систему парламентарной монархии, дали массам то, чего они требовали. Но простые рабочие и солдаты пока что не почувствовали никаких перемен. Действительно, проведенная 28 октября 1918г. конституционная реформа в основном осталась декларативной. Президент США В. Вильсон настаивал на отречении кайзера и заявлял о готовности вести переговоры только с правительством, назначенным парламентом. Революция фактически началась 28 октября с мятежа матросов в Киле, отказавшихся выполнить приказ о самоубийственном выходе в море для решающего сражения с британским флотом, и быстро распространилась по всей стране. Она не была делом рук леворадикальных агитаторов, но имела объективные причины.
«Гражданский мир», провозглашенный в августе 1914 г., мог сохраняться до тех пор, пока существовала вера в скорую победу. Но надежды улетучивались в той мере, в какой положение масс ухудшалось. Наибольшее недовольство, несмотря на относительно высокую заработную плату, проявляли рабочие военных заводов. Большинство из них прежде было занято в других отраслях промышленности, поэтому дисциплинирующее воздействие профсоюзов и партии социал-демократов сказывалось на этих рабочих гораздо слабее, чем на тех, кто продолжал трудиться на своих прежних предприятиях.
Недовольство охватило и средние слои, отказавшиеся проявлять лояльность к авторитарному режиму Германии. В ходе войны все большее число служащих и чиновников, приблизившись по своему положению к пролетариату, начали чувствовать общность материальных интересов всех трудящихся. В глазах большинства немцев старый режим настолько утратил популярность, что его больше не стоило защищать. Все чаще звучало требование отречения кайзера. Кроме того, заключить мир казалось невозможным без обуздания прусского милитаризма, по мнению многих, виновного в затягивании бессмысленной войны.
Стремление к заключению мира дополнялось стремлением к желанной демократизации страны. Конкретно это выражалось в требовании созыва Национального собрания, которое могло бы заключить мир на более приемлемых условиях. Но средние слои и значительная часть рабочих не требовали большего, чем установление мира и буржуазной демократии.
1.2 Основные шаги правительства Германии по созданию конституции
В этих условиях подготовка к созданию новой конституции, вошедшей в историю под названием Веймарской, фактически началась еще до открытия работы Национального собрания. Так 15 ноября 1918 года правительство Эберта поручило разработку конституционного проекта известному представителю правого крыла буржуазного либерализма профессору права Гуго Прейсу – одному из основателей демократической партии, выражавшей интересы мелкой и средней буржуазии, чиновников, интеллигенции, хотя и апеллировавшей ко всем слоям населения.
В первоначальном проекте конституции профессор государственного права, член НДП и убежденный демократ Г. Прейс, исходя из незыблемости капиталистического строя, вместе с тем предусматривал упрочение парламентской системы и значительную реорганизацию территориального устройства страны. Проект предполагал упразднение автономии германских земель – бывших членов Германской империи и деление территории страны на 14 новых административно – территориальных единиц – штатов.
Весьма не простые социально-экономические реалии послевоенной Германии осложнялись правительственными кризисами, которые озлобляли избирателей, и без того не испытывавших особой любви к демократической системе, навязанной, по их убеждению, Германии западными странами. Выборы в Национальное Собрание Германии состоялись 19 января 1919 г. По сравнению с последними довоенными выборами 1912г., когда право голоса имели 22,2% населения рейха (14,4 млн. человек), теперь избирательное право имели 63,1% населения (36,8 млн. человек). Такой рост числа избирателей объяснялся тем, что впервые в немецкой истории к избирательным урнам были допущены женщины, а возрастной избирательный ценз был снижен с 25 до 20 лет. Более того, 9,6% избранных депутатов составляли женщины. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) получила 11,5 млн. голосов и 165 мандатов, став самой крупной парламентской фракцией. Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ) получила всего 2,31 млн. голосов и провела в парламент 22 депутата. Компартия, оставшаяся верной лозунгу «Вся власть — Советам!», в выборах не участвовала.
Среди буржуазных партий наибольший успех выпал на долю партии «Центр», которая вместе с Баварской народной партией (БНП) получила 5,98 млн. голосов и провела в парламент 91 депутата. Вплотную за ними следовала Немецкая демократическая партия (НДП), получившая 5,64 млн. голосов и занявшая 75 депутатских мест. Немецкая национальная народная партия (НННП) вынуждена была довольствоваться 44 местами в парламенте. Аутсайдером стала Немецкая народная партия (ННП), за которую проголосовали 1,34 млн. человек, что принесло ей 19 мандатов. Остальные 7 депутатских кресел заняли кандидаты от мелких партий и организаций.
Вопреки ожиданиям и расчетам, результаты выборов не принесли СДПГ абсолютного большинства в парламенте, на которое надеялась партия. Вместе с «независимцами» она получила 45,5% голосов избирателей, а буржуазные партии набрали в общей сложности 54,5% голосов. Следовательно, будущее правительство могло быть только коалиционным. В итоге переговоров была создана веймарская коалиция из СДПГ, НДП и партии «Центр».
Спустя месяц после выборов первый демократически избранный немецкий парламент открыл свои заседания в Веймаре. Первым президентом республики был избран Ф. Эберт. Через два дня он поручил Ф. Шейдеману сформировать первое легитимное правительство, в которое вошли 6 министров от СДПГ и 6 — от НДП и партии «Центр».
Важнейшими задачами парламента и правительства являлись заключение мирного договора и принятие Конституции. После полугодового обсуждения в различных инстанциях Национальное Собрание 31 июля 1919г. утвердило Конституцию. Против принятия ее голосовали националисты, «независимцы», а также представители ННП и БНП. Для одних она была слишком левой, для других — чересчур правой. После подписания ее президентом 14 августа 1919 г. Конституция Веймарской республики вступила в силу. Она определила жизнь Германии на ближайшие десять лет.
«Отцы» Веймарской конституции, главную роль среди которых играл статс-секретарь внутренних дел, Г. Прейс, не последовали мудрому совету выдающегося французского дипломата наполеоновской эпохи Ш. Талейрана, утверждавшего, что конституции должны быть короткими и туманными. Вместо этого с чисто немецким педантизмом была создана рассчитанная на все случаи и времена Конституция, которая состояла из 181 статьи и не оставила без внимания ни одну сферу деятельности государства и общества.
Глава 2. Веймарская конституция и проблемы государственного устройства Германии
Теоретически создание конституции — не простое изменение формы господства, оно равносильно созданию нового универсума. Государство, взятое независимо от своей конституции, не более чем идеальная конструкция, абстракция из области общей теории государства. Конституция формирует государство, но, в свою очередь, сама формируется им. Государство - первичная материя, а конституция - её форма. Первоначальная (уполномочивающая) функция конституции, направленная на ограничение власти, доминирует в тех основных законах, которые стремятся поддержать единство государства. Вместе с тем, она может превратиться в механизм борьбы за власть между общественными силами, если ни одна из этих сил не обретает монополию. Такая конституция провозглашает не реальное, а должное состояние государства, поскольку жизнь государства в известной мере не получает адекватного нормативного регулирования. В конституции закрепляются не только правовые основы политической системы и самого общества, но и его экономический, социальный, духовный и политический строй.
2.1 Организация государственного единства Германии
Процесс формирования конституционных основ единой Германии прошёл несколько этапов. Революция 1830 г. привела к созданию так называемых среднегерманских конституций. Вторая попытка была предпринята в 1848 г. Однако имперская конституция церкви св. Павла так и не вступила в законную силу. Конституция 1871 г. стала правовым основанием созданной сверху Бисмарком Германской империи. Оценивая конституционное детище «железного канцлера», критики указывали на слабые места Основного закона, который не наделял граждан правами участвовать в совершенствовании политической власти, делал индивида объектом господства со стороны государства.
Конституция 1919 г. также не была безупречной. Она провозгласила парламентскую республику современного типа, которая, однако, не была воспринята большинством населения. Назначение Гитлера рейхсканцлером как раз и продемонстрировало отсутствие внутреннего согласия с веймарской системой. Причины этого разнообразны. Республика родилась в атмосфере безнадёжного военного положения Германии к концу лета 1918 г. и отчасти (в представлении народа) явилась реакцией на неспособность правительства победоносно завершить войну. Фактически Веймарская конституция зафиксировала то, что давно стояло в повестке дня кайзеровской Германии, а именно: осуществить трансформацию государства в буржуазную республику. Поражение в войне и Ноябрьская революция свидетельствовали о неспособности правящей элиты понять необходимость буржуазного реформизма и принять его идеи.
«Подорвав основы Бисмарковской конституции в 1918 году, рабочий класс, требующий создания единой, неделимой Германии, натолкнулся на сопротивление реакционных сил». 1 Позицию либеральной буржуазии по данному вопросу четко сформулировал М. Вебер, который отмечал, что для выбора унитарного или федералистического решения вопроса о государственному устройстве, прежде всего, важна экономическая организация будущего государства. Капиталистическая система хозяйства вполне может примириться с федерализмом. Ф. Энгельс по данному вопросу отмечал: «С одной стороны, необходимо покончить с делением на мелкие государства.… С другой стороны, должна прекратить свое существование Пруссия, чтобы над Германией перестало тяготеть специфическое пруссачество».2 Несмотря на разносторонние взгляды на проблему объединения Германии, многие партии объединял страх того, что любое радикальное преобразование усилит натиск прогрессивных сил против основ существующего строя. Лишь пролетарские революционеры были заинтересованы в полнейшей демократизации Германии и считали, что республика должна быть построена на основе широкого самоуправления с демократически избираемыми местными и областными органами власти. Поэтому с самого начала конституционных дебатов вопрос государственного устройства и территориального деления являлся предметом наибольших споров у членов буржуазно-юнкерской партии. Но это действительно была принципиальная проблема, которая была выдвинута революцией: сохранит ли Германия отдельные государства и федералистическую структуру, или будет создано единое (унитарное) государство. Решение этой проблемы связано с вопросом преодоления феодальной раздробленности и доведением до логического завершения буржуазно-демократических преобразований.
Постепенно установилась идея того, что Веймарская республика осталась «союзным государством», а земли были государствами, хотя и с ограниченным суверенитетом. Именно неравноправие ее членов, прежде всего, и характеризовало федералистическую структуру Веймарской республики. Земли, которые составляли Германскую республику, не являлись ни национальными, ни экономическими образованиями, несмотря на то, что население сохранило своеобразие местных обычаев, нравов, диалектов. Исторически эти земли складывались в результате цепи случайных обстоятельств, политики династий, захватов и войн. Некоторые карликовые земли не имели замкнутой территории, а небольшими частями входили в другие земли. Зато на территории Пруссии проживало почти 2/3 населения, здесь была широко развита промышленность и военная организация. Планы территориального переустройства Германии встречали ожесточенное сопротивление. Принятый комиссией проект, допускавший образование новых земель без обязательного согласия всех заинтересованных правительств вызвал недовольство. Это привело к принятию компромисса между империей и землями и ст.18 Конституции установила, что территориальные изменения существующих и создание новых земель в пределах Германской империи происходит путем имперского закона, изменяющего конституцию, что в прямом смысле означало, что никакое территориальное переустройство невозможно без согласия Пруссии. Неравноправие проявлялось и в представительстве земель в рейхстаге. Пруссия здесь получила 2/5 голосов и дело не могло изменить даже включение в конституцию «антипрусской оговорки», которая предусматривала, что половину прусских голосов должны иметь представители прусских провинциальных управлений, а не прусское правительство. Итак, из 66 голосов в рейхстаге Пруссия имела 26, Бавария – 11, Саксония – 7, Вюртемберг – 4, Баден – 3, Тюрингия, Гасен, Гамбург – по 2, остальные 9 земель по 1 голосу. Все это говорило о том, что ни одно решение не могло быть принято против воли Пруссии. Второй характерной чертой Веймарской федерации являлась недобровольность союза. Это видно из положения об «имперской экзекуции», элементы которой почти полностью были перенесены из конституции 1871 г. в Веймарскую конституцию.
В ст.48 абзаце
1 было установлено,
что если одна
из земель не
выполняет
обязанностей,
возложенных
на нее конституцией
или имперскими
законами, президент
империи может
принудить ее
к этому с помощью
вооруженной
силы.3
Это положение
было направлено
не против реакционных
сил, которые
пытались отделиться
от Германии,
а против революционного
народа.
Социал-демократы
откровенно
заявляли: «Мы
живем в переходное
время… и ведь
случалось уже,
что правительство
одной из земель…
выступало
против имперского
правительства,
имперских
законов и временной
конституции.
Это требовало
имперской
экзекуции».
Все это говорило
о том, что приходилось
считаться с
применимостью
ст.48. «Имперская
экзекуция»
была применена
президентом
Эбертом в
марте-апреле
1920г. против тюрингинских
земель, в которых
возникла «угроза»
перехода власти
в руки рабочих
Советов. В октябре
1923г. были выдвинуты
вооруженные
силы против
рабочих Саксонии
и Тюрингии под
предлогом
использования
ими государственных
средств не по
назначению.
В Веймарской
республики
происходило
также усиление
централизации
государственной
власти и управления
при сохранении
федералистических
форм. Ст.5 определяла,
что «государственная
власть осуществляется
по общеимперским
делам органами
империи на
основании
имперской
конституции,
а по делам земель
– органами
земель на основании
их конституций».4
Однако здесь
надо отметить,
что ст.13 устанавливала,
что имперское
право имеет
преимущество
перед правом
земель. К вопросам
исключительного
ведения империи
относились:
внешние сношения,
вопросы гражданства
и свободы
передвижения,
организация
обороны, монетное
и таможенное
дело, почта,
телеграф, телефон,
т.е. все жизненно
важные вопросы.
Это были вопросы,
связанные с
торговлей,
банковским
и биржевым
делом, путями
сообщения,
правом и судопроизводством,
здравоохранением
и страхованием,
промышленностью
и горным делом,
отчуждением
и обобществлением
собственности,
кино, дорожным
строительством
и т.д. В следующую
группу вопросов
входили те, по
которым имперские
власти издавать
общие директивы
обязательные
для органов
земель. Эти
положения
затрагивали
положение школ
и религиозных
обществ, прав
чиновников,
землеустройства
и т. д. (ст.10).5
В ст.9 отдельно
оговаривалось
право охраны
общественного
порядка и
безопасности.6
Значительное сопротивление со стороны капиталистов и землевладельцев южных земель, вызвала попытка ликвидировать резервные права Баварии, Саксонии, Бадена, Гессена и др. земель на сбор особых пошлин и налогов на предметы потребления. Этот вопрос был решен компромиссом, согласно которому сбор пошлин на потребление переходил в ведение имперского правительства, а оно было обязано «обеспечить землям охрану их особых интересов в сельском хозяйстве, торговле, ремесле и промышленности» (ст83).7 Усилив централизацию законной власти, землям была предоставлена автономия в вопросах управления и администрации: «имперские законы приводятся в исполнение органами земель, если имперский закон не постановит иначе» (ст.14).
Усиление компетенции центральных органов империи и отмена ряда резервных прав государств, привело к тому, что Веймарская республика сделала значительный шаг в вопросе унитаризации государства, но решение данного вопроса не было доведено до конца. Буржуазные и социал-демократические деятели объясняли это тем, что Германия еще «не созрела» для полного единства. «Многие социал-демократические правители защищали, несмотря на все платонические поклоны перед идеей национального единства, партикулярные интересы с не меньшим рвением, чем это делали раньше династии».8 Однако, во время, когда реакционные силы в первые недели ноябрьской революции пребывали еще в растерянности, была возможность добиться превращения Германии в унитарное государство.
Таким образом, по форме государственного устройства Германия являлась федерацией, состоявшей из 18 земель (15 республик и 3 вольных города), каждая из которых имела свою конституцию, свой законодательный орган - ландтаг.
Однако конституции земель должны были составляться с учетом имперской конституции, то есть они не должны были противоречить имперской конституции.
«Федеративность Веймарской Германии была по большей части строго дозированной. Все действительно важные вопросы - внешняя политика, армия и флот, монетное дело и таможни, связь, транспорт, гражданство и иммиграция, выдача преступников и т.д. - находились в ведении имперских властей».9 Но в таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейхстагом, при том, что право империи имело во всех подобных случаях решающий перевес над партикулярным правом земель.
2.2. Государственный строй Германии по Веймарской конституции
Вопрос государственного устройства Веймарской республики долгое время оставался спорным для немецких юристов и историков.
Веймарская конституция закрепила парламентскую республику, положила начало правового государства с разделением властей, верховенством закона, многопартийностью, свободой средств массовой информации, отменой цензуры.
Конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику с президентом во главе. Названием республики оставалось «Германская империя». Высшим представительским и законодательным органом Германии конституция объявила двухпалатный парламент. Нижней палатой считался рейхстаг. Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест.
Главной функцией рейхстага объявлялась законодательная деятельность. Статья 68 устанавливала, что «имперские законы издаются рейхстагом». 10 Для принятия закона было достаточно простого большинства, а для закона, изменявшего конституцию, требовалось квалифицированное большинство (2/3 голосов при участии в голосовании не менее двух третей депутатов). Однако власть рейхстага была существенно урезана другими высшими органами власти - прежде всего рейхсратом - верхней палатой - наследником бундесрата и преемником Комитета государств. Это был бюрократический орган, состоявший из членов правительств земель. Рейхсрат имел право «отсрочивающего вето» (suspensives veto) мог опротестовать законы, принятые рейхстагом, которые в этом случае поступали на вторичное рассмотрение и нуждались в квалифицированном большинстве. При несогласии палат, решение вопроса принадлежало президенту республики. «Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим спор разрешался), либо поручал это решение народному референдуму. Рейхстаг также имел право добиваться проведения референдума, но в истории Веймарской республики это не было реализовано».11 Влияние рейхстага на исполнительную власть, формально ему подотчетную, тоже было ограничено. Правда, согласно конституции, имперское правительство, состоящее из рейхсканцлера и министров, назначаемых и увольняемых президентом, нуждалось для своей деятельности в вотуме доверия со стороны большинства членов рейхстага. При внесении в рейхстаг законопроектов правительство обязано было предварительно согласовывать их с рейхсратом.
«Президент империи избирается всем немецким народом. Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет».12 Президент избирался на 7 лет с неограниченным правом переизбрания. В его обязанности входило представительство империи в международно-правовых отношениях, назначение правительства и министров, принятие их отставки. Преимущественное положение президента по отношению к рейхстагу заключалось прежде всего в праве президента распустить рейхстаг и назначить новые выборы.
Рейхстаг не имел возможности сместить президента, но мог поставить на народное голосование вопрос о досрочном переизбрании президента, а также возбудить перед государственным судом обвинение против президента в «преступном нарушении им законов и конституции», но для такого решения требовалось квалифицированное большинство.
Одним из важнейших источников силы президента было то, что он считался главой всей чиновничьей иерархии, имел право назначения и увольнения имперских чиновников и судей (ст.46). Другим источником его силы была армия, тоже подчиненная президенту, как верховному командующему всеми вооруженными силами республики (ст.47). Президент назначал также офицеров (ст.46).Но все же главные права президента были заключены в статье 48 конституции. Первая часть ее давала президенту право «союзной экзекуции», а вторая распространяла это право также и на действия против «внутренних врагов» буржуазного государства. Второй абзац ст.48 гласил: «Президент империи может, если в Германской империи общественная безопасность и порядок серьезно нарушены или подвергаются опасности, принять меры, необходимые для восстановлении общественной безопасности и порядка, а в случае необходимости – вмешаться с помощью вооруженной силы. Для этой цели он может временно, полностью или частично, отменять основные права, установленные статьями 114, 115, 117,118, 123, 124, 153».13 Таким образом, президент мог одним росчерком пера отменить основные права граждан, гарантировавшиеся конституцией: свободу слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность личности, жилища, собственности и тайну переписки.
В положении президента и, особенно в его диктаторских правах ясно проявилась подлинная классовая сущность Веймарской конституции. Здесь вышло на поверхность то глубокое антагонистическое противоречие между отрицающим демократию империализмом и стремящимися к демократии массами, которое пронизывало всю конституцию. Необходимость считаться с борьбой народных масс заставляла авторов конституции прибегать к маскировке буржуазной диктатуры различными демократическими завесами, чтобы в «нормальных» условиях осуществлять ее скрытно. Но страх перед тем, что народ может использовать даже ограниченные и формальные свободы и права для борьбы против основ капиталистического строя, побудил законодателей предусмотреть возможность использования диктатуры и в открытом, обнаженном виде.
Создавая и рекламируя представление о том, будто Веймарская республика является образцом «правового государства» ее создатели ссылались обычно на «независимость» судебной власти. В действительности это была такая же фикция, как и утверждение о «народовластии». Конституция декларировала, что «судьи независимы и подчиняются только закону (ст.102)14. Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом. Буржуазный суд республики лишь «изображал собою защиту порядка, а на самом деле был слепым, тонким оружием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка». 15
Конституция предусматривала образование специальной Государственной палаты (Staattsgerichtshof), которая должна была рассматривать жалобы против президента, рейхсканцлера и министров по обвинению в нарушении конституции, а также другие конституционные конфликты. Однако не этот судебный орган, а Имперский суд в Лейпциге играл в годы Веймарской республики видную роль. Он самочинно присвоил себе право проверки «конституционности» законов, принятых рейхстагом. И тем самым превратился в своего рода бюрократическую верхнюю палату, непредусмотренную конституцией. Судьи Веймарской Германии были только одним из отрядов весьма многочисленной армии чиновников. Положение чиновничества как замкнутой касты закреплялось в конституции рядом специальных статей. Предложение о выборности было отвергнуто не только буржуазными партиями, но и социал-демократами. Конституция устанавливала, что «чиновники назначаются пожизненно» (статья 129), а увольнение, отстранение или перевод на другую должность может происходить только на основании закона. Чиновникам обеспечивалось также «свобода политических убеждений и свобода союзов», а с целью подчеркнуть их мнимую «надклассовость» и «надпартийность» специально говорилось, что «чиновники являются слугами всего общества, а не отдельных партий». Эта декларация не могла отменить того известного факта, что чиновничество было насквозь пропитано антидемократическим духом, связано тысячами нитей с правящей верхушкой. В отношении органов власти и управления земель, а также местных органов Веймарская конституция устанавливала лишь общие принципы: земли должны иметь республиканскую конституцию, ландтаги избираются на основе всеобщего избирательного права, а правительства земель опираются на доверие ландтагов (ст.17).16 Организация власти и администрации земель была неоднородной. В Пруссии ландтаг избирался на четыре года, также здесь был Государственный совет (Staatsrat) из представителей провинциальных ландтагов. В других землях этого органа не было, а правительство участвовало в законодательстве. В Бадене, Гессене, Вюртемберге главой был президент, он же являлся и премьер-министром. Различным было и административное деление земель. Пруссия делилась на 13 провинций, а те, в свою очередь, на округа, уезды, общины; Бавария имела восемь округов; Гессен – три провинции. В Пруссии провинции возглавляли обер-президенты, которые назначались прусским правительством, в то время как провинциальные ландтаги имели ограниченные функции. Во главе округов стояли государственные чиновники, во главе сельских уездов – ландраты, которые считались государственными чиновниками, хоть и избирались крейстагами. Местные органы самоуправления в сельских местностях имели общинное представительство, возглавляемое бургомистром или старостой, т.е. лишь в общине было самоуправление, а на уровне уездов, округов и провинций власть находилась в руках чиновников. Ноябрьская революция не уничтожила засилья бюрократии, а конституция не устранила органов власти, назначавшихся государством, не осуществив важнейшего условия действительной демократизации управления.
Для Веймарской республики было характерно всеобщее избирательное право, которое распространялось на выборы президента, ландтагов земель (на которые возрастной ценз не устанавливался); местные органы (для которых допускается ценз оседлости, не превышающий 1 год). Это право устанавливалось ст.22 Конституции, в которой говорилось, что депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства мужчинами и женщинами, достигшими 20-летнего возраста. Конституция установила и пропорциональную систему представительства (Германия был поделена на тридцать пять избирательных округов). Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за какой-нибудь список. Однако депутаты не были ответственны перед избирателями, а подчинялись только своей совести и не были связаны мандатами (ст.21).17 Из всего вышесказанного видно, что Германия не стала подлинно единым (унитарным) государством. Это подтверждает и заглавие первого раздела Веймарской конституции, который назывался «Империя и земли».
Представитель немецкой народной партии Каль подчеркивал по этому поводу, что создаваемое этой конституцией государственное образование представляет собой не единое государство, а объединение государств.
Веймарская конституция определила вопросы и конкурирующего права, т.е. те вопросы, которые могли быть предметом законодательства и ведения земель в случае, если центральные органы власти не использовали своих прав.
Глава 3.Права и свободы граждан по Веймарской конституции
3.1 Веймарская конституция о правах и свободах граждан Германии
Веймарская конституция широко регламентировала права и свободы граждан. Из двух частей конституции вторая полностью посвящена правам граждан Германии и их свободам. Например, первый отдел описывал права личности, в частности, гарантировались неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, прямое, равное, тайное избирательное право, свобода слова, печати, отмена цензуры, право немцев образовывать свои союзы и товарищества, «не противные уголовным законам».18 Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности.
Однако закон допускал нарушения этих прав. Так, согласно ст.48 конституции, президент имел большие права: он мог ввести чрезвычайное положение, ограничить свободу граждан и даже применить вооруженные силы «для восстановления гражданского порядка».
Конституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценным гражданином государства вне зависимости от его социального статуса и происхождения.
Так первый отдел части второй конституции Веймарской республики показывает насколько демократическими правами и обязанностями обладали граждане. Конституция гарантировала защиту прав немцев, «как находящихся в пределах имперской территории, так и вне ее».19
В период Веймарской республики по конституции не один иностранец и не один человек, не являющийся немцем не был притесняем. Каждый немец имел право по собственному желанию эмигрировать, но эмиграция могла быть ограничена имперскими законами, в случае совершения какого-либо противоречащего законам поступка. По конституции человек, которого обвиняли в преступлении имел право находиться на свободе пока его виновность не будет доказана (Ст.116).
На протяжении всего развития демократической формы правления, ее основой считалось право на свободу мыслей, вероисповедания, печати и т.д.
По конституции 1919 года граждане Германии обладали этими правами. Не допускалась цензура, исключение существовало только для кинематографии.
Допускались «мероприятия по борьбе с порнографией и для охраны молодежи на публичных выставках и представлениях»20
Вторым и важным вопросом, который регламентировала конституция, была сфера общественной жизни. Общественная жизнь по конституции включала в себя семейное право, избирательное и частично гражданское. Можно сказать, что эта часть конституции в большей степени уделяла внимание регулированию отношений между обществом и государством. Также именно в этой части хорошо прослеживается попытка бюрократизации общества. Так, например, «чиновники назначались пожизненно, поскольку в законе не установлено иного»21 В дальнейшем это обеспечило стремительное разрастание и укрепление бюрократического аппарата. Впоследствии национал-социалисты выдвинули идею сокращения числа привилегий, которыми обладали чиновники.
Всего две статьи во втором отделе посвящены брачно-семейным отношениям. «Брак, как основа семейной жизни и сохранения и размножения нации, стоит под особым покровительством Конституции. Он основан на равноправии обоих полов».22 Следующая статья касалась детей рожденных вне брака « Для внебрачных детей законодательство должно создать такие же условия физического, духовного и общественного развития, как и для детей, родившихся в браке».23 Первая статья показывает, что женщина в браке имела одинаковые права наравне с мужчиной, что было новым для патриархальной Германии. Внебрачные дети имели право на полноценное развитие, без каких-либо ограничений. И самое главное семья и внебрачные дети находились под «особым покровительством государства». Думается, что это было важным шагом государства в регулировании брачно-семейных отношений.
Одним из актуальных вопросов, которые регламентировала Конституция, касалась религии и религиозных обществ. Для страны, в которой религия была значимой сферой общественной жизни, этот вопрос был актуальным. Отныне «государственной церкви не было».24 Все граждане были свободны в выборе религиозных убеждений. Государство не вмешивалось в дела религиозных обществ, а также поощряло их деятельность.
Отдел четвертый второй части называется «Просвещение и школа». Вся система образования находится под охраной государства. Учителя в школах имели права и обязанности государственных чиновников. Достаточное развитие получила социальная поддержка детей из малообеспеченных семей. Большое внимание уделяется религиозному воспитанию в школах. Здесь государство четко выделяет границы религиозного воспитания и обучения «Преподавание религии входит в программу школ, за исключением школ в неисповедных (светских). Оно ведётся в рамках школьного законодательства и в согласии с основными принципами данного религиозного общества, без ущерба для прав государства на надзор за школами.
Преподавание религии и совершение церковных обрядов зависят от согласия учителей, а присутствие учеников на уроках религии и участие их в церковных празднествах и обрядах предоставляются на волю лиц, от которых зависит решение вопроса о религиозном воспитании ребёнка.
Теологические факультеты в высших учебных заведениях сохраняются»25. Школы и их деятельность обладали достаточными свободами и находились под защитой государства. Также можно отметить, что государством поощрялось правовое и гражданственное воспитание школьников в духе немецкой народности.
Следующий и последний отдел конституции посвящен хозяйственной жизни. В этой части конституции, прежде всего государство гарантирует хозяйственную свободу личности. Государство охраняет хозяйственную собственность. В этом отделе Конституции можно разглядеть некоторое противоречие в вопросе частной собственности. Сохранив незыблемость частной собственности, Конституция одновременно объявила, что «собственность обязывает»26 и что пользование ею должно быть и «служением общему благу»,27 а потому в случае необходимости отдельные предприятия и даже целые отрасли промышленности могут быть социализированы.
В условиях послевоенного кризиса государство заручается поддержкой рабочих и служащих, что достаточно хорошо прописано в Статье 165 Конституции: « Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении условий заработной платы и труда, а также в общем хозяйственном развитии производительных сил. Обоюдные организации (предпринимателей и рабочих) и их соглашения пользуются признанием.
Рабочие и служащие получают для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета.
Окружные рабочие советы и имперский рабочий совет для осуществления всех хозяйственных задач и для содействия проведению законов о социализации объединяются с представительными органами предпринимателей и иных заинтересованных кругов населения в окружные экономические советы и имперский экономический совет. Последние должны быть построены так, чтобы все важнейшие профессиональные группы были в них представлены соответственно их хозяйственному и социальному значению.
Социально-политические и хозяйственно-политические законопроекты крупного значения до внесения их в рейхстаг должны представляться правительством на заключение имперского экономического совета. Этот совет имеет право сам предлагать такие законопроекты. Если имперское правительство их не одобряет, то оно всё-таки должно внести их в рейхстаг с изложением своей точки зрения. Имперский экономический совет может защищать в рейхстаге проект через посредство одного из своих членов.
Рабочим и экономическим советам в соответственных отраслях могут быть предоставлены контрольные и административные полномочия. Построение и задачи рабочих и экономических советов, равно как отношения их к другим социальным самоуправляющимся единицам, относятся к исключительному ведению империи».28 В данном случае государство с помощью хозяйственных объединений делало попытку контроля над сектором экономики.
После Первой мировой войны, страны, проигравшие войну и прошедшие социально политические изменения в структуре государственной власти такие как Германия и Россия уделяли внимание социальной сфере общественной жизни. Так по Веймарской Конституции некоторым слоям населения: старикам, детям, матерям, рабочим, государство создает возможность страхования.
Проанализировав вторую часть Конституции, посвященную правам и обязанностям граждан, мы приходим к выводу, что в данном вопросе разработчики, прежде всего, отстаивали принцип демократизма. Для них первоочередной задачей, было, наделит граждан правами и свободами, многих из которых у них не было до установления Веймарской республики. На тот период времени не одна Конституция не регламентировала столь широкий круг прав и свобод. Веймарскому правительству в полной мере удалось справиться с задачами, которые стояли перед ними в тот не легкий период истории Германии.
Заключение
Веймарская конституция – документ, обладающий непреходящей историко-правовой значимостью не только для Германии, но и для Европы в целом. Созданная в трудных социально-политических и экономических условиях жизни германского государства после 1918 года, она, вместе с тем, отражала правовые реалии не только Германии. Проблемы демократизации оказались весьма актуальными для всех стран послевоенной Европы. Веймарская конституция стала одной из первых и, на наш взгляд, самых удачных попыток решения проблем демократии конституционным путем.
Конституция определяла главенство народного представительства, рейхстага, среди верховных органов государственной власти. Она подчеркивала, что рейхстаг выбирается путем всеобщего народного голосования. Согласно конституции, имперское правительство, нуждалось в своей деятельности в вотуме недоверия со стороны большинства членов рейхстага. Президент избирался всем немецким народом. Право быть избранным предоставлялось немцу, которому исполнилось тридцать пять лет.
Конституция декларировала независимость судей, их подчиненность закону.
Однако независимость судебной власти было фикцией, как и утверждение о «народовластии». Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом.
Конституция предусматривала образование государственной палаты, в обязанности которой входило рассмотрение жалоб против представителей высшей политической власти, включая президента. Однако и это положение конституции не было реализовано на практике, поскольку право проверки «конституционности» законов, принятых рейхстагом, взял себе имперский суд в Лейпциге, превратившийся со временем в своего рода бюрократическую верхнюю палату, не предусмотренную конституцией.
Веймарская конституция устанавливала всеобщее избирательное право, предусматривающее участие в выборах не только мужчин, но и женщин.
Она широко регламентировала права и свободы граждан. Особенно важно подчеркнуть, что конституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценным гражданином государства в независимости от его социального статуса и происхождения.
Таким образом, Веймарская конституция отстаивала принципы демократизма. Однако в реальной германской действительности основные положения и статьи этой конституции далеко не всегда получали соответствующее их требования воплощение.
Библиография
Баев В.Г. Изучение истории парламентаризма и политических партий в ФРГ// Вопросы истории, 1984, № 3. - С. 164-169.
Всеобщая история государства и права. Под редакцией К.И. Батыра. - М.: «Былина», 1995. – 257 с.
Драбкин Л.В. Становление Веймарской республики. - М., 1978. – 256 с.
Лазор Л.И., Киянко В.И. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Часть 2. - Луганск, 1997. - 215 с.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т.35.
Марченко М.Н. Закон в системе источников романо-германского права//Вест. Моск. Ун-та, ПРАВО. 2000. № 3. - С. 30 - 43.
Овчинникова Я.С. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. - М., Издательство Московского университета. 1983. – 321 с.
Патрушев А.И. Германия в XX веке. - М.: Дрофа, 2004. – 169 с.
Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992.
Садовская Г.М. В. Ратенау и Ф. Науман - идеологи буржуазного реформизма в Германии/'/Новая и новейшая история. Межвузов, сб. Вып. 17. Саратов, 1998. - С. 180 -201.
Стамфер Ф. Конституция, рабочий класс и социализм.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996. -520 с.
Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран : Учебное пособие. - К.: Высшая школа, 1994. - 464 с.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1996. - 576 с.
1 Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992. -С. 123.
2 Маркс К., Энгельс Ф.Соч., т. 22. – С. 222.
3 Веймарская конституция, Ст.10//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
4 Веймарская конституция, Ст.10//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
5 Там же.
6 Там же.
7 Веймарская конституция, Ст.83 //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
8 Стамфер Ф. Конституция, рабочий класс и социализм. – С. 134.
9 Лазор Л.И., Киянко В.И. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Часть 2. - Луганск, 1997. - С. 154.
10 Веймарская конституция. Ст. 68. //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
11 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1996. - С.423.
12 Веймарская конституция. Ст.48//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
13 Веймарская конституция. Ст.48//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
14 Веймарская конституция. Ст.102//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
15 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т.35. – С. 270.
16 Веймарская конституция, Ст.17. //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
17 Веймарская конституция, Ст.21//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
18 Веймарская конституция, Ст.10//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
19 Там же.
20 Веймарская конституция, Ст.118//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
21 Там же.
22 Там же.
23 Там же.
Там же.
24 Веймарская конституция, Ст.137.//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
25 Веймарская конституция, Ст149//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
26 Там же.
27 Там же, Ст153.
28 Веймарская конституция, Ст. 165//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.