Рефетека.ру / Политология

Учебное пособие: Политическая власть

СЕМИНАР 2.

1. Власть как системообразующий фактор политической системы

2. Основные концепции политической власти

3. Формы и механизм политической власти

4. Понятие легитимности и принцип деления власти

1. Власть как системообразующий фактор политической системы


Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы им есть политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее продолжается политическая борьба, она - источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологией, а ученые, которые анализируют ее, - кратологами. Политологи по-разному толкуют понятие “власть”. Самым приемлемым является определение ее как способности, права и возможности распоряжаться кем-нибудь или чем-либо, решающе влиять на доли, поведение и деятельность людей с помощью авторитета, воли, принуждения, силы и тому подобное.

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Большинство ученых считают, что источником власти является политическое господство, которое появляется как господство интереса, имеет много форм, основной из которых власть. В политической практике иногда ошибочно толкуют наоборот, что власть - источник господства. Авторы таких толкований не учитывают, что для завоевания власти необходимо сначала стать реальной политической господствующей силой и завоевать власть, а дальше - закрепить свое господство.

Понятие “политическая власть” шире понятия “государственная власть”:

    • Во-первых, политическая власть возникла раньше государственной.

    • Во-вторых, не каждая политическая власть является властью государственной (например, власть партий, движений, общественных организаций), хотя любая государственная власть - всегда политическая.

    • В-третьих, государственная власть специфическая: только она владеет монополией на принуждение, правом выдавать законы и тому подобное. Однако, кроме принуждения, она пользуется другими средствами влияния: убеждением, идеологическими, экономическими факторами и т.д.

Государственная власть - высшая форма политической власти, которая опирается на специальный управленческо-властный аппарат, владеет монопольным правом на издание законов, других распоряжений и актов, обязательных для всего населения.

Государственная власть функционирует по политико-территориальному принципу. Это значит, что она не признает никаких родовых отличий, а закрепляет население за определенной географической территорией и превращает его в своих подданных (монархия) или в своих граждан (республика). Государственная власть - суверенная, то есть верховная, самостоятельная, полная и неделимая в пределах государственных границ и независимая и равноправная во внешних отношениях.

В целом проблема теоретического анализа политической власти заключается в выяснении трех вопросов:

    • сущность власти (кому она служит?);

    • содержание власти (в чьих руках находится?);

    • форма власти (как она организована, какими является аппарат и методы ее осуществления).

Характеристика политической власти нуждается в рассмотрении вопроса о ее субъекте и объекте.

Субъект политической власти - им есть источник активной предметно-практической политической деятельности, направленной на объект. Существует мысль, что понятие “субъект власти” и “носитель власти” не тождественны. Субъект власти - это социальные группы, в первую очередь господствующие классы, политические элиты, отдельные лидеры; носители власти - государственные и другие политические организации, органы и учреждения, образованные для реализации интересов политическое доминирующих социальных групп. Такое деление является относительным. Бытует и другая классификация властных субъектов. Согласно ей субъекты власти условно разделяют на первичные и вторичные:

1. Первичным субъектом при республиканском, демократическом правлении является народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в государстве. Он осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Понятие народ неоднородное: основными субъектами власти являются большие группы населения, объединенные общностью коренных интересов и целей; не основными - небольшие этнические группы, религиозные общества и тому подобное.

2. Вторичные субъекты носителей власти - малые группы, представительские коллективы, партии, ассоциируемые группы, группы партикулярных (частных, неофициальных) интересов и тому подобное. Суверенным субъектом политической власти является гражданин государства, наделенный конституционными правами и обязанностями. Существенную роль во властных отношениях играют политические лидеры. Последствия их политики, как известно, разные: прогрессивные и регрессивные, плодотворные и бесплодные, благополучные и трагические. И, наконец, совокупным (коллективным) носителем политической власти является сама политическая система общества как способ организации и развития социальных сообществ и их отношений.

Объект политической власти - это явления и процессы политической сферы, на которые направлено действие субъектов политики. К пониманию объекта власти нужно подходить диалектически, поскольку определенные субъекты и объекты власти могут меняться местами в зависимости от обстоятельств и роли. Скажем, классы, социальные группы, этнические сообщества, отдельные граждане, общественно-политические организации являются субъектами или носителями политической власти, в то же время они и отношения между ними являются объектами властного влияния. К объектам политической власти относят также все сферы общественной жизни - экономическую, духовную, социальную, научно-техническую и общество в целом.

2. Основные концепции политической власти


На сегодня в научной литературе существует свыше 300 определений власти. Существование многих концепций власти является свидетельством творческих поисков и в то же время недостаточной изученности проблемы.

Нормативно-формалистическая концепция. Согласно с ней источником и содержанием власти является система норм, прежде всего, правовых. Иногда эту концепцию называют легитимистской (лат. legitimus - законный). Она выходит из того, что закон выступает и как правовой, и как моральный фактор, который имеет юридическую силу. Глубокие исторические корни этого обстоятельства породили легитимизм как политическую концепцию, главная идея которой заключается в абсолютизации правовых норм власти. Как политическая доктрина учение появилось в IX-III ст. до н.э. при существовании абсолютной монархии. Тогда государственная власть реализовывала абсолютную власть правителя, действовала деспотически, а в управлении была крайне бюрократизирована. В настоящее время в демократических государствах легитимизм базируется на возвеличивании закона - основной регулирующей нормы.

Органистическая концепция. Ее содержанием являются разные версии функционализма, структурализма и солидаризма, которые определяют в целом общественные функции власти, которые приуменьшают или игнорируют ее классовый характер. Например, согласно структурно-функционалистской теории власть - это особенный вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль лица в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы.

В русле органистической концепции власти находится и элитная теория власти. Возникновение ее обосновывается существованием в обществе элиты (фран. elite - лучше, отборное, выбранное), призванной управлять массами людей неэлитного состояния, всеми социальными процессами в обществе. Относительно понимания сущности элиты в настоящее время нет единодушия. Одни относят к ней активнейших в политике, другие - высокопрофессиональных или богатых лиц. Так или иначе, эта концепция утверждает исключительность носителей власти, считая элиту сугубо политическим явлением, независимо от сферы влияния. Однако исторический прогресс она рассматривает как совокупность циклов изменения господствующих элит (“круговорот элит”). Эта концепция считает идею народного суверенитета утопическим мифом (один из ее постулатов гласит, что народ отстранен от власти), утверждает, что социальное неравенство - основа жизни. Стержнем теории элит является абсолютизация отношений властвования одних и подчинение других. Власть возникает как имманентное (внутренне предопределенное) свойство постоянно существующей в обществе элиты. Правда, некоторые западные исследователи критикуют эту теорию за то, что она не учитывает существования “среднего класса”, который составляет большинство населения развитых обществ, нивелируя их социальную поляризованость и элитность.

Субъективно-психологическая концепция. Она объясняет власть как врожденное инстинктивное стремление человека к власти, господству вплоть до агрессии. Среди доктрин - бихевиористская теория власти. Она ориентирует на исследование индивидуального поведения людей в сфере властных отношений, а стремление к власти провозглашает доминирующей чертой человеческого поведения и сознания. Власть истолковывается и как цель, и как средство. Согласно с взглядами американского политолога Г. Лассуела, любое влияние на политику приравнивается к стремлению к власти. В политике все является властью, а любая власть является политикой. К субъективно-психологическому направлению примыкает инструменталистский подход к пониманию власти - сводке ее к использованию определенных средств, в частности насилия и принуждения.

Индивидуалистско-социологическая концепция. Ее сторонники рассматривают власть как игру интересов - личных противоречий между свободой одних и ее ограничениями относительно других. Эту “игру” обеспечивают соглашения, переговоры. Ее успех зависит от способностей, воли, гибкости субъектов, правил “политической игры” и т.д.

Марксистская концепция власти. Беря за основу, прежде всего экономические интересы, которые определяют содержание и форму реализации классовых интересов, она толкует политическую власть как господство определенного класса. Согласно Марксу, тот класс, который владеет средствами производства, а, следовательно, и большей частью национального богатства, диктует свою волю в обществе. В его руках государственная власть, которая защищает его же интересы.

В настоящее время популярной является реляционистская теория власти, которая истолковывает власть как межличностные отношения, которые дают возможность осуществлять волевое влияние на индивида и изменять его поведение. Потому американский социолог П. Блау определяет власть как способность одного индивида (группы лиц) навязывать свою волю другим, не пренебрегая такими средствами, как страх, наказание и т.д.

3. Формы и механизм политической власти


Основными формами политической власти являются:

    • господство;

    • политическое руководство;

    • управление.

Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим.

Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регуляцию и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а кое-где и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и тому подобное. Все это наносит вред истинной демократии, взрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, угрожает социальными конфликтами.

Формы политической власти различают и за критерием главного субъекта правления. К ним принадлежат:

    • монархия - единовластное (абсолютное или с конституционным ограничением) наследственное правление одного лица (монарха);

    • тирания - единоличное деспотическое правление в результате насильственного захвата власти;

    • аристократия - власть лучших, то есть верхушечной, знатной, привилегированной группы;

    • олигархия - власть немногих богатых;

    • тимократия - особенная форма олигархии, при которой государственная власть принадлежит привилегированному большинству, которое владеет высоким имущественным цензом, часто - военной силой;

    • теократия - власть церкви;

    • охлократия - власть толпы, которая опирается не на законы, а на мгновенные настроения и прихоти толпы, которая часто поддается влиятельные демагогов, становится деспотической и действует тиранически;

    • демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.

Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, установление сверхцентрализованности, которая формализуется в государстве), технократии (решающее влияние в обществе осуществляет научно-техническая элита; господство технологического мышления).

Политическая власть воплощается через механизм властных отношений. Польский политолог Ежи Вятр предложил такую его структуру:

    • наличие во властных отношениях не меньше двух партнеров;

    • волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воле;

    • обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;

    • социальные нормы, которые закрепляют право одних выдавать акты, других - им подчиняться (правовое обеспечение).

Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций. Такими функциями является:

1. Интегративная (заключается в объединении социально-политических сил общества);

2. Регулятивная (направляет политическую волю масс на регуляцию жизнедеятельности общества, правотворчество);

3. Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде всего общезначимых);

4. Стабилизирующая (нацеленность на устойчивое развитие политической системы, гражданского общества).

Совершенствование и демократизация политического управления предусматривает поиск новых способов реализации власти и определены требования к ней. Учитывая, это российский политический мыслитель Иван Ильин (1882-1954) сформулировал шесть аксиом государственной власти:

1. Государственная власть не может принадлежать никому, кроме тех, кто имеет правовые полномочия. Правосознание требует, чтобы власть воспринималась не как сила, которая порождает право, а как правомочные полномочия. Право рождается не от силы, а только от права и всегда от естественного права. Власть, которая не имеет правовой санкции, не имеет и правового измерения.

2. Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть одна. Она - единственное организованное волеизъявление, которое выплывает из единства права. В каждом политическом союзе государственная власть, невзирая на принцип ее деления, по своей сути и цели единственная. Наличие двух государственных властей свидетельствует о существовании двух политических союзов.

3. Власть должна осуществляться людьми, которые отвечают высокому этическому и политическому цензу. Власть без авторитета хуже, чем явное безвластие. Народ, который принципиально отрицает правление лучших, является позорной толпой, а демагоги - его проводниками.

4. Политическая программа правящих может предусматривать лишь мероприятия, которые имеют общий интерес. Ведь государственная власть призвана утверждать естественное право, а оно совпадает с общими интересами народа и каждого гражданина.

5. Политическая программа власти должна охватывать мероприятия и реформы, которые реально можно воплотить в жизнь. Недопустимо прибегать к утопическим, неисполнимым программным положениям.

6. Государственная власть принципиально связана распределительной справедливостью. Однако власть имеет право и обязанная отступать от нее тогда, когда этого требует национально-духовное бытие народа.

Практика политической жизни удостоверяет, что игнорирование этих аксиом приводит к кризису государственной власти, дестабилизации общества, конфликтных ситуаций, которые могут перерастать даже в гражданскую войну.

4. Понятие легитимности и принцип деления власти


Легитимное отношение к правовым нормам страны - одно из современных представлений о сущности власти, при которой правовые нормы имеют демократическое содержание и выплывают из суверенитета народа как абсолютного первоисточника закона.

Легитимность политической власти - форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами.

Легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой по крайней мере, части населения.

Основными источниками легитимности, как правило, выступают три основных субъекта:

    • население;

    • правительство;

    • внешнеполитические структуры.

Разные возможности политических субъектов поддерживать определенную систему правления предусматривают разные типы легитимности власти. Самой известной является классификация типов власти, предложенная Г. Вебером:

    • традиционный, который опирается на веру в святость традиций и право владычествовать тех, кто получил власть по этой традиции;

    • харизматичный (греч. charisma - милость, благодать, Божий дар, исключительный талант), оснований на вере в сверхприродную святость, героизм или другие исключительные добродетели обладателя и созданной или полученной им власти;

    • рациональный (легальный), что основывается на вере в законность существующего порядка, профессионализм властных структур.

Легитимность может изменять характер и степень поддержки власти и ее институтов. В связи с этим можно говорить о кризисах легитимности.

Кризис легитимности - снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные смены их ролей и функций.

В современных условиях общественно-политического развития кризисы легитимности, вызванные неспособностью органов власти осуществлять свои функции, нелегитимными формами насилия над людьми, несостоятельностью правительства адаптироваться к динамическому изменению условий общественного развития, разрушением конституционного порядка, разрывом между конституционными нормами и практикой их воплощения, отсутствием серьезных структурных изменений.

Современный российский политолог Александр Соловьев, обобщив теоретический и практический опыт, предложил такие пути и средства выхода из кризисных ситуаций:

    • поддержка постоянных контактов с населением;

    • проведение разъяснительной работы относительно своих целей;

    • усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;

    • уравновешенность ветвей власти;

    • выполнение правил политической игры без ущемления интересов сил, которые принимают в ней участие;

    • организация контроля со стороны организованной общественности за разными уровнями государственной власти;

    • укрепление демократических ценностей в обществе;

    • преодоление правового нигилизма населения и тому подобное.

Доминирующим принципом механизма функционирования государственной власти является принцип ее деления. Основоположниками теории деления власти считают английского философа Д. Локка и французского просветителя, законодателя, философа Ш. Монтескье, хотя эту идею выражал еще древнегреческий историк Полибий.

По этой теории, для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимые одна от другой законодательная, исполнительная и судебная власти. Это создает систему “сдерживаний и противовесов” против усиления одной ветви власти, сосредоточения власти в одном центре, злоупотребления ею способствует продуманности, взвешенности, балансу в принятии решений, а, следовательно, и действенность политического руководства и управления. Соответственно формируется особенный механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивидуума, его защиты.

Носителем законодательной власти, как известно, является высший представительский государственный орган – парламент. Исполнительную власть осуществляют - президент, правительство, министерства и ведомства, государственно-административные учреждения. Судебную власть - независимые суды, подчиненные только закону.

В первый раз такая система власти была законодательно закрепленная в Конституции США (1787). Зафиксирована она была и в Конституции Украинской казацкой республики в 1710 г. (Конституция гетмана П. Орлика). Принцип деления власти уже закреплен в большинстве конституций стран мира. Утвердился он и в Украине.

В настоящее время говорят и о власти средств массовой информации, называя ее “четвертой властью”, а также о “власти” общественного мнения и тому подобное. Французский социолог Р. Арон считает, что власть не является глобальным, неделимым монолитом, она распылена среди многочисленных субъектов, институций. Однако практика знает политические системы, которые функционируют в условиях единства власти. В этих системах власть (преимущественно исполнительная) сосредоточена в одних руках (политической партии, военной элиты и т.д.) и подчиняет себе все другие ветви, которые действуют формально. Это возможно при тоталитарных или жестких авторитарных режимах (фашистские, полуфашистские, военные диктатуры, абсолютные деспотические монархии и т.д.).

Существует общественно-политическое течение, которое отрицает любую форму политической, экономической и духовной власти, - анархизм. Он не признает государство как форму организации общества, отстаивает ничем не ограниченную свободу человека как самоцель.

Такие идеи известны еще в политических работах давнего мира. Первым прибег к анализу политических и экономических форм анархизма в конце XVIII ст. английский писатель Вильям Годвин. Как общественно-политическое течение анархизм формировался в 40-70-х годах XIX ст. в странах Западной Европы. Ведущие его теоретики П.-Ж. Прудон, Г. Штирнер, Г. Бакунин, П. Кропоткин.

Непризнание анархизмом политической власти как важного и необходимого института общественной жизни неминуемо приводит к возражению власти в целом и демократических форм ее реализации, в частности. Однако анархизм породил и некоторые актуальные даже для настоящего идеи, отрицая деспотизм, культ единоличного правления, притеснения личности, отстаивая идеал взаимопомощи и солидарности людей, регулирующие возможности самоорганизации и саморегуляции.

Следовательно, политическая власть, ее механизм должны:

    • обеспечить законные права граждан, их конституционные свободы;

    • утверждать право как стержень общественных отношений и самим уметь подчиняться праву;

    • выполнять функции перестройки государства (хозяйственные, культурные, социальные и др.).

Рефетека ру refoteka@gmail.com