Скулов П.В.
Огромное количество существующей информации, накопленной за многие годы развития цивилизации, и продолжающийся ускоренный ее рост в наше время, весьма полезно сказывается на всех сторонах жизнедеятельности общества.
Однако растет и количество проблем в различных сферах, в том числе в образовании, в преподавании физики. Существующие проблемы обучения и воспитания обострились, и претерпевают очень быстрые качественные изменения. Помимо качественных изменений проблемы носят и количественный рост, появились новые проблемы которые описать существующими методами довольно сложно. Проведенный анализ количественных и качественных изменений существующих проблем в области образования, выявление их сущности и динамики развития, указывает на существование объективной потребности применения более общей методики, методологии и философской основы, в проведении научных исследований, процессов формирующих мировоззрение личности. В физике, при возникновении подобного рода трудностей, когда движение описать сложно, переходят к описанию того, что остается постоянным, неизменным, обращаются к законам сохранения. На наш взгляд есть соответствующее решение проблем и в гуманитарных науках.
Мы полагаем, что многие проблемы возникают по причине отсутствия необходимого уровня информационной культуры. Отсутствие культуры приобретения и переработки знаний, приводит к стрессовому способу общения, который по сути лишен смысла, ведет к истощению и деградации взаимодействующих сторон, и системы в целом.
В стремлении разобраться в сложившейся обстановке мы пришли к выводу, что существует единый, дискретный процесс, производства и приобретения знаний, а основой данной культуры, является динамический баланс сторон данного процесса, баланс интересов его участников.
При описании процесса производства знаний, мы предлагаем выделять две тесно взаимосвязанных его стороны, внешнюю и внутреннюю. Существуют знания направленное во вне субъекта ( внешняя сторона процесса), и знания вырабатываемое для функционирования именно данного субъекта (внутренняя). В процессе общения, происходит обмен информацией, где присутствует и та и другая стороны. Информационная культура, предполагает наличие динамического баланса, двух сторон этого процесса - основного в иерархии балансов. Основная масса негативных явлений, существующих в наше время, вызвано нарушением именно данного вида баланса.
Игнорирование данного принципа, влечет за собой различные негативные последствия. Например при значительном преобладании потребления информации над ее производством, чрезмерном задействовании одного информационного канала в ущерб остальным, развитии только социальной составляющей личности, а также многих других нарушениях динамического баланса наблюдается факт размывания и подмены первоначальной, стержневой идеи, определяющей стратегию поведения и развития личности, и осуществляющей информационно - энергетическую поддержку ее деятельности. Личность осуществляющая, такого рода нарушения информационной культуры, в последствии отличается не свойственным ей поведением, неадекватным реагированием на внешний раздражитель, тенденцией к деперсонализации.
Мы поставили перед собой цель исследовать данную проблему, и в соответствии с основной идеей, разработать технологию приобретения и производства соответствующих знаний и умений студентами. Обучение осуществлять в процессе создания, аудио и видеодидактических средств.
На наш взгляд аудио и видеосредства имеют выгодные отличительные особенности, которые позволяют оптимально решать обозначенные проблемы. С помощью аудио и видеосредств в значительной степени устраняется дисбаланс процесса восприятия информации. Известно, что для зрительного информационного канала важнее пространство, для слухового - время. Следовательно данные средства позволяют осуществлять восприятие информации в естественной для человека пространственно- временной среде.
Материалы многих научных исследований показывают, что большую часть значимой информации человек передает и получает используя интонации голоса, мимику, жесты. Следовательно можно утверждать, что информация подаваемая таким способом более точна, информационно насыщена, наполнена смыслом. На современном этапе развития цивилизации роль эмоций, чувств играет исключительную роль в жизнедеятельности человека. Мы предполагаем, что в связи с необходимостью перерабатывать огромные объемы информации, включаются механизмы защиты от ее вредного влияния. Человек заранее чувствует, какую информацию не следует осмысливать. Разрушение данного механизма естественной защиты, приводит к информационной экологической катастрофе личности, информационному хаосу, со всеми вытекающими последствиями. Потому мы считаем, что динамический баланс чувственного и логического в общении является одним из основных компонентов информационной культуры. Современный учитель должен обладать умением расшифровывать информацию передаваемую различными способами, и потому это умение необходимо развивать с помощью специальных упражнений. В процессе разработки аудио и видеосредств возможно оптимально реализовывать данное требование.
С помощью данного вида средств возможно осуществлять музыкальное сопровождение подаваемой информации. Музыкальное сопровождение позволяет вызвать соответствующие эмоции, выполняет фактор двуплановости при котором информация усваевается непроизвольно. Вероятно не требует доказательств, что человеческие эмоции помогают человеку в ситуации неопределенности, в ситуации выбора между несколькими возможностями. Когда мы не знаем, какой выбор принесет нам большую пользу, мы в достаточно большой степени полагаемся на чувства. Ситуация же выбора возникает в музыке постоянно, выбор делается в пользу красоты. Поэтому слушание музыки в какой то мере является своеобразной тренировкой нашего эмоционального аппарата в нахождении наиболее эффективного пути, при котором воздействие на эмоции осуществляется напрямую, без посредника.
С практической точки зрения, разработка и создание аудио и видеосредств, является эффективным тренингом по овладению речевым искусством.
Также очень важно, на наш взгляд, что с помощью данных средств можно эффективно осуществлять восстановление психического и физического здоровья. Суммарный подсчет повышения эффективности применения данных средств, выполнить невозможно. Только факт одновременного задействования двух информационных каналов, зрительного и слухового, повышает эффективность запоминания в 3-4 раза. Исключение вредных шумовых воздействий повышает эффективность обучения в 10-15 раз. Возможо ли посчитать повышение эффективности от применения музыки в обучении, насколько эффективно обучение, если оно способствует восстановлению здоровья?
Технология создания средств обучения, и сами средства, должны отвечать современным требованиям, и удовлетворять спрос на образовательные услуги широкой аудитории. Так как, процесс разработки и создания, аудио видеодидактических средств, требует определенной теоретической базы, одной из основных задач исследования, является разработка принципов и методов аудио - видеодидактики.
Проявление положительных эмоций, в процессе обучения, один из основных принципов аудио - видеодидактики соответствующий закону динамического баланса.
Существует большое количество факторов, влияющих на повышение эффективности обучения, критериев, по которым оно оценивается. Что же является определяющим? На наш взгляд необходимо стремиться к тому, чтобы учение, было не только полезным, но и приятным занятием. Обучение эффективно и оптимально тогда, когда учитель и учащиеся испытывают положительные эмоции, от формы и содержания учебной работы. Данное утверждение является универсальным критерием, свидетельствующим о соответствии той или иной деятельности принципам динамического баланса. Динамического баланса приобретения и производства знаний; качественных и количественных соотношений, в процессе задействования информационных каналов; идей развития заложенной природой и идей созданных обществом; форм и содержания знаний; способностей ученика и требований учителя; субъективных желаний и объективных возможностей; познавательных интересов учащихся и требований образовательных программ; внутренних и внешних мотивов деятельности; содержания знания и соответствующей этому знанию морали; личных и общественных составляющих компонентов личности; аналитических и синтетических функций мышления; чувственного и логического в познании; психических процессов напряжения и релаксации; и т.д.
Соблюдение принципа динамического баланса, сочетание интересов, является необходимым условием эффективного функционирования и гармоничного развития образовательной, и любой другой системы. Не исключено, что объективно существующие диалектические законы природы и общества ограничиваются требованиями данного основного и естественного закона.
Применяя данный принцип к различным явлениям окружающей действительности можно по новому определить некоторые понятия. Например красота с данной точки зрения, это искусство владения процессами динамического баланса, а счастье это чувство того, что он присутствует.
Говоря о балансе логического, рационального и чувственного, эмоционального способа познания, хочется отметить, что современные исследования преодолевают упрощенное представление о чувственном познании как низшей ступени. Именно чувственное содержание образует основу и условия всякого сознания. Современные исследователи сходятся на мысли, что человек не есть совокупность всех общественных отношений, имеет глубинную подоснову и причастен к миру как "сознание" Вселенной. Передовые исследования связаны с предпосылками знаний, с элементами знания не представленными в явном виде. Исследуется знание нерефлексируемое до поры, так называемое предзнание.
Большая часть духовной жизни человека состоит из предварительных схем мыслей, представленных в форме чувств и эмоциональных состояний, и "интуиция подсказывает", что эти состояния даны ему от природы и потому им можно доверять. Вполне возможно, что эти состояния, являются чувственным содержанием и духовной основой иммунной системы человека. Следовательно в первую очередь, именно в этой области необходимо выяснить допустимый уровень дисбаланса, и выработать методы его устранения.
Мы считаем, что создаваемые аудио и видеосредства должны соответствовать перечисленным требованиям. Они должны быть направлены на повышение качества обучения и удовлетворение фундаментальных потребностей человека.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru/