Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Анализ производственно-хозяйственной деятельности РУПП "БелАЗ"

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ


Кафедра менеджмента


РЕФЕРАТ

На тему:


«Анализ производственно-хозяйственной деятельности РУПП «БелАЗ»»


МИНСК, 2008

1. Анализ объемов выпуска и реализации продукции


Динамика изменения выпуска товарной продукции за 2004-2007 годы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Выпуск продукции в натуральном выражении

Показатели

2004г. 2005г. 2006г. 2007г.

План

Факт План Факт План Факт План Факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Выпуск продукции в натуральном выражении:

автомобилей всего, шт.:

в том числе:


1 047



876



892



798



848



745



906


820

1 2 3 4 5 6 7 8 9

30т.

42-45т.

55-65т.

120-130т.

180-200т.

поливооросительная машина

341

437

66

174

26


3

359

367

35

101

13


1

359

332

62

121

15


3

280

363

56

85

14


-

254

306

102

164

19


3

272

278

61

119

12


3

78

393

178

218

27


12

75

375

150

180

30


10


По данным таблицы предприятие за 2004 г. недовыпустило 171 единицу, за 2005г. – 94 единицы, за 2006г. – 103 единицы, за 2007г. – 86 единиц.

Данная ситуация объясняется наличием отрицательных факторов сдерживающих производство. К ним можно отнести:

  • Финансовые факторы (наличие отсрочек платежа, сложности взыскания средств для наращения производства).

  • Технические факторы (возникающие трудности с закупкой дефицитных позиций, например, импортные двигатели).

  • Уязвимые места в производстве.

Динамика изменения объема продукции в стоимостном выражении может быть охарактеризована данными, приведенным в таблице 2.

Таблица 2

Объем выпуска продукции в стоимостном выражении

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Объём выпуска продукции в номинальных ценах, млн. руб. 176338 259783 319600 399300
Реализация продукции, млн. руб. 217435 262109 319600 399300
Объём выпуска продукции в сопоставимых ценах 2007 года 302843 324648 345750 380440
Темп роста объёма выпуска продукции к соответствующему периоду прошлого года, % 105,8 107,2 106,5 110,0

Таким образом, наблюдается положительная тенденция роста объема выпуска продукции, однако здесь необходимо отметить, что наиболее существенным фактором, повлиявшим на данный рост, является увеличение цены изделий. Реализация продукции за рассматриваемые периоды постоянно увеличивается. Необходимо отметить тот факт, что объем реализации продукции превышает объем товарной продукции. Данный факт говорит о снижении остатков готовой продукции на складах.

В приложении 3 содержатся данные о производстве продукции РУПП «БелАЗ» в динамике за 10 лет.


2 Анализ структуры и динамики себестоимости продукции


Себестоимость продукции формируется на основании Основных положений по составу затрат включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг.

Учёт затрат на производство при калькуляции себестоимости продукции осуществляются по нормативному методу. Косвенные расходы распределяются на себестоимость выпускаемых изделий пропорционально нормативной себестоимости изделий.

Нормативный метод предусматривает создание системы действующих норм и нормативов и на её основе калькуляцию нормативной себестоимости; выявление и учёт отклонений от действующих норм и нормативов; учитываются изменения норм.

Фактическая себестоимость выпущенной продукции определяется путём суммирования затрат по текущим нормам с их изменениями и отклонениями от норм.

Установлен перечень норм (их номенклатура). Все изменения норм вводятся в производство только после их внесения в нормативно-технологическую документацию.

При составлении сметы затрат на производство используются следующие экономические элементы.

  • сырье и основные материалы;

  • покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;

  • вспомогательные материалы;

  • топливо со стороны;

  • энергия со стороны;

  • расходы на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды;

  • амортизация основных фондов;

  • прочие расходы.

При составлении калькуляции себестоимости используются статьи калькуляции:

  1. сырьё и материалы;

  2. отходы возвратные;

  3. покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

  4. возмещение износа специнструмента;

  5. топливо и энергия на технологические цели;

  6. основная зарплата производственных рабочих;

  7. дополнительная зарплата производственных рабочих;

  8. отчисления на социальное страхование;

  9. общепроизводственные расходы;

  10. общехозяйственные расходы;

  11. специальные расходы;

  12. потери от брака;

  13. прочие производственные расходы;

  14. транспортно заготовительные расходы;

  15. коммерческие расходы.

Сводный учет затрат на производство осуществляется по бесполуфабрикатному методу.


Таблица 3

Структура себестоимости товарной продукции, млн.руб.

Показатели

2005г. 2006г. 2007г.

Сумма Сумма Сумма
Себестоимость товарной продукции 196 952 287 640 351 380
в том числе:


Материальные затраты 147 048 213 861 261 342
из них:


сырьё и материалы 47 488 56 984 69 624
покупные комплектующие изделия 89 815 144 701 177 571
топливо 3 350 3 931 4 508
энергия 6 395 8 245 9 639
Фонд оплаты труда 19 092 28 636 36 653
Отчисления на соц. страхование 7 348 10 914 13 352
Амортизационные отчисления 12 068 18 697 21 840
Прочие расходы 11 396 15 532 18 193



Рисунок 1 – Структура себестоимости товарной продукции 2007 г.

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес занимают материальные затраты (74,4%), причём из них приблизительно 2/3 приходится на покупные комплектующие изделия, прогнозируется увеличение их доли. Около 10% всех затрат приходится на фонд оплаты труда.


3 Анализ прибыли и рентабельности производства


Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Главная цель анализа прибыльности – оценка способности предприятия получать прибыль на вложенные в текущую деятельность средства. Анализ прибыльности проводится на основе отчета о прибыли и убытках (Таблица 4).


Таблица 4

Отчет о прибылях и убытках, млн. руб.

Наименование показателя код стр. 01.01.06 01.01.07 01.01.08
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 217 435 236837 262 110
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 020 153 597 175684 195 567
Коммерческие расходы 030 2 180 3320 3 950
Управленческие расходы 040 13 926 16826 18 337

Прибыль (убыток) от реализации

(строки 010-020-030-040)

050 47 732 41007 44 256
Проценты к получению 060 - - -
Проценты к уплате 070 - - -
Доходы от участия в других организациях 080 118 156 197
Прочие операционные доходы 090 17 444 16224 14 156
Прочие операционные расходы 100 33 680 32678 33 601
Внереализационные доходы 110 147 583 678
Внереализационные расходы 120 59 886 2 322
Прибыль (убыток) отчетного периода (строки 050+060-070+080+090-100+110-120) 130 31 702 24406 23 364
Налог на прибыль и иные обязательные платежи 140 10 283 7810 7 204
Использовано прибыли 150 21 419 2 508 16 160
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (строки 130-140-150) 160 0,0 0,0 0,0
Чистая прибыль (без налогов)
21 419 16596 16 160

По данным таблицы 2.4 видно, что за рассматриваемый период с 01.01.2006г. по 01.01.2008г. прибыль отчётного периода составила 23 364 млн. руб., за 2007 год по результатам деятельности предприятия была получена чистая прибыль 16 160 млн. руб.

Различают несколько видов показателей рентабельности. Наибольший интерес представляет показатель рентабельности основной деятельности: рентабельность продаж и рентабельность продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (стр. 050 табл. 2.4) к выручке от реализации (стр. 010 табл. 2.4). Рассчитаем рентабельность продаж, достигнутую к концу 2007 года:

Рентабельность продукции определяется отношением прибыли от реализации продукции (стр. 050 табл. 2.4) к себестоимости реализуемой продукции (стр. 020 табл. 4):

Для того, чтобы выяснить, изменение каких факторов влияет на рентабельность, проанализируем структуру реализованной продукции (Таблица 5).


Таблица 5

Структура реализованной продукции, %

Наименование показателя 01.01.06 01.07.07 01.01.08
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 100,0 100,0 100,0
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 79,0 81,2 74,6
Коммерческие расходы 2,7 1,7 1,5
Управленческие расходы 6,7 7,2 7,0
Прибыль (убыток) от реализации 11,6 9,9 16,9

Анализ структуры реализованной продукции свидетельствует о том, что удельный вес себестоимости реализуемой продукции за период с 2005 по 2007 год уменьшился с 79.0% до 74.6%, условно-постоянные расходы при снижении удельного веса коммерческих расходов составили 1.5%, управленческие расходы увеличились и составили 7.0% в структуре реализованной продукции.

Это позволило достигнуть рентабельности основной деятельности по объему продаж в размере 16.9% и по продукции в размере 22,6%.


4 Анализ производительности труда и заработной платы


Потребность в трудовых ресурсах определяется на основании прогнозов производства продукции, научно-технического развития, а также мер, направленных на создание конкурентного предприятия.

В 2007 году численность всего персонала на предприятии составила 7650 человек, в том числе производственно-промышленного персонала (ППП) 7048 человек. В среднегодовом исчислении имеется увеличение против 2006 года на 148 человек (2%).

Данная численность персонала обусловлена приростом общего объема производства на 10% и влиянием изменения структуры выпускаемой техники.

Производительность труда в 2007 году возросла на 8% против уровня предыдущего года.

Среднемесячная зарплата ППП на конец 2007 года составила 716 тыс. рублей, что составило рост среднемесячной зарплаты по сравнению с предыдущим годом на 25%.

Подготовка и переподготовка, повышение квалификации кадров на предприятии планируется за счет подготовки рабочих, освоения смежных профессий, повышения квалификации руководителей и специалистов обучением без отрыва от производства в ВУЗах и техникумах.

Состав трудовых ресурсов представлен в таблице 6, из которой видно, что численность работников завода за 2007 год возросла на 2% по сравнению с 2006 годом. Наибольший удельный вес в численности промышленно-производственного персонала занимают рабочие.

Анализ труда и заработной платы приведен в таблице 7. На основе данных таблицы 7 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес затрат на оплату труда приходится на заработную плату рабочих.


Таблица 6

Состав трудовых ресурсов предприятия

Наименование показателей 2006 год 2007 год 2007 г./ 2006 г.
1 2 3 4
Численность – всего 7502 7650 102,0

в т.ч.

ППП

6918 7048 101,9

из них:

рабочих

4966 5062 101,9

в т.ч.

основных рабочих

2272 2333 102,7
вспомогательных рабочих 2694 2729 101,3
служащих 1953 1986 101,7
1 2 3 4

в т.ч.

руководителей


628


634


101,0

специалистов 1282 1309 102,1
служащих 43 43 100,0
Непромышленная группа 584 602 102,7

Таблица 7

Показатели труда и заработной платы

Показатели 2006 г. 2007 г.
Численность работников (среднесписочная), чел. 7502 7650
ФЗП без премий и вознаграждений из фонда материального поощрения, млн.руб. 47128 61303
Премий и вознаграждений из ФМП, млн. руб. 6412 7072
Итого, млн. руб. 53540 68375
Темп роста производительности труда в % к предыдущему году, % 105,8 108
Доля прироста продукции за счет повышения производительности труда, % 89,2 81,0
Численность ППП, чел 6918 7048
в т.ч. управленческий персонал, чел. 903 920
Удельный вес управленческого персонала в численности ППП, % 13,1 13,1
Фонд заработной платы ППП, млн. руб. 45415 58994
Премии и вознаграждения из ФМП, млн. руб. 6160 6701
Итого, млн. руб.: 51575 65695

Из него:

Рабочих, млн. руб.

36443 46014
Управленческого персонала, млн. руб. 15132 19681
Среднемесячная зарплата ППП на конец периода, тыс. руб. 573 716

Как положительный фактор можно отметить повышение производительности труда, темп роста которой составил 5,8% в 2006 году, и 8% в 2007. Среднемесячная заработная плата одного работника по сравнению с 2006 годом возросла в 2007 году на 25%, что явилось положительной тенденцией и говорит об улучшении качества жизни персонала предприятия.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Огарков С.Е. Анализ производственной деятельности предприятия, МН.: ВШ, 2007г.

  2. Старова Л.В. Аналих хозяйственной деятельности предприятия, Мн.: Светоч, 2005г.

  3. Производственный отчет РУПП «БеЛАЗ», 2004-2007гг.

Похожие работы:

  1. • Общая характеристика предприятия РУПП "БеЛАЗ" и анализ ...
  2. • Снижение себестоимости продукции путем использования ...
  3. • Позиционные системы счисления
  4. • Формування маркетингової стратегії ЗАТ "Оболонь"
  5. • Мероприятия по повышению эффективности системы безналичных ...
  6. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  7. • Охрана труда при работе на компьютере
  8. • Історія компанії БелАЗ
  9. • Краткий курс истории Московского троллейбуса
  10. • Технология HTML
  11. • Публий Теренций Афр
  12. • Решения задачи планирования производства симплекс ...
  13. • Словник слів іншомовного пожодження економічного ...
  14. • Латинский язык: Практические задания для студентов заочного ...
  15. • Восточные славяне в древности
  16. • Основы латинского языка
  17. • Общая характеристика ПО "БелАЗ", анализ организационной ...
  18. • Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в ...
  19. • Меркантилизм и доктрина А. Смита
Рефетека ру refoteka@gmail.com