БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра охраны труда
РЕФЕРАТ
на тему:
«Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «МПОВТ»»
Минск, 2009
Анализ объемов производства и реализации продукции
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией, Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.
По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
Информационной базой для анализа объемов производства и реализации продукции может быть:
– статистические показатели (приложение к балансу – форма №4, «движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» – форма №16);
– оперативные отчеты;
– планы-графики производства;
– планы экономического и социального развития предприятия;
– различные виды сопроводительной документации.
Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции (рис. 1).
Рис. 1. Объекты изучения при анализе выпуска продукции
Основные задачи, решаемые при анализе выпуска продукции:
– оценка объема, качества, динамики, структуры продукции;
– проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей;
– выявление влияния отдельных факторов на конечный результат;
– разработка рекомендаций (мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция – отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями (табл. 1).
Таблица 1. Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год | Объем производства продукции, млн. р. | Темпы роста, % | Объем реализации, млн. р. | Темпы роста, % | ||
Базисный | цепной | Базисный | Цепной | |||
2006 | 13673 | 100,0 | 100,0 | 13340 | 100,0 | 100,0 |
2007 | 17260 | 126,2 | 126,2 | 16807 | 126,0 | 126,0 |
2008 | 22650 | 165,7 | 131,2 | 22301 | 167,2 | 132,7
|