Министерство транспорта Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Контрольная работа: Транспортные тарифы
Тема:
Международные виды билетов от перевозчика и правила их заполнения
Выполнил: Сацик М.В.
Студент ЗФ ОАП 980211
Санкт-Петербург
2010г.
Оглавление
Пассажирские авиабилеты, применяемые от перевозчика, формы, названия купонов билета
Международные пассажирские авиабилеты. Правила их оформления
Пассажирские авиабилеты, применяемые от перевозчика, формы, названия купонов билета
Перевозчик имеет право разрабатывать собственные бланки пассажирских билетов, а так же бланки другой коммерческой документации.
Например: квитанция платного багажа, ордер разных сборов (МСО), грузовой накладной. Все коммерческие документы относятся к бланкам строгой отчетности, имеют типографический отпечатанный номер. Международная Ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) присваивает каждому коммерческому документу перевозчика трёх цифровой расчётный номер, который указывается перед серийным номером коммерческого документа.
Например: Авиакомпания «Аэрофлот» имеет расчётный код-555, авиакомпания Пулково-195, Трансаэро-670 и т.д.
Пассажирские билеты и багажная квитанция- это документ, который удостоверяет заключение договора на воздушные перевозки между пассажиром и перевозчиком. Билет даёт право на перевозку пассажира и его багажа от пункта отправления до пункта назначения по маршруту и классу обслуживания, указанным в нём. И является перевозочным документом, в котором отражены условия и правила перевозки пассажира и багажа.
Билет является именным документом и оформляется на каждого пассажира отдельно и не может быть передан другому лицу. Он может быть использован только тем лицом, чья фамилия в нем указана. Авиабилет выполняет следующие функции:
как юридически правовой документ.
В случае каких-то разногласий между пассажиром и перевозчиком авиабилет является основой для решений юридически-правовых вопросов. Без авиабилета перевозчик имеет право не принимать какие-либо претензионные заявления, имеющие отношения непосредственно к перевозке;
как финансовый документ.
Оплата авиаперевозки включает различные сборы, относящиеся к авиаперевозке и отражены в авиабилете. По данному билету начисляется расчёт выручки за перевозку, а так же начисление доходов за конкретно выполненную перевозку. Билет является основой для решения финансовых вопросов между перевозчиком и пассажиром;
как технологический документ.
Он используется для регистрации пассажиров и его багажа, а так же для учёта количества вылетающих пассажиров данного рейса и для взаиморасчётов между авиаперевозчиками
Пассажирские билеты авиаперевозчика можно условно разделить на четыре основные типа бланка билета:
автоматически - копирующий билет;
билет для ручного оформления (Manual Ticket);
билет для автоматической печати и посадочный талон АТВ-1, АТВ-2 (Automated Ticket and Boarding Pass)
электронный билет;
нейтральный билет (BSP).
Автоматический билет и билет для ручного заполнения представляет собой купонную книжку, состоящую из обложки билета, на которой указывается наименование авиакомпании и ее юридический адрес, расчетный код и номер авиабилета. Затем на следующих страницах указывается важная информация для пассажира:
Условия договора на международную воздушную перевозку
Ответственность перевозчика перед пассажиром
Ограничение ответственности за багаж
Запрещенные предметы для провоза на воздушном транспорте
Предметы, разрешенные к перевозке в качестве ручной клади без взвешивания.
Название купонов, их назначение.
1. Купон для контроля (салатного цвета) является подлинником, остальные все копии. Каждый купон имеет на оборотной стороне копирующий слой. После заполнения он вырывается из книжки и направляется в центр расчета авиакомпании. По нему проверяется подлинность билета – по последней цифре в номере билета, которая называется «код контроля». Она определяется либо по номеру билета, по расчетному коду перевозочного документа или по номеру полетного купона, расчетному коду и номеру билета по алгоритму, деленному на 7. Остаток может быть от 0 до 6.
2. Купон для агента (розового цвета) изымается при продаже билета и остается у агента для отчета пред своей бухгалтерией. Т. е. производится ежедневный отчет по выручке, по использованию бланков билетов при продаже, при возврате или обмене. На основании ежедневного отчета агент ежедекадно отчитывается перед перевозчиком по выручке. Процент комиссионных оставляет у себя.
3. Полетный купон (бежевого или светло коричневого цвета). В билете может быть от одного до четырех полетных купонов. Наиболее распространенными в билете считаются два или четыре полетных купона.
В билете для автоматизированного заполнения серийный номер начинается с цифры 2, а для ручного заполнения с цифры 4. Вторая цифра номера билета означает количество полетных купонов в билете Например,
форма 24 означает билет для автоматизированного заполнения на 4 перевозчиков, т. е. имеет 4 полетных купона;
форма 42 означает билет для ручного заполнения на 2 перевозчиков, т.е. имеет 2 полетных купона.
Каждый полетный купон предназначен только на своем участке полета. Он изымается во время регистрации билетов и оформления багажа в аэропорту и направляется в центр расчета авиакомпании со всеми перевозочными документами по рейсу. По этому купону перевозчик производит расценку построенного тарифа за всю перевозку и выделяет свою долю в общей стоимости. Также в центр расчета могут приходить полетные купоны других авиакомпаний с предъявлением счета за конкретно выполненную перевозку. Центр расчета должен проверить правильность счета и если все в порядке перечислить определенную сумму за выполненную перевозку. Если при оформлении билета остаются неиспользованные полетные купоны, то в них указывается слово «VOID» в графе 2 «маршрут перевозки» и в рейсовом блоке в графах 3-8.
4. Пассажирский купон (белого цвета) располагается на обложке билета либо отдельным купоном. Остается у пассажира до конца перевозки и подтверждает заключение договора на воздушную перевозку между пассажиром и перевозчиком. В случае если выявляются претензии от пассажира, он обязан предъявить он обязан предъявить перевозчику пассажирский купон вместе с купонной книжкой билета.
Первый и второй тип бланков билетов является наиболее распространённым для расширения объёма продаж авиакомпания, заключает договора между собой о взаимном признании перевозочной документации (Interline) или с агентствами по продаже авиабилетов (Агентское соглашение).
В последнем случае авиакомпания представляет уполномоченному агентству бланки своих авиабилетов. Несмотря на, кажущуюся простоту, эта схема имеет тот недостаток, что авиакомпания должна производить взаиморасчёты с каждым агентством отдельно в свою очередь агентства так же вынуждены вести отдельную статистику продаж на каждую авиакомпанию. В результате этого получается следующая схема:
Для того чтобы упростить взаиморасчёты был создан Bank Settlement (BSP). Суть этой организации в том, что существует какой-нибудь уполномоченный банк или несколько банков.
Агентствам предоставляется нейтральные бланки авиабилетов, в которых графа выдан от «ISSEUD BY» и цифровой код перевозки отсутствует (пустая).
После оформления билета агент либо вручную, либо автоматически заполняет графу «ISSEUD BY», а перед номером билета указывается расчётный код авиакомпании. Периодически агентства предоставляет отчёты продажи и сумму выручки за вычетом комиссионных в уполномоченный банк. Там эта информация обрабатывается, и сам банк производит расчёт с каждой конкретной авиакомпанией, которая вступила в BSP.
Такая система действует во многих странах мира, а в США такая система называется ARC (Airlines reporting Corporation).
АТВ – автоматический билет и посадочный талон был разработан для использования автоматических устройств регистрации авиабилета.
Информация заносится на лицевую сторону полётных купонов и на магнитную полосу, которая находится на обратной стороне полётного купона.
Как правило, больше всего вопросов возникает при использовании АТВ. Данный документ одновременно является пассажирским билетом и посадочным талоном.
Левая часть - полётный купон. Который остаётся у перевозчика, а правая (маленькая часть) как посадочный талон.
На обратной стороне копировального слоя отсутствует, по этому регистрацию багажа необходимо записывать количество мест и вес багажа, как на правой, так и на левой стороне билета.
Электронный билет используют многие авиакомпании вместо обычного билета устанавливают формы, применяют электронный билет, то есть вся информация по билету заносится в компьютерную память и пассажиру при покупке билета выдаётся документ, подтверждающий оплату перевозки, а если пассажир оплачивает билет по пластиковой карте, то он просто предъявляет в аэропорту во время регистрации свою пластиковую карту, подтверждающая оплату перевозки. Агент проверяет оплату данной перевозки по конкретному рейсу и выдает пассажиру посадочный талон на данный рейс с указанием даты, места, время. В случае необходимости по просьбе пассажира ему может быть выдан пассажирский билет.
Особенности оформления бланков авиакомпании.
Билет авиакомпании заполняется по тем же правилам, что и билет ТКП, но есть некоторые особенности.
Графа 1. Фамилия пассажира заполняется только в одну строку, паспортные данные указываются либо сверху под фамилией, либо в специальной графе дополнительные ограничения.
Графа « Пункт отправления и пункт назначения» указывается через слеш.
Сбор ТКП на бланках авиакомпании не берётся.
Графа «Даты и места выдачи» проставляется личный штамп авиакомпании с указанием числа, название авиакомпании и восьмизначный расчётный код.
Международные пассажирские авиабилеты. Правила их оформления
Взяв в первый раз в руки международный билет можно растеряться от обилия непонятной информации и ничего на первый взгляд незначащих символов. В действительности, нормы ИАТА (Международной Ассоциации Авиаперевозчиков) требуют, чтобы билет, выписанный одним агентом, был понятен любому другому агенту, в какой бы точке мира он не находился. Поэтому, каждый авиабилет содержит исчерпывающую информацию обо всех деталях полета, маршрута, расчета тарифа и ограничениях, накладываемых данным тарифом на перевозку. Данная публикация имеет своей целью помочь Вам ориентироваться в информации содержащейся в бланке международного билета.
В настоящее время в Мире широкое распространение получили три типа бланка. Автоматический Копирующийся Билет ("Сэндвич"), Автоматический Купонный билет с Посадочным Талоном и Ручной бланк. Особый случай, приобретающий все более широкую популярность Электронный Билет.
Рассмотрим наглядно эти все билеты:
Transitional Automated Ticket (TAT).
"Копирующийся" Автоматический Билет ("Сэндвич")
Все спец. тарифы
Только спец. предложения
Введение и пояснения
Применимость
Билеты
Тарифы и сборы
Бронирование
Регистрация
Отказ в перевозке
Багаж
Расписание, отмена, замена
Компенсация
Поведение
Доп. услуги
Админ. формальности
Послед. перевозки
Ответственность
Другое
Введение
Основные типы
Как они считаются
История развития рынка
Как оптимизировать стоимость перелёта
Введение
Аэрофлот
KLM
Lufthansa
British Airways
Air France
Swiss
SAS
Finnair
Введение и информация
Боинг 747
Боинг 777
Боинг 767
Боинг 757
Боинг 737
Макдоннел Дуглас MD11
Макдоннел Дуглас MD9
Макдоннел Дуглас MD8
Аэробус A340
Аэробус A300
Аэробус A310
Аэробус A321
Аэробус A320
Аэробус A319
Ильюшин IL-96
Ильюшин IL-86
Ильюшин IL-62M
Туполев TU-154
Туполев TU-134
AVRO RJ85 (ARJ)
Candair Jet (CRJ)
Fokker 50 (F50)
Введение
Классификация
Как вступить в программу
Как зарабатываются очки
Виды поощрений
Бесплатный билет?
Как получить премию?
Переход на более высокий уровень
И все-таки плюс или минус
Введение
Бесплатный багаж и перевес
Перевозка багажа в салоне
Нестандартный багаж
Перевозка животных
Ручная кладь
Регистрация багажа
Потерянный багаж
Как добраться
Схема Шереметьево 2
Схема Шереметьево 1
Схема Домодедово
Схема Внуково
Справочные телефоны
Пересадка и транзит в Шереметьево 1 и 2
Ссылки на аэропорты Мира
Введение и пояснения
Бланк TAT (Сэндвич)
Бланк ATB (купон с посадочным талоном)
Ручной бланк
Электронный билет
Возврат билета
Изменение дат
Переписка билета
Утерянный билет
Как оплатить билет
Бронирование билета
Лист ожидания
Аэропортовые сборы
Квотирование мест
Перепродажа рейса
Несопровожд. дети
Перевозка животных
Визовой режим
Полет с пересадкой
Конкретные места
Данный тип бланка наиболее широко распространен в России, благодаря тому, что бланк использует национальный перевозчик "Аэрофлот". Из других авиакомпаний представленных в России данный тип бланка используют: Трансаэро, KLM, SAS, Malev, CSA и др. Билет представляет собой "сэндвич" из нескольких купонов. Каждый купон бланка снабжен копировальным слоем. При печати авиабилета вся информация "пробивается" насквозь, благодаря чему, каждый купон содержит информацию обо всех других. Это главное преимущество бланка TAT перед "купонными" бланками ATB, где каждый купон печатается отдельно от других. Наиболее широкое распространение получил бланк с четырьмя полетными купонами. Если маршрут содержит меньшее количество перелетов, то на "лишних" купонах в графе "Маршрут" (2) печатается слово "VOID" (не действителен для перевозки), а сам купон "вырывается" агентом. Последний купон (обычно белого цвета) является пассажирской копией и остается Вам для отчетности, но только после того, как Вы полностью используете билет (билет без пассажирского купона не действителен).
1. Имя пассажира. NAME OF PASSENGER
Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш) первая буква имени или имя полностью, а также пол (MR - мистер, MRS/MSS - мисс или миссис). По международным нормам данное поле допускает до 3-х ошибок без искажения звучания.
2. Маршрут полета. FROM/TO
На выделенном цветом поле указан пункт отправления для данного полетного купона (английское написание). Ниже следует пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.
3. Индикатор "стоповер". X/O
Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или "О". Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит "Х".
4. Перевозчик. CARRIER
Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды нормируются ИАТА (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков) и могут быть как достаточно очевидными: SU - Аэрофлот, LH - Lufthansa, AF - Air France, BA - British Airways, так и не очень: AY- Finnair, UN - Трансаэро, AZ -Alitalia.
5. Номер рейса. FLIGHT
6. Класс бронирования. /CLASS
Латинская буква, обозначающая определенную квоту мест в самолете. Обычно: R "Сверхзвуковой" (на рейсах Concord). F, P, A - первый класс. J, C, D, I, Z - бизнес класс. W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X -экономический класс.
7. Дата вылета по данному купону. DATE
8. Время вылета. Всегда местное время пункта вылета. TIME
9. Статус бронирования. STATUS
Обычно билет выписывается с подтвержденным статусом - "OK". Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом "RQ" (запрос места на регистрации). В билете для младенцев (до 2-х лет) летящих без места указывается статус "NS".
10. Вид тарифа. FARE BASIS
Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.
11. Не действителен до/ не действителен после. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER
Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тариф допускают изменения дат). Для большинства "жестких" льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.
12. Норма бесплатного провоза багажа.
См. "Все о багаже". Для "весовой" системы 20, 23, 30 или 40 кг для различных классов обслуживания. Для системы "мест" - "PC".
13. Расчет тарифа. FARE CALCULATION.
В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).
14. Тариф. FARE
Тариф в валюте начала перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон - Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP). Страны с "мягкой" валютой (в том числе и Россия) имеют тарифы опубликованные в долларах США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу (см. "Все о тарифах"), то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").
15. Всего. TOTAL
Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу (см. "Все о тарифах"), то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").
16. Эквивалент тарифа. EQUIV/ FARE PD.
Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.
17. Такса. TAX
Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки. Если все аэропортовые сборы не помещаются в графы 7, то в последней графе указывается "сборная" такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровки приводится в графе 13.
18. Форма оплаты. FORM OF PAYMENT
Форма оплаты, которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC------------ (кредитная карта).
19. Пункт отправления/назначения. ORIGIN/DESTINATION
Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту.
20. Для отметок авиакомпании. AIRLINE DATA
Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE).
21. Поле валидатора.
Уникальный "штамп" агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса (в России номера ИАТА аккредитованных агентств должны начинаться на 922). Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.
22. Передаточная надпись/ ограничения. ENDORSEMENTS/ RESTRICTIONS
В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность "передачи" (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано "SU/KL ONLY", то это означает, что данный билет действителен на рейсах "Аэрофлот" (SU) и "KLM" (KL) и если условия тарифа позволяют изменения по билету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете "пересесть" с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, "RES CHG USD50" или "ONE INBOUND REB FREE" означает: "ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США" или "ОДНО ИЗМЕНЕИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО". Обычно, для самых льготных ("жестких") тарифов распространен следующий шаблон: "XX ONLY/ NON REF/ NO CHG/ NO REROUT" - " БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/ БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО". В этой графе может быть отображена также служебная информация. Если информация не помещается в данную графу, то используется графа 25 (только для ручных бланков).
23. Выдан в обмен на. ISSUED IN EXCHANGE FOR
Если билет выписан в обмен на другой (так называемая "переписка"), то в эту графу заносится номер первоначального билета. Смысл переписки авиабилета проще понять на примере. Вы купили билет по маршруту Сингапур - Москва - Сингапур, прилетели по нему в Москву и решили изменить маршрут на маршрут Москва - Бангкок. В этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур - Москва - Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости "старого" билета. Если новый билет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию (MCO - ордер различных сборов), по которой вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер "старого" билета будет указан в графе 23 "нового" билета. Аналогичная процедура выписки билета при оплате PTA ("Prepaid Ticket Advice"). Ваш авиабилет оплачивает некое лицо (спонсор) в пункте отличном от пункта начала Вашего путешествия и сообщает кто (т.е. Вы) и куда должен прийти за билетом. Спонсору выписывается квитанция (MCO - ордер различных сборов) а в графе 23 билета будет стоять номер этой квитанции.
24. Дополнительный билет. CONJUNCTION TICKETS
Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой билет выписывается на нескольких бланках и в графе 24 каждого указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой ОДИН билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия.
Другой распространенный случай, когда в графе стоит номер (а) дополнительного билета - компаньонские тарифы (но не групповые) (несколько человек должны путешествовать вместе). В этом случае в каждом билете графа 24 содержит "ссылку" на номера билетов всех остальных участников "компании".
25. Дополнительные ограничения. ADDITIONAL ENDORSEMENT/ RESTRICTIONS
Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.
26. Код тура. TOUR CODE
Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.
Automated Ticket/Boardind Pass.
"Автоматический купонный билет с посадочным талоном"
Все спец. тарифы
Только спец. предложения
Введение и пояснения
Применимость
Билеты
Тарифы и сборы
Бронирование
Регистрация
Отказ в перевозке
Багаж
Расписание, отмена, замена
Компенсация
Поведение
Доп. услуги
Админ. формальности
Послед. перевозки
Ответственность
Другое
Введение
Основные типы
Как они считаются
История развития рынка
Как оптимизировать стоимость перелёта
Введение
Аэрофлот
KLM
Lufthansa
British Airways
Air France
Swiss
SAS
Finnair
Введение и информация
Боинг 747
Боинг 777
Боинг 767
Боинг 757
Боинг 737
Макдоннел Дуглас MD11
Макдоннел Дуглас MD9
Макдоннел Дуглас MD8
Аэробус A340
Аэробус A300
Аэробус A310
Аэробус A321
Аэробус A320
Аэробус A319
Ильюшин IL-96
Ильюшин IL-86
Ильюшин IL-62M
Туполев TU-154
Туполев TU-134
AVRO RJ85 (ARJ)
Candair Jet (CRJ)
Fokker 50 (F50)
Введение
Классификация
Как вступить в программу
Как зарабатываются очки
Виды поощрений
Бесплатный билет?
Как получить премию?
Переход на более высокий уровень
И все-таки плюс или минус
Введение
Бесплатный багаж и перевес
Перевозка багажа в салоне
Нестандартный багаж
Перевозка животных
Ручная кладь
Регистрация багажа
Потерянный багаж
Как добраться
Схема Шереметьево 2
Схема Шереметьево 1
Схема Домодедово
Схема Внуково
Справочные телефоны
Пересадка и транзит в Шереметьево 1 и 2
Ссылки на аэропорты Мира
Введение и пояснения
Бланк TAT (Сэндвич)
Бланк ATB (купон с посадочным талоном)
Ручной бланк
Электронный билет
Возврат билета
Изменение дат
Переписка билета
Утерянный билет
Как оплатить билет
Бронирование билета
Лист ожидания
Аэропортовые сборы
Квотирование мест
Перепродажа рейса
Несопровожд. дети
Перевозка животных
Визовой режим
Полет с пересадкой
Конкретные места
На данный момент наиболее прогрессивная форма бланка. Каждый полетный купон, в отличие от бланка TAT, печатается отдельно и снабжен магнитной полосой, содержащей информацию о полете. Благодаря чему, данный бланк можно использовать для автоматической регистрации. Каждый купон также снабжен отрывным посадочным талоном (правая часть), в который при регистрации пассажира печатается место, номер выхода и время посадки. В качестве пассажирской копии печатается отдельный купон - "PASSENGER RECIEPT". Из компаний представленных в России данный тип бланка используют Lufthansa, Air France, Swissair, Finnair и ряд других.
1. Имя пассажира. NAME OF PASSENGER
Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш) первая буква имени или имя полностью, а также пол (MR - мистер, MRS/MSS - мисс или миссис). По международным нормам данное поле допускает до 3-х ошибок без искажения звучания.
2. Маршрут полета. FROM/TO
На выделенном цветом поле указан пункт отправления для данного полетного купона (английское написание). Ниже следует пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.
3. Индикатор "стоповер". X/O
Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или "О". Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит "Х".
4. Перевозчик. CARRIER
Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды нормируются ИАТА (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков) и могут быть как достаточно очевидными: SU - Аэрофлот, LH - Lufthansa, AF - Air France, BA - British Airways, так и не очень: AY- Finnair, UN - Трансаэро, AZ -Alitalia.
5. Номер рейса. FLIGHT
6. Класс бронирования. /CLASS
Латинская буква, обозначающая определенную квоту мест в самолете. Обычно: R "Сверхзвуковой" (на рейсах Concord). F, P, A - первый класс. J, C, D, I, Z - бизнес класс. W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X -экономический класс.
7. Дата вылета по данному купону. DATE
8. Время вылета. Всегда местное время пункта вылета. TIME
9. Статус бронирования. STATUS
Обычно билет выписывается с подтвержденным статусом - "OK". Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом "RQ" (запрос места на регистрации). В билете для младенцев (до 2-х лет) летящих без места указывается статус "NS".
10. Вид тарифа. FARE BASIS
Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.
11. Не действителен до/ не действителен после. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER
Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тариф допускают изменения дат). Для большинства "жестких" льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.
12. Норма бесплатного провоза багажа.
См. "Все о багаже". Для "весовой" системы 20, 23, 30 или 40 кг для различных классов обслуживания. Для системы "мест" - "PC".
13. Расчет тарифа. FARE CALCULATION.
В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).
14. Тариф. FARE
Тариф в валюте начала перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон - Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP). Страны с "мягкой" валютой (в том числе и Россия) имеют тарифы опубликованные в долларах США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу (см. "Все о тарифах"), то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").
15. Всего. TOTAL
Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу (см. "Все о тарифах"), то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").
16. Эквивалент тарифа. EQUIV/ FARE PD.
Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.
17. Такса. TAX
Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки. Если все аэропортовые сборы не помещаются в графы 7, то в последней графе указывается "сборная" такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровки приводится в графе 13.
18. Форма оплаты. FORM OF PAYMENT
Форма оплаты, которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC------------ (кредитная карта).
19. Пункт отправления/назначения. ORIGIN/DESTINATION
Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту.
20. Для отметок авиакомпании. AIRLINE DATA
Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE).
21. Поле валидатора.
Уникальный "штамп" агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса (в России номера ИАТА аккредитованных агентств должны начинаться на 922). Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.
22. Передаточная надпись/ ограничения. ENDORSEMENTS/ RESTRICTIONS
В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность "передачи" (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано "SU/KL ONLY", то это означает, что данный билет действителен на рейсах "Аэрофлот" (SU) и "KLM" (KL) и если условия тарифа позволяют изменения по билету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете "пересесть" с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, "RES CHG USD50" или "ONE INBOUND REB FREE" означает: "ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США" или "ОДНО ИЗМЕНЕИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО". Обычно, для самых льготных ("жестких") тарифов распространен следующий шаблон: "XX ONLY/ NON REF/ NO CHG/ NO REROUT" - " БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/ БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО". В этой графе может быть отображена также служебная информация. Если информация не помещается в данную графу, то используется графа 25 (только для ручных бланков).
23. Выдан в обмен на. ISSUED IN EXCHANGE FOR
Если билет выписан в обмен на другой (так называемая "переписка"), то в эту графу заносится номер первоначального билета. Смысл переписки авиабилета проще понять на примере. Вы купили билет по маршруту Сингапур - Москва - Сингапур, прилетели по нему в Москву и решили изменить маршрут на маршрут Москва - Бангкок. В этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур - Москва - Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости "старого" билета. Если новый билет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию (MCO - ордер различных сборов), по которой вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер "старого" билета будет указан в графе 23 "нового" билета. Аналогичная процедура выписки билета при оплате PTA ("Prepaid Ticket Advice"). Ваш авиабилет оплачивает некое лицо (спонсор) в пункте отличном от пункта начала Вашего путешествия и сообщает кто (т.е. Вы) и куда должен прийти за билетом. Спонсору выписывается квитанция (MCO - ордер различных сборов) а в графе 23 билета будет стоять номер этой квитанции.
24. Дополнительный билет. CONJUNCTION TICKETS
Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой билет выписывается на нескольких бланках и в графе 24 каждого указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой ОДИН билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия.
Другой распространенный случай, когда в графе стоит номер (а) дополнительного билета - компаньонские тарифы (но не групповые) (несколько человек должны путешествовать вместе). В этом случае в каждом билете графа 24 содержит "ссылку" на номера билетов всех остальных участников "компании".
25. Дополнительные ограничения. ADDITIONAL ENDORSEMENT/ RESTRICTIONS
Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.
26. Код тура. TOUR CODE
Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.
Manual Issued Ticket.
Билет для ручной выписки
Все спец. тарифы
Только спец. предложения
Введение и пояснения
Применимость
Билеты
Тарифы и сборы
Бронирование
Регистрация
Отказ в перевозке
Багаж
Расписание, отмена, замена
Компенсация
Поведение
Доп. услуги
Админ. формальности
Послед. перевозки
Ответственность
Другое
Введение
Основные типы
Как они считаются
История развития рынка
Как оптимизировать стоимость перелёта
Введение
Аэрофлот
KLM
Lufthansa
British Airways
Air France
Swiss
SAS
Finnair
Введение и информация
Боинг 747
Боинг 777
Боинг 767
Боинг 757
Боинг 737
Макдоннел Дуглас MD11
Макдоннел Дуглас MD9
Макдоннел Дуглас MD8
Аэробус A340
Аэробус A300
Аэробус A310
Аэробус A321
Аэробус A320
Аэробус A319
Ильюшин IL-96
Ильюшин IL-86
Ильюшин IL-62M
Туполев TU-154
Туполев TU-134
AVRO RJ85 (ARJ)
Candair Jet (CRJ)
Fokker 50 (F50)
Введение
Классификация
Как вступить в программу
Как зарабатываются очки
Виды поощрений
Бесплатный билет?
Как получить премию?
Переход на более высокий уровень
И все-таки плюс или минус
Введение
Бесплатный багаж и перевес
Перевозка багажа в салоне
Нестандартный багаж
Перевозка животных
Ручная кладь
Регистрация багажа
Потерянный багаж
Как добраться
Схема Шереметьево 2
Схема Шереметьево 1
Схема Домодедово
Схема Внуково
Справочные телефоны
Пересадка и транзит в Шереметьево 1 и 2
Ссылки на аэропорты Мира
Введение и пояснения
Бланк TAT (Сэндвич)
Бланк ATB (купон с посадочным талоном)
Ручной бланк
Электронный билет
Возврат билета
Изменение дат
Переписка билета
Утерянный билет
Как оплатить билет
Бронирование билета
Лист ожидания
Аэропортовые сборы
Квотирование мест
Перепродажа рейса
Несопровожд. дети
Перевозка животных
Визовой режим
Полет с пересадкой
Конкретные места
Поскольку, билетопечатающие устройства очень дорогие, как, наверное, и все узкоспециализированные приборы, этот тип бланков широко распространен в агентствах. Кроме того, технологически невозможно печатать на одном принтере бланки разных авиакомпаний, поэтому, если Вы покупаете билет в агентстве, то, скорее всего Ваш перелет будет выписан именно на ручном бланке. Авиакомпании также имеют "аварийный" запас ручных билетов на случай остановки системы или неисправности принтера. Наибольшее распространение получили 2-х и 4-х купонные бланки. Каждый купон снабжен копировальным слоем, поэтому любой купон содержит информацию обо всех других. Если количество перелетов по Вашему маршруту меньше чем количество купонов в бланке, то в "лишних" полетных купонах пишется слово "VOID", а сами купоны "вырываются" из билета. Последний купон (обычно белого цвета) является пассажирской копией и остается Вам для отчетности, но только после того, как Вы полностью используете билет (билет без пассажирского купона не действителен
1. Имя пассажира. NAME OF PASSENGER
Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш) первая буква имени или имя полностью, а также пол (MR - мистер, MRS/MSS - мисс или миссис). По международным нормам данное поле допускает до 3-х ошибок без искажения звучания.
Перевозка взрослого пассажира
Endorsements/restrictions(carbon) |
Name of passenger Not transferable GRAND/MAURICE MR |
Перевозка багажа в салоне самолета
Endorsements/restrictions(carbon) |
Name of passenger Not transferable GRAND/MAURICE MR EXST |
Перевозка несопровождаемого ребенка 10 лет
Endorsements/restrictions(carbon) |
Name of passenger Not transferable BURNS/VICTORIA MISS UM10 |
Билет на ребенка от 2-х лет (Infant)
Endorsements/restrictions(carbon) |
Name of passenger Not transferable BROWN/JOHANNA INF DOB20JUN01 |
Билет на ребенка от 2-х до 12 лет (child)
Endorsements/restrictions(carbon) |
Name of passenger Not transferable BRANDY/ANDREW CHD 10YRS |
2. Маршрут полета. FROM/TO
В этой графе указывается маршрут перевозки пассажира. Если в городе, указанном в одной из этих граф, существует несколько аэропортов, то после названия города указывается трехбуквенный код аэропорта, например: MOSKOW SVO; PARIS CDG; BERLIN SXF. Если позволяет место, то название аэропорта указывается полностью, например: LONDON HEATHROW; PARIS ORLY. Следует отметить, что в маршруте пассажира возможен наземный участок перевозки. Когда пассажир прибывает в один аэропорт, а вылетает из другого аэропорта в том же городе, тогда в этой графе указывается:
Например
Маршрут: С-Петербург – Москва (а/п Шереметьево)****Москва (а/п Домодедово) – Нижневартовск – Москва (а/п Домодедово)
Good for passage between points outlined |
Carrier |
Flight / Class |
Date |
||
ST. PETERSBURG |
FV |
153 |
M |
15OCT |
|
MOSCOW SVO |
- |
-VOID- |
|||
MOSCOW DME |
UN |
105 |
M |
15OCT |
|
NIJNEVARTOVSK |
UN |
106 |
M |
28OCT |
MOSCOW DME |
Если в маршруте пассажира есть наземный участок между двумя городами, то билет оформляется следующим образом:
Маршрут: Москва – Тель-Авив****Эйлат – Москва
Good for passage between points outlined |
Carrier |
Flight / Class |
Date |
||
MOSCOW DME |
UN |
301 |
Y |
18OCT |
|
TEL-AVIV |
- |
-VOID- |
|||
ELAT |
EV |
312 |
Y |
25OCT |
MOSCOW SVO |
Иногда вместо слова VOID, пишется слово SURFACE. После оформления авиабилета VOID- купон удаляется и прикрепляется к AUDIT купону.
3. Индикатор "стоповер". X/O
Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или "О". Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит "Х".
4. Перевозчик. CARRIER
Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды нормируются ИАТА (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков) и могут быть как достаточно очевидными: SU - Аэрофлот, LH - Lufthansa, AF - Air France, BA - British Airways, так и не очень: AY- Finnair, UN - Трансаэро, AZ -Alitalia.
Код перевозчика |
Название авиакомпании |
UN |
TRANSAERO |
SU |
AEROFLOT |
DL |
DELTA AIRLINES |
AF |
AIR FRANCE |
AZ |
ALITALIA |
5. Номер рейса. FLIGHT
Указывается номер рейса в цифровом диапазоне от 1 до 9000.
6. Класс бронирования. /CLASS
Следует учитывать тот факт, что одному классу обслуживания на борту воздушного судна соответствуют разные классы бронирования, которые обозначаются соответствующими буквами латинского алфавита. В авиакомпаниях используются следующие обозначения для различных классов бронирования:
Класс обслуживания |
Класс бронирования |
бизнес |
C D I A Z |
экономический |
Y M B H Q K L V T G E X U S Е |
Латинская буква, обозначающая определенную квоту мест в самолете. Обычно: F, P, A - первый класс. J, C, D, I, Z - бизнес класс. W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X,Е - экономический класс.
7. Дата вылета по данному купону. DATE
В данной графе указывается дата вылета, состоящая из двух цифр и трехбуквенного кода месяца. Например: 15 APR,07MAR и т.д.
8. Время вылета. Всегда местное время пункта вылета. TIME
Во всех авиакомпаниях указывается местное время вылета.
Например: 0715, 1200, 2320 или 715А, 12N, 1120Р, где А-а.m. (до полудня); Р-р.m. (после полудня); N-noon (полдень).
9. Статус бронирования. STATUS
Обычно билет выписывается с подтвержденным статусом – «OK». Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом «RQ»(request) (запрос места на регистрации). В билете для младенцев (до 2-х лет) летящих без места указывается статус «NS» (no seats). Предоставление места при регистрации «SA» (seats available).
Если у пассажира в этой графе стоит RQ или SA, то он может быть принят к перевозке только по окончании регистрации при наличии свободных мест и резерва питания на рейс.
Следует знать, что пассажир может при оформлении билета не знать (по каким либо причинам) конкретной даты вылета. В этом случае в графах ставится слово OPEN (билет с открытой датой).
Позже пассажир должен сделать дополнительное бронирование на конкретную дату и рейс. Впрочем, если пассажир приходит на регистрацию с таким билетом, то он может быть принят к перевозке только при наличии свободных мест и резерва питания.
10. Вид тарифа. FARE BASIS
Код тарифа указывается буквенно-цифровым изображением.
Нормальные тарифы обозначаются одной буквой в зависимости от класса обслуживания:
Первый класс – F;
Бизнес класс – С;
Эконом класс – Y.
Специальные тарифы обозначаются кодом. Код тарифа формируется в определенной последовательности, в общем случае по стандартным условиям IATA. Код состоит из шести элементов:
1. Класс обслуживания или бронирования. Обозначается одной буквой (см. графу 6) – элемент обязателен.
2. Код сезонности. Обозначается одной буквой – необязателен.
H – пик перевозок;
K – промежуточный или средний уровень, пять уровней;
L – низкий уровень;
3. Код дня недели – необязателен. Обозначается W – выходные дни;
X – рабочие дни.
4. Код времени суток. N – ночной тариф (как правило опускается).
5. Код типа тарифа или категория пассажира – обязателен и обозначается двухбуквенным кодом. Наиболее распространенные коды приведены в таблице.
6. Максимальный срок годности билета – необязателен.
Обозначается либо в месяцах, либо в днях.
ТИП |
НАЗВАНИЕ |
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ |
NN |
Нормальный тариф |
Тариф бизнес и./или экономического класса OW/RT. Действителен в течение года. Свободное изменение дат в пределах годности. Разрешена открытая дата, возврата без удержаний. |
EE |
Экскурсионный тариф |
Тариф экономического класса RT, ограничен по срокам годности. Свободное изменение дат в пределах срока годности. Разрешена открытая дата. При возврате возможны удержания в случае «NO-SHOW». |
PX |
Тариф Pex |
Тариф экономического класса RT, ограничен по срокам годности. Билет действителен только в даты вылета, указанные в полетных купонах билета. Открытая дата не разрешена. Изменение дат сопряжено с доплатами. Возврат после начала перевозки не производится. |
SX |
Тариф Super Pex |
Условия применении аналогичны тарифу Pex. Более строгие. Ниже по уровню. Возврат после начала перевозки не производится. |
AP |
Тариф Apex |
Условия применении аналогичны тарифу Pex. Имеются ограничения по предварительному приобретению относительно даты вылета (deadline). Возврат после начала перевозки не производится. |
ZZ/ZS |
Молодежные тарифы |
Тарифы экономического класса OW/RT. Имеются возрастные ограничения. Возможна открытая дата. |
IT/GV |
«Инклюзив тур» и «Групповой инклюзив тур» |
Тарифы экономического класса RT. Входят в оплату туристического пакета. |
FX |
Фиксированные тарифы |
Тарифы экономического класса OW/RT (неопубликованные). Возможно предварительное приобретение. Изменения и возвраты сопряжены с доплатами и удержаниями. Действительны только в даты бронирования. |
11. Не действителен до/ не действителен после. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER
Заполняется в том случае, если применяемый тариф не позволяет начать или закончить перевозку до/после какой-либо даты. Тогда вводится ограничение, определяемое правилами применения тарифа. В графе «Not Valid Before» соответствующего полетного купона проставляется дата, раньше которой пассажир не может вылететь обратно по данному билету. Дата, указываемая в графе «Not Valid After», является последней возможной датой, после которой пассажир не может вылететь в обратном направлении по данному билету. Эти данные заполняются только при внесении в билет данных подтвержденного бронирования и при наличии таких ограничений.
Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тариф допускают изменения дат). Для большинства "жестких" льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.
Date |
Fare Basis |
Not Valid Before |
Not Valid After |
28 MAY |
TEE3M |
28 AUG |
|
05 JUL |
TEE3M |
28 AUG |
Когда по правилам применения тарифа запрещено изменение даты вылета или такое изменение возможно только с уплатой штрафа, тогда дата, указанная в графах «Not Valid Before/Not Valid After» должна быть такой же, как ив графе «Date» соответствующего полетного купона.
Date |
Time |
Status |
Fare basis |
Not valid before |
Not valid after |
28 JUL |
1900 |
OK |
YHPX2M |
28 JUL |
28 JUL |
28 AUG |
2130 |
OK |
YHPX2M |
28 AUG |
28 AUG |
12. Норма бесплатного провоза багажа.ALLOW.
Норма бесплатного провоза багажа, определяемая классом обслуживания на каждом участке полета. Здесь нужно иметь ввиду, что существуют два принципа определения нормы провоза багажа:
Weight concept (оплата по весу);
Piece concept (оплата по количеству мест).
Weight concept наиболее распространенный принцип, известный всем:
F-CLASS |
40 кг |
C-CLASS |
30 кг |
Y-CLASS |
20 кг |
При наличии сверхнормативного багажа пассажир платит за 1 кг багажа. Если перевозка на отдельных участках полета производится в разных классах обслуживания, то у пассажира будет просто разная норма бесплатного провоза багажа. На отдельных направлениях и для отдельных категорий пассажиров авиакомпании устанавливают дополнительную бесплатную норму провоза багажа.
Piece concept (PS) встречается реже и его применение вызывает довольно много вопросов. Суть в том, что если один пункт полета, из указанных в авиабилете пассажира, находится на территории США или Канады и на некоторых направлениях в/из Юго-Восточной Азии, то идет поштучный прием багажа, т.е. бесплатно можно произвести:
F/C-CLASS |
Два места по сумме трех измерений не менее 158 см каждое, причем вес каждого места не должен превышать 32 кг |
Y-CLASS |
Два места по сумме трех измерений одно место не более 158 см, а второе не более 115 см, причем вес каждого места не должен превышать 32 кг |
Вся хитрость в том, что «piece concept» распространяется не на весь маршрут пассажира, а до первого пункта stop-over`a, после которого действует весовая норма (weight concept). Но если пассажир прибыл в Москву из США/Канады рейсом АК «Трансаэро» и Москва является пунктом stop-over`a, то «piece concept» распространяется на весь маршрут. При «piece concept» пассажир платит за место.
Если пассажиру не полагается багаж (например: для ребенка до 2-х лет), то в этой графе ставится «NIL» или «NO».
13. Расчет тарифа. FARE CALCULATION.
В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).
14. Тариф. FARE
Тариф в валюте начала перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон - Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP). Страны с "мягкой" валютой (в том числе и Россия) имеют тарифы опубликованные в долларах США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу (см. "Все о тарифах"), то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").
15. Всего. TOTAL
Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть рубли РФ. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу (см. "Все о тарифах"), то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").
16. Эквивалент тарифа. EQUIV/ FARE PD.
Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.
17. Такса. TAX
В этих графах последовательно указывается трехбуквенный код валюты оплаты затем, стоимость таксы и двухбуквенный код названия таксы. Если по маршруту будут взиматься более трех такс, то в последней графе такс указывается код валюты оплаты, сумма всех оставшихся такс и код XT.
Например:
RUB1850YQ |
RUB33RA |
RUB2010XT |
Сумма 2010XT расписывается в графе 13 «Расчет тарифа».
18. Форма оплаты. FORM OF PAYMENT
Форма оплаты, которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC------------ (кредитная карта).
19. Пункт отправления/назначения. ORIGIN/DESTINATION
Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту.
Например: LED/LED.
20. Для отметок авиакомпании. AIRLINE DATA
Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE).
Например: LH1KFD. Каждый код индивидуален.
21. Дата и место продажи.
Уникальный "штамп" агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса (в России номера ИАТА аккредитованных агентств должны начинаться на 922). Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.
22. Передаточная надпись/ ограничения. ENDORSEMENTS/ RESTRICTIONS.
В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность "передачи" (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано "SU/KL ONLY", то это означает, что данный билет действителен на рейсах "Аэрофлот" (SU) и "KLM" (KL) и если условия тарифа позволяют изменения по билету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете "пересесть" с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, "RES CHG USD50" или "ONE INBOUND REB FREE" означает: "ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США" или "ОДНО ИЗМЕНЕИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО". Обычно, для самых льготных ("жестких") тарифов распространен следующий шаблон: "XX ONLY/ NON REF/ NO CHG/ NO REROUT" - " БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/ БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО". В этой графе может быть отображена также служебная информация. Если информация не помещается в данную графу, то используется графа 25 (только для ручных бланков).
23. Выдан в обмен на. ISSUED IN EXCHANGE FOR.
Если билет выписан в обмен на другой (так называемая "переписка"), то в эту графу заносится номер первоначального билета. Смысл переписки авиабилета проще понять на примере. Вы купили билет по маршруту Сингапур - Москва - Сингапур, прилетели по нему в Москву и решили изменить маршрут на маршрут Москва - Бангкок. В этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур - Москва - Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости "старого" билета. Если новый билет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию (MCO - ордер различных сборов), по которой вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер "старого" билета будет указан в графе 23 "нового" билета. Аналогичная процедура выписки билета при оплате PTA ("Prepaid Ticket Advice"). Ваш авиабилет оплачивает некое лицо (спонсор) в пункте отличном от пункта начала Вашего путешествия и сообщает кто (т.е. Вы) и куда должен прийти за билетом. Спонсору выписывается квитанция (MCO - ордер различных сборов) а в графе 23 билета будет стоять номер этой квитанции.
24. Дополнительный билет. CONJUNCTION TICKETS.
Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой билет выписывается на нескольких бланках и в графе 24 каждого указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой ОДИН билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия.
Другой распространенный случай, когда в графе стоит номер (а) дополнительного билета - компаньонские тарифы (но не групповые) (несколько человек должны путешествовать вместе). В этом случае в каждом билете графа 24 содержит "ссылку" на номера билетов всех остальных участников "компании".
25. Дополнительные ограничения. ADDITIONAL ENDORSEMENT/ RESTRICTIONS.
Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.
26. Код тура. TOUR CODE.
Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.
Electronic Ticket.
Электронный билет.
Данный тип билета завоевывает все большую популярность, благодаря полному отсутствию какого-либо бланка. Билет представляет собой некую электронную запись, хранящуюся в компьютере авиакомпании, где традиционные купоны заменены неким электронным эквивалентом. Поскольку, ни одно агентство, ни любая другая авиакомпания полностью данную запись не "увидит", то такой билет может быть выписан только в случае, если весь перелет осуществляется одной авиакомпанией. Единственная на сегодняшний день в России авиакомпания, использующая билет данного типа - Delta Airlines. Немного непривычно заплатить деньги за билет и не получить взамен ничего, кроме квитанции об оплате, но какие широкие возможности открываются при использовании Интернет!
2.1 Партнеры Авиакомпании по авиабизнесу
Схема №1
ТРЕБОВАНИЯ К БИЛЕТУ
Билет является достаточным при отсутствии опровержения свидетельством договора на перевозку между перевозчиком и пассажиром, поименованным в билете.
Билет не выдается, пока не будет уплачена плата за проезд по соответствующему тарифу. Никакое лицо не имеет права на перевозку на каком-либо рейсе, если это лицо не предъявит действительный билет, содержащий рейсовый купон на этот рейс, все другие неиспользованные рейсовые купоны и пассажирский купон или пассажирскую квитанцию, если она выдается. Кроме того, пассажир не имеет права на перевозку, если представленный билет поврежден или в него внесены изменения кем-либо иным, кроме перевозчика или его уполномоченного агента.
ПОВРЕЖДЕННЫЕ, УТЕРЯННЫЕ ИЛИ ПОХИЩЕННЫЕ БИЛЕТЫ.
В случае утери, хищения или повреждения билета или его части, или предъявления билета, не содержащего пассажирского купона и всех неиспользованных рейсовых купонов, пассажир, чтобы получить право на перевозку, должен приобрести новый билет. Однако перевозчик может, по своему единоличному усмотрению, заменить такой билет или его часть, выдав новый билет. В таком случае пассажир, тем не менее, обязан заплатить перевозчику тариф за новый билет в том случае и в такой степени, в такой прежний билет или рейсовые купоны были использованы каким-либо лицом или в их отношении была выплачена компенсация какому-либо лицу.
ОТСУТСТВИЕ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ.
Билет не подлежит передачи другому лицу. Если билет предъявлен кем-либо другим, кроме лица, имеющего право на перевозку согласно билету или на компенсацию стоимости билета, перевозчик не несет материальной ответственности перед лицом имеющим такое право, если, перевозчик добросовестно обеспечит перевозку или выплатит компенсацию лицу, предъявившему билет. Перевозчик сохраняет за собой право попросить пассажира удостоверить свою личность.
СРОК ДЕЙСТВИЯ.
Билет, выданный по обычному тарифу (см. "нормальные тарифы", "все о тарифах"), действителен для перевозки в течение одного года с даты первого рейса или, если ни одна часть билета не использована, с даты выдачи билета. Билет, выданный по специальному тарифу, действителен для перевозки только в течение периода и на условиях, указанных перевозчиком в его тарифных правилах (см. "специальные тарифы", "все о тарифах").
ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ.
1.Если пассажир не может совершить поездку в течение срока действия билета, так как перевозчик:
1.1. Не может предоставить место на том рейсе и в то время, на которое пассажир делает заказ;
1.2. Отменяет рейс, на который пассажиру забронировано место согласно его заказу;
1.3. Не делает предусмотренную расписанием посадку в том пункте, который является для пассажира пунктом отправления, пунктом назначения или пунктом остановки в пути;
1.4. Не выполняет рейс в разумном соответствии с расписанием;
1.5. Приводит к опозданию пассажира на пересадку;
1.6. Заменяет класс обслуживания на другой;
1.7. Не может предоставить ранее подтвержденную перевозку,
Срок действия такого билета продлевается до первого рейса перевозчика, на котором будет иметься место для этого пассажира в том классе, за который было заплачено.
2. Если пассажир, после того, как он начал свою поездку, не может лететь в течение срока действия билета по причине болезни, перевозчик продлевает срок действия билета такого пассажира при условии, что тариф, по которому билет был выдан, допускает продление срока действия в случае болезни. Продление будет действительно до первого рейса перевозчика, после того дня, в который пассажир, согласно медицинской справки, будет достаточно здоров, чтобы продолжать поездку.
3. В случае смерти пассажира в пути, в билеты лиц, сопровождающих пассажира, могут быть внесены изменения в виде отказа от минимального пребывания или продления срока действия. Аналогичные изменения могут быть внесены в случае смерти супруга (супруги) и непосредственных членов семьи. Любое такое изменение производится по получении оформленного надлежащим образом свидетельства о смерти, а любое такое продление срока действия производится на период не более 45 дней с даты смерти.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЕТНЫХ КУПОНОВ.
1. Перевозчик признает полетные купоны только в той последовательности от пункта отправления, какая указана в билете. Пассажирский купон и все неиспользованные рейсовые купоны, не сданные ранее перевозчику, сохраняются пассажиром в течение всей поездки и предъявляются перевозчику, а соответствующие рейсовые купоны сдаются перевозчику по его требованию.
2. Билет является недействительным и перевозчик не признает билет пассажира, если первый полетный купон на международную поездку не использован, а пассажир начинает поездку в любом пункте остановки в пути.
ПРЕДЕЛЬНЫЕ СРОКИ ПОЛУЧЕНИЯ БИЛЕТОВ
Если пассажир не закрепил за собой билет по своему предварительному заказу в течение предельного срока, указанного перевозчиком, путем выкупа билета, перевозчик может отменить бронирование без уведомления.
ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ
В той степени, в какой это разрешено применимыми законами, пассажир дает перевозчику полномочия хранить у себя личные данные пассажира, которые были даны перевозчику в целях оформления предварительного заказа на перевозку, для получения дополнительных услуг, для обеспечения работы систем обнаружения мошенничества с багажом и билетами, для упрощения выполнения требований, предъявляемых при иммиграции и въезде в страну, а также для предоставления таких данных государственным властям. Далее, перевозчику даются полномочия передавать такие данные в указанных целях в свои агентства, другим перевозчикам, фирмам, предоставляющим дополнительные услуги, или государственным властям, в какой бы стране они не находились.