Основанием допуска иностранных воздушных судов в воздушное пространство определенного государства является международный договор либо специальное разрешение[1] .
Заключение международного договора или выдача специального разрешения, предоставляющего право пролета в пределах воздушного пространства государства, требует выполнения определенных условий, содержащихся как в международных договорах, так и в национальных законах. К таким условиям, независимо от категории полета, относятся особый порядок пересечения государственных воздушных границ (пересечение границы в специально выделенных воздушных коридорах под контролем органов управления воздушного движения и на высотах, специально определенных для таких полетов); правила посадки в определенном аэропорту с прохождением таможенного и иного контроля; выполнение в аэропортах административных предписаний; осуществление досмотра воздушных судов; обязательное наличие на борту воздушного судна необходимой документации и опознавательных знаков и т.д. Государства исходят из того, что их полный и исключительный суверенитет над своим воздушным пространством не препятствует сотрудничеству для решения согласованных задач.
Помимо государственного воздушного пространства, международные авиаполеты осуществляются в международном воздушном пространстве, т.е. над исключительной экономической зоной, открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой. Там действует принцип свободы международного воздушного пространства, связанный с принципом свободы открытого моря, однако данная свобода реализуется с учетом основных принципов и норм международного права.
Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. Власть другого государства на данное воздушное судно не распространяется, что означает также недопустимость вмешательства в полет этого судна.
Государства обязаны не допускать создания со стороны их воздушных судов угрозы безопасности полетов воздушных судов других государств, с этой целью государства заключают соответствующие международные договоры о предотвращении инцидентов. В связи с этим каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, должно иметь соответствующие регистрационные знаки, позволяющие определить национальность этого судна, то есть каким государством данное воздушное судно зарегистрировано[2] .
Как уже отмечалось, воздушное пространство делится на воздушное пространство отдельных государств и международное воздушное пространство. Их правовой режим существенно различается.
На территориальное воздушное пространство распространяется национальный суверенитет, его использование допускается в соответствии с международными договорами и особыми соглашениями (см. выше).
В международном воздушном пространстве действу свобода аэронавигации (полетов воздушных судов), а также свобода научных исследований посредством воздушных судов, свобода использования летательных аппаратов для обеспечения рыболовства и возведения установок и сооружений.
Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В.
Броунли Я. Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977 (first published: Brownlie J. Principles of Public International Law. Second Edition. Oxford, 1973).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/
[1] См.: ст.ст.5-6 Конвенции о международной гражданской авиации; Договор по открытому небу.
[2] См.: ст.20 Конвенции о международной гражданской авиации.