Одной из частных задач криминалистического нарковедения является прогнозирование появления в нелегальном обороте веществ с наркогенным потенциалом действия, не включенных в списки наркотических средств и психотропных веществ, немедицинское потребление которых может приводить к развитию наркозависимости, а их распространение на нелегальном рынке наркотиков – к социально значимым негативным последствиям для общества. Данная категория веществ определена в Федеральном законе “О наркотических средствах и психотропных веществах” как аналоги наркотических средств и психотропных веществ. Ст. 1 Федерального закона определяет аналоги как запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического и естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых схожи с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят. В этом определении есть много неясностей, которые видны только специалисту в области психофармакологии.
Известно, что веществ с наркогенным потенциалом действия, соответствующих определению аналогов наркотических средств и психотропных веществ, достаточно много. Далеко не все они встречаются в нелегальном обороте. В некоторых случаях имеют место единичные случаи использования таких веществ лицами, имеющими к ним доступ, с целью изменения своего психоэмоционального состояния, при проведении т.н. психеделических экспериментов, а также и просто для получения наркотического эффекта. Круг лиц, использующих такие вещества, при этом остается ограниченным. Лица, получившие доступ к этим веществам, не занимаются их распространением в целях сбыта, что таким образом, не приводит к социально-опасным последствиям. В иных ситуациях, в силу определенного стечения обстоятельств, к подобным веществам получают доступ лица, занимающиеся нелегальным распространением наркотиков. В этих случаях, в нелегальном обороте получает распространение так называемый “новый наркотик” - новый не для науки, которой данное вещество и его психофармакологические свойства могут быть известны уже многие десятилетия, а новый для мирового или регионального нелегального рынка наркотических средств и психотропных веществ.
В этой связи в Федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах” было введено понятие “аналог наркотического средства или психотропного вещества”, значение которого состоит, прежде всего, в том, чтобы создать правовые основы для противодействия незаконному обороту веществ с наркогенным потенциалом действия, ранее не встречавшихся на нелегальном рынке наркотиков, уже на том этапе, когда еще не решен вопрос о внесении данных веществ в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Основное отличие между контролируемыми веществами и их аналогами состоит в том, что контролируемые вещества, во-первых, могут быть обнаружены и распознаны (информация по ним имеется в банке данных), а во-вторых, контролируемые вещества из списка 2 могут быть легально изготовлены для медицинских целей. Кроме того, по законодательству Российской Федерации только те вещества могут считаться наркотическими, которые включены в Списки наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные ПККН.
Таким образом, обладая всеми свойствами наркотических веществ, аналоги наркотиков согласно нашему законодательству таковыми не являются. А это уже огромное поле деятельности для незаконного наркобизнеса.
Одним из известных способов совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков является изготовление и сбыт веществ с наркогенным потенциалом действия, не включенных в списки наркотических средств и психотропных веществ. Данный способ, хотя и не является широко распространенным, однако, рассматривается в целом ряде криминалистических работ и может быть отнесен к типичным: преступники предварительно изучают списки наркотических средств и психотропных веществ и специальную литературу по фармакологии (либо иную, где приведены данные о взаимосвязи химической структуры и наркотической активности веществ, находя не включенные в списки наркотических средств и психотропных веществ аналоги тех наркотиков, которые могут найти спрос на нелегальном рынке в данном регионе; затем на основе изучения специальной литературы по органической или фармацевтической химии выбирают оптимальный способ изготовления (синтеза) аналога, после чего осуществляют типичные действия по изготовлению синтетических наркотических средств (подыскание помещения для размещения подпольной лаборатории, подбор необходимого оборудования и реактивов, отработка синтеза вещества, изготовление вещества, изготовление потребительских форм наркотика).
Некоторые подпольные лаборатории выпускают аналоги контролируемых веществ, которые являются «копиями» наркотических препаратов, занесенных в списки 1 и 2 Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН). Такие вещества-«копии» вызывают стимулирующий, психотропный или галлюциногенный эффект, аналогичный веществам из списков 1 и 2.
Аналоги среди галлюциногенов
Более точный термин - "наркотики, изменяющие сознание", так как зачастую они не вызывают галлюцинаций, а искажают самоощущение наркомана. В группу галлюциногенов входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них - натурального происхождения. У наркоманов большинство галлюциногенов носят объединяющее название "кислота" (по английски Lacid). Произошло оно от химического названия LSD - "диэтиламид лизергиновой кислоты".
Помимо основного эффекта галлюциногенов - искажения восприятия окружающего мира и самоощущения - практически все они вызывают сдвиг настроения в сторону улучшения (иначе бы их никто и не принимал). Обычно их принимают на вечеринках, чтобы "поприкалываться". Например, они способны вызвать иллюзию необыкновенной легкости и умения летать, что, конечно, было бы приятным. Более интеллектуальные потребители считают, что галлюциногены могут "расширить сознание" и помочь понять "сокровенный смысл вещей" и пытаются с их помощью "продвинуться" в понимании сути миров - внешнего и внутреннего. В любом случае, опьянение галлюциногенами кажется субъекту забавным, хотя при этом он, возможно, совершает далеко не забавные поступки.
Все эти чудеса наркотики из группы галлюциногенов вызывают, нарушая химические и физиологические реакции на уровне "медиаторов" веществ, переносящих сигналы от клетки к клетке в головном мозге. В основном они затрагивают обмен серотонина, дофамина и ацетилхолина - крайне важных для мозга субстанций, отвечающих не только за психику, но и за физиологию человека. При этом, как ни прискорбно, после каждой интоксикации в медиаторных системах остаются поначалу малозаметные изменения, которые от раза к разу накапливаются и в итоге приводят к тяжелой психической патологии.
PCP, грибы и экстази только чуть менее токсичны для головы, чем LSD. Тоже часто вызывают психозы и всегда - необраотимое поражение психики при регулярном употреблении. Кроме того, психозы и вспышки агрессии нередко становятся рецидивирующими (флэшбэк).
Псилоцибин и псилоцин - это химические вещества, которые извлекаются из определённого вида грибов, растущих в Мексике и Центральной Америке. Как и пейот, грибы использовались в местных ритуалах веками. Сушёные грибы содержат от 0.2 до 0.4 % псилоцибина и лишь незначительные количества псилоцина. Доза, приводящая к галлюцинациям у обоих веществ, составляет около четырёх - восьми грамм или около двух грамм грибов, воздействие которых длится около шести часов. Как псилоцибин, так и псилоцин можно производить искусственным образом.
Псилоцибин - галлюциногенный алкалоид, действующее начало некоторых видов южно-американских грибов. Получается за счет присоединения остатка фосфорной кислоты к алкалоиду псилоцину, обладающему таким же галлюциногенным действием. Прием 4-8 мг этого вещества вызывает галлюцинации и легкое состояние опьянения, несколько менее выраженные, чем в случае ЛСД. В концентрации 10 - 5- мг возникает сильное отравление, картина и симптоматика которого такие же, как и при употреблении ЛСД. Так же, как и ЛСД, псилоцин и псилоцибин нарушают работу мозга, влияя на обмен такого важнейшего вещества, как серотонин. Будучи похожими на последний по своей химической структуре, они замещают серотонин в мозгу и нервной системе и извращают его действие. Организм такого обмана не прощает, и серотониновая система, контролирующая в нем большинство жизненно важных процессов, таких как память, поведение, интеллект и многие другие, начинает работать со сбоями, что, в конечном итоге, заканчивается психозом и полной деградацией личности.
Психостимуляторы
Психостимуляторы - довольно разнородная группа веществ с одним объединительным признаком: в результате их употребления ускоряется темп мышления (при этом суждения становятся легковесными, поверхностными, менее обдуманными). Часть препаратов этой группы имеет также способность искажать восприятие окружающего, поэтому близко граничит с галлюциногенами.
Существуют психостимуляторы растительного происхождения (кока, эфедра, кола), однако у нас они встречаются в основном в виде химических субстанций (порошков) или таблеток.Психостимуляторы - это самый настоящий допинг, нарушающий обмен нейромедиаторов дофамина и норадреналина в нервных клетках. Все они имеют общие черты:
- резко активизируют симпатическую нервную систему, что притупляет чувства усталости и неуверенности в себе, вызывает бессоницу, агрессивность и подозрительность;
- резко увеличивает частоту сердечных сокращений и повышает артериальное давление;
- снижает аппетит. При этом энергия, необходимая для активизации жизненных систем, черпается из резервных запасов организма. Сами же резервы при употреблении психостимуляторов сравнивают с подхлестывающим кнутом, которым лошадь заставляют скакать несмотря на усталость.
Стимуляторы иногда относят к разряду «веществ высшего класса», которые ликвидируют чувство усталости как при решении умственных, так и физических задач. К двум чаще всего употребляемым стимуляторам относят никотин, который содержится в табачной продукции и кофеин - активный ингредиент кофе, чая, некоторых безалкогольных напитков и многих лекарств, на которые не выписывают рецепты. При употреблении умеренных доз этих веществ, они облегчают недомогание и повышают бдительность. Хотя применение этих продуктов стало частью нашей культуры, осознание их пагубного воздействия привело к быстрому увеличению появления продуктов без содержания кофеина и попыткам отбить охоту к курению.
Многие химические разновидности мескалина и амфетамина начали производиться искусственным путём благодаря их «положительным» эффектам. 4-метил-2,5-диметоксиамфетамин (ДОМ) появился на рынке торговли наркотиками в Сан-Франциско в 1960-х годах и ему дали прозвище SPT, что является аббревиатурой, обозначающей «Безмятежность. Спокойствие. Покой.». Обычно дозы в количестве от одного до трёх грамм приводят к переменам настроения и небольшим изменениям восприятия, в то время как высокие дозы могут привести к явным галлюцинациям, которые длятся от 8 до 10 часов.
К другим легально производимым аналогам относятся 2,5-диметокси-4-бром-амфетамин (ДОБ), 3,4-метилендиоксифетамин (МДА) и 4-бромо-2,5диметоксихенетиламин (2Ц-Б, NEXUS). Эти лекарства отличаются друг от друга по своей силе, скорости, продолжительности действия и их возможности изменять настроение, вызывая галлюцинации или же нет.
Так же к ним можно отнести 3,4-метилен-диокси-диметамфетамин (МДМА, который также называется «экстази» или «XTC»). Синтезированный в 1914 году МЕТИЛЕНДИОКСИМЕТАМФЕТАМИН (МДМА, известный под "уличным" названием "ЭКСТАЗИ") некоторое время использовался в психиатрии в качестве средства, снижающего беспокойство и придающее пациенту эмоциональную открытость. Отсутствие информации о тяжелых побочных эффектах и привыкании, свойственных другим подобным средствам, обусловило его популярность и отсутствие социального противодействия распространению в обществе. Долгое время считалось, что МДМА и родственные соединения безопасны для употребления в обществе близких друзей для отдыха, расслабления и снятия барьеров при общении. Однако, по мере ознакомления с последствиями применения этих соединений отношение к ним стало меняться, и в официальном заключении ДЕА (Drug Enforcement Administration, Управление по борьбе с распространением наркотиков, США), посвященном соединениям этой группы, были высказаны соображения о ложности распространенного мнения о безопасности их использования для человека. Было установлено, что, подобно всем амфетаминам, МДМА опасно для людей с нарушениями системы кровообращения и с сердечными расстройствами, появились сообщения о вредных побочных эффектах, о психотических отклонениях и мозговых нарушениях среди лиц, употреблявших МДМА. В результате были приняты срочные правительственные акты, которые позволили ДЕА рассматривать нелегальное применение МДМА и родственных соединений как угрозу общественному здоровью и объявить их средствами, запрещенными к применению.
Эти наркотики чаще всего употребляются на «рейверах» («рейвы»- это вечеринки огромного размаха, которые продолжаются в течение всей ночи и происходят в необычной обстановке, такой как товарные склады или железнодорожные парки, где играет громкая музыка, созданная с помощью компьютера). Эти наркотики - для наружного применения и иногда также нюхаются, но очень редко вводятся инъекциями. Из-за того, что они производятся в подпольных лабораториях, они очень редко бывают чистыми и их содержание в капсуле или таблетке очень отличается.
Снотворно-седативные препараты
Не все снотворные препараты являются наркотическими в юридическом смысле этого слова, но все снотворные и успокаивающие лекарства способны вызывать зависимость и могут обнаруживать свойства наркотиков.
Исторически сложилось, что люди почти что всех культур принимали химические вещества для того, чтобы вызвать сон, снять стресс и успокоить волнение. В то время как алкоголь относится к одним из самых универсальных средств для реализации вышеуказанных целей, появились сотни других веществ, которые приводят к расстройству центральной нервной системы (ЦНС). Эти лекарства называют следующим образом: "дауны", успокоительные и снотворные средства, незначительные транквилизаторы и лекарства против повышенной тревожности. По сравнению со многими другими классами наркотиков, но за исключением метаквалона, депрессанты достаточно редко производятся в подпольных лабораториях. Как правило, законно произведённые фармацевтические изделия предполагаются для продажи на нелегальном рынке.
Бензодиазепины- совокупность успокоительных средств бензодиазепинов применяется для успокоения, вызова сна, облегчения беспокойства и спазмов мышц, а также для предотвращения приступов. Вообще же бензодиазепины воздействуют как снотворные средства при применении больших доз, как анксиолитики при употреблении умеренных доз и как успокоительные средства - в малых дозах. Из наркотиков, которые продаются в Соединённых Штатах и влияют на функции центральной нервной системы, бензодиазепины находятся в ряду самых часто прописываемых лекарств и, к сожалению, очень часто употребляются. Пятнадцать составных компонентов из этой группы на данный момент продаются в Соединённых Штатах и ещё двадцать дополнительно распространяются в других странах.
Из всех людей, кому прописываются бензодиазепины, сравнительно небольшое число пациентов повышает свои дозы или они начинают вести себя так, будто пытаются найти и принять наркотики. Однако, те люди, которые употребляют бензодиазепины, имеют в наличии этот наркотик, получая рецепты у нескольких докторов, подделывая рецепты или покупая фармацевтические изделия на нелегальном рынке. Употребление чаще всего происходит у подростков и молодёжи, которые принимают бензодиазепины, чтобы ощутить «кайф». Это возбуждённое состояние приводит к торможению и замедленной способности осуществлять суждения. Одновременное употребление алкоголя или других депрессантов наряду с бензодиазепинами может быть опасно для жизни. Уровень употребления бензодиазепинов особенно высок среди наркоманов, употребляющих героин и кокаин. Приблизительно у 50% людей, которые поступают на лечение от пристрастия к наркотикам или кокаину, прослеживается склонность к употреблению бензодиазепинов.
Триазолам (Тriazolam) - обладает выраженным снотворным эффектом. Его эффективная снотворная доза 0,25 - 0,5 мг. Он быстро всасывается при приеме внутрь и относительно быстро выводится из организма. Период полувыведения составляет 1,5 - 3 ч. Действует триазолам менее продолжительно, чем нитразепам. Дневная сонливость и другие побочные явления менее выражены, чем при приеме нитразепама, однако при использовании триазолама необходимо соблюдать те же меры предосторожности, что и при применении нитразепама. Следует учитывать, что триазолам является относительно новым препаратом, в связи с чем нельзя допускать бесконтрольного его применения. Форма выпуска: таблетки по 0,25 мг (голубого цвета) и по 0,5 мг (белого цвета).
За рубежом в качестве снотворных средств применяются также некоторые другие производные бензодиазепина, близкие по структуре к бензодиазепиновым транквилизаторам. Флуразепам, Лоразепам Эти препараты близки по структуре и действию к нитразепаму (в молекуле флуразепама содержится атом фтора). Различаются по скорости всасывания, длительности действия, эффективным дозам.
Производные конопли
Разные сорта конопли произрастают в странах Азии, Африки, Южной Америки, широко культивируются во многих странах мира. В растениях конопли в зависимости от разновидности и сорта в разных концентрациях содержатся ароматические альдегиды каннабинола. Психотомиметическим эффектом обладают тетрагидроканнабинолы, в частности 2-6- тетрагидроканнабинол, который в основном определяет одурманивающий эффект при потреблении. Наибольшая концентрация каннабинола содержится в индийской конопле (Cannabis indica). Заболеваемость гашишной наркоманией в общей структуре заболеваемости наркоманиями в РФ составляет от 20 до 30%. В некоторых южных мусульманских странах, где традиционно спиртное запрещено, гашишизмом поражено 60% мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. После алкоголизма гашишизм является наиболее распространенным видом наркотизма в мире.
Синтетический аналог наркотика, добываемого из конопли - HU 210 - вызывает рост клеток головного мозга, точнее, одной из его частей - гиппокампа. Это показали исследования, проведенные нейрофизиологами из университета канадского города Саскачеван на крысах.
Гиппокамп - уникальная часть головного мозга, в котором рост нервных клеток продолжается в течение всей жизни человека. Ученые считают, что образование новых нервных клеток улучшает память, а его прекращение вызывает депрессию и перепады настроения. Известно, что героин, кокаин и алкоголь останавливают рост клеток гиппокампа. HU 210, напротив, способствует их росту.
Из него следует, что марихуана скорее антидепрессант, чем наркотик.
Тем не менее, по мнению доктора Эйш, эти результаты еще требуют проверки. Прежде всего, надо выяснить, оказывает ли марихуана такой же положительный эффект, как HU 210.