Бахтина Светлана Владимировна, доцент кафедры психологии и педагогики марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской
Филипов Дамир Юрьевич, студент 3 курса естественнонаучного факультета марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской
Влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся (на примере уроков физики)
Одной из проблем современного образования в России является снижение качества обучения в школе. Существует мнение, что это происходит из – за того, что не все учителя учитывают закономерности развития психики, в том числе и уровень притязаний личности учеников.
Бесспорно то, что существует взаимосвязь между успеваемостью учащихся и уровнем притязаний личности. Понятия «личность» и «уровень притязаний личности» в повседневном общении употребляются постоянно и, в общем, правильно. Однако, для более глубокого понимания данной проблемы, педагог призван опираться на научную, психологически обоснованную трактовку понятий «личность» и «уровень притязаний личности».
Изучением вопроса личности и уровня притязаний личности занимались такие ученые как Л.С.Выготский, З. Фрейд, Б Скиннер, Макгвайру, А. Маслоу, К. Юнг, Станислав Гроф, Чампион Тойч. В современное время в психологии существует несколько теорий личности, затрагивающих проблему становления личности. Это и теория сексуального развития З. Фрейда, и бихевиоризм, и поведенческая концепция Б. Скиннера, и когнитивные теории личности.
Мы полагаем, что актуальность этой темы заключается и в том, что в школах Марийской республики данная проблема не изучалась педагогами ранее, а будущему педагогу, который не только обучает, но и воспитывает и развивает личность, необходимо знать в полной мере все аспекты данного вопроса. Опираясь на принцип детерминизма, учитывая индивидуально – типологические особенности развития, следует принять во внимание закономерности развития психихи, и личности в целом, на каждом этапе, а также влияние предыдущих этапов развития на последующие.
Мы исследовали влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся.
Объектом исследования в настоящей работе является проблема продуктивности процесса обучения.
Предмет исследования: влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся.
Целью нашего исследования является выявление зависимости успеваемости учащихся от их уровня притязаний личности.
Наиболее сложной для нас задачей явилась математическая обработка полученой зависимости успеваемости учащихся от их уровня притязаний.
Методики, применяемые в данной работе: исследование самооценки личности, исследование уровня притязаний, анализ (качественный и колличественный) результатов деятельности
Для достижения поставленной цели нами были рассмотрены основные подходы к понятиям «личность», «уровень притязаний личности».
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.
По мнению Л. Д. Столяренко, социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий [1, c. 86].
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".
Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо. В процессе формирования членораздельной речи, сознания человек становится личностью, обладающей высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способной создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Поскольку сознание, речь не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как каждый отдельный биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта:
1) общение ребенка с взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру;
2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии приобретенного опыта, знаний, умений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Л. Д. Столяренко и С. И. Самыгин полагают, что социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе [2, c. 89].
Л. В. Бороздина считает, что уровень притязаний является важным структурообразующим компонентом личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое характеризует: во-первых, уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия в зависимости от переживаний успеха или неуспеха предыдущих действий, в третьих, желаемый уровень самооценки личности [3, c. 90].
В проведенной нами методике уровень притязаний определялся по целевому отклонению, то есть по различию между тем, что человек наметил выполнить за определенное время, и тем, что он в действительности выполнил. Исследование позволило выявить уровень и адекватность, иначе реалистичность, притязаний испытуемого. Уровень притязаний связан с процессом целеполагания и представляет собой степень локализации цели в диапазоне трудностей. Адекватность притязаний указывает на соответствие выдвигаемых целей и возможностей человека.
Исследование по выявлению влияния уровня притязаний на успеваемость учащихся мы провели на базе лицея им. М. В. Ломоносова г. Йошкар-Олы с учениками 8 «В» класса.
Высокий реалистичный уровень притязаний человека может сочетаться у него с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.
Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью.
Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и самоизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого.
Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой.
В методике, используемой нами, коррекция уровня притязаний была направлена на согласование представлений о желаемом результате с возможностями и способностями человека. Закрепление этого согласования в конкретной успешной деятельности повышает адекватность уровня притязаний.
В ходе исследования по изучению зависимости между успеваемостью учащихся и уровнем притязаний личности нами были посещены уроки физики, в 8 «В» классе; было проведено наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках и тем, как они оценивают свои возможности в данной деятельности, а также нами была составлена сводная ведомость успеваемости детей за полтора года обучения в школе (за 7 класс и за первые две четверти 8 класса). После анализа деятельности учащихся и математической обработки ведомости успеваемости, а также опираясь, на результаты исследования было выявлено влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся. По среднему баллу (7 класс – 4,2; I четверть 8 класса – 4,1; II четверть 8 класса – 3,75) и уровню притязаний была построена зависимость успеваемости детей от их уровня притязаний (см. рис. 1).
Опираясь на ведомость успеваемости учащихся по физике и представленный график мы видим, что успеваемость учеников является функцией от уровня притязаний личности. Рассмотрим, как ведёт себя кривая успеваемости. Из рисунка 1 видно, что успеваемость зависит от уровня притязаний личности: чем неадекватнее ученик оценивает свои возможности в той или иной деятельности, тем меньше его средний балл; чем реальнее уровень притязаний, тем выше средний балл обученности ученика. Исходя из всего сказаного, можно сделать вывод о существовании влияния уровня притязаний личности на успеваемость учащихся.
Рис. 1. Зависимость успеваемости учащихся от
их уровня притязаний личности
В исследуемом классе 21 человек, из них реально оценивают свои возможности только 6 учеников. Уровень притязаний у 7 человек в классе низкий. Результат исследования уровня притязаний у одного человека (Сергей Д.) невозможно интерпретировать, так как он пренебрег инструкцией при заполнении бланков методики. Оставшиеся 7 человек оценивают свои возможности нереалистично низко.
Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что в связи со складывающейся ситуацией, классному руководителю необходимо принять меры и добиться того, чтобы ученики реально оценивали свои возможности. Педагогу, который хочет и может внести свой вклад в решение проблемы снижения успеваемости в подростковом возрасте, необходимо так организовывать деятельность класса, чтобы ученики были вовлечены в различные виды деятельности, чтобы дети нашли себя в той или иной сфере, чтобы школьники умели адекватно себя оценивать на когнитивном и эмоциональном уровнях, но не следует забывать о закономерностях психического развития и индивидуально – типологических особенностях учеников, а также, что не менее важно, о создании ситуации успешности выполнения деятельности.
Литература:
Столяренко, Л. Д. Основы психологии./Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. – 736 с.
Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии./ Л.Д.Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: "МарТ", 2001. – 117 с.
Бороздина,Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб.пособие./Л.В.Бороздина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 136 с.