ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АСТАНА
Политехнический колледж города Астана
010000 3706002
АРМ менеджера в автосалоне "A-Motors"
(Пояснительная записка)
ДП.3706.П401.31.06.07.ПЗ
Дипломник Хикимов Н.Б.
Руководитель проекта Лапенко С.А.
Консультант по технологическому разделу Лапенко С.А.
Консультант по экономическому разделу Приходько Л.И.
Консультант по разделу «ТБ и охрана труда» Старунов В.И.
Нормоконтролер Вотчал Г.К.
Рецензент
Дата защиты ___________ Оценка ____________
Протокол №____________
2007
1.2 Описание входной и выходной документации. 8
1.3 Требования к интерфейсу Windows-приложения. 8
2.1 Описание информационной базы.. 16
2.2 Спецификации набора данных. 18
2.3 Спецификации набора данных. 18
2.4 Проект базы данных, используемой в задаче. 19
2.5 Разработка алгоритмов обработки данных. 20
2.6 Разработка SQL-запросов к базе данных. 22
2.7 Разработка форм приложения, меню, отчетов. 23
3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.. 26
3.1 Краткая характеристика операционных систем. 26
3.2 Краткая характеристика языка программирования Object Pascal и среды Delphi 26
3.3 Краткая характеристика используемой СУБД.. 28
4.1.Требования к аппаратному обеспечению.. 31
4.2.Инструкция пользователю.. 31
4.3 Инструкция программисту. 39
5.1. Определение затрат на создание программного продукта. 40
5.2 Расчет себестоимости и цены программного продукта. 42
5.3 Расчет экономической эффективности проекта. 44
5.4 Технико-экономические показатели проекта. 46
6. Мероприятия по технике безопасности и окружающей среды. 47
6.3 Охрана окружающей среды.. 56
8. Список использованных источников.. 60
Приложение а. основные модули приложения.. 61
А.1 Модуль формы окна «О программе». 61
А.2 Модуль формы окна «Зарегистрировать автомобиль». 61
А.3 Модуль формы «Удалить автомобиль». 69
А.5 Модуль формы «Редактирование данных». 74
А.9 Модуль формы менеджеров. 89
А.10 Модуль формы о владельцах. 93
ВВЕДЕНИЕПотоки информации, циркулирующие в мире, который нас окружает, огромны. Во времени они имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы – базы данных, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных. И уже сегодня без баз данных невозможно представить работу большинства финансовых, промышленных, торговых и прочих организаций. Не будь баз данных, они бы просто захлебнулись в информационной лавине.
Существует много веских причин перевода существующей информации на компьютерную основу. Сейчас стоимость хранения информации в файлах ЭВМ дешевле, чем на бумаге. Базы данных позволяют хранить, структурировать информацию и извлекать оптимальным для пользователя образом. Использование файл/серверных и клиент/серверных технологий позволяют сберечь значительные средства, а главное и время для получения необходимой информации, а также упрощают доступ и ведение, поскольку они основываются на комплексной обработке данных и централизации их хранения. Кроме того ЭВМ позволяет хранить любые форматы данных текст, чертежи, данные в рукописной форме, фотографии, записи голоса и т.д.
Для использования столь огромных объемов хранимой информации, помимо развития системных устройств, средств передачи данных, памяти необходимы средства обеспечения диалога человек-ЭВМ, которые позволяют пользователю вводить запросы, читать файлы, модифицировать хранимые данные, добавлять новые данные или принимать решения на основании хранимых данных. Для обеспечения этих функций созданы специализированные средства – системы управления базами данных (СУБД). Современные СУБД - многопользовательские системы управления базой данных, которые специализируется на управлении массивом информации одним или множеством одновременно работающих пользователей.
Данный программный продукт разработан для менеджеров по продажам в автосалоне «A-Motors». Программа предназначена для регистрации и ведения учета продаж автомобилей.
В данный момент у нас в городе существует несколько автомобильных рынков занимающихся продажей, в которой они выступают как посредники. Менеджеры по продажам, работающие на авторынках тратят массу времени на бумажную работу. Время на регистрацию автомобиля и поиск нужного бланка в куче папок на столе и полках очень обременяет, это неудобство побудило меня автоматизировать данный процесс.
Разрабатываемый программный продукт должен оперативно производить поиск, сортировки, составлять различного рода запросы по пожеланиям клиента, а также вести отчётность.
1. Постановочная частьЗадачей дипломного проекта является разработка программы для автоматизации процесса регистрации и учета продаж автомобилей, и с последующей возможностью распечатки.
Программа, создаваемая в данном дипломном проекте предназначена для производственно-технического отдела продаж автомобильного салона «А-Motors». Программа должна осуществлять управление данными об автомобилях принятых на реализацию автомобильным салоном, регистрировать характеристики автомобиля, осуществлять поиск в базе автомобилей по заданным критериям. Выводить на печать результаты поиска, а также отчет о проданных автомобилях.
Входные документы
1. Технический паспорт автомобиля – содержит основные паспортные данные автомобиля – выдается при регистрации автомобиля в РЭО УДП УВД РК.
2. Графическое изображение автобусов (рисунки, фотографии)
3. Анкета владельца транспортного средства
4. Акт о приеме автомобиля на реализацию
Выходные документы
1. Карточка автомобиля
2. Список автомобилей удовлетворяющих критериям поиска
3. Список проданных автомобилей за заданный период
4. Перечень зарегистрированных марок автомобилей
Под графическим интерфейсом пользователя (Graphical User Interface — GUI) подразумевается тип экранного представления, при котором пользователь может выбирать команды, запускать задачи и просматривать списки файлов, указывая на пиктограммы или пункты в списках меню, показанных на экране. Действия могут, как правило, выполняться с помощью мыши, либо нажатием клавиш на клавиатуре. Типичным примером графического интерфейса пользователя является Windows 95/98.
Delphi предоставляет разработчику приложения широкие возможности быстрого и качественного проектирования графического интерфейса пользователя — различных окон, кнопок, меню и т.д. Есть определенные принципы построения графического интерфейса пользователя, и пренебрегающий ими обречен на то, что его приложение будет выглядеть чужеродным объектом в среде Windows.
Для пользователя одним из принципиальных преимуществ работы с Windows является то, что большинство имеющихся приложений выглядят и ведут себя сходным образом. После того, как вы поработаете с несколькими приложениями, вы обнаружите, что можете заранее почти наверняка сказать, где можно найти ту или иную функцию в программе, которую только что приобрели, или какие быстрые клавиши надо использовать для выполнения тех или иных операций.
Чаще всего сколько-нибудь сложное приложение не может ограничиться одним окном. Поэтому прежде всего вам нужно решить вопрос управления окнами. Есть две различные модели приложений: с интерфейсом одного документа (SDI) и с интерфейсом множества документов (MDI).
В большинстве случаев следует отдавать предпочтение интерфейсу SDI. Этот интерфейс не обязательно предполагает наличие действительно только одного окна, как в приложениях Windows, типа «Калькулятор». Такое приложение, как «Проводник» Windows, также является SDI приложением, но в нужные моменты оно создает вторичные окна для поиска файлов или папок, задания параметров, просмотра свойств файлов и других целей.
Основным элементом любого приложения является форма — контейнер, в котором размещаются другие визуальные и невизуальные компоненты. С точки зрения пользователя форма — это окно, в котором он работает с приложением.
К внешнему виду окон в Windows предъявляются определенные требования. К счастью, Delphi автоматически обеспечивает стандартный для Windows вид окон вашего приложения. Но вам надо продумать и указать, какие кнопки в полосе системного меню должны быть доступны в том или ином окне, должно ли окно допускать изменение пользователем его размеров, каким должен быть заголовок окна. Все эти характеристики окон обеспечиваются установкой и управлением свойствами формы.
Без особой необходимости не делайте окна приложения с изменяемыми пользователем размерами. При изменении размеров, если не применены специальные приемы, нарушается компоновка окна и пользователь ничего не выигрывает от своих операций с окном. Окно имеет смысл делать с изменяемыми размерами, только если это позволяет пользователю изменять полезную площадь каких-то расположенных в нем компонентов отображения и редактирования информации: текстов, изображений, списков и т.п.
Цвет является мощным средством воздействия на психику человека. Именно поэтому обращаться с ним надо очень осторожно. Неудачное цветовое решение может приводить к быстрому утомлению пользователя, работающего с вашим приложением, к рассеиванию его внимания, к частым ошибкам. Слишком яркий или неподходящий цвет может отвлекать внимание пользователя или вводить его в заблуждение, создавать трудности в работе. А удачно подобранная гамма цветов, осмысленные цветовые акценты снижают утомляемость, сосредоточивают внимание пользователя на выполняемых в данный момент операциях, повышают эффективность работы. С помощью цвета вы можете на что-то намекнуть или привлечь внимание к определенным областям экрана. Цвет может также связываться с различными состояниями объектов.
Надо стремиться использовать ограниченный набор цветов и уделять внимание их правильному сочетанию. Расположение ярких цветов, таких, как красный, на зеленом или черном фоне затрудняет возможность сфокусироваться на них. Не рекомендуется использовать дополнительные цвета. Обычно наиболее приемлемым цветом для фона будет нейтральный цвет, например, светло-серый (используется в большинстве продуктов Microsoft). Помните также, что яркие цвета кажутся выступающими из плоскости экрана, в то время как темные как бы отступают вглубь.
Цвет не должен использоваться в качестве основного средства передачи информации. Можно использовать различные панели, формы, штриховку и другие методики выделения областей экрана. Microsoft даже рекомендует разрабатывать приложение сначала в черно-белом варианте, а уже потом добавлять к нему цвет.
Нельзя также забывать, что восприятие цвета очень индивидуально. А по оценке Microsoft девять процентов взрослого населения вообще страдают нарушениями цветовосприятия. Поэтому не стоит навязывать пользователю свое видение цвета, даже если оно безукоризненно. Надо предоставить пользователю возможность самостоятельной настройки на наиболее приемлемую для него гамму. К тому же не стоит забывать, что может быть кто-то захочет использовать вашу программу на машине с монохромным монитором.
Статические цвета вы выбираете сами и они будут оставаться неизменными при работе приложения на любом компьютере. Это не очень хорошо, поскольку пользователь не сможет адаптировать вид вашего приложения к своим потребностям. При выборе желательной ему цветовой схемы пользователь может руководствоваться самыми разными соображениями: начиняя с практических (например, он может хотеть установить черный фон, чтобы экономить энергию батареи), и кончая эстетическими (он может предпочитать, например, шкалу оттенков серого, потому что не различает цвета). Все это он не может делать, если вы задали в приложении статические цвета. Но уж если по каким-то соображениям вам надо их задать, старайтесь использовать базовый набор из 16 цветов. Если вы попытаетесь использовать 256 (или, что еще хуже, 16 миллионов) цветов, это может замедлить работу вашего приложения, или оно будет выглядеть плохо на машине пользователя с 16 цветами. К тому же подумайте (а, как правило, это надо проверить и экспериментально), как будет выглядеть ваше приложение на монохромном дисплее.
Исходя из изложенных соображений, везде, где это имеет смысл, следует использовать для своего приложения палитру системных цветов. Это те цвета, которые устанавливает пользователь при настройке Windows. Когда вы создаете новую форму или размещаете на ней компоненты, Delphi автоматически присваивает им цвета в соответствии со схемой цветов, установленной в Windows. Конечно, вы будете менять эти установки по умолчанию. Но если при этом вы используете соответствующие константы системных цветов, то, когда пользователь изменит цветовую схему оформления экрана Windows, ваше приложение также будет соответственно меняться, и не будет выпадать из общего стиля других приложений.
Не злоупотребляйте в приложении яркими цветами. Пестрое приложение — обычно признак дилетантизма разработчика, утомляет пользователя, рассеивает его внимание. Как правило, используйте системные цвета, которые пользователь может перестраивать по своему усмотрению. Из статических цветов обычно имеет смысл использовать только clBlack — черный, clWhite — белый и clRed — красный цвет предупреждения об опасности.
Использование шрифтов по умолчанию: System или MS Sans Serif, чаще всего позволяет избежать неприятностей. Впрочем, увы, не всегда. Если вы используете для надписей русские тексты, то при запуске приложения на компьютере с нерусифицированным Windows иногда возможны неприятности. Для подобных случаев все-таки полезно приложить файлы использованных шрифтов к вашей программе.
Другой выход из положения — ввести в приложение команду выбора шрифта пользователем. Это позволит ему выбрать подходящий шрифт из имеющихся в его системе. Проведенную пользователем установку можно запоминать в файле .INI, в реестре или в файле конфигурации и читать автоматически информацию из этого файла при каждом запуске приложения (см. разделы 7.3 и 7.4).
Практически любое приложение должно иметь меню, поскольку именно меню дает наиболее удобный доступ к функциям программы. Существует несколько различных типов меню: главное меню с выпадающими списками разделов, каскадные меню, в которых разделу первичного меню ставится в соответствие список подразделов, и всплывающие или контекстные меню, появляющиеся, если пользователь щелкает правой кнопкой мыши на каком-то компоненте.
Основное требование к меню — их стандартизация. Это требование относится ко многим аспектам меню: месту размещения заголовков меню и их разделов, форме самих заголовков, клавишам быстрого доступа, организации каскадных меню. Цель стандартизации — облегчить пользователю работу с приложением. Надо, чтобы пользователю не приходилось думать, в каком меню и как ему надо открыть или сохранить файл, как ему получить справку, как работать с буфером обмена Clipboard и т.д. Для осуществления всех этих операций у пользователя, поработавшего хотя бы с несколькими приложениями Windows, вырабатывается стойкий автоматизм действий и недопустимо этот автоматизм ломать.
Начнем рассмотрение требований с размещения заголовков меню. Конечно, состав меню зависит от конкретного приложения. Но размещение общепринятых разделов должно быть стандартизированным. Все пользователи уже привыкли, что меню Файл размещается слева в полосе главного меню, раздел справки — справа, перед ним в приложениях MDI размещается меню Окно и т.д. Главное меню должно также снабжаться инструментальной панелью (см. рис. 1.5), быстрые кнопки которой дублируют наиболее часто используемые команды меню. На этих кнопках надо использовать, по возможности, привычные картинки.
По возможности стандартным должно быть и расположение разделов в выпадающих меню.
Группы функционально связанных разделов отделяются в выпадающих меню разделителями.
Названия разделов меню должны быть привычными пользователю. Если вы не знаете, как назвать какой-то раздел, не изобретайте свое имя, а попытайтесь найти аналогичный раздел в какой-нибудь русифицированной программе Microsoft для Windows. Названия должны быть краткими и понятными. Не используйте фраз, да и вообще больше двух слов, поскольку это перегружает экран и замедляет выбор пользователя. Названия разделов должны начинаться с заглавной буквы.
Названия разделов меню, связанных с вызовом диалоговых окон, должны заканчиваться многоточием, показывающим пользователю, что при выборе этого раздела ему предстоит установить в диалоге еще какие-то параметры.
Разделы, к которым относятся каскадные меню должны заканчиваться стрелкой, указывающей на наличие дочернего меню данного раздела.
В каждом названии раздела должен быть выделен подчеркиванием символ, соответствующий клавише быстрого доступа к разделу (клавиша Alt плюс подчеркнутый символ). Хотя вряд ли такими клавишами часто пользуются, но традиция указания таких клавиш незыблема. В реальной работе, вероятно, они используются только в случае, когда отказала мышь.
Многим разделам могут быть поставлены в соответствие «горячие» клавиши, позволяющие обратиться к команде данного раздела, даже не заходя в меню. Комбинации таких «горячих» клавиш должны быть традиционными. Например, команды вырезания, копирования и вставки фрагментов текста практически всегда имеют «горячие» клавиши Ctrl-X, Ctrl-C и Ctrl-V соответственно. Заданные сочетания клавиш отображаются в заголовках соответствующих разделов.
Каждое окно, которое вы вводите в свое приложение, должно быть тщательно продумано и скомпоновано. Удачная компоновка может стимулировать эффективную работу пользователя, а неудачная — рассеивать внимание, отвлекать, заставлять тратить лишнее время на поиск нужной кнопки или индикатора.
Управляющие элементы и функционально связанные с ними компоненты экрана должны быть зрительно объединены в группы, заголовки которых коротко и четко поясняют их назначение. Такое объединение позволяют осуществлять различные панели. Можно рекомендовать, как правило, размещать компоненты не непосредственно на форме, а на панелях. Но и внутри панелей надо продумывать размещение компонентов как с точки зрения эстетики, так и с точки зрения визуального отражения взаимоотношений элементов. Например, если имеется кнопка, которая разворачивает окно списка, то эти два компонента должны быть визуально связаны между собой: размещены на одной панели и в непосредственной близости друг от друга. Если же ваш экран представляет собой случайные скопления кнопок, то именно так он и будет восприниматься. И в следующий раз пользователь не захочет пользоваться вашей программой.
Каждое окно должно иметь некоторую центральную тему, которой подчиняется его композиция. Пользователь должен понимать, для чего предназначено данное окно и что в нем наиболее важно. При этом недопустимо перегружать окно большим числом органов управления, ввода и отображения информации. В окне должно отображаться главное, а все детали и дополнительную информацию можно отнести на вспомогательные окна. Для этого полезно вводить в окно кнопки с надписью Больше..., многоточие в которой показывает, что при нажатии этой кнопки откроется вспомогательное окно с дополнительной информацией.
Помогают также разгрузить окно многостраничные компоненты с закладками. Они дают возможность пользователю легко переключаться между разными по тематике страницами, на каждой из которых имеется необходимый минимум информации.
Еще один принцип, которого надо придерживаться при проектировании окон — стилистическое единство всех окон в приложении. Недопустимо, чтобы сходные по функциям органы управления в разных окнах назывались по-разному или размещались в разных местах окон. Все это мешает работе с приложением, отвлекает пользователя, заставляет его думать не о сущности работы, а о том, как приспособиться к тому или иному окну.
При проектировании приложения важно правильно определить последовательность табуляции оконных компонентов. Под этим понимается последовательность, в которой переключается фокус с компонента на компонент, когда пользователь нажимает клавишу табуляции Tab. Это важно, поскольку в ряде случаев пользователю удобнее работать не с мышью, а с клавиатурой. Пусть, например, вводя данные о каком-то сотруднике, пользователь должен в отдельных окнах редактирования указать фамилию, имя и отчество. Конечно, набрав фамилию, ему удобнее нажать клавишу Tab и набирать имя, а потом опять, нажав Tab, набирать отчество, чем каждый раз отрываться от клавиатуры, хватать мышь и переключаться в новое окно редактирования.
Приложение должно предельно облегчать работу пользователя, снабжая его системой подсказок, помогающих сориентироваться в приложении. Эта система включает в себя:
· Ярлычки, которые всплывают, когда пользователь задержит курсор мыши над каким-то элементом окна приложения. В частности, такими ярлычками обязательно должны снабжаться быстрые кнопки инструментальных панелей, поскольку нанесенные на них пиктограммы часто не настолько выразительны, чтобы пользователь без дополнительной подсказки мог понять их назначение.
· Более развернутые подсказки в панели состояния или в другом отведенном под это месте экрана, которые появляются при перемещении курсора мыши в ту или иную область окна приложения.
· Встроенную систему контекстно-зависимой оперативной справки, вызываемую по клавише F1.
· Раздел меню Справка, позволяющий пользователю открыть стандартный файл справки Windows.hlp, содержащий в виде гипертекста развернутую информацию по интересующим пользователя вопросам.
При работе программы могут возникать различного рода ошибки: переполнение, деление на нуль, попытка открыть несуществующий файл и т.п. При возникновении таких исключительных ситуаций программа генерирует так называемое исключение я выполнение дальнейших вычислений в данном блоке прекращается. Исключение — это объект специального вида, характеризующий возникшую в программе исключительную ситуацию. Он может также содержать в виде параметров некоторую уточняющую информацию. Особенностью исключений является то, что это сугубо временные объекты. Как только они обработаны каким-то обработчиком, они разрушаются.
Программист должен принять все мыслимые меры, чтобы ни при каких ошибках пользователя и ни при каких сочетаниях данных приложение не заканчивалось бы аварийно. Но если все-таки аварийное завершение происходит, необходима полная зачистка «мусора» — удаление временных файлов, освобождение памяти, разрыв связей с базами данных и т.д.
2. Проектная частьДанный программный продукт имеет шесть таблиц БД.
Таблица 2.1 Владельцы - vladelec.dbf