Рефетека.ру / Этика

Реферат: Эстетическая деятельность и ее формы

Тема:


  1. Творческий потенциал человеческого труда

  2. Человек и общественные сношения - объекты эстетической деятельности

  3. Природа в структуре эстетической деятельности

4. Эстетическая деятельность и искусство


1. Творческий потенциал человеческого труда


Человек, мир материальной культуры, в каком она живет. Внутренний мир человека (чувства, ум) зарождается, развивается и изменяется благодаря общественно-исторической практике.

Общественно-историческая практика есть первопричиной возникновение и развития способности человека к преобразованию мира за законами крассоты, формирование собственных эстетических чувств, вкусов, идеалов.

В человеческом бытии нет ни одной области, сферы, которая была б лишена эстетической деятельности. Эстетическая деятельность может реализоваться как самооценка, самодостояние, а может быть только моментом прочих форм деятельности. Эстетическая деятельность в различные исторические эпохи бытует в различных формах и различным образом реализуется во всеобщей деятельности людей. Это связано с неодинаковыми достижениями в истории мировой культуры.

Одной из форм эстетической деятельности есть искусство, где эстетический компонент показывается доминирующим, потому что есть носителем эстетического наслаждения.

Искусство тесно связано с трудом. В начале истории общественного развития продуктивный труд был физическим, искусство же было трудом духовным, оно не зависело от материальных потребностей и считалось игрой человеческих способностей, наслаждением.

В эстетике природа показывается источником эстетических потребностей и способностей человека. В природе нет ничего лишнего, безобразного, того, что человек воспринимает как противоположность прекрасного. На начальных этапах человеческой истории природа в своих проявлениях была непонятной и враждебной человеку, противостояла ей как могущественная сила, перед какой человек не мог ничего сделать. Эстетическое отношение к природе есть более поздним культурным достоянием. Зародилось оно в пределах овладения человека природными силами.

Человек овладевает природными силами при помощи перенесения на силы природы понятных ей общественных явлений и соотношений. Наиболее ярким примером есть мифология - исторически первая форма общественного сознания, при помощи которой человек духовно овладевает окружающим миром, формирует всеобщее представление о нём, а также взаимоотношения между ними. Наделяя природные силы человеческой сутью, человеческим обликом, люди в своем сознании наделяли окружающий мир в гармоничном, соразмерном для человеке среде жизни. Непонимая сути природных явлений, человек наделял их законами человеческого общежития, где все понятия измеряются собственными потребностями и возможностями. Тому упорядочность, гармоничность, соответствие есть наиболее ценными, жизненно важными для человека свойствами окружающего мира. Таковыми свойствами владеет труд и его продукты. Первые предметы трудовой деятельности (каменные топоры, лук и стрелы, глиняная посуда) имеют эстетическую ценность.

Процесс формирования у человека способностей действовать целесообразно растянулся на длинные столетия, что дало возможность человечеству создать богатство мира культуры, множество ее форм и развить в человеке собственные возможности, которые позволяют ему вольно творить в пределах исторически обусловленных потребностей. Прежде всего человек творил для удовлетворения своих материальных потребностей.

Однако, уже в древнейших цивилизациях утилитарные предметы совершенной формы, ценились за свои эстетические свойства. Об этом свидетельствуют вещи, найдены в захронении вождей племен, царей и фараонов (предметы быта, одежда, мебель, оружие). Их отличает высокое художественное мастерство. Эти вещи ценились за удобство в пользовании, а также олицетворяли богатство и могущество их владык, мастерство талантливых творцов, радовали людей своими уникальными эстетическими свойствами: своеобразностью и неповторностью, тонким исполнением.

Богатство в своей первой, начальной исторической форме бытовало как сокровища. Произведения прикладного искусства были носителями общественного богатства. Произведения искусства во все времена использовались как способ накопления богатства, как сфера вложения капитала. Некоторые из них даже на могут быть оценены в денежной форме, как паритеты государства либо международного сообщества.

Таким образом, на начальных этапах развития общества продуктивный труд не исключал эстетического компонента. Когда человечество перешло к продуктивному хозяйствованию, появились простейшие технические средства производства, возросла продуктивность труда, то это высвободило время работающего для усовершенствования мастерства, для развития вымысла и фантазии. Орнаментувание гончарных изделий утонченной формы и тканей, оздоблення оружия и конской збруи, мозаичное и фресковое украшение сооружений - все это дополняет утилитарну функцию эстетического.

Предметы с благонадежными эстетическими свойствами становились приметой особенного социального статуса собственника. Что касается процесса производства, то в нём объединялись деятельность утилитарная и эстетическая, труд продуктивный и творческий.

Творцами ценностей искусства предыдущих эпох были ремесленники. Их трудовой процесс объединял две функции:

- духовную деятельность (поиск оригинального замысла, добор соответственного материала, палитры цветов, приемов обработки);

- физический труд (непосредственное изготовление предмета).

Это давало возможность поднять часть ремесленичества на уровень искусства. Таковой характер труда создал предпосылку для развития искусства в Греции и Риме давних времен. Капиталистический способ производства тех времен развел труд на различные полюса, противопоставил друг другу, закрепившись за искусством ореол исключительности.

Естетизация современного производства - это сложное понятие, которое включает в себя такие моменты:

- постоянно вносить творческий элемент в трудовой процесс;

- лишится однообразных операций;

- уменьшать репродуктивную деятельность;

- создание соответственных условий труда: приспособления помещения, освещение, обстановка, уменьшение шума, кондиционирования воздуха.

Современное производство обусловило видение такового эстетического феномена как дизайн. Дизайн - это самостоятельная сфера эстетической деятельности.

Дизайн - вид художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Методом дизайной деятельности является художественное конструирование.

Цель: обеспечение удобства в эксплуатации, рациональность компанирование, высокий эстетический уровень.

Используются способы выразительности и гармонизации: пропорции, ритм, контраст, нюанс, фактура, цвет. Основными формообразующими факторами в дизайне выступают соразмерность предмета человеку, комфорт при его использовании, простота использования.

Появление дизайна связано с высоким развитием производства и относится к концу ХIХ - начала ХХ ст.

Дизайн воспроизводит спецефические особенности развития общественного производства, формирования общественных интересов, духовных ценностей.

Разнообразие социальных групп и индивидов со своими вкусами, различными эстетическими взглядами в одежде, мебели, жилье, предметах быта не могут быть удовлетворенные однотипными за формой продуктами промышленного производства.

Например. Швейная машинка шьет одинаково хорошо нарисованы на ней цветки или нет. Однако на протяжении многих лет фирма не жалеет средств на затраты, связанные из этими самими цветочкаим (машинка Зингера).

На первый взгляд это только уступка нашим привычкам. Раз все предметы в быту украшены, пусть и швейная машинка не выделяется черным, хмурым пятном. Однако все не так просто. На одном заводе рабочим в качестве эксперимента предложили самим подобрать цвета, тонны и розкрасить стены. Рабочие с удовольствием принялись за работу, и незадовго тьмяно-пепельно-серые тонны поступились местом светлым, ярким, даже кричащим (в зависимости от вкуса "художников"). На станках появились герои любимых мультфильмов, сменился и цвет комбинезонов. Позднее выяснилось, что продуктивность труда возросла, стало меньше случаев отлучки из места работы, сократился производственный травматизм. Как видим, ненужные украшения принесли существенную пользу.

Дизайнерская деятельность удовлетворяет не только материальные, но и эстетические потребности человека, формирует эстетические вкусы и идеалы.

Развитие дизайну связанное с пластическим искусством: архитектурой, скульптурой, живописью, орнаментом. Дизайн координирует свои художественные возможности с наукой, техникой, конструированием, знанием материалов. Там, где дизайн подключен к процессу производства, там производство найболее полно удовлетворяет потребности общества; без органического сочетания из дизайном современная промышленность не может удовлетворить ответное свойство жизни, где материальная потребность без эстетической - полпотребность. В Украине дизайнерская служба только начинает свой творческий путь.

Эстетическая деятельность может быть и на уровне индивидуального трудового процесса. Человек постоянно усовершенствует себя, развивает свои способности и привычки, вносит в трудовой процесс элементы творчества. В этих случаях мы говорим об искусстве хлебороба, каменщика, повара.


2. Человек и общественные отношения - объекты эстетической деятельности


Жизнь человека и искусство не ограничиваются только одним трудом. Предметом эстетической деятельности из давних времен были сам человек, его тело, внешность. Внешность человека есть природным даром, но тело человека формировалось под влиянием трудовой деятельности, общественного способа жизни. Прямохождение, специализация конечностей, развитие языка, слух, обоняние, вкус, прикосновения, лицо, что светится умом - все это есть результатом специфической для человека формы жизнедеятельности. Процесс усовершенствования человеческой формы и сути проходили объективно, бессознательно для самого человека.

Человеческие общности, что пребывали на первичном равном развитии использовали татуировку для украшения своего тела. Но татуировка использовалась как социальные знаки, при помощи которых человек подчеркивал благонадежные социальные свойства.

Введение простейшей одежды было связано с потребностью в защите от неблагоприятных погодных условий, в связи с благонадежными морально-этическим приобретением. Одежда испытала значительное развитие и послужила явлением эстетическим. История свидетельствует, что одежда никогда не сводилась только к функциональному назначению. Она давала точную социальную характеристику человека, его общественного статуса, характера общественных отношений в которые данная личность включена. Все это обеспечило истории человеческой одежды важное место в культуре.

Итальянцы довольно взыскательные, что касается внешности. Они относили красивую одежду к вещам, каковы требуемые для полного усовершенствования человека.

В Флоренции костюм был чем то индивидуальным, и тогда каждый одевался за собственной модой. В Венеции и Флоренции в эпоху Возрождения бытовали определения костюмов мужчин, а что касается женщин - были приняты законы, что запрещали роскошь. Там, где одежда ничем не регулировалась, устанавливалась, например, в Неаполе, нельзя было отыскать какую-нибудь разницу между знатью и низами.

Частая смена фасонов одежды и подражание французским и испанским модам служила удовлетворению обыкновенного тяготения к "франтовству".

Особенного рассмотрения заслуживает стремление женщин каким-либо существенным способом сменить свою внешность при помощи косметических способов. Ни в одной стране Европы, кроме Италии, со времен падения Римской империи не бытовали настолько многочисленные и многогранные дополнения, что касается внешности, цвета лица, волосы.

Все стремятся к нормальному природному виду, и стараются достигнуть его при помощи способов, которые, сразу бросаются в глаза, вводят в обман. Так, в массовом порядке носят накладные шиньоны из белого и желтого шелка; их запрещают и снова носят, пока наконец взгляды людей не привлекаются проповедником, который призывает покаяться, и тогда, на городской площади строится поленится для всеобщего сожжение, где вместе с игрушками, масками, волшебными записками, песнями и прочим хламом находят свое место и шиньоны. Идеальным цветом волос был русый. А поскольку в те времена было принято полагать, что солнце может предоставить волосам такой цвет, были такие дамы, которые целыми днями стояли на солнце; кроме того использовали способы для покраски волос и всякого рода смеси. Сюда также добавлялись туалетная вода, косметические примочки и гримы для каждой части тела, даже для век глаз и зубов.

И бесполезные были попытки убедить женщин, что это - отличающий знак распутниц: сами добропорядочные матери семейства, которые целыми годами даже не касались грима, все же красились по праздникам, когда им приходилось появляться на людях.

Парфюмерные способы также вышли за обыкновенные рамки разумного, распространяясь на все окружение человека. Так на праздники даже больших животных мазали пахучими мазями, смазками.

Усовершенствования тела человека, использование одежды, косметических способов и прикрас для демонстрирования социальных свойств людей заложили основы для такой разновидности эстетической деятельности как мода.

Вячеслав Зайцев, автор многих интересных замыслов в области красивой одежды, говорит: "Вне моды человека просто нет. Каждый из нас либо приверженец старой моды, ушедшей, либо поклонник моды, идущей, может быть, впереди времени, либо же моды современной."

"Публика была обычная: богато одетые бедняки и бедно одетые богачи." Так негритянский писатель Джеймс Болдуинг выразил один из очередных парадоксов американской мод.

В статье в нашей прессе говорилось: "Каждая новая мода, побеждая предыдущую, демонстрирует свою жизненность и закономерность."

О моде спорят, либо молча подчиняются, во имя ее совершают неожиданные поступки и даже идут на лишения. Она навязывает костюмы и прически, блюда и украшения, подсказывает вид, а то и место отдыха, заставляет собирать ненужные вещи, а иногда и, увы, требует модных цитат и авторов даже в ученых произведениях. Мода вынуждает носить бархат либо нейлон, завиваться или выщипываться, мести тротуары клешами либо надевать лицемерно скромные – учитывая цену - джинсы...

На островах Полинезии в большой моде изогнувшиеся почти до круга свиные клыки. Дамы носят их в качестве браслетов. Особенно высока цена на них на Новых Бермудах. Из-за этого поднялась цена и на свиней. За одну трехлетнюю свинью с изогнутыми клыками отдают трех красивых девушек с племени намба. Молодые матери нередко вынуждены бросать своих младенцев и кормить грудью поросят.

Когда-то французский писатель Жан Лабрюейр сказал: "Люди глупы и мелочны - доказать это нетрудно. Взять хотя бы, к примеру, их подчинение даже в том, что касается еды, образа жизни, здоровья и совести." А секрет прост. Хотя мода, возможно, не всегда подозревает об этом, но она беспощадно эксплуатирует именно эстетические категории, такие как "вкус", "оригинальность", "красота".

Мода питается двумя законными стремлениями: к оригинальности и красоте. Пока человек только прикрыт одеждой - об моде речи нет; призрак ее возникает тогда, когда человек при с помощью одежды желает подчеркнуть свои особенности как личности и, по возможности, скрыть недостатки. То есть неповторимый, единственный человек хочет быть самим собой и намеревается выразить это еще и своим внешним обликом.

Бездумное, "стадное", бегство за модою есть как раз признак малой культурности. Описывая красоту женщин своего идеального города Солнца, Кампанелла писал, что в этом городе подвергли бы к смертной казни ту, которая из желания быть красивой стала бы носить обувь на высоких каблуках, чтобы сдаваться выше ростом, либо длиннополое платье, чтобы скрыть свои не очень красивые ноги.

Каждая мода несет во себе противоречия. Ее первая цель – сделать человека непохожим на других, отличающимся, особенным. Мода порождает целые толпы похожих, одинаково наряженных особ, однообразных, зауниформленных как войсковое соединение. Во-вторых, мода изменяет самой себе и предает собственные принципы, делая, к примеру, из простых и удобных для пастухов брюк (джинсов) одежду "престижную", непременно снабженную фирменными этикетками. Так же, и "оженствление" мужской одежды, появление в ней кружев, рюшей и т. д. Эстрадный певец уже ныне неотличим от швейцара или слуги из богатых домов прошлого века.

Мода несет затраты. Еще Сократ, когда увидел такое большое количество рыночных товаров произнес: "Сколько же есть вещей, без которых можно жить."

С моды, например, начинается курение. Так придать курению черты некой эстетической привлекательности, внушить подросткам посредством кино, книг и телевидения, что сигарета и папироса - спутник умного человека, или смелого, или непонятого и страдающего... Это очередная победа моды. И еще одно поражение культуры.

Мода приносить еще и идейные затраты. Это гонение за ярликами и этикетками на одежде и надписями на ней. Красивая, милая девушка, а на ее белой футболке английскими буквами: "Мисс любовь". Неподалеку веснушчатый паренек . На его рубашке (тоже английскими буквами) – "Президент". А сколько сумок, рюкзаков, портфелей с надписями на все мировых и не мировых языках. Видимо, латинский алфавит имеет неотразимое воздействие на впечатлительные умы.

Из поправок, из которыми согласовался В. И. Ленин в связи с принятием новых советских денежных знаков, была следующая: "Надписи на иностранных языках - снять."

Мода давно перестала быть безобидной, она меняет наш образ жизни, становится идеологическим оружием. Либо такой крик моды: лица любимых артистов на хозяйственных сумках. Либо крестики на шее неверующих молодых людей.

Признаки интеллектуальности становятся просто модой, за которой ничего нет и прежде всего - самого интеллекта. Об этом Честертон сказал, что "круглых дураков тянет к интеллектуальности, как кошек - к огню."

Мода ввела в наши жилища надменных догов, шуршащих в клетках змей, сварливых макак, истеричных попугаев. Собака на поводке стала как бы знаком отличия.

Как-то Цезар, увидал в Риме, как какие-то богатые иностранцы носили за пазухою щенят и маленьких обезьян и ласкали их. Он спросил их, разве у них женщины не родят детей. ( Этим он хотел сказать, что люди тратят на животных любовь, которая должна принадлежать людям.)

Не будем говорить о "сердцах", пронизанных стрелами, черепахах, замках, ножницах, бритвочках, болтающихся на цепочках у многих девушек. Жизнь сама вытесняет эту безвкусицу. На островах Океании - Новых Гебридах считается красивым удалять у замужних женщин два передних зуба.

Чем больше эстетической грамотностью обладает человек, тем меньше он подвергается заражению плохой модой, ее отходами.

Коко Шанель: "Чрезмерное повышенное внимания женщин к "форме" заставляет их запускать "содержание."

Требование к телу человека, одежде, косметике и украшениям связанны из сменами способа жизни и определяют стиль эпохи. В развитии моды можно выделить две тенденции:

1. Человеческое тело, его пропорции и природные формы есть доминирующими.

При рассмотрении этого общество заинтересованно в гармоническом физическом развитии человеческого тела с помощью спорта; одежда и украшения ориентированные на естественные человеческие формы.

2. Другая тенденция исходит в штучном усилении стилизации человеческой статуры при помощи одежды, использования всяческих париков и чрезмерной косметики.

В истории мировой моды имели практический всплеск как первая, так и вторая тенденции. В наше время общество нашло возможность гармонического сочетания требований как к человеческому телу, так и к одежде, украшениям, косметики, что дополняют естественную красу человека.

Важным эстетическим достоянием человечества есть массовый спорт, забота про здоровье и физическая досконалость. Вместе с тем искусство косметики и одежды дает возсожность в случае необходимости утаивать или подчеркивать недостатки внешности.

Внешний облик человека, умения его через внешность передавать свой внутренний мир, либо затаить его, продемонстрировать свою индивидуальность, либо создать нужен имидж - важные элементы эстетической культуры личности. Внешность человека не есть его личным делом и требует уважения к общественным нормам и правилам, к человеческому достоинству вообще.

Итальянский философ Антонио Банфи оценивает эстетическую весомость одежды так:"... Одежда отличается тысячами оттенков, в которых проявляются наиболее тонкие нюансы самосознание и личного мира индивида. Одежда всегда есть важным элементом личности, зеркалом того, что есть в человеке – естественного и риторичного, либо фальшивого, коллективного или индивидуального, манерного или подлинного. Поэтому история костюма - это история самого человека".

Создание личного стиля через формирование внешности есть важной сферой эстетической деятельности человека.

Человека характеризует ее внешний вид. Вид человека должен отвечать его личности. Помощниками в решении этого задания должны быть эстетическое развитие человека, его вкус, искусство и спорт.

Также эстетический опыт личности реализуется через отношения: моральные и юридические, экономические и политические, религиозные и идеологические. Эти отношения могут быть объектом эстетической деятельности человека и общества. Потому что любая человеческая деятельность приводит к установлению типичных социальных отношений, содействует обмену мнений, вызывает эмоции.

Например, ритуал, что сопровождает какое-либо магическое действие: церковная литургия, которая своей эстетичностью захватывает и неверующего человека либо военный парад, политическая манифестация или карнавальная процессия.

Народные праздники, карнавальные игры, ярмарки, спортивные соревнования есть зрелищными действами и олицетворяют вольную общественную взаимосвязь.

Все наиболее важные этапы человеческой жизни, такие как рождение, достижение полнолетия, брак, похороны есть коллективным действием, которым обеспечивается сознание общественного единства и взаимосвязи, а также общественной ценности отдельного человеческого существа.

Межличносные взаимоотношения регулируются принципами морали, эстетической формой которых выступает этикет - установленная система норм поведения и общения, что имеет тенденции исторического развития. Соблюдая нормы этикета подсознательно влияет на моральное состояние человека, смягчает агрессивность, нетерпимость, бесчувственность к другому человеку, изменяет внутреннее настроение, моральные установки, не создает основы для конфликта или недоразумения.

Следовательно, внешняя форма поведения сначала выступает как вынужденная необходимость соблюдения этикетных правил, а потом переходит в внутренние состояние человека, изменяет его морально. Человечество, создавая идеал личности, предвидит развитие физического усовершенствования, высоких моральных свойств и развитого эстетического сознания.

Еще античная эстетика определила гармонию внешнего и внутреннего, словом калакоготия, то есть условием красы человека.


3. Природа в структуре эстетической деятельности


Сферой эстетической деятельности и одновременно предметом эстетического наслаждения есть природа. С одной стороны общество обращается к природе как к источнику эстетических переживаний и эстетических ценностей; а с другого – наносит непоправимый вред природе.

Человечество пережило различные формы взаимодействия с природой.

В период культуры собирания и охоты человечество полностью зависело от природы, которая давала ему способы к существованию. На этом этапе происходит осознание человеком ценностей природы как условий ее существования. Наблюдение природы, растительного и животного мира, их взаимосвязи порождает попытки человека овладеть окружающей красою, богатством и процессом, передать их существо в первичных формах изобразительной деятельности.

Изображение животных, растений, попытки использования природных форм для создания предметов повседневного быта, имитирование поведений животных в ритуальных танцах - все это свидетельствует о постепенном духовном и практическом овладении творческими силами живой природы.

Возникновение продуктивного хозяйствования резко сменило картину природы. Сельскохозяйственный характер деятельности человека (вырубывают леса, долины рек выпахиваются, уменьшается количество диких животных) создает условия для дисгармонии. Первые землеробские цивилизации оставили после себя пустыни.

На протяжении многих веков между природой и человеком было равновесие. Этим обусловлено место природы в эстетическом опыте человека и в его художественном творчестве. Целенаправленное влияние человека на природу зависит от конкретно-исторического представления об красе, которая создавалась предметно-практической деятельностью человека и искусством.

Человек начал приближать природу к своему жилью сначала в форме садов и парков. Создавая сады и парки, человек придавал им формы, что свойственны предметам культуры: прямые аллеи, ровные кустарники, подстриженые газоны. Такой сад или парк украшали статуями, фонтанами, беседками. Следовательно, природный уголок создавался практически человеком.

Необходимо было несколько тысячелетий, чтобы человек стал способным видеть красу естественного природного ландшафту. Пейзаж на картинах художников появился только в эпоху Возрождения. Это не означает, что человек не видел природу раньше, - просто она еще не послужила для человека предметом эстетического наслаждения. Именно через пейзаж произошло овладение изображением природы, что послужило зафиксированным выявлением эмоциональных состояний человека: печали, возвышения, тревоги...

"Краса спасет мир" (Достоевский).


4. Эстетическая деятельность и искусство


Среди форм эстетической деятельности особенное место занимает искусство: профессиональное, народное, фольклор.

Основные закономерности появления искусства и его развитие.

1. Искусство возникло на основе развитых эстетических потребностей и эстетических способностей человека.

2. Появление искусства послужило последней фазой подлинного разделения труда на физический и умственный. Отделение духовного производства от материального освободило от зависимости и соединения с практикой, сформировало профессиональную деятельность в сфере искусства, науки, философии.

3. Искусство возникало только в обществе, разделенном на классы – это исторический факт.

4. Искусство развивается у связи с общественно-экономической и духовной жизнью общества.

5. Функции искусства в зависимости от его конкретно-исторической формы способны изменяться; важность искусства оценивается в каждую эпоху по-разному.

Суть искусства во все времена остается единым, хотя мир искусства, его виды и жанры, стили и художественные школы, его взаимоотношения с жизнью разнообразны в разные исторические эпохи, при разных режимах, в разных культурах и цивилизациях. Эта суть искусства – в творчестве. Творчество определяет и процесс создания искусства, и процесс его восприятия.

Эстетическая деятельность содействует развитию творческих способностей человека. При помощи искусства (духовная форма деятельности) человек получает возможность влиять на всеобщее развитие общества, реализовать человеческую способность формировать, изменять, творить "по законам красоты" свой духовно- практический мир.

Искусство закладывает параметры усовершенствования человека и общества, но отталкивается оно от жизни, от конкретно-исторических условий, при которых происходит художественная деятельность общества. Искусство есть формой отображения общественного бытия, формой общественного сознания.

Искусство, подходя к действительности с позиции потребностей развития человека, создает идеал, идеальный образ, который есть всеобщей общественной потребностью. Искусство отображает жизнь, становится основой духовной культуры.

При помощи искусства осуществляется связь человека с человеком, разных поколений, разных народов и разных культур.

Эстетическое чувство.

Испытание человеком чувства и наслаждения многогранны по характеру, структуре, психологическим фактором. Одни из них близки животным, другие же присущи только людям.

Эстетическое чувство присуще только людям. Это одно с наиболее сложных видов духовного переживания, благороднейшее из чувств человека. Эстетическое чувство не дается человеку от рождения. Оно зарождается у ребенка сравнительно поздно, либо не зарождается вообще, если ребенок по каким-либо обстоятельствам вырастал в среде животных.

Человеческая чувственность возникает и развивается под влиянием многообразных форм практической деятельности.

Эстетическое чувство - наиболее сложная категория. Она характеризуется как глубокое переживания от рассматривание ответного предмета. Возникают вопросы: почему те или иные предметы вызывают у нас глубокое эстетическое переживания? Почему симметрия, гармония, ритм ассоциируются с красотою?

Эстетическое чувство не может функционировать без развитого эстетического созерцания, которое формируется на основе внешних чувств, таких как зрение и слух. В связи с этим существует глубокая внутренняя связь между эстетическим созерцанием и эстетическим чувством. Только эстетическому созерцанию открываются такие свойства как гармоничность и симметричность, выразительность и ритмичность, завершенность и соразмерность.

Эстетическое созерцание - это не тоже самое, что зрительные и слуховые ощущения.

Например, опытный охотник может видеть дальше, чем художник и слышать лучше, чем композитор. Однако его эстетическое рассматривание наверно поступается тому и другому за силой, развитием и глубиной. Эстетическое созерцание исходит не только из физиологических потребностей организма, сколько из потребностей человека в деятельности.

Например, первичное искусство было искусством синкретическим, не расчлененным на отдельные виды искусства. И только с развитием эстетического созерцание благодаря труду возникают виды искусства, которые дают возможность удовлетворить своей деятельностью тот или иной орган чувств.

Например, живопись имеет исключительные возможности в передаче цветного богатства мира. Тогда как скульптура изображает человека в трехмерном, реальном просторе.

Эстетические функции исполняют преимущественно зрительные и слуховые ощущения. Прочие ощущения, такие как прикосновение, обоняние, вкус, почти не имеют эстетического значения, поскольку их тяжело отделить от жизненных функций организма. Попытки французов создать "музыку ароматов" не имели успеха, потому что эстетические функции определенных чувств ограниченные.

Характерной особенностью чувств зрения и слуху есть то, что они могут быть органами ума, интеллектуальным созерцанием, потому что способные открыть гармонию, ритм, пропорции, симметрии в природе, обобщить природные формы.

Эстетическое чувство перебывают в органическом единстве с личностными интересами лица. Благодаря своей заинтересованности эстетическое чувство отображает только те объекты, которые включаются в круг его направленности.

Личный интерес - это индивидуальное отношение человека к действительности, которое обусловлено, с одной стороны, его конкретным бытием, воспитанием, спецификой микросреды, в которой происходит его жизнедеятельность, а с другой - оригинальностью самой личности и неповторимостью ее жизненной пути. Черты личного интереса отображаются на специфике эстетического чувства, что проявляется как индивидуально-неповторимое, субъективно-конкретное отношение данной личности к действительности.

Конкретность и субъективность эстетического чувства содействуют его обогащению.

Умение активно воспринимать окружающий мир с помощью чувственности, есть продукт культурно-исторический. Формы содержания и представлений задаются извне различными формами деятельности. Культура, ее предметные формы, духовный смысл, а также человеческое сообщество - носители форм чувствования мира и форм мышления. Каждый человек овладевает такими формами индивидуально, через различные формы деятельности и общения, через игры и обучение. Вне мира культуры и человеческого сообщества чувственные качества человека не развиваются.

Способность к чувственности свойственны всем людям, которые различаются лишь мерой их развитости и культурно-эстетическим своеобразием их проявления.

Человек, вступая в жизнь, получает готовым социально-экономический строй, определенную культуру общества, материальные и духовные ценности. Эта реальная жизнь. С приобретением социального опыта у человека появляются потребности и чувства, которые и формируют духовные потребности и способности. К их числу принадлежит эстетическая потребность и эстетические отношение, как способность ее удовлетворения.

Эстетическая потребность возникает только при наличии эстетического чувства - этого основания эстетического отношения к миру.

Эстетическое чувство является важнейшей социальной характеристикой личности. Сложившаяся структура культурных, художественных ценностей каждой эпохи по отношению к личности человека имеет нормативный характер. Личность в процессе социального взаимодействия и эстетического воспитания усваивает эстетические ценности, принятые в обществе и формирует собственный духовный мир.

Чем сложнее социальная, культурная, этническая, демографическая структура общества, тем многообразнее эстетическое чувство людей.

Неразвитость эстетического чувства свидетельствует о низкой духовности человека. Неодухотвореность, низменность, грубая утилитарность потребностей, желаний личности свидетельствует о неразвитости эстетического чувства. Поэтому доступность богатств эстетической культуры (ровные права на образование, получение информации, пользования библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры) – важное условие социальной справедливости.

Эстетическое чувство накладывает отпечаток на любой вид человеческой деятельности.

Существенное влияние на развитие эстетического чувства оказывает искусство. С помощью искусства мы развиваем и обогащаем личный опыт мироотношения, проникаем во внутренний мир другой личности, учимся видеть и чувствовать мир чужими глазами, тем самим раскрываем в себе способности сочувствовать.

Эстетическое чувство - это положительное либо негативное чувственно-эмоциональное переживание, что отображает двусторонние связи между предметными ценностями и эстетической потребностью в наслаждении как условию развития индивидуальности.

Эстетическое чувство является основанием эстетического сознания, на котором формируются элементы обеспечивающие эстетическое развитие и совершенствование личности и общества, а именно, эстетический вкус, эстетический идеал.

Эстетический идеал.

Термин "идеал" происходит от греческого слова "ейдос" (вид, наружность, род, образ, способ) и определяется как "образец", "норма", "цель".

Категория идеала в эстетике появилась довольно поздно. Первое самостоятельное значение идеал получил в эстетике классицизма и означал возможность художника к совершенным образцам античного искусства. "Зачем искать красоту, когда она уже найдена древними? Достаточно подражать грекам и успех обеспечен!" – размышляли классики.

Под эстетическим идеалом понимается некоторый образец совершенства, норму, воплощение желаемого, должного, цель, мечта - нередко в образе прекрасного, совершенного человека.

Идеал потому и является идеалом, потому что несет в себе черты предельного совершенства, как бы явившегося в облике красоты.

Эстетический идеал существует в двух разновидностях: во-первых, в облике отчетливого мнения об желаемом, должном; во-вторых, в виде реальных предметов, произведений, деяний, несущих в себе отражение этого представления.

Если представить эстетический идеал как образ совершенства, мечту о прекрасном, то что происходит с этим образом при воплощении? Возможные три варианты:

1. Идеальный образ находит точное воплощение. Но точное воплощение идеала невозможно, потому что в мире не бывает абсолютных тождеств.

2. Идеальный прообраз утрачивает часть эстетических достоинств и конечных результатов - это только слабое подобие идеала.

Примером может быть невозможность художника выразить то прекрасное, что рисует ему внутренний взор. В "Неведомом шедевре" Бальзака персонаж художника Френхофера в процессе осуществления своего идеала в подготовительных этюдах создал изображение женщины, что привела в восторг знатоков. А в конечном счете полотно не получилось. Холст представлял собой "только беспорядочное сочетание мазков, очерченное множеством странных линий" из-под которых выглядывал кончик "прелестной, живой ноги." "Поглощенный своими мыслями, старик не слушал художников: он улыбался воображенной женщине". Никогда еще так остро не изображалась трагедия художника, который не смогг найти нужную форму своему внутреннему образу, миновав в восторге видений необходимое сочетание красок.

3. Идеальный прообраз в процессе воплощения приобретает недостающие ему черты определенности и становится осуществленным эстетическим идеалом, то есть идеал улучшается в процессе его воплощения.

Воплощение идеала, его сущность, черты, свойственные данном обществу, классу, художнику можно проследить на ряде его материальных воплощений.

Об эстетическом идеале Древней Греции свидетельствуют философы Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель... Но увидеть его "зримо" можно только у скульпторов, поэтов, живописцев - Фіиия, Скопаса, Праксителя, Гомера, Сафо... То есть художник в процессе творчества создает эстетический идеал, находит для него в материале живые краски.

Вот почему представление об эстетическом идеале древнего грека мы черпаем не из диалогов Платона или Аристотеля, а из созерцания статуй прекрасных мужчин и женщин.

Например, считается совершенным воплощением эстетического идеала образ Венеры Милосской. Благодаря ей мы видим, что понимали греки под идеалом - совершенство души и тела их гармоническое единство.

Идеал эпохи Возрождения познается нами в скульптурах Микеланджело, в полотнах Джорджоне, Тициана, Рафаэля, Леонардо да Винчи, а не из ученых трактатов Вазари, Альберти.

В эпоху Середневековья эстетический идеал потерял связь с действительностью. Государство религиозного сознания привело к принижению и обесцениванию телесной стороны жизни человека. Эстетическим идеалом выступала божественная сущность, бог, как носитель чистой духовности.

Каждое произведение искусства - шаг к реальному идеалу. Эстетический идеал строится кистью и резцом, в литературе – художественными образами, словом, но - не умозрением.

Эстетический идеал имеет двойственную природу. Во-первых, существует в виде мысленного взгляда. Во-вторых, в виде чувственно-наглядных образов.

С чего начинается эстетический идеал? С живого созерцания. Вся жизнь во всем ее многообразии - вот неиссякаемый источник эстетических идеалов. Эстетический идеал тесно связан с общественным и этическим идеалами. Эстетический идеал исторически менял свое содержание. В истории развития человечества эстетический идеал нередко оказывался обращенным в прошлое. Так случалось потому, что определенные общественные классы не видя разрешения житейских проблем, начинали превозносить прошлое.

Творчество лучший способ формирования прогрессивного эстетического идеала. В идеале человек может собирать лучшие черты действительности и в таком множестве, которые в совокупности маловероятны, граничат с мечтой... Но и этот приукрашен идеал способен вести за собою людей, служить им способом духовной опоры. Порой надежда воплощается в случайном образе, который приобретает для человека значение идеала.

Пример. В Виктора Астафьева есть маленький рассказ под названием "Индия". В нем говорится, что где-то в городе Канавинске сгорел магазин, и ребятишки, роясь на пожарище, находили много интересных вещей. Копалась там и Саша Краюшкина, и однажды ей повезло, она нашла кусочек туалетного мыла. "С блестящей, хрусткой, чудом сохранившейся обертке смотрел на Сашу синеглазый красавец в желтой чалме и красном плаще. А за его спиной зеленели развесистыми ветвями желтостовольные пальмы, и между ними куда-то крался желтый, усатый тигр, похожий на краюшкинського домашнего кота - Мураша.

-Индия! - прошептала девочка..."

"Обертку от мыла Саша взяла себе и не знала она приятнее занятия, чем разглядывать картинку с принцем, пальмами и тигром. И всякий раз девочка находила на картинке нечто новое: то звезду на чалме принца, то птичку или орех на ветвях пальмы."

Шло время, девочка росла, вот уже и "учебниковую" Индию узнала, но она нисколько не волновала ее, - и никакого "касаткльства как будто не имела к той расчудесной стране, какую девочка открыла для себя и с любовью хранила в душе."

Потом началась война, и через год после ее начала, мобилизовали и связистку Сашу Краюшкину. В один из боевых дней, пытаясь восстановить связь, Саша попадает под обстрел, разрыв мины швыряет ее в сугроб.

"Девушку потянуло на сон. И сразу же, как только закрылись Сашины глаза, она увидела черный от копоти дом за железнодорожной линией на склоне уральськой горы, голубую кровать с белыми, как у шламбаума, полосками, а над изголовьем на тесаных бревнах - страну Индию.

Голубыми глазами глядел на нее из сумрачного уголка симпатичный и родной до последней кровиночки принц в красивом плаще и желтой чалме, на которой ослепляюще-остро светилась алмазная звезда..."

Старый солдат, подобравший девушку, пытавшийся оказать ей помощь, услышал последние слова девушки: "Здрастуй, Индия! Здрастуй..."

Если редкие заезжие люди, так заканчивается рассказ, поинтересуются у жителей украинского хутора, кто покоится при тихой сельской дороге, хуторяне отвечают: "Солдат по фамилию Индия." "Фамилию эту, странную хуторянам, сказывал повозный, что доставлял к передовой боеприпасы на старой лошади зимою сорок другого года."

Без пояснений видна сила зримого образа, не гаснувшего всю жизнь, - даже если он и явился в такой наивной форме.

Андриано Челентано в одном из своих интервью коснулся темы России и вот что сказал: "Сегодня я возлагаю большие надежды на Россию, которая всегда представлялась мне загадочной страной. В каждом доме мне виделась печь, древний огонь, вокруг которого собирались люди, говоря о красивых вещах этой жизни. А за окном все шел, шел снег... Вот такой я воображал себе Россию - страну, находящуюся в центре земли, где даже войны не смогли зачеркнуть мудрость народа. И я верю, что именно в этом огне мудрості, где бы он не горел - у нас в Италии, или у вас в России, - должна "сгореть" вся зараза, вся грязь, накопившаяся сегодня в нашем мире." (Правда. - 1987. - 29 июня).

Эстетический вкус.

Редко кто не знает поговорок и присловий относительно "вкуса":

"О вкусах не спорят" (древние римляне)

"На вкус, на цвет торарищей нет" (обиходная молва)

"Не разжевав, вкуса не узнаешь." ( росская пословица)

"Вкус" - сравнительно молодая эстетическая категория. В научное употребление она входит лишь с ХУІІ века.

Существует вкус физиологического характера: что вкусно, а что невкусно. Этот вкус зависит от особенностей человека, его психологического своеобразия. Это, скорее, не вкус, а предпочтение, которое отдает личность соленому или сладкому, холодному или горячему, громкому или тихому (звуку). Такие характеристики не имеют общественного смысла, не затрагивают интересов другого человека.

Вкус эстетический - глубоко индивидуален и принадлежит он сфере общественной, социальной.

Эстетический вкус не врожденное качество личности. Это социальная способность человека, что формирующаяся в процессе воспитания и образования человека. Эстетический вкус является важнейшей характеристикой личности, определяющей уровень человеческой индивидуальности.

Эстетический вкус не сводится к способности оценивать, а завершается присвоением или отбрасыванием культурной, эстетической ценности. Таким образом, эстетический вкус - это способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем самым к развитию и самоформированнию.

Человек, обладающий эстетическим вкусом отличается определенной завершенностью, целостностью, то есть является личностью, которая кроме индивидуальных особенностей - пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики обладает индивидуальным, внутренним, духовным миром, который определяется социальными ценностями и предпочтениями.

Становление личности процесс длительный, не завершающийся никогда. Тем не менее в возрасте от 13 до 20 лет формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус.

Ценность каждой личности заключается в ее своеобразии, неповторимости. Когда человек присваивает любые общепризнанные эстетические и культурные ценности, это говорит об отсутствии эстетического вкуса. Это проявляется в недостаточности личнного отношения к миру, неспособности отобрать из богатства культуры те, ценности, которые развиваются, дополняют природные задатки, способствуют профессионализму, нравственному совершенству.

Эстетический вкус своеобразным чувством меры. Проявляется в равновесии внутреннего и внешнего, гармонии духа и социального поведения.

Часто эстетический вкус сводят лишь к внешним формам его проявления. Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в широком смысле (умение модно одеваться, посещать модные выставки, спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций). Однако эстетический вкус - это не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоническое сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью его социального проявления.

Личность, обладающая эстетическим вкусом, не следует слепо моде, если модная одежда деформирует эстетические особенности, своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодною или нейтральной к моде. В этом проявляется ее эстетический вкус.

Свойства личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общение или совместной деятельности.

Способность человека совершенствовать через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и есть индивидуальный эстетический вкус.

Эстетический вкус имеет особую модификацию - художественный вкус. Развивается он на базе эстетического и в свою очередь влияет на него. Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства и определяется художественным образованием (знанием истории искусства, законов формообразования различных видов искусства, знакомством с литературно-художественной критикой). Художественный вкус как и эстетический вкус показывается предметом споров.

Эстетический и художественной вкусы могут характеризовать пристрастие, симпатию и антипатию не только личности, но и социальной группы, класса.

Эстетический вкус всегда несет на себе печать классовых предпочитаний, целей и ценностей.

Единых эстетических вкусов и норм для всех времен и народов не существует. Индивидуальный вкус не всегда может претендовать на общезначимость, хотя и не противоречит общественным ценностям. Тому необходимо тактично и терпимо относится к мнению других людей.

Например, сколько не доказывают, что музыкальная классика лучше эстрады, а молодые люди с магнитофонами слушают и на улицах, и в транспорте не Моцарта и Бетховена, а какие-нибудь невыразительные, однообразные "роки".

Когда речь идет о вкусах, претендующих на общезначимость, то это касается, прежде всего, произведений искусства. Именно они чаще всего становятся предметом споров и дискуссий. Художник первым делает предметом общественного обсуждения новых явления жизни или осуществляет пререоценку устоявшихся представлений и ценностей. Этот процесс связанный с поиском новых изобразительно-выразительных средств, художественного языка. Поэтому дать оценку художественному произведению дело сложное и ответственное. Правильное мнение вырабатывается лишь в ходе длительных художественно-критических дискуссий.

Эстетический и художественный вкусы могут изменяться на протяжении жизни человека. Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности могут вносить свои коррективы.

На уровне с эстетическим вкусом существует извращенный. Вкусы разнообразны и изменчивы, и могут быть представленные множеством вариантов.

Эстетический вкус - это оценка действительности в соответствии с эстетическими чувствами, потребностями, интересами и мировоззрением людей. Эстетический вкус есть единство объективного и субъективного. Эстетический вкус показывает своеобразие чувств, интеллект, культуру человека, его образованность, социальную принадлежность.

Вкус - это способность чувствования, понимания и оценки эстетических явлений.

Похожие работы:

  1. • Эстетическая деятельность
  2. • Эстетическое воспитание
  3. • Эстетика как наука: предмет эстетики, факторы, влияющие на ...
  4. • Эстетическое воспитание в ...
  5. • Эстетическое сознание и его основные элементы
  6. • Эстетика
  7. • Особенности эстетического воспитания средствами ...
  8. • Особенности эстетического воспитания дошкольников
  9. • Эстетика как наука
  10. • Природа как средство эстетического воспитания в детском саду
  11. • Проблема цели и средств в нравственной деятельности
  12. • Содержание эстетического воспитания
  13. • Предмет эстетики, его сущность и содержание
  14. • Служебный этикет юриста
  15. • Влияние музыкального воспитания на формирование ...
  16. • Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций ...
  17. • Влияние театральной деятельности на музыкальное ...
  18. • Формирование выразительной письменной речи как важнейшего ...
  19. • Философия - мудрость человека
Рефетека ру refoteka@gmail.com