1. Основные направления деятельности ООН в области борьбы с преступностью
2. Международные нормы в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия, разработанные в рамках ООН
Список использованной литературы
1. Основные направления деятельности ООН в области борьбы с
преступностью
Предупреждение преступности является прерогативой государства, теснейшим образом связанной с его суверенитетом. Однако современный мир столкнулся с новым проявлением преступности, перед которым государства по отдельности практически беззащитны, и развитие этой преступности и международные последствия объективно создают взаимозависимость и необходимость сотрудничества государств в сфере противодействия преступности. Международное сотрудничество на уровне специального предупреждения преступности предполагает выработку и осуществление специальных мер организационного, уголовно-правового и уголовно-процессуального характера, направленных на устранение, нейтрализацию или минимизацию причин и условий преступности в целях сохранения международного правопорядка. Необходимость объединения усилий государств в борьбе против преступности породила тенденцию к интернационализации уголовного права. В результате совместной деятельности государств и международных организаций вырабатываются универсальные понятия международных преступлений и преступлений международного характера, включаемых в законодательные системы отдельных государств.
Борьба с преступностью – один из основных аспектов практической деятельности Организации Объединенных Наций. Из ее главных органов этой проблемой в той или иной мере заняты Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, Секретариат.
Деятельности ООН в данной области проявляется через сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с такими видами преступлений международного характера как транснациональная организованная преступность, компьютерная преступность, терроризм, торговля людьми и т.д., через институт экстрадиции (выдачи обвиняемого в преступлении лица).
Одним из направлений деятельности ООН в области борьбы с преступностью является борьба за безопасность гражданской авиации и морского судоходства. В 1970 году была принята Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Конвенция считает преступлением незаконные действия любого лица на борту воздушного судна, направленные на захват судна или установление над ним контроля путем насилия или угрозы его применения или иной формы запугивания. В 1971году принята Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, а в 1988 году в Риме были приняты Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. В конечном итоге все три конвенции предусматривают универсальную юрисдикцию, когда предполагаемый преступник находится на территории одного из государств – участника Конвенции.
Об угрозе компьютерной преступности начали говорить еще 15 лет назад (еще на IX Конгрессе ООН в Гаване). За эти годы стали стремительно распространяться новые технологии, и ситуация в мире кардинально изменилась. Не случайно уже на X Конгрессе ООН стали говорить о растущей угрозе, а на XI Конгрессе – о качественно новом явлении – о киберпреступности. Многообразие такого рода преступлений и сложность борьбы с ними растут. Поэтому и в резолюции Генеральной Ассамблеи (58/199), и в документах XI Конгресса речь шла о неэффективности традиционных подходов в борьбе с такими преступлениями и защите информационных инфраструктур, о дальнейшем развитии международного сотрудничества в этой сфере.
Противодействие ООН проявлениям преступности идет по разным направлениям, среди которых и борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (наркотиков). В данной сфере действуют такие международные договоры, как Единая конвенция о наркотических средствах 1961г. с Протоколом о поправках 1972г., Конвенция о психотропных веществах 1971г., Конвенция ООН по морскому праву 1982г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г., выражающие решимость мирового сообщества бороться с наркотической угрозой во всем мире. Одним из основных инструментов контроля мировым сообществом оборота наркотических средств является предусмотренный Конвенцией 1961г. механизм ежегодного предоставления сторонами исчислений потребностей в наркотических средствах, статистических сведений об их производстве, использовании и потреблении.
Одним из основных направлений деятельности ООН в области борьбы с преступностью остается борьба с транснациональной организованной преступностью. Об опасности транснациональной организованной преступности для национальной экономики любой страны и мирового сообщества в целом говорилось еще на V Конгрессе ООН по предупреждению преступности (Милан, 1975 год). Напряженная работа, которая велась ООН, достигла кульминации к середине 90-х годов, когда были приняты Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (резолюция 55/25 Генеральной Ассамблеи), Конвенция против организованной преступности и др.
Данные конвенции содержит основные направления противодействия транснациональной преступности. Во-первых, принятие государством-участником мер законодательного характера по признанию уголовно наказуемыми перечисленных в конвенций деяний, совершенных умышленно. Во-вторых, отнесение к категории «серьезных преступлений» всех преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп. В-третьих, в качестве механизма противодействия росту преступности можно условно считать складывающуюся систему отчетности государства-участника перед Генеральным секретарем ООН о развитии национального законодательства в отмеченной сфере регулирования. В-четвертых, предусматривается организация международного сотрудничества по вопросам конфискации доходов от преступлений, имущества, оборудования, выдача преступников – экстрадиция.
Также основное направление деятельности ООН в области борьбы с преступностью - борьба с терроризмом. Терроризм представляет глобальную угрозу международной безопасности, сеет безадресное насилие, подрывающее веру в способность государств защитить своих граждан. Терроризм имеет довольно много разновидностей, но в любой форме он является самой опасной по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям социально-правовой проблемой XX - XXI столетий. Еще не так давно террористические акты были локальным явлением, однако за последние 10-15 лет приобрели глобальный характер и все больше угрожают безопасности многих стран, оказывают сильное психологическое давление на их граждан, влекут огромные политические, экономические, моральные потери, уносят все больше жизней ни в чем не повинных людей. О невероятном размахе террористической деятельности свидетельствует существование множества террористических организаций, которые взаимодействуют друг с другом, обладают жесткой организационной структурой с подразделениями разведки и контрразведки, материально-техническим и информационно-пропагандистским обеспечением, разветвленной сетью конспиративных укрытий, наличием агентуры в государственных и правоохранительных органах.
Понятно, что отсюда во весь рост встает проблема эффективности укрепления международного сотрудничества. Эффективность борьбы с терроризмом предполагает единое толкование этого феномена. На международном уровне рассматриваемое понятие дается в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001год).
Предпринимаемые на международном уровне меры борьбы с терроризмом приобретают все более комплексный характер – они включают в себя меры в политической, правоохранительной, коммуникационной, финансовой и военных сферах.
2. Международные нормы в области борьбы с преступностью и
уголовного правосудия, разработанные в рамках ООН
Новые действенные источники международного права, в том числе и находящиеся еще на стадии разработки, соответствие внутреннего законодательства государства принятым международным обязательствам формируют основу для сотрудничества государств, международных организаций, мирового сообщества в целом в борьбе с преступностью.
Рост преступности и ее интернационализация сделали борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловили необходимость международного сотрудничества в деле ее решения. В разработке средств, регулирующих взаимодействие международного и внутреннего права в этой сфере важная роль принадлежит Конгрессу ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями. Принимаемые Конгрессом документы подтверждаются Генеральной Ассамблеей ООН, что придает им дополнительный авторитет.
Конвенция ООН против транснациональной преступности от 15 ноября 2000г. с двумя дополняющими ее Протоколами: Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми – является одной из основных в области борьбы с преступностью, разработанной в рамках ООН. Конвенция от 15 ноября 2000г. содержит основные направления противодействия транснациональной организованной преступности. Также Конвенция предлагает широкий юридический инструментарий для рецепции ее положений в национальные законодательства государств-участников, в первую очередь, в сферах борьбы с «отмыванием» денежных средств и противодействия коррупции. К сожалению единого четкого определения коррупции международным правом не выработано. Однако обеспокоенность ряда государств серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества нашла свое отражение в Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003г. В данной Конвенции перечислены основные направления противодействия коррупции, такие как: 1) мониторинг правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности предупреждения коррупции и борьбы с ней; 2) создание системы приема на работу, отвечающей следующим критериям: прозрачность, ротация кадров, выплата надлежащего вознаграждения и т.д.
В другой области деятельности ООН - области борьбы с незаконным распространением наркотических средств международные договора признают необходимость использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских и других законных целях и недопустимость злоупотребления такими средствами и веществами. Проведение в жизнь этих принципов предопределяет необходимость исчисления потребностей государств в наркотических средствах и установление контроля за их изготовлением и распределением, а также сотрудничества в борьбе с незаконными действиями в отношении наркотиков. Государства – участники конвенций представляют Международному комитету по контролю за наркотиками статистические сведения о производстве, использовании и потреблении наркотических средств, использовании их для производства других средств и препаратов, ввозе (вывозе) и складских запасах на 31 декабря каждого года. На период с 1991г. по 2000г. было провозглашено Десятилетие ООН по борьбе против злоупотребления наркотиками. Всемирная программа действия предусматривала мероприятия по борьбе со злоупотреблением наркотиков и их незаконным оборотом на национальном, региональном и международном уровнях.
13 апреля 2005г. Генеральная Ассамблея ООН приняла разработанную по инициативе Российской Федерации Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Тем самым число уже действующих 12 антитеррористических конвенций пополнилось еще одной важной Конвенцией. По своему содержанию Конвенция направлена на то, чтобы обеспечить правовую базу эффективному противодействию акта ядерного терроризма, включая их пресечение и ликвидацию, а также обеспечить антитеррористическую защиту как мирного, так и военного атома. Конвенция после вступления в силу должна дополнить действующие международные конвенции по борьбе с терроризмом и создать тем самым мощную преграду акта международного терроризма. Согласно ранее принятым конвенциям, государство – участник предпринимает все необходимые меры для установления своей юрисдикции в случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, когда предполагаемый преступник является его гражданином и когда обвиняемый в преступлении находится на его территории и оно не выдает его. Конвенции не исключают применения любой уголовной юрисдикции, осуществляемой в соответствии с национальным правом.
Государства – участники конвенций обязуются сотрудничать в предотвращении преступлений и оказывают помощь и содействие в расследовании преступлений и наказании преступников, так как уголовно-процессуальные действия властей государства ограничены его территорией, тогда как для нормального отправления правосудия по уголовным делам необходимо иногда проведение процессуальных действий на территории другого государства. Поскольку принцип государственного суверенитета исключает прямые действия властей (в том числе и судебных) одного государства на территории другого, то просьба о помощи остается единственной возможностью выполнить необходимые процессуальные действия. Сотрудничество государств по оказанию правовой помощи по уголовным делам развивается на уровне двусторонних связей и региональных соглашений, отдельные вопросы такого сотрудничества включаются и в многосторонние международные договоры.
Предусмотрены такие виды правовой помощи, как вручение и пересылка документов, предоставление информации о действующем праве и судебной практике, допрос обвиняемых, подсудимых, свидетелей, проведение экспертиз и судебного осмотра и проч.
Выдача (экстрадиция) - это передача лица государством, на территории которого такое лицо находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Институт экстрадиции является одним из действенных способов борьбы ООН с международной преступностью.
Передача осужденных лиц – предусматривает передачу для отбывания наказания осужденных по приговору, вступившему в законную силу, в государства, гражданами которых они являются. Передача осуществляется по инициативе государства, судом которого вынесен приговор, при согласии государства, гражданство которого имеет осужденный.
В рамках ООН приняты документы, которые устанавливают определенные стандарты отправления правосудий. К таким документам относятся, в частности Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Правила основываются на принципе недискриминации по многим основаниям и учитывают религиозные убеждения и моральные установки заключенных. Международное сообщество уделяет особое внимание запрещению пыток. Государства-участники Конвенции против пыток (1984г.) обязуются в своем уголовном законодательстве все акты пыток рассматривать как преступления и установить наказание с учетом их тяжкого характера.
В 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Согласно этой конвенции должны уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать права человека по отношению ко всем лицам. Уважение закона, использование всех возможностей для предотвращения его нарушения является обязанностью должностных лиц по поддержанию правопорядка.
Устав ООН и сотни международных договоров, заключенных за последние десятилетия, образуют прочную основу международного сотрудничества. Именно в рамках ООН разрабатываются самые действенные нормы в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия.
Список использованной литературы:
Международное право: Учебник/Под ред. Г.И. Тункина. – М.: Юрид. лит., 1994.
Карташкин В.А. Устав ООН и ООН в глобализирующемся мире // Юрист-международник. 2004. № 1 . С. 12-15.
Мансуров Т.Т. Понятие и общие признаки преступлений международного характера // Юрист-международник. 2004. № 1. С. 32-35.
Карташкин В.А. Международное право и мировой правопорядок в XXI веке // Юрист-международник. 2005. № 1. С. 10-14.
Васильева Л.Н. Транснациональные преступления // Юрист-международник. 2005. № 3. С. 17-21.
Квашис В. Преступность как глобальная угроза // Юридический мир. 2005. № 10. С. 21-27.
Шарифуллин Р.А. Некоторые правовые аспекты международного сотрудничества в области предупреждения преступности. Российский судья. 2006. № 5. С. 28-31.