Министерство образования республики Татарстан
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
Математический факультет
Кафедра «Теория и методики обучения математики»
Специальность: преподаватель математики
с доп. специальностью информатики в тш.
Курсовая работа на тему:
«Использование информационно-коммуникативных технологий при изучении темы «Показательной функции» в средней школе»
Научный руководитель: профессор Закиров В.З.
Работу выполнил: студент 146 группы
Сафиуллин Р.Р.
Казань-2007
Содержание
I Введение
II Основная часть
Внедрение ИКТ в современное образование
Использование ИКТ при изучении темы: «Показательная функция»
Применение программных обеспечений при срезе и контроля знаний по теме «Показательная функция»
III Заключение.
Роль использования информационно-коммуникативных технологий в преподавании математики.
Введение.
Применение новых информационных и коммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических газет и журналов. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать некоторые дидактические возможности компьютера:
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
развитие познавательных способностей учащихся;
интегрированное обучение предмету;
развитие мотивации у учащихся.
При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.
Внедрение ИКТ в современное образование.
В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин. При этом наибольший эффект достигается при использовании компьютеров в обучении решению стандартных задач различного класса. Это объясняется тем, что в процессе обучения организуется активный диалог компьютера с пользователем в удобном для него режиме. Обучаемому предлагается задача для решения, тип и сложность которой он может выбрать самостоятельно. При этом он может воспользоваться различными видами помощи. Если он не знает, как решать данную задачу, ему может быть продемонстрировано подробное, методически обоснованное решение данной задачи. После этого обучаемый может попытаться решить аналогичную задачу или перейти на более простой уровень решения задач.
Процесс информатизации образования затрагивает все сферы функционирования школы. Использование информационно-коммуникативных технологий в школе позволяет существенно изменить профессиональную деятельность всех учеников образовательного процесса. Уровень применения средств информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности является одним из важных показателей развития информационных компетенций педагога.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также – гибко варьировать учебные графики. Несомненно, появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты и новые ресурсы, доступные учителю.
У информационно-коммуникативных технологий существует множество определений, и почти все они сходятся на том, что эти технологии включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования и представления.
Рассматривая информационно-коммуникативные технологии как средство обучения, в различных академических контекстах мультимедийные продукты и услуги Интернета могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления. ИКТ могут быть использованы для улучшения качества образования в отдельных предметных областях, в том числе в математике.
Индивидуализация процесса обучения. Использование мультимедиа позволяет обучающимся самостоятельно работать над учебными материалами и самостоятельно решать, как изучать материалы, в какой последовательности и как использовать интерактивные возможности программных обеспечений, как реализовать совместную работу с другими членами учебной группы. Таким образом, обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса.
Обучающиеся могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуальному восприятию.
Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении темы «Показательная функция».
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и математики. Не подменяя собой, учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя.
В своей практике преподаватель может использовать обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы. Также полезно применять обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы. Но это вовсе не понижает уровень принадлежности преподавателя к проведению урока. Преподаватель на информационном уроке лишь перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса. Но нельзя забывать и о верном методическом подходе при построении урока с использованием ИКТ. Так же как в обычном уроке, здесь также должны присутствовать цели и этапы урока.
Рассмотрим, какие возможности предоставляет преподавателю математики информационно-коммуникативные технологии при изучении новой темы. Как правило, в настоящее время создание графики для многих педагогов намного сложнее, чем написать обычный учебный план. Так как, создание графики требует от педагога не только отличное знание темы, программы, но и хорошие знание и владение информационными технологиями. Это трудоемкий процесс, но «цель оправдывает средства».
Обратим внимание, как можно построить урок изучения нового материала с применением ИКТ.
«Показательная функция» по программе математики МО РФ изучают в 11-м классе общеобразовательных школ. Для проведения урока, прежде всего, необходимо создать презентацию по теме. Создание презентации требует хорошо продуманный алгоритм. К примеру:
дать определение «Показательной функции»;
решить упражнения на определение показательной функции;
показать его область определения и множество значений;
решить упражнения на нахождение области определения и множества значений;
проверить на четность и нечетность;
решить упражнения на исследование функции на четность или нечетность;
основываясь на ранние знания, найти производную;
решить упражнения на нахождение производной;
показать промежутки возрастания и убывания функции;
рассмотреть графики показательной функции при различных α: (α>1, 0<α<1, α<0).
решить упражнения на соответствие функций и графиков;
показать вычисление значений показательной функции;
решить примеры на вычисление приближенных значений корней.
срез и контроль знаний – тест.
Будет верно, если каждый пункт сделать как отдельный слайд. Таким образом, можно будет добиться больше наглядности, что способствует хорошему восприятию и пониманию учеником материала.
Ниже представлена одна из вариантов оформления презентации по теме «Показательная функция»:
Применение программных обеспечений при срезе и контроля знаний по теме «Показательная функция»
В настоящее время разработана компьютерная поддержка не только для обучения, но и в том числе для контроля знаний учащихся. При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся также можно использовать тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Но эти готовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученности класса. Поэтому будет полезно использовать программы-тестировщики, разработанный самим преподавателем, в котором можно было бы вопросы и ответы легко вносить и менять. Созданный в Excel тест “My Test” также дает возможность вносить вопросы и ответы и менять их. В данном тесте задаваемые вопросы выбираются из большого их набора в случайном порядке, что исключает списывания, подсказки и т.д. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий. Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих уроках тестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по теме пройти тестирование успевают все. У преподавателей с хорошим знанием не только мультимедиа, информационных технологий, но и программирования, есть возможность создать программу-тестировщик, учитывая и внешний вид теста при помощи программы Delphi.
Роль использования информационно-коммуникативных технологий в преподавании математики.
В нашем обществе информационные технологии в образовании играют все более существенное значение. Современный учебный процесс уже сложно представить без использования электронных учебников, обучающих программ, тренажеров, лабораторных практикумов и тестирующих программ.
Роль информационных технологий в системе образования разделилась на два направления. На первом информационные технологии являются инструментарием для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения. Что касается второго направления, то здесь информационные технологии занимают более активную роль и обеспечивают новые возможности. К основным преимуществам второго направления можно отнести следующее:
создаются условия для самостоятельной проработки учебного материала (электронная поддержка СКР);
возможность работы с математическими и программными моделями изучаемых объектов;
возможность поиска информации и более удобного доступа к ней, представление в мультимедийной форме редких информационных материалов;
возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений.
Из выше изложенного следует, активная роль информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.
Использованная литература
Гордон Лев Григорьевич, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (Москва Россия) «Информационные технологии в образовании для общества знаний: существует ли универсальный ключ?»
Грицык В.А. «Об активной роли информационных технологий в учебном процессе»
Чеботарева Л.А. учитель математики и информатики высшей категории МОУ «Дубровская СОШ Белгородского района Белгородской области» «Информационные технологии в преподавании математики»
Гуртовой А.В. НИИВО, Нелюбин С.В., Кремнев М.В., Строков А.В. МТУСИ, г.Москва «Новые компьютерные технологии в преподавании математики»
Полушина Л.А. МОУ «Специальная (коррекционная VIII вида) школа №125 г.Йошкар-Олы» «Использование компьютера на уроках математики в коррекционной школе VIII вида»
Ашмарин Э.Э. МОУ СОШ №2 г.Невинномысска, учитель истории «От «Волшебного фонаря» к всемирной сети Интернет»
Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал «Народное образование». 2005г. №8 С.140.
Колмогоров А.Н. «Алгебра и начала анализа» учебник для 10-11 кл. общеобр. учреждений.М.: Просвещение, 2001.-384 с.
Рязановский А.Р. «500 способов и методов решения задач по математике для школьников и посупающих в вузы».-М.:Дрофа, 2001.-480 с.
Смирнов О.А. «Математика» пособие для посупающих в вузы. «Эксмо»,2003г.