МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА
Самостоятельная работа по дисциплине «Стратегический маркетинг»
Выполнили студенты группы 1508:
Научный руководитель работы:
Соловьев Б.А.
Москва 2007
Краткая характеристика и история компании.
Пивоваренный завод "Балтика" построен по проекту, разработанному институтом "Гипропищепром-2", как один из пивных заводов Ленинградского производственного объединения пивоваренной и безалкогольной промышленности "Ленпиво".
Техническое состояние 6 пивоваренных заводов, входивших в это объединение, в связи с длительным сроком эксплуатации (до 200 лет), не позволяло обеспечивать выпуск высококачественного пива и требовало их
остановки для проведения капитального ремонта.
Строительство нового завода началось в 1978 году. Государственное предприятие "Пивоваренный завод "Балтика" было утверждено в 1990 году после завершения строительства.
Первая партия пива была отпущена в торговую сеть в ноябре 1990 года, тогда было произведено всего 27 тыс. литров пива. Но это еще было не пиво "Балтика", а широко распространенные сорта "Жигулевское", "Рижское", "Адмиралтейское", "Праздничное".
В 1992 году началась приватизация предприятия, в процессе которой произошла его реорганизация в Открытое Акционерное Общество. Акционерами "Балтики" тогда стали 28 юридических и свыше 2-х тысяч физических лиц. Крупнейшим держателем акций "Балтики" на сегодняшний день является компания "Балтик Бевериджиз Холдинг" (Baltic Beverages Holding AB).
Примерно в это время на предприятии начали осуществлять идею создания собственной торговой марки - "Балтика". С самого начала "Балтика" задумывалась исключительно как пиво высочайшего европейского уровня, сваренное по классической технологии. Реализуя эту задачу, руководство завода разработало первую инвестиционную программу реконструкции и развития предприятия.
Программа была рассчитана на период с 1993 по 1998 год и предусматривала установку современного европейского оборудования, позволяющего обеспечить высокое качество пива. Программа была завершена досрочно в полном объёме к ноябрю 1996 года. В результате "Балтика" стала крупнейшим российским производителем пива и уверенно удерживает лидерство по сей день.
В рамках инвестиционной программы были проведены следующие основные работы:
Установка нового оборудования на всех производственных участках
Введение в строй станции водоочистки (вся вода очищается).
Замена всех железных трубопроводов на трубопроводы
из нержавеющей стали.
Установка и запуск современных установок фильтрации пива.
Компьютеризация всего производства.
После осуществления программы "Балтика" стала первым в России пивоваренным заводом, оснащенным самым современным европейским оборудованием. К этому времени предприятие достигло небывалой мощи, какой не достигал ни один пивоваренный завод в истории России. Стремясь сделать свою продукцию доступной всем российским потребителям, "Балтика" первой в нашей стране начала создавать собственный холдинг, приобретя в 1997 году контрольный пакет акций завода "Донское пиво" в Ростове-на-Дону. В октябре 2000 года приобретен контрольный пакет акций завода "Тульское пиво". Специалистами "Балтики" была разработана инвестиционная программа, нацеленная на увеличение мощностей этих заводов и на замену устаревшего оборудования.
Кроме того, с 1998 года "Балтика" создает сеть сбытовых подразделений в регионах. В настоящее время открыто двадцать восемь представительств в крупных городах России. Таким образом прежнее название - ОАО "Пивоваренный завод "Балтика" - потеряло актуальность. Сегодня "Балтика" - уже не один завод.
Поэтому в 1998 году акционеры утвердили решение Совета Директоров переименовать предприятие, и полное название теперь звучит как ОАО "Пивоваренная компания "Балтика".
В 1999 году
на территории
завода "Балтика"
в Санкт-Петербурге
закончено
строительство
автоматизированного
склада готовой
продукции. Его
уникальность
заключается
в высокой
автоматизации
и возможности
отгрузки продукции
в автомобильный
и железнодорожный
транспорт.
Теперь на очереди
солодовенный
завод, строительство
которого завершится
в первой половине
2000 года.
30 ноября
2000 года состоялось
торжественное
открытие крупнейшего
в России "Солодовенного
завода Суффле-Санкт-Петербург".
Завод построен
французской
фирмой "Groupe Soufflet"
совместно с
"Пивоваренной
компанией
"Балтика".
Стоимость
проекта составила
$50 млн., предполагаемый
срок его окупаемости
- 7-10 лет. Около $35
млн. вложила
французская
фирма, которой
принадлежит
70% акций завода,
остальную часть
вложила "Балтика",
доля которой
в проекте составляет
30%. Производственная
мощность
"Солодовенного
завода Суффле-Санкт-Петербург"
-105 тысяч тонн
светлого солода
в год. Для сравнения:
стандартная
солодовня в
России имеет
мощность 25 тысяч
тонн.
В рамках инвестиционной программы на петербургской площадке Компании был приобретен новый варочный порядок фирмы 'Huppmann' емкостью 9 тонн сырья и производительностью 12 варок в сутки стоимостью $6 млн., осуществлен монтаж 36 дополнительных емкостей для брожения немецкой фирмы 'Ziemann' ($9 млн.) и запуск в апреле 2001 года в эксплуатацию линии розлива пива в банки
($5,7 млн.), а также расширена инфраструктура предприятия.
В целом инвестиции в "Балтику" с 1993 по 2000 годы составили более 347 млн. долларов. В основном это собственные средства, заработанные Компанией. Объем производства с 1991 по 2000 год увеличился в 38 раз (с 27 до 1013 млн.л). Доля "Пивоваренной компании "Балтика" в российской пивоваренной промышленности составляет 18%, поэтому торговую марку "Балтика" сегодня можно назвать единственным национальным брэндом, поскольку ни одна другая не занимает такой доли российского рынка. Цель Компании - к 2003 году занять 25 % российского рынка пива.
Сегодня можно с уверенностью говорить об "экономическом феномене "Балтики". Ведь даже в мировой истории немного примеров, когда какая-либо компания за такое короткое время становилась лидером отрасли. А потому можно уверенно назвать "Балтику" национальной гордостью России.
В чем же секрет успеха Компании? Все довольно просто: несмотря на то, что "Балтика" уже сейчас по уровню технологической оснащённости опережает российские и многие зарубежные предприятия, Компания продолжает неуклонно развиваться, постоянно заботясь о качестве своей продукции: рассматривается вопрос расширения Компании за счет приобретения новых пивоваренных заводов; продолжается модернизация и увеличение мощности дочерних заводов в Ростове-на-Дону и в Туле; продолжается сертификация внедренной Компанией Системы качества на соответствие международному стандарту ISO-9001.
Официальным признанием качества продукции, торговой марки "Балтика", культуры производства и усилий трудового коллектива явилось присуждение предприятию Премии Правительства Российской Федерации в области качества 1997 года. По итогам массового опроса российских потребителей в 1998, 2000 годах пиво "Балтика", наряду с продукцией ведущих мировых фирм, было названо в числе лучших товаров народного потребления.
В 2003 году завершена реализация уникального инвестиционного проекта - в январе и апреле была закончено строительство современнейший в пивоваренной отрасли заводов «Балтика-Самара» и «Балтика-Хабаровск», заводы открылись розливом новы пивных марок - «Самара» и «ДВ», названия которых были выбраны в результате проведенных в городах конкурсов среди любителей пива.
Динамика развития компании за двенадцать лет.
Доля «Пивоваренной компании «Балтика» на рынках России имеет тенденцию к постоянному росту в течение прошедших двенадцати лет. В 2002 году продукция «Балтики» уже составила 22,5% процента от всего объема пива, поставляемого на рынок России.
Состав комплекса маркетинга.
Продукт: Лидер среди российских производителей пива компания «Балтика» выпустила новый сорт светлого пива - «Балтика №2 Светлое». Этот сорт разрабатывался с учетом актуальных предпочтений потребителей пива. После многомесячного поиска оригинального вкуса специалистами дегустаторами пивоваренной компании «Балтика» был выведен новый сорт линейки «Балтика».
«Балтика
№2 Светлое»
стала достойным
пополнением
ассортимента
компании, который
сегодня насчитывает
более 30 различных
сортов пива.
Любители
светлого пива
по достоинству
оценят чистый,
легкий вкус
и удивительную
свежесть пива
«Балтика №2
Светлое». В
рецептуру
нового сорта
добавлен отборный
рис, который
обеспечивает
пиву особый
бархатистый
вкус, а уникальное
сочетание
элитных сортов
хмеля придает
этому сорту
приятную горчинку.
Характеристики
«Балтика №2
Светлое».
состав:
вода, светлый
ячменный солод,
рис, хмелепродукты,
содержание
алкоголя - не
менее 4,7% об.,
экстрактивность
начального
сусла – 11,5%, энергетическая
ценность - 41,1 ккал
в 100 г пива, пищевая
ценность - углеводов
не более 3,4 г в
100 г пива, срок
годности - 6 месяцев.
Объем 0,5 л. в зеленой
бутылке «Балтика»,
сообщается
в пресс-релизе
компании.
Цены: Предполагаемые Цены за бутылку «Балтика №2 Светлое следующие:
Розничные цены на бутылочное пиво 500 мл – 15 рублей
Оптовые цены на бутылочное пиво 500 мл – 9,6 рубля
Распределение: Распределение пива происходит с помощью нескольких групп:
- группа по организации крупнооптовых продаж
- группа по организации мелкооптовых продаж и продаж в магазины
- группа по организации продаж разливного пива
- группа координации внешней дистрибьюции
- группа координации внешней дистрибьюции
Новая «Балтика» уже появилась в магазинах крупных городов России. Компания планирует уже до конца сентября выпустить 70 тыс. дал нового сорта пива и продавать «Балтика №2 Светлое» по всей стране.
Бренд
«Балтика»
существует
уже более 12 лет,
в течение которых
является самым
популярным
пивом в России.
Сейчас «Балтика»
продаётся более
чем в 90% торговых
точек России.
Это лучший
показатель
среди пищевых
продуктов.
Пиво, произведенное
на 5 заводах
компании, через
разветвленную
сеть, состоящую
из 32 сбытовых
подразделений
и 59 торговых
представительств,
быстро попадает
на прилавки.
Высокий
уровень дистрибуции
дает возможность
потребителям
«Балтики» пить
свежесваренное
пиво в любой
точке России.
Продвижение:
Используются различные способы и инструменты для продвижения, такие как:
Торговые представители
Бонусные программы
Скидки
Стимулирование продаж
Реклама на ТВ, радио, прессе и местах массового питания
Вследствие проведенных исследований имеются следующие данные:
В 2002 г. рыночная доля компании «Балтика» составила 22% на рынке пива в России.
Всего в 2003 году компания продала 3200 млн. бутылок, по средней цене 15 рублей за штуку. Средняя цена бутылки пива на рынке составила 14 рублей.
Марка «Балтика №2 Светлое» в 2002 году обеспечивала 12% от общего объема продаж компании. Его цена составила 16 руб. за бутылку.
Перед группой маркетологов по указанию руководителей компании «Балтика» возникла следующая задача:
Рассчитать рыночную долю марки «Балтика №2 Светлое» на всем рынке пива в штуках и в рублях?
∑Q рынка (в штуках)=100%*3200 млн. бутылок / 22% = 14546 млн. бутылок
∑ Q рынка (в рублях)=3200 млн. бутылок*14 руб./бут.=44800 млн. руб.
∑ Q продаж «Балтики» в рублях = 3200 млн. бутылок*15 руб./бут.= 48000 млн. рублей
Q продаж «Балтика №2 Светлое» в рублях = 12%*48000 млн. руб. / 100%=5760 млн. рублей.
Q продаж «Балтика №2 Светлое» в штуках = 5760 млн. руб. / 16 руб./шт. = 360 млн. бутылок
d «Балтика №2 Светлое» на рынке в штуках = 360 млн. бутылок / 14 546 млн. бутылок = 0,025 = 2,5 %
d «Балтика №2 Светлое» на рынке в рублях = 5760 млн. руб. / 44800 млн. руб. = 0,128= 12,8%