Рефетека.ру / Культура и искусство

Контрольная работа: Воскресенский Горицкий девичий монастырь

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

Инженерно-экономический университет


Кафедра экономики и управления


Контрольная работа

по дисциплине «Культурология»

Тема: «Воскресенский Горицкий девичий монастырь»


г. Вологда

2006

Содержание


Введение

1. Архитектура Горицкого монастыря

  1. История Горицкого монастыря

  2. Горицкий монастырь сегодня

Заключение

Литература

Введение


Как известно, и в странах западной Европы, и в России монастыри с древнейших времен до наших дней играли значительную роль в формировании истории и культуры того или иного государства. Традиционно они являлись своеобразными очагами письменности, благодаря которым современные ученые могут описать различные исторические периоды многих стран. Помимо своего прямого предназначения – поддержания духовной, социально-культурной жизни в регионе, многие монастыри становились крепостями или тюрьмами для неугодных власти персон. Не стал исключением и Воскресенский Горицкий девичий монастырь.

Данный монастырь находится в селении Горицы, в семи километрах от города Кириллова Вологодской области. Монастырь расположен на левом берегу реки Шексны, у подножия горы Мауры среди живописной зелени лугов, перелесков, озер. Летом небольшой поселок живет за счет круизных судов, которые делают здесь обязательную остановку и туристы отправляются отсюда на экскурсию в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Горицкий монастырь гораздо менее известен, чем его знаменитые соседи; население его весьма невелико, но, не смотря на это, он играет важную роль в жизни Кирилловского района. В обитель приезжает множество паломников, число которых резко возрастает в летний период. Насельницы активно общаются с местными жителями, ведут просветительскую и социально-педагогическую работу.

Сейчас в обители возрождается монашеская жизнь.

1. Архитектура Горицкого монастыря


Летопись Горицкого монастыря, составленная в XIX веке и цитирующая более ранние источники, сообщает, что новая каменная церковь возводится на месте более древней "Великого князя оброчной Воскресенской церкви", которая, в свою очередь, соседствует с "ружной" Введенской. Из чего следует, что на этом месте достаточно давно существовал культовый центр в виде погоста или монастырька (пустыни).

Исследование истории возникновения и становления ансамбля Воскресенского Горицкого монастыря неразрывно связано с соборным храмом во имя Воскресения Христова. Монументальный Воскресенский собор - самое старое здание монастыря. Первоначально собор имел две главы (четыре боковые с железными барабанами - поздние). Верхние части соборных стен украшены характерным северным декором. Декоративная отделка не доминирует, что придает собору некоторую строгость. Колокольня Воскресенского собора, возведенная в 1611 году, полностью перестроена в XVIII веке. Собор является древнейшей каменной постройкой обители и фактически вплоть до начала XIX века определял облик и силуэт всего архитектурного ансамбля. Спокойные и пологие линии его кровель, немного вычурная с крупными и грубоватыми формами колокольня образуют достаточно компактный и статичный объем, который во многом определяет общую панораму ансамбля монастыря. Существующий облик памятника, сложившийся в конце XVIII века, не претерпел кардинальных перемен до настоящего времени. При этом планировочная структура соборного комплекса практически не изменилась с XVI века. Переделки внутри зданий или пристройка к южному фасаду обширной трапезной в XIX веке несли в себе чисто функциональные изменения в использовании сооружений комплекса или новые вкусовые пристрастия. Они не затронули основного ядра собора.

Основа соборного комплекса, его смысловой центр - храм во имя Воскресения Христова. Остальные постройки группируются вокруг него, осваивая пространство по спирали. К северному фасаду храма примыкает придельная церковь во имя иконы Божьей Матери Одигитрии, которая в XVI веке являлась теплым зимним храмом. Трапезная палата полностью закрывает западный фасад Одигитриевской церкви и на две трети - западный фасад Воскресенского собора, оставляя крайнее южное прясло для примыкания южной паперти трапезной. Следует упомянуть обширную одноэтажную трапезную XIX века, которая закрыла весь южный фасад комплекса, а с учетом подъема кровли (на высоту, превышающую уровень пола основного яруса собора) - и колокольню, поставленную в конце XVII века над западной стеной трапезной палаты. Исследования, проведенные в рамках подготовки проекта реставрации соборного комплекса, подтвердили единство практически всей плановой структуры обширной постройки, за исключением ранее упоминаемой поздней пристройки XIX века. Об этом свидетельствуют как архивные находки, так и специальные исследования кладочных растворов с целью их идентификации. В связи с этим следует отметить особенность состава кладочных растворов XVI века. Наполнителем в них служит не песок, как обычно, а молотая известковая крошка. Этот технологический прием на известных памятниках XVI века в Белозерье больше не встречается.

Построенный на высоком подклете, как, впрочем, и весь комплекс, соборный храм во имя Воскресения Христова относится к четырехстолпным храмам с достаточно нерегулярным планом. Следует отметить, что восточная пара столбов не только сильно смещена к алтарным апсидам, но, сливаясь с простенками между ними, в верхней своей части воспринимается как пилоны. В них устроили арочные проемы, соединяющие внутренние пространства алтаря. Алтарная часть, в свою очередь, была отделена от наоса каменной алтарной преградой, следы от нее сохранились на боковых плоскостях восточных столбов на высоте около 2,5 метра. Необходимо отметить также существование каменной скамьи "Горнего места" в центральной алтарной апсиде. Пространство храма, как уже упоминалось, достаточно нерегулярно. Это характеризуется и смещением подкупольного пространства к восточной стене основного объема и сужением его в направлении север - юг. Следует также отметить, что барабан центральной главы опирается в основном на подпружные арки между западной и восточной парой столбов. Неправильная форма основания барабана, как бы сжатого в поперечном направлении, позволила сделать переход от подпружных арок к основанию барабана правильным по всему периметру. Кольцо перехода, играющее роль парусов, имеет различную кривизну и угол наклона. Возможно, арки были рассчитаны на более низкий подъем, но, определив начало криволинейной образующей арки и уложив три-четыре ряда кладки свода, строители как бы изменили кружало и с полученной точки, как с новой пяты, возвели более высокие арки. Подобный прием встречается в этом же памятнике, но в подклете трапезной палаты, где также в процессе строительства был изменен подъем свода и, как следствие, произошло изменение кривизны образующих его арок.

К своеобразию облика собора, но уже не конструктивному, а архитектурному, можно отнести расположение порталов. Количество их достаточно традиционно - три, но располагаются они в следующем порядке: два - на западной стене, в центральном и южном пряслах, и один - на южной, в центральном прясле. Северная стена лишена была первоначально какого-либо проема. Это связано со строительством придельного храма и устройством в толще стены лестницы, ведущей на его свод. Таким образом, главный вход в собор извне расположился в южном прясле западной стены и вел в неф, где был устроен придел во имя Кирилла Белозерского.

Церковь во имя иконы Божьей Матери Одигитрии имеет общую стену с Воскресенским собором и представляет достаточно своеобразный по своей структуре объем. Ее основной ярус представляет бесстолпный храм, перекрытый лотковым сводом с распалубками и не имеющий светового барабана. Если бы не слабое скругление восточной стены, то пространство можно было бы отнести к типу закрытой паперти. Сохранившиеся остатки оконных проемов с двойной внутренней четвертью подтверждают, что помещение было теплым. Реконструкция интерьера и внешнего облика храма затруднена утратами первоначальных элементов во время позднейших переделок и разрушений.

Рассматривая Одигитриевскую церковь, необходимо помнить, что она является трапезной церковью и находится в непосредственной связи с обширной трапезной палатой. Широкие архитектурно-археологические и технологические исследования подтвердили единовременность постройки всех составляющих объема комплекса Воскресенского собора, следовательно, стена между церковью и трапезной палатой первоначальна, а существующая ныне арка относится к XIX веку.

Первоначальный вход в трапезную палату осуществлялся с двух сторон. Порталы, ведущие с папертей внутрь объема, располагались по диагонали: в восточной части южной стены и в западной части северной стены. Они имели архитектурную обработку внешней части, аналогичную порталам собора и трапезной церкви. В дальнейшем была проведена перестройка, в результате которой вход, располагающийся на северной стене, сместился ближе к западной стене и получил архитектурное оформление со стороны внутреннего пространства палаты. Это могло быть связано с тем, что после появления в 1611 году на северной паперти нового придельного храма и колокольни изменился сам характер движения внутри храмового комплекса.

В первой половине XIX века над могилами инокинь Ефросиньи и Юлиании был возведен Троицкий собор; к этому же времени относится Покровский больничный храм и низкая ограда спускающаяся к самой реке. Украшением монастырской ограды служат угловые конусовидные башенки, напоминающие оборонительные сооружения более известных соседних монастырей. Введенская церковь, в которой сегодня проходят основные богослужения, не входит в ансамбль монастыря, так как находится за его оградой.

Поиски конкретного строителя комплекса Воскресенского Горицкого монастыря не увенчались успехом: нет прямых указаний на это в тех архивных источниках, которые выявлены на данный момент. Скорее всего, в строительстве участвовали местные каменщики или артели из другого провинциального центра, не имеющие своего узнаваемого почерка и поэтому вынужденные использовать готовые формы в несколько эклектичной манере. Но это не умаляет роли и значения рассматриваемого памятника, ибо создание столь сложного как в композиционном, так и в идейно-смысловом плане комплекса главного монастырского собора позволяет оценить быстроту становления местных строительных традиций, хотя каменное зодчество Белозерья имело к тому времени лишь полувековую историю


2. История Горицкого монастыря


Воскресенский Горицкий девичий монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря, на высоком берегу реки, где в то время уже существовала деревянная Воскресенская церковь. В том же году старая деревянная церковь была заменена каменной.

В 1563 году в результате доноса Княгиня лишилась расположения царя. (Грозный видел в лице князей Старицких угрозу, боялся их претензий на царский престол. И донос послужил поводом к расправе.) Она была пострижена в монахини под именем Евдокия и отправлена в ссылку в основанный ею же монастырь. Вместе с ней были пострижены ее приближенные боярыни и родственницы. Поселившись в монастыре, княгиня занялась обустройством обители. Кроме этого она перенесла из своего имения золотошвейные мастерские. Этим рукоделием занималась она сама, а также и прочие высокородные инокини шили золотом и низали жемчуг. Первой игуменьей монастыря стала старица Анна из рода Щенятьевых.
Судьба основательницы обители сложилась трагически. 11 сентября 1569 г. по приказу царя княгиня-инокиня Евдокия, удельная княгиня Мария, инокиня Александра (в миру княгиня Иулиания Димитриевна) и игумения Анна были утоплены опричниками в Шексне. Согласно преданию, они были посажены в богато украшенное судно, нагруженное камнями, которое пошло ко дну, лишь только отчалило от крутого берега. Тела Евдокии и Александры были обнаружены спустя несколько дней, чудным образом плывшими против течения реки. Это послужило основанием почитания их как местночтимых святых. Их с подобающей честью похоронили за алтарем Воскресенского собора и возвели часовню. А спустя много лет уже в XIX столетии над их могилами на месте той часовни был воздвигнут величественный Троицкий собор и устроена рака. Возле нее часто служились панихиды и неоднократно явлены были чудесные исцеления.

Трагическая судьба основательницы предопределила дальнейшее существование этой обители. Сановные мужья отправляли в монастырь опостылевших жен, чтобы жениться снова, сюда ссылали женщин из знатных семей, подвергшихся опале. К 1569 году число сестер обители возросло до 70-ти. Многие инокини происходили от знатных и богатых родов: в числе наиболее именитых насельниц Горицкого монастыря были две супруги Иоанна Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова, княгини М. Н. Черкасская, И. И. Милославская и многие другие… С 1739 по 1741 годы здесь под строгим надзором жила Е. А. Долгорукова - дочь А. Г. Долгорукова, члена Верховного Тайного совета. Она была против воли объявлена невестой несовершеннолетнего Петра II, неожиданно скончавшегося. После смерти царя семья подверглась опале, а княжну Екатерину Алексеевну отправили в монастырь. После вступления на престол Елизаветы Петровны она была освобождена из заключения и выдана замуж за графа Александра Брюсова.

Горицкий монастырь обогащался не только вкладами от именитых инокинь, но также и царскими милостями к нему. Первым царственным благодетелем монастыря, после царя Иоанна Грозного, был его сын, царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последний представитель родя Рюриковичей.

По завещанию Марии Нагой (инокини Марфы) в 1611 году Горицком монастыре была возведена новая каменная церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия, её сына, и колокольня.

Судьба Горицкого монастыря была полна суровых испытаний. Так, пятого декабря 1612 года обитель была разорена польско-литовскими "лихими людьми". Скрывшиеся на время набега в Кирилловом монастыре сестры восстанавливали обитель, которая существовала в то время на царское жалование. Кроме этого были и другие благодетели, среди именитых вкладчиков упоминаются князья Шехонские, Воротынские, Голицины, бояре Шереметевы, Хитрово, Собарины, Хатунские, Стрешневы, Ошушковы и др.

В 1693 г. случился сильный пожар, в котором погибла большая часть монастырского имущества. Остались только обгоревшие стены храмов, а их внутреннее убранство - иконостасы, утварь, облачения, книги - сгорели дотла. Такая же участь постигла все деревянные постройки. Восстанавливался монастырь при помощи Кирилловой обители.

В XVIII веке, во время царствования Петра I и последующее время монастырь стал оскудевать и старицами, и монастырскими средствами, особенно после учреждения штатов в 1764 г. Обитель лишилась земельных наделов и прежних привилегий.

Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразие устава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова монастырей с их общежительными основами, в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком.

Связь между старицами поддерживалась только общей церковной молитвой и подчинением одной игумении. Внеся плату на пострижение, каждая из вновь поступающих стариц должна была завести для себя келью, которая считалась ее полной собственностью. Старица могла продать или уступить кому-либо свою келью по своему усмотрению. О своем пропитании насельницы также должны были заботиться сами. Только в редких случаях особенно бедным или немощным по определению собрания стариц выдавалось небольшое вспомоществование. Такое своеобразие устава в сочетании с отсутствием государственной поддержки привело обитель к состоянию крайнего запустения.

Возрождение началось в 1810 году, когда настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева - очень деятельная и духовно просвещенная монахиня. Она сумела в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Именно Маврикия Ходнева ввела в монастыре общежительный устав. Общая трапеза, общие труды сплотили оставшихся 40 сестер. Была арендована земля под огороды и построен кирпичный завод. Это позволило не только произвести необходимый ремонт, но и начать новое энергичное строительство.

Помощницей Маврикии Ходневой стала мать Феофания, которая не щадила себя в тяжких работах. На свои средства и личным трудом она организовала ткацкую, живописную и золотошвейную мастерские. В 1840 г. мать Феофания стала ризничей, рукоделия ее мастерских приносили немалый доход монастырю. Пенсию, назначенную ей как вдове героя, она отдавала в обитель и на милостыню в память мужа.

Насельницы, поначалу относившиеся к ней настороженно, вскоре полюбили ее. Как никто другой, она умела улаживать различные конфликты между сестрами обители и сохранять мир. В 1837 г. Феофания была пострижена в мантию архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иннокентием. В 1824 г. под руководство Феофании поступила юная Мария Никитична Крымова – воспитанница графини Анны Орловой-Чесменской. 41 год прожила Мария вместе с матерью Феофанией, в полном самоотвержении и послушании своей старице. Она приняла постриг с именем Варсонофии и последовала за наставницей в Петербург. В 1845 г. архиепископ Новгородский Леонид приехал в Горицкий монастырь, чтобы лично посмотреть на мать Феофанию, перед тем, как дать указ о ее переводе в столицу для основания нового монастыря. Инициатива создания женской обители принадлежала Царской семье. Мать Феофания прибыла в Петербург с тремя сестрами – Варсонофией, Ермионой и Юлией. К ним по указу присоединились еще 20 монахинь из Гориц. 28 октября 1845 г. новая матушка была посвящена в сан игумении.

Русские цари и царицы уважали трудолюбивую Горицкую игумению. Император Александр I пожаловал в обитель великолепно вышитую Плащаницу, поднесенную ему гречанками Либериос. Император Николай I пожаловал игумении крест, осыпанный бриллиантами. Императрица Мария Феодоровна подарила в обитель Евангелие, обложенное золотом, а императрица Елизавета Алексеевна поднесла набор золотых Священных Сосудов.

Маврикия Ходнева умерла 18 июля 1861 года. Она похоронена в Троицком храме с южной стороны. На ее могиле была положена черная мраморная плита, возле которой сестры молились об упокоении ее души и просили помощи у праведницы.

На начало XX века Горицкий монастырь был третьеклассным, относился к Новгородской епархии. Имел четыре храма и три скита - Фетининский, Никулин и Зосимо-Ворбозомский, в монастыре и скитах проживало общим счетом до пятисот насельниц.

После революции 1917 года на базе монастыря была организована сельхозартель "Колос", в которой продолжали работать и молиться монахини вплоть до закрытия обители в середине тридцатых годов. Настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестов расстреляли. Судьба остальных монахинь также сложилась трагически: нетрудоспособные и престарелые насельницы были потоплены на барже в Белом озере, остальные - расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, сосланы в лагеря в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственной действовавшей церкви - Покровской Подгородней.

После Великой Отечественной войны в стенах бывшего монастыря располагался Дом инвалидов, который функционировал до 1973 года, после чего был переведен в Череповец. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры. В Введенской церкви расположилась тракторная мастерская, в Покровском храме – правление совхоза. Воскресенский собор, являющийся памятником архитектуры XVI века, не был передан совхозу.


3. Горицкий монастырь сегодня


Возрождение монастыря после длительного периода запустения связано с именем нынешней настоятельницы - монахини Евфалии (Лебедевой). Десять лет назад в 1996 г. по приглашению владыки Максимилиана матушка Евфалия приехала в Горицы из Покровского Красногорского монастыря г. Золотоноша Черкасской области.

Восстановление обители началось с Введенской церкви; официальный статус монастырь получил в 1990 г., а уже в 2000 г. был совершен первый постриг. В том же году Введенская церковь приходской общиной была передана монастырю. В 2003 г. главной монастырской церковью стал отреставрированный Покровский больничный храм, устроенный в 1831 г. кн. Параскевой Хованской.

На сегодняшний день население монастыря составляет 15 человек: 5 монахинь, 3 послушницы, а также трудницы.

Хозяйство монастыря весьма обширно: гектар огорода, 36 га сенокосов и 7 га сада. Имеется скотный двор, а также полсотни кур. В монастыре большинство продуктов производится своими руками, в том числе хлеб, сыр и сливочное масло. В ближайшей перспективе предполагается устройство пасеки.

Активно ведутся ремонтно-восстановительные работы: помимо храмов сделан ремонт монастырских стен, ворот и башен; оборудована кухня с просторной трапезной, сестринский корпус и больничные кельи; восстановлено здание бывшей мельницы и оборудовано под гостиницу и столярную мастерскую, выстроены небольшая звонница и гараж-ангар для автотехники. Расчищаются пруды.

Сегодня Горицкий Воскресенский монастырь передан Вологодской епархии. Такое решение приняла областная межведомственная комиссия по согласованию с Министерством культуры РФ. Монахиням, поселившимся в руинах святыни, передаются почти все храмы и строения обители. Необходимо переселить несколько семей, живущих в монастырских корпусах, и закончить строительство сельского дома культуры, который по сию пору пребывает в стенах Троицкого собора.

Заключение


Монастырь играет большую культурно-социальную роль в жизни Кирилловского района и всей Вологодской области. Летом в обители гостят воскресные школы из самых разных мест, а также дети из детских домов области. Они живут небольшими группами со своими руководителями, участвуют в богослужениях и послушаниях (огород, сенокос, дрова и пр.).

На Рождество и Пасху в монастыре проводятся праздники, на которые приходят все дети села Горицы и его окрестностей. Сестры организовывают концерты, викторины, устраивается сладкий стол и раздаются подарки. Стараниями монастыря ведется просветительская работа: в Алешинской школе уже третий год преподаются "Основы православной культуры", в Горицкой школе сестры проводят музыкальные уроки и ведут занятия по программе "Истоки", в Кирилловской школе проходят тематические беседы, при Кирилловском центре досуга молодежи действует клуб православных вожатых "Ровесник", при доме-музее Бриллиантовых - клуб "Православная беседа". Издается информационный листок, готовится к изданию новый буклет о монастыре. Собирается библиотека (уже более 2 тысяч томов), в которой кроме богословской и духовно-просветительской литературы имеются книги и по сельскому хозяйству. Гордостью книжного собрания считается подборка литературы по пчеловодству, начиная с 1902 г.

Сестры, как и встарь, занимаются рукоделием - шьют церковные облачения и монашеские одежды, реставрируют иконы. Кроме этого ухаживают за больными и престарелыми. Помогают вернуться к нормальной жизни людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.

Прибывающие в монастырь паломники могут прикоснуться к святыням обители - мощам Киево-Печерских святых, святых Феодосия и Лаврентия Черниговских, преподобного Феодосия Тотемского и Александра Свирского, блаженной Матроны Московской. В монастыре два чтимых образа Святителя Николая : один принесен по благословению Святейшего Патриарха из Москвы, а другой прославился чудесным мироточением сравнительно недавно. Особо чтится обновившаяся икона Богоматери Тихвинской, по молитвам возле которой женщины обретают радость материнства (известно 20 случаев). Возле обители есть посвященный Тихвинской иконе Божией Матери святой источник, к которому ежегодно 9 июня совершается крестный ход с водосвятием.

Таким образом, Горицкий Воскресенский монастырь, следуя многовековой традиции, является региональным центром духовно-религиозной жизни, ведя просветительскую, воспитательную и социально-педагогическую работу.

Литература


  1. Еремина Т.С. Мир русских монастырей: История, предания. -М., 2002.

  2. Комеч А.И. Русские монастыри: История и культура Х-ХVII столетия. – М., 2001

  3. Подъяпольский С.С. Собор Белозерского Горицкого монастыря// Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989.

  4. Русские монастыри: искусство и традиции. – СПб., 1997

Рефетека ру refoteka@gmail.com