В. Десятников
Основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким, он стоит на Русской земле уже более восьми столетий. Был Переславль некогда богат и знаменит. Недаром английский дипломат, посол в Москве (1588-1589) Джайлс Флетчер причислял его наряду с Ярославлем и Вологдой к шестнадцати главным городам России. Русские удельные князья прекрасно понимали стратегическое значение Переславля, находившегося на пути из Москвы в Архангельск, через который в XVІ-ХVIІ веках осуществлялась торговля с Западной Европой, и вели за него кровопролитные войны. В 1302 году Переславское княжество присоединилось к Москве, сильно укрепив ее позиции в борьбе за объединение феодальной Руси. Осенью 1380 года переславичи под водительством Димитрия Донского сражались на поле Куликовом. Во времена Ивана Грозного Переславская земля сделалась оплотом опричнины, а город - крепостью.
В 1561-1564 годах близ дороги, ведущей на Ярославль и далее на Вологду, был построен Никитский монастырь. Его храмы до сих пор остаются загадкой для ученых. Никитский собор - единственный образец древнерусского зодчества, имеющий внутри стрельчатые арки, на которых держится свод. Существует предположение, что в создании собора участвовали кавказские мастера, прибывшие в Москву в свите супруги Ивана Грозного Марии Темрюковны. В настоящее время в соборе ведутся реставрационные работы. Они, возможно, помогут пролить свет на эту архитектурную тайну ХVІ века. Ждет своего исследователя и Благовещенская церковь с огромной уникальной трапезной, перекрытой без единой опоры.
Немногие города имеют такое количество исторических памятников, как Переславль. Его еще и сейчас высокие земляные валы протянулись на два с половиной километра. Когда-то они окружали крепость, где находились княжеские терема, церкви, дома горожан.
Самым древним строением города является могучий Спасо-Преображенский собор (1152-1157), вросший, подобно былинному Святогору, в землю под собственной тяжестью. Он далек от изящества церкви Покрова-на-Нерли, его скромный декор не идет ни в какое сравнение с фантастическими белокаменными резными узорами Георгиевского собора Юрьева-Польского, но в нем есть та мощь и та сила, которые лучше всего доносят до нас дыхание сурового времени Юрия Долгорукого.
Неподалеку возвышается шатровая каменная церковь Петра митрополита (1585), с трех сторон окруженная открытой галереей. Она стоит на месте несохранившейся деревянной, построенной в память о состоявшемся в 1311 году в Переславле соборе, судившем святителя, который обвинялся Тверским князем в продаже церковных должностей. Однако Петр был оправдан, и Тверь потеряла, а Москва приобрела в лице митрополита верного союзника.
В XVІ веке на окраине Переславля инок Даниил основал монастырь, названный позднее Даниловым. В архитектурном отношении монастырь интересен одноглавым Троицким собором, сооруженным ростовским зодчим Григорием Борисовым в 1532 году, трапезной палатой с церковью, корпусом келий, возводившимся на средства князя Барятинского в конце XVІI столетия. Обитель эта пользовалась особым покровительством Ивана Грозного и его окружения. Собор, к которому пристроена шатровая колокольня с башенными часами, в XVII веке расписала артель из Костромы, руководимая Гурием Никитиным и Силой Савиным.
Всю западную стену Троицкого собора занимает сцена Страшного суда. Но как же не похожа она на творения западных художников, представляющих Страшный суд в виде зловещей космической катастрофы! Здесь нет ничего подобного. Живопись светла и мажорна, суд трактуется не столько как возмездие, сколько как отеческое предостережение-напутствие людям, жаждущим милосердия и справедливости.
В среднем ярусе колокольни Ивана Великого в Московском Кремле находится снятый с колокольни Троицкого собора большой колокол - так называемый Даниловский, надпись на котором свидетельствует, что он отлит в 1678 году в Переславле-Залесском знаменитым мастером Федором Моториным.
Изначальные стены Данилова монастыря не сохранились - на их фундаментах были возведены новые.
В 1557 году Иван Грозный в ознаменование рождения у него сына Федора повелел построить неподалеку от Переславля часовню «Крест» и собор великомученика Феодора Стратилата в одноименном переславском монастыре. По преданию, 8 июня 1304 года, в Федоров день, на месте, где позднее был основан монастырь, произошла битва переславцев во главе с юным Иваном Калитой и тверичей. «Того же лета князь Иван Данилович пришел в Переславль и сел на княжение. Тогда же прииде на него боярин Аканф (...) со тверичи, и бысть им бой крепок под Переславлем, и поможе Бог князю Ивану».
Начало ХVIІ столетия принесло городу неисчислимые бедствия. Воспользовавшись смутой, польско-литовские интервенты посадили на русский престол Лжедмитрия І. Вспыхнула гражданская война. В 1608 году поляки и «русские воры» захватили и разгромили Переславль. Через год их изгнали войска Михаила Скопина-Шуйского. Позже переславцы в составе ополчения Козьмы Минина и Димитрия Пожарского освобождали Москву от сторонников самозванца.
В 1688 году Петр І начал строить на Плещеевом (Переславском) озере «потешные» корабли и галеры, положив тем самым начало Русскому флоту. Со всех концов страны сюда съезжались лесорубы, плотники, кузнецы, резчики по дереву, оказавшие заметное влияние на развитие ремесел и искусств в Переславле. Один из уцелевших петровских ботов - «Фортуна» - сохранился до наших дней, его можно увидеть в филиале местного музея - павильоне «Ботик».
Памятники переславской архитектуры отличаются высоким техническим мастерством их создателей. В полной мере это относится к постройкам Горицкого монастыря, названного по своему местоположению - на горе с крутым спуском к Плещееву озеру. В его стенах «имел жительство» выдающийся церковный деятель Северной Руси преподобный Димитрий Прилуцкий, основавший Никольский «что на болоте» монастырь в Переславле и Прилуцкий монастырь под Вологдой.
В 1354 году в Горицком монастыре епископ Афанасий возвел в сан игумена вдохновителя Куликовской победы, великого молитвенника Руси преподобного Сергия Радонежского. В 1382 году татарские орды разрушили обитель. Чудом уцелели лишь несколько человек, среди них приехавшая сюда на богомолье Великая княгиня Евдокия - супруга Димитрия Донского. Они вовремя успели отплыть от берега. «Бесеримены» преследовали их, но вдруг пал густой туман... Евдокия в честь своего чудесного спасения восстановила Горицы, а жители Переславля с тех пор каждый год в шестое воскресенье по Пасхе совершают крестный ход на плотах от собора по реке Трубеж к середине озера.
Древних памятников в Горице не сохранилось. Существующий ныне ансамбль сложился в ХVIІ- XVIІI веках. Особенно красивы восточные ворота монастыря и надвратная церковь. Их белые стены сплошь покрыты резными украшениями из кирпича - едва ли не лучшими в русском зодчестве XVIІ столетия.
В 1744-1788 годах Горицкий монастырь являлся центром огромной епархии, куда входили Можайск, Волоколамск, Дмитров, Александров. О времени расцвета обители, когда в ее стенах располагалась резиденция епископа, ярче всего говорит Успенский собор (1750-е годы). По размерам, изяществу внутренней отделки, а главное, по изумительной акустике равных ему сыщется мало. «Пречистая на Горице, Елизаветинское барокко (все голубое), Екатерининский иконостас (золото). Горнее место (единственное в России)», - писал Михаил Пришвин.
В настоящее время в Горицах - историко-художественный музей. Его собрание насчитывает десятки тысяч экспонатов, библиотека хранит редчайшие грамоты и послания, старопечатные книги, нерасшифрованные ноты песнопений ХV-XVIІ веков, прижизненные издания Антиоха Кантемира, Гавриила Державина, Николая Карамзина, Александра Пушкина. В музее находится подлинник первого в России законодательного акта об охране памятников истории:
«Указ воеводам Переславским
Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ.
Петр
В Переславле
В 7 день Февраля 1722 года».
Из полусотни залов музея почти половина отведена под картинную галерею имени академика живописи Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943), много сил и времени положившего на ее создание. Здесь представлены работы Ивана Шишкина, Владимира Маковского, Василия Поленова, Филиппа Малявина, Николая Касаткина, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Зинаиды Серебряковой, Константина Коровина, Константина Юона...
Переславскому собранию произведений древнерусского искусства могут позавидовать многие наши крупнейшие музеи. Подлинными шедеврами являются иконы «Петр и Павел» (ХVIІ век) и «Огненное восхождение Ильи Пророка» (ХVI век) из Покровской церкви, «Архангел Гавриил» и «Архангел Михаил» (XVI век) из Никитского монастыря, «Успение Богоматери» (ХVI век) из Успенского собора. Судя по ним, можно с достоверностью утверждать, что в городе исстари трудились свои замечательные мастера. Об этом говорит и надпись на иконе святителя Николая чудотворца (1633) из Варваринской церкви: «Писали сей святый образ Переславля-Залесского Горицкого монастыря иконописец Никифор Андреев да того ж Переславля-Залесского иконописец Григорий Никитин сын Попов». И еще: одна из самых красивых росписей в ярославской церкви Иоанна Предтечи (XVII век) выполнена переславцами - «Дмитрием Плехановым со товарищи».
Под стать живописцам были и переславские резчики. В 1867 году на Всемирной выставке в Париже резные царские врата XVIІ века из церкви Введения, что в Рыбной слободе, получили Большую золотую медаль и диплом.
В музее представлено свыше ста скульптур, по своим художественным достоинствам стоящих не ниже, чем известное собрание Пермской картинной галереи. Выдающимся произведением искусства является, например, скульптура «Полунощный скорбящий Спас» (ХVIІ век).
«Живопись иглой» - так называют древнерусское шитье. Переславский музей имеет немало интереснейших его образцов, но особенно хороши две хоругви XVI века, шитые Анастасией Романовной - первой супругой Ивана Грозного - для Никитского монастыря.
Снимавшие здесь фильм «Александр Невский» Сергей Эйзенштейн, Петр Павленко и Эдуард Тисе оставили в книге отзывов следующую запись: «Не ожидали, что в Переславле такой содержательный, богатый, любовно хранимый музей. Никогда не видели в другом месте, чтобы народ шел в музей с такой охотой, как в Переславле. Честь и хвала руководителям музея, что они вместе со всем коллективом работников создали из музея хороший культурный центр».
Кстати, принимал авторов фильма мой давний друг Константин Иванович Иванов - талантливый художник-самоучка из рабочих, ставший директором музея. Ему город обязан спасением многих памятников архитектуры. В их числе - красавица-колокольня Горицкого монастыря, казалось, обреченная на снос, ибо мешала посадке самолетов на местном полевом аэродроме. К. И. Иванов убедил авиаторов сдвинуть взлетно-посадочную полосу, и выдающаяся архитектурная доминанта города была сохранена.
Воистину, нет на Руси ни города, ни села без подвижника. Вот другой пример. Когда после снятия блокады с осажденного Ленинграда оттуда в Переславль привезли находившегося практически при смерти инженера-лесовода Сергея Федоровича Харитонова, никто не мог предположить, что он не только выживет, но и станет основателем Переславского дендросада - единственного в своем роде рукотворного чуда природы. Здесь собраны и акклиматизированы деревья, кустарники, травы и цветы со всех континентов земного шара. Харитонов изменил сам ландшафт когда-то заброшенной окраины города, создав каскад искусственных прудов, проложив тропинки и дороги, развилки которых украсил резной деревянной скульптурой и мозаикой из валунов ледникового периода.
В современном Переславле есть университет, действуют несколько филиалов вузов, работают крупные промышленные предприятия, строятся новые жилые микрорайоны. Но прежде всего это - заповедное место. Город пленяет приезжающих сюда особым уютом, спокойствием, чистотой нешироких улиц, тихим течением Трубежа. Недаром в Переславле и его окрестностях любили отдыхать и работать многие русские писатели, художники, артисты. Среди них - Федор Шаляпин, Константин Коровин, Михаил Пришвин, Леонид Леонов. В ХІX веке судьба занесла сюда парижанина - писателя Александра Дюма.
А Плещеево озеро, которым так восхищался Пришвин! «Ночью, закрыв глаза перед сном, я вижу его узорчатый берег и у каждого зубчика на голубом белую чайку - так сказочно! А на правде еще лучше. И так хорошо тут в природе, что если уж и будет потом что плохо, то от себя... Хороши овраги к озеру, по бокам снег, внизу ручей, над ручьем склонились цветущие орешники, сквозь их золотые сережки виднеется голубая река, окружающая лед озера, и дальше, за озером, чуть видные, синеют леса»...