Рефетека.ру / Косметология

Контрольная работа: Нижний Тагил: история и современное состояние

Содержание


1. История Нижнего Тагила

2. Культурные традиции Нижнего Тагила

3. Экологическая обстановка города Нижнего Тагила

4. Нижний Тагил на пороге XXI века

Список использованной литературы


1. История Нижнего Тагила


История Нижнего Тагила тесно связана с историей горнозаводской промышленности Урала. Разрешение на постройку чугуноплавильного завода у горы Магнит (позже она стала называться Высокой) было дано Демидовым в 1702 году по Указу Петра I. Строительство Нижнетагильского чугуноплавильного, железоделательного и Выйского медного заводов продолжалось несколько лет и велось по лучшим европейским образцам. Выйский завод был пущен в 1722 году. Около него возник поселок носивший, по установившейся на Урале традиции, имя своего завода. В 1722 году был пущен в эксплуатацию и Нижнетагильский железоделательный завод на котором, по переписи того времени, числилось 537 душ «мужского полу».

В 70-х годах XVIII века все больше сливавшиеся с другими Нижнетагильский и Выйский поселки представляли, по свидетельству современников, крупное поселение городского типа почти с пятитысячным населением и со значительной торгово-промышленной прослойкой. Но подавляющее большинство составляли все-таки крепостные - «горнозаводские крестьяне господ Демидовых». К концу XVIII века Нижний Тагил был заметным промышленным и культурным центром. В 1806 году был образован Нижнетагильский горный округ в который вошли все заводы. Этому способствовало проведение в 70-х годах XIX века горнозаводской железной дороги, а также соединение его с окрестными заводами узкоколейными дорогами.

В январе 1918 года Декретом СНК за подписью В. И. Ленина округ Нижнетагильских и Луньевских горных заводов был национализирован, и промышленные предприятия вошли в состав Нижнетагильского металлургического треста. Права города Нижний Тагил получил 20 августа 1919 года постановлением Екатеринбургского военно-революционного комитета. «Нижнетагильский завод преобразовать в город Нижний Тагил, безуездный, с введением в нем городского коммунального хозяйства, - говорилось в этом документе. - Город Нижний Тагил сливается в одно целое из Тагильской, Выйско-Никольской, Троицко-Александровкой волостей».

В мае 1920 года бывший Верхотурский уезд был разделен на четыре, один из них - Нижнетагильский. Город стал уездным. В 1923 году Постановлением ВЦИК была образована Уральская область с шестнадцатью округами, в том числе Нижнетагильским округом, который просуществовал до июля 1930 года.

20-е годы - годы восстановления разрушенного за период гражданской войны хозяйства. Ожил Высокогорский рудник, заработал металлургический завод. В 1926 году в городе работали пять клубов и восемь библиотек, появился первый радиоузел.

В 1930 году создан Нижнетагильский район, в состав которого, кроме города, вошли семь сельсоветов. 13 октября 1931 года Президиум Уралоблисполкома принял постановление №101 о развитии Нижнего Тагила в связи со строительством коксохимкомбината, нового металлургического и вагоностроительного заводов. С этого момента начинается бурный рост города.

В 1932 году начато строительство первых цехов Уральского вагоностроительного завода. Через четыре года, в октябре 1936-го, с его конвейера сошел первый грузовой вагон. Тогда же в Нижнем Тагиле пущен первый трамвай, а в 1939 году открыт учительский институт - первое высшее учебное заведение города. 25 июня 1940 года на Нижнетагильском металлургическом заводе выдан первый чугун, а в сентябре - первая сталь.

В Великую Отечественную войну в городе, опираясь на его мощную индустриальную базу, были размещены эвакуированные Криворожский металлургический и коксохимический, Московский и Ленинградский машиностроительные заводы, трест Ленруда. За четыре года войны тагильчане построили мощную третью домну, четыре мартена, две коксовые батареи, агломерационный комбинат. Был освоен выпуск феррохрома, ферромарганца, ферросилиция необходимых для производства специальных сталей. За 1941-1945 годы 35 тысяч знаменитых «тридцатьчетверок» изготовили тагильчане.

С 1940 года до конца 1960-х шло бурное строительство предприятий металлургической, химической, горнодобывающей, пищевой промышленности, объектов культуры, спортивных сооружений. За эти годы были построены более 30 школ, десятки садов и детских яслей, драматический театр, дворец культуры металлургов, три кинотеатра, два техникума. Численность населения возросла в 2,1 раза и составила 338,5 тыс. человек.

В настоящее время Нижний Тагил - классический образец индустриального центра. По численности населения и экономическому потенциалу он входит в число первых 30 городов России. Территория города 299 квадратных километров, численность населения - 430 тысяч человек. Город дает 7 процентов выплавляемого в стране чугуна и 6 процентов стали и проката.

История города тесно связана с историей страны: тагильский металл был в штыках Суворова и Кутузова, здесь впервые встал на рельсы российский паровоз, изобретенный отцом и сыном Черепановыми. Нижний Тагил - родина уникального подносного промысла.

Сегодня в городе два института, 13 средних специальных учебных заведений, 79 общеобразовательных школ, три театра, два музея, цирк, девять дворцов и домов культуры, более ста промышленных предприятий.


2. Культурные традиции Нижнего Тагила


Город родился как металлургический центр около горы Высокой, богатой уникальной железной рудой и другими ценными полезными ископаемыми.

Рожденный в эпоху Петра I завод, а с ним и заводской поселок вобрали в себя культурные традиции народов, привезенных из разных губерний России заводовладельцами Демидовыми.

Демидовы заложили хороший фундамент для развития культуры будущего города. В XIX веке в поселке появляется библиотека и музей естественной истории и древностей с уникальными экспонатами, отмеченные многими знаменитыми путешественниками. Выплавка металла с маркой «Старый Соболь», уникального по своим качествам, послужило основой рождения новых культурных традиций, таких как, например, лаковая роспись по металлу или знаменитые тагильские подносы. К концу ХIХ века в Нижнем Тагиле действует 2 театра, обсерватория, оркестр, купеческий клуб, чуть позже появляется 2 кинотеатра.

Большой шаг в развитие культуры был сделан в годы Великой отечественной войны, благодаря усилиям технической и творческой интеллигенции, эвакуированной в Нижний Тагил из блокадного Ленинграда. В годы войны в городе открылся театр кукол и музей изобразительного искусства, родилась своя художественная школа живописи.

Сегодня Нижний Тагил не только крупный индустриальный центр Урала, это город большой истории и самобытной культуры, представленной всеми направлениями культурной деятельности. В городе действует 2 библиотечные системы: детская с 12 филиалами и взрослая с 16 филиалами. Гордостью тагильчан является музей-заповедник со своей уникальной коллекцией и единственной в стране сетью музеев-заводов Н. Тагила, Кушвы, Н. Салды. По инициативе директора музея - заповедника Семенова И.Г. разрабатывается программа индустриально-ландшафтного парка. В городе работает 3 театра: драматический имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, кукольный, муниципальный молодежный и цирк.

Музыкальная жизнь города представлена 5 музыкальными школами , 2 школами искусств и музыкальным училищем. Создан муниципальный духовой оркестр и филармония с замечательным коллективом - оркестром баянистов «Тагильские гармоники», лауреатами нескольких престижных конкурсов и фестивалей. Чрезвычайно интересна художественная жизнь города. Редкое явление не столичных городов - полный цикл художественного образования: 2 художественные школы, 2 художественных отделения в школах искусств, художественное училище, художественно-графический факультет в НТГПИ и музей изобразительного искусства, собравший редкую коллекцию. Все это создает великолепную базу для художников города, которые объединены в Союз художников. Активно развиваются народные промыслы.

Не менее развита и досуговая сеть учреждений культуры - 3 муниципальных и 4 ведомственных Дворца, клубная система, старинный парк им. А.П. Бондина.

Традиционными стали проведение фестивалей «Золотой петушок», «Веселухин ложок», «Зимние наигрыши» и другие.


3. Экологическая обстановка города Нижнего Тагила


Специфическая промышленная нагрузка на сравнительно небольшой территории города, низкий технический уровень горно-металлургических производств - основные источники загрязнения окружающей среды. При этом специфика их технологий, состояние основных фондов и технический уровень при отсутствии должного правового и экономического контроля таковы, что производство одной тонны товарной продукции неминуемо сопровождалось выбросами в атмосферу загрязняющих веществ. В год на каждого жителя в те годы приходилось 1,5 тонны выбросов. Но это только один аспект проблемы.

Тагильчане первыми в России заявили о своей неблагополучной ситуации в городе, заявили в надежде на закон и поддержку Правительства Российской Федерации.

Пять лет назад постановлением главы администрации города было утверждено положение об отделе по экологии и природопользованию администрации города, в компетенцию которого в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» входит:

- определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, разработка экологических программ;

- планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;

- учет, оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов;

- координация всех природоохранных служб, предприятий, организаций, учреждений, независимо от их форм собственности и подчинения;

- другие.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 года и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 5.02.1993 года «О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития, оздоровлению окружающей среды в городе Нижний Тагил» в I квартале 1993 года была проведена государственная экологическая экспертиза состояния окружающей среды и населения города, результатом которой явилась разработанная и представленная на заседание Президиума Правительства Российской Федерации «Федеральная целевая комплексная программа по оздоровлению окружающей среды и населения города Нижний Тагил на период до 2000 года», которая была одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации 6 мая 1995 года N 452.

В городе разрабатывается муниципальная программа по внедрению непрерывного экологического образования «Формирование экологической культуры у детей и учащейся молодежи». В городе имеется богатый опыт экологического образования, как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

Тагильские учащиеся занимают призовые места не только в областных слетах юных экологов, но и на российском уровне.

В городе накоплен богатый опыт международного сотрудничества, говоря о котором следует отметить новые подходы, которые формировались в процессе сотрудничества с Агентством по охране окружающей среды США.

Ежегодно главой города утверждается бюджет сметы расходов и порядок финансирования мероприятий, а также отчеты об исполнении и расходовании средств городского экологического и финансово-инвестиционного фондов. Отчеты представляются и на заседание Нижнетагильской городской Думы. Постановлениями главы города утверждены Совет городского экологического фонда и состав правления финансово-инвестиционного фонда. Примечательно, что в принятии решений по финансированию участвуют специалисты предприятий контролирующих организаций, представители общественности.

Выпущены постановления главы города «Об обеспечении ртутной безопасности в городе Нижний Тагил», «Об упорядочении сбора, транспортировки и складирования твердых бытовых отходов».

Стало доброй традицией ежегодно проводить Дни защиты от экологической опасности. Широкий комплекс мероприятий по благоустройству и озеленению, очистке территории города, экологический всеобуч позволяют вовлечь все большее количество участников в экологическое оздоровление города. За 2 последних года на территории города высажено более 16 тыс. деревьев, более 28 тыс. кустарников, завезено около 1,5 тыс. тонн торфа, ликвидировано более 50 несанкционированных свалок мусора, и еще много других добрых дел было сделано совместными усилиями природоохранных служб, коммунальных служб, предприятиями, организациями, образовательными учреждениями, молодежью, просто жителями нашего города, которым небезразлично экологическое состояние нашего города, которые любят свой город.

А в заключение хотелось бы сказать: экологические проблемы в последние годы были приоритетными в работе главы города и администрации. Сложилась система природоохранной деятельности, обозначены цели и задачи, которые нашли свое отражение в Федеральной целевой программе по оздоровлению окружающей среды и населения нашего города.


4. Нижний Тагил на пороге XXI века


По данным статистики, в 1996 г. в Нижнем Тагиле действовало 46 крупных и средних промышленных предприятий; среди них - такие известные во всем мире, как ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат». ГПО «Уралвагонзавод». ОАО «Уралхимпласт». Один только металлургический комбинат, по сведениям за первые девять месяцев 1996 г.. дал 77% общего объема промышленного производства города. Все они являются теми самыми индустриальными гигантами советской эпохи, которые должны, по мнению московских интеллектуалов, исчезнуть в самое ближайшее время. Однако, можно надеяться, именно они станут удачным примером практического опровержения отвлеченных теорий. Во всяком случае, та же городская статистика показывает: в Нижнем Тагиле особенно пострадали мелкие и средние предприятия, прежде всего отраслей легкой промышленности, строительства, сферы обслуживания. А промышленные великаны, несмотря на все сложности своего экономического развития, демонстрируют огромную жизнеспособность и отнюдь не намерены исчезать.

Невозможно отрицать тот факт, что современный индустриальный потенциал Нижнего Тагила был создан в гг. Советской власти. К 1977 г. объем промышленного производства вырос по сравнению с 1913 г. в315 раз - и это в городе, с XVIII столетия считавшемся крупным индустриальным центром. Можно говорить о слишком высокой цене - человеческой, экологической, социальной, уплаченной за промышленные достижения. Но магия цифр объемов промышленной продукции города завораживает и сегодня. В конце 1970-х гг. тагильчане производили половину рельсов всего Советского Союза, четвертую часть железнодорожных вагонов, более трети цельнокатаных колес для них. В Нижнем Тагиле выпускали чугун и сталь, металлопрокат и химические продукты, магистральные грузовые вагоны и танки, отопительные радиаторы и медицинские инструменты, стиральные машины и артиллерийские боеприпасы и многое, многое другое. В 1970-е гг. город отметил удивительные события. 25 мая 1976 г. из ворот Уралвагонзавода вышел вагон с номером 500000 (а сегодня их число достигло уже 800000). Нижнетагильский металлургический комбинат отпраздновал свою 100-миллионную тонну стали в декабре 1973 г., 100-миллионную тонну чугуна - в 1974 г.. 100-миллионную тонну проката - в 1979 г. В Книге рекордов Гиннеса 1980-х годов сообщалось: «Самое крупное промышленное предприятие в мире. Нижнетагильский вагоностроительный и танковый завод.... занимает площадь 827000 кв.м. Ежегодно он может производить 2500 танков типа Т-72».

Такие цифры, несомненно, говорят не только о масштабах производства, но и о высоких для своего времени технологиях, о мастерстве рабочих, о таланте инженеров и конструкторов. 1960-1970-е гг. в Нижнем Тагиле вообще отличаются активным поиском новых решений, широким привлечением науки в производство.

На Нижнетагильском металлургическом комбинате создается ряд опытно-промышленных установок для отработки новых идей и процессов. Среди них - доменная печь объемом всего 6 кубических метров; роторная кислородная сталеплавильная печь садкой 15 тонн; комплекс агрегатов (опытный цех) для прямого восстановления железа, извлечения меди и кобальта из тагильских магнетитовых руд; экспериментальная установка для изучения закалки рельсов в масле, первая машина пневмосепарации углей для коксования. Впервые в практике металлургии в 1963-1964 гг. на комбинате реализована технология передела ванадиевого чугуна с извлечением ванадия и выплавкой стали дуплекс-процессом в кислородных конвертерах. Эта технология эффективна и по сравнению с более поздними зарубежными разработками. Для реализации ванадиевой технологии в 1963 г. на НТМК был построен первый в Советском Союзе кислородно-конвертерный цех с 130-тонными конвертерами. В 1966 г. введено в эксплуатацию отделение объемнойзакалки рельсов в масле. Эта технология, созданная на комбинате, обеспечивает производство самых износостойких рельсов в мире для работы в условиях низких температур. В 1968 г. на НТМК установлена и затем отслужила четверть века первая в отечественной металлургии машина непрерывной разливки стали криволинейного типа оригинальной конструкции (с шагающими балками). Она была разработана и изготовлена на Уралмашзаводе. Позднее криволинейные машины стали основным типом установок в металлургии. В течение 1950-1970-х гг. на комбинате введены в эксплуатацию передовые для своего времени рельсобалочный, крупносортный, колесопрокатный, шаропрокатный станы. Они работают и в наши дни. В 1974-1977 гг. построен первый и пока единственный в России и странах бывшего СССР уникальный по масштабам производства и сортаменту комплекс универсально-балочного стана, обеспечивающий прокат до полутора миллионов тонн в год широкополочных балок и колонных профилей для строительства, а также прокат ряда специальных профилей.

Продукция производственного объединения «Уралвагонзавод» всегда отвечала самым высоким мировым технологическим стандартам, а нередко и превышала их. В результате внедрения самых прогрессивных технологий на заводе создано поточно-конвейерное производство цельнометаллических полувагонов и железнодорожных цистерн. Уникален опыт криогенного производства УВЗ. В разные годы здесь проектировались и строились железнодорожные и универсальные цистерны для перевозки кислорода, водорода, азота, этилена, применявшиеся как в народном хозяйстве, так и в ракетно-космическом комплексе страны. Основатель заводского конструкторского бюро криогенного машиностроения М.Н. Веремьев был в 1957 г. удостоен Ленинской премии за разработку и создание системы заправки жидкими компонентами космической ракеты, доставившей на орбиту искусственный спутник Земли. Значителен вклад УВЗ в разработку и изготовление других космических аппаратов - «Восток», «Восход», «Протон», а также корабля многоразового использования «Буран».

Целой эпохой в истории мирового танкостроения стал разработанный на УВЗ коллективом конструкторов под руководством В.Н. Бенедиктова и здесь же поставленный на серийное производство танк второго послевоенного поколения Хотя эта машина создавалась в 1967-1972 гг.. она и сегодня, после ряда модернизаций, находится на вооружении около 20 стран мира. Лицензию на его производство в разное время получили Польша, Югославия, Словакия, Индия, Ирак, Иран. Президент Сирии X. Асад после танковых боев сирийской армии с подразделениями Израиля в Ливане в начале 1980-х гг. заявил в одном из интервью: «Танки типа Т-72 - лучшие в мире». Последняя модификация этой машины, производимая УВЗ, - ракетно-пушсчный танк Т-72С с динамической защитой - и сегодня считается на мировом рынке вооружений одной и'! самых лучших и конкурентоспособных.

Распад Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис больно ударили по заводам Нижнего Тагила. За период с 1989 по 1995 гг. объемы промышленного производства в городе снизились на 41.2%. Особенно тяжелый удар был нанесен оборонным предприятиям. На Уралвагонзаводе производство военной техники снизилось к 1995 г. в 30 раз. Причина банальна - Министерство обороны не оплачивает даже заказанную и произведенную продукцию. Высокогорский механический. 70% продукции которого составляли заказы армии, уже к 1993 г. потерял 60% объемов оборонного производства. Резкое сокращение платежеспособного спроса на внутреннем рынке поставило на грань выживания и те заводы, что не имели прямого отношения к обороне страны. Генеральный директор ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» Ю.С. Комратрв (до 1998 года) отметил в одном из интервью: «Внутренний рынок - предмет постоянной головной боли как для меня, так и для работников отдела сбыта. Наш металлопрокат нужен практически всем, но из этих всех только немногие готовы платить за него уже сейчас. И если бы не Министерство путей сообщения, которое стабильно забирает у нас 35 процентов готовой продукции..., положение комбината на рынках сбыта России можно было бы характеризовать, по меньшей мере, как плачевное».

Критическое положение со сбытом продукции усугубилось наличием на тагильских предприятиях большого количества устаревшего и просто изношенного оборудования. Даже НТМК. будучи пионером в российской металлургии по внедрению ряда новейших технологий, в условиях централизованной экономики вплоть до 1990 г. из-за ограничений в финансировании не имел возможности реализовать разработанные программы полного перехода на современные процессы. В результате к концу XX столетия наряду с конвертерным сохранилось неэффективные мартеновское производство, разливка стали в изложницы, устаревшие прокатные станы и нагревательные печи, что, естественно, имело следствием повышенные затраты на производство металла. Известно, что. когда на Уралхимпласт прибыли для заключения взаимовыгодного союза представители немецкой фирмы «Хехст», то они просто обомлели при виде цеха, где намечалось совместное производство новой продукции. Оборудование, по их мнению, было пригодно только для музея и потому уникально. Пути выхода из кризисной ситуации были очевидны и внешне просты. В условиях рыночной экономики нормальная работа каждого предприятия возможна лишь при выполнении рада требований. Продукция должна пользоваться спросом у потребителя, быть конкурентоспособной не только по качеству, но и по стоимости, производиться с минимальными затратами и обеспечивать необходимый уровень рентабельности и прибыли; используемые технологии должны минимально воздействовать на окружающую среду.

В течение последних пяти-семи лет, несмотря на все трудности, предприятия города осваивали новые высокоэффективные технологии, ставили на поток производство уникальной конкурентоспособной продукции.

На Нижнетагильском металлургическом комбинате уже в 1992 г., используя подготовленные ранее проекты, разработали конкретную программу реконструкции и развития до 2000 г., в которой выделены приоритетные направления для концентрации ресурсов и ускорения работ. Центральным звеном программы является реконструкция в сталеплавильном производстве с полным переходом на кислородно-конвертерный процесс и разливку стали на машинах непрерывной разливки. Расход стали на прокат из непрерывно-литой заготовки сокращается на 20%. Это значит, что для того объема проката, который производит комбинат, соответственно требуется выплавлять на 20% меньше чугуна и стали, производить и расходовать меньше кокса, железорудного сырья и энергетических ресурсов. Указанные расчеты подтверждены опытом мировой металлургии и работой современных отечественных заводов.

Программа реконструкции затрагивает практически все переделы комбината, она стала руководством в повседневной его работе. В действующем конвертерном цехе № 1 начиная с 1995 г. последовательно вводятся в эксплуатацию машины непрерывной разливки стали для отливки круглых, прямоугольных, фигурных заготовок, из которых прокатываются железнодорожные колеса и бандажи, рельсы, широкополочные балки, листовой металл. Намечена реконструкция собственно конвертеров с отводящими трактами, чтобы на основе последних разработок коренным образом решить вопросы экологии и надежности работы агрегатов. Одновременно проектируется новый современный кислородно-конвертерный цех, который возьмет на себя производство стали сортамента мартеновского цеха № 1.

К переходу на прокат непрерывно-литой заготовки из конвертерной стали готовятся цехи прокатного передела. Уже с 1995 г. колесопрокатный цех обеспечивается заготовкой с высоким качеством поверхности, наиболее чистым по примесям и однородным по химическому составу металлом. Однако прессовое оборудование этого цеха, предназначенное для прессования заготовок перед прокатом колеса, устарело и имеет недостаточную мощность. В результате приходится нагревать заготовки до предельно высокой температуры, что сопровождается окислением металла, ухудшается качество поверхности колеса, требуется дополнительная механическая обработка. Поэтому Уральский завод тяжелого машиностроения по заказу НТМК спроектировал и готовит новое прессопрокатное оборудование. Одновременно обновляется парк станков для механической обработки колес. В связи с внедрением вакуумирования стали в конвертерных цехах, при котором из жидкого металла удаляются водород, азот, кислород, становится возможным исключение отдельных длительных технологических операций при прокате железнодорожных рельсов и колес. Поэтому на очереди разработка менее затратной технологии закалки рельсов непосредственно после их выхода из прокатного стана, упраздняющей рад операций, связанных с охлаждением и нагревом.

Переход универсально-балочного стана на прокат балок из непрерывно-литой заготовки выводит из цикла работы этого комплекса самый крупный в Европе обжимной стан - блюминг 1500, построенный в 1974 г. Реконструкция коксовых батарей увязывается с реальной потребностью в коксе при снижении его расхода в доменном цехе. Необходимым является переоснащение химических цехов коксохимического производства, выпускающих около 30 видов продукции.

Как мы видим, в конце XX столетия НТМК вступил в период коренного обновления с внедрением современных технологий и агрегатов, которым предстоит работать в XXI в. Выполнение программы реконструкции позволит сохранить производство готового проката на комбинате на достигнутом уровне при уменьшении затрат кокса, чугуна, стали, сокращении расходов сырья, материалов и энергии на 20-30%. При этом на современном уровне решаются экологические проблемы. Частокол труб мартеновских печей и нагревательных печей обжимных станов, «лисьи хвосты» рыжего дыма навсегда исчезнут из панорамы Нижнего Тагила. Ориентированный прежде на высокотехнологичные военные заказы, Уралвагозавод вышел к 1990-м гг. с более современными технологиями и производственными фондами, чем НТМК. Предприятие располагало сильными конструкторскими и технологическими подразделениями, эффективными мощностями по изготовлению оснастки, инструмента, нестандартного оборудования. Производство Уралвагонзавода, построенное по принцип}' предметно-замкнутой технологической цепи и прямоточности. включало в себя все необходимые переделы: собственную энергоцентраль, металлургические и литейные цеха, производство горячих поковок, холодной листовой штамповки, завершая механической обработкой, сборкой, сваркой и испытательными комплексами. А главное - здесь сложился уникальный коллектив инженеров, техников, рабочих самой высокой квалификации.

Основными задачами Уралвагонзавода стали, с одной стороны, разработка новых образцов военной продукции, способных успешно конкурировать на внешнем рынке, а с другой - приспособление имеющегося технологического потенциала к производству гражданской продукции. При постановке на конвейер гусеничных экскаваторов марки ЭО-5126 от чертежа до первого готового экскаватора прошел всего один год.

Довольно быстро экскаваторы УВЗ обошли по качеству воронежские, о чем свидетельствует справка отдела маркетинга и сбыта: «В Новом Уренгое проходили испытания экскаваторов производства Японии, Воронежского завода и объединения «Уралвагонзавод». При 20 градусах мороза остановилась японская машина, до 30 градусов дотянуло воронежское изделие. Экскаватор с маркой «УВЗ» работал при 40 градусах мороза без поломок». Сегодня наряду с гусеничной машиной Уралвагонзавод выпускает также колесную модификацию экскаватора ЭО-33211, универсальный малогабаритный погрузчик ПУМ-500 с большим набором навесного оборудования, разбрасыватель-сеялку РТС-1. При этом традиционный ассортимент изделий для железных дорог не только не уменьшился, но даже вырос.

Большим достижением танкостроителей Нижнего Тагила стало создание и постановка на конвейер представителя новой генерации российских танков - Т-90. Эта боевая машина воплотила в себе лучшие конструктивные и компоновочные решения танков серий Т-72 и Т-80, а также все новейшие достижения военной науки. При традиционных для российских танков малом весе, габаритах и высокой подвижности Т-90 имеет мощное ракетно-пушечное вооружение, сильную броневую защиту и даже комплекс подавления систем наведения высокоточного оружия. Все это вместе взятое в сочетании с относительно низкой ценой делают Т-90 самой перспективной боевой машиной России - как для вооружения собственной армии, так и для поставок за рубеж. Интерес к ней проявили уже многие страны мира. Эффективность применения Т-90 значительно возрастает при взаимодействии с бронированными машинами инженерно-технического обеспечения, разработанными на той же базе и также производимыми Уралвагонзаводом. Среди них -инженерная машина разграждения, ремонтно-эвакуационная машина, мостоукладчик.

На мировых рынках сбыта и даже внутри страны тагильские предприятия сталкиваются сегодня с жесткой конкуренцией транснациональных промышленных объединений. Но рыночная экономика не только заставляет бороться, она же открывает активным своим участникам новые перспективы. Перед тагильскими промышленниками встали новые и очень тяжелые проблемы, но одновременно они получили доступ к лучшим мировым технологиям, к новым капиталам. Воспользоваться этим не так и просто, но, оказывается, вполне возможно. И здесь выясняется, что отлично знающие счет деньгам финансовые и промышленные структуры Западной Европы готовы вкладывать в Нижний Тагил и свои технологии, и свои капиталы. Примеров тому немало.

В реконструкции Нижнетагильского металлургического комбината принимают участие ведущие фирмы Австрии. Германии, Италии и других стран, имеющих опыт строительства современных заводов. В частности, австрийская фирма «Фест Альпина» предоставила комбинату современную технологию непрерывной разливки стали и вакуумирования. Иностранная фирма «Нордекс» оплатила оборудованиелинии по производству железнодорожных нефтеналивных цистерн швейцарской фирмы «Хойслер» и установила его на Уралвагонзаводе, образовав совместное с ним предприятие (49% акций - собственность УВЗ. 51% - принадлежат иностранцам). Узлы сборочной линии заказывались в десяти странах: сварочные аппараты - шведские, гидроаппаратура - американская, роботы - австрийские. Окончательная сборка произведена в Швейцарии, куда ездили обучаться тагильские специалисты. Оборудование поступило на завод в середине января 1995 г. Проектная мощность линии - 2000 нефтеналивных цистерн в год. Интересно, что размещено новое производство в старом цехе, ранее производившем танки. Отметим, что линия фирмы «Хойслер» позволяет выпускать цистерны с ломаной осью. т.е. с полным сливом жидкости. Большой пакет акций ОАО «Уралхимпласт» приобрела австрийская фирма «БГС Индастриел» - давний и надежный партнер предприятия. Цели австрийцев пошпны - вложить средства, обновить технологии, получать прибыль.


Список использованной литературы


1. Нижний Тагил на перекрестках веков. Зримые образы прошлого и настоящего. Нижний Тагил, 2002.

2. Гордость моя - Вагонка. Свердловск, 1986.

3. Нижний Тагил - 275. Нижний Тагил, 1997.

4. Замечательные люди Вагонки Нижний Тагил, 2001.

5. Большая Советская Энциклопедия. 1974.(цитата про Нижний Тагил!

6. Тагильская Роза. История «лакирного дела» на Урале. Екатеринбург, 2000.

7. Архитектор Грядой. Нижний Тагил Нижний Тагил. 2004.

8. Нижний Тагил, Средне-Уральское Книжное Издательство, 1964.

9. Нижний Тагил. Средне-Уральское Книжное Издательство, 1977.

10. Дзержинский район, годы и люди. Екатеринбург, 2003.

11. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца.XVIII века: Учебное пособие. Екатеринбург, 2001

12. История Урала с древнейших времен до 1861 г. м., 1989

13. История Урала с периода капитализма. М, 1990

14. История Урала. 20 в: учебное пособие. Екатеринбург, 1999

15. Шашков А.Т., Редин Д.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII в. учебное пособие. Екатеринбург, 1996.

Похожие работы:

  1. • Нижний Тагил
  2. • Экология Нижнего Тагила
  3. • История Горбуновского торфяника
  4. • Там, где Европа сходится с Азией
  5. • Династия Демидовых - 300 лет на благо России
  6. • Социалоно-экономическая характеристика Уральского ...
  7. • Роль автомобиля в загрязнении окружающей среды
  8. • Особенности формирования туристского рынка ...
  9. • Определение местного и транзитного грузооборота новой ...
  10. • Проблемы защиты окружающей среды Свердловской области
  11. • Стратегическое планирование в администрации ...
  12. • Транссиб
  13. • PR-текст как фактор влияния на формирование имиджа ...
  14. • Минералы Меднорудянского месторождения Н-Тагила и его ...
  15. • Династия Демидовых
  16. • Водные ресурсы Среднего Урала
  17. • Роль автомобиля в загрязнении окружающей среды
  18. • Династия Демидовых: три века истории
  19. • Характеристика Урала: расположение, население, ресурсы
Рефетека ру refoteka@gmail.com