Министерство образования и науки Самарской области
ГОУ СПО Тольяттинский социально – педагогический колледж
ДОКЛАД
Градостроительная среда
Специальность:030504
«Право и организация социального обеспечения»
Студентка: Андреева Людмила Юрьевна
Руководитель: Денисова Е.В
Тольятти. 2009г.
Градостроительная среда
В мире свыше 500 млн. человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. В силу ущербности здоровья они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноценному участию в общественной жизни. В результате этого миллионы людей вынуждены вести такой образ жизни, который ведет к сегрегации и унижению их достоинства.
Важная задача общества состоит в выявлении и устранении барьеров, препятствующих полноценной жизнедеятельности инвалидов. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности инвалидов необходимы комфортные условия, создание условий беспрепятственного передвижения, которое основывается на устранении строительных барьеров, дающего возможность свободного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным, производственным зданиям, сооружениям и помещениям, местам отдыха и досуга.
Наличие тяжелого физического дефекта формирует у человека определенное отношение к своему заболеванию, что существенно сказывается на социальной активности. Субъективная оценка тяжести состояния является фактором, детерминирующим различную степень социальной активности.
Круг интересов инвалида столь же широк, как у здоровых людей. Можно предположить даже, что он более широк, чем у здорового населения, что объясняется психологически – попыткой компенсировать свой дефект, сделать свою среду обитания более разнообразной.
Среда обитания инвалида на уровне макросреды включает городскую инфраструктуру с возможностью досягаемости наиболее нужных объектов быта, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др. Имеется в виду такое расположение объектов, которое позволяет инвалиду достичь их беспрепятственно, самостоятельно.
Решение этого вопроса связано с рациональной планировкой микрорайона, который должен иметь бестранспортные зоны, зоны безопасного перемещения инвалидов, приближение торговых предприятий, учреждений здравоохранения и других объектов к местам наиболее массового заселения лицами, имеющими различные дефекты.
На этом пути встречаются непреодолимые препятствия, которые заставляют инвалидов ограничить свою жизнедеятельность.
Законодательной базой создания доступной для инвалида адекватной среды обитания является Указ Президента РФ от 2 октября 1992г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». В соответствии с этим Указом не допускается:
проектирование застройки городов и других поселений;
разработка проектов на строительство и реконструкцию зданий и сооружений без учета требований доступности их для инвалидов;
разработка новых средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов;
застройка городов и других поселений, строительство и реконструкция зданий и сооружений без обеспечения требований доступности для инвалидов, а также серийное производство средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов – с 1 января 1994г.
Основными нормативными документами для проектирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности являются строительные нормы и правила, а также ведомственные строительные нормы и правила.
Устранение градостроительных барьеров для инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата создает условия для облегчения их передвижения. Эти условия включают оборудование пешеходных путей, их покрытий, установку пандусов и специальных лестниц, выделение мест для личных автотранспортных средств инвалидов. Считается, что в местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота боровых камней тротуара должна быть высотой не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части.
Опасные для инвалидов участки и пространства огораживаются бортовым камнем высотой не менее 5 см.
Поверхности покрытий пешеходных путей и полов помещений в зданиях и сооружениях, которыми пользуются инвалиды, должны быть твердыми, прочными и не допускать скольжения.
Ковровое покрытия должны плотно закрепляться, особенно по краям ковров. Толщина покрытия из ворсового ковра не должна превышать 1,3 см с учетом высоты ворса.
Устройство, предупреждающее об опасности слабовидящих, может представлять собой ребристую поверхность шириной 6-100 см и высотой 3-4см.
Ступени лестниц на путях движения инвалидов делаются глухими, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью.
На путях движения пешеходов, в общественных местах, на дорогах, улицах и площадках, особенно на перекрестках, в парках, на станциях и остановках общественного транспорта устанавливаются информационные указатели, предупреждающие инвалидов о строительных барьерах, а при необходимости – и об имеющихся опасностях.
Визуальная информация располагается на контрастном фоне, но высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола или поверхности пешеходного пути.
В общественных местах массового посещения и скопления людей предусматривается возможность дублирования визуальной и звуковой информации.
В местах перепада уровней, где невозможно устройство пандуса, следует предусматривать установку лифтов или специальных подъемников, приспособленных для самостоятельного пользования инвалидами на креслах-колясках.
Кабины лифтов, предназначенных для транспортировки инвалидов, должны быть обеспечены экстренной аварийной двусторонней связью с диспетчерским пунктом. Кнопки вызова и управления его движением должны находиться на высоте от поля не более 1,2 м. Расположенный в кабине лифта аппарат двусторонней связи должен снабжаться устройством для усиления звука, а при необходимости – и устройством для получения визуальной информации.
На располагаемых в пределах территории жилых районов открытых стоянках автомобилей, а также около учреждений культурно-бытового обслуживания населения, предприятий торговли и отдыха, спортивных зданий и сооружений, мест приложения труда следует выделять места для личных автотранспортных средств инвалидов.
Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не более100 м от входов в общественные здания и не более 300 м от жилых зданий, в которых проживают инвалиды.
Социальную реабилитацию инвалидов невозможно представить без возможности передвижения, которая является одной из главных сфер жизнедеятельности. Оно дает возможность посещения различных объектов бытового, культурного, производственного, образовательного и спортивного назначения.
Анализ технологий пользования транспортом показал, что она имеет ряд ключевых позиций, отражающих ее специфику:
конструктивные элементы транспортных средств;
приспособления, обеспечивающие процесс «посадки-высадки»;
специальное оборудование безопасности пассажиров-инвалидов;
информационно – коммуникативная система;
система обеспечения жизнедеятельности пассажиров-инвалидов;
специальная система средств индивидуального пользования.
При теоретическом и методическом подходе к проблеме доступности транспорта для инвалидов необходимо коснуться некоторых принципиальных положений. Речь идет о выяснении общих закономерностей, имеющих отношение к транспорту как к «среде жизнедеятельности», и частных, характерных для специфических особенностей отдельных видов транспорта.
Среди общих положений необходимо выделить наиболее принципиальное – это определение понятия «доступность» транспорта для инвалидов, что в свою очередь вызывает необходимость путей, способов, методов достижения реализации собственно «доступности».
Общие положения включают необходимость признания соответствия приспособлений на транспортных средствах и сооружениях типу дефекта, особенностям патологии, которые в известной мере определяют специфические потребности инвалидов в этих приспособлениях.
Типы дефектов, лежащих в основе ограничения жизнедеятельности, что наиболее приоритетными являются 4 группы расстройств:
нарушение опорно-двигательного аппарата;
патология зрения;
патология слуха;
интеллектуальный дефект.
По степени выраженности функциональные расстройства подразделяют на:
умеренно выраженные;
выраженные;
значительно выраженные.
При определении способности инвалида к самообслуживанию возможны следующие градации:
обслуживает себя полностью;
обслуживает себя частично;
не может себя обслужить.
При характеристике состояния мобильности инвалида возможны три градации:
способность к самостоятельному передвижению;
вынужден пользоваться для передвижения вспомогательными приспособлениями;
не способен к самостоятельному передвижению.
Способности инвалида к сбору и обработке информации позволяет выделить три градации:
человек способен к сбору и обработке информации;
человек способен к сбору информации при отсутствии способности к ее обработке;
человек не способен к сбору и обработке информации.
В группе лиц с нарушениями зрения при умеренно выраженной степени функциональных расстройств человек пользуется очками. При выраженной – ориентирующей тростью. При значительной выраженности функциональных расстройств (полная слепота) – ориентирующей тростью и сопровождающим лицом либо собакой-поводырем.
В группе лиц с патологией слуха при умеренно выраженной степени функциональных расстройств человек пользуется усилителями звука. При выраженной и при значительной выраженности – компенсирует утрату слуха зрительной информацией (световой, цветовой, печатной).
Для обеспечения доступа к транспорту слабослышащему человеку, пользующемуся слуховым аппаратом, требуются такие специальные приспособления, как усилители звука в салоне, для обеспечения дорожной информацией.
В группе лиц с интеллектуальным дефектом, при умеренно выраженной его степени, доступ к пользованию транспортным средствами обеспечивается сформированными в процессе обучения навыками – значениями маршрута, названиями остановок пункта следования.
Для лиц с выраженной и значительно выраженной степенью интеллектуального дефекта доступ к транспортным средством возможен лишь с помощью сопровождения.