Социальное учение Католической церкви
Католицизм (от греч. katholikуs — всеобщий, вселенский), одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. По официальным данным католической церкви (явно преувеличенным), в начале 1970 католиков насчитывалось 614 млн. (в том числе 250 млн. в Европе, 226 млн. в Латинской Америке, 55 млн. в США, 47,8 млн. в Азии, 32 млн. в Африке). Особенно много верующих-католиков (в процентном отношении к численности населения) в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских странах. В социалистических странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе. В СССР последователи К. имеются в Прибалтике, главным образом в Литве, в западных областях Белоруссии, Украины.
Обособление К. в христианстве началось в 3—5 вв. в связи с углублением экономических, политических, культурных различий между западными и восточными частями Римской империи, особенно после её раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую в 395. Основной причиной разделения общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную) являлось соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Впервые разрыв имел место около 867 (ликвидирован на рубеже 9—10 вв.), вновь произошёл в 1054 (см. Разделение церквей) и был завершен в связи с захватом крестоносцами в 1204 Константинополя (когда из него вынужден был выехать польский патриарх).
Являясь разновидностью христианской религии, К. признаёт её основные догмы и обряды; в то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией, монархическим и иерархическим характером. По вероучению К., папа римский (римский первосвященник) — видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле; его власть выше власти Вселенских соборов. Эти положения, особенно четко сформулированные на рубеже 12—13 вв. при папе Иннокентии III, были утверждены 1-м Ватиканским собором 1869—70. На этом же соборе был провозглашен догмат о непогрешимости папы (идея, впервые выдвинутая в 11 в. папой Григорием VII), когда он выступает в роли верховного первосвященника, исполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан («ех catheara loquitur» — произносит речь с амвона), определяет доктрины по вопросам веры и морали.
Компендиум Социального учения Католической церкви. 25 октября 2004 г. в пресс-центре Святого Престола кардинал Ренато Раффаэле Мартино, председатель Папского Совета "Справедливость и Мир", представил журналистам Компендиум Социального Учения Церкви. Работа над книгой, ответственность за которую несет Папский Совет "Справедливость и Мир", была выполнена по поручению Папы Иоанна Павла II и длилась пять лет. В ней впервые предпринята попытка систематизировать и унифицировать основные идеи социального учения Католической Церкви, развивающегося уже более ста лет (от энциклики Льва XIII Rerum novarum, опубликованной 15 мая 1891 г., и вплоть до наших дней). Необходимо учитывать, что социальная сфера в XX веке пережила наиболее радикальные преобразования за всю историю человечества, революционным образом повлиявшие на мировоззрение и образ жизни человека, на фундаментальные общественные институты, в том числе, на семью. В результате, Католическая Церковь оказалась перед необходимостью оценить в свете Евангелия, насколько res novae (новое положение вещей) согласуются с замыслом Бога о человечестве, способствуют ли возрастанию человека и достижению истинного блага, или же, разрушая гуманность, несут зло личности и обществу. Плодом такого евангельского различения и стало социальное учение Церкви.
Социальное учение представлено в многочисленных документах, многие из которых не доступны широкой публике. Поэтому с определенного времени возникла потребность разработать синтез многочисленных и столь разрозненных документов, в котором бы четко и ясно излагаются основные вопросы социальной доктрины. Так родился Компендиум (или Свод) Социального учения церкви. Его цель - "представить комплексно и систематически, хотя и в сжатой форме, социальное учение, плод глубоких размышлений Учительства и постоянных забот Церкви, которая верна Благодати спасения Христова и с любовью печется о судьбах человечества".
На чем основано социальное учение Католической Церкви? Как сказано в Компендиуме, его фундамент - библейское Откровение и Предание Церкви. Их постулаты человек воплощает в жизнь, руководствуясь верой и разумом: "Понимание, которое дает вера: структурировано разумом и использует всё, что он может предложить. Социальное учение как знание сопрягает "fides et ratio" (веру и разум) и красноречиво свидетельствует о плодотворности их взаимоотношений". Поэтому социальное учение - предмет которого человек, призванный ко спасению, - имеет двоякую цель. Своим социальным учением Церковь: 1. возвещает то, что ей присуще, т. е., глобальное видение человека и человечества; 2. обличает грех несправедливости и насилия, пронизывающий общество и воплощающийся в нем. В отличие от какой бы то ни было идеологии, социальное учение Церкви - учение не политического, а религиозного, нравственного порядка.
Кому адресовано социальное учение Церкви? В первую очередь, всей христианской общине, ведь на каждого верующего возложена определенная ответственность перед обществом. Особым образом оно обращается к мирянам, которые, в силу своего призвания, занимаются разрешением политических и административных задач, секулярных по своей природе. Социальное учение имеет также "универсальное звучание", будучи " явным образом обращено ко всем людям доброй воли": к нему прислушиваются представители других Церквей и Церковных Общин, последователи других религиозных традиций и люди, не входящие, ни в какую религиозную группу.
В Компендиуме перечислены четыре незыблемые принципа социального учения Католической Церкви: достоинство человеческой личности, общее благо, принцип вспомогательности (субсидиарности), солидарность.
Именно человеческая личность - фундаментальный принцип социального учения Католической Церкви, в том смысле, что оно "строится на принципе, утверждающем неприкосновенное достоинство человеческой личности". Ценность и достоинство человеческой личности уязвлены грехом, "личным и социальным": грех не только ранит конкретную личность, но также имеет социальные последствия, питающие "греховные структуры". Всеобщим равенством людей перед Богом (все сотворены по Его образу и подобию) обусловлены достоинство человеческой личности и права человека, первое из которых - право на жизнь с момента зачатия и до момента естественной смерти. Справедливое общество можно построить только при уважении к трансцендентному достоинству человеческой личности, поэтому "ни в коем случае человеческую личность нельзя использовать для целей, чуждых ее собственному развитию". Человек должен поступать по свободе, однако эта свобода не безгранична и связана с истиной. "Реализация свободы предполагает обращение к естественному нравственному закону, имеющему всеобщий характер, предваряющему и объединяющему все права и обязанности". Естественный закон - ни что иное, как свет разума, дарованный нам Богом. Благодаря ему мы познаем, как следует поступать и чего следует избегать.
Основные требования общего блага и солидарности - всеобщее предназначение материальных и духовных благ, а также преимущественное внимание к бедным. Принцип вспомогательности предполагает участие граждан в общественной жизни (демократия).
Вторая часть Компендиума чрезвычайно актуальна, т. к. в ней рассматривается семья, утверждается ее приоритет по отношению к обществу и Государству (ср. 214), и изучаются проблемы брака. Моногамный нерасторжимый брак назван единственной аутентичной формой семьи.
Церковь отрицает современные гендерные теории, согласно которым мужская и женская природа - всего лишь культурное или социальное явление. Стабильность и нерасторжимость брачного союза не должны опираться исключительно на обязательность отдельных лиц, поэтому браку необходимо придать институциональный характер посредством публичного, социально и юридически признанного акта. Введение развода в гражданское законодательство укрепило релятивистский взгляд на супружеские узы. Церковь не покидает тех, кто вступил в повторный брак после развода; со своей стороны, эти люди, поскольку они крещены, могут и даже должны участвовать в церковной жизни. Фактические союзы основаны на ложном представлении о свободе выбора; законодательное уравнивание семьи и "фактических союзов" привело бы к дискредитации семейной модели . Следует уважать достоинство человека с гомосексуальной ориентацией, что, все-таки не означает ни узаконивания поведения, не соответствующего нравственному закону, ни признания права на брак между людьми одного пола, с последующим уравниванием такого союза с семьей.
Говоря о многочисленных проблемах в сфере человеческого труда, Компендиум утверждает достоинство труда как основного права и блага человека, которое государство должно обеспечивать и защищать. Признается право на забастовку и важность профсоюзов, которые в условиях глобализации призваны обрести новую форму. Экономика должна иметь нравственную подоплеку. В связи с глобализацией, которая "порождает новые надежды, но ставит и тревожные вопросы", Компендиум отмечает ряд проблем, в первую очередь, углубление экономического и социального неравенства между странами.
Говоря о проблемах политического сообщества, Компендиум осуждает смертную казнь: современное общество способно успешно бороться с преступностью методами, которые обезвреживают преступника, но не окончательно лишают его возможности изменить свою жизнь. Далее социальное учение называет одну из основных опасностей для современной демократии - этический релятивизм, который заставляет отрицать существование объективного и универсального критерия. Называя обмен информацией "одним из главных инструментов демократического участия", Компендиум привлекается внимание к феномену концентрации печатных и телевизионных каналов как к одной из угроз демократической системе.
Огромное место уделено проблеме международного сообщества. Для разрешения конфликтов, возникающих в различных политических сообществах, необходимо обращаться к общим правилам, решительно отказываясь от мысли прибегнуть к военным действиям. Обширная глава посвящена охране окружающей среды.
XI глава Компендиума посвящена теме защиты мира, который назван "всеобщей ценностью и всеобщей обязанностью", "плодом справедливости и любви". Насилие "недостойно человека", потому что " разрушает то, что якобы защищает: достоинство, жизнь, свободу людей". Решительно осуждаются геноцид, гонка вооружений и накопление оружия массового уничтожения, т. е., биологического, химического и ядерного оружия; вовлечение детей и подростков в вооруженные конфликты . Безоговорочно осуждается терроризм, который ничем не может быть оправдан, тем более, не может быть оправдан именем Бога: "Профанация и богохульство - объявлять себя террористами во имя Божие: Называть "мучениками" тех, кто умирает, совершая террористический акт, - значит извращать понятие мученичества".
Третья часть Компендиума посвящена вкладу учения Церкви в созидание общества. Инкультурация Евангелия в социальную жизнь - дело христиан-мирян, чье присутствие в социальной сфере есть "служение, знак и выражение любви ". Вот почему важно, чтобы социальное учение стало неотъемлемой частью воспитания мирян, ведь для них политическая деятельность - ни что иное, как выражение и требование христианского долга служить другим людям.
Компендиум завершается утверждением: Церковь своим социальным учением стремиться содействовать созиданию "цивилизации любви", сделав любовь "постоянной и высшей нормой всякого действия"
Итак, христианская вера не чужда миру и истории, но способна внести неизгладимый вклад в созидание того, что Папа Павел VI назвал "цивилизацией любви".
Сегодня перед нами стоит проблема не столько признать богатство социального учения Католической Церкви и его способность содействовать созиданию "цивилизации любви", о чем прекрасно сказано в Компендиуме, но сделать его "действенным", т. е., воплотить его в практику. Социальное учительство может создавать прекрасные документы, однако, если некому воплощать их в жизнь, они, подобно тысячам архивных источников, будут погребены на задворках истории, столетиями ожидая, пока историки Церкви обратят на них свое внимание. Компендиум социального учения Церкви получит широкое распространение, прежде всего, среди тех, кто хочет заниматься политикой, экономикой и социальной деятельностью. Но еще важнее, чтобы любой читатель Компендиума спросил себя: а как именно я могу на деле воплотить в жизнь социальное учение Церкви.
Социальное реформаторство вызвало ожесточённую борьбу течений в различных звеньях и на различных уровнях католических мирских и церковных организаций.
Переоценке подвергается и философская доктрина К., ведутся дискуссии между «традиционалистами», настаивающими на неизменных преимуществах философии Фомы Аквинского, и «обновленцами», считающими невозможным в современную эпоху ограничиваться положениями неотомизма. Последние всё чаще обращаются к философской системе П. Тейяра де Шардена (1881—1955), который пытался заменить догматические средневековые положения, не соответствующие психическому и умственному складу современного человека, религиозным принципами, опирающимися на гуманистические идеи и данные науки 20 в.
Значительно расширяется участие верующих католиков в классовом и общедемократических движениях, углубляется расслоение среди участников католических организаций, в них появляются левые группы, выступающие против реакционного клерикализма, требующие осуществления демократических социальных реформ, углубления диалога с марксистами, призывающие к единству действий всех антиимпериалистических сил. Это, по существу, ревизия и официальной идеологии, и социальной практики католической церкви. Марксистско-ленинские партии, действующие в странах капитала, отстаивая свои научные атеистические позиции в идеологии, в то же время всемерно налаживают контакты с трудящимися католиками, выступают за единство действий всего рабочего класса, всех антимонополистических сил с тем, чтобы совместно отстаивать социальный прогресс, совместно выступать против антинародной политики монополий, угрозы войны и фашизма.
Литература
Бабосов Е. М., Научно-техническая революция и модернизация католицизма, Минск. 1971;
Берзин Э. О., Католическая церковь в Юго-Восточной Азии, М., 1966;
Бондаренко В.Д. «Современное православие: тенденции эволюции» Симферополь, 1989.
Калинин Ю.А., Е.А.Харьковщенко. “Релiгiознавство» Киев 1995
Крянев Ю.В. «Христианский экуменизм» Москва, 1980
Мчедлов М. П., Католицизм, М., 1970;
Шейнман М. М., Ватикан и католицизм в конце XIX — начале XX в., М., 1958;