Дебольский Николай Григорьевич- философ, математик, переводчик Гегеля. Окончил Горный институт и естественный факультет Петербургского университета. Преподавал метафизику, логику и психологию в Петербургской Духовной Академии. В своем "феноменальном формализме" применил философию Гегеля для укрепления теизма.
Дебольский считал, что все понятия внутренне противоречивы. Поднимаясь от понятия к идее, мыслитель вступает в сферу бесконечного. По мнению Дебольского, противоречия "разрешаются, если допустить возможность бесконечного синтеза или анализа".
Дебольский обращается к философии Гегеля и подчёркивает значение диалектического метода для науки вообще и естествознания, в частности, причём диалектический метод он связывает с движением идей в силу внутренних противоречий. Не приемля гегелевского панлогизма и отождествления исторического и логического, Дебольский обращается к анализу первичных актов сознания (восприятие) и показывает несовпадение сознания и разума, существование бессознательных и сверхсознательных процессов.
В нашем познании, как учил Кант, чувственное содержание всегда соединено с априорными, сверхчувственными формами или категориями ума. Но, по мнению Дебольского, Кант ошибался, полагая, что эти категории, будучи сверхчувственными по своему происхождению, ограничены в своем приложении областью чувственного. Познавая сам себя, ум познает сверхчувственную основу всех явлений, познает ту вещь в себе, которой ищет метафизика. Но, рассматривая ум как вещь в себе, следует признать, что это не наш ограниченный, индивидуальный ум, а ум неограниченный, безусловный и творческий, Первоум или Бог, произведением которого является и индивидуальный ум.
Высшим благом Дебольский признает самосохранение верховного неделимого, а этим неделимым считает народный союз. Задача всякой будущей и, в частности, русской философии может быть уподоблена, по его мнению, скорее всего задаче средневековой схоластики, подвергавшей результаты древней мысли формальной обработке.
"Введение в учение о познании" (1870), "О диалектическом методе" (1872), "Вопрос о происхождении человека с точки зрения биологии и этики" (1883), "Философия будущего" (1882), "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (1886), "Философия феноменального формализма. I. Метафизика" (1892)
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/