Реферат
На тему:
«Нравственный опыт»
План
1. Нравственный опыт. Правда и ложь
2. Понятие справедливости
3. Справедливость в отношениях людей
4. Нравственные принципы общения
1. Нравственный опыт. Правда и ложь
Понятие правды, истины
Правда - высшая нравственная ценность. Правду можно понимать как:
* образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;
* высшую инстанцию, справедливость (высшая правда).
Высшая правда надэмпирична, противопоставляется правде жизни (сумма негативных примеров из жизни). "Жить по правде" - значит руководствоваться нравственным законом, совестью. Божьими заповедями. В межчеловеческом общении правда выражается в:
* открытости, честности, доверии;
* отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;
* бескорыстии, отсутствии эксплуатации.
Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем.
Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.
Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи.
Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать.
Истина - это понятие, чаще употребляемое в теоретическом знании. Оно является общим для всех людей и выражает устоявшееся представление о законах, характерных для разных сфер действительности (науки и т. д.).
Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы).
В отличие от истины у каждого есть своя правда - частная позиция человека, отражающая личную точку зрения. Правда - индивидуально-лич-ностна, основана на практическом интересе, потребностях человека, имеет эмоциональный характер.
Частной правде человека противостоит правда других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия.
"Общая правда" достигается путем:
* признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений;
* согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу;
* правдивости.
Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников.
Обман, хитрость, клевета, ханжество
Ложь, обман используются людьми для достижения:
* практической выгоды, благ;
* профессионального успеха;
социального положения и др.
Обман - это намеренное:
* искажение действительности, выдаваемое за правду;
обещание благ и пр., которое не будет выполнено.
Хитрость - качество, которое может выступать как:
* негативное (реализация своих интересов в обход запретов - мошенничество и пр.); \
позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей).
Клевета - это:
* рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его;
* приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.
Ханжество, лицемерие - показные строгость нравов, доброжелательность, милосердие, маскировка собственных пороков.
Важной этической проблемой является "добродетельная ложь" – ложь во спасение. Часто возникают ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом:
* дезинформация в контрразведке государства;
* сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.);
* сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д.
Честность, доверие
Честность - практическая добродетель, подразумевающая:
* правдивость;
* совестливость;
* добросовестность и верность;
* открытость чувств и намерений для другого человека.
Слово "честность" может употребляться как синоним справедливости:
отсутствие произвола, субъективизма и т. д.
Честный человек обладает достоинством - правдивостью перед самим собой (адекватность понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей).
Доверие:
* способность к искренним, открытым отношениям между людьми;
* отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.
2. Понятие справедливости
Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая
Справедливость является:
• характеристикой человеческих отношений;
• принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);
• главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость:
• распределительную (воздающую) — она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами);
• уравнивающую (коммуникативную) - связана с обменом, взаимодействием (сделки и т. п.). Призвана защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны.
Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.)
Развитие представлений о справедливости
Первая известная формулировка правила справедливости - правило талиона. Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксирует отношения взаимного воздаяния (кровная месть). Правило талиона требует обязательного возмездия, равного нанесенному ущербу ("жизнь за жизнь, око за око"), но не восстанавливает справедливости в полной мере.
Уравнительная справедливость существовала в первобытных обществах. Она предусматривала поощрение действий, полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев.
В классовом обществе господствовала распределительная справедливое распределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности.
С появлением прибавочного продукта общество разделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость. Каждый класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости.
С возникновением государства законы, право закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание.
• возникает запрет на индивидуальную месть;
• провозглашается "золотое правило морали" и др.
Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат "Государство"), где определял справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости лежит принцип неравенства, ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости.
В Средние века христианские мыслители утверждали:
• Господь справедлив, воздает каждому по заслугам;
• человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.
В Новое время господствующей становится идея правового равенств
• экономическое и статусное неравенство сохраняется;
• провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений;
• равенство прав;
• справедливое наказание за преступление против человека и общества;
• неприкосновенность частной собственности;
• формальное равенство возможностей.
В СССР, странах Восточной Европы и других странах социалистической ориентации были предприняты попытки установить справедливость на принципе общественной собственности. Однако отмена частной собственности, плановая экономика не обеспечили равенства возможностей членам социалистического общества. В современном обществе:
• справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы;
• равенство является важнейшим условием жизни человека и развития его личности;
• равные права всех людей закреплены законом, зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;
• справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление);
• социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости;
• правящие круги с помощью СМИ навязывают гражданам свое представление о справедливости.
3. Справедливость в отношениях людей
Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом
Дж. Ролз (род. в 1917 г.) - американский моральный и политический философ. Рассматривал справедливость как принципы социальной организации:
• каждый человек должен обладать равным правом в отношении системы основных свобод;
• социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества, и имели свободный доступ к любым должностям и социальным статусам.
Таким образом, согласно Ролзу:
• справедливость является мерой равенства и неравенства между людьми;
• люди должны быть равны в правах и при распределении социальных ценностей;
• справедливым является и неравенство - неравное распределение, дающее преимущество каждому.
Социально-экономическое равенство не считается благом, если оно достигается ценой низкого уровня жизни большинства людей, ограничения их экономической активности.
Неравенство может быть благом, справедливостью: например, компенсирующие преимущества для каждого человека за счет прогрессивной налога:
• сбор налогов пропорционально доходам;
• обеспечение социального минимума неимущим.
В случае, если распределение преимуществ не стимулирует социально- экономическую активность неимущих, это неравенство является несправедливостью по отношению к богатым.
Справедливость регулирует взаимоотношения людей. Она:
• ограничивает эгоистические стремления человека, произвол индивида;
• удерживает людей от причинения вреда друг другу (физического и нравственного).
Принцип справедливости можно выразить требованиями:
• не вреди другому человеку;
• не обижай другого человека, уважай его достоинство;
• не нарушай прав другого человека.
Эти требования конкретизированы в правилах общения между людьми.
Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей. Можно выделить обязанности:
• обусловленные конституцией и законами;
• обусловленные всеобщими нравственными представлениями;
• обязательства, принимаемые при заключении договора.
Единство прав и обязанностей человека: человек, обладающий правами имеет обязанности. Справедливость подразумевает:
• в отношении других - исполнение своих обязанностей;
• в отношении себя - защиту своих прав.
Понятие справедливости включает "идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицам" (Д. Милль). Допуская несправедливость в отношении себя самого, человек косвенно содействует злу.
Человек должен сохранять чувство собственного достоинства даже в случае, когда не может противостоять злу.
4. Нравственные принципы общения
Можно выделить следующие принципы общения.
Универсальные принципы. Они:
* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;
* определяют содержание общения;
* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика и т. д.), в моральных нормах;
* выражают интересы разных социальных групп;
* могут быть различными (или противоположными) по значимости.
* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно отнести:
* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);
* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);
* утилитаризм ("потребительское" общение);
* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.
В разные эпохи различные этические учения основывались на определенных этических принципах. Например, религиозная мораль ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.
В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.
В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллектива.
Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации.
Культура межнационального общения подразумевает:
* уважение национального достоинства каждого этноса;
* взаимопомощь, дружбу;
* преодоление национализма, шовинизма и др.;
* терпимость.
Культура политического общения.
Здесь необходимыми качествами являются:
* патриотизм;
* чувство долга;
* государственный уровень мышления;
* политическая терпимость и др.
Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.
Культура общения исключает:
* причинение вреда другому человеку (народу, государству);
* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;
* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;
* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.
Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).
Основные направления деятельности государства и общества в области морали:
* теоретическое:
* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;
* разработка норм поведения;
* утверждение приоритета общественных интересов;
* распространение моральных знаний:
* обучение;
* воспитание;
* поддержание традиций, обычаев;
* воспроизводство моральных ценностей посредством:
* общественного мнения;
* идеалов;
* ценностных ориентации и др.
В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.
Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали.
Моральное сознание человека формируется:
• на чувственном уровне - под воздействием примеров других людей, традиций, обычаев и др.;
• на рациональном уровне - с помощью изучения и осмысления концепций морали, этических норм.
Нравственная культура общения является необходимым условием нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.
Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека:
• объективных законов человеческого общежития;
• моральных знаний, норм, правил;
• обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.
Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).
Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.
Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспитание, то есть:
• выбор человеком нравственных установок, ориентиров;
• самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;
• ответственность за свою деятельность, последствия поступков.
Литература
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. - 472 с.
Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.
Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.