В настоящее время уделяется серьезное внимание фундаментальным вопросам развития форм организации современного производства, организационным началам интеграции экономики страны, воздействия организационных форм и структур корпоративного типа на качество и динамику макроэкономических результатов. Однако собственно корпоративный механизм хозяйствования с точки зрения правового регулирования остался слабо освещенным. Поэтому данная работа и будет посвящена именно такому виду организационно-экономического объединения, как корпорация.
Цель данной работы – рассмотреть организацию инженерной деятельности на примере предприятия западные электрические сети ОАО «Алтайэнерго».
В работе поставлены следующие задачи:
- сформулировать проблемную ситуацию, цели и задачи;
- рассмотреть организационную структуру предприятия;
- рассмотреть кадровую политику на предприятии;
- рассмотреть коммуникационную политику предприятия;
- рассмотреть финансовую деятельность предприятия;
- провести оценку рисков на предприятии.
Предприятие ведет свою историю с 1964 г. и считает своей главной целью бесперебойное снабжение потребителей качественной электроэнергией и снижение стоимости ее доставки.
Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:
Рисунок 1 – Дерево целей Западные электрические сети ОАО «Алтайэнерго»
Таким образом, для реализации данной цели нужно обеспечить деятельность материально-технических служб, организовать контроль за персоналом, для снижения стоимости продукции (энергии) нужно прежде всего снизить издержки производства.
Для решения данных задач необходимо рассмотреть структуру общества в целом, основы его функционирования, структуру управления обществом, персоналом, финансовую деятельность организации.
Западные электрические сети - структурная единица (филиал) и одно из самых крупных и старейших сетевых предприятий ОАО “Алтайэнерго”.
Основные виды деятельности:
· Передача и распределение электроэнергии;
· Транзитная передача электроэнергии;
· Обеспечение эксплуатации энергетического оборудования, проведение обслуживания оборудования, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов;
· Техническая диагностика электрооборудования.
В зону обслуживания Западные электрические сети входят г. Рубцовск и восемь административных районов края: Рубцовский; Шипуновский; Поспелихинский; Новичихинский; Михайловский; Волчихинский; Егорьевский; Угловский.
Отсчет истории предприятия ведется с 1 ноября 1964 года. Именно тогда был подписан приказ Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР № 260 об организации Западных электрических сетей на базе бывшего Алтайского краевого энергетического эксплуатационного управления «Сельэнерго».
С момента организации предприятие осуществляло техническую эксплуатацию сельских ВЛ-35 кВ, распределительных сетей 10-6-0,4 кВ и потребительских ТП 35-10-6/0,4 кВ. Электроэнергия поступала от системы РУ «Алтайэнерго» (Казахстан).
К началу 1965 года предприятие имело всего четыре одноцепных линии 35 кВ и восемь подстанций 35/10 кВ с установленной мощностью 26 МВА, а зона обслуживания составляла три района электрических сетей: Рубцовский, Поспелихинский и Волчихинский.
В августе того же года на баланс предприятия были приняты от РУ «Алтайэнерго» подстанции напряжением 220 кВ №21 “Южная” с автотрансформатором 120 МВА и подстанция напряжением 110 кВ №20 «Северная».
Стратегия сетевой компании естественного монополиста проста: снижение издержек
Потребитель услуг сетевой компании определен. Основная задача менеджмента региональной сетевой компании заключается в повышении эффективности технологии передачи и измерения отпущенной потребителю электроэнергии. Повышение эффективности сетевого бизнеса через снижение затрат единственно верный путь к росту капитализации компании.
В рамках реализации обозначенных стратегий должны быть решены конкретные задачи по следующим направлениям
1. Необходимость изменения структуры продиктована требованиями предъявляемыми реформой энергетики к действующим монополистам Разделение бизнесов в течение ближайших лет является достаточным стимулом для построения новой организационной структуры отвечающей условиям функционирования энергокомпаний на рынке после их выделения В связи с этим необходимо:
Первое - инвентаризировать функции управления и построить новую модель с учетом передачи оперативного управления на уровень выделяемых компаний дирекций;
Второе - делегировать оперативные функции на уровень дирекций создаваемых компаний;
Третье - установить жесткие критерии оценки деятельности менеджеров выделяемых компаний дирекций;
В ситуации, когда рынок растет, и при этом появляются новые механизмы взаимодействия продавца и покупателя наличие нерегулируемого рынка электроэнергии альтернативные источники тепла компании необходимо:
•Первое - организационно и функционально разделить продажи тепла и электроэнергии
• Второе - при условии сохранения тепловых сетей в составе генерирующей компании сформировать полноценную службу продаж маркетинг сбыт тепловой энергии под управлением дирекции станций
• Третье - обеспечить максимальную доступность потребителя к продавцу электроэнергии максимально снизить срок между заявлением потребителя о необходимости подключения новой или дополнительной нагрузки и моментом начала подачи электроэнергии
• Четвертое - выйти на нерегулируемый рынок электроэнергии и обеспечить конкурентное преимущество перед независимыми сбытовыми компаниями
Рост эффективности производства выраженный в конечном итоге в сокращении удельных затрат является результатом совершенствования технологии производства и передачи энергии.
Необходимо:
• Первое - завершить разработку совместно с заинтересованными сторонами: муниципалитет, крупные потребители тепла, предприятия ЖКХ, схему теплоснабжения г Барнаула
• Второе - создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в проекты реконструкции и расширения тепловых сетей
• Третье - обеспечить ввод новых и реконструкцию действующих генерирующих мощностей и тепловых сетей на уровне достаточном для покрытия спроса на тепловую энергию
• Четвертое - осуществить реконструкцию и строительство новых распределительных устройств и сетей в узлах роста энергопотребления
Деятельность компании - это прежде всего труд конкретных людей создающих товары и услуги.
Эффективная деятельность компании может быть обеспечена только высоко квалифицированным персоналом и адекватной системой мотивации.
Необходимо:
• Первое обосновать и утвердить нормативную численность персонала по видам деятельности с учетом реорганизации Общества
• Второе разработать и обеспечить реализацию системы мотивации персонала
• Третье сформировать кадровый резерв на замещение должностей руководителей и управленцев среднего звена создаваемых компаний
• Четвертое активизировать работу по реализации социальных программ таких как ипотечное кредитование страховая защита негосударственное пенсионное обеспечение и
В сфере финансовых отношений компании необходимо
• Первое - обеспечить создание финансово устойчивой и финансово независимой системы
• Второе - сформировать оптимальную систему структуры источников финансирования текущей деятельности Общества
•Третье -создать и обеспечить функционирование системы бюджетирования в рамках дирекций выделяемых компаний
• Четвертое -беспечить снижение финансовых рисков предъявление кредиторской задолженности к погашению в период реорганизации компании
После постановки целей и задач перед предприятием необходимо рассмотреть механизм функционирования Общества.
На рис. 2 представлена схема внешнего окружения предприятия, где показан механизм взаимодействия предприятия с внешней средой.
Рисунок 2 - Схема внешнего окружения предприятия
Так как Западные электрические сети являются структурной единицей ОАО «Алтайэнерго», на компанию распространяются принципы корпоративного управления в ОАО «Алтайэнерго», которые базируются на принципах Кодекса корпоративного поведения, утвержденного ФКЦБ РФ 5 апреля 2002 года:
Обеспечение акционерам возможности осуществления своих прав.
По месту нахождения Общества в г. Барнауле действует трансфер-агентский пункт регистратора ОАО «Центральный Московский Депозитарий», что позволяет акционерам совершить операции (регистрация прав, отчуждение и т.д.) с акциями.
Собрание акционеров проводятся в г. Барнауле. Дата и место проведения общего собрания определяются таким образом, что у акционеров имеется необременительная возможность принять в нем участие.
Акционер имеет возможность реализовать право голоса удобным для него способом — отправив заполненные бюллетени почтой или проголосовав на собрании лично или через представителя.
Вопрос «О распределении прибыли Общества» и «О выплате дивидендов» ежегодно включается в повестку дня годового общего собрания акционеров.
Акционеры имеют возможность ознакомиться с полной информацией по каждому вопросу повестки дня. Предлагаемый для утверждения годовой отчет содержит информацию об итогах деятельности общества за отчетный год.
Равное отношение к акционерам Общества.
Всем лицам, присутствующим на собрании, предоставляется равная возможность и высказать свое мнение и задать интересующие вопросы.
Сборник материалов к общему собранию акционеров содержит полную информацию о кандидатах для избрания органов управления и контроля Общества.
Совет директоров подотчетен акционерам.
Совет директоров определяет стратегию развития общества, а также обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Совет директоров избирается на общем собрании акционеров путем кумулятивного голосования. Список кандидатов для избрания в состав Совета директоров включаются кандидатуры, выдвинутые акционерами Общества.
Для обеспечения эффективной деятельности исполнительных органов общества, Совет директоров наделен правом приостанавливать полномочия генерального директора общества. Кроме того, Совет директоров утверждает условия договора с Генеральным директором Общества, членами Правления Общества, включая порядок и условия вознаграждения.
Кадровая политика Общества осуществляется в соответствии с Положением Корпоративная кадровая политика ОАО Алтайэнерго в условиях реструктуризации
Главная цель кадровой политики реализация корпоративных задач Общества через действующую систему управления персоналом
Цели:
· обеспечение управленческого и производственного процесса высококвалифицированными активно действующими работниками;
· максимально эффективное использование интеллектуального и физического потенциала трудовых ресурсов;
· создание условий и гарантий для реализации каждым работником своих способностей всемерное стимулирование его профессионального роста и повышения эффективности трудовой деятельности;
Одной из стратегических задач Общества является развитие корпоративного имиджа компании, информационное и PR-сопровождение проводимых реформ, реализуемых проектов.
Для достижения поставленной задачи используются разнообразные коммуникационные ресурсы: корпоративная газета «Алтайский энергетик», интернет-сайт компании, телепередачи «Энергетика Алтая» и «Энергетика в лицах», местные и краевые СМИ.
Для представителей СМИ регулярно выпускаются пресс-релизы, информационные сообщения, проводятся брифинги и пресс-конференции с руководителями компании, организуются пресс-туры по энергетическим объектам.
Проводится ежегодный журналистский конкурс «Алтайэнерго — открытая компания, от монополии к конкуренции» на лучшую публикацию с вручением ценных подарков. Накануне профессионального праздника «Дня энергетика» генеральным директором компании ежегодно организуется прием для журналистов.
По итогам 2004 года ОАО «Алтайэнерго» стало лидером в федеральном холдинге по количеству публикаций, а также по проведенным PR-программам и акциям.
Вместе с тем, целенаправленно менялась и качественная структура информационной деятельности Общества, которая стала более системной, многоформатной и оперативно-упреждающей. На фоне сокращения общего количества публикаций проводилось-болыпе пресс-конференций, интервью с руководителями, семинаров для журналистов, готовилось большее количество пресс-релизов, аналитических публикаций, реализовано больше PR-программ.
За 2004 год инициированы 23 целевые PR-программы и акции, что на 52% больше, чем в предыдущем году.
Программы проводились по трем основным направлениям: «Производственный процесс и технические инновации», «Ликвидация последствий стихии», «Энергетика, власть, общество».
Одной из наиболее значимых программ, проведенных в 2004 году, стала федеральная PR-компания «Хищение металла».
В течение 2004 года в западные электрические сети ОАО «Алтайэнерго» состоялось 47 пресс-конференций и брифингов руководителей, что на 20 больше, чем в 2003 г. Количество опубликованных интервью с руководителями ОАО «Алтайэнерго» составило 141, тогда как в предыдущем году всего 32.
Были внедрены в практику пресс-туры журналистов, осуществляющих информационное сопровождение ежемесячных выездных оперативных совещаний компании. В них принимали участие журналисты как краевых, так и местных СМИ. За год каждый желающий журналист края имеет возможность задать вопросы топ-менеджерам Общества
В 2004 году проводилась модернизация структуры, дизайна и содержания сайта ОАО «Алтайэнерго», что благоприятно сказалось на его посещаемости. По статистическим показателям информационного сервера «Банкфакс», корпоративный сайт Общества является единственным из сайтов предприятий, входящим в десятку самых посещаемых в Алтайском крае. Наиболее посещаемые страницы сайта — «Новости» и «Производство».
Величина полезного отпуска теплоэнергии в 2004 году снизилась по сравнению с 2003 годом на 2,4 % (112 тыс.Гкал) и составила 4 643 тыс. Гкал.
Снижение полезного отпуска теплоэнергии в 2004 году по сравнению с предыдущим периодом объясняется превышением фактического уровня потерь в сетях над нормативом, а также по причине ухода части потребителей. Товарный отпуск энергии за последние 3 года увеличился на 46% и составил в 2004 году 9942,6 млн.рублей. Рост объема товарной продукции преимущественно обусловлен увеличением тарифов на электрическую и тепловую энергию.Объем реализации энергии в 2002 - 2004 годах также увеличился на 52%, причиной послужила возросшая величина товарного отпуска энергии.
Основные показатели работы организации приведены в табл.
Таблица Объем обслуживания электрических сетей (по состоянию на декабрь 2003 г.)