ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра Маркетинга и Менеджмента
Контрольная работа
по экологическому праву
на тему: Венская встреча представителей государств-участников СБСЕ
выполнил: студент гр.
специальность 28020165 «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов»
проверил: доцент к.п.н.
Набережные Челны
2007 г
Содержание
1. Сокращения ______________________________________________ 3 стр.
2. Введение _________________________________________________ 4 стр.
3. Об организации СБСЕ ______________________________________ 6 стр.
3.1. Система «трех корзин», вопрос об охране ОПС __________ 7 стр.
4. Венская встреча 1986 года представителей
государств – участников СБСЕ _______________________________ 8 стр.
4.1. Повестка дня ________________________________________ 9 стр.
4.2. Решения государств – участников______________________ 10 стр.
4.3. Основные принципы принятые в области
охраны окружающей среды._______________________________ 11 стр.
4.4. Результаты встречи __________________________________ 13 стр.
5. Заключение _______________________________________________ 15 стр.
6. Использованная литература__________________________________ 18 стр.
МДБ - меры укрепления доверия и безопасности
ООН – Организация объединенных наций
ОПС – окружающая природная среда
СБСЕ - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
США – Соединенные Штаты Америки
Изменения биосферы в результате человеческой деятельности стали стремительными. Человек выступает в качестве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли.
За последние 30—40 лет исчезли многие виды животных и растений, кислотные дожди привели к закислению почв и гибели лесов в Западной Европе и Северной Америке, вследствие сброса технологических отходов изменился видовой состав флоры и фауны во многих водоемах Северного полушария и, наконец, в промышленно развитых странах за эти годы резко увеличилось количество новорожденных детей с патологическими отклонениями.
Воздействие общества на окружающую среду является следствием технических процессов, основным воплощением которых является прогресс. Цивилизация с таким взаимоотношением человека с природой называется технологической.
Основная причина изучения экологии – это связь с важнейшими проблемами человечества:
- истощение природных ресурсов;
- загрязнение окружающей среды;
- изменение естественных сообществ.
Промышленное развитие влечёт развитие процессов: индустриализацию, урбанизацию, рост численности населения. Это ведёт к обострению проблем:
- ущерба, наносимого производством природной среде;
- рост недостатка сырья и энергии;
- развитие городских территорий.
Решать общечеловеческие, глобальные проблемы силами одного государства или группы государств нельзя. Необходимо сотрудничество в общемировом масштабе, тесное конструктивное взаимодействие большинства стран. Сотрудничество на основе полного равноправия, уважения суверенитета каждого, на основе добросовестного выполнения принятых обязательств, норм международного права. В настоящее время требуется принятие обязательных принципов и норм поведения государств, а также определение основных направлений международного сотрудничества в экологической области. В качестве примеров возможных шагов можно назвать налаживание широкого обмена информацией по экологическим вопросам, взаимное предоставление доступа к передовым технологиям, установление строгой отчетности государств об их природоохранной деятельности и экологических инцидентах.
Цель: Актуальность Венской встречи государств — участников СБСЕ (1986) по сотрудничеству и решению проблем охраны окружающей среды в межгосударственных отношениях.
Для достижения вышеуказанной цели поставил следующие задачи:
Международное значение деятельности СБСЕ.
Система «трех корзин», вопрос об охране ОПС.
Венская встреча (1986) государств-участников СБСЕ.
Основные принципы принятые в области охраны окружающей среды.
Результаты Венской встречи (1986) государств участников СБСЕ.
3. Об организации СБСЕ
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) - уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики.
Хотя официальной датой возникновения СБСЕ считается 1 августа 1975 г., когда собравшиеся в Хельсинки главы государств и правительств 35 стран Европы и Северной Америки подписали Заключительный акт СБСЕ, механизм Совещания начал складываться, как минимум, на пять лет раньше. По крайней мере, именно с 1970 г. в Женеве проходили многосторонние переговоры между Советским Союзом и рядом стран Западной Европы, способствовавшие созданию благоприятной атмосферы для созыва Хельсинского совещания 1.
В контексте этих позитивных перемен, свидетельствовавших о смягчении конфронтации Востока и Запада, стало возможным начать процесс многосторонних консультаций в Хельсинки, имевших целью «содействие улучшению отношений между государствами-участниками и обеспечение условий, в которых их народы могут жить в мире, будучи ограждены от любой угрозы покушения на их безопасность»2. Эти консультации стартовали в ноябре 1972 г. и завершились в июле 1973 г. договоренностью о Заключительных рекомендациях (называемых также «Голубой книгой»).
В заключительных рекомендациях содержались положения, касающиеся организации СБСЕ, его повестки дня, состава участников, даты и места проведения переговоров, правил процедуры и порядка финансирования. Принять участие в переговорах были приглашены все европейские государства, Соединенные Штаты Америки и Канада. Процесс СБСЕ, таким образом, изначально носил над блоковый характер и был первой попыткой обозначить контуры модели безопасности, приемлемой для Европы в целом.3
3.1. Система «трех корзин»
В рамках СБСЕ сложилась система «трех корзин», т. е. трех больших блоков проблем, подлежавших обсуждению на совещании в соответствии с консенсусными договоренностями, которые охватывали все сферы межгосударственных отношений. К первой корзине относились вопросы собственно политической безопасности и контроля над вооружениями, ко второй — развитие сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды, к третьей — сотрудничество в гуманитарной и других областях (общественные контакты, информация, культура, образование), а также права человека. В условиях продолжавшегося (хотя и несколько смягчившегося) противостояния двух идеологических систем основной акцент в первый период существования СБСЕ был перенесен именно на проблемы «третьей корзины». Такая ориентация СБСЕ отвечала, в первую очередь, интересам Запада, стремившегося получить дополнительные рычаги давления на государства коммунистического блока, и, до некоторой степени, не противоречила интересам Советского Союза и стран Варшавского Договора, которые, подписав Заключительный акт, не только укрепляли свои позиции на международной арене, но и приобретали определенное политическое реноме. 4
Рассмотрим более подробно развитие сотрудничества в области охраны окружающей среды. Решать общечеловеческие, глобальные проблемы силами одного государства или группы государств нельзя. Необходимо сотрудничество в общемировом масштабе, тесное конструктивное взаимодействие большинства стран. Сотрудничество на основе полного равноправия, уважения суверенитета каждого, на основе добросовестного выполнения принятых обязательств, норм международного права.
Постановлением Верховного Совета СССР «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» (1989 г.) предусмотрено расширить международное сотрудничество на многосторонней и двусторонней основе по природоохранным и глобальным экологическим проблемам. Обеспечить выполнение принятых СССР международных обязательств по экологическим проблемам принятых в Венской встрече 1986 года представителей государств – участников СБСЕ.
Эффективность программ охраны природы и использования ее ресурсов возрастает пропорционально росту территории, на которой они проводятся. Наибольший эффект достигается при объединении усилий нескольких стран, ставящих перед собой общие цели и добивающихся их реализации.
Советский Союз был одним из инициаторов Проведения совещания в Вене по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось подписанием Заключительного акта. Участники совещания согласились изучить проблемы окружающей среды и принимать всевозможные меры для успешного решения.
Именно СССР был инициатором запрещения ядерных испытаний в трех сферах. Заключение соглашения по этому вопросу явилось поистине бесценным вкладом в дело спасения планеты от радиоактивного заражения.5
4. Венская встреча 1986 года представителей государств – участников СБСЕ
Представители государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) провели встречу в Вене с 4 ноября 1986 года по 19 января 1989 года в соответствии с положениями Заключительного акта, относящимися к дальнейшим шагам после Совещания, а также на основе других соответствующих документов СБСЕ.
Представители государств-участников вновь подтвердили свою приверженность процессу СБСЕ и подчеркнули его существенную роль в повышении доверия, открытии новых путей для сотрудничества, содействии уважению прав человека и основных свобод и тем самым укреплению международной безопасности.
Государства-участники приветствовали благоприятное развитие международной обстановки с момента завершения Мадридской встречи в 1983 году и выразили свое удовлетворение тем, что процесс СБСЕ способствовал такому развитию. Отметив интенсификацию политического диалога между ними и важный прогресс, достигнутый на переговорах по вопросам военной безопасности и разоружения, они согласились в том, что должны прилагаться новые усилия с целью закрепления этих позитивных тенденций и достижения существенного дальнейшего улучшения их взаимоотношений. Они вновь подтвердили свою решимость полностью выполнять в одностороннем, двустороннем и многостороннем порядке все положения Заключительного акта и других документов СБСЕ.6
4.1. Повестка дня
Представители государств-участников провели углубленный обмен мнениями как о выполнении положений Заключительного акта, Мадридского итогового документа и задач, определенных Совещанием, так и, в контексте вопросов, обсуждавшихся на нем, об углублении их взаимоотношений, упрочении безопасности и развитии сотрудничества в Европе и процесса разрядки в будущем.
В ходе этого обмена мнениями государства-участники углубленно и детально рассмотрели выполнение Заключительного акта и Мадридского итогового документа. Различные и порой противоречащие друг другу взгляды были высказаны относительно степени реализации этих обязательств. Наряду с тем, что участниками отмечалось обнадеживающее развитие во многих областях, были подвергнуты критике сохраняющиеся серьезные недостатки в выполнении этих документов.7
Была проведена открытая и откровенная дискуссия по вопросу о применении и уважении принципов Заключительного акта. Была выражена обеспокоенность серьезными нарушениями ряда этих принципов. В фокусе интенсивного и противоречивого по характеру обсуждения были, в частности, вопросы, относящиеся к уважению прав человека и основных свобод.
Государства-участники согласились, что полное уважение принципов во всех их аспектах существенно важно для улучшения их взаимных отношений.
Было проведено обсуждение выполнения положений Заключительного акта, касающихся мер укрепления доверия, сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды, вопросов, относящихся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье, а также сотрудничества в гуманитарных и других областях. Было также обсуждено выполнение положений Мадридского итогового документа и других документов СБСЕ. Было сочтено, что многочисленные возможности, предоставляемые Заключительным актом, не были в достаточной мере реализованы. Государства-участники также выразили озабоченность в связи с распространением терроризма и безоговорочно осудили его. Обсуждение отразило более широкий контекст процесса СБСЕ и подтвердило важность учета его всемирного измерения при выполнении положений Заключительного акта.8
4.2. Решения государств – участников
Представители государств - участников рассмотрели все представленные на встрече предложения и пришли к согласию относительно следующего:
- развивать нынешние позитивные изменения в их отношениях, с тем чтобы сделать разрядку жизнеспособным, всесторонним и подлинным процессом, всеобщим по охвату;
- принять на себя ответственность за выполнение полностью обязательств, содержащихся в Заключительном акте и других документах СБСЕ;
- наращивать свои усилия в поисках решения проблем, отягощающих их от ношения, и в целях укрепления гарантий международного мира и безопасности;
- содействовать сотрудничеству и диалогу между ними, обеспечивать эффективное осуществление прав человека и основных свобод и облегчать контакты и общение между людьми;
- прилагать новые усилия в целях достижения дальнейшего прогресса в укреплении доверия и безопасности и содействия разоружению.9
4.3. Основные принципы принятые в области охраны окружающей среды.
1. Призывает реформируемые страны уделять достаточное внимание
при определении экономической и промышленной политики важным вопросам охраны окружающей среды и рекомендует создание масштабных программ, направленных на преодоление загрязнения почв, воздуха и воды, решение проблемы захоронения опасных отходов и общего ухудшения экологии и на реализацию международно признанных стандартов безопасности на ядерных установках;
2. Призывает реформируемые страны осуществлять стратегии
устойчивого развития, направленные на экономический рост, достаточно
прочный с социальной точки зрения и сохраняющий их основные ресурсы и
окружающую среду для будущих поколений;
3. Настоятельно призывает западные страны, осознавая
международные последствия деградации окружающей среды, особенно в
результате работы ядерных установок, сотрудничать и помогать странам
Восточной Европы в решении их экологических проблем, которым
Европейский Союз решил уделить особое внимание, в первую очередь в
ликвидации последствий планетарной чернобыльской радиационной
катастрофы, однако предусматривая при этом, чтобы вопросы окружающей
среды и права местных жителей должным образом учитывались странами,
получающими западную помощь;
4. Осознавая губительные последствия чернобыльской трагедии,
дальнейшего функционирования Чернобыльской АЭС для Европы и генофонда человечества, рекомендует западным странам Парламентской Ассамблеи СБСЕ создать новы конструктивные механизмы экономического, научно - технического сотрудничества, а также финансовой помощи и компенсации Украине затрат по закрытию Чернобыльской АЭС, решению связанных с этим неотложных экологических и медицинских проблем;
5. Призывает международные финансовые учреждения лучше
координировать свою деятельность в предоставлении технической, научной
и финансовой помощи реформируемым странам Центральной и Восточной
Европы и бывшего Советского Союза с целью ускорения их экономического,
научного и социального развития в соответствии с основными
требованиями охраны окружающей среды;
6. Трансграничные проблемы (определение норм лова рыбы в открытых водах, сброс в открытый океан загрязняющих веществ, проведение там ядерных испытаний и т. д.) не должны решаться в одностороннем порядке. В каждом конкретном случае необходим консенсус, т. е. международное соглашение.
7. Государства не должны экспортировать загрязнение или создавать экологически грязные производства в более бедных странах. (Этот принцип касается деятельности многих стран, например, Японии, которая продает отходы для захоронения в бедные страны.)
8. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
Международные действия должны быть направлены на улучшение экологической ситуации в первую очередь в развивающихся странах.
9. Экологические законы и стандарты принимаются в разных странах с учетом их экологического и социального состояния. То, что считается стандартом для одной страны, может быть изменено в другой стране.10
4.4. Результаты встречи
Венская встреча была более плодотворной, чем предыдущие, и характеризовалась резким снижением уровня конфронтации между Востоком и Западом по проблемам «третьей корзины». Наметившееся достижение взаимопонимания по целому ряду дискуссионных проблем, служивших ранее поводом для ожесточенных дебатов, сопровождалось достаточно четко прослеживаемой боязнью скатиться назад, к идеологическим баталиям Мадрида и Белграда. Именно этим, по-видимому, объясняется тенденция избегать четких и конкретных заявлений в официальных документах, ставшая к моменту окончания Венской встречи характерной чертой СБСЕ.
В целом международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды на сегодняшний день пока недостаточно эффективно. Например, план проведения «Международного десятилетия водоснабжения» (1981 —1990), в результате которого питьевую воду высокого качества должен был получить 1 млрд. людей, не был выполнен из-за противоречий между богатыми странами и бедными странами, которым нужна помощь. Не «работают» и некоторые другие международные соглашения.
Главной причиной, обусловившей ярко выраженное стремление СБСЕ обходить «острые углы», разумеется, являлся принцип консенсуса, в соответствии с которым любое государство-участник, будучи несогласным с тем или иным положением итогового документа встречи могло отказаться от его подписания и тем самым автоматически поставить все мероприятие под угрозу срыва. Новые надежды, связанные с потеплением международной обстановки, были слишком привлекательны, чтобы рисковать судьбой Хельсинкского процесса.. Поэтому СБСЕ практически никак не отреагировало на перемены в Центральной и Восточной Европе, которые были уже более чем очевидными к моменту подписания итогового Венского документа, предпочитая сохранять видимость единодушия.11
5. Заключение
1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) - уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики. СБСЕ содействует улучшению отношений между государствами-участниками и обеспечение условий, в которых их народы могут жить в мире, будучи ограждены от любой угрозы покушения на их безопасность.
2. СБСЕ сложилась система «трех корзин», т. е. трех больших блоков проблем, подлежавших обсуждению на совещании в соответствии с консенсусными договоренностями, которые охватывали все сферы межгосударственных отношений. К первой корзине относились вопросы собственно политической безопасности и контроля над вооружениями, ко второй — развитие сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды, к третьей — сотрудничество в гуманитарной и других областях, а также права человека. Эффективность программ охраны природы и использования ее ресурсов возрастает пропорционально росту территории, на которой они проводятся. Наибольший эффект достигается при объединении усилий нескольких стран, ставящих перед собой общие цели и добивающихся их реализации.
Советский Союз был одним из инициаторов Проведения совещания в Вене по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось подписанием Заключительного акта. Участники совещания согласились изучить проблемы окружающей среды и принимать всевозможные меры для успешного решения.
3. Представители государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) провели встречу в Вене с 4 ноября 1986 года по 19 января 1989 года в соответствии с положениями Заключительного акта, относящимися к дальнейшим шагам после Совещания, а также на основе других соответствующих документов СБСЕ.
Представители государств-участников вновь подтвердили свою приверженность процессу СБСЕ и подчеркнули его существенную роль в повышении доверия, открытии новых путей для сотрудничества, содействии уважению прав человека и основных свобод и тем самым укреплению международной безопасности.
4. - Призывает реформируемые страны уделять достаточное внимание
при определении экономической и промышленной политики важным вопросам охраны окружающей среды и рекомендует создание масштабных программ, направленных на преодоление загрязнения почв, воздуха и воды, решение проблемы захоронения опасных отходов и общего ухудшения экологии и на реализацию международно -признанных стандартов безопасности на ядерных установках.
- Призывает реформируемые страны осуществлять стратегии устойчивого развития сохраняющий их основные ресурсы и окружающую среду для будущих поколений.
- Призывает международные финансовые учреждения лучше координировать свою деятельность в предоставлении технической, научной и финансовой помощи реформируемым странам .
- Трансграничные проблемы (определение норм лова рыбы в открытых водах, сброс в открытый океан загрязняющих веществ, проведение там ядерных испытаний и т. д.) не должны решаться в одностороннем порядке.
- Государства не должны экспортировать загрязнение или создавать экологически грязные производства в более бедных странах.
- Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития.
5. В целом международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды на сегодняшний день пока недостаточно эффективно. СБСЕ практически никак не отреагировало на перемены в Центральной и Восточной Европе, которые были уже более чем очевидными к моменту подписания итогового Венского документа, предпочитая сохранять видимость единодушия. Цена этого выбора оказалась достаточно высокой — СБСЕ как система кооперативной безопасности оказалась неспособной к распознаванию и локализации очага конфликта в зоне своего влияния.
6. Использованная литература
1. Бенедиктов К. Россия и ОБСЕ: реальные и мнимые возможности сотрудничества // Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Московский центр Карнеги; под ред. Тренина Д. - М., S & P, 2000
2. Гольдин Г.Г. ОБСЕ и Приднестровье. – Учебное пособие. Г.Г. Гольдин, В.В. Матяш – М., Дип. Академия МИД РФ, 2000
3. Загорский А.В. Хельсинкский процесс. М., «Права человека», 2005
4. Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки // От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973-1994. — Т. I. — С. 33.
5. Итоговый документ Венской встречи представителей-государств-участников СБСЕ. М., Политиздат, 1986
6. Кортунов А.В. СБСЕ и перспективы создания системы коллективной безопасности в Евразии. – в кн. Кортунов А.В.Россия и Запад: модели интеграции. М., РНФ-РОПЦ, 1994
7. Новиков Ю.В. Природа и человек – М:. Просвещение, 1991- 223 с.
8. Петраков М. «Учителя» и «ученики» в ОБСЕ // Международная жизнь. – 2001, № 9
9. Ropers N., Schlotter P. Regimeanalyse und KSZE-Process// Regime in den internationalen Beziehungen / Ed. by Kohler-Koch B. — Baden-Baden, 1989. — P. 323
10. Смутс М. Международные организации и неравноправие государств. Международный журнал социальных наук. Ноябрь, 1995
11. http://www.rusoir.ru/articles/zakon - Российское Объединение исследователей религии.
12. http://denrica.narod.ru/index1 - Учебные материалы.
1 Ropers N., Schlotter P. Regimeanalyse und KSZE-Process// Regime in den internationalen Beziehungen / Ed. by Kohler-Koch B. — Baden-Baden, 1989. — P. 323
2 Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки // От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973-1994. — Т. I. — С. 33.
3 http://www.rusoir.ru/articles/zakon - Российское Объединение исследователей религии
4 Смутс М. Международные организации и неравноправие государств. Международный журнал социальных наук. Ноябрь, 1995
5 Новиков Ю.В. Природа и человек – М:. Просвещение, 1991- 223 с.
6 Итоговый документ Венской встречи представителей-государств-участников СБСЕ. М., Политиздат, 198
7 Загорский А.В. Хельсинкский процесс. М., «Права человека», 2005
8 Гольдин Г.Г. ОБСЕ и Приднестровье. – Учебное пособие. Г.Г. Гольдин, В.В. Матяш – М., Дип. Академия МИД РФ, 2000
9 Бенедиктов К. Россия и ОБСЕ: реальные и мнимые возможности сотрудничества // Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Московский центр Карнеги; под ред. Тренина Д. - М., S & P, 2000
10 Итоговый документ Венской встречи представителей-государств-участников СБСЕ. М., Политиздат, 1986
11 Россия за Ивановым // Коммерсант. – 1999. – 20 нояб.