Введение
Целью данной курсовой работы является проведение анализа международного маркетинга на предприятии ОАО «Витебские ковры» с использованием текущей информации. Для этого необходимо выполнение ряда задач:
· Непосредственное ознакомление с предприятием, его технико-экономическими показателями;
· Рассмотрение структурных подразделений, их функциональных обязанностей по осуществлению маркетинговых исследований на внутреннем и внешнем рынках;
· Изучение проведения ОАО «Витебские ковры» выставочно-ярмарочной деятельности на внешнем рынке;
· Проведение анализа рыночных и потребительских предпочтений;
· Определение проблем в осуществлении деятельности на рынках стран дальнего зарубежья и пути их решения.
Нельзя осуществлять маркетинговую управленческую деятельность не зная сложившуюся рыночную ситуацию, без выявления тенденций и закономерности действия рыночного механизма других стран.
Необходимо проведение маркетинговых исследований во внешнеэкономической деятельности.
Изучение информации а зарубежных рынках занимает центральное место в работе управленческой маркетинговой структуры фирмы. Оно требует много времени, средств и трудовых усилий. Сбор информации осуществляется посредством проведения маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование в ВЭД – это процесс сбора, обработки, анализа информации о новых и уже освоенных зарубежных рынках и разработка на этой основе рекомендаций руководству фирмы для повышения эффективности ВЭД.
1 Сущность и особенности маркетинга во внешнеэкономической деятельности
Маркетинг в ВЭД – это маркетинг товаров и услуг на национальном рынке и за его пределами. Целевая направленность маркетинга предприятия (фирмы) на национальном рынке определяет и маркетинговую деятельность в ВЭД. Организация внешнеэкономической деятельности на принципах маркетинга – это, по сути, международная маркетинговая деятельность.
Маркетинговая деятельность и на внутреннем рынке, и при осуществлении ВЭД базируются на одной и той же теории маркетинга. Однако отличия имеются:
· По сфере деятельности;
· Статусу институциональных субъектов рынка;
· Механизму решения основных функциональных задач;
· Масштабам охвата рынка.
Международный маркетинг охватывает все стадии, которые проходит в международном бизнесе экономический продукт от создания до потребления: производство, ценообразование, распределение, сбыт. Последовательность этих стадий и определяет структуру маркетинга, т.е. логичное (одно за другим) сочетание его главных элементов. Все элементы маркетинга дают наибольший эффект, если они используются в комплексе.
Комплекс маркетинга (маркетинг микс) – это совокупность взаимосвязанных контролируемых факторов маркетинга, которые использует фирма для достижения своих целей. Этих факторов множество. В зарубежной маркетинговой науке их принято объединять в четыре группы – четыре "Р" комплекса маркетинга: товар, цена, распределение товара по местам продажи, промоушен. На том или ином этапе ВЭД фирме требуется больше внимания уделить тому или иному элементу комплекса маркетинга и больше средств затратить на его реализацию. Способность правильно компоновать, смешивать все четыре "Р" для получения наивысшего эффекта является главным в разработке комплекса маркетинга. Поэтому этот комплекс назван маркетинг микс. Комплекс маркетинга ВЭД – это совокупность управляемых и взаимозависимых маркетинговых факторов, которые фирма компонует так, чтобы получить от внешнеэкономической деятельности наивысший желаемый результат. Товар – это исходный элемент, "сердце" комплекса маркетинга. От товара национального рынка импортно-экспортный товар отличается в первую очередь тем, что он должен иметь большой запас конкурентоспособности. Функциональные, экологические, эргономические и другие его характеристики должны максимально соответствовать требованиям мирового рынка, а в зависимости от избранной общей маркетинговой стратегии он может быть стандартизированный или адаптированный. Факторы, содействующие разработке стандартизированного или адаптированного экспортного товара, те же, которые определяют выбор общей стратегии международного маркетинга. Политика распределения в ВЭД – это совокупность мероприятий фирмы по физическому перемещению импортно-экспортного товара, включая пересечение границ национальных государств, от производства (или оптовой покупки) по каналам сбыта в розничную торговлю к отечественному и зарубежному покупателю. Это, по сути, вся работа фирмы по доставке товара для реализации в нужное место, в нужное время и в нужном количестве. Этот элемент комплекса маркетинга включает в первую очередь решения по управлению каналами распределения и их эффективному использованию (через посредников или без них). Международная маркетинговая коммуникационная политика – это программа воздействия фирмы на своих реальных и потенциальных покупателей отечественного и зарубежного рынка, в результате которой они принимают решение о покупке товара фирмы. В международном маркетинге это воздействие фирма осуществляет, используя следующие средства маркетинговой коммуникации:
• международную рекламу;
• связи с общественностью;
• стимулирование сбыта на национальном и внешнем рынках;
• личную продажу и прямой маркетинг.
Наряду с указанными маркетинговыми средствами фирмы используют также участие в международных выставках и ярмарках, организуют презентации, выступают спонсорами зрелищных массовых мероприятий и т.д. В совокупности они и составляют структуру продвижения – промоушен – и формируют на национальном и мировом рынках потребительское предпочтение к товару фирмы.
Разработка программы маркетинговых коммуникаций для странового рынка может сопровождаться следующими проблемами:
• национальные законодательства и правовые ограничения в рекламе, которые существенно различаются по разным странам (например, по вопросам рекламы медикаментов, сигарет и спиртных напитков);
• низкий уровень развития коммуникационных систем;
• национальные обычаи и эстетические критерии, определяющие отношение потребителей к маркетинговым коммуникациям (например, использование в рекламе женщин и детей);
• проблемы адекватного перевода.
Разработку комплекса маркетинга ВЭД определяет избранная маркетинговая стратегия. Однако не все элементы этого комплекса содержат одинаковые возможности для стандартизации и адаптации. Наибольший эффект дает стандартизация следующих маркетинговых мероприятий:
• разработка всемирно известного (глобального) брэнд-нейма;
• позиционирование товара на страновых рынках;
• предоставление всемирных гарантий;
• обеспечение международного стандарта сервиса;
• выбор единой темы рекламной кампании.
Внутренняя и внешняя среда маркетинга
Маркетинговая среда фирмы, предприятия – совокупность активных сил и субъектов, имеющих место в самом предприятии, фирме и вне их, влияющих на экономическую эффективность деятельности.
Маркетинговая среда состоит из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самому предприятию и его возможностям по обслуживанию клиентов. Сюда мы относим такие управляемые факторы, как: вид товара, его качественные параметры, технологию производства, квалификацию персонала, структуру и методы управления предприятиями, методы выхода на рынок, рекламу, транспорт, проведение научных исследований и другие (рис.1.1).
Рисунок 1.1 – Микросреда предприятия, фирмы Источник: [, c. 71].
Информационное обеспечение маркетинга и прогнозирование
Результаты исследований конъюнктуры рынка, показателей, товаров, данные об экспортных поставках и импортных закупках, справки, записки, отчеты-все эти материалы должны быть систематизированы, упорядочены, обобщены и отправлены на хранение на машинные носители.
Информацию подразделяют на первичную, полученную от покупателей, продавцов и других лиц на основе опросов и других методов исследования рынка; и вторичную, взятую из официальных статистических источников, периодической печати, научных публикаций и отчетов. Изучение первичной информации называют полевыми исследованиями, анализ вторичной относят к кабинетным исследованиям.
С помощью полевых исследований можно получить сведения об оценке покупателями товаров и наиболее предпочитаемых ими фирмах. Кабинетные исследования дают возможность разработать среднесрочные и долгосрочные прогнозы, так как вторичная информация поступает с большими опозданиями.
И требуется всегда дополнять кабинетные исследования полевыми.
Для работы по созданию информационного обеспечения необходимо привлекать самых квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы во внешнеторговых коммерческих предприятиях, а также лиц, участвующих в создании исследуемых товаров и услуг.
Прогнозирование рынка – это выработка объективного, научно обоснованного, наиболее вероятного по своей сути суждения о перспективах развития рынка и возможных вариантах развития событий в будущем.
Прогнозы делятся на краткосрочные – 1-1,5 года; средне-срочные – 4-6 лет; долгосрочные – 10-15-20 лет.
Краткосрочное прогнозирование предназначено для обеспечения оптимальной тактики поведения предприятия (фирмы) на внешнем рынке, поэтому необходимо учитывать разнообразные циклические и нециклические сезонные, временные, случайные факторы формирования спроса и предложения. Для среднесрочного прогноза следует использовать постоянно действующие циклические и нециклические факторы. Для расчета долгосрочного прогноза достаточно учесть только постоянно действующие нециклические факторы, влияющие на основную тенденцию развития рынка.
Методы прогнозирования рынков делят на четыре группы: экспертные оценки, экстраполяции, логические и математические модели, системные прогнозы.
Экспертные оценки основаны на анализе и обобщении мнений специалистов по какому-либо вопросу. Один из наиболее известных подходов в данном виде прогноза является метод Дельфы (назван так в честь древнегреческого оракула, вошедшего в историю благодаря своим предсказаниям). Точки зрения экспертов выявляют с помощью анкетирования обычно в несколько туров без информирования опрашиваемых о составе экспертной группы
Экстраполяции основаны на изучении имеющихся на нынешний период времени закономерностей протекания экономического процесса или явления. Исходным правилом является точка зрения одинаковости протекания будущих процессов благодаря сложившимся закономерностям в данный период.
Логическое моделирование применяется для качественного описания процесса и его развития. В этом методе создают сложные сценарии, направленные на увязку логической последовательности и значимости событий, факторов, воздействующих на рыночные процессы. Благодаря такому подходу удается выявить наиболее важные проблемы, узловые точки, промежуточные и основные цели, комплексные задачи путей их решения.
При наличии достаточных объемов статистических сведений удобнее всего использовать экономико-математическое моделирование и ЭВМ. Данный подход позволяет на количественных закономерностях выявлять тип связей между различными элементами рынков и факторами, влияющими на развитие рыночных процессов.
Большое удобство, благодаря ЭВМ, достигается при проведении исследований и анализе многовариантных прогнозов.
Системное прогнозирование дает возможность изучать мировой рынок как сложную иерархически организованную систему, имеющую определенную структуру и очень сложное взаимодействие составляющих элементов.
Используются следующие методы прогнозирования конъюнктуры рынка:
· методы экспертных оценок;
· методы статистической экстраполяции, основанные на учете тенденции прошлого периода;
· методы экономико-математического моделирования используют многофакторные модели по конъюнктурным показателям рынка;
· комбинированные методы на основе сочетания различных групп методов.
С помощью перечисленных методов разрабатываются:
а) прогнозы общехозяйственной конъюнктуры – фазы цикла, показателя ВНП, национальных доходов, курса акций, объемов производства, получения заказов, возможных банкротств;
б) оценка перспектив развития потребления товара, платежеспособный спрос, капиталовложения в отрасли;
в) оценка перспектив развития производства - конкурентоспособность, ограничение импорта и др.;
г) оценка развития мировой торговли – перспектива производства, состояние платежных балансов, движение международного кредита, политика отдельных стран по регулированию экспорта и импорта;
д) прогноз движения цен, конкуренции, монополистических тенденций.
Качественной основой прогнозирования процессов, происходящих в мировой экономике, является анализ закономерностей их развития, выбор наиболее вероятных или альтернативных путей развития в соответствии с намеченными целями.
Продвижение товаров на внешнем рынке
Для конкретизации изложения вопроса по продвижению товаров на внешних рынках вполне достаточно рассмотреть четыре условные ситуации: экспортер имеет с импортерами устойчивые торговые связи; экспортер в прошлом имел с импортерами торговые связи; экспортер не имел с импортерами торговых связей, но знает, что поставляемые им товары входят в круг их интересов; экспортер не знает потребителей своих товаров.
В первой ситуации для экспортера главной задачей является сохранение связей с импортерами, важно также расширять свое сотрудничество, увеличивая объем продаж.
Импортеры должны быть регулярно ознакомлены с ростом технического уровня изделий и улучшением качества товаров; благоприятные для них условия торговли должны быть устойчивыми, позволяющими увеличивать объемы закупок.
Экспортер продолжает работу по улучшению системы сбыта товаров и развитию сети технического обслуживания. Во второй ситуации необходимо помнить о том, что возврат к старым контрагентам осуществить сложнее, чем привлечь новых. Поэтому важно действительно повысить качество товара, улучшить условия поставок, усовершенствовать техническое обслуживание, провести ряд эффективных мероприятий по рекламе. Экспортеры направляют бывшим контрагентам инициативные коммерческие предложения, не имеющие твердого характера и ограниченные по времени действия. В такой ситуации необходимо сосредоточить усилия по рекламе товаров будущим импортерам. Рекламируются и товары, и деятельность самих экспортеров на внешнем рынке, их научно-исследовательская база, устойчивость финансового положения, опыт работы с покупателями и, по возможности, их мнение о товаре, услугах. Сообщаются сведения о работе с известнейшими, крупными фирмами-покупателями и статистические материалы о сроках и объемах ранее реализованных контрактов. Главная задача на первом этапе в работе с определенным числом будущих покупателей товаров – это создать интерес к экспортеру. Конкретные условия обсуждаются позднее, когда уже выявлены контрагенты. В первую очередь необходимы маркетинговые исследования по сегментации рынка, позволяющие выявить наиболее предпочтительные регионы, а в них – покупателей. Необходимо также изучить систему сбыта в этих регионах, основных посредников, оптовую и розничную сеть. И только затем следует решать задачи в соответствии с третьей ситуацией.
Фактически во всех четырех ситуациях, позволяющих систематизированно подойти к организации движения товаров на внешнем рынке, большой круг проблем решается с помощью рекламы.
Реклама – это комплекс мер, побуждающих потребителей приобретать товары определенного производителя или продавца.
Наиболее распространенным и эффективным видом рекламы является печатная реклама. Она осуществляется: через престижные проспекты, рекламирующие товары длительного пользования: автомобили, мебель, радиотовары и др.; с помощью фирменных изданий – периодических журналов, на основе каталогов – техническое описание товаров и их подробные характеристики; в виде публикаций в газетах, журналах; на основе сувенирных издании в виде календарей, плакатов, записных книжек, с помощью прямой рассылки рекламных материалов покупателям.
Широко используют рекламу на фирменной упаковке; с помощью кино и телевидения; выставок и ярмарок. Рекламе товаров способствуют международные конференции, симпозиумы, коллоквиумы, рекламные сувениры. В настоящее время финансирование рекламы осуществляется промышленными и внешнеторговыми организациями. Каждое звено в цепи "производство-сбыт" выполняет по рекламе свою определенную задачу.
Предприятие разработчик и изготовитель товара осуществляет внешнеторговую рекламу своей продукции и себя. При этом предприятие реализует такие работы:
· подготавливает исходные материалы для печатной и других видов рекламы;
· разрабатывает единый стиль рекламного оформления товаров, в том числе и товарный знак;
· размещает заказы на рекламу в международных и местных рекламно-производственных центрах;
· издает рекламные материалы на своих издательских предприятиях, а по договорам – в других организациях;
· договаривается с внешнеторговыми объединениями о проведении рекламных мероприятий;
· изготавливает экспонаты для международных выставок и образцы изделий.
Важным звеном в цепи рекламных мероприятий являются иностранные посредники, которые с учетом национальных и социально-экономических особенностей региона и посреднических соглашений, проводят все доступные и необходимые с их точки зрения рекламные виды деятельности.
Конечно, только практическая деятельность по рекламе, рассчитанной на иностранного покупателя, в конечном итоге создает необходимые подходы к реализации наиболее рационального комплекса рекламных мероприятий.
2 Маркетинг во внешнеэкономической деятельности ОАО «Витебские ковры»
2.1 Характеристика ОАО «Витебские ковры» и анализ технико-экономических показателей
Открытое акционерное общество «Витебские ковры» расположено по адресу: г. Витебск, ул. М. Горького, 75.
Открытое акционерное общество «Витебские ковры» (ОАО «Витебские ковры») является предприятием смешанной формы собственности без иностранного участия с преобладающей долей государства (51,1 %) в уставном фонде. ОАО «Витебские ковры» входит в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром»).
Общество возглавляет генеральный директор Федорчук Александр Алексеевич. Основной стратегией ОАО «Витебские ковры» является восстановление объёмов производства и расширение рынков сбыта ковровых изделий и покрытий, в первую очередь, на территории государств – участников СНГ, удовлетворение потребностей населения Республики Беларусь в качественных ковровых изделиях, повышения их потребительских свойств, качественных и эстетических показателей выпускаемой продукции.
В реестре акционеров общества на 01.01.2006 года зарегистрировано 3746 акционера, 300436 акций, в т.ч. принадлежащих государству –153626, коллективу – 63611.
В настоящее время в состав ОАО «Витебские ковры» входят три структурных подразделения:
· Ткацко-отделочная фабрика (ТОФ);
· Фабрика прошивных ковровых изделий (ФПКИ);
· Фабрика нетканых материалов (ФНМ).
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала за 2005 год составила соответственно по фабрикам - 1087, 127 и 47 человек, за 9 месяцев 2006 года – 1023, 159 и 45 человек.
За 2003 год выпуск ковровых изделий по ткацко-отделочной фабрике составил 1231 тыс. м2, по фабрике прошивных ковровых изделий – 2474 тыс. м2 тафтинга, по фабрике нетканых материалов – 2048 тыс. м2 ватина и байки.
За 9 месяцев 2006 года выпущено соответственно тканых ковровых изделий – 854 т. м2, прошивных – 3373 т. м2, ватина и байки – 1593 т. м2.
Вся продукция предприятия сертифицирована и соответствует ГОСТам и международным стандартам. Выпуск ковров и ковровых изделий является приоритетным направлением в общем объеме выпускаемой продукции. Данные о номенклатуре выпускаемой продукции ОАО «Витебские ковры» за 2002-2004 гг. (9 месяцев) представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Номенклатура выпускаемой продукции