Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
Ивановский филиал
Факультет коммерции и маркетинга
Кафедра Организации и технологии коммерции
ОТЧЕТ
о прохождении преддипломной практики
Анализкоммерческой деятельность предприятия оптовой торговли текстильной и швейной продукцией ООО “Империя ткани”
студента (ки) __________________
______________курса
специальности 080301 Коммерция (торговое дело)
Место прохождения практики__________________
Срок практики с «___»_____200_ г. по «__»______200__г.
Руководитель практики
от предприятия (организации)
___________________
М.П.
Руководитель практики от Университета
___________________
2009
Содержание
Введение
История развития предприятия
Изучение (ознакомление) Устава предприятия и других учредительных документов, их соответствие требованиям закона
Организационная структура управления с указанием отделов, должностей и местонахождения руководящего персонала
Цели, задачи и оценка коммерческой деятельности предприятия, роль торгового персонала в достижении поставленных целей
Информационное обеспечение и его роль в управлении коммерческой деятельностью: технические средства для сбора, обработки и выдачи информации, автоматизированная технология обработки информации для выработки коммерческих решений
Рынки, на которых действует фирма, приоритетность различных сегментов рынка; ассортимент товаров и услуг предприятия, формирование ассортимента и источники товароснабжения
Анализ объема продаж, товарных запасов и денежных ресурсов; экономия денежных средств в процессе коммерческой деятельности
Вопросы организации делопроизводства; тип и объем документации (договоры, заказы, счета, накладные, заявления, расписки, чеки, претензии и т.д.), подготовка специальных и текущих докладов
Вопросы безопасности, касающиеся жизни работающих, коммерческой информации о клиентах, продукции и торгово-технических процессах, прибыли, объема реализации, а также сохранности товаров и имущества, доступа к компьютерам и перспективным планам фирмы, соблюдения санитарных правил
Выводы и предложения
Введение
Преддипломную практику я проходила в ООО «Империя ткани».
Это - торговое предприятие, специализирующееся на оптовой торговле текстильной и швейной продукцией. Свою деятельность ООО «Империя ткани» осуществляет посредством организации оптовой торговли со склада.
Из чего можно отметить, что объектом исследования является оптовая организация ООО «Империя ткани».
Предметом исследования является коммерческая деятельность организации ООО «Империя ткани».
Целью прохождения преддипломной практики было ознакомление с учредительными документами фирмы, коммерческой деятельностью предприятия с процессом управления закупочной деятельностью предприятия, а также закрепление на практике знаний по организации коммерческой деятельности и сбор информации для написания дипломной работы.
Задачи прохождения практики были ознакомление с организацией, с организационной структурой предприятия, принципами ведения делопроизводства. Также провести анализ коммерческой деятельности предприятия и его финансового состояния, изучение и заключение договоров с клиентами и поставщиками фирмы.
1. История развития предприятия
ООО «Империя ткани» - молодая, энергично развивающаяся компания. Директор организации Захватова Любовь Альбертовна, она же и единственный учредитель организации. Организация ведет коммерческую деятельность с 26 июня 2006 года. С 2006 до второй половины 2008 года организация вела продажу хлопчатобумажной ткани и турецкого трикотажного полотна, а с конца 2008 года и по данный момент турецкое трикотажное полотно не продается, так как это не целесообразно в связи с тем, что представители турецких фирм-производителей находятся теперь в г. Иваново. Соответственно представители продают по более низкой цене на прямую от предприятия-изготовителя. Но предприятие не унывало и нашло новый путь получения прибыли от продаж готовыми швейными изделиями. Хочется пояснить, что ООО «Империя ткани» не имеет своего швейного цеха, это обуславливается тем, что объем продаж готовых изделий не велик и является лишь дополнительным видом деятельности к основному. Еще фирма постоянно участвует в тендерах (см. приложения).
В 2006 году фирма работала на упрощенной системе налогообложения, а с 2007 и по сей день на предприятии применяется общая система налогообложения.
Вот информация, взятая с официального сайта ООО «Империя ткани»:
Офис Общества расположен по адресу 153003, г. Иваново, ул. Красных зорь, д. 29/2, склад - г. Иваново, проезд Красных Зорь, д. 4 . (см. приложения).
Фирма имеет зарегистрированный товарный знак (см. приложения), который можно увидеть на официальном сайте www.imperiatkani.ru и на документах фирмы. На сайте также можно найти информацию об организации, контакты, цены на товары и немного полезной информации о видах ткани.
Компания осуществляет три вида деятельности:
Производство и оптовая продажа хлопчатобумажных тканей фабрик Иваново и Ивановской области;
Оптовая продажа и пошив постельного белья и постельных принадлежностей;
Оптовая продажа махровых изделий.
Девиз компании – качество, низкие цены и довольный клиент.
Возможен пошив по лекалам и образцам клиентов - заказчиков.
Надо отметить, что доступность цен на изделия достигается за счет того, что компания осуществляет оптовую торговлю трикотажным полотном.
«У нас небольшой, но очень дружный коллектив. Общаясь с клиентами, стараемся найти индивидуальный подход к каждому. Хочется, чтобы люди всегда приезжали к нам с удовольствием по работе и просто так. Мы всегда рады рассмотреть встречные предложения» - Любовь Альбертовна Захватова.
Склад находится рядом с офисом, что имеет немаловажное значение для загрузки клиентов.
Время работы с 9.00 до 17.00 с понедельника по пятницу, субботу и воскресенье – выходные.
Доставку осуществляют автомобильным транспортом (3х-тонник) компании по льготным тарифам.
Товары сертифицированы и соответствуют ГОСТ и ТУ.
Для постоянных клиентов предусмотрены: система скидок, возможность отсрочки платежа, отправка груза контейнером по железной дороге, автотрейдингом и деловыми линиями.
Компания «Автотрейдинг» предлагает услуги по перевозки любых грузов от 1кг до 20 т организации экспедирования отправлений из регионов Российской Федерации в столицу и из Москвы в города России.
Компания «Деловые Линии» также осуществляет перевозки любых грузов в пределах РФ и Белоруссию любым видом транспорта.
2. Изучение (ознакомление) Устава предприятия и других учредительных документов, их соответствие требованиям закона
На текущий момент общество с ограниченной ответственностью «Империя ткани» (далее по тексту ООО «Империя ткани») является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ.
ООО «Империя ткани» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением главы Администрации г. Иваново за регистрационным номером 1063702138444 в Едином государственном реестре юридических лиц 26 июня 2006 года (таблица 1). ООО «Империя ткани» имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банка, в том числе иностранной валюте, имеет круглую печать, может иметь штампы и бланки со своим наименованием.
Таблица 1.
СВЕДЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА 28.10.09
Название |
Адрес |
ОГРН |
Дата регистрации |
ИНН |
Регион |
Общество с ограниченной ответственностью "Империя ткани" |
153003, Ивановская обл., Ивановский р-н, Иваново г, Красных Зорь ул., 29/2 |
1063702138444 | 26.06.2006 | 3702097408 |
Ивановская область |
ООО «Империя ткани» является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
ООО «Империя ткани», как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.
Устав фирмы ООО «Империя ткани» имеет следующие пункты:
Общие положения;
Цели и виды деятельности;
Правовой статус Общества;
Права и обязанности участников Общества;
Вопросы приема, выхода и исключение участников;
Уставный капитал Общества и имущество Общества;
Переход доли (части доли) участникам Общества в уставном капитале Общества к другим участникам и третьим лицам;
Приобретение обществом доли (части доли) в уставном капитале Общества;
Прибыль Общества, финансы и фонды;
Управление в Обществе;
Филиалы представительства;
Отчет и контроль;
Реорганизация и ликвидация;
Порядок предоставления Обществом информации участникам и другим лицам;
Документы Общества.
Согласно пункту 2.3. Устава ООО «Империя ткани», где сказано, что Общество выполняет государственные мероприятия по мобилизационной подготовке в соответствии с действующим Законодательством и нормативными актами, в настоящее время Устав предприятия находится в переработке у юристов в соответствием с Федеральным законом РФ от 30.12.2008г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Копия с внесенными изменениями Устава прилагается.
3. Организационная структура управления с указанием отделов, должностей и местонахождения руководящего персонала
Разработка конкретной организационной структуры предполагает создание сети, по которой проходят управленческие решения, осуществляется информационная связь различных уровней управления и контроль за выполнением решений. Структура управления может значительно отличаться в разных компаниях. Различают три типа организационных структур:
- линейный;
- линейно-штатный;
- линейно - штатно - функциональный.
Обычно оптовое предприятие начинает свою деятельность с простой линейной организации, в которой распределение полномочий идет сверху вниз. По мере того как возрастает ответственность работников верхних уровней, появляется необходимость увеличить полномочия конкретных сотрудников в определенном звене более низкого уровня управления, закрепив за ними только консультативные функции. Поэтому можно точно сказать, что организационная структура ООО «Империя ткани» представляет собой линейную организационную структуру.
Вот выдержка из Устава фирмы «10. Управление в Обществе», согласно пункту 10.1. высшим органом Общества является Общее собрание Участников, состоящее из участников или их представителей. Каждый участник Общества имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале Общества. При наличии в Обществе единственного участника, решения по вопросам, отнесенным к компетенции Общего собрания участников, решают единственным участником Общества единолично и оформляются письменно».
Общая численность организации составляет 10 человек:
Директор – 1 чел;
Заместитель директора по производственным вопросам – 1 чел;
Главный бухгалтер – 1 чел;
Менеджер – 3 чел;
Заведующий складом – 1 чел;
Водитель – 1 чел;
Грузчик – 2 чел.
Целями создания ООО «Империя ткани» являются осуществление предпринимательской деятельности и получение на этой основе прибыль. Основной вид деятельности оптовая торговля. Но общество в праве осуществлять любые иные виды деятельности, не запрещенные законом.
Задачами фирмы является достижение поставленных целей в рамках закона на максимальном уровне.
Ассортимент оптового склада компании «Империя ткани» представлен разнообразием ткани и готовых швейных изделий (см. приложения). Данная продукция предназначена для организаций как оптовых, так и розничных. Основными клиентами данного склада являются:
- оптово-торговые организации;
- швейные предприятия-изготовители.
Коммерческая политика предприятия отдает предпочтение продукции российских производителей, основной упор в коммерческой политике предприятия делается на расширение и углубление ассортимента реализуемой текстильной, трикотажной и швейной продукции.
Миссия предприятия - создать базу лояльных потребителей и занять устойчивую позицию в сфере оптовой и торговли.
Можно сказать, что экономически эффективной деятельность была только в 2007 году и чистая прибыль организации составила 278 тыс. рублей. В 2008 году произошел спад товарооборота из-за начинающегося в стране кризиса, а также повлияло на деятельность и тот факт, что фирма перестала продавать турецкое полотно, поэтому предприятие не принесло чистой прибыли, а только сумело покрыть свои расходы и проценты по кредиту в банке. А за полгода работы в 2006 году фирма сработала в убыток – 23 тыс. рублей. Но это можно объяснить тем, что предприятие только вышло на рынок и в расчетах были заложены задолжности по кредитам всем организациям: поставщикам, банкам. Отчеты о прибылях и убытка, также балансы фирмы за 2006, 2007, 2008 года приложены к отчету (см. приложения).
У фирмы есть отдел сбыта, в лице менеджеров, которые совмещают работу маркетологов. Менеджеры - маркетологи периодически проводят работы по изучению рынка и работы конкурентов, о результатах отчитываются директору и заместителю директора фирмы, те в свою очередь принимают меры:
- по улучшению позиций на своем сегменте рынка;
- по привлечению новых клиентов для увеличения клиентской базы;
- по повышению прибыли;
- повышение цены, в случае увеличения ее конкурентами.
5. Информационное обеспечение и его роль в управлении коммерческой деятельностью: технические средства для сбора, обработки и выдачи информации, автоматизированная технология обработки информации для выработки коммерческих решений
Главный бухгалтер и кладовщик фирмы работают в программе 1С Бухгалтерия, а менеджеры имеют наработки по клиентским базам в офисных приложениях Microsoft Access, Excel, Word, а также активно используют Интернет ресурсы для поиска новых партнеров и размещения рекламы на сайтах.
Основу технического обеспечения системы управления персоналом организации составляет комплекс технических средств (KTQ- совокупность взаимосвязанных единым управлением и (или) автономных технических средств сбора, регистрации, накопления, передачи, обработки, вывода и предоставления информации, а также средств оргтехники.
Основными характеристиками задач, которые должны учитываться при выборе оборудования, являются:
носители входной и выходной информации (документы, типизированные бланки, машинные носители информации;
и т.д.);
объем входной и выходной информации по указанным носителям;
объемы вычислительных работ;
сроки выполнения работ по решению задач управления персоналом;
формы и способы предоставления результатов решения задач пользователям.
При выборе оборудования следует учитывать назначение и состав комплектов оборудования, а также производительность при выполнении технологических операций; надежность работы; совместимость работы оборудования различных типов, в том числе персональных компьютеров; стоимость оборудования; состав и количество обслуживающего персонала; площадь, требуемую для размещения оборудования.
Выбор типа, модели, марки технических средств, которые могут быть использованы в службе управления персоналом организации, осуществляется, как правило, по классификатору промышленной продукции (с учетом изменений), а также с помощью различных справочников и каталогов.
Применение средств оргтехники в практике работы служб управления персоналом связано с выполнением различных операций по обработке документированной информации или же связанных с такой обработкой. При этом в сферу обработки поступают текстовая часть документа (структура текста, стиль языка, расчетные формулы и таблицы); внешняя физическая форма (расположение реквизитов, способ нанесения информации, размеры и качество носителя и т.д.).
В целях наиболее рационального использования данных технических средств необходимо иметь их классификацию, которая отражала бы области их функционального назначения.
Сложившаяся практика показывает, что основными группами средств оргтехники являются:
1) носители информации: носители информации на бумажной основе несветочувствительные; носители для репрографических процессов (термобумага, фотопленка т.д.); микроносители визуальной информации; звуконосители; видеоносители информации; магнитные носители для записи кодированной информации;
2) средства составления и изготовления документов: ручные пишущие средства; пишущие машины; диктофонная техника; печатающие устройства персональных компьютеров и графопостроители; специализированные программные продукты для ПК;
4) средства обработки документов: фальцовочные, перфораторные и резательные машины; листоподборочные и сортировальные устройства; машины для уничтожения документов (шредеры); агрегатированные линии для обработки корреспонденции; машины для нанесения защитных покрытий на документы (ламинаторы) и др.;
5) средства хранения, поиска и транспортировки документов: картотеки; шкафы; стеллажи; тележки и др.;
6) средства электросвязи: средства и системы стационарной и мобильной телефонной связи; средства и системы телеграфной связи; средства и системы факсимильной передачи информации; электронная почта;
7) другие средства оргтехники: сканеры; компьютерные аксессуары.
Наиболее простым средством организации взаимодействия между удаленными абонентами является электронная почта. Высокая скорость передачи информации и надежность (при относительно низкой стоимости услуг) позволяет качественно изменить роль почтовой коммуникации. Основной информационный поток в системе электронной почты приходится на локальные сети, которые обычно связывают ПК, находящиеся в одном учреждении. Это дает возможность объединить и рационально использовать компьютерные ресурсы, а также резко сократить бумажный документооборот. К основным требованиям, предъявляемым к сетям, относятся: простота использования, высокая скорость передачи информации, низкая стоимость и соблюдение секретности.
Технические средства представляют собой сканеры, устройства создания в компьютере электронной копии изображения (текста, рисунка и т.п.). Применение сканеров имеет широкий диапазон и находится в постоянном развитии. В частности, их можно использовать в настольных издательских системах, системах обработки документов, автоматизированного проектирования, передачи информации (факс + модем + сканер).
Для работы с персоналом фирме потребовались следующие технические средства:
3 профессиональных компьютера «Samsung»;
колонки «Genius»;
6 мышки для компьютеров «Mitsumi»;
4 клавиатуры «Genius»;
2 ноутбука «Toshiba»,
1 лазерный принтер «HP Laser Jet 1018»;
6 телефонов «Panasonic» (мини АТС);
1 факс-сканер-ксерокс «Panasonic»;
1 кассовый аппарат «Орион»;
1 детектор валюты (для главного бухгалтера);
6 калькуляторов.
На складе:
1 профессиональный компьютер «Samsung»
1 клавиатура «Genius»;
1 мышка для компьютеров «Mitsumi»;
1 калькулятор;
1 принтер «HP Laser Jet 1018».
6. Рынки, на которых действует фирма, приоритетность различных сегментов рынка; ассортимент товаров и услуг предприятия, формирование ассортимента и источники товароснабжения
Мировой рынок текстиля: Общий объем мирового рынка текстиля сегодня оценивается в $450 млрд. c устойчивой тенденцией роста этого рынка. Мировое потребление текстиля и одежды выросло на 4,9% в 2002 году, в 2003 г. - на 2,7%, а в 2004 г. увеличилось приблизительно на 3%. По прогнозам аналитиков, ежегодный рост потребления текстиля и одежды в дальнейшем в среднем составит 2,2%, и к 2010 г. достигнет 62 млн. тонн.
Важным фактором, влияющим на потребление текстильной продукции, является ценовой. Обычно снижение цен на текстиль, например, на 10%, влечет за сбой через год повышение уровня его потребления на 0,4%.
На мировом рынке опережающими темпами растет производство искусственных волокон и тканей. По прогнозам, к 2010 году доля потребления изделий из хлопка значительно сократится по сравнению с потреблением изделий из химических волокон.
Легкая промышленность играет значительную роль в экономике мировых лидеров. В США доля легкой промышленности в ВВП составляет 4%, в Германии - 6%, Италии - 12%, Китае - 21%, Португалии - 22%. В России доля легкой и текстильной промышленности во внутреннем валовом продукте за последние 14 лет снизилась в 30 раз - с 12% до 0,4%.
Лидер мирового рынка текстиля – Китай. В конце 2004 года Китай занимал на мировом рынке текстиля по разным оценкам 23%-28%. Важно отметить, что в январе 2005 года истек срок Соглашения по текстилю и тканям, принятого в 1995 году США, Канадой, Евросоюзом и Норвегией, чтобы ограничить квотами текстильный экспорт из развивающихся стран. В результате, с начала 2005 года экспорт дешевого китайского текстиля в страны ЕС вырос на 400%.
Общая ситуация в легкой промышленности России: Легкая промышленность России состоит из 17 подотраслей. Наибольший удельный вес в объеме производства занимает текстильная отрасль – примерно 45% (1,67 млрд $), доля швейной – около 32% (1,22 млрд. $), а кожевенной, меховой и обувной – 23% (860 млн. $). Во многих регионах - Ивановской, Владимирской, Костромской областях - текстильные производства являются градообразующими предприятиями.
В 2006 году финансовая емкость рынка легкой промышленности страны составила, по разным оценкам, 32-34 млрд. долларов. При этом доля отечественных производителей на этом рынке составляет, по разным источникам, около 16%.
На протяжении последних трех лет в легкой промышленности происходит неуклонное снижение производства. По прогнозам на период до 2010 года, средний ежегодный рост реальных располагаемых доходов населения составит более 5%. Учитывая "отложенный спрос", реальная потребность в товарах текстильной и легкой промышленности в ближайшие 3-4 года будет прирастать не менее чем на 10-15% ежегодно. Однако на фоне роста потребностей рынка легкая промышленность в целом переживает спад. Падение спроса на отечественную продукцию идет на фоне растущего импорта.
Выпуск продукции легкой промышленности за последние три года уменьшился на 12,7%, в том числе в текстильной промышленности на 10,3%, швейной – на 27,4%. В кожевенной, меховой и обувной промышленности производство увеличилось на 3,4%, несмотря на то, что в 2004 г. произошло снижение на 3,6%.
По данным Минэкономразвития РФ, в 2006 г. объем производства в легкой промышленности составил по сравнению с 2005 г. 92,5%. При этом производство швейных изделий выросло на 9,2%, а производство тканей в целом упало на 2,7%. Таким образом, растущую потребность в тканях отечественная промышленность реализует за счет импортных производителей. Рост благосостояния населения привел к увеличению потребления импортных товаров, тогда как российские текстильщики и кожевенники работают в основном по госзаказу и для наименее обеспеченных слоев населения, хотя именно здесь приходится очень жестко конкурировать по цене с дешевыми азиатскими изделиями.
В 2005 году общий объем инвестиций в отрасль составил 2,9 млрд. рублей. По данным Госкомстата России, доля организаций, в которых осуществлялись инвестиции в основной капитал, остается последние три года на уровне 40-49%. Инвестиции в основной капитал за январь-сентябрь 2005 г. составили 2,2 млрд. руб. и выросли на 0,5 млрд. руб. по сравнению с тем же периодом 2005 года (1,7 млрд. руб.). Доля инвестиций в основной капитал легкой промышленности в общем объеме инвестиций в российскую экономику за 9 месяцев 2006 года сохранилась на уровне соответствующего периода 2005 года (0,2%). Темп роста инвестиций в основной капитал выше уровня прошлого года на 15,2%.
Прямые иностранные инвестиции в отрасль возросли более чем в 2 раза и составили 28 млн. долл. в январе-сентябре 2006 года (в январе-сентябре 2005 года – 13 млн. долл.). Их доля в общем объеме прямых иностранных инвестиций также возросла с 0,3% за 9 месяцев 2005 года до 0,5% в январе-сентябре 2006 года. Для сравнения, в пищевую промышленность было направлено 10% прямых иностранных инвестиций, в металлургию – 1,4%, в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 0,4%.
Ситуация в текстильной отрасли: Текстильная промышленность включает:
ткацкое производство (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, а также шелковые и синтетические ткани),
прядильное производство (сырье для ткацкого производства),
производство нетканых материалов,
производство текстильных изделий (постельное белье, ковры и ковровые изделия, тюле-гардинные изделия и пр., кроме одежды).
На фоне других секторов легкой промышленности текстильная отрасль (в особенности ткацкое производство) выглядит неплохо. В наследство от Советского Союза России достались крупнейшие в Европе ткацкие мощности. Каждые 3 из 4 кв. м ткани, предлагавшейся в прошлом году на российском рынке, отечественного производства (около 25 % тканей импортируется из стран Европы и Азии).
Однако большинство российских производителей проигрывают иностранным из-за ограниченного ассортимента и низкого качества выпускаемой ткани. Завоевание импортерами внутреннего рынка происходит за счет изделий, не выпускаемых отечественной промышленностью из-за отсутствия новых видов сырья и материалов, а также современного технологического оборудования. Поэтому важнейшей целью отечественного ткацкого производства, как и всей текстильной отрасли, в среднесрочной перспективе остается импортозамещение.
Доля российского производства на внутреннем рынке в 2006 году по типам тканей приведена на диаграмме (см приложения).
Наиболее емкий сегмент российской текстильной отрасли – рынок хлопчатобумажных тканей. Хлопчатобумажные ткани сегодня доминируют на рынке, в 2006 году их доля составила 70 % (с учетом производства, импорта, экспорта и остатков). Российский рынок хлопчатобумажных тканей мало зависит от импорта, доля которого составила всего 4-5%. В то же время экспорт х/б тканей осуществляется в основном в виде «суровья» (ткань без отделки и окраски). Доля экспорта таких тканей ежегодно снижается, что, свидетельствует об уменьшении конкурентоспособности этого вида продукции на внешнем рынке. В 2006 году экспорт х/б тканей сократился до 15%. Российские предприятия здесь сталкиваются с возрастающей конкуренцией со стороны производителей из стран Средней Азии (оттуда в основном поступают пряжа и суровые ткани). Негативное влияние на рост отечественного ткацкого производства оказывает также увеличение импорта готовых тканей и швейных изделий из Китая и Турции.
Хлопчатобумажная отрасль работает целиком на импортном сырье, поставляемом в основном из стран СНГ, и испытывает сильное влияние колебаний мировых цен на хлопок. Так, в 1 квартале 2007 года внутренние цены на хлопковое волокно повысились в среднем на 10 %. Импорт хлопка в этот период сократился на 17 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Второй по величине потребления сегмент отечественного рынка тканей – шелковые и синтетические ткани (24%), хотя производится их чуть более 5% от общего объема. Доля тканей из натурального шелка крайне мала, тканей из химических волокон, а также смесовых выпускается более 99 %. Ткани российского производства в этом сегменте составляют немногим более 20% внутреннего рынка, остальное – импортная продукция. Импорт шелковых и синтетических тканей превышает не только экспорт таких тканей, но и все их производство в России. Импортируются в основном ткани из искусственных и синтетических волокон и нитей (93% всех поставок), сырье для производства которых в России практически не выпускается. Более 70% шелковых импортных тканей закупается в странах дальнего зарубежья.
Ивановская область всегда считалась центром текстильной промышленности, поэтому конкуренция на данном виде рынка непродовольственных товаров очень высока. Во главе рынка стоят все фабрики выпускающие текстиль всех видов и швейную продукцию, затем уже идут оптовые организации (крупные и мелкие), которые являются закупщиками у фабрик, либо заказчиками на обработку своего сырья (пряжи) их оборудованием.
ООО «Империя ткани» в основном специализируется на продаже следующих видов ткани:
вафельное полотно отбеленное;
бязь (суровая, отбеленная, гладко-крашенная, набивная, оливковая);
диагональ;
марля;
тик;
ситец;
фланель;
двунитка;
саржа;
брезент.
ООО «Империя ткани» по заказу клиентов отдает на пошив швейных изделий, выбранной заказчиком и из имеющейся на складе ткани, организациям, которые имеют свои швейные цеха. Руководитель организации ООО «Империя ткани» объясняет этот выбор тем, что так им удобней в плане исключения из коммерческой деятельности лишних затрат, так как иметь свой цех это сейчас для фирмы экономически не выгодно.
Также предприятие является официальным представителем ОАО «Красные ткачи» (г. Воронеж). Они работаю по договору-комиссии, то есть имеющийся товар на складе является имуществом ОАО «Красные ткачи», но продает его ООО «Империя ткани», выручкой которой является % от комиссии. А если товар не пользуется спросом, то его может забрать обратно ОАО «Красные ткачи». Все же остальное имущество на складе принадлежит ООО «Империя ткани».
Прайс-листы на продукцию прилагаются.
Конкурентами фирмы выступают ООО «Компания «ИВТЕКС», ООО ТК «Ивановские ситцы», ООО «Мега-Олий», ООО «ИнКом», ООО ТД «Крайтекс» и так далее. Но каждый из конкурентов специализируется на разных видах ткани, так например, ООО «Империя ткани» специализируется на отбеленных бязи и вафельном полотне, а другие конкуренты больше специализируются на фланели, ситце.
Одними из более крупных клиентов ООО «Империя ткани» являются следующие организации:
ООО «ТекстильСнаб» г. Москва;
ООО «Престиж-Сервис» г. Рязань;
ООО «Витэл» г. Иваново;
ООО ТД «Грация» Ярославская область, г. Рыбинск;
ООО «СибТекстильТрейд» г. Новосибирск;
ООО ТД «Текстильхим» г. Мурманск и другие.
«Товароснабжение – совокупность мероприятий по удовлетворению потребности розничной торговой сети в товарах. Эти мероприятия включают в себя целый комплекс коммерческих и технологических операций по доведению предприятий розничной торговли товаров, в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения» - исходя, из этого определения можно сказать, что фирма не является поставщиком розничных магазинов. Товар фирма заказывает у производителей либо их транспортом, либо своим транспортом. Заказы формируются от пожелания клиентов фирмы.
Снабжение организаций и предприятий оптовая фирма ООО "Империя ткани" через поставку товаров только одним способом: продажу товаров со склада. При складском обороте применяют следующие методы отпуска товаров со склада оптовым покупателям в счет выполнения договорных обязательств, при личной отборке представителями покупателя, по письменным и телефонным заказам.
7. Анализ объема продаж, товарных запасов и денежных ресурсов; экономия денежных средств в процессе коммерческой деятельности
Основной показатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.
Таблица 2.
Сравнительная таблица показателей коммерческой деятельности ООО «Империя ткани» за 2006, 2007, 2008 года
№ п/п |
Показатели |
2006* год |
2007 год |
2008 год |
Отклонения, +/-, 2006-2007гг |
Отклонения, +/-, 2007-2008гг |
1 | Оптовый т/об, т. руб. | 1091 | 57194 | 47996 | +56103 | -9198 |
2 | ВД, т. руб. | 106 | 2157 | 2775 | +2069 | +618 |
3 |
Увд, % |
9,72 | 3,77 | 5,78 | -5,95 | +2,01 |
4 | ИО, т. руб. | 129 | 1879 | 2784 | +1750 | +905 |
5 |
Уио, % |
11,82 | 3,29 | 5,8 | -8,53 | +2,51 |
6 | БП, т. руб. | -23 | 442 | 187 | +465 | -255 |
7 |
У рент, % |
-2,1 | 0,77 | 0,39 | +2,87 | -0,38 |
8 | ЧП, т. руб. | -23 | 278 | 0 | +301 | -278 |
9 |
Учп, % |
-2,1 | 0,49 | 0 | +2,59 | -0,49 |
10 | Ч, чел. | 5 | 9 | 8 | +4 | -1 |
11 | ФОТ, т. руб. | 41,6 | 83,2 | 74 | +41,6 | -9,2 |
12 |
Уфот, % |
3,81 | 0,145 | 0,154 | -3,67 | +0,009 |
13 | СЗ, т. руб. | 8,32 | 9,24 | 9,25 | +0,92 | +0,01 |
14 | ПТ, т. руб. | 218,2 | 6354,89 | 5999,5 | +6139,69 | -355,39 |
15 |
Х т/об, т. руб. |
6,06 | 158,87 | 133,32 | +157,22 | -25,55 |
16 |
Зд (S ТЗ), т. руб. |
1,65 | 49,35 | 29,58 | +47,7 | -18,77 |
*- даны показатели за полгода, так как фирма начала свою деятельность с 26.06.2006 г.
Формулы для расчетов показателей, приведенных в таблице:
Уровень валового дохода, Увд = ВД/т.об *100%;
Уровень издержек обращения, Уио = ИО/т.об *100%;
Уровнь рентабельности, Урент = БП/т.об*100%
Уровень чистой прибыли Учп = ЧП/т.об *100%;
Уровень фонда оплаты труда Уфот = ФОТ/т.об *100%;
Фонд оплаты труда, ФОТ = СЗ*Ч;
Средняя заработная плата, СЗ = ФОТ/Ч;
Производительность труда, ПТ = т.об/Ч
Среднескладской товарооборот, Х т/об = т.об/кол-во дней в отчетном периоде (30, 90, 180, 360);
Запасы товаров в днях, Зд = Зк/ Х т/об;
Отклонения = базисный показатель - показатель прошлого периода
Расчет экономии денежных средств за 2007 года:
Изменение ИО за 2007 год = 3,29 % - 11,82% = - 8,53%;
Темп снижения ИО за 2007 год = - 8,53%/11,82%*100% = - 72,1%;
Экономия денежных средств (Э) = - 8,53%*1091/100% = - 93,06 т. руб.;
Расчет экономии денежных средств за 2008 года:
Изменение ИО за 2008 год = 5,8 % - 3,29% = 2,51%;
Темп снижения ИО за 2008 год = 2,51%/3,29%*100% = 76,29%;
Экономия денежных средств (Э) = 2,51%*57194/100% = 1435,57 т. руб.;
Из полученных результатов можно видеть, что фирма продуктивней работала только в 2007 году, так она заработала 57194 тыс. рублей, чистая прибыль составила 278 тыс. рублей. За то экономия денежных средств была в 2008 году, составив 1435,57 тыс. рублей, но по итогам 2008 года фирма ничего не заработала и чистая прибыль составила 0 тыс. рублей.
Основные показатели (товарооборот, валовой доход, издержки обращения, прибыль, чистая прибыль, балансовая прибыль) брались из баланса и из отчета о прибыли и убытков.
8. Вопросы организации делопроизводства; тип и объем документации (договоры, заказы, счета, накладные, заявления, расписки, чеки, претензии и т.д.), подготовка специальных и текущих докладов
Принимая во внимание специфику торгового дела предприятия, законом предусмотрены следующие обязательные виды документов: организационно-правовые, внутренние и регулирующие отношения между предприятиями.
Организационно-правовые документы – это документы, необходимые для открытия предприятия, его функционирования в соответствии с законом. Сюда относятся: свидетельство о регистрации юридического лица, учредительные документы, устав, разрешения на торговлю, лицензия на определенную торговую деятельность, заключение территориального санитарно-эпидемиологического надзора, заключение пожарной инспекции, иные документы, свидетельствующие о регистрации предприятия в налоговых органах и соответствующих фондах, бухгалтерские балансы, документы, подтверждающие право занимать данную площадь, журнал проверок.
Внутренними документами называются: распорядительные, управленческие документы, штатное расписание, приказы, положения инструкции, а также правила, акты, заключения, справки, все формы отчетов, первичные документы, доверенности и трудовые договоры.
Документы регулирующие отношения между коммерческими организациями – прежде всего хозяйственные договоры. Под хозяйственными договорами следует понимать соглашения, заключаемые между организациями, предприятиями с целью обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения их взаимных обязательств в процессе экономической деятельности. В торговле основными хозяйственными договорами являются: договор купли продажи, договор поставки, договор аренды, договор складского хранения товаров, договор на техническое обслуживание оборудования. Наряду с хозяйственными договорами документами являются письма, справки и другие документы, оформляющие отношения между партнерами.
Таблица 3.
Договора, используемые на ООО «Империя ткани».
Договор купли-продажи | Устанавливает вид, количество, качество товаров, сроки и место передачи товара, сроки и сумму оплаты. Товар переходит в собственность покупателя в момент, указанный в договоре. |
Договор поставки | Поставщик обязуется поставить товар, учитывая вышеуказанные условиях. |
Договор товарообмена | Стороны договариваются о передаче друг другу определенные по качеству и количеству товары. Если существует разница в стоимости товаров, то она может быть доплачена. |
Договор – комиссии | Одна сторона – комиссионер, другая - комитент. Комиссионер получает процент от продажи имущества комитента третьим лицам. |
Договор купли продажи – это договор, по которому одна из сторон (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Данный вид договора получил широкое применение в торговле, как наиболее соответствующий сути отношений между продавцом и покупателем, которыми могут быть юридические или физические лица (индивидуальные предприниматели).
В договоре стороны оговаривают количество, ассортимент, качество поставляемых товаров. Обязанности продавца и покупателя. Покупатель обязан оплатить непосредственно до или после передачи ему продавцом товара. Договором могут быть определены иные сроки оплаты:
Оплата товара полностью. В случаях, когда покупатель не исполняет свои обязательства или своевременно не оплачивает товар продавец в праве потребовать оплаты товара и уплаты процентов или возврата товара.
Предварительная оплата. В случае не оплаты товара поставщик может не поставлять товар.
Оплата при продаже товара в кредит. При поставке товара в кредит стороны могут согласовать оплату товара в рассрочку. Если покупатель в срок не производит очередной платеж, то поставщик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата товара.
В договоре также определяется порядок поставки товара.
Договор поставки – это договор, по которому поставщик или продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в указанный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием. Этот договор, как правило, заключается между производителями и посредниками или производителями и предприятиями розничной торговли.
Договор на поставку продукции по прямым длительным хозяйственным связям – это разновидность договора поставки. Отличается регулярностью поставок.
Товарообменные сделки – особая форма договорных отношений предприятий. Обусловлено это, прежде всего:
необходимостью в расширении ассортимента;
расширение рынка сбыта;
неудовлетворительное выполнение денежной системой своих функций.
Предприятия оптовой торговли в силу своей специфики заключают сделки, предметом которых являются именно товары.
Предметом договора мены является обмен одного товара на другой, причем, обмениваемые товары могут быть как равноценными, так и не равноценными. При неравноценном обмене одна из сторон оплачивает разницу до или после обязанности поставить товар.
Договор комиссии (лат. Comissio) — договор, согласно которому одна его сторона — комиссионер — берёт на себя обязательство перед другой стороной — комитентом — за вознаграждение заключить с третьим лицом или лицами одну или несколько сделок в интересах и за счёт комитента, но от своего, комиссионера, имени.
Договор комиссии является самостоятельным видом договора.
По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.
Комиссионер имеет право возмещения всех своих затрат, понесённых при исполнении им обязанностей как комиссионера, ещё и получить за исполнение им его обязанностей комиссионное вознаграждение.
Комиссионер не несёт обязанностей перед комитентом за исполнение третьим лицом обязательств такого третьего лица по заключённым комиссионером в интересах комитента сделкам. Однако комиссионер и комитент могут в договоре комиссии обусловить наличие делькредере.
Услуги комиссионера, которые он оказывает комитенту, исполняя свои обязательства, часто называются «комиссионными услугами».
Накладная – документ, используемый при передаче товарно-материальных ценностей от одного лица другому.
В зависимости от способа, формы и вида передачи товарно-материальных ценностей различают следующие разновидности накладных:
Товарная накладная – документ, предназначенный для оформления операций по отпуску и приёму товаров со склада. Является одним из документов первичной бухгалтерской отчётности. Содержит название организации, номер накладной, дату отпуска товара, его наименование, кем отпущен товар, кому отпущен товар, его количество, сорт, цена и другие данные, основание для отпуска товара, росписи материально ответственных лиц в его отпуске и приеме.
Транспортная накладная – документ, предназначенный для перевозки грузов. Регулирует отношения между участниками перевозки грузов: перевозчиком, отправителем и получателем груза. Данный документ подтверждает оформление договора перевозки груза. Транспортная накладная сопровождает груз на пути его следования от пункта приёма груза к перевозке до пункта получения груза. Документ выдаётся грузоотправителю, перевозчику и в зависимости от правил перевозки передаётся грузополучателю вместе с грузом в пункте его назначения. Транспортная накладная содержит данные, относящиеся к перевозимому грузу (наименование груза, число мест, вес, маркировка, время приёма груза к перевозке и прибытия его в пункт назначения и др.). Транспортная накладная имеет большое значение для доказательства факта заключения договора перевозки, его условий. Транспортная накладная обязательна при предъявлении претензий и исков к перевозчику, грузоотправителю или грузополучателю по поводу возможных требований и претензий (недостача груза, порча (разрушение) или повреждение груза, задержка доставки, задержка выдачи и др.).
Подготовка специальных и текущих докладов на фирме не практикуется в связи с тем, что штат сотрудников мал и находится практически в одном офисе (за исключением заведующего складом, грузчиков и водителя), что позволяет все острые моменты выяснять и принимать экстренные решения, не подготавливая докладов.
Счёт-фактура – документ о стоимости товаров, выполненных работах или оказанных услугах, выставляемый (направляемый) продавцом (подрядчиком, исполнителем) покупателю (заказчику). Выставляется после согласования стоимости. Счёт-фактура может являться основанием для оплаты (расчёта).
В зависимости от законодательства конкретного государства счет-фактура может выполнять различные функции. Например, в странах Евросоюза счёт-фактура используется для подтверждения уплаты налога на добавленную стоимость (далее НДС) и акцизов.
В России счет-фактура применяется только для налогового учета НДС. Назначение счета-фактуры и его реквизиты законодательно закреплены в Налоговом Кодексе РФ.
Счёт-фактура – налоговый документ, строго установленного образца, оформляемый продавцом товаров (работ, услуг), на которого в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплаты в бюджет НДС. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету. Счёт-фактура содержит в себе информацию о наименовании и реквизитах продавца и покупателя, перечне товаров или услуг, их цене, стоимости, ставке и сумме НДС, прочих показателях. На основании полученных счетов-фактур налогоплательщиком НДС формируется «Книга покупок», а на основании выданных счетов-фактур - «Книга продаж».
Кассовый чек – документ, который печатает на специальной ленте кассовая машина.
Кассовый чек – фискальный документ, то есть имеющий отношение к уплате налогов в Российской Федерации, а так же других странах СНГ. Внешне кассовый чек (КЧ) – это полоска бумажной ленты прямоугольной формы. Кассовый чек является документальным подтверждением договора купли-продажи. Его наличие является одним из условий для возврата, обмена купленного товара. В настоящее время ст.25 п.1 ФЗ «О защите прав потребителей» говорит о том, что возврат товара возможен при наличии свидетеля. Однако, на практике, чек все же лучше сохранять.
На КЧ имеются следующие реквизиты:
Приветствие
Организационно-правовая форма и наименование продавца
ИНН продавца
Номер ККМ
Номер КЧ по порядку
Перечень товаров, купленных покупателем
Итоговая сумма
Иногда в КЧ указывается размер скидки, накопительные бонусы и т. д.
Большей частью в современных ККМ для печатания КЧ используется термобумага
Безналичные расчеты – это расчеты (платежи), осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Платёжное поручение (англ. Payment order) – это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Английский термин имеет мало общего со сложившейся российской практикой. Одной из разновидностей платёжного поручения является Money order, о котором идёт речь в английском разделе.
Расчёты с помощью платёжных поручений являются самой распространённой формой безналичных расчетов, как в России, так и в целом мире.
Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).
В соответствии с п.2.6 Положения ЦБР «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ», на основании заявления физического лица может быть сформировано заявление на периодическое перечисление денежных средств. Обычно платёжное поручение составляется в четырёх экземплярах: 1-й экземпляр предназначен плательщику, 2-й — банку плательщика, 3-й и 4-й передаются в банк получателя. Платёжные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика, но исполняются только при наличии достаточных средств на нем. Общие положения о расчетах платежными поручениями определены ст. 863 ГК РФ. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Платежными поручениями может производиться перечисление денежных средств:
за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг, или для осуществления периодических платежей;
в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Общий срок осуществления безналичных расчетов не должен превышать:
два операционных дня в пределах территории субъекта Федерации;
пять операционных дней в пределах территории РФ.
Платежное поручение составляется на бланке — форма 0401060.
После проверки банковским работником правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего), принятых к исполнению платежных поручений, в поле «Поступление в банк плат.» ответственный исполнитель банка проставляет дату поступления в банк платежного поручения.
Крайние случи в деятельности организации, но которые тоже могут быть это платёжное требование — это расчётный документ, содержащий требование кредитора (поставщика) к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк.
Наибольшее распространение платёжные требования получили при командно-административной экономике.
Для расчетов по платежному требованию необходим акцепт плательщика. Однако в определённых случаях (если это оговорено в договоре плательщика и получателя или если такой случай оговорён в законодательстве) возможно проведение расчётов без акцепта.
9. Вопросы безопасности, касающиеся жизни работающих, коммерческой информации о клиентах, продукции и торгово-технических процессах, прибыли, объема реализации, а также сохранности товаров и имущества, доступа к компьютерам и перспективным планам фирмы, соблюдения санитарных правил
Коммерческую тайну фирмы могут составлять:
учредительные документы (решение о создании Компании или договор учредителей) и Устав;
документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ;
документы о платежеспособности;
сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
документы об уплате налогов и обязательных платежах;
сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба;
сведения об участии должностных лиц Компании в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
о размерах имущества Компании и ее денежных средствах;
о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других Компаний, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;
о кредитных, торговых и иных обязательствах Компании, вытекающих из законодательства РФ и заключенных ею договоров;
о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.
Документы, составляющие коммерческую тайну, убирают в сейф, к которому имеют доступ только доверенные лица.
Сведения о клиентах, продукции и торгово-технических процессах, прибыли, объема реализации фирмы находятся у сотрудниках в их персональных компьютерах, на которых установлены индивидуальные пороли.
Вся продукция на складе страхуется, а для наилучшей доставки ткань упаковывают в полиэтилен и укладывают на деревянные поддоны.
Офис стоит на охране у организации ООО «ТАУЭР».
Склад расположен на оптовой базе, т.е. арендуется часть площади. В арендную плату входят также услуги охраны, расположенного на территории имущества ООО «Империя ткани».
Выводы и предложения
Исходя из проведенного анализа коммерческой деятельности за 2006, 2008 и 2009 года можно еще раз подчеркнуть, что самый не удачным годом можно считать 2008 год, так как фирма ничего не заработала, только погасила проценты по кредиту, зарплату и другие издержки обращения, поэтому можно предложить разработать программу по стимулированию сбыта продукции.
Так как на фирме уже есть сотрудники, взявшие на себя обязанности маркетологов, то можно предложить им разделить фронт работы. Например, первый работник выполняет исследования необходимые для материала по подготовке программы стимулирования сбыта, а второй на основании представленных первым работником материалов составляет программу нацеленную на повышение эффективности стимулирование сбыта.
Если руководство фирмы сомневается в высокой квалификации сотрудников или в том, что они могут создать эффективную программу, то можно предложить:
- либо, принять на работу маркетолога, на который грамотно будет выполнять свою работу и квалифицированно выполнять поставленные фирмой задачи;
- либо обратится к услугам консалтинговых организаций или независимым экспертам, для того, чтобы они, проведя анализ деятельности фирмы, могли предложить свои пути повышения стимулирования сбыта.