Рефетека.ру / Маркетинг

Курсовая работа: Анализ и планирование оптового оборота предприятия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Теоретические и методические основы анализа и планирования оптового оборота предприятия

1.1.   Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация

1.2.   Методика планирования оптового оборота

1.3.   Методы планирования оптового оборота      

2. Анализ оптового оборота ИП Хало С.Н.

2.1.   Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2.   Анализ динамики оптового оборота

3. Планирование и определение резервов роста оптового оборота

3.1.   Планирование общего объема оптового оборота

3.2.   Распределение плана оптового оборота по периодам времени и товарным группам

3.3.   Определение резервов роста оптового оборота      

Заключение

Библиографический список 

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

 

Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и на кого направлена их деятельность.

Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.

Планирование – важная функция управления любым предприятием. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о продажах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки мощностей предприятия и их использовании с учетом ожидаемых продаж. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

Оптовая торговля – это вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам.

 Показатель оптового оборота — важнейший на предприятии оптовой торговли. От него зависят все ос­тальные — доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.

В то же время планируемый объем продаж является резуль­тирующим показателем, который отражает различные аспекты дея­тельности предприятия — стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.

Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа.

Для решения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи в курсовой работе:

·                   изучить теоретические и методические аспекты темы курсовой работы на основе экономической литературы,

·                   изучить организационно-экономическую характеристику предприятия и проанализировать его основные экономические показатели,

·                   провести экономический анализ оптового оборота предприятия, выявить положительные и отрицательные черты в его развитии,

·                   провести планирование оптового оборота на будущий год,

·                   определить неиспользованные резервы роста исследуемого показателя с целью его увеличения.

Теоретической основой написания курсовой работы являются работы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемой теме, а также законодательство Российской Федерации и его структур, данные Госкомстата Российской Федерации, официальные инструктивно-методологические материалы, публикации в периодической печати, а также материалы собственных исследований.

Методической основой написания курсовой работы является использование в процессе планирования различных методов: экономико-математических, экономико-статистических, экспертных и т.д.

Объектом исследования в курсовой работе является торговое предприятие индивидуального предпринимателя Хало Сергея Николаевича, а именно, оптовая база «Сладкоежка», которая занимается оптовой торговлей кондитерскими изделиями.

Предметом исследования является оптовый оборот исследуемого предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Общий объем работы 62 страниц. Курсовая работа иллюстрирована 5 рисунками, 15 таблицами, 3 приложениями. Библиографический список включает в себя 24 источников.


1.   Теоретические и методические основы анализа и планирования оптового оборота предприятия

 

1.1. Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация

В соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции, услуг оптовая торговля представляет собой деятельность по перепродаже всех видов товаров для профессионального использования.

Оптовая торговля является связующим звеном между производством и розничной торговлей. Таким образом, основной функцией оптовой торговли является регулирование оптового рынка потребительских товаров, планомерное поддержание текущего соответствия между спросом и предложением [7. С.6].

Кроме этого, оптовая торговля выполняет ряд следующих функций:

·                          преодоление пространственного разрыва между производителями и потребителями;

·                          преобразование производственного ассортимента в торговый;

·                          формирование товарных запасов;

·                          хранение, доработка, подсортировка товаров;

·                          фасовка и упаковка;

·                          организация рекламных кампаний и маркетинговых исследований рынка и т.д. [18. С. 53].

Выполнение оптовой торговлей присущих ей функций способствует становлению и развитию региональных рынков потребительских товаров, а также созданию здоровой конкурентной среды не только на оптовом рынке, но и в сфере обращения, а, следовательно, и в экономики в целом.

Основным показателем, характеризующим деятельность оптовой организации является оптовый оборот, в свою очередь торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой оборота.

Оптовый оборот представляет собой реализацию товаров крупными

партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населения, промышленным и другим предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления [5. С.21].

Таким образом, в отличие от розничного товарооборота, отражающего продажу товаров непосредственно населению, оптовый оборот характеризует движение потребительских товаров из сферы производства в сферу обращения и внутри ее [7. С.20].

Сущность оптового оборота заключается в реализации потребительских товаров крупными партиями для дальнейшей их перепродажи или переработки. В результате оптового оборота товары перемещаются в системе товарного обращения, но в конечное потребление не поступают [15. С.116].

В составе оборота оптовой торговле учитываются:

·                          стоимость отгруженных (переданных) товаров на сторону, приобретенных ранее на стороне для целей перепродажи:

·                          комиссионное вознаграждение оптовых посредников (комиссионеров), совершающих сделки по купле-продаже от имени или за счет других лиц, фирм (комитетов)[8. C.443].

Оборот оптовой торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета по отгруженным (переданным) товарам в фактических продажных ценах, включающих снабженческо-сбытовую надбавку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы. Каждая отгрузка товара (выполнения работы, оказания услуги) оформляется составлением счета–фактуры и регистрацией ее в книге продаж и в книге покупок. Таким образом, обязательным признаком операции, относимой к обороту оптовой торговли, является наличие счета-фактуры на отгрузку товара. Суммарные данные оптовой торговли за отчетный период аккумулируются по кредиту счета 90 «Продажи» [8. С.436].

Оптовый оборот в соответствие со спецификой оптовой торговли

классифицируется по ряду признаков:

1.                Оптовый оборот по направлениям продажи (по видам) включает в себя

обороты по реализации, межрегиональный, межгосударственный и внутрисистемный:

1.1.                Оптовый оборот по реализации направлен на обслуживание потребностей внутреннего потребительского рынка, прежде всего потребностей предприятий розничной торговли и общественного питания.

1.2.                Межрегиональный оптовый оборот представляет собой оптовую реализацию потребительских товаров между различными предприятиями регионов страны и характеризуется перемещением товарной массы между отдельными регионами в основном в связи с неравномерностью территориального размещения и сезонностью производства и потребления товаров, а также в связи с объемом и структурой спроса региональных клиентов оптового предприятия.

1.3.                Межгосударственный оптовый оборот представляет собой оптовую продажу товаров за пределами государства (экспортный товарооборот) в соответствие с международными соглашениями различного организационного уровня (как на уровне государства, так и на уровне отдельных оптовых предприятий, организаций).

1.4.                Внутрисистемный оптовый оборот представляет собой продажу потребительских товаров между самими предприятиями оптовой торговли и возникает в случае территориального размещения предприятий оптовой торговли по стране или в результате ошибок в проведении закупок оптового предприятия и необходимости пополнения товарных запасов для удовлетворения потребностей своих клиентов [7. С22].

2. Оптовый оборот по формам продажи – отражает способ перемещения товаров при посредничестве опта и его партнеров-производителей и поставщиков – клиентам: розничной торговле, общественному питанию, промышленности, бюджетным организациям и т.д. [15. С.127].

2.1. Складской оптовый оборот представляет собой продажу товаров со складов оптовых баз, для чего оптовое предприятие закупает и концентрирует товары на своих складах, обеспечивает их хранение и формирование товарного ассортимента по заказам покупателей.

2.2. Транзитный оптовый оборот представляет собой продажу товаров непосредственно клиентам оптового предприятия, минуя различные промежуточные звенья, то есть без завоза на свои склады. Выделяют следующие виды транзитного оборота:

2.2.1. Транзитный оборот без участия в расчетах оптовой базы, то есть оптовое предприятие получает вознаграждение за организацию продвижения товаров, организацию посреднических услуг;

2.2.2. Транзитный оборот с участием в расчетах, то есть оптовое предприятие получает вознаграждение как собственник, оплативший стоимость товаров.

3. Оптовый оборот по клиентуре:

3.1. Оптовая продажа товаров предприятиям розничной торговли;

3.2. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров предприятиям общественного питания;

3.3. Оптовая продажа потребительских товаров промышленным предприятиям;

3.4. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров внерыночным предприятиям;

3.5. Оптовая продажа потребительских товаров другим предприятиям оптовой торговли;

3.6. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров зарубежным клиентам.

4. Оптовый оборот по формам собственности:

4.1. Оптовый оборот государственных (муниципальных) предприятий;

4.2. Оптовый оборот частных предприятий;

4.3. Оптовый оборот предприятий смешанной формы собственности.

5. Оптовый оборот по масштабу:

5.1. Национальный оптовый оборот;

5.2. Оптовый оборот регионов, субъектов РФ;

5.3. Оптовый оборот городов, районов;

5.4. Оптовый оборот отдельных предприятий, организаций.

6. Оптовый оборот по товарной структуре:

6.1. Оптовый оборот по реализации продовольственных товаров;

6.2. Оптовый оборот по реализации непродовольственных товаров;

6.3. Смешанный оптовый оборот.

7. Оптовый оборот по видам цен:

7.1. Оптовый оборот в действующих ценах;

7.2. Оптовый оборот в сопоставимых ценах.

8. Оптовый оборот по измерителям:

8.1. Оптовый оборот в натуральных показателях;

8.2. Оптовый оборот в условных показателях;

8.3. Оптовый оборот в стоимостных показателях [7. С.23].

Оптовый оборот – это важнейший показатель деятельности оптового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности оптового предприятия и от него зависит объем валовой и чистой прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности.

Оптовый оборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия (трудовых, материальных, финансовых) и общей суммы затрат на реализацию товаров. Оптовый оборот также используется для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста оборота [12. С. 85].

О значимости предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему оборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары [6. С.63]. При этом анализ оптового оборота способствует определению эффективности деятельности предприятия, выявлению недостатков и определению возможных путей дальнейшего развития предприятия.

 

1.2. Методика планирования оптового оборота

Планирование представляет собой процесс формирования планов развития торгового предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предшествующие периоды и стратегии работы на будущий период [С. 11].

Планирование продаж является необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.      

Планирование оптового оборота является одним из основных этапов в системе планов оптового предприятия, так как от его плановой величины зависят все основные показатели деятельности предприятия - доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия [7. С. 46].

Основой планирования оптового оборота является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.

Планирование оптового оборота осуществляется по следующим этапам (рис. 1).

Основной целью планирования оптового оборота предприятия является обоснование объема, состава и структуры объема оптового оборота на планируемый период с целью его оптимизации. При этом основными задачами планирования оптового оборота являются:

·              определение потребностей существующих и потенциальных покупателей, оценка их спроса,

·              изучение товарного предложения и тенденций его развития,

·              изучение экономических предпосылок планирования,

·              расчет общего планового объема планового оптового оборота;

·              планирование оборота по формам и видам продаж;

·              планирование товарных запасов и товарного обеспечения оптового оборота,

·              разработка рекомендаций по росту оптового оборота и оптимизации его состава и структуры.

Рис.1 – Этапы планирования оптового оборота [7. С.47]

Выбор объекта и предмета планирования зависит от поставленной цели. Соответственно, предметом планирования является оптовый оборот, а объектом – какое-либо конкретное предприятие торговли.

Качество результатов анализа и оценки также во многом зависит от полноты и достоверности собранной информации, правильности первичного анализа и синтеза информационных показателей.

Подготовительный этап включает в себя и такое направление, как изучение экономических предпосылок, которое заключается:

·                    в изучении законодательных, нормативных документов по вопросам учета и регламентации оптового оборота торговых предприятий, решений правительства и местных органов власти по вопросам социального и экономического развития страны;

·                    в изучении социально-экономических показателей развития отдельных регионов страны;

·                    степень развития рынка потребительских товаров и оценка его конъюнктуры;

·                    анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за предшествующий ряд лет, оказывающих влияние на оптовый оборот предприятия;

·                    оценка проводимой торговым предприятием стратегии на потребительском рынке;

·                    анализ возможностей предприятия торговли (материально-техническая база, состояние трудовых, финансовых материальных и нематериальных ресурсов) и оценка перспектив деятельности предприятий торговли.

На основном этапе планирования оптового оборота, во-первых, необходимо провести планирование общего объема оптового оборота, для чего нужно осуществить планирование оптового оборота по видам и формам продаж.

Планирование оптового оборота по видам продаж включает в себя планирование оптового оборота по реализации, межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оборота.

Планирование оптового оборота по формам продаж включает в себя планирование складского и транзитного оборотов.

Далее проводится распределение оптового оборота во временном и ассортиментом аспектах, а также планируются товарные запасы и рассчитывается товарное обеспечение оптового оборота.

На заключительном этапе планирования оптового оборота осуществляется SWOT – анализ деятельности оптового предприятия, выявляются резервы роста оптового оборота и оптимизации его структуры и состава, разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины оптового оборота [7. С. 62].

1.3. Методы планирования оптового оборота

Основной этап планирования оптового оборота предприятия, главным образом, заключается в расчете планируемого объема оптового оборота торгового предприятия на будущий год. Планирование оптового оборота торгового предприятия имеет свою специфику и осуществляется с применением различных методов.

Для планирования оптового оборота по видам продаж используются различные методы, выбор которых зависит как от наличия необходимой информации, требований точности и достоверности плана, так и от наличия квалифицированных специалистов, программного обеспечения и т.д.

Методы планирования оптового оборота по реализации представлены в приложении 1.

Для планирования межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оптового оборота целесообразно применение следующих методов:

·                          метод прямого счета, основанного на расчете плановой суммы объема оптового оборота на основе заключенных договоров поставки товаров, государственных программ и заказов;

·                          метод экспертных оценок, основанного на плановом расчете объема и структуры отдельных видов оптового оборота на основе суждений высококвалифицированных специалистов [7 C.54].

Для планирования оптового оборота по формам продаж, включающего в себя планирование складского и транзитного оборотов, используются методы, представленные в приложении 2.

При планировании оптового оборота по формам продажи следует учитывать следующие условия:

·                             увеличение доли складского оборота, чтобы повысить удельный вес товарных запасов в оптовой торговли;

·                             рациональнее распределить их между оптовыми и розничными предприятиями;

·                             создать благоприятные условия для маневрирования товарными ресурсами;

·                             обеспечение постоянного наличия на складах оптовых предприятий товаров в количестве и ассортименте, достаточном для своевременной подсортировки и снабжения розничной торговли.

Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота:

Похожие работы:

  1. • Анализ и планирование оптового товарооборота
  2. • Анализ оптовой торговли
  3. • Оптовый товарооборот
  4. • Планирование на предприятии
  5. • Задачи и порядок проведения анализа оптового ...
  6. • Предприятия оптовой торговли: понятие, функции ...
  7. • Характеристика функций оптовых предприятий в системе ...
  8. • Анализ и планирование финансово-хозяйственной ...
  9. • Экономический анализ оптового товарооборота
  10. • Финансовое планирование на предприятии
  11. • Оптовая торговля в ОАО "Камелия"
  12. • Концептуальные направления развития оптовой ...
  13. • Виды, формы и сущность оптовой торговли
  14. • Анализ оборота розничной торговли предприятия ...
  15. • Финансовое планирование на предприятии
  16. • Оптовая торговля и её роль в повышении ...
  17. • Организация оптовой торговли
  18. • Сущность планирования на предприятии
  19. • Прибыль как обобщающий показатель, её анализ и ...